Тогда святой вошел в церковь, спросил светлые церковные ризы и переодел на себе всю свою одежду, начиная с обуви; затем свои одежды он роздал находившимся с ним на корабле, а в церковных одеждах совершил литургию и причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой; потом, благословив всех присутствовавших и отдав им последнее целование, возлег со словами: — Слава Богу за все. И вслед за тем предал дух свой в руки Божии. Это было в самый день Воздвижения Честного Креста Господня. Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста [ 66 ]. Он был положен в той же церкви, где и умер, неподалеку от гроба святого мученика Василиска. Так сбылось предсказание святого Епифания Кипрского, который говорил святому Иоанну: — И ты не дойдешь до того места, на которое тебя изгонят. Действительно, святой Иоанн был веден в Пифиунт, а преставился в Команах, не дойдя до Пифиунта. Так-то угас церковный светильник, так умолкли златые уста, так совершил подвиг и скончал течение добрый подвижник и страдалец, проживший шесть лет на патриаршем престоле и проведший три года в изгнании, переводимый с места на место [ 67 ]. Когда умер св. Иоанн, следовавшие за ним до самой его смерти два пресвитера и диакон, оплакав смерть отца своего, отправились в Рим к папе Иннокентию и подробно сообщили ему обо всем, что претерпел святой Иоанн по злобе врагов его. Они рассказали и о кончине его, и о том, как раньше его преставления к нему приходили святые Апостолы Петр и Иоанн Богослов, что они говорили ему и как явился ему святой мученик Василиск. Выслушавши все, Иннокентий весьма удивился и стал скорбеть о великом угоднике, пострадавшем за правду. Об обстоятельствах изгнания и смерти святого Златоуста папа сообщил западному императору Гонорию [ 68 ], брату Аркадия, и они оба горько сожалели о сем и немедленно написали послания царю Аркадию. Папа от себя написал: — Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу, против тебя царь, подобно тому, как древле вопияла кровь Авеля праведного против братоубийцы Каина; и эта кровь будет отмщена, так как ты в мирное время воздвиг гонение на Церковь Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тогда святой вошел в церковь, спросил светлые церковные ризы и переодел на себе всю свою одежду, начиная с обуви; затем свои одежды он роздал находившимся с ним на корабле, а в церковных одеждах совершил литургию и причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой; потом, благословив всех присутствовавших и отдав им последнее целование, возлег со словами: — Слава Богу за все. И вслед за тем предал дух свой в руки Божии. Это было в самый день Воздвижения Честного Креста Господня. Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста . Он был положен в той же церкви, где и умер, неподалеку от гроба святого мученика Василиска. Так сбылось предсказание святого Епифания Кипрского, который говорил святому Иоанну: — И ты не дойдешь до того места, на которое тебя изгонят. Действительно, святой Иоанн был веден в Пифиунт, а преставился в Команах, не дойдя до Пифиунта. Так-то угас церковный светильник, так умолкли златые уста, так совершил подвиг и скончал течение добрый подвижник и страдалец, проживший шесть лет на патриаршем престоле и проведший три года в изгнании, переводимый с места на место . Гробница свт. Иоанна Златоуста в Команах. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Когда умер св. Иоанн, следовавшие за ним до самой его смерти два пресвитера и диакон, оплакав смерть отца своего, отправились в Рим к папе Иннокентию и подробно сообщили ему обо всем, что претерпел святой Иоанн по злобе врагов его. Они рассказали и о кончине его, и о том, как раньше его преставления к нему приходили святые Апостолы Петр и Иоанн Богослов, что они говорили ему и как явился ему святой мученик Василиск. Выслушавши все, Иннокентий весьма удивился и стал скорбеть о великом угоднике, пострадавшем за правду. Об обстоятельствах изгнания и смерти святого Златоуста папа сообщил западному императору Гонорию , брату Аркадия, и они оба горько сожалели о сем и немедленно написали послания царю Аркадию.

