Скачать epub pdf Глава 6. НЕЧИСТОТА РОДОВОЙ ЖИЗНИ Ветхозаветное учение и его истолкование в христианстве Две теории в христианской письменности: отрицание нечистоты родовой жизни в древнейшее время и ее признание в более поздних памятниках морального, канонического и литургического характера Духовная нечистота как единственный источник физиологической Односторонность индивидуалистической точки зрения и значение наследственности Из предшествующей главы мы видели, что христианство безусловно положительно относится к физиологической стороне родовой жизни. Но в то же время общеизвестны многочисленные и довольно сложные предписания Ветхого Завета о нечистоте родовых физиологических процессов, наряду с предписаниями о нечистоте известных видов пищи, тел умерших и некоторых болезней (например, Исх. 10, 10–15 ; Лев. 11, 24–38 и мн. др.). А если взять канонические и литургические предписания Православной Церкви, то и здесь мы найдем целый ряд предписаний, по-видимому, исходящих из идеи субстанциальной нечистоты родовой жизни, по ее физиологической стороне. Ввиду этого возникает сомнение, правильно ли выяснено в 5 главе нашего исследования христианское воззрение на физиологию родовой жизни, и, чтобы устранить это сомнение, мы в этой, 6 главе прежде всего попытаемся выяснить, как смотрела древняя христианская Церковь на ветхозаветное предписание о нечистоте родовой жизни, а затем попробуем раскрыть и истинные мотивы аналогичных предписаний Православной Церкви. В древней христианской письменности мы встречаем различные объяснения происхождения ветхозаветных предписаний о нечистоте брачной жизни. Довольно часто древние христианские писатели объясняют эти предписания моральными или прообразовательными целями. Такое объяснение находим, например, в толкованиях канонов Феодора Вальсамона и у повторяющего Вальсамона Властаря в его Афинской Синтагме. «Хотя законом Моисея, – пишет Властарь, – семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно чрез телесные страсти показывал душевные недуги и чрез невольные (грехи) преследовал вольные, ибо если естественное считается нечистым, то тем более сознательная похоть; ибо закон сени телесными предметами предобучал иудеев, как детей, чтобы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей» 362 . И еще много ранее Климент Александрийский высказывает мысль, что Ветхий Завет требует омовения после известных процессов не потому, что гнушается ими, а предвозвещая другое омовение – в крещении 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Содержание Правило 1. Осий епископ града Кордувы рек: подобает из самых оснований искоренити не столько худое обыкновение, сколько вреднейшее расстройство дел церковных. Никому из епископов да не будет позволено из малого града приходити в иной град. Ибо в сем деле явна причина, для коей оно предприемлется: потому что никогда не можно было обрести ни единого епископа, который бы из великого града во град меньший переведен быти тщался. Отселе явствует, что таковые пламенною страстью многостяжания возжигаются, и гордости более работают, да получат большую, повидимому, власть. Итак будет ли угодно всем, да суровее наказуется толикое развращение? Мню же, яко таковым не должно имети общения ниже наравне с мирянами. Все епископы рекли: угодно всем (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 13, 16, 18, 21; сердик. 2, 17; карф. 48). Правило ссылается на пагубное расстройство церковного управления ( βλαβερωττη των πραγμτων διαφθоρ), происходившее вследствие того, что некоторые епископы, стремясь перейти на другие кафедры, оставляли те, на которые раньше были поставлены. Причиной, по которой так поступали епископы, была страсть к большим материальным выгодам и желание достигнуть большей власти, потому что, как говорит правило, никогда не нашлось епископа, который бы настаивал на перемещении из большого города в меньший, из богатой епархии в бедную, но всегда обратно. Подобные переходы епископов осуждались и до этого собора (Ап. 14; I всел. 15); но, как видно, некоторые епископы плохо соблюдали канонические постановления, вследствие чего отцы сердикскаго собора признали необходимым усилить эти постановления, почему и предписывают поступившего таким образом епископа не только извергнуть из сана, но запретить ему даже пользоваться в церкви правами мирянина, т.