Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит означает по-еврейски то же, что и зилот по-гречески – «ревнитель». По сошествии Святого Духа на апостолов, апостол Симон просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другому преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии, где и скончался мученически в персидском городе Суанире, или Сумире. Православная Церковь празднует его память 23 мая (н. ст.) 187 . Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем ( Мф.10:3 ). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14:22 ), называет апостола Иуду Иудой Иаковлевым (братом Иакова Праведного, впоследствии первого епископа Иерусалимского). По преданию, имя Фаддей Иуда получил при крещении от Иоанна, а имя Леввей – когда вступил в лик двенадцати апостолов. Апостол Иуда является автором Послания, вошедшего в новозаветный канон. По преданию, апостол Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, где и окончил свою жизнь мученически: был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. Память его празднуется Церковью 2 июля и 13 июля (с Собором Двенадцати Апостолов). Апостол Иаков Алфеев (Иаков младший) Апостола Иакова Алфеева (младшего, см. Мк.15:40 ) следует отличать от Иакова Зеведеева (Иакова старшего) и Иакова Праведного, одного из 70-ти апостолов, первого епископа Иерусалима. Иаков Алфеев был братом святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвига крестной смертью . Память ап. Иакова Алфеева 22 октября (н. ст.). Апостол Матфий

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в переводе с евр. — «слышание». Ещё имеет прозвище Зилот (евр.) — ревнитель Происхождение, известные родственники Жил в г. Кана Галилейская, сын праведного Иосифа Обручника от первого брака, сводный брат Иисуса Христа Жизнеописание Был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти — братом Господа. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, — претворение воды в вино, произошло в доме Симона, на его собственной свадьбе в Кане (по названию города апостол Симон и прозван Кананитом). Поражённый чудом, Симон всем сердцем уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, всё оставив, последовал за Ним. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии и Британии. Апостол принял мученическую кончину в Абхазии, он был распят на кресте и погребён неподалёку от г. Сухуми. Дополнительное чтение Проповедь Христа в назаретской синагоге И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий «Шéдше ýбо научите вся языки, крéстяще их во имя Отцá и Сына и Святáго Дýха» ( Мф. 28, 19 ), – заповедал Христос ученикам, явившись им по Воскресении Своем из мертвых. Исполняя то повеление Господне, апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по разным странам, всюду проповедуя о Христе, Его жизни, учении и воскресении. Почти все тогда известные страны посетили апостолы. На крайнем Западе проповедовали: святой апостол Симон Кананит, именуемый и Зилотом (ревнителем) – в Британии, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, в Испании. В Риме насаждали веру святые апостолы Петр и Павел, там завершившие свой апостольский подвиг мученической смертью; а до того святой апостол Петр проповедовал в Иудеи и в Антиохии Великой, а святой Павел обошел, благовествуя о Христе, всю Малую Азию, Македонию и Грецию. В Малой Азии и прилегающих островах провел последние годы своей земной жизни возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов, написавший там свое Евангелие и Откровение, там же пострадал святой апостол Филипп, до того обошедший Эфиопию и Аравию. Святой апостол Андрей Первозванный посетил страны будущей России, побывав на Северном Кавказе, проплыв по всему Днепру, водрузив Крест на горах Киевских и достигши до Великого Новгорода, а затем проповедовал на Балканах, поставил первого епископа Византии и окончил жизнь свою в Греции. Евангелисты Матфей и Марк просвещали африканские страны, некоторые из них обошел и апостол Симон Зилот, завершивший свои апостольские труды на Северном Кавказе, возле Сухума. В Месопотамии проповедовал апостол Фаддей, в Армении Варфоломей, посетивший также Северную Индию. А Великую Индию, после проповеди в Греции, обошел святой апостол Фома, дошедший до отдаленных восточных пределов и побывавший в пределах Китая. Так «Во всю зéмлю изыде вещáние их, и в концы вселéнныя глагóлы их» ( Рим. 10,18 ) и «от восток солнца до запад» ( Мал. 1:11 ) хвалилось имя Господне. В последовавшие затем века образовались новые народности, молодые сильные племена пришли на смену ушедшим в область истории древним народам. Находясь как бы еще в младенческом возрасте и живя жизнью первобытных народов, они не могли сразу воспринять все достижения своих предшественников и питаться возращенными ими уже плодами. Уничтожены были многие сокровища древнего мира, ценность которых была непонятна почти дикарям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ),– заповедал Христос ученикам, явившись им по Воскресении Своем из мертвых. Исполняя то повеление Господне, апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по разным странам, всюду проповедуя о Христе, Его жизни, учении и Воскресении. Почти все тогда известные страны посетили апостолы. На крайнем Западе проповедовали: св. апостол Симон Кананит, именуемый и Зилотом (ревнителем), в Британии, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, в Испании. В Риме насаждали веру святые апостолы Петр и Павел, там завершившие свой апостольский подвиг мученической смертью; а до того св. апостол Петр проповедовал в Иудее и в Антиохии Великой, а св. Павел обошел, благовествуя о Христе, всю Малую Азию, Македонию и Грецию. В Малой Азии и на прилегающих к ней островах провел последние годы своей земной жизни возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, написавший там свои Евангелие и Откровение, там же пострадал св. апостол Филипп, до того обошедший Эфиопию и Аравию. Св. апостол Андрей Первозванный посетил страны будущей России, побывав на Северном Кавказе, проплыв по всему Днепру, водрузив крест на горах Киевских и достигши Великого Новгорода, а затем проповедовал на Балканах, поставил первого епископа Византии и окончил жизнь свою в Греции. Евангелисты Матфей и Марк просвещали африканские страны, некоторые из них обошел и апостол Симон Зилот, завершивший свои апостольские труды на Северном Кавказе, возле Сухума. В Месопотамии проповедовал апостол Фаддей, в Армении – Варфоломей, посетивший также Северную Индию. А великую Индию, после проповеди в Греции, обошел св. апостол Фома, дошедший до отдаленных восточных пределов и побывавший в пределах Китая. Так во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их ( Пс. 18:5 ; Рим. 10:18 ), и от восток солнца до запад ( Пс. 49:1 ) хвалилось имя Господне. В последовавшие затем века образовались новые народности, молодые сильные племена пришли на смену ушедшим в область истории древним народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

