Около половины IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, затем около 860 года – похвальное слово свт. Николаю Иоанна, диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века – похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым. В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца. В 1721 году католический кардинал Фалькони нашел в Ватиканской библиотеке в одном из греческих манускриптов акты о святителе Николае Чудотворце, епископе Пинарском, архимандрите Сионского монастыря, который жил в VI веке при императоре Юстиниане Великом и скончался в декабре 564 года. В том месте манускрипта, где указывается дата кончины епископа, есть глубокая подчистка, не позволяющая установить, какое изначально там стояло число, а поверх написана цифра ох (шесть). Хотя вывод Фалькони о том, что именно открытый им источник содержит истинные сведения о свт. Николае Мирликийском, был почти сразу же опровергнут другими западно-христианскими и православными исследователями, обнаруженный список т.н. «Иного жития» внес большие трудности в понимание личности прославляемого христианскими Церквями великого святого. Первым в русской богословской литературе вопрос о личности свт. Николая в связи с открытием Фалькони поднял архимандрит Антонин, настоятель православной миссии в Иерусалиме, установивший в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, два было свт. Николая ликийских» (Архим. Антонин (Капустин) . Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Обзор литературы В нескольких древнерусских богослужебных рукописях содержится последование с непривычным для современного читателя заглавием «Чин курооглашения», или «Молитвы курогласные». Во избежание путаницы в названиях далее мы будем обозначать его как Кур. Первыми, кто обратил внимание на это последование, были прот. А. Горский и К.И. Невоструев , опубликовавшие его схему по сборнику XIV b. Син325 1 . Вскоре о наличии Кур в Часослове XII–XIII bb. из славянского собрания рукописей библиотеки Синайского монастыря, сообщил архим. Антонин (Капустин) 2 . Информация архим. Антонина была использована Е.П. Диаковским в статье о «Чине пения 12 псалмов» 3 , которая затем целиком вошла в состав его же монографии по истории чинов часов и изобразительных 4 . В своей монографии Диаковский высказал мнение о тождественности Кур последованию утрени 5 . Ещё дальше пошёл Н.Д. Успенский , отождествивший Кур c конкретной частью чина утрени – шестопсалмием: «Древнехристианское предрассветное моление или Laudatio aurorae, называемое в некоторых славянских часословах «Курогласными молитвами», дошло до нас в современном шестопсалмии» 6 7 . Ошибочность подобного отождествления должна была бы быть видна уже из опубликованных Горским и Невоструевым выписок из Син325, однако повторное открытие Кур как самостоятельного последования состоялось лишь в ходе оценки новых рукописных находок, сделанных в Синайском монастыре св. вмц. Екатерины в 1975 г. Среди этих находок были и славянские манускрипты; их описание подготовил И. Тарнанидис, который, в частности, определил рукопись SinSlav41N, представляющую собой один лист пергамена, как «Миссал... содержащий часть чина утрени», т. е. как текст, принадлежащий к латинской литургической традиции (хотя именно Миссал, строго говоря, обычно не включает в себя службы суточного круга). Такой вывод Тарнанидис сделал на основании сохранившегося в SinSlav41N заглавия чи куроглашени. По мнению учёного, «термин куроглашени (крик петуха), который не используется в восточном обряде, достаточно ясно выдаёт влияние западного 8 . Тарнанидису справедливо возразила М.А. Момина, которая указала на известность термина и на Востоке, а главное – отождествила лист SinSlav41N с рукописью Часослова 9 Q.n.I.57 и обратила внимание на присутствие Кур также в рукописях Соф1052 10 и Син325 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В качестве важных результатов издания отметим удаление из жития свт. Николая сведений, относящихся к архиеп. Николаю Пинарскому, жившему на два века позже мирликийского святителя (факт смешения, который показал еще архим. Антонин (Капустин), признается Г. Анрихом, Дж. Чоффари и др. исследователями), а также включение в житие сведений из «Деяния о подати» и «Деяния о стратилатах», которое «оказалось утраченным или искаженным в тексте Метафрастова жития, а впоследствии и в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского». Заметим, что предполагаемое А. В. Бугаевским объяснение отсутствия «Деяния о подати» в составе жития свт. Николая, в частности в Метафрастовом житии: «Описываемый в нем [Деянии — Ред.] поступок свт. Николая содержал невыгодный для царской казны пример поведения архипастыря», представляется нам несколько натянутым. Все известные нам 4 рукописи двух редакций этого Деяния (Ambr. D 92, Ambr. C 92, Vat. Gr. 821, Par. Gr. 1556, как и Sin. gr. 522) имеют южноитальянское происхождение (причем достаточно позднее: см. наш обзор статьи диак. Михаила Желтова) и отражают, видимо, неконстантинопольскую традицию. Это Деяние просто могло быть недоступно Метафрасту, поскольку тексты, которыми он пользовался (житие архим. Михаила, список «смешанного жития»), его не содержали. Литературные достоинства нового текста получили высокую оценку: «Автор решил также и весьма трудную литературную задачу, найдя стилистически превосходное сочетание житийного стиля и научности. Поэтому труд А. В. Бугаевского служит одновременно двум целям: являясь научным исследованием, он может быть использован в изданиях, подобных Православной Богословской Энциклопедии, а как произведение духовно-назидательное оно могло бы издаваться для широкого круга читателей и в будущем войти в новые Четьи-Минеи» (прот. Валентин Асмус). Собственно материалы конференции включают в себя 25 статей, которые распределены по трем разделам: «Агиография», «Гимнография» и «Иконография». Среди статей, входящих в первый раздел, посвященный агиографии отметим публикацию и перевод А.