http://pravoslavie.ru/66135.html

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Comment. 398); в современной редакции Римского мартиролога также обозначена только память Н. под 15 сент. (MartRom (Vat.). P. 487). А. Н. Крюкова В славянской традиции Почитание Н. представлено краткими проложными житиями и переводом Мученичества, составленного Симеоном Метафрастом (BHG, N 1340). В XI-XII вв. сказание о Н. (под 15 сент.) было переведено в составе слав. Синаксаря (сохранившегося в краткой редакции Пролога) с греч. оригинала, близкого к Минологию имп. Василия II (греч. и слав. тексты см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 70-72). В сказании содержатся краткие сведения о происхождении Н., его крещении еп. Феофилом и гибели (сожжении) во время гонений Атанариха на христиан. В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в сер. XII в., рассказ был подвергнут небольшим стилистическим изменениям, кроме того, добавлено, что Н. жил в г. Гатане (ВМЧ. Сент. Дни 14-24 . Стб. 1200). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., Н. посвящена небольшая заметка под 15 сент., греч. оригинал к-рой соответствует сказанию в Синаксаре К-польской ц. (см.: SynCP. Col. 45-46); Н. назван Целебником (см.: ВМЧ. Сент. Дни 14-24 . Стб. 1213). Тот же текст (но без стиха) был включен в печатный Пролог XVII в. Вмч. Никита. Роспись наоса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Вмч. Никита. Роспись наоса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Перевод сочинения Метафраста (инципит: «Победительных подвигъ мученика Никиты»), опубликованный в ВМЧ митр. Макария под 15 сент., вероятно, не является древним (Там же. Стб. 1203-1208). Этот же перевод сохранился в рукописи Верещ. 1102 (НБ МГУ; см.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 86). Мученичество содержит мало фактических сведений собственно о Н. и в основном посвящено событиям христианизации готов, перенесению мощей великомученика в Мопсуестию. После Мученичества Н. в ВМЧ помещено Похвальное слово Аркадия, архиеп. Кипрского, на память Н. (инципит: «Съзываеть пакы насъ, о христелюбци»), в действительности являющееся Похвальным словом на память вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 684; ср.: слав. пер. в ВМЧ. 4 нояб. Стб. 139-143), в к-ром имя Георгий заменено именем Никита.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

8. Св. Феофилакта, еп. никомид. (Вас.). Св. ап. Ерма . Во 2 ред. св. священномуч. Феодорита ( сказ. Оно же в Печ. Вас. 2 числа только имя). Не найдено ни в первой, ни во 2 ред. пр. Аркадия кипрского и мучч. Еввуда и Иулиана (что в Вас. со сказаниями). 9. Свв. 40 мучч. (Вас.). Св. муч. Дионисия (Вас. 10). 10. Св. муч. Кодрата (Вас.). Во 2 ред. муч. Пиония (Вас. и 1 ред. 11 числа). 724 Лавр. еще св. Георгия в Дииппе и пр. Венедикта. 11. Св. священномуч. Пиония (Вас. в Печ. 10). Софрония. архиеп. иерус. (Пас.). Св. о. Григория, папы римского (Вас.). Св. о. н. Кирилла иерус. ( краткое сказ. В Вас. и 1 ред., в сей вторично, 18 мар. более). Пр. Георгия в Дииппе. Пр. о. н. Венедикта. Во 2 ред. св. Григория папы ( особое сказ.). 12. Пр. о. н. Феофана (Вас.). Св. муч. Савина (Вас. 13). Во 2 ред. св. Кирилла иерус. (тоже, что в 1 ред. 11 числа). 