С любовью несовместимо существование резких социальных противоречий, таких, как богатство и бедность. Именно поэтому Христос и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф 19:21). «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24). Каждый христианин всеми силами должен стремиться к утверждению справедливости и человечности, братства и свободы во всех общественных отношениях. Каждая социальная структура может быть последовательно усовершенствована. Однако, старея и изживая себя, она требует замены новыми социальными формами. Наступает необходимость в радикальной перемене, и здесь христианин призван быть в первых рядах строителей нового общества. Таков его первый социальный долг. Уклоняться от него — значит предавать Христа и его Церковь. Ни за что не посоветую дочерям: рожайте, а с карьерой успеете Марина Стурова: мне уже стыдно смотреть в глаза моим детям, потому что я не могу им дать элементарного, необходимого для жизни: собственного жилья, хорошего образования, качественной медицины, да что там — нормального питания и одежду по сезону не всегда могу обеспечить. И поэтому я ни за что не посоветую своим дочерям, мол, рожайте, девочки, успеете с карьерой-то. Пусть учатся и работают. А низкие демографические показатели, меня, если честно, мало волнуют. Второе пришествие каждый день: что я понял, читая архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Владимир Стрелов к 80-летию со дня рождения библеиста, богослова и пастыря написал о важных для него трудах архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Пять самых известных проповедей на Введение Пресвятой Богородицы во храм Тимур Щукин: для богословски подкованных и для простецов, пересказывающие апокрифические сказания без прикрас и переполненные изящными метафорами — эти проповеди очень разные. Но есть нечто общее, что их объединяет: святители, их написавшие, не доказывают историчность этого события. Они доказывают богословскую необходимость каждого из элементов апокрифического повествования.

http://blog.predanie.ru/article/molitva-...

" Лигу контроля над рождаемостью " . Сейчас её дело продолжает целый ряд антихристианских организаций, включая " Международную Ассоциацию Планирования Семьи " . На Православии.ру есть хороший материал об этом: Иван 10 декабря 2016, 19:31 Арина 9 декабря 2016, 13:00 " никто не отрицает ценности большой семьи. Но есть люди, которым это не по силам, и они против насильственного навязывания. " Арина, а где, кто и кому навязывает большую семью??? Как вообще это можно навязать? Как можно кого-то заставить создать большую семью? Церковь просто говорит о том, что большая семья это благо, что многочадие благословенно от Бога. Некоторым, например, не по силам жить без водки (или пива), и они " против насильственного навязывания " здорового образа жизни. И что? Запретить пропаганду трезвости, дабы не оскорбить чувства пьющей части населения? Петр 10 декабря 2016, 19:17 Арина, приведенное Вами суждение Ианнуария Ивлиева, с точки православного богословия мягко говоря ошибочно, если не сказать еретично. Вот мнение по этому поводу одного из авторов сайта Православие.ру о. Владимира Василик: «…Возьмем к примеру уважаемого библеиста профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева), который на конференции по браку в 2008 году заявил, что жена спасется несмотря на чадородие. На вопрос, как он сумел так перевести слово, которое означает не «вопреки», а «через», он ответил, что это его толкование, его экзегеза. Что «через» — это преодолевая что-то. Получается, что если мы спасаемся через веру или через молитву, то мы преодолеваем веру или молитву. В конце концов, он заявил, что спасутся те, кто неосквернился женами. От такого толкования веет каким-то гностицизмом и энкратизмом, который был осужден на Гангрском Соборе в 343 году. " Иулиания 10 декабря 2016, 19:15 Отцы, напишите уже статью, как в 37 выйти замуж и родить тот самый минимум, трех, с которого начинается семья? Время еще есть - три года. Но вот верующих мужиков, желающих крепкую православную семью, в таком возрасте в Москве не сыскать.

