Под сводами церкви Вознесения похоронен ее основатель и строитель — архимандрит Антонин (Капустин) . А рядом с местом его упокоения, с высокой колокольни каждый день раздается «толстый звон», слушать который о.Антонин был большой любитель. По окончании строительства колокольни в Яффу прибыл на пароходе большой колокол весом в 308 пудов, пожертвованный близким другом о.Антонина, Соликамским купцом А.В.Рязанцевым. В августе 1885 года этот колокол благодаря материальной помощи графини О.Е.Путятиной был перевезен с пристани в русский сад в Яффе. Далее предстояло перевезти его на Елеон. И о.Антонин кликнул клич к русским людям: «Не найдутся ли христолюбцы для возведения иерусалимского Ивана Великого на горе Вознесения? Очень, очень желали бы здесь сего». «И вот, — вспоминает о.Антонин, — 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли во вторник в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению в течение 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на св.Елеон к месту его назначения». Подходит время нашего прощания со Спасо-Вознесенской обителью. Паломники ставят свечи перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших», которая пользуется здесь особым почитанием; эта традиция имеет свою историю… В 1911 году группа паломников плыла из России в Святую Землю. Среди них был старец, раздававший на пароходе листочки с историей и чудесами иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Во время плавания поднялась буря. Паломники взмолились Пресвятой Богородице и обещали Ей соорудить икону. Пароходик благополучно доплыл до Яффы, и паломники выполнили свое обещание. Выходим за ворота обители и начинаем спускаться вниз. Перед нами стройные кипарисы, оливковые деревья. Христос любил это уединенное место. Здесь, на склоне Елеонской горы, в Гефсиманском саду, он молил Бога Отца, чтобы горькая чаша страданий миновала Его, и кровавые капли пота выступали во время этой молитвы на лице Иисуса. Он страшился подступающей гибели, как страшится ее каждый земной человек, и в то же время шел ей навстречу ради спасения человечества…

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Покупка земельных участков и учреждение приютов для паломников, строительство храмов и основание монастырей стали главным подвигом жизни Антонина. Как сказал В.Н. Хитрово , «только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба» 1396 . Но была и другая проблема – кому de jure принадлежит «Русская Палестина» и кому она будет принадлежать завтра. Об этом размышляли российские консулы в Иерусалиме, об этом думали в МИДе и в Синоде в Петербурге. Проблема обострялась с годами, дипломаты требовали, чтобы начальник РДМ перевел свою недвижимость на имя государства, но сделать это, по турецкой судебной практике, было очень сложно. Да Антонин и не торопился, так как понимал, что это в любой момент может обернуться его переводом из Иерусалима. В 1889 г. был найден выход. Воспользовавшись правовой нормой шариатского земельного законодательства Антонин актом от 12 сентября 1889 г. обратил шесть наиболее крупных из своих приобретений в вакуф собственность религиозной общины (в данном случае Св. Синода), не подлежащую продаже, обмену или передаче по наследству. При этом пожизненным держателем вакуфа был он сам. Это впоследствии и спасло Русскую Палестину: вакуфные участки не могли быть проданы ни советским правительством, ни Зарубежной Церковью . Рассказы о покупках перемежаются в дневнике с сообщениями о строительстве. Записи доказывают авторство архим. Антонина как в проектировании всех построенных им храмов, колоколен и странноприимных домов, так и в их внутреннем убранстве. О том же свидетельствует управляющий иерусалимским консульством В. А. Максимов: «Что касается красоты воздвигаемых зданий, можно только хвалить строителя, придумывающего и приготовляющего планы без помощи архитектора» 1397 . Им построено в Палестине три церкви – Казанской Божией Матери в Горнем (1880–1883), Вознесения в Русском монастыре на Елеоне (1880–1886) и Апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе (1888–1893). Все разные – и все с узнаваемыми чертами сходства: центральный кубический объем, увенчанный низким куполом с сегментированным барабаном, трапециевидные апсиды, сдвоенные окна, объединенные аркой – восходящими к известным образцам византийского церковного зодчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

