Напрасно повторяют иногда ошибочную мысль, основанную на перетолковании слов Климента и Оригена , будто апостолы, идя на всемирную проповедь, бросили жребий, кому куда отправиться. Они проповедовали там, куда приводил их Дух Святой, и большей частью случалось, что двое, трое, даже четверо из них проповедовали в одной и той же стране, хотя, тем не менее, можно сказать с древними писателями, что, например, апостолу Фоме досталось в удел проповедовать в Парфии, а Андрею в Скифии. Главным образом апостолы избирали для своей деятельности большие, многолюдные и торговые города, откуда христианство могло бы в последствии распространиться с большим удобством, – также вообще все места, где было много иудеев, и, следовательно, – людей более способных принять христианскую веру. Таким образом, после Антиохии, Александрия, Ефес, Солунь, Коринф, Рим, вообще Египет, страны около Вавилона, Малая Азия и Греция были преимущественно местом их проповеди. Отправляясь на проповедь, апостолы брали с собой сотрудников во благовестии, или иногда двое из них трудились вместе: так апостолы Андрей Первозванный и Симон Зилот, по преданию грузинской церкви, долгое время неразлучно проповедовали слово Божие; сотрудниками апостола Павла были: Тимофей, Силуан, Аристарх, Лука, Епафрас, Крескент и многие другие; апостол Петр благовествовал вместе с евангелистом Марком. После более или менее долговременных трудов проповеднического служения, апостолы нередко возвращались в Иерусалим, но не утверждали нигде своего постоянного местопребывания; тем не менее, было бы не справедливо представлять, что каждый из них находился в постоянных путешествиях. Даже апостол Павел проводил в некоторых местах, например – в Ефесе, Коринфе, довольно много времени, а о других из апостолов известно, что они посвящали почти всю свою жизнь проповеди в одной стране, имея, вероятно, в виду, чтобы вера Христова, прочно утвердившись в одном месте, могла потом распространиться более и более с несомненным успехом. Так мало заботились апостолы о славе своих подвигов, что уже в четвертом веке христиане большей частью не знали определенно, кто, где из апостолов проповедовал слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

По окончании же (кончины) Трояна, возвратися от вток в Ефес, и ту жива себе погребе (сый), летом 120, волею Божиею». 5) Филипп апостол. Сей бе от Вифсаиды Петровы и Андреевы; в горней же Фригии проповеда Евангелие Христово. В Ераполе же распят стремглав при Дитиане, и ту погребен бысть славно своими ему. 6) Варфоломей, иже от Гадалы; индияном проповеда Евангелие Христово, иже от Матфея святое благовествование даде, в свой им язык написав. Во Альфенийстем же граде, в велицей Армении, распят бысть стремглав, и ту погребен бысть во Аливане великих рамен. 7) Фома апостол, яко предание пишет, бе от Палсида Рогоклейска; Парфом же и Мидом проповеда Евангелие Христово, Персом и Германом, Иерокаком и Индияном и Виктором и Мавром и от них копии прободен бысть в граде Каламидстем. 8) Матфей Евангелист бяше до Иерусалима. Написал Евангелие Христово еврейским языком, и проложи Богослов от еврейска в греческий язык. В Ераполи же партии мечем прободен скончася и погребен бысть. Старей мытарем, а во избрании апостолом бысть. Первый писец святым тайнам Господа нашего Иисуса Христа. 9) Иаков Алфеов, иже и брат Матфеев, купно бо имуще отца, той языком Христа проповедав, семя божественно именованием богатися, и не наказанные соборы крепко обличая, на кресте повешен, Богу дух предаде. 10) Иуда Иаковль, брат же Иакову Господа нашего Иисуса Христа. Той же в Месопотамий беседова; последи от неверных на древе повешен и от (них) сострелян скончася. 11) Симон Зилот, иже от Каны Галилейские, иже во благовестии Нафанаиль. Той всю Мавританию и Африканскую страну пройде. Таже в Вританию дошед и Христа проповедав, распят, скончался. 