2339. Церетели И., прот. В дни Великого Поста//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 28. О значении покаяния в ХХ в. ...на праздники 2340. Стойков В., прот. Поучение перед новогодним молебном//ХЧ. 1992. 7. С. 53–55. двунадесятые и великие 2341. Афанасий (Нечаев) , архим. Праздники двунадесятые (Господни): [Проповеди]//АиО. 1998. 1(15). С. 101–117. 2342. Софроний (Сахаров) , архим. Слово на Преображение Господне/Иером. Софроний//ВРЗЕПЭ. 1954. 19. С. 127–135. О Фаворском свете. Рождество 2343. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь в Неделю перед Рождеством Христовым/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1996. 4(11). С. 5–7. 2344. Вениамин (Федченков) , митр. Саратовский и Вольский. «...И вочеловечшася. Распятаго же за ны...»: (Рождественская проповедь )//АиО. 1998. 2(16). С. 78–81. 2345. Липеровский Л., прот. Рождество Христово//ВРЗЕПЭ. 1950. 5. С. 19–21. 2346. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Слово на Рождество Христово//вРзеПэ. 1950. 5. С. 22–25. 2347. Шпиллер В. Д., прот. При свете Вифлеемской звезды (1954 г.)//БСб. 2000. 5. С. 51–60. Пасха 2348. Антоний (Блум), митр. Сурожский . Пасхальная проповедь. Лондон, 1974 г.//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 5–8. 2349. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Христос воскресе!: [Проповедь]//АиО. 1995. 1(4). С. 67–68. 2350. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Размышления на пути к Пасхе/Подгот. к печ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1997. 1(12). С. 5–18. 2351. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Пасхальные проповеди/Подгот. к печ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1999. 2(20). С. 29–34. 2352. Карпяк И., прот. О погребении и воскресении Господа Иисуса Христа/Пер. с украинского: В. А. Никитин//ППр. 1995. 4. С. 213–216. 2353. Пасхальное приветствие Совета при экзархе по Западной Европе патриарха Московского и всея Руси чадам Западноевропейского экзархата Православной Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 3–4. 2354. Планк П., свящ. Две проповеди: 1. На Великую Пятницу; 2. На Пасху: Пер. с нем.//АиО. 1998. 2(16). С. 82–86. Свящ. Петр Планк – настоятель правосл. храма в Вюрцбурге, Германия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать В Москве обсудили проблемы диалога со старообрядцами 25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в палатах Храма Христа Спасителя состоялась конференция " Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее " . Работу конференции, проводящейся уже в шестой раз, возглавил священник Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Гостем конференции был епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, недавно назначенный управляющим старообрядными приходами Русской Зарубежной Церкви. Большой интерес слушателей вызвали доклады специалиста в области исторической литургики протоиерея Георгия Крылова " Как агиасма стала " скачущей " " , руководителя Центра консервативных исследований, профессора МГУ А.Г. Дугина " Эсхатологическая проблематика старообрядчества, единоверия и новообрядчества " и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумена Афанасия (Селичева) " Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, в его отношении к старообрядцам " . Особое внимание участников привлекло выступление диакона Максима Плякина (Саратов) с докладом " Дониконовские особенности внутреннего уклада Саровской пустыни " . Слушателям был представлен иллюстративный материал (фотографии певческих книг, предметов церковного обихода, монашеских одежд), свидетельствующий о хранении в обители многих древних дораскольных традиций, в том числе и богослужебных, включая знаменное пение, а частично – и древние богослужебные тексты. 26 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие около двадцати священнослужителей, а также миряне, представляющих почти все крупные приходы, где богослужения совершаются по древнему чину.