13. Перенесение мощей патр. Никифора ( сказ. Вас. нет). Св. муч. Александра (Вас. – ). Во 2 ред. муч. Савина (Вас., но 1 ред. 12. Печ. 16 ч.). 14. Пр. о. н. Венедикта (Вас. 21). Пр. о. н. исповцд. Евсхимона (Вас.). Свв. мучч. Сотира, Сатурнина, Ревоката, Пернетуи и Филикитаты (Вас. тоже имена). Св. муч. Ефросинии. Во 2 ред. муч. Александра Дризипарского (Вас. и 1 ред. тоже сказ. 13 мая). 15. Свв. мучч. Агапия, Тимолая и двух Александров (Вас.). Св. муч. Никандра (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Александра в Сиде ( сказ. В Печ. тоже. Вас. нет). 16. Св. муч. Иулиана в Киликии (Вас.). Св. ап. Аристовула (Вас.). Свв. мучч. Романа и Менигна, иже в Парии (имена, а в Вас. сказание). Память свв. Александра, папы римского, и Трофима и Фала ( сказ. Оно же и в Печ. Вас. без сказания). Сатура и Сатурняна. 17. Св. Алексия человека Божия (Вас.). Св. муч. Марина (Вас.). Воскресение св. прав. Лазаря. Трус при царе Константине. Во 2 ред. св. Алексия. (Особое сказ. не во всех, но в 723 Лавр.). 18. Св. о. Кирилла иерус. (Вас.). Свв. 7 жен в Аминсот (Вас. В Печ. 20). Во 2 ред. пр. о. н. Анина мниха ( сказ. Оно же в Печ. Вас. нет). 19. Св. о. н. Фомы, патр. конст. (Вас. 20. Печ. 21). Свв. отец избиенных в монастыре св. Саввы (Вас. Печ. 20). Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии. Пр. о. н. Григория диакона римские церкви. Во 2 ред. Павла простого ( особое сказ. В Вас. 1 ред. и самой 2 ред. 4 окт. другое). Пр. о. н. Никиты аполлониад. (1 ред. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Συγγνμης πα ατο τονυν, ο μν λλ κα φαρμκων οκεων το μαρτματος τυχν πνεισι. Τ δ κατ τν ντιοχεας πατριρχην ναστσιον ατς ρκδιος κτθησι το παραφρστου Ορανο σαφστερου· ρχδως Οσανς. σδ. λγου δ χρνου διαδραμντος 49 , , επεν μν το Θεο δολος· «Εξμεθα, δελφο, περ τς κκλησας το Θεο ντιοχεας· εδον γρ ν ρσει, τι ρχιερες Δομννος ναβς θηκεν αυτν π τ θυσιαστριον κα ρεγχε, κα καταβς στατο π τ δεξι μρη το θυσιαστηρου, δ κλρος κα λας νμενον, νομζοντες ατν εχν πιτελεν. Πολλν ον ραν πιμενας μετ τοτο φη· ν τ κελλ μου πορεομαι. Τοτο δ ατο επντος, εδον μονχους Παλαιστινος λειτουργοντας ν τ κκλησ· πετλουν δ κγ τν εχν». Τατα διηγησμενος επεν, τι πατριρχης ν ταταις τας μραις τελευτσει κα νθρωπος Παλαιστινς προχειρισθσεται ντ» ατο. Κα γγονεν οτως. Τελευτσαντος ον Δομννου 50 το γιωτ του, προεχειρσθη ρχιερες Θεουπλεως ναστσιος γιτατος, κ τς Παλαιστινν χρας ρμ- μενος, ποκρισιριος δ τς ν τ μεγλ τν λεξανδρων πλει γιωττης κκλησας, κα δοξσαμεν τν Θεν, τν λλοιοντα καιρος κα χρνους κα ποκαλυπτοντα τ νδξ ατο θερποντι. 192. Εξμεθα περ τς κατ τν ντιχειαν κκλησας, δελφο, φησ ποτε πρς τος μαθητς ερς Συμεν· δκουν γρ τν πρεδρον ατς Δομννον ρν επ τ θυσιαστριον ναβντα κα τδε τεθεικτα αυτν κα οονε ργχοντα, ετα κεθεν καταβεβηκτα κα δεξι το θυσιαστηρου στμενον. Τ μν ον πλθος κα σοι το βματος ναμνοντες σαν, εχν πιτελεν τν νδρα ομενοι, κα τν μν τ τοιδε στσει μχρι τινς πιμεναντα «οχσομαι» φ- ναι «πρς τν μαυτο κοιτωνσκον», Παλαιστινος δ τινας μοναχος τν θεαν πιτελσαι μυσταγωγαν. ξς δ κα τν λσιν πγεν, ς ρα τελευτσει μν Δομννος τν βον, μοναχς δ τις τ γνος κ Παλαιστνης λκων ες τν κενου θρνον νενεχθσεται· περ οκ ες μακρν χολοθει, κα