Иоанна были отправлены на проповедь, пр. Шио иссек себе пещеру в Саркипетских горах (на западе от Мдхета) и заключился в ней, питаясь только одной травой и предаваясь самым строгим подвигам иночества. За свою св. жизнь он был во время своей молитвы удостоен явления Божьей Матери, вместе со св. Предтечею, Которая вручила ему малый белый хлебец, и с того времени ежедневно голубь приносил ему хлеб для подкрепления его телесных сил. Плененный дивными подвигами пр. Шио, вельможа Евагрий упросил его сделать его своим учеником. При помощи своего ученика пр. Шио устроил обитель, которая некогда заключала в себе множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимской (см. Грузин. еп.). Прославленный от Господа чудесами, великий подвижник на исходе своей жизни ископал глубиной ок. 5 сажен яму, и навсегда спустился в нее, предварительно преподав последнее наставление множеству учеников своих. Чрез 3 года пр. Шио отошел в вечность, узнав, по откровению, час своей кончины. Кроме 9 мая, в Грузии совершается в четвертое на Сырной седмице празднование памяти чудес пр. Шио, содеянных год при жизни. 10 . Г. Св. апостола Зилота. Он происходил из Каны галилейской и был из числа 12 апостолов (см. 30 июня). Полагают, что сей апостол есть тот жених, на браке которого Иисус Христос претворил воду в вино. По сошествии Святого Духа, св. Симон, «языки из глубины неведения к Божьему познанию» приводя и «всю попаляя прелесть многобожия», проповедовал в Иудее, Египта, Ливии, Киринфе, Британии и других странах. За свою ревность, ею же «поревновал по Господе Бозе Вседержителе», он скончался мученически в Британии, будучи распят на кресте. По другому преданию, св. апостол скончался и был погребен на Кавказе (сн. мон. Сухум. еп.). У св. ев. ( Мк.3:18 ) св. ап. Симон называется Канонитом, а у св. ев. ( Лк.6:15 ) – Зилотом. Канонитом он назван от г. Каны; но по переводу с еврейского, Кана значит – ревность, а Зилот, по переводу того же слова на греческий язык, значит – ревнитель. Кондак, гл. 2. Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго еси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со бесплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Некоторые исследователи объединяют все три версии, предполагая, что апостол мог проповедовать как на Ближнем Востоке, так и в Британии, и на Кавказе. В этом случае неизвестным остается место мученической кончины Симона Зилота. Мощи и почитание Относительно мощей апостола Симона Зилота, также как и о его жизни, существует несколько версий. Так, согласно кавказской версии, мощи апостола покоятся под спудом в разрушенном Си-моно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и Кельне, и Херсфельде. В Кельне мощи находятся в открытом доступе в базилике Андрея (Первозванного). Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару, а сам монастырь Хер-сфельда был со временем разрушен и сейчас его руины охраняются как памятник истории. Также о наличии мощей апостола Симона Зилота заявляют Сайн (Кобленец) и Гослар. Однако в настоящее время эти факты пока не нашли реального подтверждения. В любом случае апостола Симона Зилота весьма почитают во всех местах его предполагаемой кончины и не только. Как известно, апостол пользуется большим почитанием среди православных на Ближнем Востоке и на Кавказе, а также среди католиков Западной Европы. Иконография Традиционно апостол Симон Зилот изображается в хитоне и гиматии. Чаще всего он изображается как седовласый старец; однако, возрастные характеристики апостола могли меняться – иногда он изображается, как зрелый муж с черными или каштановыми волосами. Обычное изображение апостола Симона Зилота – со свитком в руках. В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой. Апостол Фаддей Апостол Фаддей Апостол Фаддей, иначе называемый Иуда Иаковлев, или Леввей, один из тех учеников Спасителя, о которых мало что известно. Его происхождение, род занятий и жизнь скрыты от нас. Известно, что Господь Иисус Христос избрал его одним из двенадцати ближайших учеников. Вместе со своими собратьями по апостольству Фаддей был посылаем на проповедь – вот практически и всё, что известно об этом апостоле в евангельский период его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

