89 об. Св. Аркадия Кипрьского похвальное на обновление храма святого и славного и победоносца и великомученика хва Георгия. Начало: Съзываетъ насъ христолюбци... Лист. 93 об. Похвальное безплотным, Михаилу и Гавриилу сотворено Климентом Начало: Наши празднолюбцы пресветлое тръжество... Лист. 97 об. и 98. св. Феодора Трихетииского слово о житии и о скорбех, Иоанна Златоустог о. Начало: Возлюбленныи неложен есть бъ... Лист. 105-й. Слово св. Тарасия еппа Константина града о Пресвятей Влцы нашей Бцы, егда приведена бысть в церковь . Начало: Светлое и преславное, настоящее тръжество… Лист. 114 об. В тот же день похвала св. Германа еппа Константина Града. Начало: Сей пакы другый съборникъ... Лист. 119. Мца Декабря в днь житие св. Николы еппа . Начало: Благоволи Бгъ во дни прежние взыскати писания.... Здесь приложены 23 чуда бывшия прежде и 11-ть чудес в наши лета совершившияся, как пишет жизнеописатель. Лист. 166 об. Слово похвальное о житии иже во стыхъ оца нашего Николы. Начало: Се настоит братие Лист. 170 об. От жития стаго отца нашего Спиридона чюдотворца о исцелении благочестивого царя Константина.. Начало: црю сно Великаго Константина. Лист. 172-й глав. кд. О пришествии отца нашего Спиридона в град нарицаемый Киренеи. Начало: Есть град Кириней нарицаем. Лист. 173 гл. ке. Св. Ефрема о пророце Данииле. Начало: Се да расмотрим. Лист. 174 об. и 175 гл. 26. Беседа св. Василия Великого на Рожество Хрво. Начало. Христово Рожество.... Лист. 183-й. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рожество Христово гл. 27. Начало: Ныне моего естества обновление приходить... Лист. 190. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рож. Хрво. Начало: Хроу праведному солнцу... гл. 28. Лист. 194-й гл. 29. Слово Златоустого в тот же день. Начало: Что дн ь, виждю... Лист. 198 и об. Похвала Пресвятей Бц св. Епифания архииеппа Кипрского и о воплощении Гда. Начало: сияющая светлая Бцы заря велия.... Лист. 207. Слово Златоустого о Ироде и избиении младенцев гл. 32. Начало: Хотлъ быхь выну дховна словеса повдовати… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Le texte grec des récits utiles à l " âme d " Anastase (le Sinaïte)//Oriens Chr. 1903. Vol. 3. P. 56-90). Архиеп. Аркадию I приписывается Похвальное слово вмч. Георгию Победоносцу (BHG, N 684), ранее он также считался автором Жития прп. Симеона Дивногорца (BHG, N 1689). Литературным творчеством занимались и др. кипрские иерархи VII в.: напр., Леонтию , еп. Неаполя Кипрского († ок. 650), принадлежат Жития свт. Иоанна Милостивого, прп. Симеона Юродивого, свт. Спиридона Тримифунтского (утрачено), «Слово в защиту христиан и против иудеев: об иконах святых» и др., Феодору, еп. Пафосскому,- Житие свт. Спиридона (впервые прочитано 12 дек. 655 в присутствии архиеп. Сергия и др. кипрских иерархов). Из Амафунта происходил богослов и писатель прп. Анастасий Синаит (нач. VII в.- после 701). Преемник Аркадия I архиеп. Сергий считается автором антимонофелитского послания к папе Римскому Феодору I (643), к-рое было прочитано на 2-м заседании 1-го Латеранского Собора (649) (ACO II. Vol. 1. P. 60-64), однако подлинность послания оспаривается ( Hackett, Παπαωννου. 1923. Σ. 54, σημ. 108; Mansi. T. 10. Col. 916). Архиеп. Сергий также упоминается в надписи в пещере прор. Моисея на Синае ( Š ev enko I. The Early Period of the Sinai Monastery in the Light of its Inscriptions//DOP. 1966. T. 20. P. 264). Архиеп. Аркадий II (ранее 680) известен как борец с еретиками из послания против Павла, возглавлявшего на Кипре одну из монофизитских групп акефалов , написанного имп. Константином IV Погонатом (668-685) ( Le Quien. OC. T. 2. P. 1050). Кипрская Православная Церковь в период арабских нашествий В правление имп. Юстиниана II (685-695, 705-711) была восстановлена базилика свт. Епифания и центральную часть Констанции обнесли укреплениями. В 691 г. Юстиниан II организовал переселение большей части населения Кипра во главе с архиеп. Иоанном I на п-ов Кизик (ныне Капыдагы) ( Theoph. Chron. P. 365). Во время осады К-поля (ок. 673-677) арабы захватили п-ов Кизик и создали на Геллеспонте морскую базу.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

