С 1848 г. на выделявшиеся казной средства об-во проводило археологические раскопки: под рук. гр. А. С. Уварова в Юж. России (1848), К. Н. Тихонравова во Владимирской губ. (1858), Л. К. Ивановского в Царскосельском, Петергофском, Ямбургском, Гдовском и Лужском уездах и др. (1870-1880). Русское А. о. являлось организатором конкурсов на соискание премий за лучшие исследования и разработку малоизученной и актуальной проблематики в различных областях археологии. Специальная комиссия утверждала тематику конкурсов и сроки предоставления рукописей. Сочинения, получившие премии, публиковались в периодических изданиях об-ва. Первой премией в 1851 г. по инициативе гр. Уварова была отмечена рукопись И. Е. Забелина «О металлическом производстве в России до конца XVI века в отношении к искусствам, художествам и ремеслам». Благодаря конкурсам были осуществлены такие основополагающие труды, как «История русских школ иконописания до конца XVIII века» Д. А. Ровинского (премия 1852), «Систематический обзор главных частей большого дворца по сочинению Константина Багрянородного о церемониях византийского двора» и «Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX-X веках» Д. Ф. Беляева (премии 1891). Развитию отечественной науки в немалой степени способствовало присуждение золотых и серебряных медалей за лучшие археологические сочинения. Среди награжденных работ были монографии «О древних христианских надписях в Афинах» архим. Антонина (Капустина) , «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» Н. П. Кондакова , работы В. А. Прохорова , Забелина, Ровинского и др. После смерти в 1884 г. гр. Уварова об-во учредило медаль его имени за лучшие сочинения по рус. археологии. Председателями об-ва в разное время были члены имп. фамилии: вел. кн. герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1846-1852), вел. кн. Константин Николаевич (1852-1892), вел. кн. Константин Константинович (1892-1915). Членами об-ва являлись известные археологи, историки архитектуры, визант. и древнерус. живописи, историки Церкви: архим. Антонин (Капустин), архим. Леонид (Кавелин) , Ф. И. Буслаев , А. Ф. Бычков, кн. Гагарин и др., действительными членами были Е. В. Барсов , Л. Н. Бенуа, Беляев, П. С. Уварова , Н. В. Султанов , К. Н. Тихонравов и др.

http://pravenc.ru/text/76468.html

В научной лит-ре Д. Е. обычно датируется или обобщенно XII в., или нач. этого столетия. В разное время предлагались датировки Д. Е. XI в. ( Велчева, Бояджиев. 1993) или рубежом XI и XII вв. ( Антонин. 1873). Правописные особенности (из редуцированных употребляется только «ь») указывают на западноболг. (македон.) происхождение писцов и на использование ими глаголического оригинала. В языковом отношении Д. Е. представляет ранний этап среднеболг. извода (смешение «юсов» наблюдается только в 3-м лице мн. ч. аористных окончаний). Рукопись украшена 5 заставками и рядом контурных инициалов, представляющих упрощенный вариант старовизант. орнамента (т. н. южнослав. стиль). Вся орнаментика выполнена чернилами (инициалы могли быть позднее подкрашены киноварью и зеленой краской); иллюминаторами, возможно, были сами писцы. Кодекс неоднократно подвергался редактированию, доработке и разнообразным переделкам, видимо на Синае или в Палестине. Часто встречаются дополнения, поновления и правка текста др. чернилами и почерками. Ряд листов петербургской части (перечень см.: СКСРК, XI-XIII. С. 111. 71) представляет палимпсест серб. уставом XIV в. по смытому или соскобленному тексту. Листы 184-196 написаны взамен утраченных сербским уставом на бумаге ближневост. (?) происхождения XIII-XIV вв. без водяных знаков и понтюзо. Изд.: Jagic V. Evangelium Dobromiri: Ein altmacedonisches Denkmal der kirchenslavischen Sprache des 12 Jh. W., 1899. 2 Bde; Алтбауер М. Добромирово Евангелие: Кирилски споменик од XII в. Ckonje, 1973. Т. 1 [фототип. изд.]; Велчева Б. Добромирово Евангелие: Български паметник от нач. на XII в. София, 1975; Tarnanidis I. The Slavonic Manuscripts, Discovered in 1975 at St. Catherines Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 111-112, 202-203 (Pl. 18), 317-334 [фототип. изд.]. Лит.: Антонин (Капустин), архим. Из записок синайского богомольца//ТКДА. 1873. 9. С. 348-349; Отчет ИПБ за 1899 г. СПб., 1900. С. 153-156; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1915. Вып. 4.1. С. 55-59; Десподова В. Лексиката на Добромирово евангелие//Македонистика. Ckonje, 1977. Зб. 1. С. 5-96; Станчев К. Неизвестные и малоизвестные болг. рукописи в Париже//Palaeobulgarica. 1981. 3. C. 85-91, 1; СКСРК, XI-XIII. 71; Куев К. Съдбата на старобълг. рукописна книга през вековете. София, 19862. С. 199-201; Велчева Б. , Бояджиев А. За нова хронология на ранните слав. недатирани ръкописи//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 18.

