Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной архимандрита Ианнуария (Ивлиева) 23 декабря 2017 г. 20:21 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Амвросию, архиепископу Петергофскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, ректору Санкт-Петербургской духовной академии Профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургских духовных школ Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы и братья! С печалью воспринял известие о кончине профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Выражаю глубокие соболезнования всем вам в связи с этой тяжелой и горькой утратой. Хорошо зная почившего лично и принимая непосредственное участие в его судьбе и становлении в Церкви, могу свидетельствовать, что Господь наделил его многими яркими дарованиями. Закончив физический факультет Ленинградского государственного университета и будучи человеком религиозным, отец Ианнуарий принял непростое для того времени решение и подал прошение о зачислении его в духовные школы. В течение всего периода обучения он проявлял незаурядные способности и прилежание, что послужило основой для назначения его преподавателем Санкт-Петербургской семинарии и академии. Занимаясь научными исследованиями Священного Писания и овладев несколькими древними языками, отец Ианнуарий немало сделал для того, чтобы значительно повысить уровень изучения и преподавания этой дисциплины в духовных школах. На протяжении долгого времени покойный принимал участие во внешней деятельности Московского Патриархата, представлял богословскую позицию нашей Церкви на площадках диалога как с православными, так и инославными партнерами Архимандрита Ианнуария отличало терпеливое и сердечное отношение к окружающим, готовность убедительно, но мягко отстаивать свою позицию. Уверен, что память об этом достойном представителе отечественной богословской науки сохранится в наших сердцах, наипаче же в истории Санкт-Петербургских духовных школ. Милостивый Господь да примет душу верного раба Своего во обителях небесных и простит ему всякое согрешение вольное и невольное. Вечная память новопреставленному архимандриту Ианнуарию! +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5088151.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа с проректором ББИ И.К. Языковой, представителем издательства ББИ Владимиром Андреевым и редактором книг Ианнуария Ивлиева священником Артемием Корыхаловым 05.04.2021 22:00 Илья Сергеев Беседа с проректором ББИ И.К. Языковой, представителем издательства ББИ Владимиром Андреевым и редактором книг архимандрита Ианнуария (Ивлиева) священником Артемием Корыхаловым. Ведущий - И. Сергеев. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 13.04.2021 - 14:12 С большим удовольствием : С большим удовольствием прослушал беседу. Хотел бы поблагодарить как ведущего, так и гостей радио - всегда приятно слышать диалог, в котором стороны, несмотря на разные оценки тех или иных аспектов церковной науки, способы услышать друг друга и повести здравый разговор. Может, именно этого нам не всегда хватает. Действительно, с творчеством о. Ианнуария хорошо знакомы в Петербурге, и, надеюсь, что его творческое наследие дойдет и до других городов. Людей с энциклопедическими знаниями становится все меньше и меньше, даже в научной сфере - многие ограничиваются очень узкими областями научного знания. В этом плане архимандрит Ианнуарий был счастливым исключением. Увы, таких людей немного. Обязательно будем читать новый комментарий, а издателям хочется пожелать сил и времени на публикацию творческого наследия о. Ианнуария. Множество ценного материала осталось в виде аудиолекций,но не теряем надежды, что и они будут переведены в книжный формат. Хотя слушать его - не меньшее удовольствие. Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2021/04/05/22-0...

