Особенности новозаветного текста Иногда, чтобы понять истинный смысл новозаветного текста, нужно разобраться в его организации. В частности, это касается Евангелия от Иоанна, в котором соблюдается характерный для библейской поэзии литературный прием — хиазм. Открытие хиастической структуры Евангелия от Иоанна в последние десятилетия XX века отец Ианнуарий воспринял с энтузиазмом и трепетом. Это открытие показало, насколько «загадочно» четвертое Евангелие, и эту загадочность можно обнаружить, только отказавшись от привычного нам «линейного» чтения. В сборнике «Евангелие от Иоанна. Богословско-­экзегетический комментарий» (Издательство ББИ, 2020) собраны все материалы из наследия архимандрита Ианнуария, посвященные четвертому Евангелию. Основной текст сборника — это тезисы к лекциям, прочитанным в 1996-1998 годах для взрослых слушателей воскресной школы при Санкт-Петербургской духовной академии и прихожан академического храма. Что такое хиазм, читатель узнает из публикации лекции «Евангелие от Иоанна: его особенные свойства», включенной в сборник. Царство Божие уже здесь Пожалуй, центральная идея, захватившая отца Ианнуария, и вместе с тем магистральный посыл всего Евангелия, по его мнению, это слова Христа приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15), как они передаются в синодальном переводе. Отец Ианнуарий предлагал другой вариант перевода: «Царство Божие уже здесь, покайтесь и веруйте в это Евангелие». Эти слова были для него очень важны, именно они начертаны на надгробном памятнике архимандрита Ианнуария на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге. Действительно, что значит «приблизилось»? Насколько оно близко? Ведь «приблизилось» значит рядом, но еще не здесь. Однако весь смысл этого речения состоит в том, что со Христом Царство Небесное уже пришло, оно не просто где-то рядом, но здесь, вместе с Ним, и в это Евангелие, то есть в эту благую весть, и призывает уверовать Спаситель. Приблизилось Царство Небесное! (Мф. 4:17). Оно уже здесь. К этим радостным словам сводится вся суть Евангелия Иисуса Христа 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

Закрыть Михаил Фролов: «Наконец, восторжествовала справедливость» Ветеран Великой Отечественной войны об изгнании «церковного власовца» о.Г.Митрофанова из Синодальной комиссии по канонизации святых 21.03.2013 1656 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 12 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Иерархи в частности утвердили состав Синодальной комиссии по канонизации святых. «Отец Георгий Митрофанов больше не член Синодальной комиссии по канонизации святых. Таково решение вчерашнего заседания Синода. По словам самого о. Георгия ни митр. Ювеналий, ни епископ Панкратий (главы Комиссии в разные годы) не высказывали недовольство его работой именно в Комиссии. Комиссия лишилась еще одного профессора СПБ Академии - архим. Ианнуария. Из петербургской школы теперь в этой комиссии нет никого», - пишет в своем блоге по этому поводу протодиакон Андрей Кураев. Изгнание представителей петербургских духовных школ из Синодальной комиссии по канонизации святых огорчило главным образом антицерковные и либеральные СМИ. «Изрядно почистили комиссию по канонизации. Вычистили двух петербуржцев - архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и профессора-протоиерея Санкт-Петербургской духовной академии Георгия Митрофанова. Оба не только имели свое мнение, но и всегда отстаивали его во время заседаний комиссии. Чистку приписывают интригам секретаря комиссии - игумена Дамаскина (Орловского)», - заявляет Сергей Бычков в статье «Утомленные отделами» , опубликованной на «Портале-Credo.Ru». «Остается понять, хорошо ли происходящее для Петербурга. Думаю, что петербуржцы сами способны оценить свои перспективы. На том же Синоде из состава Комиссии по канонизации святых были исключены два профессора Петербургской духовной академии - архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и протоиерей Георгий Митрофанов, которые проработали в этой комиссии более 20 лет. Для отца Георгия это исключением явилось логическим продолжением патриаршего запрета на общение со СМИ, которому он подвергся в конце 2012 года», - пишет доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин в статье «Патриарх Кирилл - классический " 2 " . Ему обязательно надо с кем-то состязаться», размещенной на одном из самых раскрученных петербургских сайтов «Город-812» .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/22/mi...

