«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Святитель-исповедник Афанасий Сахаров писал Фуделю в связи с его книгой «Путь отцов»: «Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Серёженька… Господь да поможет Вам шествовать «путём Отцов»… Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду её я считаю совершенно необходимой… Ваша книга — богословское обоснование «монастыря в миру»… С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий».Сам Фудель так описывает замысел «Пути отцов»: «Я старался дать некоторые вводные представления о пути Отцов–подвижников, в особенности об их триедином оружии: воздержании, любви и молитвы. Ведется человек по этому пути «отеческим жезлом» страха Божия. А исходная и конечная сила, побуждающая его идти и привлекающая к нему спасительную благодать Божию — любовь к Богу и Господу Иисусу Христу. Вне этой первоисточной силы все немыслимо и все непонятно. «Вера есть начало любви» или «любовь есть источник веры». И, возрастая в благодати, вера через подвиг восходит все к той же любви, но уже совершенной и осуществляющей в душе Царство Божие. Тогда свет веры тонет в свете любви, как свет звезды утренней в восходящем солнце. «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Фил. 1, 9).Путь Отцов есть путь непрекращающегося первохристианства, его Тайной вечери учеников Христовых. Здесь — «земля живых», здесь Пасха. Ведь Церковь верных пребывает во веки веков.Но именно поэтому так трудно быть даже переписчиком Отцов: Землю нетления они достигали в Невидимой брани, в борьбе за нее в себе и в других. А нас одолевает смерть.И только в надежде на их молитвы за нас, только мысленно обливая пороги их келий горькими слезами неосуществленного покаяния, находишь какой–то покой и опору, и вновь ищешь их светоносный путь». Читаемость: Язык: Объём текста:

http://pravbiblioteka.ru/book/put-otcov-...

протоиерей Георгий (Морохин) В 90-х годах прошлого века, когда во всех епархиях Русской Православной Церкви начался активный сбор материалов для предстоящей канонизации новомучеников и исповедников, не была ещё дана окончательная оценка многих событий церковной истории 20–50-х годов, да и до сих пор исследователи не пришли к единому мнению об этом сложном времени, которое принято называть теперь периодом богоборческих гонений. Речь идет, прежде всего, об эпохе церковных расколов («разделений»), признании истинного мученичества в «разделениях», отношении к советской власти и т.д. На прошлых Рождественских Чтениях так или иначе уже затрагивались проблемы подготовки к канонизации новомучеников и исповедников. Одним из острых вопросов является отношение священнослужителей и мирян к церковной политике, проводимой Заместителем местоблюстителя Патриаршего Престола, Сергием (Страгородским) . И как следствие этого, отношение к высшей церковной власти, пониманию ее каноничности, а, следовательно, и евхаристическому общению, поминовению за богослужением первоиерарха, канонических границ власти местоблюстителя патриаршего престола, отношению христиан к богоборческой власти. Острота этого вопроса заключается не только в сложности исследуемого периода или недостаточности документального материала. Спор, начавшийся в 20-х годах ХХ века о той грани, где заканчивается административное непослушание и начинается раскол, по сей день актуален. В этом отношении очень ценен пример исследования материалов касающихся канонизации святителя Афанасия (Сахарова) . Нужно отметить, что лично к митрополиту Сергию епископ Афанасий до конца своих дней относился с почтением и почти все его действия до начала 30-х годов одобрял. В 1919 году, когда большевики начали пропагандистскую кампанию по вскрытию мощей, совместные усилия митрополита Сергия, который занимал тогда Владимирскую кафедру, и иеромонаха Афанасия (Сахарова) позволили предотвратить поругание святынь. Митрополит Сергий благословил не чинить препятствий комиссии по вскрытию мощей в Успенском кафедральном соборе и установить возле них дежурство духовенства. В соборе поставили длинные столы, застеленные церковными покровами (какими тогда покрывали гроб с усопшим), а на них аккуратно положили святые мощи. Первыми возле мощей дежурили иеромонах Афанасий (Сахаров) и псаломщик Александр Потапов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

     Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы. Откуда пошло Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить. Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» . И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

http://pravoslavie.ru/103944.html

  разделы   рассылка  распечатать Всеволод Сахаров Долгое возвращение " Мастера и Маргариты " К 65-летию великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова Источник:  Литературная газета Работа над романом " Мастер и Маргарита " началась в 1928 году. В 1929 году Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, впоследствии его женой и незаменимой помощницей, много значившей в судьбе книги и ее творца. Настолько много, что мы, кажется, до сих пор читаем роман Булгакова в ее редакции, а не подлинный его текст. Это была встреча не очень юной, прожившей достаточно сложную жизнь матери двоих сыновей не только с замечательным писателем и новым любимым, но и с его главным романом, следующим образом описанная Еленой Сергеевной: " Ведет через улицу, приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая на скамейку: здесь они увидели его в первый раз... " Теперь мы все знаем, о какой книге и о какой ее главе шла тогда речь. Больше знаем и о самой Елене Сергеевне. Т.А. Луговская вспоминала: " Она не была красивой никогда, но была очень обаятельна " . Но когда друзья и близкие услышали об их браке, С.А. Ермолинский воскликнул: " Миша, ты сошел с ума! " А тот отрезал: " Не твое дело! " Да, с этого момента это стало делом и судьбой самого Булгакова, хотя ему и было с самого начала ясно, что встретившиеся ему в минуту жизни трудную сестры из Риги – Леля и Оля (девичья фамилия Нюренберг) – девушки очень непростые и что сама эта встреча не была случайной. Но, допустив сестер в свою полную таинственных случайностей и опасностей жизнь, Булгаков ее продлил, завершил и спас, сохранил для нас свою главную книгу. Две прежние его жены этого сделать никак не смогли бы и к тому же не до конца понимали, рядом с кем им довелось тогда жить. В 1930-е годы жизнь писателя не стала легче, но это время расцвета его таланта, пора трудной, часто прерывавшейся работы над " Мастером и Маргаритой " . Сам Булгаков писал в 1931 году Сталину: " ...после полутора лет моего молчания с неудержимой силой во мне загорелись новые творческие замыслы... замыслы эти широки и сильны... " . Это сказано и о работе над романом. Слова его, искренние и прочувствованные, быстро стали делом, обрели плоть.