834 Лат. ‘Мамврийское вино’. Имеется в виду вино, полученное из виноградников на Русском Хевронском участке у Дуба Мамврийского. 837 Имеется в виду известный археологический памятник в Иерусалиме (на нынешней ул. Саладина). Во времена архим. Антонина считалось, что это гробницы древних царей Иудеи. На самом деле, как установлено археологами, это гробницы, воздвигнутые для себя и своей семьи царицей Еленой Адиабенской, прибывшей в Иерусалим и принявшей иудаизм в 44 г. н. э. 840 Совр. Шореш. Библейский город, развалины которого находятся на холме невдалеке от Абу-Гоша. До 1948 г. арабское селение Сарис. 841 Очевидно, речь идет об Александре Говарде, одном из главных строителей Яффы, владельце сети гостиниц «Говард Отель» в Яффе, Иерусалиме, Рамле. Араб по происхождению – настоящее имя Искандер Авад (Iskander Awad) – он был местным агентом Томаса Кука и управляющим турами по Ближнему Востоку. Один из основателей и видный деятель палестинского масонства. 845 В Лидде (совр. Лод) находится церковь святого великомученика Георгия, восстановленная Патриархом Иерусалимским Кириллом II и освященная им в 1872 г. О. Антонин участвовал в освящении храма (см.: Антонин (Капустин) , архимандрит. Низложение Иерусалимского патриарха Кирилла. (Из дневника покойного архимандрита Антонина)//Сообщения ИППО. 1901. Т. XII. Вып. 1. С. 75). 849 Фр. carillon ‘трезвон’ – карийон, карильон: набор колоколов (часто с клавишным механизмом), образующих диатонический или хроматический звукоряд. 854 В собрании великого князя Константина Константиновича находилась картина А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Ныне в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. 855 Великая княгиня Александра Иосифовна (1830–1911), супруга великого князя Константина Николаевича, совершившая с ним в 1859 г. паломничество в Иерусалим и Святую Землю. 862 Стахиев Яков Семенович – чиновник в Екатеринбурге, товарищ о. Антонина по Далматовскому духовному училищу и Пермской духовной семинарии. 865 Имеется в виду мемориальная запись великого князя Николая Николаевича Старшего, посетившего русский паломнический приют в Яффе в 1872 г., во время своей поездки по Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Отец Антонин Капустин , архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М., 2005. С. 217–218). Из домашнего хобби семьи Капустиных, четко прослеживаемого по дневнику и письмам к родным, астрономия стала фактором светской и дипломатической жизни Иерусалима. Посмотреть на звезды к русскому архимандриту приходили именитые гости, иностранные дипломаты, заезжие ученые. Характерна, например, запись в дневнике от 10 декабря 1870 г.: «Я убрал телескоп и хотел пойти к вечерне, как навстречу мне поднялась с лестницы еще целая орава гостей, предводимых консулом В числе их был и граф Кабога (австрийский консул. – Н.Л.), далматинец и заклятый фанатик папизма и австризма». Еще при жизни, в благодарность за чествование в связи с 50-летием научной деятельности, Антонин подарил свой большой телескоп Киевской Духовной Академии – с правом оставить его себе в пожизненное пользование (см. выше письмо ректору КДА епископу Сильвестру от 22 декабря 1893 г.: документ 350), так что данный пункт завещания – лишь подтверждение уже состоявшегося акта дарения. 870 Капустин Михаил Иванович (1837–1904) – младший брат архимандрита Антонина. О нем см. выше, примеч. 477 к документу 295. Воспользоваться завещанной ему аппаратурой М.И. Капустин не мог, т. к. к этому времени почти совсем ослеп; он передарил телескоп Императорскому Православному Палестинскому обществу (см. далее донесение архим. Александра (Головина) от 10 сентября 1902 г.). 871 Зубкова Антонина Ивановна (1825-?) – младшая сестра архимандрита Антонина. Вышла замуж за протоиерея Григория Васильевича Зубкова и жила с семьей в г. Ирбите. См. выше, примеч. 479 к документу 295. Сохранилась фотография о. Антонина с сестрой и племянницей, относящаяся ко времени их приезда к нему в Иерусалим. 872 “Кабинетным” назывался наперсный крест, выдававшийся из Императорского кабинета – золотой, или украшенный дополнительно бриллиантами. Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. Если они прослужили затем за границей не менее семи лет, этот крест оставался у них – уже в качестве личной награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

