Он спросил его, что это такое. Но подвижник, заметив, что его состояние обнаружили, стал говорить: «Не верь, не верь, это прелесть». Но мирянин не принял такого объяснения, и подвижник велел ему молчать до самой смерти, открыв, что это действие Божественной благодати, действие молитвы Иисусовой. Некий древний подвижник пришел как-то к знаменитому великому угоднику Божию Арсению. Заглянув к нему в келию, он увидел его стоящим на молитве и погруженным в созерцание. При этом лицо и тело Арсения и его воздетые руки были как огонь, как горящие свечи. Подвижник вышел из келий, подождал некоторое время, потом снова постучался и застал Арсения уже в обычном состоянии. Испугавшись, что тот видел его молитвенный восторг, Арсений спросил: «Когда ты пришел?» Подвижник, чтобы не рассказывать о видении, ответил: «Только что». О многих подвижниках нам ничего неизвестно, потому что они скрывали свои благодатные состояния. Но такие состояния возможны. А если это так, значит, нет оправдания нашему нерадению. Конечно, нужно иметь здравый смысл и понимать, что мы обыкновенные люди, живущие в суете и грехах. Мы не можем стремиться к тому возвышенному состоянию, которое было у преподобного Серафима или у  Арсения Великого . Но в то же время мы должны восстановить благодатное общение с Богом. Нам необходимо приобрести благодать хотя бы до такой степени, чтобы чувствовать себя грешниками, — это тоже действие благодати. Одновременно мы должны ощущать мир в душе, оказывать снисхождение нашим близким, прощать врага, испытывать любовь к молитве и богослужению, радоваться посту. Все это самые обыкновенные, но необходимые признаки присутствия в нашей душе благодати. Если в нас этого нет, значит, нужно каяться, понуждать себя, усердно молиться — и вернуть себе утерянный рай. Тогда мы уже будем ревновать не преступлению Адама, а его покаянию. Как говорят Церковное Предание и богослужебные тексты, Адам плакал день и ночь, взирая на утерянный рай. Он был великим пророком: согрешив однажды, он всю жизнь каялся и передал память об утерянном рае своим потомкам. Через многие поколения она дошла до праведного Авраама, затем до Моисея и была записана в книгах Священного Писания. Не будем осуждать нашего прародителя за то, что якобы по его вине мы страдаем. Будем подражать его покаянию и вернем себе благодать, утерянную нами за бесчисленные грехи, за нерадение. Будем каяться, чтобы в будущей жизни, неминуемо надвигающейся на нас, приобрести присносущное Царство, уготованное нам от сложения мира Господом Иисусом Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Повернулся Справедливый и пошел. Ничего вроде бы не изменилось, но стал надзиратель с о. Арсения все строже спрашивать, и подумалось, уж не хочет ли Справедливый убрать о. Арсения как нежелательного свидетеля. В лагерях такие дела просто делались, убил надзиратель заключенного, а докладывает начальству: “Напал на меня”, и благодарность еще за бдительность получит. Убрать заключенные в лагере существовала тысяча разных способов, и все они были безнаказанными. Время шло…  “МАТЕРЬ БОЖИЯ! НЕ ОСТАВИ ИХ!” В основу написанного здесь положены воспоминания о. Арсения, рассказанные им самим близким своим духовным детям, а также и мне. Мои послелагерные встречи с Авсеенковым, Сазиковым и Алексеем-студентом также послужили основой для восстановления всего происшедшего, так как эти люди присутствовали при физической смерти о. Арсения в бараке, а также были очевидцами его возвращения к жизни. Написав все это, я счел необходимым показать рукопись о. Арсению. Он, прочтя ее, долго молчал и на мой вопрос: “Разве что не так?” – ответил: “Великую милость явили мне Господь и Матерь Божия, показав самое сокровенное и великое – душу человеческую, исполненную Веры, Любви и Добра. Показали, что никогда не оскудеет вера и множество людей несет ее в себе, одни пламенно, другие трепетно, иные несут в себе искру, и необходим приход пастыря, чтобы возгорелась малая искра в неугасимое пламя веры. Показал Господь, что люди, несущие веру, и особенно пастыри душ человеческих, должны помогать и бороться за каждого человека до последних сил своих и последнего своего вздоха, и основой борьбы за душу являются любовь, добро и помощь ближнему своему, оказываемая не ради себя, а ради брата своего. По отношению человека люди судят о вере и Христе, ибо сказано: “От