— Иди поклонись честному древу Креста Господня, — отвечал на его просьбу угодник Божий, — и получишь прозрение. Но наказанный не отступал от Епифания, не переставая просить его. Тогда великий святитель, отверзши свои богомудрые уста, долго поучал корыстолюбца о нищелюбии и милостыни. Потом по молитве и возложении на него своих рук отверз его правый глаз. Полуисцеленный просил чудотворца сделать зрячим и левое око. Но святой ответил ему: — Не мое это дело, чадо, но Божие: так как Бог закрыл око, то Бог и откроет, чтобы ты вразумился. После наказание Иоанн исправился, сделавшись и милостивым к нищим и праведным во всех делах. При возвращении из Иерусалима в свою епископию Епифаний встретил двух скоморохов, хотевших насмеяться над ним следующим образом. Увидавши издалека святителя, один из них притворился мёртвым. Другой же при приближении святого сказал ему: — Отче, посети мёртвого и покрой какой-нибудь одеждой его нагое тело. Святой же, посмотрев на притворившегося, стал лицом к востоку для совершения молитвы об усопшем. Помолившись, он снял с себя одежду и, покрыв ею мертвеца, пошел своей дорогой. По его уходе живой сказал мнимо мертвому: — Вставай, брат, этот простец уже ушел. Но последний не отвечал. Окликнув его вторично и толкнув, он нашел его умершим действительно. Полный ужаса скоморох побежал вслед за архиереем Божиим. Догнавши великого чудотворца, он припал к его ногам, прося прощения в своем грехе и моля снять свою одежду и оковы смерти с наказанного им. — Иди, чадо, — отвечал святой, — погреби мертвеца твоего: ибо он умер прежде, нежели ты начал просить у меня одежды для его прикрытия. По прибытии Кипрского епископа в свой кафедральный город за ним пришли посланные из Рима с просьбой исцелить от некоторой продолжительной и неизлечимой болезни Проклисию — дочь царя Феодосия Великого [ 31 ] и сестру Аркадия и Гонория [ 32 ], выданную замуж за одного именитого патриция. Весть о прибытии посланцев от царя дошла до местного почётного и очень богатого язычника Фавстиниана, который питал сильную вражду ко святому Епифанию. Фавстиниан пригласил их к себе в дом и ежедневно угощал их. За все время пребывания их у него он почти непрестанно хулил святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Октября в 30-й, ноября в 11-й и мая в 9-й день – сказание от чудес Св. великомученика Сербского Царя Стефана чудотворца, л. 1451–1454 об. Нач. «Сей убо блаженный и приснопамятный Царь еще жив сый, созда монастыри многи и пречудныи в царствии своем Сербском.» Ноябрь В 1-й день. Житие Свв. Космы и Дамиана, л. о – 8 об. Нач. «Царствующу Господу нашему Иисусу Христу, всяка лесть бесовская преста.» – Чудеса их (13), л. 8 об. – 39. Нач. 1-е чудо: «Муж некто живый в местех тех, изъиде во время жатвы нивы своей.» – Слово похвальное Косме и Дамиану, л. 39–41 об. Нач. «Круг лету ветреним течением. Обхожая потом солнечный.» Во 2-й день. Свв. мученик Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония... мучение их, л. 42–69 об. Нач. «В та времена царствующу по Христову попущению Саворию.» В 3-й день. Свв. мученик Акепсимы Епископа, Иосифа пресвитера и Анфала диакона… мучение их, л. 70–105. Нач. «В лето тридесятое и седмое гонению нашему заповедь жестока изыде.» – Св. Аркадия Архиеп. Кипрского слово похвальное на