Основанием для признания св. Георгия устроителем земли русской и распространителем на Руси веры Христовой могли служить похвальные слова в честь св. Георгия. Так, например, «Слово похвальное, иже во святых отца нашего Аркадия, еп. Кипрского, на обновление храма святого славного и победоносца великомученика Христова Георгия» таким образом прославляет святого. «Паки церковь ликовствует, паки прелесть упражняется. Паки смущаются беси. Паки диавол посрамляется. Паки нечестие воздержается. Небо нам днесь церковь Георгий претвори. О новых преславных чудес и еже чуднейшее. Яко иде же умножися грех , преизобиловала благодать. Иде же диаволи ликовствовали, тамо владыка явися. Почтем Георгия, вселенскую похвалу, церковное сокровище, крестного борца. Георгие возделанным совозделанник и путникам наставник, Георгие плавающим кормчий. Георгие озлобленным отмститель и лжущих обличитель. Георгие плачущих утешитель. Сиротам предстатель и вдовицам питатель и еже в пустынях скитающимся пастырь. Георгие болящим врач, прибегающим просветитель, пленным предстатель, паствам страж, бесам губитель, еллинам разрушитель и веры правитель» 328 . Закреплению за Георгием имени устроителя, защитника земли русской и насадителя на Руси христианства могли служить исторические обстоятельства. Щапов, настаивая на том, что в Егории была воплощена идея земского мироустройства, указывает несколько исторических обстоятельств, которые могли способствовать образованию такого воззрения. Мы и воспользуемся некоторыми его указаниями. Не останавливаясь на том, что имя Георгия было рано усвоено русскими и немало было князей с этим именем, а также и церквей в честь Георгия 329 , мы остановимся только на личности Юрия Долгорукого. Юрий Долгорукий был неутомимым устроителем северо-восточной страны великой Руси. Он, по выражению Щапова, и как изображаемый народным эпосом Егорий храбрый, геройски носился по русской земле, вдоль и поперёк исходил её в течение 22-х летних походов от Приднепровья до Новгорода, от верховьев и до низовьев Волги, вдоль и поперёк изведал свою лесную и польскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пирром в его не дошедших до нас посланиях 640–641 гг.; впрочем, и это может иметь вполне понятное объяснение: император Ираклий был жив до начала 641 г., и вступать в полемику с императорским указом для прп. Максима было явно менее удобно, чем с его оправданием патриархом Пирром, притом что и Пирра прп. Максим не упоминает в этих сочинениях, а полемику ведет не с людьми и постановлениями, а с богословскими учениями, еще надеясь на этом этапе переубедить монофелитов, а главное, заручиться поддержкой влиятельных в Церкви лиц, того же Аркадия Кипрского, которого содержащее открытые выпады против Экфесиса письмо поставило бы в неудобное положение. Есть еще один момент, имеющий большое значение для истории полемики с монофелитами, касающийся миссии Стефана, еп. Дорского. Как известно из материалов Латеранского собора 649 г., свт. Софроний послал палестинского епископа Стефана Дорского в Рим как своего представителя, напутствовав его искать опоры в борьбе с ересью, распространившейся на востоке империи, в Риме, где хранят православие 251 . В 649 г. во время второй сессии Латеранского собора епископ Стефан Дорский подал собору прошение, в котором описал, как «жестокие волны» обрушивались на православную веру на Востоке, по мере того как патриархи Константинополя один за другим распространяли ереси моноэнергизма и монофелитства. Он вспоминал, как престарелый патриарх Иерусалима послал его в Рим, с тем чтобы сообщить папе об опасных, угрожающих вере догматических нововведениях, взяв с него на месте Распятия Христова клятву, чтобы он, «пройдя как можно быстрее от одного конца земли до другого, достиг апостольского престола, там где основания (κρηπδες) благочестивых догматов, и дал знать священнейшим людям там – не единожды и не дважды, но снова и снова – все, что было приведено в движение здесь ради акривии (точности – δι’ κριβεας) [в вопросах веры]. И чтобы он не преставал умолять и просить их до тех пор, пока с апостольской мудростью они не вынесут суд ради победоносной цели и не произнесут окончательное каноническое опровержение чуждых догматов» 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

