Святейший Патриарх Алексий открыл пленарное заседание V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» 13 ноября в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» начала работу V Богословская конференция Русской Православной Церкви. По решению Священного Синода конференция будет посвящена православному учению о Таинствах. Пленарное заседание богословской конференции открыл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Святейший Патриарх обратился к присутствующим с приветственным словом , в котором отметил важность проводимых уже на протяжении восьми лет Богословских конференций: «Богословские конференции оказывают благотворное воздействие как на духовное образование, так и на церковную науку, способствуя формированию в наших духовных учебных заведениях научно-богословских школ, с их традиционно благоговейным отношением к богословскому Преданию Святой Матери Церкви». Касаясь темы открывающейся конференции, сообщает пресс-служба Московской Патриархии, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил исключительную важность богословского рассмотрения церковного учения о Таинствах: «Даже небольшие искажения в области совершения Таинств могут оказывать негативное воздействие на весь церковный строй, на духовную жизнь чад церковных». Вместе с этим Святейший Патриарх Алексий подчеркнул важность и практических выводов богословской науки в области таиносовершения. На заседании выступили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной Богословской комиссии, и митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат). Участников конференции приветствовали также архиепископ Паоло Пецци, глава католической архиепархии Божией Матери в Москве и профессор Константин Скутерис (Афинский университет, Греция). На конференции планируется выступление более ста докладчиков, собщает Седмица.Ru. В конференции принимают участие ученые из 15-и стран мира: архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской Духовной академии и семинарии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде; архиепископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии; епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской Духовной академии и семинарии; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Афанасий (Евтич), бывший Герцеговинский (Сербская Православная Церковь); епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях; профессор священник Николай Лосский (Свято-Сергиевский Православный институт в Париже); иеромонах Николай (Сахаров) (Православный Богословский институт в Кембридже, Великобритания); С.

http://pravoslavie.ru/24827.html

Святые Именины в декабре и декабрьские православные праздники 4 декабря Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет посвятить дитя Богу. Именины в ноябре Ноябрьские православные праздники 4 ноября православной церковью установлено празднование в честь одной из наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы – Казанской. В этот день вспоминается избавление Москвы и всей России от польского нашествия. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Пусть говорят о чудесах? Прошедший на днях эфир телепередачи " Пусть говорят " был посвящен святителю Спиридону Тримифунтскому, мощи которого сейчас пребывают в Москве. Не была обойдена вниманием тема чудес по молитвам этого святого. Миссионерский подвиг святителя Иннокентия Задачей святителя Иннокентия было – народам, «сидящим во тьме и сени смертной» принести истину в ее простоте, неукутанной в вековые одежды государственности и восточно-православной культуры Именины в октябре, православные праздники октября Среди российских святых немало великих благоверных князей, приложивших немало усилий для сохранения и возвышения нашего государства И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Капли золотых мыслей, или что особенного в Силуане Афонском? Преподобный Силуан любил и плакал, молился и пел. Молитва его была и плачем, и песней; и смирением, и любовью. Он вырос в России, состарился на Афоне, а любил весь мир и молился за всех.

