Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости 28 октября, 2010 Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, катакомбного архиерея, воссоединившегося с Московской Патриархией в 1945 году. Однако здесь мы будем говорить не об исторических событиях, в которых он участвовал, а о том, как святость существует в историческом времени. Тем более что речь здесь идет о XX веке, то есть почти о современности Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво Почти современники Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия. Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности. Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей. Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей. В свое время Д. С. Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли». Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.

http://pravmir.ru/afanasij-saharov-kogda...

Епископ Афанасий Ковровский: Смирись, гордый человек Трижды посылал я написанное, — два раза написанное пропало в дороге, в третий раз черновичок дошел, и копия с него представлена по назначению. Я решил воздержаться пока от каких-либо новых шагов. Когда придет время, и мои предположения окажутся нужными, Господь Сам направит и устроит. 26 декабря, 2012 Трижды посылал я написанное, — два раза написанное пропало в дороге, в третий раз черновичок дошел, и копия с него представлена по назначению. Я решил воздержаться пока от каких-либо новых шагов. Когда придет время, и мои предположения окажутся нужными, Господь Сам направит и устроит. Из избранных писем святителя Афанасия Исповедника, епископа Ковровского Л. И. Синицкой 28 февраля 1946, г. Верхние Чебулы, Кемеровская обл. (Сибирские лагеря) 15/28-II-46 Милость Божия буди с Вами, родная моя Людмила Ивановна! Священноисповедник Афанасий (Сахаров) Я и батюшка сердечно приветствуем Вас с наступающей святой Четыредесятницей. Молитвенно желаем провести ее как должно и, постясь телесно, обильно насыщаться роскошных яств от богатой трапезы, которую предлагает нам Святая в Триодионе, — в особенности же вкусить источника бессмертного. Ваше письмецо получил накануне Весьма рад ему и глубоко благодарен Вам. Простите, что не ускорил [с] ответом. Как здоровье Вашего внучка? Мы ежедневно вспоминаем его. Господь утешает нас возможностью ежедневно вечером совершать вечерню, утром часы, утреню правим «по келиям», «на ложах умиляясь», или, вернее, — ленясь. В праздники правим и утреню. У нас есть иерейский молитвослов и избранные песнопения. Благодарим Бога и за это, но скучаем, не имея большего. Бытовые условия у нас удовлетворительны. Холодновато только, особенно когда ветреная погода, а дров последнее время почти нет. На наше счастье, зима сравнительно теплая, в феврале были оттепели. Не так часты стали ветры. Здоровье мое хорошо, работа не обременяет. Досадно только, что много времени занимает забота о желудке. Но, видно, это для смирения. Не возносись, гордый человек, нечем тебе гордиться, когда ради чрева ты готов оставить все другое.

http://pravmir.ru/episkop-afanasij-kovro...

7 февраля Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предлагаем богословско-филологический комментарий творения святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, – стихир на стиховне «Земле Русская» этого праздника. Святая Церковь чествует 7 февраля пострадавших в годы гонений на Христову Церковь в XX веке. Это поминовение совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов . 7 февраля 1918 года стало поворотным в истории, поскольку вечером этого дня был расстрелян священномученик Владимир (Богоявленский). Стало понятно, что расстрелы – это не отдельные случаи притеснения неугодных, но целенаправленная война против Церкви. Поэтому именно в указанный день было установлено особое поминовение пострадавших за веру в безбожное время. Епископ Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев занялись составлением службы всем русским святым. Они исправляли первоначальную версию службы, составленную иноком Григорием в XVI столетии . Текст епископа Афанасия (Сахарова) и Б.А. Тураева был принят на Поместном Соборе до его закрытия, несмотря на то, что служба была до конца не готова. В дальнейшем текст претерпел ряд изменений и исправлений, поскольку само празднование находилось под угрозой из-за новой волны гонений. Скончался и Б.А. Тураев, который активно поддерживал праздник Всех святых, а владыка Афанасий по своему смирению не дерзал в одиночку исправлять текст службы. Осенью 1922 года во время первого ареста он вместе со своими единомышленниками все же отредактировал и дополнил службу всем русским святым. Изменения были связаны и с тем, что появилась возможность совершать службу не только в воскресный, но в любой другой день . Первый раз празднование всем русским святым было совершено 10 ноября 1922 года по исправленной службе . А в 1946 году вышло издание Московской Патриархии «Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим» . Сама служба была с цензурными правками, были удалены упоминания о новомучениках:

http://pravoslavie.ru/137160.html

Подпишитесь на наш Телеграм Священномученик Фаддей (Успенский) (1872–1937) Есть такое историко-философское клише: русской мысли, что светской, что духовной, свойственно особенное внимание к народному началу, к судьбе России, к «русскости». Священномученик Фаддей (Успенский) — 150 лет со дня его рождения мы отмечаем 12 ноября — вполне этому клише соответствует. Однако в его случае внимание к этническому измерению социального бытия — это не просто обязанность проповедника, не просто проявление пастырской заботы. Это следствие внятно выраженной богословской позиции. Необыкновенный, редкий человек Владимирская тюрьма, 10 ноября 1922 года. В 172-й камере шла церковная служба. Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) возглавлял празднование Всем русским святым — впервые по исправленному (а по большом счету заново составленному) тексту. Ему сослужили, как выражался владыка Афанасий, «единомыслящие с ним почитатели праздника Всех русских святых», — несколько архиереев, в числе которых был и архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), заключенный под стражу за распространение антиобновленческих посланий патриарха Тихона. Священномученик Фаддей (Успенский) в дореволюционные годы делал церковно-академическую карьеру, дослужившись до ректора Олонецкой семинарии, а с 1908 года — архиерейскую. Несколько епископских кафедр от Волыни до Твери, после революции — аресты, борьба с обновленчеством, безоговорочное принятие Декларации митрополита Сергия 1927 года, вновь арест и гибель во время Большого террора. Это внешняя череда фактов, а внутреннего владыку не интересовало ничего, кроме богослужения, Священного Писания , церковного учительства, молитвы. «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное», — так писал о нем патриарх Тихон, но то же самое о нем могли сказать многие: от студентов Олонецкой семинарии до уголовников в Калининском СИЗО. Епархиальный дом во Владимире-Волынском, в котором жил священномученик Фаддей; на здании установлена плита в память об этом

http://blog.predanie.ru/article/kak-russ...

Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова)/Авт.-сост. Г. И. Катышев. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 496 с. В издательстве «Сретенского монастыря» вышла книга «Славы Божией ревнитель: житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова)». Автор-составитель Г.И. Катышев. Книга состоит из трех разделов. Первый раздел - «Исповедник епископ Афанасий (Сахаров)» - представляет собой жизнеописание святителя, второй – избранные труды владыки: «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем», «Настроение верующей души по Триоди Постной», «О шестопсалмии», «О ектении после повечерия и полунощницы», «Чин литии, совершаемой после вечерни в воскресные дни Святой Четыредесятницы и во иное время» и другие произведения. Кроме того, книга содержит «Автобиографию» святителя Афанасия, справочно-исторические материалы, сведения об источниках, литературе. Третий раздел, «Приложение», включает Акафист святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу, синаксарий на память святителя, а также Службу на преставление иже во святых отца нашего Афанасия Песнописца, епископа Ковровскаго, исповедника Российскаго. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом и рассчитана на широкую читательскую аудиторию: она будет интересна и полезна как тем, кто профессионально интересуется гимнографией, так и только воцерковляющимся людям. СИНАКСАРИЙ НА ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ, ЕПИСКОПА КОВРОВСКАГО, ИСПОВЕДНИКА И ПЕСНОПИСЦА Сей славным правоверия учителем подобник и безсмертия тезоименитый Афанасий измлада во святом и древнем граде Владимире жительство име. Малу же зело ему сущу возрастом, отец скончася, но мати благочестивая в преданиих Православия и добродетелех сына своего воспита. Удивления достойно, яко той игранием детским не внимает разумом, прилежа всегда рукоделию в доме матернем, аки бы в келлии, и молитвам теплым во храме Господни, отроком же, сверстным себе, дерзновенно предвозвещает, яко имать некогда быти Церкве Христовы служитель священный. И промысли Бог о нем тако.