http://patriarchia.ru/db/text/36104.html

Дмитриевский 1889= Дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты (Официальный отчет). – ТКДА 1889, 5, 103–134 (и продолж.). Дойель 1980=Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности/Пер. с англ. Э.А. Маркова. Предисл., примеч. и общая редакция Я.В. Василькова. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1980. Дунаев 2002=Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002. Иванов – Топоров 1992=Иванов В.В., Топоров В.Н. Лев. – Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2: М., 1992, 41–42. Иннокентий (Павлов) 1996=Учение двенадцати апостолов/Введение B.C. Соловьева (к изд. 1886 г.). Перев. с греч., вводная статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). М.: Учебноинформационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Иннокентий (Павлов) 2000=Иннокентий (Павлов), игумен. Александрийский кодекс. – Православная энциклопедия. Т. 1. А – Алексий Студит. М., 2000, 594–595. Карашев 1896=Карашев А[Ф.] О новооткрытом памятнике «Учение 12 Апостолов» (…) М.; 1896. Керн 1934 – Архим. Киприан (Керн) . О. Антонин Капустин , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (М., 1997п). Керн 1996=Архим. Киприан (Керн) . Патрология. Париж; Москва, 1996. Кожевников 1909= Кожевников В.А. Мысли об изучении святоотеческих творений/Цит. по переизд. в кн.: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского: М., 1999, 688–709. Козаржевский 1985=Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. Левтская 1999=Левинская И.А, Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999. Любкер 1884=Любкер Фр. Реальный словарь классической древности. СПб.; М., 1884. Макарий 1857= Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 18572 (1993р). Макарий 1994=Митр. Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994. Мецгер 1996=Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В нач. XVII в. дом и башня прав. Симеона Богоприимца были описаны Франческо Кварезми как довольно просторные и вместительные, и хотя они очень пострадали и разрушены от времени, сохранились примерно 10 комнат, в к-рых жили груз. монахи, и цистерна для сбора дождевой воды ( Quaresmio F. Historica, Theologica et Moralis Terrae Sanctae Elucidatio/Ed. C. de Tarvisio. Venetia, 1881. T. 2. P. 452; I dem. Elucidatio Terrae Sanctae. Jerusalem, 1989. P. 294. (SBF. Coll. Major; 32)). Поддельные хатти-шерифы Селима I (1517) и султана Сулеймана I Великолепного (1529), упоминающие К. в числе иерусалимских монастырей ( Прокопий Назианзин Арабоглу . Попираемый Иерусалим//Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 234, 236. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)), свидетельствуют о том, что в 1-й трети XVII в. эта обитель представляла интерес для греков Иерусалимского Патриархата. В 1646 г. башня уже была отремонтирована, но прилегающие строения были заброшены, на этих руинах время от времени совершали богослужение монахи-минориты. В течение неск. веков К. оставался в руинах, от него сохранялась только башня (на гравюре Корнелиса де Брёйна 1681 г. видно, что она была в плане L-oбpaзhoй формы и имела 4 этажа). Книги из К. были перенесены в Крестовый монастырь, о чем свидетельствуют