обновление Св. великомуч. Георгия, л. 106–113 об. Нач. «Созывает паки нас, о христолюбцы, христолюбивый сей и благочестия добропобедник Георгие.» В 4-й день. Преподобного Иоанникия житие и подвиги, л. 114–177 об. Нач. «В четыренадесятое лето мучительства Львова, Константинова сына.» В 5-й день. Свв. мученик Галактиона и Епистимы; житие и мучение их, л. 173–191. Нач. (после предисл.) «Бе некто именем во граде Емес добророден и славен, яко же не бе ин никтоже.» – Воспоминание о блаженнем и приснонамятнем отце нашем Ионе Архиепископе великого Новограда, иже бысть по втором Евфимии, в лето 6966, л. 192–217. Нач. «Воспомянути и блаженного нашего пастыря Иону добро.» В 6-й день. Св. священномуч. Павла исповедника, Архиепископа бывшего в Константине граде, л. 218–235 об. Нач. «Иже убо хотящей кто внешних в сем житии славном сущем хвалити или чудитися.» В 7-й день – Преп. Варлаама Хутынского житие и подвиги, писанное Пахомием иеромонахом, л. 236. Нач. «Сего блаженного отрока, о нем же нам слово, родители бяху великого Новограда.» Чудеса преподобного Варлаама:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Бархадбешабба Хелуанский также учился в Нисибинской школе у Хенаны (575−610?), и в то время, когда он составил это Слово, его учитель еще управлял школой. Это Слово, стало быть, вполне может считаться торжественной речью, в ознаменование начала учебного года. Составлено оно до 604 г., в который умер католикос Савришо, в нем упомянутый, и после 581 г., когда католикосом сделался Ишойав Арзонский, о чем упоминает автор. Слово открывается философско-богословскими рассуждениями о Боге и творении, субстанциальном различии тварей, о нашем познании Бога. Среди этих рассуждений, которые находятся под влиянием греческой философии, следует отметить высказывания полезные для понимания сирийских терминов " tth (сущность), kjana (природа) и др. Еще больший интерес представляет то, что после описания других «школ» – Адама, Моисея, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа, апостолов, Александрийской школы (описанной нелицеприятно), рассказывается о возникновении школы, которая изначально была учреждена в Эдессе св. Ефремом, а затем перенесена Нарсаем в Нисибин. Приводится ряд учителей, из которых последний – Хенана Адиабенский, как видно, до тех пор еще не отошел от традиционного несторианства. Издание. Scher A. PO IV. Р. 31−97; фр. перевод: Scher А. Ibid. Исследование. Baumstark. S. 136. § 68. Григорий, монах Кипрский Родом перс, купец. Узрев видения, начал вести в Эдессе монашескую жизнь. Там был обучен грамоте Моисеем. Из Эдессы направился на соседнюю гору Изла, где предавался безмолвию и созерцательной жизни. Оттуда перебрался на Кипр, но незадолго перед смертью вновь вернулся на гору Изла. Со времен Ассемани все ученые полагали, что Григорий Кипрский был учителем Епифания, епископа Саламинского, и соответственно жил во второй половине IV в. Так считали Баумштарк, Дюваль, Мингана и др. Однако Й. Хаусхерр на основании тщательного исследования показал, что Григорий был несторианским монахом VI−VII вв., современником Аркадия, епископа Кипрского. Григорий Кипрский является автором книги проповедей «О святом созерцании», многое из содержания которой взято из творений Евагрия, а также книги посланий, к которой ученик Григория Феодор добавил третью книгу вопросов и ответов, названную «О видениях». Важнейшей является рукопись Vat. Syr. VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В 381 году свят. Мелетий рукоположил свят. Иоанна в диакона, а в 386 году еп. Флавиан, преемник свят. Мелетия, – во пресвитера. Свят. Иоанну было тогда около сорока лет. Став священником, он широко развил благотворительную деятельность в Антиохии. Кроме