дел своих оправдаешься и от дел своих осудишься”. И еще сказано: “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”. То, что произошло со мною, было для меня величайшим уроком, наставлением и поставило меня на свое место. Будучи много лет в лагерях и сохраняемый в них милостью Божией, я подумал, что верой я силен, но, когда умер, показали мне Господь и Матерь Божия, что недостоин я даже коснуться одежды многих людей, находящихся в заключении, и должен учиться и учиться у них. Смирил меня Господь, поставил на место, которое должен я был занимать, показал глубокое мое несовершенство и дал время на исправление моих ошибок и заблуждений. Исправил ли я их только? Господи! Помоги мне”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Быть может, скажут: нужно веровать, чтобы слышать этот Божественный глас. Правда, что верою отверзается слух и сердце, подобно как от упражнения изощряются наши чувства внешния. Но несомненно и то, что вера от слуха, слух же глаголом Божиим. Нужно без предубеждения слушать, чтобы несомненно веровать. Прислушаемся к самому гласу природы: не есть ли он глас Божий? Успокоивается взор наш на картинах природы: но от красоты созданий Родоначальник их познавается, и этот стройный состав природы, особенно во дни весенняго ея оживления, так много говорит сердцу, что оно как бы хочет излететь от земли, из здешней, временной родины своей вознестись туда, где истинное и вечное отечество наше. С другой стороны мы привыкли называть мир суетным, жаловаться на его соблазны. Но вместо напрасных и безплодных жалоб, не лучше ли вникнуть: чему учит суета его, не слышится ли даже из среды ея некий таинственный, но близкий к нам голос, зовущий к себе? Был ли на свете человек, который бы искренно сказал: желать мне больше нечего? Напротив, не чувствует ли каждый, после своего последняго удовлетворенного, еще много новых желаний, отнимающих у него довольство и покой? Если же мир дает менее, нежели сколько желает душа: не зовется ли она туда, где есть довольство, но нет недостатка? Посему многие, обременяясь и скучая тою пустотою, которую всегда вслед за собою производит в душе суета светских удовольствий, почитали за несравненно лучше наполнять опустошенное сердце молитвенною беседою с Христом, и до того услаждались этой беседою, что убегали совсем мира и его соблазнов, искали себе покоя в какой-нибудь мирной обители, подобной скромному селению Эммаусскому, и в ней из глубины сердечнаго умиления взывали к своему Божественному Спутнику: облязи с нима; приклоняется к вечеру нашей жизни день. Но всякому свой путь и свое призвание. Одному говорит Господь, как Великому Арсению: «бегай людей»; другому вещает, как ветхозаветному Пророку: иди к людем сим. Во всяком случае то несомненно, что и на стогнах града нам сшествует Господь, и в наших домах нам соприсутствует, напоминая нам всегда о себе, то в дарах счастия, то в ударах несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Но земля, которую раньше они обрабатывали в пользу владельцев церковных и монастырских имений, теперь переходила в их личное пользование. Тем самым они становились государственными крестьянами, освобожденными от оброка натурой и барщинных работ. Рублевый налог поступал в Коллегию экономии. Монастыри и епархиальные архиереи получали содержание на основе штатов 22 мая 1724 г., и оно было даже увеличено  . Очень характерен § 6 этого указа: все судебные тяжбы между землевладельцами и крестьянами о недоимках и о возмущениях крестьян, кроме обвинений в убийстве, прекращались, а судебные документы подлежали уничтожению. Это была настоящая амнистия, которая разом покончила со всеми процессами, связанными с волнениями крестьян в царствование Елизаветы  . Не лишен интереса также § 7, согласно которому офицеры, управлявшие имениями, при увеличении доходов получали 10% от этого увеличения в качестве премии. Указом Сената от 6 апреля 1762 г. повелевалось организовать Коллегию экономии и как можно скорее составить штаты для содержания монастырей  . Известно, что этот указ вызвал очень большое разочарование и недовольство в среде церковной иерархии. Московский митрополит Тимофей писал знаменитому Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу: «Nunc non Vestram Sanctitatem, sed omnes nos dolenda ista tetigit metamorfosis, quae vitam nostram ad gemitus et dolores ducit» [Не