Δομννου τν βον πολιπντος, ναστσις τις Παλαστινς πιβανει το θρνου. Τν εδησιν τι πρτερον ναστσιος ν ποκρισιριος ν ντιοχε τς λεξανδρων κκλησας περιττν, ς βλπομεν, Ορανς ξλαβε δι τ ρητορικν ατο γμνασμα, κα δι τοτο μχρι τοδε τοτην γνοομεν ξ τρου παλαιο βιβλου. Σημεισεως δ ξιον κα τοτο, τι Ορανς κα τν χρνον, ν ρκδιος ριζε, τς ες τν θρνον ντιοχεας ναβσεως το ναστασου παρλιπε· ναστσιος δ οτος ν Σινατης νομαζμενος. Κατ τν ρκδιον ον, στις τ περ το ναστασου διγημα χρονικ τξει μετ τ προεχτεθν διακοσιοστν κα πμπτον κεφ- λαιον τοποθτησε, τν θρνον τς ντιοχεας σχεν ναστσιος μικρν πρ τς ες τν Κωνσταντινουπλεως θρνον ναβσεως ωννου το σχολαστικο. προαγωγ το ωννου γνετο μην πριλ τους 565-ου. Πιθανν ον κ τοτου, τι κα πρτη το ναστασου πατριαρχα τν ρχν χει π το ατο 565-ου, π το τλους το 564-ου τους.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Пренесение мощей благоверного князя Феодора смоленского и чад его Давида и Константина , в 1464 г. Белоз. М. XVI в. 328. Служба. 1610. 1639. (Белоз. св. 493. обретение мощей их 24 марта, 51 и 201 пренесение мощей их 23 марта. Сн. 19 сент. и 24 авг.). II. Архелая и 152 мучч. мечем. 1370. Шиф. (Маз. 20 мар. сн. 4 мар. IV. М. Р. 4 марта. В Греч. 364 соединен с Ироидою и Кириллом 5 марта со сказанием, см. 23 сентяб.) Муч. Иоанна болгарина, пострадавшего от турок в Царьграде в 1784 году. Афон. Патер. (Филар. 4 марта). III. Страдание пр. Адриана пошехонского, убитого разбойниками в 1550 г. на р. Вотхе в основанной им обители в 5 верстах от Пошехонья, и память сподвижника его Леонида , † 1549 г. Мощи Адриана перенесены в его обитель при патриархе Филарете 17 декабря. ( Филим. 17 марта). Иконы Божией Матери Воспитание . IV. Исихия пресвитера иерусалимского, † 432 г. Иер. Муз. 13 (Вас. 28 марта). Преп. Михаила . Филим. Малх? Пр. Георгия в монастыре Анфимия иерусалинского. Моск. V. Муч. Василиска . Супр. ДоМак. (3 марта). Пр. Герасима . Неап. 1370. М. 1345 и др. (4 мар.). Григория , еп. Констанции кипрской. Вас. (имя). Гр. 364 и др. (4 мар.). Кирилла . Гр. 364 с Ироидою и Архелаем (4 и 5 марта). Пр. Марка афинского. Мил. (5 апр.). Св. Ипатия гангрского. ЧГр. XI в. (31 марта). Аввы Малха подвижника. Син. 1 (26 марта). 6 1 . Свв. 42 мучеников амморийских: Феодора, Константина, Аетия, Феофила, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих, † ок. 847 года в Сирии после семилетнего заключения. Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Готф. Мст. Служба. МКр. М. 1345 и 1369. М. 451. Канон Игнатия. В греч. печ. канон Иосифа другой, стихиры Мефодия, Симеона, а не Сикеота. (См. Долоцкого. Христ. Чтение 1860, стр. 150. Супр. ДоМак. 7 мар. Сирл. 8 марта). Преп. Аркадия кипрского, наставника свв. мучч. Иулиана и Еввула , пострадавших при Иулиане ок. 361 г.; он пережил их. Пролог. У. 80. (Неап. Син. 1. Вас. (имя), 240. Охр. МГр. 7 марта. Вас. 8 марта). Св. преподобномуч. Конона и сына его Конона при Аврелиане (270–275).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Свв. священномучч. Ираклида и Мирона , епископов Томаса кипрского (1 и 2 веков). 1295. Екл. (Конст. Мирона и прочих святых. Син. 1 одного Мирона, а Ираклидия 18 сент. 239 Мирона 20 сент. Ираклид поставлен ап. Варнавою, Мирон преемник Иракиида. Есть слово иером. Неофита на св.