http://pravenc.ru/text/178670.html

В наст. время трудно судить, имеют ли отношение упоминания XVI в. и 1804 г. хиландарской святыни к диптиху, находящемуся в Ватопеде, о к-ром сообщали ученые путешественники и паломники XVIII - нач. XX в. Этого нельзя исключить, поскольку в пределах Афона имело место перемещение святынь (не относящихся к числу главных) из одного мон-ря в другой. В то же время против такого отождествления говорит упоминание в хиландарских преданиях не диптиха, а только иконы Богоматери. В историчности и достоверности ватопедского предания сомневался еще архим. Антонин (Капустин), ссылаясь на то, что в древнейших лицевых минологиях имп. Феодора изображена с миниатюрными круглыми (типа медальонов), а не прямоугольной формы иконками. По мнению Н. П. Кондакова, «ватопедскую икону, сохраняемую ныне в складне с двумя другими иконами, еще можно признать греческою, хотя позднейшею, иконою Богородицы с Младенцем на правой руке, но, очевидно, только ее малый размер дал повод к легенде… Письмо ее не ранее XVI в., но на доску набиты части древнего оклада из ленточной скани XIV-XV вв.». В наст. время ватопедский диптих датируется рубежом XIV и XV вв. и определяется как вклад трапезундской имп. Анны Палеологины Кантакузины Филантропины, жены имп. Мануила III, правившего в 1390-1412 гг. (см.: ПЭ. 2004. Т. 7. С. 325-326). Иконографический тип (изображения поясные) - Спас Всемилостивый и Богоматерь «Умиление» (правый вариант), в верхней части иконы Божией Матери - поясные изображения архангелов. Размер (по Кондакову) - 22×17 см. Помимо упоминаемой исследователем древней басмы на иконах имеется одинаковый серебряный позолоченный оклад XVIII (?) в. с изображениями серафимов по углам; к тому же времени относится и позолоченная корона, венчающая Богоматерь. Правая кисть Богоматери окована серебром. Сюжетные изображения, связанные с «И. и. Ф.», и песнопения в их честь неизвестны, отдельное празднество не установлено. Ист.: Чудеса Пресвете Богородице Aranuja Кринанина и ново чудо Богородице Tpojepyчuцe манастира Хиландара//АрхПр. 1984/1985. 6/7. С. 290; Theoph. Contin. (рус. пер.: Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 27) ; Турилов А. А. Рассказы о чудотв. иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 523; Григорович-Барский В. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004р. С. 205-206.