660 Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Под ред. В.Н. Карпова: В 13 кн. СПб. 1862 (далее – Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. -Ред.). 662 Григорович В. Очерк путешествия; Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. Григорович справедливо полагает, что грамота имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу; но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгар. Славянские рукописи Зографа и показания актов о древнейших монастырях Афона см. там же. Грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. см. в: Аврамович. Описание древностей сербских. 663 Афонский патерик. Ч. 1. Особое сказание напечатано в книге: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. Б. м., 1659. Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона: но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела латынян на Афоне показаны и в послании Прота к вел. кн. Василию Васильевичу, писанном в 1445 г. (например в 9 т. летописи занятый археографической коммисией стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат черные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 665 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Четыре беседы Фотия, свя- тейшаго архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . СПб., 1864. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом в 1283 г., как сомневались доселе Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) и поклонник горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Балуклия [?] (Воскресное чтение. 16-й г. [изд.] (1852–1853)). «Воскресное чтение» – еженедельный журнал, издававшийся в Киеве при КДА с 1837 по 1912 гг., нумерация выпусков начиналась с Пасхи, поэтому годовая подшивка «Воскресного чтения» охватывала два календарных года (от Пасхи до Пасхи). О Ксилургу. Христианское чтение. 1874. Октябрь. О Ксилургу. – См.: К вопросу о притязаниях греков на русский афонский монастырь святого Пантелеимона. (О Ксилургу)/Христианское чтение. СПб., 1874. Ч. 3, октябрь, С. 80–94. Статья, вызванная попыткой Афонского протата навязать русским инокам Пантелеимонова монастыря новый устав (по которому греки должны владеть монастырем и им управлять, а число русских иноков и их права должны быть ограничены) и обращением русских иноков к суду Константинопольского патриарха; была написана до решения дела в суде. В ней приводились исторические аргументы, доказывавшие право русских на этот монастырь (тексты, грамоты византийских императоров). Аргументы греков, в свою очередь, сводились к тому, что название «Руссик» происходит не от слова «русский», а от неких греческих фамилий, явно вымышленных. Автор статьи обращал также внимание на то, что в периоды владычества греков монастырь постоянно приходил в упадок, а русские его заново восстанавливали, и сетовал на то, что в радикальной греческой печати описанное дело было представлено как попытка славянизации Афона и как угроза эллинизму и Православию. Труды Киевской академии. 1862, Май, июль, ноябрь; 1863. Май, апрель, январь, июль; 1861. Ноябрь, октябрь, февраль. Речь идет о дневниковых записях архимандрита Антонина (Капустина) , посетившего Афон с 3 августа по 7 ноября 1859 г. В «Заметках» приведены тексты из некоторых афонских документов, уставов и богослужебных книг (см.: [ Антонин (Капустин) , архим.] Заметки поклонника Св. Горы/А.А./Труды КДА. 1861. Т. 1, февр. С. 229–254; Т. 3, окт, С. 210–244, нояб. С. 317–350; 1862. Т. 2, май. С. 79–112, июль. С. 225–264; Т. 3, нояб. С. 364–392; 1863. Т. 1, янв. С. 30–75, апр. С. 431–488; Т. 2, май. С. 107–136, июль. С. 289–316). В 1864 г. «Заметки» вышли отдельным изданием, см.: Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В обоих документах о. Киприан пишет о переходе в юрисдикцию Сербского Патриарха. Возвращению в Югославию способствовало участие о. Киприана в устройстве и приёме сербского паломничества на Святую Землю («по поводу письма влад. Иосифа о возможности приезда сюда сербских поклонников несколько дней уже хожу и разузнаю о ценах, пароходах, расписаниях и т.