С программным докладом «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия» выступил председатель синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Вниманию участников конференции были представлены 10 пленарных докладов: доцента архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (СПбДА) — «Библеистика в Русской Православной Церкви в XX веке»; профессора А. А. Алексеева (СПбДА) — «Вопросы текстологии и перевода Священного Писания»; протоиерея Валентина Асмуса (МДА) — «Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь»; иеромонаха Илариона (Алфеева) (ОВЦС) — «Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь»; профессора протоиерея Владислава Цыпина (МДА) — «Каноны и церковная жизнь»; профессора протоиерея Василия Стойкова (СПбДА) — «Литургическое богословие»; протоиерея Бориса Пивоварова (Новосибирск) — «Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения»; профессора А. И. Осипова (МДА) — «Основы духовной жизни в Православии»; митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС — «Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества»; епископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета, ректора МДА, заместителя синодальной Богословской комиссии — «Актуальные проблемы богословского образования». Работа конференции проходила в 7 секциях: «Библейское богословие и библеистика», «Патрология и богословие», «Церковная история и церковные каноны», «Литургическое богословие и духовная жизнь», «Отношения с инославием, миссия», «Церковь и мир, актуальные проблемы современности», «Проблемы богословского образования и организации богословской науки». Было представлено более 30 докладов. По результатам работы богословской конференции ее участники выработали рекомендации по развитию русского православного богословия в грядущем веке, составили перечень актуальных вопросов, требующих приоритетного изучения православной богословской наукой.

http://pravoslavie.ru/5351.html

митрополит Волоколамский Иларион Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Стаття] Вийшла у Матфея: та богословський контекст» У видано сучасний коментар до книги Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Митрополит Волоколамський кафедральний собор святих Жон-мироносиць у Баку Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану У ВЗЦЗ представниками Червоного Хреста Заступник голови Синодального та Луганську Народну Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у нагородження огляду-конкурсу «Кращий козачий кадетський корпус» Заступник голови Синодального Церкви з взяв участь у науково-практичному «Право безпеки» Представник Синодального з козацтвом взяв участь у «Козацтво на з ключовими словами – – заклади   та звернення адрес Священного Синоду Кирилу з Звернення Верейського про допомогу мирним жителям Священного Синоду Церкви Кирилу з нагоди дня народження Слово (Пилишина) при на адрес Священного Синоду Церкви Кирилу з днем Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации Священного Синоду Церкви Кирилу з нагоди дня народження адреса Священного Синоду Церкви Кирилу з днем Слово при в Луховицького адрес Священного Синоду Церкви Кирилу з роковинами   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1277266...

Разделы портала «Азбука веры» Об эсхатологии без эсхатофобии ( 2  голоса:  5.0 из  5) Экзегеза показывает, что никакая внешняя идентификация ни малейшего отношения к «начертанию» из Апокалипсиса не имеет. Ибо «начертание» (как бы его ни толковать применительно к конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа и требование поклонения тоталитарному государству (зверю) с его религией и идеологией безграничной власти, силы и богатства. То или иное «начертание», или печать, не предшествует отступничеству, но запечатлевает уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже принесенную жертву Ваалу и Молоху. Доклад архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. Прежде предельно краткой экзегезы конца 13-й главы Откровения апостола Иоанна Богослова следует сделать несколько столь же кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе ( Откр.4:1-2 ). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. Он также переносится в конец истории, так что может видеть настоящее в перспективе из того, что будет согласно промышлению и цели Бога. Эффект видений Иоанна — протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении — новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда — противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Его кощунственной критике подверглись: «дискуссионные высказывания» Апостола Павла, «высказывания из поздних апостольских Посланий», «недостатки» принятого всей Церковью как Слово Божие, как Богодухновенный текст – Синодального перевода Библии, «вводящего читателя в заблуждение». Архимандрит «подверг критике миф о том, что безбрачие является по определению более высокой формой христианской жизни, чем брак». Таким образом архимандрит дерзнул ниспровергнуть учение Самого Спасителя, ясно сказавшего в ответ на слова Апостолов «лучше не жениться»: «не все вмещают слово сие, но кому дано, кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:10-12). Это учение раз навсегда принято Церковью и не подлежит пересмотру. «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное»,- учит христиан Катехизис. Тем более «не может нарушиться Писание» (Ин 10:35). Св. Иоанн Златоуст по сему вопросу в своей Книге о девстве говорит: “Девство - добро, оно лучше брака. И если угодно, я прибавлю, настолько лучше - насколько небо лучше земли, и Ангелы - людей, а сильнее сказать, то и этого больше… что сладостнее, прекраснее и светлее девства? Оно издает лучи светлее самых лучей солнечных, отрешая нас от всего житейского и приготовляя взирать чистыми очами прямо на Солнце Правды”. «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16) – независимо от времени его написания Апостолами и Пророками, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) Единственный на свете текст христиане принимают без критики. Это Писание. У Бога нет деления на «раннее» и «позднее» Слово Божие. Но такое деление - у Архимандрита Ианнуария (Ивлиева), для которого Слово Божие - не предмет веры, но предмет критики, предмет пререкаемый, предмет дискуссий. «Дискуссионные высказывания Апостола» - вот гексоген архимандрита. Третий циник – иерей Владимир Хулап – замахнулся на Чин венчания, существующий в нашей Церкви. Он подверг смелому анализу этот предмет благоговейного отношения Священства, этот Памятник и Свидетельство о Небе.