По мнению Бута, свт. Софроний мог принять Экфесис, поскольку по сравнению с Псифосом в нем было не так уж много добавлено. Но эту «малость» прп. Максим как раз счел (по версии Янковяка не сразу) весьма важной. Среди возражений, которые эта версия встречает у нас, известная история про посланного свт. Софронием c миссией в Рим еп. Стефана Дорского, с которого он взял слово отстаивать строгость православного учения и убедить римлян, что с ересью на Востоке нужно бороться (Mansi X. 896B–C) (об этом пойдет речь ниже). Если бы свт. Софроний принял Экфесис, то такое посольство было бы неуместным. Обычно считалось, что Стефан был послан перед смертью свт. Софрония в 638 г., Бут же полагает, что посольство имело место ранее, по его с Янковяком датировке – около 636–637 гг., а после смерти свт. Софрония, по их гипотезе, Стефан отправился в Рим еще раз. Даже если это и так, возникает вопрос, почему Стефан при жизни и после смерти своего учителя свт. Софрония, якобы принявшего Экфесис, настаивал с риском для себя на необходимости борьбы с ним, причем при жизни свт. Софрония он был послан к папе Гонорию, с легатами которого Иерусалимский патриарх только что подписал на Кипре Экфесис. Бут отвечает на этот вопрос в том духе, что свт. Софроний принял Экфесис под нажимом, желая компромисса, но борьбу продолжил, особенно после арабского завоевания Палестины, осознав пагубность Экфесиса. Но почему, если свт. Софроний осознал ее уже в 637 г., прп. Максим начал полемику с Экфесисом только в 640 г.? Быть может, прп. Максим был отделен от свт. Софрония в условиях арабского нашествия, или сама эта версия не выдерживает критики? Все эти гипотезы необходимо обсудить после того, как они будут опубликованы в окончательном виде. К счастью, вопрос о Кипрском соборе (был он или нет, и если был, то чем завершился) не является решающим для понимания Богословско-полемических сочинений прп. Максима, написанных против монофелитов, начиная с 640 г. Есть, впрочем, несколько неоспоримых фактов, имеющих отношение к Кипру и важных для общего контекста споров вокруг моноэнергизма и монофелитства. Во-первых, то, что император Ираклий еще в повелении 623 г. относительно Павла Одноглазого запретил говорить о двух действиях во Христе, и архиеп. Аркадий Кипрский этот запрет, очевидно, соблюдал 130 . Так что для напряженности в отношениях между свт. Софронием и Аркадием Кипрским (по-разному понимавшими допустимую в отношении еретиков икономию) имелись вполне реальные предпосылки, это известно и по истории с добавлением к Трисвятому. Во-вторых, известно и то, что в конечном счете прп. Максим будет почитать Аркадия Кипрского одним из столпов православия и называть его святым 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Пример муч. Конона градаря († в III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мире, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6. Св. 42 муч. иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; пр. Аркадия кипрского, Феодора, преподобномуч. Конона и сына его Конона; пер. мощ. Авраамия болгар. (1230 г.), ик. Б. М.: «Что тя наречем», Шестоковской и Ченстоховской. Обретение честного Креста и честных его гвоздей св. Еленой. 7. Свм. еп. херс. Василия, Ефрема, Евгения, Агаводора, Еверия, Капитона, Елпидия; св. Павла исп. пелусиадск., п. Павла препростого и Емилиана монаха; ик. Б. М. «Споручницы грешных». 8. Пр. Феофилакта, еп. никомидийского; пр. Дометия, свящмч. Феодорита, ап. Ерма , п. Лазаря, Афанасия мурманск. 9.      40 муч. в севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанвия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия; муч. Урпасиана, св. Кесария, Авраамия болг.; ик. Б. М. «Слово плоть бысть». 10. Муч. Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр., муч. Кодрата николидийского и с ним Саторина и Руфина; пр. Анастасии патрикии. 11. Св. Софрония патр. иерус.; св. Евфимия, арх. новг.; свмч. Пиония и иже с ним; перен. мощ. м. Епимаха. 12. Пр. Феофана, исповедника сигрианского; св. прав. Финееса, св. Григория Двоеслова , папы римск.; ик. Б. М. Римской (Лиддской). 13. Перен. мощ. св. Никифора, патр. царегр., мч.: Савина, Африкана, Пуплия, Терентия, Александра; мц. Христины; п. Анина; ик. Б. М. Молдавской. Св. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древнего предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Савва Освященный, прп. Род. 440, † 532 г. (Болланд.). Происх. из Каппадокии, сын воина. Основатель палестинской лавры св. Саввы. Житие, написанное через 15−20 лет после смерти святого, Кириллом Скифопольским . Издал Cotelerius («Ecclesiae Graecae Monumenta», v. III). Другое издание со славянским переводом из Миней Макария, сделано И. Помяловским («Житие Саввы Освященного», СПб. 1890). Память 5 декабря. Сампсон Странноприимец, или ксенодох, преп. † 530 г. (Болланд.). Происходил из Рима от знатного и очень богатого рода. Потом переселился в Константинополь. Известен своими благотворительными учреждениями. Житие, написанное Симеоном Метафрастом в X в. на основании краткого жития и рассказа о чудесах, современных автору (стр. 280). Издано у Migne, P.G., 115, стр. 277−308, и в AASS, июнь, VII, 237−248. Память 27 июня. Симеон Новый Богослов , прп. † 1042 г. (Болланд.). Происходил из Пафлагонии, сын придворного. Содержание жития, написанного Никитой Стифатой , имеется у Migne, ст. 152, стр. 260−270. Память 12 марта. Симеон Столпник, прп. † 459 г. (Болланд.). Происходил из Киликии, сын бедных крестьян. Подвизался около Антиохии. Помимо рассказов историков церкви Феодорита и Эвагрия имеем сирийское житие (переведено у Lietzmann, стр. 80−180) и греческое – Антония, который кроме Феодорита и сирийского жития пользовался каким-то иным письменным или устным источником. Житие Антония издал Lietzmann («Das Leben des Heilig. Symeon Stylites», 1908 г., стр. 20−78) и Пападопуло-Керамевсом («Прав. Палес. Сборн.» 1907 г.). Метафрастову переработку имеем y Migne, P.G., 114, 336−392. Исследование об источниках житий у Lietsmann, стр. 201−225. Память 1 сентября. Симеон Столпник, Дивногорец, прп., род. 521 г. † 596 г. (Migne, стр. 2975). Происходил из Антиохии, был современником и знакомым Эвагрия (см. Hist. Eccl. 521 −623). Житие представляет переработку Никифором, магистром Антиохийским (жил при Василии II), основного жития Аркадия еп. Кипрского, которое было цитировано на VII соборе (Mansi, XIII, 73−80) и не издано до сих пор. Напечатано у Migne, P.G., 86, стр. 2987−3216 и в AASS, май, ad diem 24. Это житие ценно не только своими бытовыми картинками, но также и историческими подробностями о двух нашествиях персов на Антиохию и страшном землетрясении 532 года. Память 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. муч Ироиды. Пролог. См. 23 сент. о муч. Ираиде. 6 Свв. четыредесяти двух мученик Амморийских. Воины греческие, взятые в плен Сарацинами в Аммории при имп. Феофиле, около 840 года. Пострадали в Сирии, после семилетнего заключения в темнице. В Страдании наименованы: Феодор Кратер протоспафарий 6 , Константин друнгарий 7 , Автий, Феофил, Мелиссен, Васой и Каллист. Чет. Минея из Георгия Кедрина и иных. (Act SS. 6 martii. р. 457 ed 887). Мес. В. Март. Р. В службе канон Игнатия. Преп. Аркадия Кипрского. Наставник свв. Иулиана врача и Еввула, скончавшихся мученически в царствование Иулиана (около 361 г.), переживший их и преставившийся мирно. Чет. Минея. (Act SS. ad 6 martii.) Мес. B. 8 марта. Свв. преподобномучч. Конона и сына его Конона. Пострадали в Иконии, во времена Аврелиана, около 273 г. Чет. Минея из рукописных греческих и из великой Четии. (Act. SS. Maii. VII. р. 4–8). Март. Р. 29 мая. 7 С вв. священному чч., в Херсоне епископствовавших , В асилия, Ефрема , Евгения , Елпидия , А гафодора , Еферия и Капитона . Свв. Ефрем и Василий посланы были – первый в Скифию, второй – в Тавриду, в 16 год царствов. Диоклетиана (в 300 г.), Ермоном, патриархом Иерусалимским. Оба скончались мученически. Та же участь постигла чрез год епископов: Евгения, Елпидия и Агафодора, прибывших в Херсон из Геллеспонта, куда посланы были тем же патриархом в одно время со св. Василием. Св. Еферий скончался мирно при Константине Великом на острове Аасе на пути в Царьград. Его преемником был св. Капитон. Он, будучи занесен бурей в устье Днепра, потоплен неверными 21 дек. Чет. Минея из рукописных греческих. (Act. SS. 7 martii. Or. Chr. t. 1 col. 1329). Март. Р. 4 март. Мес. Вас. 7 и 8 марта, и особо о Капитоне 22 дек. Есть служба. Преп. Павла исповедника, еп. Прусиадского. Терпел гонение от иконоборцев в одно время, как полагают, с св. Феофилактом, еп. Никомедийским (8 марта). Прол. (Act. SS. 8 martii. р. 789. Or. Chr. t. I. р. 380). Март. Р. (называет ошибочно епископом Pelusii.) Мес. В. Преп. Емилиана монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Собор ответил (1 июля), что Несторий осужден вполне справедливо, как это можно видеть из посланных актов, и просил императора вызвать к себе для разъяснения дела Кандидиана и 5 членов собора; приговор Несторию произнесли более чем 200 голосов, на его же стороне теперь было только 37 человек (перечисляются опять 35). Прибытие через несколько дней римских легатов (епископов Аркадия и Проекта и пресвитера Филиппа) дало повод к продолжению заседаний. 