09.12.2023 #библеистика #богословие new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × 9 декабря 2023 года исполняется 80 лет со дня рождения архимандрита Ианнуария (Ивлиева) . Отец Ианнуарий не дожил до этой круглой даты без малого шесть лет, поэтому сегодня мы вспоминаем о нем уже как об усопшем, молимся о его упокоении и хотим рассказать о его трудах. Вот такой парадокс: большинство книг отца Ианнуария увидело свет уже после его смерти. Но его беседы и лекции повлияли на многих из тех, кто сегодня сам уже учит, преподает и наставляет. О важных для него трудах архимандрита Ианнуария (Ивлиева) рассказывает Владимир Стрелов , ректор библейского колледжа «Наследие». 1. Беседы на радио «Град Петров» Знакомство с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) для меня началось с его бесед на радио «Град Петров». Беседы архимандрита Ианнуария захватывают. Здесь искренняя, просвещенная вера автора сочетается с прекрасной манерой изложения, ведь отец Ианнуарий был не только большим ученым, но и прекрасным лектором и проповедником. До сих пор помню, как несколько стихов из 1-го Послания к Фессалоникийцам, которые читают в храме на погребение, архимандрит Ианнуарий разворачивает в удивительную картину возвращения Христа и обожения человека. Мастерски привлекая тексты Ветхого Завета — а они были родными для апостола Павла, и античной мифологии — традиции, в которой выросли слушатели апостола). А как пастырски мудро он разбирает 13-ю главу из 1-го Послания к Коринфянам, где содержится гимн любви! Послушайте, вы обязательно найдете там важное и новое для себя. 2. Комментарии на Синоптические Евангелия (Марка, Матфея, Луки) Это фундаментальные труды (на Матфея — двухтомник), написанные в научно-популярном стиле. (Часть комментарием на Матфея издавались отдельно и известна как «Жемчужины Нагорной проповеди».) Архимандрит Ианнуарий привлекает данные современной библеистики, и картинка оживает. Например, в комментарии на Евангелие от Луки он подробно рассказывает о том, как именно формировался порядок служения в храме:

http://blog.predanie.ru/article/vtoroe-p...

“Иоанн, – пишет он, – изображает две демонические фигуры, которые, каждая по-своему, воплощают могущество Римской империи : зверя из моря и другого зверя из земли… Иоанн же в образе одного зверя описывает не исторический ход событий, а современную ему Римскую империю , как власть безбожную и богопротивную”. При антихристе будет устроен принципиально новый культ . Он будет носить всемирный характер . Это будет культ поклонения антихристу ( многие иудеи примут его за Мессию ). Однако, как следует из комментария о. Ианнуария (Ивлиева) , данный культ явит собой форму культа поклонения кесарю: “Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр. 13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр. 13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря ”. Сам образ антихриста он не столько связывает с мессианскими ожиданиями иудеев, сколько усматривает его в одном из древних римских императоров: “Какого императора подразумевает Иоанн, когда изображает его судьбу как бесовское подражание закланному Агнцу? Им может быть только Юлий Цезарь, Калигула или Нерон: только их кончина может быть названа «закланием». При ближайшем рассмотрении Юлий Цезарь отпадает, ибо к нему не применима черта оживления и обожествления, да и не был он императором в позднейшем смысле этого слова. Калигула был странной и скоропреходящей фигурой в истории Рима. Не было также никаких намеков на его оживление. А вот о Нероне, который в 68 году якобы покончил жизнь самоубийством, вскоре после его смерти стала ходить легенда о «Нероне воскресшем» (Nero redivivus). Рассказывали, что он не умер, но только скрылся, бежал в Парфию, скоро вернется с помощью парфянской конницы, отомстит своим врагам в Риме и снова займет свое место императора. Позднее в этом народном ожидании Нерон обрел демонические черты. К популярной легенде в ее окончательной форме примкнул автор Книги Откровения Иоанн ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Всемогущ ли Бог? Отрывок из книги архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Жемчужины Нагорной проповеди» Всемогущ ли Бог? Большинство верующих, не задумываясь, ответят: «Да». А атеисты, ехидно улыбаясь, выложат на стол знаменитый «парадокс камня». Так сможет ли Творец Вселенной создать настолько тяжелый валун, что даже Он сам не в силах будет его поднять? Как разрешить эту дилемму? В чем заключается истинное всемогущество Бога? Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) рассуждает об этом в одной из глав своей книги «Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве». Статья У людей часто возникает вопрос: если Бог всемогущий, то есть может все совершить Своей волей, властью и силой, то почему в мире столько зла? Почему Бог уже сегодня не утешает плачущих? Почему Он уже сегодня не насыщает алчущих правды? Почему осуществление всех этих благ, согласно Священному Писанию и церковному учению, произойдет в эсхатологическом будущем, срок наступления которого к тому же никому не известен и остается предметом веры и надежды? Ответ Священного Писания на этот волнующий вопрос необычен и весьма отличается от наших представлений. Ни Ветхий, ни Новый Заветы не знают привычного для нас понятия «всемогущего Бога»! Само выражение «Бог всемогущий» невозможно встретить ни в еврейской, ни в греческой частях Библии. Несколько отступая от Писания в рациональную область логики, можно вспомнить, что понятие «всемогущества Божия» внутренне противоречиво, парадоксально. Это такой случай, когда высказывание одновременно истинно и ложно. Тот парадокс, о котором мы говорим, с древнейших времен получил название «парадокс всемогущества», или – в более популярной форме, – «парадокс камня». Последнее название связано с самой примитивной, но и самой известной формой иллюстрации этого парадокса: «Если Бог всемогущий, то может ли Он сделать такой тяжелый камень, который Сам не сможет поднять? Если Он сможет сделать такой тяжелый камень, который Сам не поднимет, то что же это за всемогущество? А если не сможет сделать такого тяжелого камня, то Он и не был всемогущим».