http://moral.ru/smerdyakov.html

«А как иначе?» – сказало бы большинство иудеев того времени. Разве в Законе не говорится, что Бог ненавидит язычников, врагов Израиля (см.: Втор. 7:1-3; 12:31)? Ну а тех, кого ненавидит Бог, должны ненавидеть и израильтяне! А кого Бог ненавидит, на тех и направлена Его ярость и мощь! Это считалось само собой разумеющимся. И можно себе представить, как шокировали многих (не всех, но многих) слова Иисуса Христа о любви к врагам. Ведь столь привычному образу Бога, направляющего Свое могущество против врагов Израиля, Иисус противопоставил Свой образ Бога, который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Понять и принять эти слова Иисуса Христа могли немногие. Но все же такие понимающие люди были. Ведь это были уже не древние времена отцов или Моисея. Шли века, и чем дольше Израиль общался с Богом, чем более развитым в интеллектуальном и богословском смысле становился, тем лучше понимал он и своеобразие могущества Божия. Однако о заповеди непротивления и даже любви к врагам речь еще впереди. Вернемся к вопросу о «всемогуществе Божием». Да, Израиль не сомневался в могуществе Бога. Но во всех своих исторических бедах и даже катастрофах, когда Израиль говорил об этом могуществе, он думал вовсе не о том (как мы сегодня), будто Бог может сделать «все, что только можно», стоит Ему захотеть. Такая мысль, как мы уже видели, абсурдна и парадоксальна. Израиль думал о всесилии правды Божией, Его верности, о том, что благоволение Божие, Его дружба и любовь не могут быть побеждены и разрушены никакой другой силой. Но на основании этой веры ни Израилю, ни Иисусу Христу, ни Его ученикам не приходила на ум идея о «всемогущем Боге». Эта абстракция была чужда израильскому богословию. Здесь у многих могут возникнуть сомнения, так как в Синодальном переводе Ветхого Завета читатель, проверив по словарю, найдет полтора десятка случаев, когда Бог назван «всемогущим». Однако этому есть простое объяснение. Все дело в переводе, который происходит иногда трудными и извилистыми путями.

