сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото Алексея Реутского ЖМП 7 июль 2018 /  30 января 2019 г. 13:39 Воскресшие имена Музей новомучеников в Лиховом переулке — еще одно звено в ряду мемориалов, восстанавливающих память о пострадавших за веру Музей памяти новомучеников и исповедников Российских в Московском епархиальном доме открыт уже больше года. За это время с его экспозицией, включающей в себя около 100 мемориальных экспонатов, познакомилось около четырех тысяч человек. Люди оставляют благодарности в книге отзывов, присылают в музей уникальную историческую информацию, просят дополнить экспозицию новыми именами. Чем и как живет сегодня музей, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Когда входишь в Музей новомучеников в Лиховом переулке, поражаешься, как много здесь света. Вся экспозиция, размещенная в трех небольших залах и просторной галерее, в погожий день тонет в солнечных лучах. Сегодня в ряде епархий энтузиасты создают музеи или экспозиции, посвященные подвигу пострадавших за веру. Но этот уникален тем, что именно в этих стенах, в Московском Епархиальном доме, построенном в 1902 году (см.: ЖМП. 2015. 6) по инициативе митрополита Владимира (Богоявленского), проходили заседания Поместного Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о восстановлении в России патриаршества. Поэтому в значительной мере экспозиция посвящена его участникам, большинство из которых подверглись репрессиям, а многие были убиты. Сегодня их имена золотом выбиты на мраморных досках, размещенных у дверей в Соборную палату, где проходили пленарные заседания Церковного Собора, и на стенах галереи. 50 участников Собора прославлены в лике святых. Но только двое из них пережили годы Большого террора — это священноисповедники епископ Афанасий (Сахаров) и протоиерей Петр Чельцов. Собор новомучеников «Неслучайно этот Собор называют Собором новомучеников, — говорит экскурсовод Ми­хаил Гар. — Именно во время Собора начался сбор информации о первых пострадавших за веру и был установлен день памяти замученных в наступившую эпоху безбожия. Он отмечается 25 января в день памяти первого священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), убитого в 1918 году. Отсюда начался для Русской Церкви путь на Голгофу».

http://e-vestnik.ru/db/voskresshie_imena...

Шипков Петр Алексеевич, протоиерей Родился 27 ноября 1888 г. в Москве. В 1921 г. окончил Высшие богословские курсы в Москве. С 1921 г. слушатель Московской духовной академии. 1 августа 1920 г. рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном в диакона, а 8 августа 1920 г. – во иерея с причислением сверх штата к московской Дмитрие-Солунской церкви у Тверских ворот. В 1922 г. арестован «по делу об изъятии церковных ценностей», через два месяца освобожден. С 1922 по 1925 г. настоятель Никитской церкви в Москве. До 1925 г. Был секретарем Святейшего Патриарха Тихона и секретарем Епархиального совета. 21 декабря 1925 г. арестован по делу митрополита Петра (Полянского) . Отправлен в Соловецкий лагерь. С конца 1920-х гг. находился в ссылке в Туруханском крае. После освобождения проживал в Загорске (ныне Сергиев Посад). Отрицательно восприняв Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., отошел от открытого служения. Работал на кустарной фабрике бухгалтером и одновременно тайно продолжал священническое служение. В конце 1943 г. арестован. Обвинен в участии в организации «Антисоветское церковное подполье». Приговорен к 5 годам ИТЛ. По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров) , иеромонах Иеракс (Бочаров), монахиня Ксения (Гришанова), Н. В. Трапани, епископ Василий (Преображенский) . Отправлен в Сиблаг. В 1948 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке на поселение в Красноярский край. В 1952 г. Судебная коллегия Красноярского краевого суда осудила его на 10 лет лишения свободы. Был освобожден, как инвалид, раньше срока. Вернувшись из заключения, несмотря на тяжелую болезнь (рак кожи), о. Петр стал служить в соборе г. Боровска (Калужская обл). Имел обыкновение каждый день поминать не только своих духовных детей, но и всех тех, кто хоть раз пришел к нему в храм с просьбой о поминовении. Скончался 3 июля 1959 г. 911 1. 1 февраля 1955 г. Дорогой и глубокоуважаемый Владыко! От всей души благодарю Вас за преподанные мне в письме Вашем молитвенные благопожелания, за праздничное приветствие и за всю любовь Вашу ко мне, худому и грешному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