http://pravenc.ru/text/293523.html

Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин) В 1860-1865 гг. А. являлся настоятелем посольской церкви в К-поле. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей б-ки иерусалимского Святогробского подворья в К-поле (опубл.: Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890. С. 119-148), в к-ром А. впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе . В апр. 1862 г. А. посетил г. Никею (Изник) и его окрестности (материалы о поездке в Вифинию и зарисовки опубл. в ХЧ в 1862-1863). Весной 1863 г. А., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же году по поручению Святейшего Синода А. исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в К-поле переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи рус. правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории (В Румелию. СПб., 1879; Из Румелии. СПб., 1886). В 1865 г. А. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме (5 июня 1869 утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. А. благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христ. Востоке, прекрасному знанию греч. и ряда вост. языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны рус. правительства и Святейшего Синода, А. удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему рус. паломничества в Св. землю.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Стараниями А. и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе , где по проекту А. был построен рус. мон-рь Вознесения Господня. Прежде чем приступить к строительству, А. провел на этом месте археологические раскопки, в ходе к-рых удалось обнаружить древние мозаики (VI-IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Айн-Кареме, неподалеку от Иерусалима, где был построен рус. Горненский жен. мон-рь. На участке, купленном в Яффе, под рук. А. был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом погребения прав. Тавифы. Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате (см. Анафоф ). В 1883 г. по поручению вел. кн. Сергия Александровича, председателя Имп. Палестинского православного об-ва, на принадлежащем об-ву участке рядом с храмом Воскресения Господня под рук. А. проводились археологические раскопки, в ходе к-рых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноап. имп. Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христ. построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе вел. кн. Сергия Александровича А. взял на себя руководство строительством ц. во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888). Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе По указанию А. на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей правосл. арабов. При миссии был создан музей. В конце жизни А. удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религ. землевладения в мусульм. праве); согласно завещанию А., все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду РПЦ. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти А. рус. генеральный консул А. Г. Яковлев.

http://pravenc.ru/text/114026.html

В 1382 г. Б. оказала упорное сопротивление армии султана Мурада I. По словам тур. хрониста Сеадеддина, город был взят «после жестокой битвы и кровавой осады». Б. была отдана в управление главному полководцу султана Евронесу-бегу, поскольку являлась важным военным центром из-за своего стратегического положения в регионе. В период османского владычества Б. являлась главным городом вилайета в Зап. Македонии и называлась Толи-Монастир или Монастир. В 80-х гг. XVI в. Битольская епархия была возведена в ранг митрополии и имела подведомственную Прилепскую епископию, в к-рую входил г. Велес. Во 2-й пол. XVI в. (до 1585) Битольскую кафедру возглавлял еп. Григорий, известный книжник, переведший на церковнослав. язык сборник проповедей Дамаскина Студита , что послужило отправной точкой для создания традиции слав. дамаскинов. Битольский митр. Иеремия три раза ездил в Россию (1586, 1604 и 1622) и получал от московского государя денежную помощь и дары. Битола. Мозаичный пол нартекса Большой базилики. V–VI вв. Фрагмент Битола. Мозаичный пол нартекса Большой базилики. V–VI вв. Фрагмент В XVII в. Прилепская епископия слилась с Битольской митрополией. После австро-тур. войн 1683 и 1689 гг. Б., как и др. македон. города, временно пришла в упадок и число ее жителей сократилось до 12 тыс. Во 2-й пол. XVII в. из Битольской епархии была выделена самостоятельная Велесская епархия. В 1767 г. с упразднением Охридской архиепископии Битольская (Пелагонийская) митрополия перешла под юрисдикцию К-польского Патриархата. С целью принизить значение Охрида К-польский Патриарх пожаловал ряду македон. архиереев почетные титулы, причем Пелагонийский митрополит получил титул «экзарх Верхней Македонии». Начавшийся в Б. в XIX в. бурный подъем развития ремесла и торговли привел к тому, что в 1831 г. она стала главным городом всей Европейской Турции (вилайет Румелия) и вторым по значению экономическим центром в регионе после Салоник. В сер. - 2-й пол. XIX в. город неоднократно посещали рус. путешественники-исследователи (В. И. Григорович (1844), архим. Антонин (Капустин) (1863), А. Ф. Гильфердинг (1868) и др.), часть к-рых оставила путевые заметки о нем. В кон. XIX в. Б. получила название «город консулов», т. к. в ней находились консульства 12 стран (в т. ч. рус., австр., англ., греч., серб.).