http://religare.ru/2_82890.html

Библиография Арранц М. Историческое развитие Божественной литургии. Ленинград, 1978. Афанасий (Сахаров) , епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999. Балашов Н., протоиерей. На пути к литургическому возрождению/Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. [М., 2001]. («Церковные реформы». Дискуссии Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период). Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 1999 год. М., 1998. Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 2008 год. М., 2007. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: [В 2 ч.]. М., 1993. (Репр. с изд.: М., 1913). Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной литургии. [Ленинград, 1991]. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и Литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. (Репр.: М., 1996). Деснов Н., протоиерей. Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста //Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. Дьяченко Г. , протоиерей. Символические действия. Священнослужители. Киев, 2005. Желтов М. С., Правдолюбов С., протоиерей. Богослужение Русской Церкви. X–XI вв.//Православная энциклопедия. Том: Русская Православная Церковь . М., 2000. Ианнуарий (Ивлиев) , архимандрит. Литературные особенности Книги Откровения св. Иоанна Богослова//Православная энциклопедия «Азбука веры». Сайт архимандрита Ианнуария (Ивлиева) : (http://azbyka.ru/ivliev/index.shtml). Карабинов И.А. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское Чтение. Пг., 1915. С. 737–753; С. 953–964. Киприан (Керн) , архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже). М., 1999. Киприан (Керн) , архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. Лукьянов В., протопресвитер. Богослужебные заметки. Джорданвилль, 2001. Михаил (Мудьюгин) , архиепископ. Русская православная церковность: Вторая половина XX века. М., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вопрос: Батюшка, благослови раба Божьего Андрея. Мои покойные бабушка (1921 г. р.) и дедушка (1919 г. р.) не посещали церковь, т.к. храмы были все разрушены (Тюменская обл.), но их как-то смогли крестить. Какие молитвы нужно читать за них, чтоб Господь простил всех их прегрешения? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”» (Святитель Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти). В соответствии с этим Церковь установила специальные службы: 1) Молитвенные поминовения умерших за Божественной Литургией (за проскомидией, после освящения Святых Даров и на заупокойной ектении). 2) Панихиды и литии 3) Чтение Псалтири. Выше всего по силе и значимости стоит поминовение за проскомидией и после освящения Святых Даров. Выдающийся знаток богослужебного устава святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении» (0 поминовении усопших по уставу Православной Церкви). На каждой проскомидии одна из богослужебных просфор (пятая) приносится специально за умерших. Необходимо регулярно подавать записки на проскомидию. Можно также заказать ежедневное поминовение усопшего на 40 дней (сорокоуст), полгода и год.

http://pravoslavie.ru/6957.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И вновь - национальная идея и патриотизм «Что скажете батюшка» Выпуск 05.06.2020 1473 Слышат-ли нас те, кого Бог поставил на ответственную должность руководить? Иногда создается впечатление, что — нет, не слышат. Или не хотят слушать. Патриотизм не может быть без отстаивания своей национальной идеи. Какова национальная идея России, содержащей в своих обширных территориях в гармонии и мире огромное количество народов с их уникальными традициями? «Русь святая, храни веру Православную. В ней-же тебе утверждение» © Свт. Афанасий (Сахаров). Национальная идея не выбирается народом, как не выбираются родители ребенком. Национальная идея нисходит на народ от Бога — свидетельствовать о правде Божией, о необходимости служить Творцу в рамках Его Воли. Ибо Воля Божия, единственная благая и спасительная, и простирается как во временной жизни, так и в Вечность. А желание нечестивых — погибнет (Пс. 111:10). ДОРОГИЕ ЗРИТЕЛИ Вы можете принять участие в развитии проекта. Если Вам интересны данные передачи, и Вы находите их полезными для души, то просим Вас внести посильную лепту в его развитие. Если есть финансовые возможности — помогите деньгами. Если нет, — то в Вы всегда можете помянуть о здравии руководителя проекта иеромонаха Даниила (Плотникова), и гостей проекта. Храни Вас Бог. Карточка для внесения пожертвований: Сбербанк VISA 4817 7601 1963 2317 ILYA PLOTNIKOV Приглашаем на наш Православный форум Поморья: прафорум29.рф vaterdan.ru p. s. Мнение организаторов канала может не совпадать с мнением его участников Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2020/06/05/i_vn...