http://pravoslavie.ru/99109.html

Статьи главы фонда «Предание» Владимира Берхина: — Рождество снова случится : то, что для нас кажется немыслимым, две тысячи лет назад было обычной частью повседневной жизни, было обычно среди людей, к которым пришел Христос. — В новом году Он будет с нами : в этот тяжелый год, когда, кажется, нет выхода, нет надежды, нет шансов — я все равно могу свидетельствовать, что Бог помнит о нас. — Как выглядит святость : всегда ли тот, кто странен, страшен, необычен и скандален, — враг и смутьян? Может, он просто знает о мире больше, чем мы, и ведом Духом Божьим, разрушающим, по слову псалма, «советы князей». Рождество Христово: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография Диакон Алексей Ремизов: все ли евангелисты повествуют о Рождестве? Почему изначально Рождество праздновалось вместе с Крещением Господним? Разбираемся вместе. Что мы празднуем в день Рождества Христова, или Как стать семьей Бога хотя бы на несколько дней Протоиерей Димитрий Сизоненко: Христос приходит не только к Своему народу. Он приходит ко всему человечеству. Чтобы каждый мог себя узнать в Нем и почувствовать себя членом Его семьи. Чего мы ждем от Бога перед Рождеством? Марина Филоник о том, где найти праздник: иногда очень хочется таблетку, и это нормальное желание. Но религия — не таблетка. Семь наиболее востребованных лекций архимандрита Ианнуария (Ивлиева) К 5-летию со дня кончины архимандрита Ианнуария (Ивлиева), выдающегося библеиста. Выложили много разной прозы Салтыкова-Щедрина. «Салтыков- Щедрин — писатель сложный, трагический и при всех его сатирических уколах в адрес современного ему клира писатель глубоко христианский», — так отзывался о прозе Салтыкова-Щедрина игумен Петр (Мещеринов). — Пошехонские рассказы . «Помещиков множество, и все прегостеприимные. У всякого или жена, или дочери, или свояченицы. У некоторых, сверх того, дульцинеи. Вскоре, однако ж, наступила отмена крепостного права — и куда все эти перины и дульцинеи девались!» — Помпадуры и помпадурши. История одного города . «Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их отвагу».

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Как удержаться на платформе монистического мировоззрения, если мы станем рассуждать о посмертном бытии человека или об индивидуальной эсхатологии? Ведь, как уже было упомянуто, в сознании верующего христианина утвердилось понимание смерти как отделения души от тела. Отец Ианнуарий предлагает решение, основанное на экзегезе новозаветного текста: умирает и воскресает (тут же!) весь человек, в его целостности. …Иисус говорит благоразумному разбойнику, который был распят справа от Него: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Но перед любым разумным человеком встает вопрос: как совместить это «ныне» с тем неопределенным и нам неведомым будущим концом, который ожидает весь мир? То есть — как совместить универсальную и индивидуальную эсхатологию? Этот вопрос разрешается очень просто: для умершего, ушедшего из этого мира человека уже нет времени. А для нас, живущих, время тянется. Оно тянется в течение всей будущей истории. Но вся эта история для тех, кто ушел из истории, сжимается в одну точку — точку встречи с Господом. Иначе говоря, все мы, согласно Евангелиям, воскреснем, так сказать, «одновременно». Умрем-то мы в разное время, для каждого свое, а воскреснем в вечность «одновременно». Спрашивается: а как же быть с молитвами за усопших? Какой смысл за них молиться, если они «уже» в раю (или не в раю — это уж для кого как)? Смысл великий. Ведь все наши молитвы любви, растянутые во времени, концентрируются в одной точке вечности в День всеобщего воскресения и Суда Божиего 12 . Отец Ианнуарий подчеркивал, что речь не идет о том, что дуалистическая концепция ложная, а монистическая, библейская — правильная. Дело в том, что, по его словам, по некоторым вопросам допустим плюрализм мнений и концепций. Это просто разные способы объяснения мира, различные системы координат, с помощью которых мы пытаемся описать реальность этого мира, который таит в себе множество загадок. Отец Ианнуарий многим людям помог понять глубокие смыслы Нового Завета. Его книги для всех — верующих, неверующих, сомневающихся, ищущих… Он стремился научить нас серьезно, вдумчиво читать Новый Завет, открывая для себя неисчерпаемое богатство и глубину его смыслов.