е. лишить всякого общения с верными Примечания: 1. Большинство правил этого собора были предложены его председателем еп. Осием кордубским, вследствие чего в оригинале эти правила начинаются словами: " Осип епископ... рек... " ; только три правила (4, 18 и 20) были предложены Гаудептием, епископом наисским (в Дании), и одно (16) - епископом солунским Афтием. В Пидалионе пропущены, как имена этих епископов, предлагавших правила, так и согласие собора со сделанными предложениями, что также находится в оригинальном тексте правил. Автор. В Книге правил всех правил этого собора 20, а в Афинской Синтагме и у автора, который следует Аф. Синтагме, всех правил 21, причем излишек здесь получается вследствие разделения 18 правила на два: 18 и 19. Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Карфагенского Собора Часть 1 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил – 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы. 1 . Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5 и 14 правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Бедная страна богатых людей Бедная страна богатых людей    Мы поместили статью Синод Элладской Православной Церкви сделал новогодний подарок политикам    и    ответ на нее . Все это можно свести к одной мысли: некий злой дядя виноват в бедах Греции... По отзывам наших читателей стало ясно, что никто не понимает сложившейся обстановки. Легче всего обвинить массонов и начать с ними бороться. Лучше давайте  попробуем разобраться в ситуации.- Исихазм.ру   Картинка во  времея получения кредита, а именно май 2010:   В греческом зале Евросоюза — пожар, который грозит банкротством целой страны и обрушением евро. Тушат как могут: саммит ЕС представил многомиллиардный план помощи, согласованный с Афинами и МВФ. Греки, которых он должен спасти, уже поблагодарили — всеобщей забастовкой с погромами. Есть жертвы. Рослые мужчины нордического типа в костюмах и с пухлыми сумками через плечо пересекают главную афинскую площадь Синтагма.   От Минфина до отеля " Великая Британия " всего-то пара минут пути, но иностранцам хватает, чтобы потонуть в море впечатлений. Итак: движение перекрыто, по площади шагают профсоюзные толпы с плакатами, скандируя лозунги против сокращения зарплат. Подальше — митинг коммунистов с флагами, из мегафонов льются партизанские песни. Лавируя мимо продавцов бубликов и лотерейных билетов, а также африканцев, разложивших на простынях контрафактный товар, официальные лица с удивлением утыкаются в забитое кафе, посетители которого беспечно потягивают холодный кофе фраппе.   Уже на ступеньках отеля их догоняет корреспондентка греческого ТВ и выкрикивает по-английски с ужасным акцентом: " Вам нравится Греция?! " " Нет-нет! " — рассеянно отвечает глава делегацииМеждународного валютного фонда, прежде чем нырнуть в спасительную тень здания. Кризисная Греция недаром бурлит: страна зависла над пропастью банкротства. Бдения в Минфине пополняют краткий курс греческой действительности, который преподали на площади инспекторам МВФ.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=390

Правило 29 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Епископа низводити на пресвитерскую степень есть святотатство. Аще же некая праведная вина отстраняет его от епископского действа: то не должен он занимания и пресвитерского места. Но аще без всякие вины отстранен от своего достоинства: то да будет восстановлен в достоинство епископства . ( Трул. 3 , 26 ; Анкир. 1 , 2 ; Неокес. 9 ; Василия Вел. 27 , 70 ) . В сербском издании мы перевели целиком это правило с греческого текста, как оно значится в Афинской Синтагме. В русских синодальных изданиях Книги правил второй половины этого правила не имеется 1006 . В Кормчей оно гласит: «Аще сводит епископа в пресвитерство, святотатец есть, аще бо повинен неосвящен, сведенный же без вины, да будет епископ» 1007 . Начало второй половины правила показывает, что первая должна была быть чьим-либо предложением или заявлением; из актов же собора мы узнаем, что таковое предложение именно и сделано было, после того как выслушано было донесение римских легатов, на каковое предложение дал согласие и Анатолий константинопольский, а затем оно усвоено и всем собором 1008 . Это правило не было издано на 15-м заседании этого собора, как прочие правила, отдельным правилом, а оно есть решение, состоявшееся на 4-м заседании собора, по поводу жалобы Фотия тирского против Евстафия беритского, низведшего противозаконно на пресвитерскую степень трех епископов, поставленных Фотием 1009 . И это решение, как таковое, содержащее в себе каноническое определение, принятое халкидонским собором, присоединено было впоследствии к остальным правилам того же собора. Правило это само по себе ясно: если кто-либо недостоин, вследствие какого-либо преступления, совершать святыя тайны, то он этого недостоин на всех ступенях иерархической лестницы – на епископской, пресвитерский, он лишается, таким образом, вообще священства; считать