только Ваше Преосвященство, но и всех нас печальная сия тронула перемена, которая жизнь нашу ведет к воздыханиям и болезням]  . Но на самом деле это была не перемена, как считает Московский митрополит, а логическое продолжение мероприятий Елизаветы, проводившихся с некоторыми колебаниями. Пришла самая подходящая пора для решения этого вопроса, хотя, может быть, следовало принять сначала некоторые предварительные меры. Кроме того, указ не был так «несправедлив», как считает А. Завьялов  . Наверное, не будет лишним дать краткую характеристику ее воззрений. Мы уже писали в другой работе (ср. прим. 1081), что этой великой императрице XVIII столетия, которая лишь внешне принадлежала обоим вероисповеданиям, евангелическому ее родины и греко–православному в России, было чуждо внутреннее благочестие, она судила о религиозных и церковных вопросах лишь с государственно–политической точки зрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

– У вас, наверное, гости. Иначе зачем бы старец стал есть вместе с вами? – Да, – ответил брат. Они начали сокрушаться и говорить: – Да простит вам Бог, что мы заставили старца сегодня с утра есть. Разве вы не знаете, что теперь он будет измождать себя многодневным трудом? Услышав это, епископ покаялся перед старцем: – Прости меня, авва, за то, что я думал о человеческом. А ты сотворил дело Божие. – Если бы Бог не прославил человека, – ответил авва Сисой, – человеческая слава была бы ничем. 10 . Об отшельниках говорили, что, если кто-нибудь другой постигал, в чем их делание, то есть узнавал о них что-либо, то они уже вменяли себе это делание не в добродетель, а в грех. 11 . Сказал старец: «Человекоугодничество уничтожает чего достиг человек: и приверженность добродетелям, и доблестную привычку, и оставляет за собой выжженную пустыню». 12 . Он же сказал: «Тот, кто объявляет и везде разглашает о своих добрых делах, подобен тому, кто сеет прямо по целине. Слетаются птицы небесные и поедают все зерна. А кто проводит жизнь в тайне, тот сеет глубоко в землю и потому собирает обильный урожай». Глава 27: О том, что не следует заводить дружбы со знатными мира сего 1. Из жития святого Арсения Арсений Великий стал знаменитым не только среди местных жителей, многие из которых приходили к нему в поисках спасения. Слава о нем распространялась все шире, и немало людей стало пребывать и издалека – всем им хотелось увидеть Арсения и напитаться сладостью его речей. Когда молва о его добродетельной жизни разнеслась повсюду, достигнув слуха множества людей, то к нему стали приезжать даже из Александрии. К ним принадлежал и архиепископ этого города Феофил. Он почел за великое благо отправиться к Арсению, не взирая на трудности далекого пути и прибыл к старцу вместе с начальником города, чтобы услышать столь необходимые душеполезные слова аввы. Помолчав немного, авва сказал: – Я скажу вам нечто, если вы пообещаете сохранить это в тайне. – Они, конечно, пообещали, и авва продолжал. – Об одном вас прошу, если услышите, где сейчас Арсений, не ходите к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Синода, книга дана была ему для просмотра, а в 1742 г. (когда автор её после испытанных страданий и унижений уже умер), книгу отослали для рассмотрения тобольскому (впоследствии ростовскому) митрополиту Арсению Мациевичу. Когда митрополит Арсений одобрительно отозвался о книге, тогда ому поручено было приготовить её к печати. «В 1744 г. м. Арсений представил «Обличение» в исправленном виде в Синод. Книга напечатана была в сентябре 1745 г. по указу Св. Синода с разрешения Е. И. Величества, Императрицы Елизаветы Петровны 86 . Таким образом «Обличение» на «Пом. Отв.» появилось в печати через 22 года после книги Денисова, ставшей известной (и остающейся) в рукописи 87 с 1723 г. Но в рукописи «Обличение» появилось гораздо раньше. Есть указание на то, что «Обличение» Феофилакта составлено было в 1723 г., т. е. через несколько месяцев после поручения о составлении книги; но это не многим было известно. Для большинства и для раскольников могла бросаться в глаза и производить немалое смущение продолжительная медленность составления и издания «Обличения»; причину такой медленности недоброжелатели приписывали церкви, её нерадению и даже «безответности», т. е. бессилию отвечать на «Пом. Отв.» 88 . В оправдание причины позднего издания «Обличения» Арсений