Мирона. Lambec. VIII .412). III. Цареградской иконы Божией Матери. Явилась 1071 года (апр. 25). IV. Мучениц Ридоры и Неофит . Слепч. (Феодоры 18 сент.). Муч. Домнина . Конст. Ев. 1199 из дружины Евлампия и Харалампия. (Окт. 1 он же). Муч. Солохона . Екл. (Симеона?) V. Евлампия и Евлампии и дружины. Син. 1. Иер. Кал. Коал. 1. Флор. 1. LXI и многие (10 окт.). Евламиия и Пантолеона . Конст. Коал. 1. Нан. 2 и др. (10 окт. и 27 июля). Евлампия, Харалампия и Агафоклия (Агафоклии). Хлуд. ап. 14 в. 35. Пантолеона и дружины . Кап. (27 июля). Харалампия и Пантолеона . Остр. 1295. (10 февр. и 27 июля). Харалампа, Пантолеона, Агафоника (22 авг.), Евлампия Агафоклии и дружины их. Екл. (см. выше. Харлампию, Пантолеону и дружине ныне был праздник в Царьграде в храме их в Девтере. Сн. 1295 и Никод. Дю-Канж IV, 121). Мучч. Софии и Ирины . Сирл. Мед. (18 сент.). Максима, Феодота и Асклипиоды . МГр. (15 сент.). Симеона сродника Господня. Неап. (сн. 13 сент. IV). Порфирия от града Рима при Диоклитиане. 244. 247. 51. (15 сент.) Муч. Капетолины . 1621. (во всем христианском мире одна 27 окт. Вероятно ныне из Мелитины). Муч. Мелитины . 244. 247. (16 сент.). Муч. Савватия . Хлуд. 37 (19 сент. с Доримедонтом). Феоклии . Син. 1 (т. е. Агафоклия ныне же, хотя она в Син. и 18 сент. есть). 18 I. Св. Евмения , еп. гортинского, в 7 веке в Крите. Вас. Нан. 1. Петр. Сир. Остр. Акад. Вен. Готф. Терн. Зогр. и др. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Служба. Канон Иосифа. Свв. жен. мучч. Софии и Ирины . 1295. М. Р. (Сирл. 17 и 18 сент.). Св. муч. Ариадны при Адриане и Антонине (117–161) в Примнисе в Фригии. Вас. Петр. 1295. (1295 втор. 26 сент. М. Р. 17 сент.). Св. муч. Кастора. Син. 1. Екл. Охр. 1295. III. Преставление Аркадия , архиеп. новгородского, † 1162 г. Мак. Св. 493. 51. 201. Пролог в. Публичн. библ. 302 ( Филим. 19 сент. Память его еще 10 февр. с другими новгород. святителями).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2) Текст константинопольского символа существовал ранее 381 г. а) Оставляя в стороне сходство его (значительное, но не полное) с символом иерусалимской церкви (текст реставрируют с некоторою проблематичностью, из надписаний и текста огласительных поучений, сказанных в 348 г. пресвитером (с 350 епископом) иерусалимским Кириллом. б) Нельзя не признать не сходства уже, а тождества нашего символа с первым символом, который осенью 373 г. св. Епифаний кипрский (еп. Константии) рекомендовал (Ancoratus, с. 118) пресвитерам суэдрским в Памфилии для употребления при крещении, как веру, преданную OT апостолов, [преподаваемую] в церкви [во] святом граде (εν τ εκκλησα τ για πλει=имеющую церковное употребление В Иерусалиме?) [преданную] от всех вместе св. епископов свыше 310 числом (=Никейским собором). Это вера так называемая «кипрско-малоазийская» (И. В. Чельцов) или «сирийская» (Caspari), иерусалимского же происхождения по Епифанию  . Так как против подлинности Ancoratus с. 118 есть возражения (Franzelin, Vincenzi), но еще нет опровержения, то нельзя сомневаться и в том, что наш символ есть легкое сокращение этой веры иерусалимско-кипрско-малоазийской  . — Таким