http://bogoslov.ru/article/6024556

Но, если бы мы жили только томительным ожиданием грядущего Царства, наша жизнь протекала бы как во сне. Однако Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы мы не спали, а бодрствовали и ощущали присутствие Царства Божиего уже сейчас, в нашей жизни. И не только призывает, но и посылает нам Духа Святого, Который наполняет нас дыханием божественной свободы в этом мире закона и несвободы, дает нам радость в этом мире скорби, устремляет нас к вечной цели и придает нашей жизни смысл в этом мире бессмысленной преходящей суеты. Герои книги Деяний, преимущественно апостолы Петр и Павел, не только поучают, а и своей жизнью показывают, как благодать Святого Духа может преображать чувства и действия человека в мире греха и несвободы 9 . Царство Небесное, пришедшее с Иисусом Христом, — это и новая социальная общность, и особенные личностные отношения человека с Богом, принятие человеком руководства Божиего в своей жизни. Для того чтобы это водительство явственным образом ощущалось, человек призван слышать голос Святого Духа. Целостность мира и человека Читая Новый Завет, мы открываем для себя не только учение о Боге, о вопросах религиозных, но и о человеке. Библейская антропология — излюбленная тема архимандрита Ианнуария. Для сознания многих верующих христиан оказывается привычной и понятной дуалистическая картина мира. Дуализм, то есть разделение человека и мира на две составляющие, духовную и материальную, — предпосылка нашего мышления, наших представлений о вещах религиозных. Есть мир чувственный, а есть еще сверхчувственный, невидимый. Человеку дано не только тело, но и еще духовная субстанция — душа. В христианской эсхатологии смерть человека понимается как отделение души от тела. Некоторые даже зададутся вопросом: а что тут можно оспаривать? Как можно мыслить иначе? Однако дуалистическая концепция не свойственна библейской картине мира, она проникла в христианскую традицию позже, в связи с влиянием философии Платона. Архимандрит Ианнуарий убедительно показывает, что мировоззрение библейского человека монистично: мир — это единство и человек — единство, целостность. Отсюда следует важный вывод для сотериологии, что значит «спасение человека». Комментируя отрывок Лк. 6:9 ( Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали ), отец Ианнуарий отмечает:  «…слово " душа " означает здесь не платоническую бестелесную душу и не особую «часть» человека наряду с «телом», но означает, как и почти везде в Священном Писании, просто «жизнь», живого человека, живое существо 10 ».

