Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине изображен эпизод из Ветхого завета. Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны. Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным. Он просит ее  вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель. Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова. Описание Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников — тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы — все это создает мистическую атмосферу. В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды. Цветовые контрасты ткани выделяют фигуры на общем темном фоне. Художник следует манере и технике, считавшейся в Академии художеств образцом, ее отличают господство классической схемы, построенной на геометрии правильных фигур, четкости разграничения планов и совершенстве рисунка. История На протяжении пяти лет художник выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году ему улыбнулась удача – за работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» он взял Большую и Малую золотые медали. Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 40  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/aendorskaya-volsheb...

Как же она предсказала поражение Израиля и гибель царя и его сыновей? Давид Кимхи отвечает: это «было сказано наугад» 8 . Действительно, были все основания предполагать именно такой исход событий: филистимляне были очень сильны, сражение должно было состояться на равнине (в изначально невыгодных для Израиля условиях) 9 , военачальник Израиля царь Саул был отвержен Богом и морально подавлен (моральный настрой играет важную роль, но разве мог Саул в таком состоянии достойно подготовить своих воинов к сражению?). Таким образом, исходя из имеющихся косвенных данных, любой мыслящий человек мог с высокой долей вероятности предсказать гибель Саула в битве; тем более такой вывод могла сделать волшебница, которая по роду занятий должна была обладать житейской мудростью (вспомним, что в Библии магия и языческая мудрость иногда упоминаются в одном контексте, см. Быт.41:8 ; Исх.7:11 ; Ис.44:25 ). Таким образом, представленная идентификация истории об Аэндорской волшебнице, как обмана, привлекательна тем, что полностью отрицает мистический элемент в самом событии, так что она может быть приемлема, в том числе для тех, кто признает историчность библейского повествования, но не допускает в ней иррациональной реальности. Однако ее недостатки – в необходимости добавления в саму историю ряда подробностей, которые хотя и логически допустимы, но кардинально меняют картину событий. 2. Явление злого духа. Суть версии: в ответ на действия волшебницы явился демон, который и действовал в данном случае в образе пророка Самуила. Сторонниками этой точки зрения в Древней Церкви были Тертуллиан , свт. Евстафий Антиохийский , свт. Григорий Нисский . Особенно подробно эта версия излагается в трактате святителя Евстафия Антиохийского «Рассуждение против Оригена на умозрение о чревовещательнице» (точка зрения Оригена будет представлена далее). Эта точка зрения в своей сути имеет немало общего с предыдущей версией; главное, что их объединяет – заявление об отсутствии Божественного вмешательства в ход событий и идея обмана; различие же в том, что обманщиком здесь считается демон, тогда как колдунья может даже рассматриваться, как еще одна жертва этого обмана 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В нем он выделил восемь основных проблем в понимании и переводе текста стихов 1-18 первой главы Евангелия от Иоанна и подробно остановился на двух проблемах: понимании термина ξουσα в стихе 12 и соответствующем переводе фрагмента данного стиха как «дал им возможность [или способность] стать детьми Божиими», а также выборе чтения «единородный Сын» или «единородный Бог» в 18-м стихе. Доцент Московской и Санкт-Петербургской духовных академий М.В. Ковшов в докладе «Роль Духа Святого в " Открывающей эсхатологии " (Inaugurated eschatology) св. ап. Павла» отметил, что дары Святого Духа в этой жизни будут также получены и в жизни будущего века. Связью двух веков является Сам Господь Иисус Христос. В докладе преподавателя Курской духовной семинарии священника Романа Коцапа «Анализ отрывка послания к Колосянам 2:8-10 " ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно " » было продемонстрировано понимание термина «философия» у иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также у церковных византийских писателей. Заведующий кафедрой древних и новых языков СПбДА иеромонах Варфоломей (Магницкий) выступил с докладом «Лексико-грамматические особенности глагольных форм в Синодальном переводе Нового Завета», в котором представил в систематическом виде специфику перевода глагольных форм Нового Завета в Синодальном переводе. В секции «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» также был представлен ряд докладов. Ректор Минской духовной академии , заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов) представил доклад «Суд Божий и суд человеческий: толкование Еккл. 3:15-17», ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Адрианов — « " Литература Премудрости " в современной библейской науке», профессор СПбГУ Е.Н. Мещерская — «Структура и особенности " Апокалипсиса " в апокрифе " Исход Марии " », заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин — «Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций», доцент СПбДА Д.Г. Добыкин — «Анализ Чикагского заявление о безошибочности Библии», доцент СПбДА Б.А. Тихомиров — «Книга пророка Амоса 5:25-27 — экзегетический экскурс», преподаватель МДА протоиерей Александр Тимофеев — «Забытое царство и утраченное единство: библейская археология на методологическом распутье», преподаватель СПбДА священник Александр Зиновкин — «Ишодад Мервский (IX в.) как комментатор Священного Писания», аспирант Института философии СПбГУ Ю.А. Снисаренко — «Историософская модель Втор. 30:1-10 в иудейских текстах периода Второго Храма» После каждого выступления участники заседания активно обсуждали представленные доклады. По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5274467.ht...