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/45/

У преподобного Сергия (1908–1912) История Московской духовной академии как высшего учебного заведения связана с конкуренцией двух взаимоисключающих образовательных моделей. С одной стороны, налицо было стремление вести преподавание на уровне современной университетской науки. Такой подход грозил утратой специфики академии как церковного института, а превращение академии в чисто образовательное учреждение не устраивало церковные власти. С другой стороны, существовала тенденция, которая предполагала в первую очередь воспитательную деятельность академии, чему способствовало ее местонахождение. Академия располагалась в стенах Троице-Сергиевой лавры – одного из самых почитаемых монастырей России. Однако этот подход вел к снижению образовательного уровня. Сергей Сахаров поступил в академию в 1908 году, а в августе 1909 года ректором академии стал епископ Феодор (Поздеевский) , ставящий воспитание, несомненно, выше образования. Поворот Академии в консервативном направлении начался еще при предшественнике епископа Феодора. Еще в 190(5 году из Академии были вынуждены уйти В.О. Ключевский 9 и Н.Ф. Каптерев 10 . Вместо профессоров-мирян кафедры заняли монашествующие. Это не могло не сказаться на уровне преподавания, ведь, по словам того же епископа Федора, «монах должен признавать только три вещи: свою душу, Бога и диавола» 11 . Архивные материалы академии свидетельствуют о том, что годы учения Сергея Сахарова были временем напряженной борьбы между либеральными и консервативными группировками академической корпорации, однако, судя по всему, студента Сахарова эти конфликты не особенно интересовали. Он прежде всего дорожил возможностью жить в лавре, основанной его небесным покровителем Сергием Радонежским. По духу Сергей был ближе епископу Феодору, теплое отношение к которому сохранил до конца своих дней. Студенту Сахарову были ближе не философская интерпретация предметов веры, а живая церковная жизнь, дух и материя обряда. Он считал, что церковное предание прекрасно само по себе, «а прошедшее чрез руки художников и строителей Церкви – святых апостолов, вселенских отцов и учителей – оно предстает благоговейному взору ее чад как великое множество дивных произведений искусства» 12 . Выросший в древнем Владимире, Сергей на всю жизнь сохранил любовь к церковному искусству и вкус к истории. Но любимым его предметом была литургика и изучение богослужебного Устава. Его учителем стал профессор Александр Петрович Голубцов , литургист, издавший древние архиерейские служебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Черное и белое: памяти жертв политических репрессий Так уж получилось, что мой дедушка, Борисов Михаил Львович, в ранней юности проникся духом революции. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Смиренная Церковь: к 20-летию со дня убийства отца Александра Меня В церковь мы в далекие 90-е всей семьей ходили раза три-четыре в год (увы, никакой катехизации в конце 80-х — начале 90-х годов прошедшего века не было), а вот о Христе говорили и думали много и часто. И за это тоже спасибо отцу Александру. Именно его чуть ли не во всех ересях обвиненная книга «Сын Человеческий» (ее я прочитала уже позже, в подростковом возрасте) заставляла непрестанно осмыслять непостижимую тайну: «И Слово стало плотью, и обитало с нами». Лето с Великой княгиней Елизаветой Федоровной На эту самую реку ходила купаться Елизавета Федоровна практически каждый день: «Каждый день я купаюсь в реке – вода такая чистая, теплая, одно удовольствие». И про других домочадцев она рассказывает: «Мы часто ходим купаться – освежающее удовольствие – погода жаркая, хотя недавно были сильные грозы с ливнями» Мучеников нельзя не любить Протоиерей Николай Доненко - автор исследований о новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви, пострадавших в 1920-30-е годы, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Нижняя Ореанда, преподаватель Симферопольской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Окна и звёзды Виктора Цоя Много лет назад заинтересовавшись творчеством Виктора Цоя, я давно хотел взглянуть на его окна. Руки дошли только сейчас – в год и день 20-летия со дня его смерти. Окна у Цоя всегда закрыты. Исключения крайне редки: В это утреннее время там, внизу, все так похоже на кино./И я беру зубную щетку, открываю окно...

http://pravmir.ru/tag/xx-vek/page/8/

Здесь поскорбим — там облегчение будет Священноисповедник Афанасий (Сахаров) 15/28 октября Церковь чтит память святителя Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского, исповедника. Богослов, литургист, автор церковных служб, святитель Афанасий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках более тридцати лет жизни. Он наиболее известен широкому кругу православных людей как составитель службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Предлагаем читателю фрагменты из новой книги издательства сретенского монастыря « Священноисповедник Афанасий (Сахаров) ».      Владыка Афанасий твердо уповал на Промысл Божий. Находясь много лет в заключении, он писал духовным чадам: «В моем положении нет перемен. Отношусь к этому спокойно, зная, что не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей». «Нам нельзя и ждать чего-либо от здешних судов и здешних судей. Суды наши у Господа. Восхощет Он — и немилостивого судию заставит быть милостивым». И один платочек, омоченный слезами, перетянет все наши грехи «Суд Божий — не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, — там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником…» «Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим, — там облегчение будет». Будущий святитель и исповедник епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в селе Царевка Тамбовской губернии. Отец его Григорий, уроженец Суздаля, был надворным советником, делопроизводителем гимназии, мать — благочестивая, совсем еще молодая и почти неграмотная женщина по имени Матрона — происходила из крестьян. Когда родители выбирали имя сыну, отец написал на бумажках имена наиболее чтимых угодников Божиих и подал младенцу. Новорожденный схватился ручкой за жребий с именем преподобного Сергия Радонежского и был назван Сергием. Отец умер, когда Сергею было всего два года, и детство мальчика прошло с матерью.