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

А.О.Тепляшин Содержание 1. Жизненный путь профессора протоиерея А.П. Рождественского 2. Методы работы с ветхозаветными текстами 2.1. Общий обзор методов 2.2. Исторический анализ 2.3. Филологический анализ 2.4. Текстологический анализ 3. Экзегетический анализ «Откровения Даниилу о семидесяти седьминах»: пророчество о Мессии     В статье рассматриваются личность и научное наследие профессора СПбДА протоиерея А.П. Рождественского. Проанализированы основные методы его толкования Священного Писания на материале магистерской и докторской диссертаций учёного, а также курса лекций по Священному Писанию Ветхого Завета. Показано, как взвешенное использование научного инструментария позволяет исследователю убедительно раскрыть смысл толкуемых библейских мест. Ключевые слова: богословие, Священное Писание , исторический анализ, филологический анализ, текстологический анализ, экзегетика, библейская критика, буквально-исторический метод, типологический метод, пророчества Даниила. Современная ситуация в России характеризуется если не зарождающимся ростом религиозного самосознания, то определённо повышенным интересом и вниманием к Православию. Причём интерес и внимание носят двоякий характер. С одной стороны, люди хотят больше узнать о вере, и введение в светские учебные планы предмета Основы Православной культуры будет только способствовать увеличению числа таких людей. С другой стороны, находится немало и тех, кто желает нивелировать веру. Как те, так и другие апеллируют, главным образом, к Священному Писанию . Одни видят в нём Божественное Откровение, другие – литературный памятник, произведение несовершенного человеческого ума... Но и в том и другом случае, по меткому выражению архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , «Священное Писание несёт в себе конкретные тексты, не только доступные суждению (критике), но и предполагающие таковое, то есть научное к себе отношение» 2 . Вследствие этого перед православным экзегетом появляется задача не просто раскрыть смысл Божественного Откровения, а аргументированно показать состоятельность именно такого толкования. Осуществление этой задачи потребует от исследователя не только использования научных методов при толковании текстов Священного Писания , но и обращения к опыту предшественников, к их методам толкования Откровения, к тем выводам, к которым они приходили. Необходимость обращения к этому опыту обусловлена тем, что многие десятилетия библеистика в нашей стране не могла развиваться, и сейчас только происходит её становление, а без определённой базы это невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Устроение человека символично, т.е. заставляет думать о его смысле. Образ Божий же духовен и невидим. Это объективно невидимое, духовное начало в человеке проявляется в ипостаси, которая может являть свое богоподобие в зависимости от его образа жизни, а может и не являть ничего, кроме человеческой ипостаси, слишком человеческой. Сегодня приходится иногда сталкиваться с отрицанием образа человеческого в вочеловечении Сына, образа, ставшего собственным образом Его нетварной ипостаси. Вот тут понятие изображения-образа и начинает путаться с понятием образа Божиего, о котором говорил, например, апостол Павел (единосущный образ Отца). Абсурдно отрицать то целое (ипостась), в которое входит и тело с его видимым обликом, т.е. естественным видом. Некоторые думают, что тело человеческое во Христе, став телом Бога, все равно не может явить Сына по истине, думают, что дальше видимых черт созерцание не распространяется, более того, оно противопоказано с тем, чтобы не пасть в ересь антропоморфизма . Они утверждают, что по образу создана только человеческая душа, но не тело, и находят в этом подтверждение у святых отцов, с множеством цитат. Что следует из таких заявлений? То, что тело не входит в целое человека, т.е. в его ипостась, а мешает ему как ненужный придаток. Поэтому, когда отцы говорят, что человек создан по образу Божиему вместе с телом, то это означает, что тело как необходимая “часть” человеческого устроения участвует в богоподобии, в чем, надо заметить, главная и решающая роль принадлежит Святому Духу». Это наблюдение мало того что объясняет разницу в понимании образа Божия святыми отцами, но и весьма логично продолжает мысль архимандрита Ианнуария (Ивлиева), изложенную нами в части 1 статьи. Цельность человека без очищения и просветления в себе образа Божия невозможна. Здесь особая роль принадлежит Духу Святому. «Образ Божий есть человек, созданный по образу Божию, в особенности же соделавшийся жилищем Духа Святаго», – говорилось на VII Вселенском Соборе . Не так просто было разобраться христианам на всем протяжении истории в тонкостях богословских понятий.