http://bogoslov.ru/article/6024556

— Для многих православных христиан Евангелие, вся его красота и сила заключаются в том, что оно лежит на аналое, и в воскресный день мы его целуем. Все красиво, благоговейно: мы прикладываемся, помазываемся и идем по своим делам. Но Евангелие — это жизнь! В слове Божием, действительно, надо поучаться день и нощь. Хорошо, конечно, для поддержания благоговения читать стоя и по книге. Но, бывает, мы болеем, бывает, устали… — все равно упражняться в изучении Священного Писания — это наш долг. Синодальный отдел по монастырям и монашенству /Патриархия.ru за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) : Послання] У курси в богослов " я чернечих При створено та центр збори» У освячено кризовий центр для мами» на монастиря голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Стаття] Вийшла у Матфея: та богословський контекст» У видано сучасний коментар до книги «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Стаття] У роботу з У присвячена дня народження блаженного Феодорита У пройшла Покровська науково-богословська Заступник голови Синодального Церкви з взяв участь у науково-практичному «Право безпеки» Настав час, коли допомагати [Ihmepb " ю] Портал Милосердя.ru Портал Богослов.ru та «Тетянин день» запустили «Священик XXI з ключовими словами життя – – –   ihmepb " ю (Шестаков): «Ми цього Павел Великанов — про близьке порталу Богослов.ru чернецтва присвячений новий сайту монастиря Мелхиседек Сайт монастиря повинен бути Интервью насельника Оптиной пустыни иеромонаха Даниила (Михалева) о новом проекте «Толкование Священного Писания» В.Р. Легойда: Створення в крок Коли ми говоримо про сайти — сувора простота у всьому. з " Марком Всеволод Церква — це не люди в рясах, це частина нашого народу Чим живуть приходи   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4140740...

прем " «Святий князь Московський та його обитель» Вийшов у 70-й том Кирил очолив 32-е та Рад видання Кирил очолив 32-е та Рад з видання 32-е та Рад видання До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Начальник в взяв участь у у свято Входу Господнього до Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву закордонна Церкви засудила Церкви режимом з ключовими словами – Православна Церква – icmopuчha Церкви – Церкви – Православна –   Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле О новом издании Великого канона Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова) Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Будь-яка повинна моральний Виступ митрополита Волоколамського на «Возз " з Руською Православною Церквою. 1676-1686 р. документи» Виступ О.В. Щипкова на книги «Дискурс Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы О конкурсе «Лето Господне» Перезавантаження Синодальна на нагальних реформ Гриф схвалення   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5844008...

А почему? Почему не могли ученики запомнить дословно то, что Он говорил? Разве мы с вами, учась в школе или в детском саду, не заучиваем наизусть стихи и не носим их потом всю жизнь в памяти? Мы ведь их заучивали слово в слово, даже когда еще писать не умели. А речь Господа Иисуса Христа была очень поэтичной, Он говорил афоризмами. Господь говорил, по-видимому, рифмами к такому удивительному выводу пришли ученые, которые пытаются восстановить арамейский оригинал Его речи. То есть речь Христа была афористичной, четкой, ясной, яркой и запоминающейся, ее запоминали слово в слово, и 20, и 30, и 40 лет спустя ее могли передать именно так, как говорил Иисус Христос. Обо всем этом, а также о многих других вещах я говорю в своей книге. Очень хотелось бы надеяться, что она найдет своего читателя». Владыка Иларион сердечно поблагодарил епископа Егорьевского Тихона и возглавляемое им Издательство Сретенского монастыря за многолетнее сотрудничество, которое продолжилось ныне изданием книги «Начало Евангелия». В продолжение презентации игумен Арсений (Соколов) зачитал свою рецензию на книгу митрополита Илариона. Председатель ОВЦС ответил на многочисленные вопросы присутствующих. Принявший участие в мероприятии вице-президент Российской академии художеств А.А. Золотов передал председателю ОВЦС поздравление от президента академии Зураба Церетели в связи с отмечающимся в эти дни 50-летним юбилеем. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У збори чергове групи з викладання у вишах У пройшла III науково-богословська з та богослов " я У Санкт-Петербурзькому державному Ради голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Стаття] Вийшла у Матфея: та богословський контекст» У видано сучасний коментар до книги перше з видання Повних святителя Луки Кримського «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Митрополит Волоколамський кафедральний собор святих Жон-мироносиць у Баку Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану У ВЗЦЗ представниками Червоного Хреста з ключовими словами – – синодальна –   новини чергове з науково-богословського рецензування та Ради Церкви перше з видання Повних святителя Луки Кримського екзархат Африки випустив православну африканськими мовами «Псалтир Часословцем» першодрукаря Федорова з включено до Тайською мовою видано з та тлумаченням Видавництво випуск «Чернецька У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4570930...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010