От составителя Служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим» – не только жемчужина отечественной гимнографии, венчающая цикл праздников Цветной Триоди. Это еще и свидетельство благодати новомученичества в России, которой сподобился великий гимнограф 20-го столетия, священноисповедник Афанасий (Сахаров) . Не загружая предисловия, отсылаем читателя к замечательной книге, выпущенной Свято-Тихоновским Богословским институтом 1 , которая посвящена исследованию и изложению этой службы. В настоящем издании мы преследовали следующие цели: До сих пор все издания службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим» излагали ее в том виде, в котором ее оставил священноисповедник Афанасий. Текст службы подразумевает служение ее во всей полноте, как если бы она служилась самостоятельно, не соЕдиняясь ни с каким другим праздником. Мы же, руководствуясь решением Поместного Собора 1918 г., в первую очередь излагаем ее в соединении с воскресной службой 1-го гласа. Это значительно облегчит многим регентам проведение службы русским святым в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Текст основного раздела нашей публикации изложен по Октоиху (воскресная служба 1-го гласа) и Минее. 2 В приложение вошли остальные гимны этой службы с изложением устава для совершения ее «во ин день». Текст приложения основан на упомянутой выше публикации ПСТБИ, который в некоторых эпизодах отличается от текста Минеи. Поименный список русских святых, возглашаемый на литии, вынесен в отдельное (2-е) приложение. Он дополнен именами новомучеников и исповедников Российских, в лике которых прославлен и еп. Афанасий. Нотный раздел включает в себя и обиходные напевы подобнов, и наиболее яркие произведения современных композиторов. Е. Кустовский Служба всем святым, в земле Российской просиявшим совершаемая в Неделю 2-ю по Пятидесятнице На малой вечерни На Господи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 1: Вечерния наша молитвы: Обыдите, людие: Приидите, людие: (зри на велицей вечерни) Слава, святых, глас 4: Божественнии отцы,/бысте цвети духовнии Русския земли,/похвала наша и утверждение/и всем благоутишное пристанище:/о вас бо земля наша хвалится,/стяжавши вас, яко неистощимое сокровище,/и ныне, аще телесне язык ваш умолче,/но чудеса свидетельствуют прославльшаго вас Господа./Емуже молитеся//даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Е.В. Апушкина Владыка Афанасий оставил краткую рукопись – «Даты и этапы моей жизни». Сухой, но потрясающий перечень событий страдальческой жизни этого мягкого сердцем, но твердого духом и верного до смерти христианина говорит сам за себя. Но хотелось бы собрать и на нитку этого перечня нанизать то немногое, что сохранилось в памяти близких покойного Владыки и в его письмах. Господи, благослови! Родитель Владыки Григорий Сахаров, суздальский уроженец, был человеком интеллигентным, как и вся его родня (Астровы, Челищевы в Москве, Соловьевы во Владимире), чиновником. 1 Он женился на склоне лет на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии. Супруги Сахаровы, живя в любви и согласии, оба отличались благочестием и преданностью св. Церкви, а вместе с тем и особой добротой и отзывчивостью к людям. Уже на склоне лет Владыка писал одной молоденькой духовной своей дочери (27.01.1959 г.) 2 : «...когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали меня, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца. Верю, будьте уверены и Вы, что добрые дела Вашей мамы принесут и для Вас многий плод...». Нельзя не сказать, что Владыка Афанасий унаследовал такую же отзывчивость. Вступление его на святительскую кафедру пришлось на тяжелые годы, когда русским людям материально жилось очень нелегко, но и в эти трудные времена у него всегда «застолье» – члены причта и другие близкие люди. Он куска не съедал один. Бывало, мать, жалея его, принесет ему в комнату яблочко или какой другой лакомый кусочек, желая подкормить сына, а он вынесет все к столу, где и раздаст всем поровну, хоть по крошечке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Старец Софроний и другие совершенные о Христе люди Ответы на антропологические вопросы 11.07.2022 652 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру Митрополит Афанасий Лимасольский делится воспоминаниями о встрече со старцем