http://religare.ru/2_24429.html

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борисоглеб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Бориса и Глеба , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1786 и 1790. Колокольня - между 1858 и 1859 гг. . Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Кадыево, урочище Борисоглеб Координаты: 56.0104, 40.3539 Проезд:Южная объездная дорога г.Владимира, поворот на с.Улыбышево, на запад 8км. Высокая лесистая гора с церковью и есть с. Борисоглеб. Проезд от трассы асфальтированной дорожкой 2км через д. Улыбышево, д.Якушево, вокруг озера, и через д.Конюшино. Указателей нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это была Патриаршия вотчина, которая впервые упоминается в 1504 году. Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в письменных документах встречается в 1628 году. Одновременно существовала другая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. В 1790 году на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благов. князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца. В 1889 году в д. Буланово было открыто училище на средства купцов Тарасова… При училище была домовая церковь с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу. К приходу относились деревни: Улыбышево, Занино, Ваневка, Головино, Михалево, Рогово, Федурново, Лопухино, Черепово, Прокунино, Крюково, Буланово. После революции из храма в 1922 году были изьяты ценности. В 20-е годы в храм приезжал служить иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий святитель. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем в 1930 году был первый раз арестован священник о. Александр (Орлов), а затем повторно - в 1938 году. Богослужения в храме продолжались до 1939 года. Но храм был уже без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству жителей села, в свое время был слышен даже во Владимире. Храм окончательно закрыли в 1940-41 годах. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Гимнография Скачать epub pdf – Что такое «гимнография»и какое она имеет для нас значение? – Слово «гимнография» – греческого происхождения, производится от двух слов: «имнос» – песнь и «графо» – пишу; это – песни, составленные церковными авторами для богослужебного употребления. Не все тексты, исполняемые за богослужением, относятся к гимнографии; есть и молитвословия других типов: библейские тексты, ектении, молитвы. Гимнография – собственно продукт деятельности церковных песнописцев. Если песнопения, взятые из Священного Писания , можно сказать, Церковь получила в готовом виде как дар (если угодно, наследство) от библейской эпохи, то гимнография – плод творчества самой Церкви, аккумулирование опыта ее многовековой истории и самой жизни. И хотя авторитет библейских песнопений всё равно остается де-факто более высоким, в современном богослужении гимнография занимает видное положение. Гимнографические тексты разных жанров присутствуют в любом богослужении, а на самых значимых службах суточного круга – вечерне и утрене (напомним, что в строгом смысле Литургия не является службой суточного круга) удельный вес гимнографического материала достаточно велик. – Когда были составлены употребляемые ныне песнопения? – Часть песнопений была составлена в V – VII вв. (тропари, кондаки преп. Романа Сладкопевца ), однако подавляющее большинство греческих песнопений, вошедших в наше богослужение, было написано выдающимися авторами VIII – IX вв, из которых можно особенно отметить преп. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Косму Маюмского, свят. Германа Константинопольского , преп. Феодора Студита , преп. Иосифа Песнописца, преп. Феофана Начертанного. Есть и более поздние греческие песнопения, написанные вплоть до XIV века. Если же говорить о службах русским святым, то песнотворчество в нашем государстве возникает в XV веке и в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета. Есть и песнопения, написанные уже в новейшее время; в основном это – песнопения служб новомученикам и другим святым Русской Церкви XX века (например, выдающийся литургист середины XX века священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, составил службу всем святым в земле Русской, которую мы совершаем в первое воскресенье Петрова поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Закрыть itemscope itemtype="" > «80-летие восстановления Московского Патриаршества» В Институте стран СНГ 6 сентября прошла экспертная сессия 08.09.2023 393 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором « Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную русскую землю. Вперед к Победе, братья-воины». Эти слова Патриарха Сергия, сказанные при вручении армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской» 7 марта 1944, года стали лейтмотивом Круглого Стола в Институте стран СНГ в честь 80-летия восстановления Русского Патриаршества, которое состоялось 8 сентября 1943 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). В своём программном докладе я подчеркнул некоторые принципиальные моменты. Решения Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года признали такие великие исповедники Русской Церкви, как святой епископ Афанасий (Сахаров), сидевший 15 лет до этого и ещё 15 после, и многие другие критики Декларации митрополита Сергия, последователи святого Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Казанского Кирилла. Поэтому тем, кто не признает этот Собор и объективную позитивную роль И.Сталина в частичном церковно-государственном перемирии 1943-1948 годов, логично оказаться в каком-нибудь «истинно-православном» расколе, лидер одного из которых «митрополит» Агафангел (Пашковский) окормляет нацистский бандеро-власовский «Легион Свободной России». В свою очередь, признание заслуг И.Сталина в церковно-государственной «Русской Весне» 1943-48 годов «не снимает с него вины за уничтожение Церкви в 1930-е годы. Именно Святые Новомученики, включая Царственных Страстотерпцев, вымолили и Русскую Весну, и Великую Победу. Определения Архиерейского Собора 1943 года о лишении сана епископов и священников, приветствующих нацистов и отлучении от Церкви мирян, их поддерживающих, никем не отменены, актуальны и относятся к организаторам собрания УПЦ в Феофании и мирянам УПЦ, воюющим в нацистской армии – ВСУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/80...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священник на светской работе: норма в современном мире? 23.04.2021 888 Хотелось бы услышать мнение по поводу такой проблемы: работа священника на светской работе (для выживания семьи). Не получится ли, что мы придем к такой модели: служба в храме в свободное от светской работы время? Не потеряет ли священник при таком варианте себя как пастырь? Сейчас в рамках деятельности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви готовится соответствующий общецерковный документ. В разных странах — разный опыт. Одно дело — в России, другое — например, в Европе. Какие-то специальности могут приветствоваться (преподавание теологии в университете, лечебное дело), какие-то — умеренно одобряться (к примеру, преподавание светских предметов в школе), какие-то — терпеться ради нужды (работа на стройке), а какие-то — запрещаться (работа в ночном клубе). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Священник -- это живой " святой " . Так должно быть, но в реальности ?! Для священника его жизнь -- служение Господу Иисусу, а не служение ради хлеба куса ! Священник -- это также как и инок -иной, также как монах --моно-один ! То есть, совершенно иная, одинокая от обмирщения личность ! Священство и иночество-монашество -- суть не от мира сего ! А в реальности получается совсем наоборот-- мир все поглощает: и людей, и церковников, и священство, и монашество ! Нужны только материальные блага ! А это -- страшный грех перед Богом, особенно для священства и монашества ! Бог как бы не нужен, а материальные блага и богатства --нужны ! Поэтому Господь и вразумляет церковь и ее служителей иногда страшными бедствиями ! Не знаю, есть ли такие бедно-нищие архиереи и священники сейчас как митр. Антоний Сурожский, Афанасий Сахаров, Василий Кривошеин, зарубежные бедные архиереи 20 века ?! Вряд ли ! Мамона почти всех поглотила ! А это очень опасные тенденции перед концом мира !

http://ruskline.ru/video/2021/04/23/svya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010