12) Матфий же один от 70-ти ученик, иже причтен бысть ко единонадесяти апостолом, Иуды место Искариотского, проповеда Евангелие Христово во внешней Ефиопии, и ту муку прием от ефиоплян, на пристанищи. Изображен побиваем палищами. Вне числа 12 апостолов, внизу иконы изображены: 1) Иаков, брат Божий, в святительском облачении, первый епископ в Иерусалиме бысть от Христа рукоположен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Суббота была введена ради пользы людей, а Сын Человеческий является Господином субботы. Но поскольку суббота была днем, посвященным Господу Богу, утверждение Иисуса было равносильно Его признанию Своей Божественной сущности. Во втором эпизоде не исключено, что фарисеи подстроили присутствие больного в синагоге во время субботнего богослужения, чтобы посмотреть, как поступит Иисус. Он принял их негласный вызов и поставил перед ними вопрос: если то, что Он исцелит человека в субботу, греховно, то насколько греховнее то, что они замышляют Его убить? По закону нарушение субботы каралось смертью, и у евангелиста Марка мы читаем, что с этого дня фарисеи стали искать возможность убить Иисуса. 6:12–49 Наставление Иисуса ученикам Вкратце обрисовав общий характер служения Христа и рассказав о Его конфронтации с некоторыми иудейскими религиозными начальниками, Лука переходит к рассказу о том, как Иисус выбирал Своих ближайших последователей и какие наставления Он дал всем, кто желал последовать за Ним. 6:12–16 Избрание двенадцати апостолов (см.: Мф. 10:1–4 ; Мк. 3:13–19 ). Из всех евангелистов только Лука привлекает внимание к тому, что Иисус молился всю ночь, перед тем как совершить важный выбор Двенадцати. Из большого числа тех, кто откликнулся на Его учение, Он избрал двенадцать Апостолов. Это слово напоминает нам о группе людей, которые заняли главенствующее положение в Церкви после воскресения Христа, но здесь оно отображает, что Иисус, называя их апостолами, говорил об их назначении – то есть о послании (греч. apostello) Своих сотоварищей на проповедь. Лука не упоминает, когда Симону дали новое имя – Петр, то есть «камень» (ср.: Мф. 16:18 ; Ин. 1:42 ). Варфоломей – возможно, Нафанаил (см.: Ин. 1:45–51 ). Матфей и Левий (5:27) – это один и тот же человек (для иудея было вполне обычным иметь два имени). Апостол Симон Зилот был ярым националистом. Иуда Иаковлев (ср.: Ин. 14:22 ) – апостол «Фаддей» у евангелиста Марка. Искариот означает «человек из Кериофа» либо «убийца», «лжец» (вероятнее всего, первое).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Так, по слову Спасителя, верующих в Него и служителей Его дела постигнут все бедствия и страдания, какие только в силах будут причинить им люди. Эти слова Спасителя были дивным пророчеством, во всей силе осуществившимся в жизни не только апостолов, но и всех христиан. Вспомним хотя бы судьбы ближайших апостолов Христовых: Петр был распят вниз головой в Риме; апостол Андрей был распят на косом кресте в Ахаии; Иаков Заведеев обезглавлен царем Иродом в Иерусалиме; Иаков Праведный побит камнями в Иерусалиме; Иоанн был сослан на остров Патмос и брошен в кипящее масло, хотя скончался мирно в Ефесе; Филипп распят во Фракии; Варфоломей обезглавлен в Армении; Фома заколот копьями в Индии; Иаков Алфеев распят в Египте; Симон Зилот был распят в Британии; Иуда Иаковлев распят и застрелен в Армении; Матфей побит камнями в Иерусалиме. Апостол Павел, постоянно переживавший гонения за Христа и увенчавший свою жизнь, как и другие апостолы, мученическою кончиною, говорит о себе: «Мы во всем являем себя, как служители Божии: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях» ( 2Кор.6:4–5 ). «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали... много раз был... в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» ( 2Кор.11:24–26 ; ср. 1Кор.4:11–13 ). Такая же участь постигла и всех христиан. Свт. Иоанн Златоуст , близкий ко времени гонений на христиан, свидетельствует: «Повсюду восставали против них целые города и народы, враждовали все властители, вооружались цари, поднималось оружие, изощрялись мечи, выступали войска, вымышлялись всякого рода казни и мучения. Разграбление и отнятие имуществ, ссылки, огонь, железо, звери, виселица, колесо, пропасти, утесы, и все, что только можно придумать, употреблялось для истребления верных. Все оплевывали их, презирали, вышучивали, называли глупцами и несмышлеными» 1633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