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Издательство «Никея» предлагает читателю новую книгу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Собраны во Имя Мое. Царство Божие как новая социальная реальность». Основная цель книги заключается в воссоздании контекста, на фоне которого проходила проповедь Иисуса Христа. Особое внимание автор уделяет анализу евангельского понятия «Царство Божие». Также стоит отметить, что данный текст публикуется впервые и представляет собой рукопись архим. Ианнуария, которую датируют 1990 годами или началом 2000-х. Первая глава, «Мир первых христиан», посвящена описанию и тщательной реконструкции культурной обстановки, в которой оказались первые христиане и в которой проповедовал Иисус Христос. В частности, автор знакомит читателя с религиозным ландшафтом того времени и подробно описывает население Палестины, то есть те социальные и национальные общности, которые стали первыми слушателями Благой Вести. Во второй главе архим. Ианнуарий акцентирует внимание на рождении Христа и ранних годах Его жизни. Автор обращается к евангельскому тексту, чтобы выявить основной мотив повествования. Этот мотив можно определить как указание четырёх евангелистов на сверхъестественное рождение Иисуса Христа. Также автор рассматривает проблему датировки рождества Иисуса. Значительную часть этой главы архим. Ианнуарий посвящает описанию ранних лет жизни Спасителя. В третьей главе с провокационным названием «Кем был Иисус?» автор рассматривает различные определения Христа, с которыми читатель сталкивается на страницах Евангелия. Это и те определения, которые Иисус Христос использовал по отношению к себе, например «Сын Человеческий», и те определения, которые применяли к Нему слушатели Его проповедей. Архим. Ианнуарий анализирует такие определения Иисуса Христа, как «Мессия», «Раб», «Сын Божий» и уже упоминавшийся «Сын Человеческий».

http://bogoslov.ru/book/6176264

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге состоялись первые Ианнуариевские чтения 27.11.2018 25 ноября 2018 года в Дворце культуры «Тосненский» в Санкт-Петербурге состоялись Первые Ианнуариевские чтения. Научно-богословская конференция посвящена памяти почившего 21 декабря 2017 года выдающегося ученого-библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлиева) . Тема конференции — «Миссия Церкви в посттрадиционном обществе» — перефразированное название одной из статей отца Ианнуария «Катехизация в посттрадиционном обществе». Проблематика острая и актуальная: как Церковь может проповедовать Евангелие в XXI веке, когда связь с какой бы то ни было традицией, в том числе религиозной, перестала быть обязательной? Среди участников и гостей конференции — друзья, коллеги отца Ианнуария — все, кого не оставляли равнодушными острота и глубина ума, широта образования, тонкость иронии и деликатность подачи информации ученого и священника. «На Тосненской земле отец Ианнуарий был десять раз, — сказал организатор конференции настоятель храма святых Петра и Февронии в Тосно иерей Михаил Ромадов. — Его выступлений ожидали с огромным интересом, каждая конференция с его участием была интеллектуальным, культурным и духовным пиршеством. Темы были острые, глубокие, актуальные. Теперь, когда отец Ианнуарий, перефразируя апостола Павла, отсутствует с нами телом, но, несомненно, присутствует духом, каждую осеннюю конференцию планируется посвящать его памяти и именовать эти ноябрьские встречи Ианнуариевскими чтениями». Протоиерей Евгений Горячев предложил в диалоге с современным человеком, живущим вне рамок какой-либо жестко зафиксированной традиции, использовать различные виды искусства для выстраивания общего пространства, где ценности и поиски верующих и неверующих могли бы пересекаться. Протоиерей Георгий Митрофанов коснулся исторического аспекта миссии Церкви в современном обществе. С его точки зрения, Церковь после перестройки не смогла стать оплотом культуры и духовного просвещения, множество пришедших в нее в 1990-е мыслящих и ищущих людей в итоге в ней не остались. Единственный путь церковного возрождения — возвращение к евангельским истокам.