кого-либо недостойным продолжать священное служение в епископской степени, между тем того же считать достойным продолжать то же служение в пресвитерский степени, низводить, таким образом, кого-либо в наказание с епископской степени на пресвитерскую, – это халкидонские отцы называют святотатством ( ιεροσυλα). Если кто-либо совершил преступление, которое лишает его права совершать, в качестве епископа, служение Богу, то преступление лишает его права и как пресвитера совершать то же служение, ибо евхаристийная тайна одна и та же, которую совершает как епископ, так и пресвитер, и такой должен быть лишен вообще священства; если же он неповинен в преступлении, то должен сохранить за собою свое достоинство. За небольшое преступление он может быть подвергнуть той или другой категории епитимии, но во своей степени на низшую иерархическую степень в наказание низведен быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

1 Правила Никифора Исповедника (†818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем. 2 Некоторые (но не все) из этих правил вошли в нашу славянскую Кормчую (упом. изд., II, гл.5). Ред. 3 Ср. 81-й ответ Симеона Солунского [Migne, s.g., t.155, col.945 и сл. Cp. pyc. перевод в изд. «Писания св. отцев и учителей церкви» и пр., III, стр.218—221]. 4 См. статью проф. А.С. Павлова об этом синодальном предписании патриарха Сисиния в «Византийском Временнике» (СПб. 1895, II,152—159); ср. также и Zhishman, Eherecht, S.414, Anmerk.2. 5 Аф. Синт, V,441. 6 Венец. изд. 1891 г., стр. 253. То же и в нашем Б. требнике (изд. Москва, 1808, 44 об.). 7 Ср. Аф. Синт., IV,402. Кормчая, III,14 (упом. изд., I,28). 8 Ср. Nov.XXVI. Leon. et Constant. в изд. Zachar., III, 49 и сл. 9 Nov.XL в изд. Zachar., III,128 и сл. 10 См. по этому вопросу 62 канонический ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IIV,494, а также статью А.С. Павлова: «Могут ли незаконнорожденные быть поставлены на священнослужительские места?» (Церк. Ведомости, 1889, стр.226 и сл). 11 Аф. Синт., II,376—377. 12 Аф. Синт., IV,462—463. Ср. Алф. Синт. М. Властаря, К,8 (Аф. Синт., VI,321).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3705...

Новости В центре Афин прошел массовый митинг против легализации однополых браков 12.02.2024 14:34 Фото: tass.ru Афины, 12 февраля. Массовый митинг против легализации браков однополых пар и усыновления ими детей прошел в воскресенье на центральной афинской площади Синтагма в центре греческой столицы, передает корреспондент ТАСС . В находящемся в центре площади парке напротив парламента Греции была установлена трибуна для выступающих, которые выражали свой протест против однополых браков. Сотни людей, полностью заполнивших парк, держали в руках греческие флаги, иконы и кресты, а также плакаты с лозунгом «Мы говорим «нет» радикальному законопроекту об однополых браках и деторождении». Выступавшие подчеркивали, что «страна должна вернуться к своим христианским корням и традициям». «Греческие патриоты, готовьтесь к борьбе! Они хотят развалить Грецию, разрушить нашу веру в Христа и Богоматерь, ликвидировать наш язык, а теперь и традиционную семью!», «Скажем мощное «нет» правительству, которое пытается совершить преступление по отношению к греческой семье!» – заявляли ораторы. Акцию организовал ряд православных организаций - Движение за традиционную греческую православную семью «Мама, папа и дети», Православное благотворительное объединение «Святой Алексий, человек Божий», Православное благотворительное братство «Святой Иоанн Милостивый», Православное миссионерское братство «Крест», православная ассоциация «Агиос Саввас», Всегреческая ассоциация представителей православной традиции и другие. На митинге также были и руководящие работники некоторых политических партий. В частности, были представители партий «Демократическое патриотическое движение - Победа» («Ники»), «Спартиатес» («Спартанцы»), Народный православный сбор (ЛАОС). Присутствовали также православные священники, хотя официально Элладская православная церковь (ЭПЦ) дистанцировалась от участия в общественных собраниях на данную тему. В частности, по предложению архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима Священный Синод решил, что Церковь не будет участвовать в акциях протеста.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Спустя 17 лет завершена реставрация Благовещенского собора в Афинах Афины, 19 апреля 2016 г. Спустя семнадцать лет после начала реставрационных работ в кафедральном соборе Элладской Православной Церкви — храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Афинах (иначе — Митрополи), восстановленный собор наконец-то можно увидеть без окружавших его долгие годы строительных лесов, сообщает Седмица.