Сщмч. Мефодий († ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский), написал большое соч. «О воскресении» (De ressurectione; CPG, N 1812). Оно представляло собой диалог между сторонниками православного учения о воскресении и почитателями Оригена. Последние, по словам сщмч. Мефодия, считали, что воскресшее тело не будет тождественно телу человека при жизни, и рассматривали тело в качестве темницы, в к-рую душа заключена после падения. Космологические представления Оригена сщмч. Мефодий подверг критике в труде «О сотворенном» (De creatis; CPG, N 1817). Он также написал против Оригена трактат «О чревовещательнице» ( Hieron. De vir. illustr. 83; подробнее о критике сщмч. Мефодием учения Оригена см.: Patterson. 1992; Dechow. 1992). Согласно 1-й кн. «Апологии Оригена», составленной Памфилом, на рубеже III и IV вв. в отношении Оригена выдвигались обвинения в том, что он называл Сына Божия нерожденным (innatum); утверждал, подобно Валентину, что Сын пришел в бытие через эманацию (per prolationem... in subsistentiam venisse); в согласии с Павлом Самосатским , еп. Антиохийским, учил о Христе как о простом человеке (homo purus; ср. греч. ψιλς νθρωπος); считал всё, совершённое Спасителем, докетическим, а не реальным; проповедовал «двух Христов»; не признавал исторический смысл событий, описанных в Свящ. Писании; неверно учил о воскресении мертвых и о наказании нечестивых, отрицая, в частности, наказание грешных; заблуждался относительно состояния души; писал о переселении человеческих душ после смерти в тела животных ( Pamphil. Apol. pro Orig. I 5. 62-65). Свт. Евстафий , еп. Антиохийский († до 337), составил «Рассудительное слово (Диагностик) о чревовещательнице» (CPG, N 3350; Eust. Antioch. De engastr.), в к-ром выступил против оригеновского толкования ветхозаветной истории Саула и аэндорской волшебницы (1 Цар 28. 3-25). Т. о., к этому времени число спорных элементов оригенизма возрастает и охватывает помимо триадологии также христологию, космологию, эсхатологию и экзегезу. При этом многие из обвинений, выдвигавшихся против Оригена, не отражали реального содержания его учения. Влияние оригенизма на арианство. Рецепция учения Оригена в IV в.