этого, он прославился своими замечательными проповедями, которые говорил на самые разные случаи. В 397 году свят. Иоанн был возведен, против своего желания, на Константинопольскую кафедру, где перед ним открылось широкое поле архипастырской деятельности. Будучи пламенным и искренним проповедником высокого евангельского идеала свят. Иоанн не всем пришелся по вкусу в столице империи. Он совершал длинные богослужения, не устраивал приемов, не дорожил дружбой с сильными мира сего, заступался за обижаемых, обличал роскошь и многочисленные пороки жителей столицы, был требователен к клиру и монашествующим. Все это вскоре доставило ему массу недоброжелателей, сама императрица Евдоксия оскорбилась обличениями легкомысленности дам высшего света. Вскоре конфликт с императрицей еще более обострился. Высшей критической точки положение свят. Иоанна в Константинополе достигло после того, как в 401 году в столицу прибыли пятьдесят египетских монахов, отлученных архиеп. Феофилом Александрийским по обвинению в оригенизме. Свят. Иоанн не нашел, что монашествующие разделяют заблуждения Оригена и желал объясниться с архиеп. Феофилом. Но последний уже готовился предъявить свят. Иоанну серьезное обвинение в новой «ереси» – поддержке оригенизма. С этой целью архиеп. Феофил привлек на свою сторону маститого старца свят. Епифания Кипрского , знаменитого, но не всегда объективного ересеолога. (Парадоксальна сама постановка вопроса: как мог свят. Иоанн, будучи типичным представителем сирийско-антиохийской школы, сочувствовать противоположным богословским взглядам александрийцев-оригенистов?). В результате, при поддержке императора Аркадия, в 403 году архиеп. Феофил провел т. н. «Собор при дубе». Свят. Иоанн трижды отклонил предложения явиться на его заседания. На Соборе, кроме оригенизма, свят. Иоанну вменяли целый ряд административных «преступлений». В результате он был «низложен» и приговорен к ссылке, хотя выдвигалось требование и о казни святителя. После удаления свят. Иоанна из столицы произошло сильное землетрясение. Испуганная императрица Евдоксия просила вернуть святителя, что и было исполнено на радость паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В Египте настал мир. Многочисленные беглецы из разных местностей страны, скопившиеся в Александрии, пожелали вернуться на родину. Кир вступил по этому поводу в сношение с Амром, и беглецы получили возможность покинуть Александрию. Хотя многие города побережья не были еще подчинены, но арабы являлись уже властителями всей долины Нила и, не учреждая новых форм управления, разделили страну на три области в целях взимания податей с населения. Мина, получивший еще от Ираклия пост начальника Нижнего Египта, остался на нем и под властью арабов и выказывал большое рвение в смысле умножения доходов победителей. Правителем Аркадии был назначен Филоксен, 517 а области, носившей имя Риф, – Синода. 518 Амр основал новый город близ Вавилона, получивший имя Фустат (искажение слова οσστον, в значении лагерь, укрепление, от латинского слова fossa, ров, окоп). Вместе с тем была предпринята расчистка старого, запущенного в течение долгого времени канала Траяна, соединявшего Нил с Чермным морем, и эта работа легла тяжким бременем на туземное население. Хотя военные действия в Египте были прекращены, но Амр сделал набег в область Пентаполя. Правитель страны, войска и местная знать бежали в крепость Тенхиру, а арабы с большой добычей и огромным числом пленных вернулись на свои стоянки. Патриарх Кир, которого удручала гибель Мартины, вражда к нему властного в ту пору Валентина и вернувшегося из ссылки Филагрия, смерть кипрского епископа Аркадия, с которым он был связан тесной дружбой, оставался, однако, непреклонным в своей политике преследования монофизитской церкви. Тяжкая дизентерия, постигшая его перед Пасхой 642 года, свела его в могилу 21 марта. 519 14 июля представители власти императора поставили патриархом на вакантный трон диакона Петра. Срок, предоставленный по договору для эвакуации Александрии, близился к концу, и 17 сентября 642 года Феодор и Константин со всеми войсками сели на суда и направились на остров Родос. 29 сентября в условленный по договору срок Амр вступил в Александрию и водворил свою власть в центре управления Египта. 520