http://pravoslavie.ru/1402.html

В истории экзегезы этого числа (именно числа, а не трех шестерок) можно выделить три основных направления. число 666 - так называемое треугольное или трехстороннее число; Начнем с последнего мнения. В апокалиптике, в том числе в книге Откровения встречается много символических чисел: 3,4,7,10,12,1000,12000, 144000, 42, 3,5 и так далее. Но 666 нигде не зафиксировано в его символическом значении. В Ветхом Завете это число встречается трижды. 1 Ездр. 2,13 сообщает, что число сыновей Адоникама, вернувшихся в Иерусалим из Вавилона, было 666. 3 Цар. 10, 14 и параллель в 2 Пар. 9,13 говорят о 666 талантах золота, ежегодно приходившего к Соломону. Однако сходство с " числом зверя " и в одном, и в другом случае носит слишком случайный и внешний характер. Между Антихристом и сыновьями Адоникама не может быть указано ни одной черты какого-нибудь сходства. Равно как и вес золота не имеет отношения к чьему-либо имени. Второе мнение, бытовавшее уже в древности, говорит о том, что число 666 - тройное. Оно представляет собой сумму чисел от 1 до 36, а число 36 - сумму чисел от 1 до 8. В 17, 11 сказано, что зверь - восьмой из числа семи. Это предположение не лишено остроумия, но ровным счетом ничего не говорит нам об " имени зверя " или соответствующего человека. Остается лишь определять или угадывать гематрию (излюбленная игра античности). В Священном Писании гематрии - редкость. Мне приходит на ум лишь Мф. 1, 17, где дается трижды гематрия имени Давид (число 14). Начиная со святого Иринея Лионского и святого Ипполита Римского было множество попыток расшифровки числа 666 как " имени человеческого " . Не стану повторять всем хорошо известные вещи. Остановлюсь на двух наиболее принятых сегодня расшифровках. Одна из них касается имени Домициана, во время которого была написана книга откровения. На монетах, выпущенных в годы его правления был выбит его официальный титул Автократор Кесар Дометианос Севастос Германикос в виде аббревиатуры. Сумма соответствующих буквам чисел дает 666. Однако, Фигура Домициана плохо укладывается в данные 17-й главы.

http://zavet.ru/inn-innuar.htm

Что же тогда такое «тело»? Для Библии «тело» (в особенности в антропологии апостола Павла) — это «человек» в его объективной данности, понятие «тело» подчеркивает цельность человека, а не указывает на его материальную составляющую, как в дуалистических концепциях. Это не мясо, как у греков, а человек в его цельности. Греческое слово «сома» (σμа), если буквально переводить, означает «целое»; σνολο — это «целый». Человек — это тело , потому что он «целый», он не расщепляется на куски, его нельзя разорвать на несколько частей и получить несколько людей. Если греки говорили о дихотомии (человек делится на две части — тело и душу) или трихотомии (дух, душа и тело), то Библия не делит человека, человек — это «сома». Человек — это не дихотомия, не трихотомия, а а-томия , атом (греч. αδιαρετη — «неделимый», «неразрезаемый»), он неделимый. На латинском — in-divid , человек есть «индивид», неделимый атом, тело. Но человеку только кажется, что он индивидуальность, атом. На самом деле нет: он разлагается, умирает. Единственный пример бессмертного тела — это тело Христово. Оно уже не умирает, не разлагается и не расщепляется. И наша возможность обрести подлинную индивидуальность, подлинную сущность, подлинное тело — только в соединении с телом Христовым. Это основа основ христианства в его новозаветном изложении. Достижение такой цельности, такой σμа, называется по-гречески σοτερα [сотэрия], т. е. целение, в нашем переводе — «спасение». Перевод немного неудачен… Ведь речь не о спасении в привычном смысле, речь о том, чтобы даровать человеку полную цельность, избавить его от какой-то глубинной болезни, которая называется грех. Все это замечательное богословие. Но никому даже в голову не приходит, что здесь многое упирается в лингвистику11. Монистическая антропология непривычна для нас опять же в силу «пропитанности» нашего христианского сознания платоническими представлениями, однако если мы попытаемся поменять свое сознание, открыть для себя биб­лейское учение о человеке как о существе цельном, а не раздвоенном, то это и будет означать, что мы прочитаем Новый Завет по-новому.

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010