—550— прозвание к Симону, легко могут быть объяснены тем, что и сам Иуда вероятно носил второе имя по своему Отцу – Симон. Второе прозвание Иуды „Предатель“ ( Мф.10:4 : κα παραδος ατν, – 26, 25 παραδιδος ατν, – Мк.3:19 ς κα παρδωκεν ατν, – Лк.6:16 ς γνετο προδτης) дано было и утвердилось среди апостолов и христиан уже после измены Иудиной и в запечатление её, а потому для уяснения исторической стороны личности предателя не имеет особого значения сравнительно с самим предательством. IV. Иуда-Апостол. Иуда Искариот принадлежит к пяти апостолам (Фома Близнец, Иаков Алфеев, вероятно брат его Иуда Леввей-Фаддей и Иуда? Симон Кананит-Зилот), о коих, до перечисления их в списке Двенадцати и притом к концу списка, ничего не сообщается в евангелиях. Так как двое. из них, родные братья Алфеевы и, по всей вероятности, братья (двоюродные) Господа, Иаков и Иуда, по замечанию евангелиста, „не верили в Господа“ ( Ин.7:5 ср. Мф.12:46–50 и парал. Мк.3:31–35 Лк.8:19–21 ), т. е. обнаруживали некоторую косность в рвении к делу Христову или может быть и долю родственной небрежности (ср. Ин.7:1–7 ), а Фома не один раз заявляется то с своим предупреждением об опасности верной смерти ( Ин.11:16 ) не только для Христа, но и для всех его учеников, то с некоторой тугостью понимания слов Христа ( Ин.14:5 ), то даже с требованием чувственно-материальных доказательств в области явлений духа и веры ( Ин.20:24 ): то можно думать, что эти апостолы, как до, так и после избрания своего, оставили в памяти евангелистов (особенно в воспоминаниях, сообщающихся у синоптиков), сравнительно с другими семью, менее впечатлений из своей жизни и служения. Самое последнее место в списке занимает Иуда Искариот не только по отсутствию таких впечатлений, но и в виду его предательства и исчезновения из апостольской среды, на что евангелисты выразительно указывают своими дополнительными о нём замечаниями: κα παραδος ατν Мф.10:4 ς κα παρδωκεν ατν Μκ.3:19, ς κα γνετο προδτης Лк.6:16 . У Иоанна нет апостольского списка. Но в 6, 70–71 предполагается избрание Двенадцати Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александр Македонский (356–323 годы до н. э.) — царь Македонии с 336 года до н. э. Это великий полководец, создавший огромное государство. Алкать (др. — рус.) — сильно желать чего-либо. Аллегория (греч. иносказание) — условное, наглядное изображение идеи или отвлеченного понятия в конкретном (картинном) образе. Алтарь (лат. возвышенное место, высокий) — важнейшая (восточная) часть христианского храма. Алтарем называют также стол («престол»), на котором совершается таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Алтарь отделяется от общей части храма иконостасом. Алтын (тат. золото) — старинная русская мелкая монета, широко распространенная в Московском государстве. Алтын равнялся трем копейкам. Аман (славный, знаменитый) — библейский персонаж. Аман был первым князем при царском дворце. Рассказ об Амане содержится в библейской книге Есфирь. Амуниция — вещи, составляющие снаряжение солдата, офицера, кроме оружия и форменной одежды. Анатолия (греч. восток) — древнее название полуострова Малая Азия. В Турецкой (Османской) империи оно закрепилось за провинцией на западе Малой Азии с центром в городе Кютахье. Анафема (греч.) — проклятие, отлучение от церкви. Ангальт-Цербст — немецкое княжество, один из пяти анклавов (позднее округов) земли Ангальт (Анхальт) в среднем течении реки Эльбы. Формально существовало как независимое государство с 1218 по 1797 годы с исторической столицей в городе Цербст. Ангальт-Цербстской принцессой была до замужества российская императрица Екатерина II. Ангел (греч. вестник) — бессмертное могущественное создание, бестелесный разумный дух, помощник и посланник Бога на Земле, посредник между Богом и людьми. Андреевская лента — лента ордена Андрея Первозванного (голубого цвета). Анекдот (фр.) — небольшой рассказ о забавном или поучительном случае из жизни исторического лица или фольклорного героя. Апоплексический удар — инсульт, кровоизлияние в мозг. Апостол (греч. посланник) — каждый из двенадцати учеников Иисуса Христа, посланных им проповедовать Святое Учение. Апостолами были: братья Петр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Ещё одна группа современников Иисуса – кинжальщики-зилоты, или, по-арамейски, каннана . Из их числа был, вероятно, апостол Симон Канонит, или Симон-зилот. Из них, возможно, происходил и Иуда. Это люди, для которых религия стала социальной доктриной, национально-освободительной идеологией. Это – мессианизм с оружием в руках. Они, конечно, ждут