http://drevo-info.ru/news/24338.html

Издания о Ветхом Завете представлены в рамках Дня православной книги в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга 26 марта 2024 г. 13:45 День православной книги в Центральном благочинии Санкт-Петербургской епархии отметили 24 марта 2024 года в духовно-просветительском центре Феодоровского собора северной столицы. В рамках встречи были представлены новые богословские издания: «Введение в библейское богословие. Ветхий Завет» архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и исследование «Греческая Библия Септуагинта» ведущих французских патрологов университета Сорбонны Маргерит Арль (+2020), Жиля Дориваля и Оливье Мюнника в переводе иерея Александра Зиновкина. Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что презентацию планировалось провести в Доме национальностей, но она была отменена в связи с трагедией в «Крокус Сити Холле». Погибшим пропели «Вечную память». Директор ЦДКиО Центрального благочиния, настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице иерей Артемий Наумов процитировал слова Федора Достоевского о Библии: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с ней человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано все на веки веков. И сколько Таин — разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа сего Слова и всякого прекрасного восприятия». Отец Артемий подчеркнул важность новых исследований Священного Писания. Говоря об авторе книги «Введение в библейское богословие», он отметил, что учился у отца Ианнуария, как и другие присутствующие в зале священнослужители. Он также напомнил, что в этом году исполнилось 460 лет напечатания первой русской книги — «Апостола», этой дате посвящено празднование Дня православной книги. Был показан ролик памяти архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Протоиерей Александр Сорокин отметил, что со времени кончины отца Ианнуария прошло больше пяти лет, но его труды продолжают выходить. Книга «Введение в библейское богословие. Ветхий Завет» написана доступным языком. Это конспект лекций, которые отец Ианнуарий читал в начале 1990-х для IV курса духовной академии. Отец Александр, будучи студентом, набирал эту рукопись на компьютере, и много лет она распространялась в виде файла. Библейское богословие — молодая наука, ее задача — прочитать Священное Писание не «по горизонтали», книгу за книгой, а проследить, как зарождаются базовые богословские понятия и какое получают преломление в книгах Священного Писания. В книге рассмотрены аспекты, делающие Ветхий Завет актуальным для современных христиан.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести принести жертву каждения; но уж если кому выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника. При этом архимандрит Ианнуарий сочетает свои комментарии с назиданием православного пастыря. Это особенно важно на фоне многочисленных современных переводных комментариев, хорошо воссоздающих контекст, но совершенно нечувствительных, например, к литургическим отсылкам Евангелий. 3. Комментарий на Евангелие от Иоанна Мне лично из комментариев на Евангелие у архимандрита Ианнуария больше всего нравится этот, самый краткий том. Книга построена в форме заметок на библейский текст, это как бы квинтэссенция того, что отец Ианнуарий хотел сказать по Евангелию. Интересно посмотреть как бы «внутреннюю кухню» архимандрита Ианнуария. Например, в одном месте он дает ссылку, что читает Баркли. А в комментарии к 21-й главе прочитываются мысли епископа Кассиана (Безобразова) из его комментария. Но самое интересное в этом комментарии — это пастырские замечания самого архимандрита Ианнуария, очень живые: Самарянка, оставив заплечный сосуд, побежала в деревню, где нашла людей (из-за дневной жары они не были в поле). Все это несмотря на то, что она была презираема. Здесь мы видим этапы откровения: 1 . Христос начинает с того, что побуждает человека увидеть себя (как правило, мы судим других). 2. Иисус видит не только плохое, но видит и здоровье того, кто болен. 3. Открыв Иисуса для себя, мы стремимся поделиться своим откровением (миссия). 4. Это стремление преодолевает страх и стыд. Когда мы выздоравливаем, мы первым делом с благодарностью говорим: вот таким я был и таким стал. В отличие от «больших» комментариев, здесь остается некоторое пространство, чтобы продолжать размышлять. 4. Комментарий на Апокалипсис У архимандрита Ианнуария есть еще комментарий на Апокалипсис и на половину Книги Деяний (он не успел дописать эту работу). На фоне современной англоязычной библеистики эти труды не кажутся уникальным достижением, но для читателя, не владеющего языком в достаточной степени, эти труды могут быть очень важны. 5. «Проповеди по четвергам и не только»

http://blog.predanie.ru/article/vtoroe-p...