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В сирийской биографии говорится, что преп. Максим стал главным вождем начавшейся догматической борьбы и уже в это время написал «четыре книги» против монофелитов. Именно преп. Максим и убеждает св. Софрония (вероятно, тогда уже патриарха) написать письмо к Аркадию Кипрскому с просьбой созвать собор. Самому собору, состоявшемуся на Кипре ок. 633–634 годов, Георгий Решайнский уделяет большое внимание. На собор прибыл Кир Александрийский с пятью епископами, папа Гонорий послал своего диакона Гайя, а Сергий Константинопольский – архидиакона Петра. Когда все собрались, Аркадий послал весть св. Софронию. По получении ее преп. Максим убоялся отправиться на Кипр, сказав: «Я не могу предпринять этого сейчас, но пусть Анастасий, мой ученик, пойдет с тобой (то есть со св. Софронием), а я дам ему книгу, посвященную данной теме». Поэтому на Кипр поплыли, как говорит автор биографии, «я, Георгий, два моих ученика вместе с восемью другими епископами, находящимися в юрисдикции Софрония». Когда собор открылся, то мнения разделились. Одни епископы заявляли: «Мы можем принять учение Максима», а другие: «Оно пагубно». Поэтому решили изложить данное учение в послании и отправить его к Ираклию с Георгием – архидиаконом Аркадия, Львом – диаконом Кира и Илией – нотарием Софрония. Затем возник спор между Иерусалимским патриархом и Кипрским архиереем: Аркадий предавал анафеме учение преп. Максима, а св. Софроний старался (очень мягко) защитить его. Спор прервал Кир, сказавший, что они собрались не для того, чтобы вступать в перепалку, а для того, чтобы выяснить истину и опровергнуть ложь. После этого все собравшиеся епископы (числом 46) разъехались по домам. Далее повествуется, что соборное послание, излагающее «учение Софрония и мошенника Максима», было прочитано Ираклием, и император издал эдикт, запрещающий его. Поэтому преп. Максим затворился в келье, боясь императора и Константинопольского патриарха, предавших анафеме его учение; с ним были только два ученика его – Анастасий и Сергий. Когда же арабы вторглись в Сирию и другие области, то преп. Максим, уже не страшась византийских властей, стал открыто проповедовать свое учение и привлек к нему некоторых в «области Сирии». После смерти Ираклия и воцарения Константа, когда Африка восстала, преп. Максим, взяв Анастасия и других братиев, отправился туда. Эти факты, сообщаемые в сирийской биографии, серьезным образом расходятся с традиционными изображениями жизни преподобного, согласно которым он в период 632–645 годов не покидал Африки, а поэтому внушают мало доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Вот почему, благословенный господин, извлеки вытекающую из этого идею: признано то, что благообразно, и сообразно тому, что угодно Богу, что бы этот [Пирр] ни утверждал и что бы ни отрицал в области вероучения – не важно, каким именно образом, и не важно кому. Но пойми с определенностью, чтобы отныне знать наперед, контролируя его волеизъявление, действительно ли в нем глубоко желание примириться с (145А) истиной: если он делает это с усердием и прилагает к этому разумные старания, призови его подчиниться блаженнейшему Римскому