У. – Примечай по сему, что Петр не думал созидать столицы христианства, как вздумали сделать после, а хотел исполнять заповедь своего Учителя: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Сия-то заповедь довела его наконец и до Рима. И. – И он не принес с собою первенства Римской Церкви? У. – Представь себе, что какой-нибудь правитель, посещая свои области, приходит в какой-нибудь отдаленный от столицы город и там умирает: делается ли чрез сие этот город столицей? И. – Конечно, нет. У. – Петр, не столько правитель, сколько служитель Церкви, проходя весь мир с проповедью Евангелия, приходит в Рим и там умирает. И будто Римская Церковь сделалась от того столицей Вселенской Церкви?! Вообразим на минуту, что мы находимся в первенствующей Церкви. В 64 году по Рождестве Христовом Петр умирает в Риме. Сделаем епископа Римского преемником Петра, первым в мире епископом и, если угодно, даже видимой главой Церкви. Посмотри же, что мы делаем. До конца I века остаются в живых апостол и евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов, и, в особенности в Иерусалимской Церкви, епископ ее, апостол Симон Зилот, сродник Господень. Так мы отдаем первенство Римскому епископу и над ними? Я уверен, что ты на сие не согласишься. Но если до конца I века, доколе в Восточной Церкви остаются в живых апостолы, епископы Римские не будут иметь первенства, то где возьмут они его во II веке? И. – Ты, однако же, прежде сказал и доказал, что самые Соборы отдавали Римскому епископу первенство места. Откуда же оно взялось? У. – От самих Соборов. И. – Как это? У. – Епископы первенствующей Церкви, памятуя слово Христово: Иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф.20:27 ), без сомнения, почитали каждый себя последними рабами. Должно думать, что вопрос, кому из них принадлежит первенство, никому из них не приходил на мысль, доколе живы были апостолы и доколе не начали собираться многочисленные Соборы. Когда начали собираться Соборы, тогда Церкви знатнейших городов, где бывает большее стечение народа, следовательно, и христиан, и притом такие Церкви, в которых вернее известно было преемство епископов от апостолов, получили первенство пред окрестными, не столь знаменитыми Церквями и сделались их прибежищем. Таковы были Антиохийская, коей епископы происходили от. Павла и Петра; Александрийская, коей епископы начинались от евангелиста Марка; и Римская, коей епископы возводили свое происхождение к Петру и Павлу. Порядок требовал, чтобы и из трех епископов знатнейших Церквей которому-нибудь дать первенство; и, по словам вселенского правила, «отцы прилично дали первенство епископу града Рима, яко царствующего града». Заметь сие выражение соборного правила: «отцы дали первенство», следовательно, не апостолы и не Христос дали оное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

5 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде ( Мк. 5,27.28 ), так Бог дарует Петру силу исцелять «соприкоснувшихся» с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19,11.12). 5 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине. 5 навести на нас кровь Того Человека. В 2,23; 3,15.16 и 4,10.11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения. 5 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин. 5,18; 10,33 ). 5 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22,3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф. 19,3 ). 5 Февда. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 5 во время переписи. Это не та перепись, упомянутая Лукой (2,1), которую император Август велел провести ок. 8 г. до Р.Х. (она была, однако, отложена до 5 или 6 г. до Р.Х.), а перепись, проходившая на 14 лет позже, в 6 г. по Р.Х., в правление прокуратора Копония. Иуда Галилеянин. Иосиф Флавий («Иудейская война», 20.118) говорит о некоем галилеянине, который поднял восстание, противясь выплате налогов и подчинению римлянам. Восстание не удалось, но, возможно, так зародилась партия зилотов. Апостол Симон Зилот (1,13; Мф. 10,4 ), вероятно, прежде был членом этой группы. 5 били их. Апостолы получили традиционные «сорок ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