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Только телевизор брешет про то, что кошмар сплошной. Кошмара нет никакого. Шампанское будет стрелять пробками в потолок, мы будем слушать куранты, президент, спаси его Господи, скажет слово своё о том, как надо жить в Новом году, поздравит, и мы должны будем помолиться. Непременно, все христиане должны будут осенить себя Крестным знамением и сказать: «Господи, прости меня! Я так прожил год, что даже не знаю, как поднять глаза на Тебя. Я плохо прожил год, у меня много было грехов, ошибок, много сделано всяких ненужных вещей, много нужного не сделано. Благослови, Святейший Создатель, Мудрый и Великий Создатель, вступить в Новый год с желанием прожить его лучше, чем прошлый год. Чтобы я к Тебе шёл, чтобы Ты мне помогал, чтобы я чувствовал Твою помощь, чтобы я хвалил Тебя, чтобы я Тебя славил, чтобы Имя Твоё святилось через меня и во мне. Да святится Имя Твоё, Создатель!» Т.е., Имя Твоё, да будет свято через мои дела. Вот как-нибудь так нужно будет помолиться, христиане, в Новый год, который уже совсем близко.             - Здравствуйте, батюшка. Был у вас слушатель, Алексей Кириллович, он умер в этом году, помолитесь пожалуйста, батюшка, это был очень достойный человек.             Каково ваше мнение относительно дискуссий, возникших по поводу Святых Царских Мучеников? Скажите пожалуйста, что такое помазанник? Даётся ли помазание навсегда? Что, вообще, оно даёт этому человеку? Даёт ли какую-то силу?..             - Как хиротония, так и помазание на царство не гарантирует безошибочности. Человек, как личность, сохраняет свободу. И, как священник может грешить, доктор - болеть, учитель - ошибаться, так и царь может быть помазанным, но не быть совершенным. Его помазание делает его отдельным человеком. «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла), - написано в Писании. Но это вовсе не значит, что помазанник абсолютно безгрешен и всегда прав. Например, помазан был Саул, но он ошибался, и идолопоклонствовал, и даже пошёл к волшебнице Аэндорской и т. д.

http://radonezh.ru/text/26-12-14-pryamoy...

Волшебница в принципе не могла своими действиями вызвать кого-либо, тем более пророка Самуила. М.Гейслер добавляет: «И как дух пророка не мог явиться здесь, так же не могло явиться и его тело: оно было погребено в Раме (25:1), тогда как явление случилось в Аэндоре» 4 . Что же тогда произошло? Здесь два варианта: или волшебница пользовалась «услугами» своего помощника, который из ямы в углу говорил голосом якобы Самуила (мнение Д.Кимхи), или она, обладая способностью чревовещания, сама говорила от имени Самуила (мнение М.Гейслера) 5 . В таком случае ее испуг при виде «Самуила» – также имитация, а на вопрос о том, как она узнала Саула, предлагаются разные ответы. Интересное, хотя и маловероятное объяснение дает иудейская легенда, которая говорит, что она была теткой Саула, матерью его двоюродного брата Авенира 6 (если так, то яснее ясного, как ей удалось «опознать» своего царственного племянника; к тому же Авенир, по той же легенде, сопровождал Саула и наверняка заранее предупредил свою мать о необходимости «разыграть спектакль» перед царем). Более вероятные версии: или волшебница идентифицировала Саула по внешним физическим данным (росту, телосложению и др., вспомним: и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа ( 1Цар 9:2 ), или же признала в нем царя по его властному тону (только сам царь, запретивший деятельность некромантов, мог авторитетно пообещать: жив Господь! не будет тебе беды за это дело), или же поняла, что только Саул мог желать встречи с умершим Самуилом 7 . Получается, что она узнала царя с момента его прихода, но какое-то время не подавала виду, чтобы в нужный момент неожиданным «открытием» заслужить еще большее доверие к себе! Последний вопрос: как объяснить ее слова Саулу и, самое главное, как же она смогла предсказать реальные события (поражение Израиля и смерть Саула)? Ответ: в пророчестве волшебницы нет ничего сверхъестественного, она предугадала ход событий. При внимательном рассмотрении текста становится ясно, что новая информация в словах «Самуила» содержится только в стихе 19, тогда как содержание стихов 16–18 – по сути, упоминание предшествующих событий (отвержение Саула после войны с Амаликом, избрание Давида), о чем могло быть известным многим в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