Значительный труд архимандрита Ианнуария — это комментарий на Нагорную проповедь Спасителя, книга, которая вышла под названием «Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве» . Это глубокий богословский и культурно-исторический анализ одного из ключевых фрагментов Евангелия. Как отмечает автор, мы склонны воспринимать Нагорную проповедь как набор новых заповедей, нового Закона, который дается вместо старого, причем заповеди эти очень сложные, практически неисполнимые. Но это — полное непонимание того, что желал возвестить Иисус Христос. А возвещал Он не новый Закон, а Евангелие Царствия Божия: «Приблизилось Царствие Божие!», оно уже здесь 6 . Но как, при каких условиях хотя бы внутренне, а может быть, отчасти и внешне войти в это Царство не от мира сего? Как его почувствовать? Согласно Нагорной проповеди, Царствие Божие имеет успех там, где наша «праведность» превосходит законную праведность фарисеев. Это внутреннее преображение дается благодатью веры и послушанием двуединой заповеди любви, в которой, по словам Иисуса Христа, утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40) 7 . В книге «Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность» отец Ианнуарий показывает, что Иисус Христос создает новое общество как Царство Небесное, которое «уже присутствует в жизни тех, кто предал себя воле и руководству Бога» 8 , становится исторической реальностью нашего мира. Многие люди склонны понимать Царствие Божие только как некое грядущее место или состояние, которое ожидает праведников. Есть геенна огненная — она ждет грешников, а есть Царство Небесное, уготованное праведникам. То есть Царство Божие воспринимается как посмертная реальность, мы к нему стремимся, мы его чаем для себя, оно — в будущем. Однако чаще всего, упоминая Царство Небесное, Иисус Христос говорил о состоянии, доступном уже здесь, на земле. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А где Христос — там и Его Царство. В книге «Деяния святых апостолов. Богословско-экзегетический комментарий» отец Ианнуарий замечательно высказывается о природе Царствия Божиего:

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

Произведения 71 автора получили гриф. Были проведены День православной книги, День славянской письменности. Издательским советом с 2015 года ведется мониторинг распространения книг религиозной направленности, отмечено увеличение числа продаж книг. Протоиерей Александр Сорокин, говоря о работе епархиального информационного отдела, подчеркнул, что на сайте Санкт-Петербургской митрополии ежедневно публикуются новости, большинство из них содержат профессиональные фоторепортажи, ежемесячно выходит журнал «Вода живая». Помимо новостного сайта и сайта журнала действует справочный ресурс «Глобус митрополии». Издана книга архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Апостол» на основе публикаций в журнале «Вода живая», действует сайт памяти отца Ианнуария. Сотрудники отдела также занимаются поддержкой страниц епархии в соцсетях. Председатель отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский рассказал о мероприятиях, организованных в 2019 году. Среди них — Международный день православной молодежи, общеепархиальные молебны о создании семьи. Епархиальные добровольцы помогают на богослужениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербурге, молодежных форумах, крестных ходах и других епархиальных мероприятиях. Ассоциация «Покров» объединяет более тридцати вузов и проводит балы, благотворительные акции, форумы, конференции, интеллектуальные игры. Дважды прошла школа молодежного служения «Деяния» для желающих усовершенствовать организаторские навыки. Ежегодно проходят пасхальный фестиваль «Воскресение», акция «Поющий яркий май» в День Победы, совместно со спортивным отделом проведен межприходской турнир по мини-футболу. Проведен образовательный семинар «Как начать работу с молодежью на приходе?» Председатель отдела по взаимодействию со спортивными организациями иерей Богдан Полевой напомнил, что нынешний год ознаменован тяжелой утратой — кончиной епископа Царскосельского Маркелла , председателя отдела. Отдел будет проводить ту же политику. Достигнуты договоренности с городским спорткомитетом.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010