10 июля (2–е деяние) прочитано было послание папы, 11 июля (3–е деяние) — акты первого заседания, которые были подписаны теперь и легатами; в Константинополь были отправлены об этом послания. Затем на заседании 16 июля (4–е деяние) была выслушана жалоба Кирилла и Мемнона на Иоанна Антиохийского и посланы ему два приглашения явиться на собор. На другой день (5–е деяние) приглашение было повторено, и так как Иоанн не явился, он и его сообщники (общим числом 35) были объявлены отлученными, а суд их против Кирилла и Мемнона не имеющим силы; постановлено было и об этом довести до сведения императоров. Папе теперь тоже было отправлено описание всего сделанного собором (с упоминанием о подтверждении состоявшегося на Западе осуждения пелагиан, — о чем, однако, в сохранившихся записях деяний собора не говорится). 22 июля (6–е деяние) был рассмотрен Символ Феодора Мопсуэстийского, по донесению пресвитера Филадельфийской церкви Харисия, что пришедшие в Лидию из Константинополя лица с рекомендательными письмами от близких к Несторию пресвитеров, Анастасия и Фотия, предлагали этот Символ для подписи вместо Никейского присоединявшимся к Церкви четыренадесятникам. Имя автора Символа хотя и было известным отцам собора, но не называется в деяниях. Собор запретил составлять иную веру, кроме Никейской, и учить о Воплощении так, как изложено в представленном Харисием Символе. 31 июля (7–е деяние), по заявлению Регина, митрополита Кипрского, утверждена была независимость Кипрской церкви от Антиохии (попытка Ювеналия достичь того же для Иерусалимской церкви на этом соборе не имела успеха).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

То есть теперь он отвергает не унитарные формулы, относящиеся к энергии, а толкование, трактующее «одну» энергию во Христе как только одну, а именно либо ипостасную, либо сложную природную (но никак не две, как они сохраняются в обожении, – несмотря на их «единение» и «схождение». 369 Ср. как он говорит об энергиях: «[Христос] сплел вместе Свою Божественную и мужескую природную энергию» (opusc. 8: PG 91, 100D). 372 Он приводит отрывок из трактата свт. Афанасия Великого (на самом деле – Пс.-Афанасия) Против Аполлинария: «Рожден от жены, восстановив Себе природу [форму] от первого создания человека, имея доказательством плоть без плотских волений и человеческих помыслов, в образе новизны; ведь одно только воление Божества, поскольку и вся природа – Божества» (opusc. 20: PG 91, 240B). 373 Следует помнить, что монофелиты на этом этапе в принципе отвергали существование у Христа природной человеческой воли (см., напр., opusc. 19: PG 91, 217Aff), говорить им о единении воль в перихорисисе (т. е. предлагать такую трактовку единой воли) было просто бессмысленно. А ведь большинство сочинений, где толкуются унитарные формулы, были направлены на Кипр и являлись частью диалога-спора (через Аркадия Кипрского) с идеологами в Константинополе. Отметим, однако, что позднее в Диспуте с Пирром прп. Максим (после того как тот – не без сопротивления – согласится признать человеческую природную волю во Христе) отвергнет предложение последнего говорить об одной (из-за совершенного соединения) сложной воле (disp. Pyrr.: PG 91, 295A–C), но Пирр будет говорить о сложении воль, будто бы из двух возникает нечто третье (сложное), понятие же о совершенном единении человеческой воли с Божественной прп. Максима не подразумевает никакого сложения, так что это предложение он сразу отвергает. Далее Пирр подходит к другому пониманию единства воль, сформулировать которое прп. Максим ему и помогает: воля в смысле взаимообмена (ντδοσις), то есть в смысле перихорисиса (см. Ibid, 297A). Но такой взаимообмен, замечает прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Тогда останки святых почитали не тотчас по