3. Введение. Происхождение эсхатологической концепции Эсхатология или " учение о конце " является непосредственным выводом из линейной концепции истории, которая всегда была господствующим хронологическим представлением в Израиле в отличие от циклической в греческом мире. Эсхатология является ожиданием того, что в будущем проявится особое действие Бога. Эсхатологические ожидания порождаются представлением о существовании причинно-следственных отношений между прошлым, настоящим и будущим. В допленную эпоху эсхатология выражалась через идею реализации Синайского завета, в пленную и послепленную – через реализацию Сионской концепции, связанной с династией Давида. То, что Бог создал Израиля, служит залогом будущего спасения, которое нередко рисуется как новый Исход (Ис 40.3-5, 9-11; 52.11-12). Если допленная эсхатология, говоря о " дне Яхве " , думает о конце истории, апокалиптическая литература раннего иудаизма уделяет внимание тому, что будет после конца, и размышляет о новом веке. Как модель Суда (дня Яхве) выступает история Потопа, за которой следует новое начало, его знаками являются новое небо и новая земля, заново созданные Богом (Ис 65.17, 66.22), новый Иерусалим (Ис 65.18-25), и, вероятно, рядом с ними и новый завет (Иер 31.31). Представление о параллельном существовании этого мира и того мира было чуждо религии Израиля. В своем развитии она преодолевала остатки язычества в виде культа предков (этим, в частности, вызваны запреты священнику участвовать в похоронах, см. Лев 21.1, 11). В Библии старый языческий культ находит неясное отражение в сцене Аэндорской волшебницы (1Цар 27.7-25) и в термине " шеол " , с которым не могут быть связаны никакие отчетливые представления. Загробное существование, как и представление о послесмертном бытии души полностью отвергается. Трансцендентный (потусторонний) мир существует не рядом с этим миром, а после него, т.е. в конце истории. Начало потустороннего мира совпадает с концом этого мира. Поэтому закономерно в еврейской традиции имеются термины для того и другого " этот мир " и " мир грядущий " (олам хазе и олам хаба). Ср. концепцию двух веков в 3Ездры 7.50.

http://religare.ru/2_22913_1_21.html

Апостол разъясняет, что «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице, духам, сошедши, проповедал» ( 1Петр. 3:18, 19 ). И в другом месте Писания о том же читаем: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет. 4:6 ). Какое значение имеют для нас приведенные свидетельства св. Писания? Во-первых, они убеждают, что души умерших не уничтожаются, как думают адвентисты; во-вторых, мы узнаем, что души умерших пребывают в сознательном, разумном состоянии, потому что души людей, умерших до крестной смерти Христа, слушали и понимали проповедь и благовестие сошедшего к ним в ад Спасителя; в-третьих, утешаясь приведенными свидетельствами Писания, мы «сохраняли надежду» ( Рим. 15:4 ) на то, что не умрем душой, как не умер душой Своей Спаситель, и будем жить «по Богу духом», как и те, кому благовествовал в аде Господь: душа Спасителя не умирала, а мы – подобны человеческой природе Спасителя, по сказанному, что Он, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» ( Фил. 2:7 ). Чем еще можно доказать, что умершие действительно живут своими душами? Это можно доказать тем, что бывали случаи, когда люди умершие являлись кому-либо из живущих еще на земле людей. Так, напр., Самуил явился Аэндорской волшебнице, обличил в нечестии присутствующего у нее для ворожбы царя Саула и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши: «завтра ты и сыны твои будете со мною», что и исполнилось. Пр. Самуил, значит, живет после своей смерти вполне сознательной жизнью и даже знал, что будет с Еврейским народом и его царем Саулом ( 1Цар. 28:11–19 ). Что отвечают адвентисты, когда им указать на пример явления пророка Самуила? Они говорят, что это не Самуил явился, но диавол в образе Самуила. Что сказать на это адвентистам? Должно сказать, что они лгут на св. Писание, потому что ниоткуда не видно, что Саулу являлся диавол, а не Самуил. Напротив, Писание подтверждает явление именно Самуила. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о Самуиле: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сирах 46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В другом случае сектанты почему-то считают, что вера в бессмертие части человека делает бессмысленным веру в воскресение всего человека. И это предположение является примером порочной логики. Непонятно, почему вера в существование души должна была бы привести Марфу к неверию в воскресение плоти. Ведь одно с другим не входит во взаимное противоречие. Или из молчания Лазаря выводят утверждение, будто он ничего не видел. А это пример нарушения логического закона о необходимости достаточного основания. Ведь молчание не является свидетельством ничего. Саул у Аэндорской волшебницы: «Тогда женщина спросила: кого же вывести тебе?.. И увидела женщина Самуила и громко воскликнула». Волшебница по обычаю хотела вызвать демона-обольстителя, но она увидела того, кого она не ожидала. Если бы были правы сектанты, и это был обычный спиритический сеанс, на котором явился бес в облике Самуила, тогда непонятна реакция волшебницы, привычной к общению с этими духами. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила в подобие тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его потомках: «...для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил через меня; отнимет Господь царство из рук твоих...» ( 1Цар. 28 ). Если бы сектанты были правы, то тогда бес мог бы давать истинное пророчество «что произойдет» прежде, чем оно произошло волей Бога. Но бесы служат своему господину – отцу лжи, поэтому они последовательны в неправде. Об этом же событии свидетельствует Иисус, сын Сирахов: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир. 46:23 ). Но даже если признать позицию адвентистов, что эту информацию человеку открыли демоны, тогда опять же следует признать факт существования субъекта (которым овладел бес), воспринимающего бесовские внушения после смерти телесной оболочки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И когда одержал Давид победу над Голиафом, выйдя против него с пращой и камнем угодив ему в лоб, в височную часть, и отсек ему голову; и когда с победой возвращался Саул, народ выходил – женщины хороводы устраивали и пели: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч. Вот эта фраза ему и открыла всё: вот кто его преемник, вот кому «дают» десятки тысяч ещё при моей жизни. Ему не хватает только царства. Вот с этой поры он и намеревался Давида убить. Тот ему играет – а этот неожиданно метнёт в него копьё! Но Господь Давида хранил. И Давид потом, видя, что подозрительность Саула не пропадает, в конце концов он его убьёт, то просил , чтобы тот удалил его от себя. И Саул согласился. И поставил его над тысячью человек и посылал его в самые опасные экспедиции военные с тем, чтобы он был убит. Но, Господь Давида хранил, и он возвращался живым. Тогда Саул решил его погубить через брак на одной из своих дочерей, думая, что дочь Мерова станет для него западнёй, но она его полюбила по-настоящему и спасла ему жизнь. забросил свои государственные дела, став преследовать Давида, но симпатии народа были на стороне Давида, и воины из всех колен постепенно переходили к Давиду. И когда Давид и 400 его человек, скрываясь от Саула, пришли в небольшой городок Номву, где находилась Скиния, Давид, с войском своим голодным, просит у священника хлеба, еды, но тот говорит, что у меня нет ничего, кроме священных хлебов, которые могут есть только священники: дал ему эту святыню и подарил ему меч Голиафа, который хранился, как трофей, в Скинии, думая: близкий к царю человек, – он не знал всей этой закулисной борьбы. А когда Саул узнал об этом, то вызвал этого Ахимелеха и сказал: и ты на его стороне, Ахимелех? – ты должен умереть, – и поразил его мечом и разорил дотла весь городок Номву, поразив всех священников – даже пошёл на убийство священников. Вот это было, пожалуй, его самое такое преступление. А в битве с филистимлянами, перед битвой, он совершает ещё одно дело: запретив обращаться к ведунам, колдунам, он обращается к Аэндорской волшебнице с просьбой, чтобы она вывела к нему дух Самуила пророка и чтобы тот сказал, что его ждёт в битве, которая будет утром: одержит он победу или нет? И вот текст трудно понимать. Посмотрите 1-ю Царств, найдите 28-ю главу. Читаю с 3-го стиха:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010