To же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой Апостол, Фаддей из 70-ти.По одному преданию св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Подлинность послания святого Апостола Иуды О подлинности этого послания ясно свидетельствуют Тертулиан и Климент Александрийский. Ориген хвалит его, как исполненное небесной благодати. Оно включено в число Соборных в так называемом Мураториевом каноне, или каталоге, но отсутствует в сирийском переводе Пешито.Евсевий, Иероним и Амфилохий отмечают, что не всеми церквями это послание было признаваемо за каноническое. Причиной этого сомнения в каноничности Иудина послания, по мнению Иеронима, было его содержание.В 14 ст. Иуда приводит пророчество патриарха Еноха [ 1 ], которое почиталось заимствованием из апокрифической " книги Еноха " и давало поэтому повод отвергать самое послание Иуды.Кроме того в 9 ст. говорится о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея [ 2 ], но этот спор неизвестен из священных книг Ветхого Завета. Об этом событии писалось в апокрифе " Успение " , или иначе " Восхождение " или " Вознесение Моисея " .В 4-м веке все сомнения прекратились, и послание св. Ап. Иуды, как подлинное, было принято в канон новозаветных священных книг. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: " се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

   В то время, как святой Петр говорил об Ангелах вообще, не дерзающих произносить укоризненный суд, Апостол Иуда говорит лишь об одном Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божьим, говоря: «да запретит тебе Господь», между тем как эти лжеучители «злословят то, чего не знают».    Святой Иуда не жалеет выражений для того, чтобы дать самую отрицательную характеристику этим лжеучителям, уподобляя их бессловесным животным, сравнивая их с Каином, Валаамом и Кореем, возмутившимся против Моисея и Аарона (Быт. 4, Числа 22—24, Числа 16 главы).    Святой Иуда приводит известное лишь из предания пророчество Еноха о грядущем суде Божьем над нечестивцами, которое, вероятно, связано с распутством потомков Каина (ст. 9—19). В заключение св. Иуда увещевает христиан «сохранять себя в любви Божией» и относиться с вниманием и разборчивостью к увлекшимся лжеучениями, будучи милостивым к покаявшимся.    Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,    Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита.    Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.    И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.    Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?    Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.    О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Апрель 12/25 Прп. Исаак Сирин (ум. ок. 550), подвизался в Месопотамии, аскет, писатель. 17/30 Сщмч. Симеон (ум. 341), епископ христиан Персии; погиб в Ктесифоне при царе Шапуре II. Прп. Зосима Соловецкий (ум. 1478), один из основателей Соловецкого монастыря на Белом море. 20/3 мая Прп. Анастасий Синаит (ум. 695), подвизался–на Синае, борец за Православие 29/6 мая Вмч. Георгий Победоносец. По преданию, пострадал при Диоклетиане в начале III в. 25/8 мая Ап. и ев. Марк, сподвижник ап. Петра и Павла, автор 2–го Евангелия 26/9 мая Свт. Стефан Пермский (1340–1396), уроженец г. Устюга, апостол народа коми. 30/13 мая Ап. Иаков Зеведеев, один из Двенадцати, брат ап. и ев. Иоанна Богослова. Казнен в 44 г. 1/14 Прор. Иеремия (VI в. до н.э.), пророк покаяния. Прп. Пафнутий Боровский (ум. 1478), потомок татарского рода, подвизался в Боровском монастыре. Беседы его записаны Досифеем Топорковым. 2/15 Блгв. кн. Борис и Глеб, погибли (1015) от руки заговорщиков, не желая возбуждать братоубийственной войны 3/16 Прп. Феодосии Печерский (ум. 1074), один из основателей русского монашества. 7/20 Прп. Нил Сорский (1433–1508), заволжский подвижник, автор «Устава», посвященного духовному деланию, выступал от лица «нестяжателей» против казней еретиков и монастырского землевладения. 8/21 Прп. Арсений Великий (354–412), уроженец Рима, подвизался в Египте; жизнь его описана св. Феодором Студитом. Ап. и ев. Иоанн Богослов (см. 26 сент.). 9/22 Прор. Исаия (VIII в. до н. э.), первый пророк, который ясно выразил мессианскую идею. Перенесение мощей свт. Николая. В 1087 г. итальянские моряки вывезли святыню из г. Мир в г. Бари, поскольку Малая Азия подверглась нападению сарацин. Мощи и сейчас находятся в Бари. 10/23 Ап. Симон Зилот, один из Двенадцати. 11/24 Равноапп. Кирилл и Мефодий (IX в.), апостолы .славян, создатели славянской азбуки. 15/28 Прп. Пахомии Великий (290–346), уроженец Египта, основатель монастырского общежития. 21/3 ин. Икона Владимирской Божией Матери (праздник установлен в память спасения Москвы от нашествия хана Мехмет–Гирея в 1521). Равноап. Константин (ум. 337) и его мать Елена (ум. 327). С правлением императора Константина кончился период гонений в Римской империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010