Новомученики «Благодарю Бога за все»: священномученик Аркадий Остальский Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. Священномученик Владимир Лозина-Лозинский: «Среди скорбей – “воздушно-светел”» Еще одна судьба с окончанием – 1937 год. Священник, а когда-то прежде - юрист, историк, отец Владимир Лозина-Лозинский. Священномученик Сергий Знаменский: «Претерпевший до конца» В сонме бутовских мучеников есть не только хорошо известные, но и совсем скромные имена. История отца Сергия Знаменского – одна из многих, типичная для того времени. В ней нет особо ярких моментов, только терпеливое – изо дня в день – несение общей для этого поколения русских священников участи. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Будьте теплом и светом для окружающих Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева) (+ фото) 10 лет назад, 29 сентября 2001 года, состоялось перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева). Крестный ход отправился из Новоспасского монастыря до храма святителя Николая в Кленниках, на Маросейке. Мучеников нельзя не любить Протоиерей Николай Доненко - автор исследований о новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви, пострадавших в 1920-30-е годы, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Нижняя Ореанда, преподаватель Симферопольской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Старец Силуан — один из тысяч монахов, подвизавшихся на Афоне, — оставил как будто единственный след после своей жизни — запись в Афонских архивах. Как пишет об этом архимандрит Афанасий (Сахаров) в предисловии к книге «Старец Силуан» — ничего, кроме даты рождения, даты поступления в монастырь и дня кончины (24 сентября 1938 года). Однако этот монах запечатлел в своих писаниях наше время, и его духовное сияние, к которому как будто не предрасполагали ни его крестьянское происхождение, ни скромность его личности, осветило многие поколения. Прожив в полной безвестности в течение сорока лет в уделе Пречистой, теперь он известен всему миру. Его писания переведены на множество языков, и его учение привело многих к истинному покаянию. Этот человек Божий стал близким для многих узнавших его. Никто как он — не искавший себе учеников или памяти потомков — не мог лучше ответить на востребованность истины и подлинности, которые ищет наш смятенный мир. Его смирение впечатляет. Простота его писаний, присущая им подлинность таковы, что самые разные люди могут узнавать себя в его вопросах и сражениях на пути к Богу. Ответы, которые он дает, просты по видимости. В них — знакомое нам учение Церкви, но они выделяют самые существенные и очевидные для всех моменты. Все его слова как одно слово — любовь. Такое, наверное, можно сказать только об апостоле любви Иоанне Богослове. В них та же предельная простота и та же необыкновенная глубина — благодать. Не потому ли, что, как апостол Иоанн Богослов или как преподобный Серафим, он был возлюбленным чадом Божией Матери? Неслучайно память его совершается в дни празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Оттого что ему дана такая благодать, его слова о Пресвятой Богородице невозможно читать иначе как молитву: «Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее. И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью». Любовь, смирение, послушание — не стираются ли эти слова в нашем восприятии от частого и слишком легкого их употребления?

http://moral.ru/st_siluan/

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий 02. Богослужение в храме и дома Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, в послание святейшего патриарха Кирилла, которое за богослужением зачитывалось сегодня во всех храмах, по крайнем мере, нашей епархии, прямым текстом сказано, что «ныне многие из мирян вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах» и «пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда». Это именно то, о чем мы вчера с вами и говорили. Ну, а теперь естественные ваши вопросы: Если следовать логики, то не должно быть четкого разделения между соборным и частным молением. Мы же веруем в соборную, а не частную Церковь, и спасение получаем не индивидуально и частным образом, а соборно, через Церковь как собрание, а значит, келейная молитва не должна быть оторванной от молитвы общественной. Следовательно, наши домашние моления должны быть похожи на молитвы общественные. Вопрос к вам: похожи ли они у вас сегодня? Еще вопрос: у кого-нибудь из вас дома есть Октоих или Минея (хотя бы общая): может быть есть Ирмологий или хотя бы Часослов , и если есть, то кто ими пользуется в домашней молитве? Я не слышу ваших ответов, но уверен, что большинство из вас не только их не имеет, но даже возможно не знает, что это за книги, и что в них содержится. Возражение: кто-то из знающих возразит, ну, это же богослужебные книги, разве можно нам пользоваться ими в домашней молитве, когда с нами нет священника? Отвечу на это историческим фактом: Этими книгами наши предки пользовались многие столетия не только в храме и не только со священником. И только буквально в прошедшем 20 веке забыли, как это делается, в то время как наши предки вплоть до XIX века вообще не знали нынешней практики домашнего моления. Например, если мы откроем «Домострой», то увидим, что миряне должны были вычитывать дома последование вечерни или утрени. А значит, их «богослужение как бы сливалось со всей остальной жизнью, или, вернее, вся жизнь их, расположенная по церковному календарю, была как бы сплошным богослужением», – говорит святитель Афанасий (Сахаров) .