владельческие записи, и сохранились в составе его б-ки. В 1859 г. место, на к-ром расположен К., было куплено мон. Авраамием из Мадита и перешло во владение Иерусалимской Православной Церкви. Он засадил этот участок оливковыми деревьями и разбил на нем виноградник. Вместе с др. членами Святогробского братства он начал раскопки К. Под руинами башни были обнаружены отесанные камни более древнего здания, рядом - подземные гробницы (в т. ч. прав. Симеона Богоприимца) и цистерна. Впосл. к северо-востоку от старой башни были найдены фундаменты построек и фрагменты мозаик, цистерны, мраморные плиты, а к востоку от новой башни - парекклисион с напольными мозаиками. В 1879 г. раскопки и строительство монастырских зданий были продолжены. Старая продолговатая башня была восстановлена, и в ней устроена ц. прав. Симеона Богоприимца, освященная 3 февр. 1881 г. Иерусалимским патриархом Иерофеем. Активное участие в финансировании строительства и убранства храма принимала московская благотворительница В. И. Сапухина ( Антонин (Капустин), архим. Дневник: Год 1881/Изд. подгот.: Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова; отв. ред.: Я. Н. Щапов. М., 2011. С. 36).

http://pravenc.ru/text/1681355.html

имел большое влияние на студентов, стремился выпускать из академии богословов, получивших крепкую и надежную защиту против различных «рационалистических суемудрий». Среди его учеников были Московский митр. Макарий (Булгаков) , Киевский митр. Иоанникий (Руднев) , Сербский митр. Михаил (Йованович) , Казанский архиеп. Антоний (Амфитеатров) , Тульский архиеп. Никандр (Покровский) , Владимирский еп. св. Феофан Затворник (Говоров) , Рижский еп. Филарет (Филаретов) , архим. Антонин (Капустин) . Нек-рые современники Д. считали, что соч. митр. Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» было лишь переработанным вариантом лекций Д. по догматике, к-рые он готовил к печати и сжег, получив опубликованный труд митр. Макария. Позднейшие исследователи (Ястребов, прот. Ф. И. Титов , М. Н. Скабалланович ) признавали глубокое влияние учителя на ученика, но отрицали прямое заимствование. Сравнивая программы Д. и митр. Макария (в СПбДА), они видели в них несомненное сходство, но при этом меньшее, чем между программами Д. и еп. Иннокентия. Как ученый и профессор Д. пользовался известностью не только в России, но и за границей. Д. заложил основы проекта реформы духовного образования. Признавая удовлетворительной постановку обучения, указывал, что воспитание в семинариях практически отсутствует, тогда как он видел основу преобразований именно в воспитании. По мнению Д., духовно-учебные заведения должны быть открыты для всех сословий, но преимущество следовало сохранить за детьми духовенства, к-рых нежелательно отдавать в светские школы. Необходимо, считал Д., поднять нравственный и образовательный уровень кандидатов в священство, освободить духовное сословие от лиц, вступающих туда «по принуждению обстоятельств», дать им возможность свободного и достойного выхода из сословия. Для этого предлагалось объединить семинарии и духовные уч-ща в единые епархиальные уч-ща с 12-летним курсом обучения, сосредоточив общеобразовательные предметы в первых 8 классах, а специально богословские в последних 4.