Мессию, Который придёт и освободит их. Но пока Он не пришёл, считают они, мы сами можем Его заменить – с оружием в руках (поэтому римляне и называли их сикарии – кинжальщики). Зилоты сражаются против римлян, которые господствуют в Палестине. Священное Писание (в частности, Деяния Апостолов, главы 5я и 21я) упоминает по крайней мере о трёх выходцах из этой среды. Один из них – Иуда Галилеянин, который проповедовал приближение конца света, но был схвачен и казнён. Другой – Февда, человек, выведший толпу своих сторонников к Иордану в надежде, что воды перед ними расступятся и они перейдут реку посуху. Но и его арестовали и казнили. Третий – безымянный иудей из Египта, собравший людей в пустыне, чтобы подняться с ними на Елеонскую гору. Он полагал, что по его слову стены Иерусалима упадут, его сторонники войдут в город и победят римлян. Зилоты воспринимают религию как движение за национальное освобождение иудеев, своей земли. Но некоторые из Них уходят к Иисусу и становятся Его учениками, а после воскресения Христова – христианами. Таково было окружение Спасителя в годы Его проповеди. Саддукеи оставили от религии один только ритуал. Они живут, как греки, читают всё, что читают греки. Для них Библия – что-то вроде гомеровских поэм: древний текст, который надо читать и, главное, почитать, с которым связана их история, традиции, красота их языка, который свидетельствует о древней еврейской культуре, но из которого не вычитаешь ничего такого, что сегодня может перевернуть жизнь Они, конечно, любят эти древние рукописи, берегут их, но относятся к ним как к чему-то музейному. Саддукеи – современники Иисуса; но и среди нас очень много таких саддукеев тех, кто относится к православной культуре, к Священному Писанию, особенно к славянской Библии как к свидетельству о древности и исключительности нашей культуры, о её красоте – но не больше. Некоторые, особенно филологи, знают славянский язык и Писание, церковное искусство, в частности, иконопись, но всё их знание подёрнуто какой-то особенной грустью: всё это в прошлом, всё это – не для сегодняшнего дня. Мы можем только изучать этот древний материал, трепетно прикасаясь к нему, чтобы потом уйти в наши малогабаритные квартиры, включить телевизор или видеомагнитофон и, попивая чай, кофе, коньяк или ликёр, грустить над какой-нибудь кассетой или романом. Вот это – типично саддукейская психология.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Ещё одна группа современников Иисуса — кинжальщики-зилоты, или, по-арамейски, каннана. Из их числа был, вероятно, апостол Симон Канонит, или Симон-зилот. Из них, возможно, происходил и Иуда. Это люди, для которых религия стала социальной доктриной, национально-освободительной идеологией. Это — мессианизм с оружием в руках. Они, конечно, ждут Мессию, Который придёт и освободит их. Но пока Он не пришёл, считают они, мы сами можем Его заменить — с оружием в руках (поэтому римляне и называли их сикарии — кинжальщики). Зилоты сражаются против римлян, которые господствуют в Палестине. Священное Писание (в частности, Деяния Апостолов, главы 5-я и 21-я) упоминает по крайней мере о трёх выходцах из этой среды. Один из них — Иуда Галилеянин, который проповедовал приближение конца света, но был схвачен и казнён. Другой — Февда, человек, выведший толпу своих сторонников к Иордану в надежде, что воды перед ними расступятся и они перейдут реку посуху. Но и его арестовали и казнили. Третий — безымянный иудей из Египта, собравший людей в пустыне, чтобы подняться с ними на Елеонскую гору. Он полагал, что по его слову стены Иерусалима упадут, его сторонники войдут в город и победят римлян. Зилоты воспринимают религию как движение за национальное освобождение иудеев, своей земли. Но некоторые из Них уходят к Иисусу и становятся Его учениками, а после воскресения Христова — христианами. Таково было окружение Спасителя в годы Его проповеди. Саддукеи оставили от религии один только ритуал. Они живут, как греки, читают всё, что читают греки. Для них Библия — что-то вроде гомеровских поэм: древний текст, который надо читать и, главное, почитать, с которым связана их история, традиции, красота их языка, который свидетельствует о древней еврейской культуре, но из которого не вычитаешь ничего такого, что сегодня может перевернуть жизнь Они, конечно, любят эти древние рукописи, берегут их, но относятся к ним как к чему-то музейному. Саддукеи — современники Иисуса; но и среди нас очень много таких саддукеев тех, кто относится к православной культуре, к Священному Писанию, особенно к славянской Библии как к свидетельству о древности и исключительности нашей культуры, о её красоте — но не больше. Некоторые, особенно филологи, знают славянский язык и Писание, церковное искусство, в частности, иконопись, но всё их знание подёрнуто какой-то особенной грустью: всё это в прошлом, всё это — не для сегодняшнего дня. Мы можем только изучать этот древний материал, трепетно прикасаясь к нему, чтобы потом уйти в наши малогабаритные квартиры, включить телевизор или видеомагнитофон и, попивая чай, кофе, коньяк или ликёр, грустить над какой-нибудь кассетой или романом. Вот это — типично саддукейская психология.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ни одного такого преимущества не получили пророки. Они, действительно, получили дар Святого Духа, но только отчасти, именно дар пророчества, чтобы предрекать о будущем; но на Апостолов Всесвятый Дух излил все богатство божественных даров Своих, когда сошел в виде огненных языков. Пророки видели образы будущих вещей в зерцале и гадании, тогда как Апостолы видели собственными очами. Во иных родех, – говорит Павел, – не сказася тайна Христова сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его Апостолом... Духом Святым ( Еф.3:5 ). Тогда Бог, как Судия, являл миру только божественное Свое правосудие, и бич, и железный жезл этого Божественного правосудия отдал в руки пророков, чтобы обличениями и устрашениями они поражали необузданный человеческий грех. Но они не имели власти простить на земле ни одного греха, ни одного человека не могли они ввести в Царство Небесное, которое заключило грехопадение Адама. Когда же пришло исполнение времени, и Бог, как Отец, явил божественное Свое благоутробие и ниспослал Сына Своего Спасителя миру, Он предал всю сокровищницу Своего божественного благоутробия в руки Апостолов, сделав их управителями Своей божественной благодати и ключарями небесного царства. Поэтому они отверзли здесь на земле двери всемирного спасения и восход на небеса к вечному блаженству. Таким образом, пророки были вестниками древнего закона, Апостолы – вестниками Евангелия новой благодати. И насколько Евангелие превосходит древний закон, настолько звание Апостола превосходит звание пророка. Отсюда мы можем заключить, что «Апостол» по званию (в тесном смысле) значит: человек, представляющий лице Сына Божия, десница и уста Бога, человек, который в устах имеет слово Божие, и носит в деснице ключи всей духовной власти. Таких служителей и помощников воплощенного Бога Слова, было выбрано двенадцать: Симон Петр и Андрей, его брат, которые прежде были учениками Иоанна; Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей мытарь, Иаков Алфеев, Леввей, названный Фаддеем, который именуется и Иудой, написавшим соборное послание, Симон Кананит, он же и Зилот (ревнитель) и Иуда Искариот, на место которого впоследствии был избран Матфий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ) Это начало чудес есть истинное введение ко всем прочим чудесам, которые совершил Христос, подобно, как притча о Сеятеле есть введение к прочим Его притчам ( Мк.4:14 ). Никакое другое чудо не содержит в себе столько пророчеств, никакое другое не предызобразило бы с такою верностью всего будущего делания Сына Божия. Ветхозаветный законодатель Моисей своим первым чудом хотел наказать безбожников и устрашить иудеев, и потому претворил воду в кровь. Иисус Христос претворяет воду в вино, дабы успокоить и обрадовать бывших на браке. Не есть ли это ясное доказательство того, что главная цель пришествия Искупителя на землю не та, чтобы покрыть все предметы траурной одеждой, но та, чтобы возвеселить, обрадовать человечество? Но не станем забегать нашими замечаниями, которые найдут должное себе место по рассмотрении самого чуда. Ин.2:1–2 . «На третий день был брак в Кане Галилейской» – на третий день, без сомнения, после того, как Филипп и Нафанаил, согласно предшествовавшему повествованию ( Ин.1:43 ) последовали за Христом. Он Сам и два Его новоизбранные ученика, из которых один был родом из Каны ( Ин.21:2 ), без затруднения могли перейти в два дня от берегов Иордана в Кану и таким образом на третий день могли присутствовать на браке или на брачном пиршестве. «И матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его». Молчание