писал следующее: «Что с великим пристрастием и домогательством требуете от нас письменных возответствованиев на ваши иеромонаху Неофиту ответы и сим до сих пор пред неведущим народом хвастаете и величаетесь, будто бы мы вам за скудоумием нашим, а за вашими премудрыми и непобедимыми ответами не возответствовали; но сия ваша бесовская ложь и заобыкновенная пустынническая спесь от ведущих и в вере искусных людей довольно известна и посмеятельна, понеже от Св. Синода тогда же вам письменное возответствование было, и книга против вашей неправды раскольнической сочинена, токмо за различными перипетиями в неудобствами до сих пор не напечатана. Не великое же мнится быти порицание; хотя бы и без возответствования ваши ответы оставить, которые здравого ума и учения совсем чужды и слова доброго недостойны… Однакож да не возносите на высоту рога вашего нечестивого и да не хвалитеся безумием своим, не токмо показанная от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Но земля, которую раньше они обрабатывали в пользу владельцев церковных и монастырских имений, теперь переходила в их личное пользование. Тем самым они становились государственными крестьянами, освобожденными от оброка натурой и барщинных работ. Рублевый налог поступал в Коллегию экономии. Монастыри и епархиальные архиереи получали содержание на основе штатов 22 мая 1724 г., и оно было даже увеличено. Очень характерен § 6 этого указа: все судебные тяжбы между землевладельцами и крестьянами о недоимках и о возмущениях крестьян, кроме обвинений в убийстве, прекращались, а судебные документы подлежали уничтожению. Это была настоящая амнистия, которая разом покончила со всеми процессами, связанными с волнениями крестьян в царствование Елизаветы. Не лишен интереса также § 7, согласно которому офицеры, управлявшие имениями, при увеличении доходов получали 10% от этого увеличения в качестве премии. Указом Сената от 6 апреля 1762 г. повелевалось организовать Коллегию экономии и как можно скорее составить штаты для содержания монастырей.    Известно, что этот указ вызвал очень большое разочарование и недовольство в среде церковной иерархии. Московский митрополит Тимофей писал знаменитому Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу: «Nunc non Vestram Sanctitatem, sed omnes nos dolenda ista tetigit metamorfosis, quae vitam nostram ad gemitus et dolores ducit» [Не только Ваше Преосвященство, но и всех нас печальная сия тронула перемена, которая жизнь нашу ведет к воздыханиям и болезням]. Но на самом деле это была не перемена, как считает Московский митрополит, а логическое продолжение мероприятий Елизаветы, проводившихся с некоторыми колебаниями. Пришла самая подходящая пора для решения этого вопроса, хотя, может быть, следовало принять сначала некоторые предварительные меры. Кроме того, указ не был так «несправедлив», как считает А. Завьялов.    Наверное, не будет лишним дать краткую характеристику ее воззрений. Мы уже писали в другой работе (ср. прим. 1081), что этой великой императрице XVIII столетия, которая лишь внешне принадлежала обоим вероисповеданиям, евангелическому ее родины и греко-православному в России, было чуждо внутреннее благочестие, она судила о религиозных и церковных вопросах лишь с государственно-политической точки зрения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Братцы! – раскинул руки и в землю врос. И широкость его и прочность увидел строй и ощутил. – Не корыстно нам спасаться за счёт других. Нам до России недалеко, уйти можно – но соседним полкам тогда сплошь погибать. А после – и нас догонят, не уйдём и мы… Через силу вам, вижу, но тут близко – во фронте дыра , нет никого! Пока раненых из города вывезут, пока обозы уйдут – надо загородить! надо подержать до вечера! Больше некому, только вам. Вот так, не приказывал, не грозил – объяснил. И лица угрюмые, неуговоримые – вдруг пересветлели все пониманием, сочувствием, едва ли не улыбками жалости, как бы подбитую птичку видя, – и не хотелось же! и ноги не шли по-прежнему, и проклят был возврат! – а не словами полными, не встречными возгласами, помня строй, но неразборчивым тёплым мычанием, благожелательным ропотом отозвались. И увидя проблеск этих великодушных улыбок и расслышав этот мычащий ропот, полковник скинул вместе руки и ноги, переменился на “смирно”, вернулся к силе, и крикнул уже командно, звонко: – Вызываю только охотников! Пер-рвая шеренга! Кто пойдёт – три шага вперёд! И – шагнула вся шеренга! И – ещё уверенней, уже победно: – Вторая! Кто пойдёт – три шага вперёд! И – вторая перешагнула! И – третья. И – все шесть шагнули дочиста. С тёмными лицами, крестные шаги – но прошагнули. И хотя понимая, что радоваться нечему, неприлично, некместно, всё ж заорал Воротынцев: – Славно, Эстляндский полк! Не оскудела матушка Русь! Вот тут и матушка принималась…   И НЕ РАД ХРЕН ТЁРКЕ, ДА ПО НЕЙ БОКАМИ ПЛЯШЕТ   37 А времени в обрез, бегом к своей конной группе – трём приставшим казакам из 6-го Донского и Арсению. Казаки очень кстати пришлись – один чубатый, один дремучемордый, один растрёпа, все – тигры на конях. А вот… – А вот ты, Арсений, просто меня позоришь. Ты ж говорил – “верхом могу”? – Так и могу! Только айдаком, без седла. У нас в Каменке и все мужики так. А седло – затея барская. Вчера Благодарёв сгоряча поехал в седле, набил сестное место, теперь выкинул седло, ехал охлябью. А на укоры полковника изощрился: навязал пуховую подушку на коня, верёвки под брюхо, и сидел довольный, ноги свешены, от трёх гоготавших казаков отбрехиваясь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Бог в помощь. Ксения 19 июля 2012, 19:19 Иисус Христос вывел из ада души. Душа не имеет тела, как она может гореть в аду, разве это не преувеличение? Души страстные не могут быть счастливы без земных радостей, они не знают просветления, из-за этого страдают, разве не так? Троица на Великом Суде предаст забвению души страстные, душа умрёт навсегда, правильно? Бог есть любовь. Я не верю, что эта материя любви может заставить свои творения гореть заживо, это в духе дьявола и Гитлера, Ирода. Ад есть отсутствие Бога. Верно ли я излагаю? сириус 19 июля 2012, 17:40 Верующий не боится смерти,она неминуема.Страшно перед Богом предстать-чем оправдываться будем? Ирина 19 июля 2012, 17:24 Спаси Господи! Сусанна 19 июля 2012, 16:30 " Я хотел бы побеседовать с вами о том, что тронуло бы вас. " Лично меня очень тронули все поучения отца Арсения. Они, как будто сказаны обо мне и специально для меня. И еще эти мудрые слова так просты, как мудрость, исшедшая из сердца ребенка. Господи, упокой душу раба твоего Арсения! Людмила 19 июля 2012, 09:20 Спаси Господи за статью.Царствие небесное арх.Арсению,мудрый был батюшка.С огромным интересом прочитала,ОЧЕНЬ понравилось.Такой кладец для себя обнаружила,обязательно распечатаю для своих друзей.СПАСИБО!!! Григорий 19 июля 2012, 06:46 Аттьо (спасибо о-коми) Андрей 5 июля 2012, 13:54 говори " я был не при делах/когда спешил по полю не для битвы/осколком голоса безмолвного в дарах/Твоей,Возлюбленный,таинственной молитвы/весь мир стихал до смерти крестной,чтобы/не вышел весь..Поэт и гражданин Михаил 8 мая 2012, 20:06 Ключевое - " обескураживание при немощи " и т.п. явл. основой для очевидности воздействий злых духов на нас и должно побуждать совершенствующегося - до конца соблюсти первую заповедь... с непременным совершенствованием подвижника ( " шаг за шагом " ) не выглядеть чтущим Христа только устами, как, к сожалению большинство перед кончиной мира... Армен 15 января 2012, 06:20 Вот это слова: Важно в том месте, где ты находишься, присутствовать перед Богом! Спасибо за статью.

http://pravoslavie.ru/48250.html

Осуждаем человека весьма часто и без всякой зависти. Это часто зависит от укоренившейся привычки осуждать. Осуждение, как и все прочее, становится нашей привычкой, если постоянно осуждаем. Все, что часто делается, становится нашим навыком. Если у кого-нибудь зависть, ненависть владеет сердцем, укоренится привычка осуждать, будет всегда, неумолчно, неустанно осуждать. Эту привычку надо искоренить, не давая ей возрастать в нас. Ловить надо себя на всяком осуждении, осудить себя за всякое осуждение. Осудив себя один-два раза, научимся воздерживаться и перестанем осуждать других, а сосредоточим духовный взгляд на собственном сердце. Так исполним то, о чем просим в молитве Ефрема Сирина:  Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Молитвы Молитва при тщеславных помыслах Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь. От гордости Молитва святому преподобному Алексию, человеку Божию О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Преподобному Арсению Великому

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010