Софронием (Сахаровым) и наставлениями святого об Исповеди, смирении, пренебрежении помыслами. Архимандрит Софроний (Сахаров) Быть сложным человеком — это мука — Как научиться простоте? — Хороший вопрос, но ответ трудно воплотить в жизнь. Не то что бы трудно, но мы, к сожалению, сложные люди, особенно те, кто помоложе. Усложненность — это мучение, быть сложным человеком — мука. Усложненность — результат и той среды, в которой мы росли, и того, как мы привыкли думать. А еще и нашей жизни вдали от Божественной благодати. Простой человек — истинная сладость! Он благодатен — ты его видишь, ему радуешься, и единственное, чего тебе хочется, это быть с ним рядом. Такой человек — благодушный, свободный, тебе с ним легко и покойно. Сложный человек — несчастный, выдохшийся, он утомляет, и ты сам от него всегда устаешь. Как стяжать простоту? Самый элементарный способ — пожить рядом с простыми людьми. Простые люди учат простоте. Если в нашем окружении есть такие — наши бабушки, дедушки или другие простые нравом люди, — поживем с ними и понаблюдаем, как они думают, как ведут себя. Постараемся следовать их примеру, и так научимся быть простыми. Но и духовно простота приобретается. Через очищение от страстей. Если мы избегаем страстей и грехов, каемся в них и горько плачем, то этот наш плач, хранение святых заповедей, удержание себя от мирского греховного знания, нежелание думать греховно и становиться лукавыми людьми, вместе с чтением и изучением Священного Писания, житий святых, поможет нам стяжать блаженную простоту. Блаженная простота, этот дар Святого Духа, подается человеку, который возделывает молитву, живет в Святых Таинах и не загрязняет ум мирским образом мысли. Старец Софроний: совершенный во Христе человек Это было году в 1970-м.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/11/starec...

Свирелин Алексей Николаевич Родился 12 февраля 1898 г. в семье священника с. Мордовское Шуйского уезда Владимирской епархии. По окончании Шуйского духовного училища поступил в 1912 г. Во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1918 г. Его преподавателем был иеромонах Афанасий (Сахаров) , будущий святитель. В 1918 г. Поступил в Казанскую духовную академию, окончил первый курс. В 1919 г. Академия была закрыта. Работал учителем в средней школе. 1. 28 октября 1956 г. 28.10.56. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! Вы, несомненно, сделаете удивленное лицо, получив это письмо... Пишет Вам Ваш благодарный ученик по Владимирской дух[овной] семинарии, окончивший в ней курс в 1918 г., Свирелин Алексей Николаевич. По окончании семинарии я поступил в Казанскую духовную академию и, по ее ликвидации, сделался учителем советской школы (ныне пенсионер). Примите, пожалуйста, от меня горячее приветствие и пожелание Вам доброго здоровья и всякого благополучия, а также жизни на долгие годы. Не откажите в любезности дать мне подробную информацию о Вашей жизни, быте, которые меня так интересуют. Я живу в собственном доме с женой Анной Сергеевной (б. Якиманская), в свое время окончившей Влад[имирское] Еп[архиальное] Жен[ское] Уч[или]ще и 35 лет состоявшей в должности учит[ельни]цы (ныне на покое), и дочкой Златой, ученицей 7 кл[асса] школы. Мой адрес: п. о. Марково Комсомольского р[айо]на Ив[ановской] обл[асти], Южная, 1. В ожидании скорого письма с искренним к Вам уважением А. Свирелин. Д. 18. Л. 57–57 об. Подлинник. Автограф. 2. Около 22 января 1957 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! С трепетом и благодарностью принял я Ваше письмо как знак внимания со стороны моего бывшего учителя. Не хочется себе представлять Вас «немощным стариком» и верить этому. Однако это – факт, упрямая вещь. Вы все еще рисуетесь в моем воображении молодым, энергичным, с порывистыми движениями, полным жизненных сил и творческой энергии преподавателем. Считаю излишней Вашей скромностью и благородством характера просить у меня, в сравнении с Вами юнца, извинение за задержку с ответом. Я считаю это естественным и закономерным явлением: с возрастом утрачивается былая расторопность и на смену ей приходят забывчивость, неаккуратность и другие недостатки, характеризующие старческое размягчение мозга и другие явления, связанные с понижением тонуса организма. Ведь и я стою на грани физиологической, а потом, как следствие этого, патологической старости. «Лета к суровой прозе клонят» 545 (употребляю меткое выражение гениального соотечественника поэта). И уже симптомы этого периода человеческой жизни начинают сказываться, а с возрастом – еще в большей мере, несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Литургия. Проскомидия . Проскомидия совершается до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. По обычаю архиерею уготавливаются две отдельные просфоры, из которых он изымает частицы во время Херувимской песни. Встреча . Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, перед местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, перед амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северной и южной дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом, каждая пара соблюдает своё равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках – по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем, совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посередине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иерея на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и читает: “Достойно есть яко во истину …” Певчие, в это время поют: “Достойно...” протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Святитель Афанасий Сахаров Епископ Афанасий Ковровский: С восторгом и увлечением читаю жизнеописания подвижников Летом, как и зимой, я сравнительно мало бываю на воздухе. Все как-то времени не вижу. И тогда, когда хозяйка бывает дома, мне приходится не только свою комнату убирать, но и пищу приготовлять, ибо она не умеет стряпать. Да и некогда ей, ведь одна она, а с ежедневной ловлей рыбы ей много хлопот. Епископ Афанасий Ковровский: Смирись, гордый человек Трижды посылал я написанное, — два раза написанное пропало в дороге, в третий раз черновичок дошел, и копия с него представлена по назначению. Я решил воздержаться пока от каких-либо новых шагов. Когда придет время, и мои предположения окажутся нужными, Господь Сам направит и устроит. Епископ Афанасий Ковровский: Какое утешение быть в дому Господнем! Твердо верю, что лишение того, что особенно вожделенно, что дороже всего, Господь примет как жертву, угодную Ему, и утешит в будущей Жизни предстоянием в Небесном Храме Его вместе со всеми ревновавшими о благолепии земного селения славы Его, значит, и вместе с вами, мои дорогие матушка и Фрося… Епископ Афанасий Ковровский: Желаю всем всякого возможного облегчения в трудностях жизни Я по милости Божией здоров, сравнительно благополучен и, как всегда, благодушен, хотя временами бывает очень тяжело. Говорю сейчас не о физических тяжестях. Работаю по-прежнему ассенизатором... Как тяжело вам быть одинокой среди людей… Я хорошо понимаю, как сугубо тяжело сознавать себя одинокой, находясь среди людей. Уж лучше действительно быть бы совсем одной. Но, видно, так Господу угодно испытывать Вас не только разного рода лишениями, но и этого рода скорбями. Святые Тамбовской земли: 10 самых известных подвижников 10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых - подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения

http://pravmir.ru/tag/svyatitel-afanasij...

Детство Сережа Сахаров родился 2 июля 1887 года в семье с традиционным провинциальным укладом. Его отец, Григорий Сахаров, имел чин надворного советника и служил делопроизводителем в женской гимназии. Будучи уже пожилым человеком, он женился на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии. Когда мальчик появился на свет, родители дали новорожденному младенцу самому выбрать себе имя. Отец написал на маленьких бумажках имена особенно чтимых им святых (святителя Николая Мирликийского, преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Александра Невского) и поднес эти бумажки ребенку, который ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Этот младенческий выбор явно был не случайным: в течение всей жизни Сергей Сахаров будет почитателем этого святого. Григорий Сахаров умер, когда Сереже было всего полтора года. Умирая, он сказал жене: «Мотя, прошу тебя, воспитай мальчика хоть бедным, но честным!» Мальчик на всю жизнь запомнил рассказы об отце как о человеке, отличавшемся необычайной отзывчивостью. Уже на старости лег, вспоминая о .людях, которые поддерживали его в лагерях и ссылках, епископ Афанасий писал: «...когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». II это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали мена, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010