http://pravenc.ru/text/178167.html

Многие попытки обращения народов России в христианство, предпринятые до них, не приводили к успеху. Зато после них повсеместно миссионеры шли подвижническим путем, ими проложенным. Последователями их трудов стали выдающиеся миссионеры: святитель архиепископ Николай (Касаткин) в Японии, митрополиты Флавиан (Городецкий) и Иннокентий (Фигуровский) в Китае, митрополит Макарий (Невский) на Алтае, архимандрит Антонин (Капустин) в Палестине, епископ, впоследствии Патриарх святитель Тихон (Беллавин) в Америке, митрополит Нестор (Анисимов) на Камчатке и многие другие. Благодаря подвигам преподобного Макария и митрополита Вениамина многие народы Российской империи объединились в вере, получили свою письменность, национальную культуру и интеллигенцию, храмы и школы, больницы, стали земледельцами, были «привиты» к христианской православной культуре. Архимандрит Макарий возглавлял Алтайскую миссию 14 лет, после чего удалился на покой в орловский Троицкий Болховский монастырь. Итоги его миссионерской деятельности кому-то могут показаться не слишком впечатляющими. За время его миссионерского служения на Алтае приняли крещение 645 человек, были основаны два стана с храмами, пять православных поселений, три школы, богадельня и больница. Однако последующая судьба Алтайской миссии свидетельствует о выдающемся потенциале, заложенном архим. Макарием для привлечения местного населения к российской цивилизации. Его дело продолжили люди, преданные миссии на Алтае: было создано настоящее миссионерское братство, община бескорыстных единомышленников, посвятивших миссии свою жизнь и продолживших дело своего учителя . Заслугой архимандрита Макария можно считать их подготовку и духовное становление. В последующие годы, вплоть до начала XX века, Алтайская миссия сохраняла и приумножала свое духовное наследие. В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде Алтайская миссия была названа в качестве образца для других миссий. В 1915 г. миссия насчитывала уже 30 отделений, 48 храмов и молитвенных домов, два миссионерских монастыря, 452 селения. Численность православной паствы, возникшей благодаря трудам сотрудников миссии, составляла 66 368 человек. Собственно алтайцев среди них было 30 456. При миссии действовали 83 школы с 3 235 учащимися, из которых алтайцев было 1 386. В составе миссии трудились 162 человека, в том числе 39 священников-миссионеров .