http://azbyka.ru/video/02-bogosluzhenie-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 3. Дом Иоанна Предтечи Почти посредине Скита, ближе к Святым вратам, стоит скромный храм, освященный 5 февраля 1822 года во имя Собора св. Иоанна Предтечи (отчего и Скит называется Иоанно-Предтеченским). Неброский, похожий своими террасами, украшенными белыми колоннами, на усадебный дом какого-нибудь русского помещика, не слишком богатого, – уютный, как бы домашний по виду (он и был освящен в свое время как церковь «домовая для Архиерейского приезду»), он не нарушал общей скромности построек Скита. Обратившись к записям тех же людей, с которыми шли мы в предыдущей главе по дорожке монастыря и входили в Святые врата, увидим, что и в описании скитского храма и его служб они единодушны. Вот некоторые их впечатления. «Позвонили в маленький колокол уединенной церкви Предтечи, – писал А. Н. Муравьев в той же книге, – собралась братия и несколько народа, но без тесноты; сквозь открытые окна веяло ароматами цветов и, что довольно странно осенью, слышно было пение птиц, которое присоединилось к хвалебному гласу иноков. Отрадно было это созвучие, уносившее мысли и сердце в глубочайшую пустыню: всякое дыхание на языке своем хвалило Господа и все соединялось в общий гимн – не так ли было некогда в Эдеме?» Н. В. Сахаров, цитировавшийся выше, написал побольше: «Звон скитского колокола, тихий, медленный, точно похоронный, несся над этим безмолвным миром… Со ступенек одной из келлий спустился и, до половины закрытый зеленью и цветами, направился к храму неспешной, степенной походкой, не отрывая глаз от земли, манатейный монах. С противоположной ему стороны, от скитских прудов, из-за деревьев кедровой рощи, по направлению к храму, едва передвигая ноги, шел, опираясь на черный посох, другой отшельник, обремененный годами, в расшитой белыми крестами по черной мантии схиме. От скитской пасеки, из-за скитских могил появились еще отшельники… молча всходили по ступеням церковным, отворяли беззвучную дверь и молча скрывались за нею… Храм этот и устроен не так, как созидаются обыкновенные храмы: с колоннами… Это скорее та евангельская просторная, светлая храмина, братская, в которой Спаситель со Своими апостолами разделял Свою братскую вечерю… При входе в просторных деревянных рубленых сенях путешественник встречал даже деревянное ведро с водой, с деревянным ковшом в нем для утоления жажды, и душистые цветы на окнах… Окна устроены не так, как устраиваются они в церквах. Это большие, полукруглые вверху, замечательно светлые и, как в домах, открываются наружу. Утро было теплое. Поэтому некоторые окна были открыты. Видимо, скитские отшельники не порывали связи с внешней природой, отгородясь стеной от людей и мира, они не прятались от дела рук Божиих. Стены, оклеенные белой глянцевитой бумагой, смотрели светло так, приветливо. По стенам изредка развешаны в простых крашеных рамах, без всяких окладов и ненужных украшений, изображения древних палестинских и отечественных подвижников…

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Ответ на вопрос, который мне был задан: «Как совместить пост и празднование Нового года?», с духовной точки зрения очень прост. Все уже давно и очень четко сказано в Церковном Уставе. То есть праздник может быть праздником, а пост — постом. Рождественский пост — самый легкий вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, «утешение братии велие». И совсем не обязательно праздник — это значит нужно ходить на головах и есть до отвала, что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник. Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались как свиньи, и их растаскивали. И это праздник?! Проползли, а не провели праздник. Ну, провели кого-то, кого могли вести, а остальные ползали. Поэтому, — о великий могучий русский язык, — одних провели, других протащили. Святые уже нашего времени, исповедники, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это — наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу — если не среда и не пятница. А, например, Великий пост — подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины или день рождения, ну что ж — не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносятся если совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых — святитель Алексий или Иверская,- праздники передвигаются на воскресные дни. То есть если даже памяти святых переносятся, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести. Кстати, владыка Афанасий (Сахаров) , тот самый, который шутливо советовал — пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…

http://azbyka.ru/kak-otmechat-prazdnik-k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010