евангелистов не оставляет сомнения в том, что Иосиф не дожил до времени открытого служения Христова. В последний раз упоминается о нем, когда Иисус, будучи еще отроком, приходил в Иерусалимский храм ( Лк.2:41 ), после чего, однако, Иосиф жил несколько лет (ст. Лк.2:51 ). «По мнению отцов Церкви, дом, где совершался брак, был дом родственников Богоматери. Женихом был апостол Симон, по прозванию Кананит или Зилот. Этот Симон был сын Клеопы, брата святого Иосифа, и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Иисусу Христу». Ин.2:3 . «И когда не достало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Трость надломленная есть Иудейский народ, побеждённый и сокрушённый праведной десницей Божией; лён курящийся есть те же Иудеи, пылающие гневом против Мессии. Христос легко мог бы сокрушить эту надломленную трость и укротить воспламенившийся против Него гнев Иудеев; но по Своей кротости, по Своему долготерпению Он не сокрушает их, дондеже изведет в победу Суд ( Мф.12:20 ), то есть пока правда Его не восторжествует над ними. Тогда Он начнёт наказывать их – и вместе откроет дверь всем народам – и на имя Его языцы уповати имут (стих 21, Беседа Златоустого на Мф.40:2 ). Между последователями Иисуса Христа Евангелист Марк указывает жителей Идумеи и окрестностей Тира и Сидона. Если это были и природные Иудеи, жившие только в чужих Землях, то присутствие их вблизи Иисуса может указывать на быстрое распространение молвы о чудесах и учении Его. Но Евангелист, кажется, хочет выразить, что в числе последователей Иисуса были и язычники. Избрание Апостолов ( Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–16 , Мф.10:1–4 ) После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей – 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний ( Деян.1:13 ) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя. 1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых ( Мф.19:28 ; Лк.22:30 ; Откр.21:12,14 ). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу ( Евр.3:1 ). 2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки ( Лк.6:13–16 ; Деян.1:13 ), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам – Авраам, Иаков – Израиль, Исав – Едом, Соломон – Иеддеди и прочее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

христиан и отзывался о нем с особою похвалою. «Приветствует вас Марк, племянник Варнавы… и Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они единственные сотрудники для царствия Божия, бывшие мне отрадою» ( Koлoc. IV, 10–11 ). Малоизвестно об апостольских трудах св. Иосии (Иуста); есть мнение, что он был епископом г. Елевферополя (этот город находился между Иерусалимом и Газой). Мартиролог Уасарда и Адона говорит, что Иосия много пострадал за Евангелие умер в Иудее и кончина его была весьма почтенна. Папий Иерапольский , между прочим передает, что Иосии поднесен был яд и он выпил и остался жив по благодати Иисуса Христа. Память его в Православной Церкви совершается 30 октября вместе с Клеопой, Тертием, Куартом и Артемою, а также 4 января (в Соборе св. 70 Апостолов). По Мартирологу Уасарда память Иосии (Иуста) положена 20 июня. Некоторые предполагали, что св. Иосия Иуст был епископом Иерусалимским, но это неверно; в Иерусалимской церкви действительно был епископ Иуст, преемник св. Симеона сродника Господня (107). Евсевий (Ц. Ист. III гл. XXXV) об этом Иусте пишет: «когда Симеон скончался (сказанным образом, т. е. распятый на кресте – см. о Симеоне), тогда на престол епископом в Иерусалиме вступил некто иудей, по имени Иуст, один из бесчисленного множества обрезанных уверовавших во Христа». Блаж. Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол. Послания ст. 23-й 1-й главы: «И постависта два: Иосифа нарицаемого Варсаву, иже наречен бысть Иуст, и Матфия», вопрошает: «Что за мужи были они? Может быть (Иосиф и Матфий) были из 70, бывших с 12 Апостолами или и из других верующих, но более других благочестивые и более пламенно веровавшие, чем прочие…» (Казань, т. V. 1905, стр. 30). Св. Иоанн Златоуст в толковании Апост. Деяний, обращая внимание на Иосифа, имевшего разные наименования, пишет: «Писатель Ап. Деяний поставил и то (Иосиф) и другое (Иуст-Варсава) название, может быть, потому, что у Иосифа были соименники, так как и между апостолами были соименники, как наприм. Иаков Зеведеев, и Иаков Алфеев, Симон Петр и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010