папе 463 [...]». Комментируя этот отрывок, A. Riou пишет: «В этом тексте подняты вопросы: 1) равнозначности кафолической Церкви и Римского престола; 2) высшего авторитета Римского понтифика в деле правоверия» 464 . Эта поспешность в том, чтобы навязать преподобному Максиму ту концепцию Римской Церкви и ее папы, которая сформируется лишь в дальнейшем, должна быть обуздана некоторыми соображениями. При условии аутентичности текста и точности перевода с греческого оригинала (который был утерян), в первую очередь можно отметить, что преподобный Максим не ставит задачу говорить именно о равноценности между кафолической Церковью и Римским престолом, но когда он пишет, что «Римский престол, то есть соборная Церковь » (144А), он утверждает, что Римская Церковь , вовлеченная в спор , для защиты православной веры, представляет ее собой, а также является единственной из Церквей, чтобы ее представлять – фактически. Действительно, Константинопольская Церковь постоянно пребывает в ереси 465 : патриарх Пирр был низложен вследствие дворцовой интриги, но не был осужден за свою догматическую позицию 466 , и его последователь Павел II, избранный в ноябре 642 года, продолжал поддерживать монофелитство 467 . Александрийский и Антиохийский Патриархаты также были замешаны в ереси, равно как и Иерусалимский Патриархат со времен смерти патриарха Софрония 468 . Часть текста, который мы проанализировали в предыдущем разделе 469 , являя былые деяния Римских пап, патриарха Иерусалимского Софрония и архиепископа Кипрского Аркадия, помещает их, как мы уже это видели, в ту же плоскость (143 ВС).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Все обвинения были ложные; Златоуст не знал даже, в чем его обвиняют. Тем не менее Феофил со своим собором осудил его и низложил, выставив причиною – оригенизм и оскорбление царского величества. Каков был характер суда над Златоустом, видно из слов святого Епифания Кипрского , которого Феофил обманом вызвал на свой собор (судить константинопольского епископа за ори­генизм). Уезжая с собора еще до окончания его, Епифаний сказал врагам Златоуста: «Оставляю вам столицу, двор и лицемерие». Император Аркадий, по влиянию Евдоксии и придворной партии, противной Златоусту, утвердил решение собора и отправил Иоанна в ссылку. Константинопольский народ, очень любивший Златоуста, заволновался. К тому же в это время случилось большое землетрясение. Устрашенная Евдоксия почувствовала угрызение совести и упросила Аркадия возвратить Златоуста. Через три дня после удаления из Константинополя Златоуст торжественно, при шумном ликовании народа, вступил в Константинополь и требовал было, чтобы законным образом созванный собор оправдал его от возведенных обвинений и восстановил на кафедре. Но царь и народ упросили его поскорее занять свою кафедру. Феофил Александрийский, видя такой исход дела, отправился в Александрию. Его приглашали опять в Константинополь для пересмотра дела о Златоусте, но он под разными предлогами не поехал. Между тем Евдоксия снова вооружилась на Златоуста. На площади недалеко от кафедральной константинопольской церкви поставлена была серебряная статуя императрицы. Шумные восклицания народа вокруг статуи, заглушавшие богослужение, которое совершал Златоуст в своей церкви, дали ему повод сказать обличительную проповедь против этого безобразия. Евдоксии донесли, что Златоуст в проповеди назвал ее беснующейся Иродиадой, а она приказала епископам, осудившим Златоуста на соборе под Дубом и еще не разъехавшимся, осудить его вновь. Епископы, собравшись, подтвердили низложение Златоуста на том основании, что он, будучи низложен собором, занял свою кафедру по распоряжению светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010