образом, символа не могли составить на Константинопольском соборе, так как он существовал ранее. II Onupaяcь на работы английских ученых (Lumby, Swainson, Swete, особенно Hort), Гарнак предполагает следующее: а) Второй вселенский собор не издавал нашего символа, а просто подтвердил символ никейский (can. 1). б) Наш символ есть крещальный символ иерусалимской церкви, после 363 г. округленный до той формы, в какой в 373 г. приводит его Епифаний. в) Кирилл иерусалимский, чтобы доказать свое православие, прочитал этот символ на Константинопольском соборе, почему этот символ и занесен в (не сохранившиеся до нас) акты собора. г) Ок. 440 г. этот символ иерусалимский, как взятый из актов собора, начали называть «верою 150 отцов» и обращаться к нему в полемике против монофиситов. Замечания. ad а) На основании немногих, сохранившихся до нас, памятников второго вселенского собора нельзя доказать, что он издал именно наш символ; но и только.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

2) Текст константинопольского символа существовал ранее 381 г. а) Оставляя в стороне сходство его (значительное, но не полное) с символом иерусалимской церкви (текст которого реставрируют с некоторою проблематичностью, из надписаний и текста огласительных поучений, сказанных в 348 г. пресвитером (с 350 епископом) иерусалимским Кириллом. б) Нельзя не признать не сходства уже, а тождества нашего символа с первым символом, который осенью 373 г. св. Епифаний кипрский (еп. Константии) рекомендовал (Ancoratus, с. 118) пресвитерам суэдрским в Памфилии для употребления при крещении, как веру, преданную от апостолов, (преподаваемую) в церкви (во) святом граде (εν τ εκκλησ τ γι πλει ­ имеющую церковное употребление В Иерусалиме?) (преданную) от всех вместе св. епископов свыше 310 числом (=Никейским собором). Это вера так называемая «кипрско-малоазийская» ( И. В. Чельцов ) или «сирийская» (Caspari), иерусалимского же происхождения по Епифанию 29 . Так как против подлинности Ancoratus с. 118 есть возражения (Franzelin, Vincenzi), но еще нет опровержения, то нельзя сомневаться и в том, что наш символ есть легкое сокращение этой веры иерусалимско-кипрско-малоазийской 30 . – Таким образом, символа не могли составить на Константинопольском соборе, так как он существовал ранее. II. Опираясь на работы английских ученых (Lumby, Swainson, Swete, особенно Hort), Гарнак предполагает следующее: а) Второй вселенский собор не издавал нашего символа, а просто подтвердил символ никейский (can. 1). б) Наш символ есть крещальный символ иерусалимской церкви, после 363 г. округленный до той формы, в какой в 373 г. приводит его Епифаний. в) Кирилл иерусалимский , чтобы доказать свое православие, прочитал этот символ на Константинопольском соборе, почему этот символ и занесен в (не сохранившиеся до нас) акты собора. г) Ок. 440 г. этот символ иерусалимский, как взятый из актов собора, начали называть «верою 150 отцов» и обращаться к нему в полемике против монофиситов. Замечания. ad а) На основании немногих, сохранившихся до нас, памятников второго вселенского собора нельзя доказать, что он издал именно наш символ; но и только.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010