ру по информации греческого информационного агентства «Ромфея». / Необходимость в проведении реставрации исторического храма была обусловлена значительными повреждениями, которые собор получил в результате землетрясения в сентябре 1999 г. Кроме того, на состоянии здания, которое стало критическим, сказалось строительство линии Афинского метрополитена — от площади Синтагма к Монастираки. Бюрократические проволочки и проблемы с финансированием реставрационных работ привели к тому, что восстановление собора затянулось на долгие годы. Два Афинских Архиепископа — Блаженнеший Христодул и сменивший его после его кончины Блаженнейший Иероним — приложили значительные усилия для того, чтобы сегодня жители греческой столицы и гости Афин смогли увидеть собор в его первоначальной красе. 18 апреля были удалены последние строительные леса, которые скрывали фасад собора. Вскоре общественность будет иметь возможность увидеть во всех деталях также и интерьер церкви с восстановленными фресками. Величественный собор в центре Афин, проект которого был разработан австрийским архитектором бароном Теофилом фон Хансеном, был возведен в 1842–1862 годах. В плане церковь представляет собой крестообразную купольную базилику. С 1857 года строительством собора руководил французский архитектор Франсуа Буланже, которому помогал Панайотис Калкос, ответствененный за выполнение строительно-монтажных работ. Материал из 72 разрушенных к тому времени византийских церквей Афин был использован для строительства нового собора. Фрески внутри собора являются произведениями Спиридона Гиаллинаса и Александра Сейтца, они следуют византийской традиции, в то время как орнаменты стенописи были исполнены художником Константином Фанеллисом из Смирны.

http://pravoslavie.ru/92651.html

23 сентября 2020 г. от рака печени преставился ко Господу схиархимандрит старец Тимофей (Сакк а с) – игумен монастыря Св. Духа Утешителя (Параклита), что недалеко от г. Оропос (область Аттика, Греция). Будущий старец родился в 1933-м г. в Воронеже, в семье греков – Георгия и Деспины Саккасов. Детские годы провел в Евпатории. В 1944-м г. советские власти поставили крымских греков перед выбором: либо принять советские паспорта, либо отправляться в ссылку. Семья Саккасов отказалась. Как рассказывал старец, за ночь пришлось собраться в ссылку. Но в итоге отказавшимся повезло, т. к. их сослали в теплый Узбекистан, а тех греков, что взяли советское гражданство, – в Сибирь. Так Саккасы оказались в Узбекистане, в г. Коканд. Из детских воспоминаний геронда рассказывал следующий случай: в те голодные, бедные времена его мать Деспина готовила «конфеты» – абрикосовые семена, смоченные в сахарном сиропе. Однажды, собирая косточки, он забрел в сад одного узбека. Хозаин схватил мальчика, думая, что тот ворует абрикосы. Каково же было его удивление, когда оказалось, что мальчик собирал исключительно косточки, в мешочке не оказалось ни одного абрикоса! Изумленный такой честностью, хозяин сам наполнил мешочек ребенка абрикосами и проводил его. «Узбеки – народ справедливый!» – говорил старец. О. Тимофей (слева) на заложении монастыря Параклита, 20 июля 1963 г.      В 1948-м г. семья Саккасов получила возможность эмигрировать в Грецию. Для будущего служителя Господня здесь уже открылись совсем другие возможности. В 1959-м г. он окончил общеобразовательную школу и поступил на Богословский факультет Афинского университета. В 1962-м г. был пострижен в монашество и рукоположен в диакона. Через два года о. Тимофей принял священническое рукоположение и получил сан архимандрита, став настоятелем храма Св. вмч. и Целителя Пантелеймона в пригороде Афин Керацини. Молодой и энергичный настоятель вдохнул новую жизнь в угасающий мигрантский приход В 1966-м г. архим. Тимофей был назначен настоятелем русскоязычного прихода Афин в Свято-Троицком соборе, что на центральной афинской площади Синтагмы (Конституции). Молодой и энергичный настоятель вдохнул новую жизнь в угасающий мигрантский приход. Именно он начал практику праздничных ночных бдений, ставших популярными по всей Греции. Чтоб молодое поколение русских мигрантов не теряло связь с приходом, о. Тимофей ввел практику двухязычной службы – на церковнославянском и на греческом языках. Одним из важных дел о. Тимофея стало основание русского Дома престарелых в пригороде Аргируполисе, с домовым храмом в честь Преп. Серафима Саровского. В 1976-м г. русская диаспора Афин наградила о. Тимофея благодарственной Грамотой за его весомый вклад в жизнь общины.

http://pravoslavie.ru/134179.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010