д., трудно с помещением» (8/21.12.1929). Сербское паломничество было на Святой Земле в апреле 1930 года, во главе его стоял епископ Охридский Николай (Велимирович), прославленный в 1987 году в лике святых. Общение с владыкой Николаем определило пути возвращения.   Особая благодарность священнику Михаилу Насонову (в свое время — студенту Богословского института, а сейчас — священнику Русской Православной Церкви в Дублине, Ирландия), указавшему мне на наличие дневников о. Киприана в архиве института. Бунин И. А . Тень птицы. Иудея. Иларион (Алфеев), митр. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. Киприан (Керн), архим . Отец Антонин (Капустин). Белград, 1934. Переиздано в Москве с названием: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997 . Chitty D.J . The Desert a City. Первое издание — 1966. Русское издание: Читти Дервас. Град Пустыня. СПб., 2007. Читти Д . Град Пустыня. С. 15. Из греков основным собеседником и другом о. Киприана был архим. Каллист (Милиара), многолетний редактор журнала Иерусалимской Патриархии «Новый Сион». Так, например, Иерусалимский патриарх Дамиан заявил в 1923 году о признании его Церковью действительности англиканских хиротоний. О причинах такого «широкого» отношения много говорится в дневниках о. Киприана. Занемонец А, диак . К истории паломничеств в Святую Землю из Русского зарубежья в 50–70-х годах XX века. Памяти епископа Мефодия (Кульмана; 1902–1974). М., 2009. С. 54.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6172884

В службе – пища дикой козы. 226 Так в Средечском сказании. Здесь же сказано: «высота камене того 40 саженей… До днешнего дне зная тое стопи ногу его на камены и кровь его». 227 По Средечскому сказанию, место, где стоял царь Петр, желавший видеть пустынника, «оттоле назвася царев верх». 229 По Средечскому сказанию, преподобный являлся самому царю Петру, и при этом царе мощи перенесены с пустынной скалы в Средец. 230 «Идеже до днешнего дня лежит чудотворное тело преподобнаго», говорит синаксарь. Эти слова показывают, что сказание синаксаря писано ок. 1240 г. У Евфимия следует после того история обители. Памятники обители см.: Гласник. Кн. 7. Память прп. Иоанна иногда показывается под 19 октября ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы), но это день перенесения мощей в Тернов. Место, куда перенесены были мощи, в синаксаре Болгарском и Афонском (см.: Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) называется Трапезицею, тогда как по известию Евфимия перенесены они в Тернов. Княжич пишет: «в Тернове между двух скал и р. Янтрою есть возвышенность, называемая Трапезец или Трапезицею, на этом месте был дворец Болгарских царей» (Записки Императорского русского Археологического общества. Том IV). Так как храм во имя св. Иоанна решились строить в то же время, как положили перенести мощи его в Тернов, и ко времени перенесения не могла окончиться постройка его, то естественно что на первое время св. мощи положены в храме Трапезицы. 231 См.: Григорович В. Очерк путешествия. Здесь описана и местность обители; в 1627 г. являлся в Москву за милостынею настоятель Рыльской обители. В грамоте царю было написано: в области Сардикийской на горе Книшаве есть царского создания обытель Рыло с храмом прп. отца Иоанна пустынножителя, где почивают мощи его, целые и невредимые доселе». Здесь же сказано, что обители прп. Иоанна даны были грамоты царями Иоанном и Феодором (Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. Ч. 2). 