http://pravoslavie.ru/98189.html

Вышел январский номер журнала «Нескучный сад». Новомученики: Подвиг не востребован? Знаете ли вы, что московское метро, освящено? В 1930-е годы святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, канонизированный как российский исповедник (2000), провез по одной из линий метро икону Всех святых, в земле Российской просиявших, сказав, что теперь он освятил московское метро. О подвигах мучеников новых и древних, о проблемах канонизации священников и монахов, убиенных в последние годы — читайте в Теме номера. 12 января, 2011 Знаете ли вы, что московское метро, освящено? В 1930-е годы святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, канонизированный как российский исповедник (2000), провез по одной из линий метро икону Всех святых, в земле Российской просиявших, сказав, что теперь он освятил московское метро. О подвигах мучеников новых и древних, о проблемах канонизации священников и монахов, убиенных в последние годы — читайте в Теме номера. Знает ли кто-нибудь, что московское метро, в котором мы сегодня локтями толкаемся, освящено? В самые советские годы, в 1930-е, святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, канонизированный как российский исповедник (2000), провез по одной из линий метро икону Всех святых, в земле Российской просиявших, сказав, что теперь он освятил московское метро. И еще очень многого мы не знаем о наших новомучениках! Что нужно сделать, чтобы почитание святых XX века, наших современников, стала живой церковной и народной традицией? Подлинно народной, потому что если мы начнем добросовестно составлять свои родословные, мало найдется семей, где кто-то не был арестован или расстрелян гонителями веры. О подвигах мучеников новых и древних, о проблемах канонизации священников и монахов, убиенных в последние годы — читайте в Теме номера.  Эхо событий Прот. Всеволод Чаплин: верность Православию и «правая оппозиция» — разные вещи Сергей Миронов борется за храм в Царском Селе   Тема номера Новомученики: подвиг не востребован? Почитание откладывается? Убиты, но не прославлены

http://pravmir.ru/vyshel-yanvarskij-nome...

Содержание Епископ Афанасий (Сахаров) и его ученики... В. Донаров Епископ Афанасий (Сахаров) и его ученики    В начале 20-х годов было одной коми женщине видение, будто летит над Усть-Сысольском (Сыктывкаром) жаба. Летит она над городом и садится на церкви. Сначала на Стефановскую, затем на Кирульскую. На какие храмы опустилась, те перешли потом к обновленцам, объявившим, что в Церкви тоже нужна революция.    Стали они женатых священников в епископы выбирать, менять службу, все переделали на свой лад, а Патриарха Тихона объявили низложенным. Тех же, кто остался верен Святейшему — тихоновцев, — по доносам обновленцев сажали в тюрьмы и убивали. Так погибли священномученик митрополит Вениамин и многие с ним. Зато по Ленину отступники служили панихиды как о «христианине по природе своей».    Многие предали тогда Святую Церковь и стали «живцами», то есть в Живую Церковь обновленческую перешли, от которой разило, как от трупа. Всех, кто крестился в Усть-Сысольске от обновленцев, отец Владимир Жохов в 50-е годы перекрещивал. Потому что «живцы» хуже еретиков. Они предшествовали тем, кто в конце времен примет в храмы антихриста и скажет: «Это Христос».    Почти две трети священства пало тогда в обновленчество (многие потом покаялись). За это предательство Господь сокрушил Русскую Церковь. И воскресил ее ради тех, кто сохранил верность, ради их страданий. Они были как проклятые — не имели надежды на этом свете. Им одна была дорога: тюрьма — лагерь — ссылка, а потом все сначала. Уже и «живцы» сгинули, а все, кто осмелился дать им отпор, были на особом счету в НКВД. И среди них — епископ Афанасий (Сахаров) и его келейник иеромонах Дамаскин.    К концу войны они стали подниматься, как вытоптанная трава, — священнослужители Русской Церкви, святые новых времен. Появились на улицах городов в лагерных своих одеяниях. Мне кажется, именно так и надо писать их на иконах, не стесняясь нищего вида: в фуфайках, кирзовых сапогах, свитерах грубой вязки.    Именно таким запомнился в дверном проеме мальчику Лёне Ракину иеромонах Дамаскин — келейник легендарного епископа Афанасия (Сахарова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«А тюрьмы нам нечего бояться…» Исповеднический подвиг святителя Афанасия (Сахарова) и его духовные наставления В этом году исполняется 55 лет со дня блаженной кончины священноисповедника Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского. Митрополит Зиновий (Мажуга) однажды сказал о нем близко знавшим святителя людям: «Если бы вы знали, рядом с кем живёте! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Детство и годы обучения Святитель Афанасий (Сахаров) Сергей Сахаров – таким было мирское имя епископа Афанасия. Он родился 2 июля 1887 года в селе Царёвка Тамбовской губернии. Родители его жили во Владимире: отец, Григорий Сахаров, был надворным советником в отставке; мать, Матрона Сахарова, происходила из простых крестьян. Имя мальчику родители позволили выбрать самому, разложив перед ним несколько листиков с написанными на них именами чтимых святых. Младенец потянулся к тому из них, где значилось имя преподобного Сергия Радонежского. Отец Сергея умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет, воспитанием занималась мать. В возрасте девяти лет он поступил в Шуйское училище. Поначалу учеба Сереже давалась тяжело, однажды он даже был оставлен на второй год, однако закончил училище юноша уже в числе способнейших учеников. Особое место среди его главных увлечений в это время заняла литература, поэзия, любимым автором был А.К. Толстой. Сам юноша пытался писать стихи. Ещё в самом раннем возрасте Сергей полюбил церковное богослужение. Дома он часто играл «в церковь», со временем научился даже вышивать церковное облачение. На вопросы, кем он хочет стать, мальчик без колебания отвечал: «Архиереем». Однако играми всё не ограничилось. В возрасте двенадцати лет Сергей написал свой первый тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божий Матери. Главную роль в таком глубоком нравственном воспитании ребенка, безусловно, сыграла мать будущего святителя. Будучи весьма благочестивой женщиной, она всегда имела желание, чтобы ее сын принял монашество. Монашеский постриг