кончине святых, но износили их для того из недр земли уже впоследствии, когда Господь благоизволил явить на это волю свою. Так, останки св. пр. Аввакума, бывшие в Келе или Киле, и св. пр. Михея, находившиеся близ Вирафсатии, в расстоянии на десять стадий от упомянутого города, изнесены из недр земли уже в царствование имп. Феодосия 37 ; останки св. ап. Варнавы открыты и поставлены в церкви в царствование имп. Зенона, при архиеп. кипрском Анфимии 38 ; останки св. мучеников Гервасия и Протасия обретены и положены под жертвенником в базилике, называемой амвросианскою, при св. Амвросии медиоланском 39 ; останки св. сорока мучеников, пострадавших при Ликинии в Севастии армянской и хранившиеся за стенами Константинополя в саду, обретены в правление дочери импер. Аркадия Пульхерии 40 , и проч. Обретение же этих и других останков всегда совершалось по особенным откровениям, так что если бы кто позволил себе не изнести оных из недр земли, тот поступил бы, в таком случае, вопреки воле Бога, дивного во святых своих и прославляющего останки их нетленные. В прав. Церкви так это и бывает. В ней всякий усопший христианин, как бы он ни был свят и праведен, всегда предается обыкновенно земле, а износится из нее для чествования тогда, когда Господь изъявит на это волю свою особенным откровением: в доказательство чего указываем, с одной стороны, на останки свят. Митрофания, епископа воронежского, открытые у нас в 1831 г., а с другой – на останки свят. Тихона, епископа воронежского же, давно уже известные своим нетлением, но открытые только в 1861 г. II. Высказывая, что почитание останков святых началось во времена поздние, лютеране различно говорят о том, когда именно началось оно. При одном случае они указывают посему на время, следующее за 500 годом 41 ; при другом выражаются, что почитание останков святых началось до 500 года 42 ; а при ином утверждают, что до второй половины IV века ни один из писателей церковных не упоминает о почитании останков святых, которое будто бы началось уже во второй половине IV века, когда совершилось торжественное перенесение останков св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Тогда святой вошел в церковь , спросил светлые церковные ризы и переодел на себе всю свою одежду, начиная с обуви; затем свои одежды он раздал находившимся с ним на корабле, а в церковных одеждах совершил литургию и причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой; потом, благословив всех присутствовавших и отдав им последнее целование, возлег со словами: – Слава Богу за все. И вслед за тем предал дух свой в руки Божии. Это было в самый день Воздвижения Честного Креста Господня. Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста 7396 . Он был положен в той же церкви, где и умер, неподалеку от гроба святого мученика Василиска. Так сбылось предсказание святого Епифания Кипрского , который говорил святому Иоанну: – И ты не дойдешь до того места, на которое тебя изгонят. Действительно, святой Иоанн был веден в Пифиунт, а преставился в Команах, не дойдя до Пифиунта. Так-то угас церковный светильник, так умолкли златые уста, так совершил подвиг и скончал течение добрый подвижник и страдалец, проживший шесть лет на патриаршем престоле и проведший три года в изгнании, переводимый с места на место 7397 . Когда умер св. Иоанн, следовавшие за ним до самой его смерти два пресвитера и диакон, оплакав смерть отца своего, отправились в Рим к папе Иннокентию и подробно сообщили ему обо всем, что претерпел святой Иоанн по злобе врагов его. Они рассказали и о кончине его, и о том, как раньше его преставления к нему приходили святые Апостолы Петр и Иоанн Богослов, что они говорили ему и как явился ему святой мученик Василиск. Выслушавши все, Иннокентий весьма удивился и стал скорбеть о великом угоднике, пострадавшем за правду. Об обстоятельствах изгнания и смерти святого Златоуста папа сообщил западному императору Гонорию 7398 , брату Аркадия, и они оба горько сожалели о сем и немедленно написали послания царю Аркадию. Папа от себя написал: – Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу против тебя, царь, подобно тому, как древле вопияла кровь Авеля праведного против братоубийцы Каина; и эта кровь будет отомщена, так как ты в мирное время воздвиг гонение на Церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010