http://pravoslavie.ru/6037.html

Архив Пн Состоялось заседание секции XIX Рождественских чтений «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» 28 января 2011 г. 11:48 25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в палатах Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Работу конференции, проводящейся уже в шестой раз, возглавил священник Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Гостем конференции был епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн , недавно назначенный управляющим старообрядными приходами Русской Зарубежной Церкви . Большой интерес слушателей вызвали доклады специалиста в области исторической литургики протоиерея Георгия Крылова «Как агиасма стала “скачущей”», руководителя Центра консервативных исследований, профессора МГУ А.Г. Дугина «Эсхатологическая проблематика старообрядчества, единоверия и новообрядчества» и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумена Афанасия (Селичева) «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, в его отношении к старообрядцам». Особое внимание участников привлекло выступление диакона Максима Плякина (Саратов) с докладом «Дониконовские особенности внутреннего уклада Саровской пустыни». Слушателям был представлен иллюстративный материал (фотографии певческих книг, предметов церковного обихода, монашеских одежд), свидетельствующий о хранении в обители многих древних дораскольных традиций, в том числе и богослужебных, включая знаменное пение, а частично — и древние богослужебные тексты. 26 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие около двадцати священнослужителей, а также миряне, представляющие почти все крупные приходы, где богослужения совершаются по древнему чину.

http://patriarchia.ru/db/text/1395644.ht...

Воскресшие имена Музей памяти новомучеников и исповедников Российских в Московском епархиальном доме открыт уже больше года. За это время с его экспозицией, включающей в себя около 100 мемориальных экспонатов, познакомилось около четырех тысяч человек. Люди оставляют благодарности в книге отзывов, присылают в музей уникальную историческую информацию, просят дополнить экспозицию новыми именами. Чем и как живет сегодня музей, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии» Фото Алексея Реутского Когда входишь в Музей новомучеников в Лиховом переулке, поражаешься, как много здесь света. Вся экспозиция, размещенная в трех небольших залах и просторной галерее, в погожий день тонет в солнечных лучах. Сегодня в ряде епархий энтузиасты создают музеи или экспозиции, посвященные подвигу пострадавших за веру. Но этот уникален тем, что именно в этих стенах, в Московском Епархиальном доме, построенном в 1902 году (см.: ЖМП. 2015. 6) по инициативе митрополита Владимира (Богоявленского), проходили заседания Поместного Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о восстановлении в России патриаршества. Поэтому в значительной мере экспозиция посвящена его участникам, большинство из которых подверглись репрессиям, а многие были убиты. Сегодня их имена золотом выбиты на мраморных досках, размещенных у дверей в Соборную палату, где проходили пленарные заседания Церковного Собора, и на стенах галереи. 50 участников Собора прославлены в лике святых. Но только двое из них пережили годы Большого террора — это священноисповедники епископ Афанасий (Сахаров) и протоиерей Петр Чельцов. Собор новомучеников «Неслучайно этот Собор называют Собором новомучеников, — говорит экскурсовод Ми­хаил Гар. — Именно во время Собора начался сбор информации о первых пострадавших за веру и был установлен день памяти замученных в наступившую эпоху безбожия. Он отмечается 25 января в день памяти первого священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), убитого в 1918 году. Отсюда начался для Русской Церкви путь на Голгофу».