http://pravenc.ru/text/149239.html

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. Фотография К. Бакхофена. 1884 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. Фотография К. Бакхофена. 1884 г. 13 апр. 1891 г., в Лазареву субботу, вел. княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета. Согласно традиции, отчество Феодоровна давали нем. принцессам в честь почитаемой Феодоровской иконы Божией Матери . «Это событие, отпразднованное всей Россией совместно с величайшим из праздников христианских,- сообщал архим. Антонин (Капустин) в письме вел. кн. Сергею Александровичу,- имело свой отголосок и в Святой Земле, хранящей в своей признательной памяти живыми и цельными светлые образы августейших паломников 1888 г.». В память о Палестине архимандрит передал в подарок Е. Ф. «несколько античных вещиц», найденных при раскопках. В связи с назначением Сергея Александровича московским генерал-губернатором 5 мая 1891 г. супруги прибыли в Москву и вначале расположились в Александринском дворце на территории Нескучного сада, затем переехали в дом генерал-губернатора на Тверской. Живя летом в окрестностях Саввина Сторожевского мон-ря, Е. Ф. регулярно посещала его службы и в церкви с. Ильинского Звенигородского у. Московской губ. Она продолжала изучение рус. языка и лит-ры с гофлектриссой Е. А. Шнейдер, помогала деревенским детям, открыла для них школу в с. Ильинском, занималась живописью. Сохранились портреты фрейлины Е. Н. Козляниновой (ГЭ) и З. Н. Юсуповой (частное собрание), выполненные Е. Ф. на высоком художественном уровне. Много рисунков Е. Ф. предоставляла для экспозиции на благотворительных выставках. 3 июня 1892 г. Е. Ф. присутствовала при освящении в Угличе дворца Димитрия Иоанновича , св. царевича Угличского и Московского, и открытии в нем музея отечественных древностей. Благотворительная и общественная деятельность Е. Ф. активно занималась делами милосердия. Она была председателем Петровского благотворительного об-ва в С.-Петербурге, Убежища для слабосильных и выздоравливающих детей, Царскосельского благотворительного об-ва, Первого с.-петербургского дамского комитета Российского об-ва Красного Креста. В 1896 г. основала в С.-Петербурге Елисаветинскую общину сестер милосердия, к-рую регулярно посещала, несмотря на переезд в Москву, присутствовала при освящении зданий общины и храма во имя вмч. Пантелеимона, работала с отчетами правления.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Белград, 1934. М., 1997п; Ильич И., свящ. Архим. Антонин (Капустин) и его церковная деятельность в Палестине: Курс. соч./ЛДА. Л., 1960. Ркп.; Гоенко С., диак. архим. Антонин (Капустин): Его жизнь, литургическая и археологическая деятельность: Курс. соч./МДА. Загорск, 1976. Ркп.; Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430; Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//ДРИ: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368-379; Исаия (Белов), игум. Исследования архим. Антонина (Капустина) на Синае//БТ. 1985. Сб. 26. С. 315-325; Филиппов М. В. О научной и литературной деятельности архим. Антонина (Капустина)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 212-219; Παπουλδης Κ. Κ. Ο Ελληνικς κσμος το Αντωννου Kapustin (1817-1894) Συμβολ στν πολιτικ τς Ρωσας στ Χριστιανικ Ανατολ τ 9ο ανα. Θεσσαλονκη, 99; Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о рус. собирателях рукописей и старопечатных книг//Byzantinorussica. 1994. 1. С. 161-197; Никодим (Ротов), митр. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. С. 202-270; Гурулева В. В. Архим. Антонин как нумизмат//Нумизматический сб., 1998/ГЭ. СПб., 1998. С. 235-243; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность: (По мат-лам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах С.-Петербурга. СПб., 1999. С. 8-35; Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//БТ. 1999. Сб. 35. С. 36-51; он же. Архимандрит Антонин (Капустин) - исследователь синайских рукописей: По страницам дневника//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 197-207. Б. Л. Фонкич, Э. П. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/114026.html