http://bogoslov.ru/article/6171242

Приход был достаточно большим — примерно 850 дворов. Отец архим. Антонина прожил долгую жизнь и умер в 1865 г. — как раз в том году уже почти 50-летний о. Антонин поселился в Иерусалиме. После его смерти, по словам о. Антонина, у семьи «остался только деревянный дом на пригорке с рябинным садиком и огородом при нём, и положительно ничего более». Андрей Капустин начал своё образование дома и в храме. Читать он учился по Псалтири под руководством своего отца. А уже в девятилетнем возрасте уехал из дома учиться в Далматовское духовное училище. Оно открылось в 1714 году при Далматовском монастыре на берегу реки Исети и было первым училищем в Зауралье, устроенном для детей священнослужителей. В разные годы здесь учились А. Ф. Мерзляков — поэт и профессор Московского университета, изобретатель радио А. С. Попов, основатель Томского университета В. М. Флоринский и другие выдающиеся люди.  После поступления в училище Капустин домой уже не вернулся. Пятилетний курс училища он называл невесёлым для себя временем. Наука ему не давалась, и в классе он числился на одном из последних мест. Хотя уже тогда в маленьком школьнике начал зарождаться интерес к Востоку, «наука, вооружённая “лозой” и “без обеда”, постоянно искала закрыть [Византию] от воображения, представляя ему вместо светлого видения мрачный урок, урок и больше ничего» (Антонин Капустин, архим. Поездка в Румелию. С. 17—18). Впрочем, именно Далматовскому монастырю Капустин перед смертью завещал свой золотой наперсный крест, выданный ему по императорскому указу, богато декорированный, с изображением короны Российской империи. Крест, который он носил по торжественным случаям в течение многих лет. После училища Андрей Капустин поступил в Пермскую семинарию, где оставался пять лет, до 1836 г. А в 19-летнем возрасте он навсегда покинул уральские края и переехал далеко на юг, в Екатеринослав (нынешний Днепр), где его дядя — брат отца — стал ректором семинарии и взял на себе заботу о племяннике, а также связанные с его образованием расходы. Здесь же Капустин впервые начал преподавать: семинаристом он был назначен учителем греческого языка для младших курсов с жалованьем в 100 рублей ассигнациями в год.

http://bogoslov.ru/article/6174044

В 1860-1865 гг. архим. Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе , в котором архим. Антонин впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе. В апреле 1862 г. о. Антонин посетил г. Никею (Изник) и его окрестности. Весной 1863 г., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории . В 1865 г. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 5 июня 1869 года был утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. Архим. Антонин, благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего Синода, ему удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Св. землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Первым делом о. Антонина на Святой Земле стала попытка утвердить мир как внутри русской миссии, так и между нею и российским МИДом, а также другими христианскими общинами, в первую очередь — Православной Иерусалимской церковью. Все 29 лет жизни о. Антонина в Иерусалиме это ему будет удаваться, как благодаря выдающимся дипломатическим способностям и личному обаянию, так и благодаря тому, что он видел великую ценность в сохранении мира. Сложности в отношениях с российским МИДом были улажены благодаря дружбе о. Антонина с российским консулом в Константинополе графом Игнатьевым. Они могли решать все вопросы друг с другом, минуя собственно иерусалимский состав миссии и консульства. Тех дипломатов, которые в Иерусалиме представляли некоторые сложности для миссии, о. Антонин перед Игнатьевым хвалил и отправлял, с его помощью, на повышение. Так, он писал ему о консуле А. Н. Карцеве — основном противнике прежних начальников РДМ, — что это очень талантливый молодой человек и вряд ли ему стоит столь долго оставаться в такой дыре, с точки зрения дипломатической карьеры, как Иерусалим. Так Карцев был отправлен консулом на Корфу… С Игнатьевым архим. Антонин поддерживал переписку до конца своих дней. Иерусалимский патриарх Кирилл также был рад водворению в Русской миссии опытного и дипломатичного о. Антонина вместо куда более жёсткого и конфликтного о. Леонида (Кавелина). В послании Иерусалимского патриарха российскому Синоду Капустин назван «добрым и действительно добродетельным мужем», «истинно благочестивым», «почтенным по своему образу действий», «мягким», «кротким», «мирным», «добродетельным», «богобоязненным», «братолюбивым», «добролюбивым», «которого и мы отечески любим и чтим». Восстановление добрых отношений с российским МИДом и, независимо от него, с Иерусалимским патриархом предопределило решение Синода оставить о. Антонина в Иерусалиме. Как писал Иерусалимскому патриарху митр. Филарет, «по крайней мере до тех пор, когда усмотрен будет другой, соответствующий требованиям тамошнего служения». Более соответствующий так и не нашёлся. Назначение о. Антонина в Иерусалим стало началом целой «капустинской» эпохи в жизни Русской духовной миссии, да и всего тогдашнего христианского Иерусалима, продлившейся более четверти века.

http://bogoslov.ru/article/6174357

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010