http://pravoslavie.ru/119533.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святоотеческие души 08.08.2016 721 Время на чтение 53 минут Священноисповедник и песнописец Афанасий (Сахаров) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года. Почти 30 лет он находился в ссылках, тюрьмах и «горьких работах». Все эти годы он оставался стойким в православной вере и занимался литургическими трудами, редактированием богослужебных книг, собиранием служб русским святым, упорядочением богослужебной практики. Святитель был глубоким знатоком церковного Устава, гимнографии и эортологии . Подобно путеводной звезде, он указывал многим пути веры и любви Христовой. Мы расскажем о тех его трудах, которые совершены с помощью наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского) - будущего архиепископа Саратовского и Вольского, засвидетельствованных в публикуемых здесь письмах. Ко времени подготовки той части биографии архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923-1993), которая отражена во втором томе его «Дневников» (Издательство Саратовской митрополии, 2011), еще не были известны подробности его общения в бытность наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры со священноисповедником Афанасием (Сахаровым; 1887-1962). Сохранившиеся дневниковые записи отца Пимена тех лет очень кратки, а развернутые его воспоминания об этом времени отсутствуют. Но в 2014 году вышла вторая часть книги Издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». Автор семнадцати опубликованных писем - архимандрит Пимен (Хмелевской) . В Церковно-историческом архиве ПСТГУ хранятся еще 7 его писем, которые мы впервые опубликовали на страницах нашего журнала «Православие и современность». Указанные документы относятся к периоду с сентября 1958 по апрель 1962 года и открывают некоторые доселе неизвестные стороны взаимоотношений этих выдающихся деятелей Русской Церкви. К моменту начала этой переписки 35-летний архимандрит Пимен возвратился со Святой Земли, где был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он вернулся в связи с болезнью и внезапной кончиной своего приемного отца - митрофорного протоиерея Иоанна Голуба, настоятеля Свято-Андреевской церкви в городе Борисове. 12 ноября 1957 года отец Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также стал преподавать пастырское богословие, а позднее логику в Московской Духовной Академии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Как тяжело вам быть одинокой среди людей… Я хорошо понимаю, как сугубо тяжело сознавать себя одинокой, находясь среди людей. Уж лучше действительно быть бы совсем одной. Но, видно, так Господу угодно испытывать Вас не только разного рода лишениями, но и этого рода скорбями. 11 сентября, 2012 Я хорошо понимаю, как сугубо тяжело сознавать себя одинокой, находясь среди людей. Уж лучше действительно быть бы совсем одной. Но, видно, так Господу угодно испытывать Вас не только разного рода лишениями, но и этого рода скорбями. Из избранных писем святителя Афанасия Исповедника, епископа Ковровского А. И. Брайкиной 29 сентября 1930 г. Станок Мельничная, Туруханский 16/29–IX–30 Милость Божия буди с Вами, родная моя Александра Ивановна! Священноисповедник Афанасий (Сахаров) Всем сердцем соскорблю Вам. Я хорошо понимаю, как сугубо тяжело сознавать себя одинокой, находясь среди людей. Уж лучше действительно быть бы совсем одной. Но, видно, так Господу угодно испытывать Вас не только разного рода лишениями, но и этого рода скорбями. И в то же время какое счастье для нас, какая милость Божия к нам в том, что Он помогает нам сохранять веру в Него, утешает нас надеждою будущих благ. Ведь мы не «яко не имущии упования» (1 Сол. 4:13). Для этих последних скорби всякого рода действительно безотрадное положение, в терпении их нет никакого смысла. А для верующих скорби и невзгоды – совсем другое дело. Конечно, скорби остаются скорбями, невзгоды невзгодами. И верующий остается человеком. Естества уставы не всегда побеждаются для него, ибо не всегда это может быть полезно. Но для него надежда на Господа, упование жизни будущего века делает скорби и невзгоды наполовину легче. Всякое горе как будто меньше становится, когда им поделишься с близким человеком. Правда, Вы, кажется, можете сказать: «ближние мои отдалече мене Да, ближнии могут отдалече стать, но не забывайте, что Господь всегда близ нас. Помните завет преп[одобного] Серафима : «Когда меня не станет, ко мне на могилку приходите и мне как живому все расскажите, и я услышу вас».

http://pravmir.ru/kak-tyazhelo-vam-byt-o...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию древнерусским чином в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове 19 апреля 2015 г. 14:53 18 апреля 2015 года, в субботу Светлой седмицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции . За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили настоятель храма святителя Николая в Покровском, благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) , настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский ( Александровская епархия ) игумен Афанасий (Селичев), настоятель храма святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках игумен Кирилл (Сахаров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, клирики прихода. В числе молившихся в храме были учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов. По завершении Литургии иерарх прочитал молитву на раздробление артоса; вокруг храма был совершен крестный ход. В приветственном слове к митрополиту Волоколамскому Илариону протоиерей Иоанн Миролюбов отметил, что прихожане этого храма имели духовную радость видеть владыку на первой седмице Великого поста, ныне же, на Светлой седмице, счастливы разделить с ним пасхальную радость за Божественной литургией. Отец Иоанн подчеркнул: «Для нас особенно важно Ваше попечение и Ваши советы, поскольку мы идем сложным и ответственным путем. Он не у всех вызывает понимание, иногда задают вопросы: а почему вам это нужно? Ведь так хорошо, когда все единообразно славят Бога. И мы хотим единообразно, и мы хотим единодушно, вместе со всеми, но нам также очень дороги те древности, которые существуют в Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4047646.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010