Анфима, прп. Герасима Нового, свт. Николая Чудотворца, св. Нектария Эгинского (в башне). В окрестностях мон-ря на его земле находятся храмы св. Трифона (в саду), свт. Спиридона («в старом винограднике»), св. Димитрия, Преображения Господня, ап. Андрея, свт. Николая («у однодревного имения»), Всех святых на монастырском кладбище. Реликвии На протяжении веков П. м. был важным центром книгописания и переводческой деятельности. Первые сведения о работе в П. м. серб. переводчиков Иакова и Венедикта относятся к 1425-1426 гг. (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 140-141). П. м. обладал обширной б-кой, включавшей богатое рукописное собрание, значительную часть к-рого составляли слав. рукописи. Однако б-ка серьезно пострадала от пожара 1902 г. В 1859 г. каталог слав. рукописей б-ки составил архим. Антонин (Капустин), но это описание, по признанию самого архим. Антонина, было утрачено ( Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430). О составе б-ки в сер. XIX в. можно судить по воспоминаниям В. И. Григоровича о его работе в б-ке обители осенью 1844 г., по заметкам архим. Антонина ( Антонин (Капустин). 2013. С. 211-221) и еп. Порфирия (Успенского), а также по 1-му описанию, созданному архим. Леонидом (Кавелиным) после посещения П. м. в 1859 г. (опубл. на русском языке в 1875, на сербском - в 1877). Согласно его каталогу, в П. м. на тот момент хранилось 180 рукописных (из них 12 пергаменных) и 45 печатных слав. книг ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 35-52) (архим. Антонин называл сходные числа: ок. 200 книг, из них ок. 10 пергаменных). Мн. рукописные памятники были вывезены из П. м. коллекционерами в XVII-XIX вв. В 1654 г. богатое книжное собрание приобрел в П. м. Арсений (Суханов). В него вошли в т. ч. сербский список «Шестоднева» Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. N 345) и болг. «Иоанна-Александра сборник» 1348 г. В 1837 г. в П. м. англ. путешественник и коллекционер лорд Р. Керзон приобрел знаменитое лицевое Евангелие, созданное по заказу болг. царя Иоанна Александра в 1355-1356 гг., и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1354-1355 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 39627 и 39626) ( Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван-Александър. София, 1980). В 1845 г. П. м. посетил еп. Порфирий (Успенский). Благодаря его поездке Россия получила в т. ч. 12 листов иллюминированного Радославова Евангелия 1428-1429 гг. (РГБ. F. 1. 591). В 1870-1872 гг. архим. Леонид (Кавелин) вел переговоры о приобретении всего слав. собрания П. м. В них участвовал также директор Румянцевского музея В. А. Дашков. Однако переговоры не увенчались успехом ( Кащеев. 2017). На сегодняшний день работа по отождествлению фрагментов собрания славянских рукописей П. м. не завершена. Некоторые из них обнаружены в б-ках Москвы, С.-Петербурга (БАН), Парижа, Лондона ( Турилов. 2011. С. 339, 361, 371, 378).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

состояния Самарянской общины на Востоке)//ТКДА. 1875. 10. С. 90-107; Фараон, Моисей и Исход//Там же. 1875. 11. С. 249-271; 12. С. 455-472; Св. прпмц. Сосанна Палестинская//Там же. 1877. 2. С. 380-405; О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом//Там же. 1878. 3. С. 637-657; Гробница Аарона на горе Ор//Там же. 1879. 3. С. 356-371; Слово, произнесенное на св. Голгофе в Иерусалиме 18 апр. 1880 г. при обношении Плащаницы//ХЧ. 1880. Ч. 2. Июль/авг. С. 132-137; Беседа о Великом каноне, произнесенная в Иерусалиме перед рус. паломниками на повечерии четвертка 1-й седмицы Великого поста 11 февр. 1882 г.//Там же. 1883. Ч. 1. С. 297-308; По поводу перевода одной церковной песни канона (ирмоса 9 песни канона в Великий четверток), напечатанного в ДЧ за 1883//ТКДА. 1883. 7. С. 515-526; Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме //ППС. 1884. 7 (Т. 3. Вып. 1); О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗРАО. н. с. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182-186; Письма к преосв. Макарию (Булгакову), впосл. Митр. Московскому//Странник. 1896. 1. С. 79-84; Письма к прот. С. А. Серафимову//ТКДА. 1906. 8/9. С. 680-710; 10. С. 108-135; 11. С. 361-383; 1908. 2. С. 237-265; 3. С. 404-421; Древняя христианская могила в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 115-119; Россия в Святой Земле: Док-ты и мат-лы/Сост. Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т. Passim. Лит.: Терновский С. А. О последних днях жизни, кончина и погребение настоятеля Рус. Духовной миссии в Палестине архим. Антонина. К., 1894; Пономарев С. Памяти о. архим. Антонина. 1: Хронологический список сочинений и переводов его. 2: Статьи о нем//ТКДА. 1894. Т. 3. 12. C. 636-652; Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 2. С. 95-148; То же//ТКДА. 1904. Нояб. С. 319-380; Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архим. и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.).

http://pravenc.ru/text/114026.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010