232 Житие его см.: Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших: В 2 частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем, оно может служить важнейшим пособием и для Церкви, существующей в его недрах; может содействовать развитию и процветанию различных отраслей не только внешней, но некоторым образом и внутренней ее жизни – да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2, 2 ); может являться могущественным покровителем, охранителем и защитником ее от всех врагов внутренних и внешних. Итак, не это ли взаимное, столько благотворное и естественное содействие друг другу и предуказал Всевышний русскому народу и Русской Церкви, сочетавши их с самого начала? Да будет же благословен Господь Иисус Христос , скажем вслед за нашим святым руководителем-летописцем, оканчивая вместе с ним свое повествование о начале отечественной Церкви, да будет благословен Господь Иисус Христос , иже възлюби новыя люди, Русьскую землю, и просвети ю крещением святым 624 , который еще устами своего первозванного апостола предрек о будущем водворении и торжестве христианства в странах пустынной Скифии, приготовлял потом мало-помалу, в течение многих веков это великое событие и, когда наконец настало предопределенное Им время, воздвиг Церковь Русскую как потребную для таких высоких целей – и для рода человеческого вообще, и для мира христианского в частности, и – ближайшим образом – для того обширнейшего края, который составляет ныне мир собственно русский!.. Как стремилась Она с тех пор к своему высокому предназначению при непосредственном содействии самого невидимого Насадителя своего и Главы, какие препятствия встречала на пути, как боролась с ними, побеждала их, и торжествовала, и в какой степени достигла уже той или другой из своих частных целей – это задача и предмет для истории Русской Церкви. Приложения Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в «Истории христианства в России до равноапостольного князя Владимира» Рукописи 1 . Киево-Печерский Патерик. ОР РГБ. Ф. 256. 305. 2 . Киево-Печерский Патерик. РНБ ОР. Собр. Ф. А. Толстого. Отд. 2. 221 (по каталогу Строева (116)). 3 . Сборник. ОР ЦНБ Национальной АН Украины. Собр. митр. Макария. 32 ПАа 170. 4 . Сборник 1348 г. ОР РНБ. Ф. FI. 376. Печатные издания 5 . Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. 2 т. 6 . Антонин (Капустин) , архим. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю/Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 6. С. 445–473. 7 . Антонин (Капустин) , архим. Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре/Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 595–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

СПб., 1860; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. К., 1864; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты в 1845 г. К., 1877. Ч. 1. Отд. 1. С. 65, 86-88; Рус. мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение приснопамятного старца, духовника Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря иеросхим. Иеронима//Душеполезные размышления, 1886. М., 1901. Вып. 1/2. Прил. 1; Еще неск. слов о новопреставленном старце иеросхим. Иерониме//Там же. Вып. 4. С. 12-16; За что попускается иногда вражья сила и чем прогоняется: Восп. о приснопамятном духовнике о. Иерониме//Там же, 1887. М., 1901. Вып. 11. С. 10-13; Ковалевский А. Ф., прот. Иеросхим. Иероним, духовник Русского на Афонской Горе Пантелеимонова мон-ря//ДЧ. 1886. Ч. 1. Март. С. 288-327 (отд. отт.: М., 1887, 2006); он же. Иероним (Иван Павлович Соломенцов)//РБС. Т. Иб.-Ключ. С. 169; Леонтьев К. Н. Воспоминание об архим. Макарии, игум. Русского мон-ря св. Пантелеимона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 191-192, 196, 207, 211, 243, 246; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игум. Русского Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 1-395; И. Н. К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима//Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898. С. 316-338; Михаил (Семенов), архим. «Стиль» и «дух» рус. обителей на Афоне//СИППО. 1905. Т. 16. [Вып. 3]. С. 362-391; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Памяти иеросхим. Иеронима, духовника обители св. вмч. Пантелеимона//ДС. 1915. Вып. 11. С. 421-431; Большаков С. Н. Иеросхим. Иероним (Соломенцов) - возобновитель рус. монашества на Афоне в XIX в.//ВРЗЕПЭ. 1963. 41. С. 52-62; Афонские иеросхим. Иероним, Арсений, Аникита, Никодим и их сподвижники//ЖПодв. Нояб. С. 305-325; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996; История Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря//К Свету. М., 2000. Вып. 18: История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293706.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010