http://pravoslavie.ru/107562.html

254 месяца в узах и горьких работах. Подвиг жизни святителя Афанасия (Сахарова) Ольга Косик Источник: «Российское историческое общество»      Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную Церковь. Молодой архиерей сразу же отказался от каких-либо компромиссов с богоборческой властью. За последующие 33 года он провел на свободе чуть больше 5 лет, в советских лагерях и тюрьмах – 21 год, в ссылках – еще свыше 6 лет. Таких, как епископ Афанасий, в Церкви было немало, но к середине 1950-х гг. остались в живых лишь единицы. Когда выдающийся церковный историк М. Е. Губонин в 1958 г. посетил епископа Афанасия в Петушках, он увидел человека, подобного древним святым «эпохи догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи – ревнители чистоты православия, забытые всеми, через десятилетия – как выходцы с того света – представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушенным сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли всю свою тягостную изгнанническую жизнь». Так, эпоха жесточайших гонений при большевистской власти в России не уничтожила Церковь, а, напротив, выковала плеяду великанов духа, одним из которых был святитель Афанасий. Сергей Сахаров, мать Матрона Андреевна Сахарова и племянник. 1913 г. Будущий епископ, в миру Сергей Сахаров, родился 2 июля 1887 г. в селе Паревке Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье делопроизводителя гимназии Григория Петровича Сахарова. Сереже не было двух лет, когда умер отец. Его мать, Матрона Андреевна, в трудных жизненных условиях добилась, чтобы сын получил духовное образование. Детство и юность Сергея прошли в одном из самых древних и краси­вых уделов Русской земли – городе Владимире, знаменитом своими монастырями и храмами, в которых хранились чудотворные иконы, по­коились честные мощи многих русских святых. Благодаря родственникам отца, Сережу удалось устроить в Шуйское духовное училище. Уже в эти годы проявилась в нем особая любовь к Церкви и богослужению, с 12 лет будущий епископ начал прислуживать в алтаре. К этому времени относятся и его первые литургические опыты: он составил тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/113688.html

Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви (фрагменты). 3 мая 2008 г. 14:10 В канун дня особого поминовения усопших — Радоницы — портал Патриархия.ru публикует выдержки из фундаментального труда выдающегося литургиста святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (+1962). «Пасхальная панихида» Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не возбраняется и на Пасхе; не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. Христосование с усопшими В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного «яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются их обихода, даже и из келейного, домашнего правила. Пасхальное посещение могил священнослужителями Для людей церковных естественно желание, чтобы священный обряд христосования с усопшими происходил при участии священнослужителей, подобно тому, как первое, самое радостное христосование с живыми во время утрени первого дня Пасхи происходит также при участии священнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/401226.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010