III. Итак, будем, братия, прибегать к святым с молитвами нашими без всякого сомнения и с полной верой в действительность ходатайства их за нас пред Господом. (Составлено по кн. «Избранные слова и беседы» Платона, митрополита Киевского, Киев, 1892 г. и другим источникам). Десятый день Св. апостол Симон Зилот (О любви к Богу) I. Cb. апостола Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пиру, на котором Он и Пречистая Матерь Его находились в числе приглашенных гостей. Зилотом же называется Симон в смысле ревнителя веры, по переводу того же слова: Кана, что на еврейском языке значит – ревность, усердие. На основании преданий предполагают, что он проповедовал веру в Египте и Британии, где и принял мученическую смерть, быв распят на кресте. Св. Димитрий Ростовский полагает, что св. апостол Симон (тот жених, на свадебном пиру которого Господь сотворил Свое первое чудо), получил название Зилота потому, что разгорелся ко Христу такой ревностной любовью, что для него покинул невесту свою, уневестил душу свою бессмертному Христу, за что и был причтен Им к лику двенадцати апостолов. II. Пример св. апостола Симона Зилота, возлюбившего Иисуса Христа паче своей жизни и всех ее удовольствий, научает и нас, братия, любить Господа нашего больше всего, ибо Бог прежде возлюбил нас. Бог Отец так возлюбил нас, яко Сына Своего Единароднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что для избавления нашего, восприяв на Себя естество наше, Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, претерпел уничижения, поругания, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и поносную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою, положил за нас душу Свою, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2, 14, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не заходя в город, водрузил деревянный крест на вершине горы, лежащей напротив города, и в Верхней Кахети близ города Греми, на горе, на месте нынешнего храма св. Архангела Михаила, водрузил такой же крест, а также на вершине горы близ Казбека поставил крест. Симон Кананит остался на берегу Черного моря, в Никопсии (недалеко от современного г. Сухуми). Апостол Андрей Первозванный прошел Кавказские горы через перевал, названный Крестовым. Проповедовал Евангелие среди осетин и других кавказских племен. Прошел Тавриду (нынешний Крым), Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев, затем поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим Для проповеди и вновь вернулся во Фракию. Принял мученическую кончину через распятие на кресте в г. Патры. Имя святого апостола Андрея является одним из духовных звеньев, которое связывает Константинопольскую, Грузинскую и Русскую Церкви. Дни памяти 30 ноября (13 декабря), 20 июня (3 июля), 30 июня (13 июля), 30 июня (13 июля) (12-ти апостолов). 71 Апостол Симон Зилот, Кананит – один из 12-ти апостолов, родом из Каны Галилейской ( Лк.6:15 ; Деян.1:13 ). Пещера в Никопсии, у подножия Иверской горы, в которой подвизался святой апостол, сохранилась доныне. В X в. рядом с пещерой был воздвигнут храм Симона Кананита, а в XIX в. неподалеку был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. В этих местах святой апостол провел последние годы жизни, принял мученическую кончину и здесь же погребен. Дни памяти 10 (23) мая, 30 июня (13 июля) (12-ти апостолов). 72 Апостол Матфий († ок. 63) – один из 70-ти апостолов, по Вознесении Спасителя избран по жребию в число 12-ти апостолов вместо Иуды Искариота. Проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее, вместе с апостолами Андреем Первозванным и Петром он ходил в Антиохию Сирийскую, каппадокийский город Тиан и Синоп. Во время третьего путешествия апостола Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

2 Русская богословская литература имеет превосходное и, можно сказать, исчерпывающее экзегетическое исследование проф. М. Д. Муретова Иуда предатель (Бог. В. 1906, 7–8, 1907). В части экзегетической мы пользуемся выводами этого исследования, которым в праве гордиться русская богословская наука. 3 Ср. проф. Муретов, цит. соч. Б. В. 1906, 7–8: Имя Иуды первый получил четвертый сын Иакова от Лии, родоначальник царственного колена Иудова со столицей Иерусалим. До Ездры и Неемии это имя не встречается, но по возвращении из плена оно становится одним из самых распространенных в Ветхом и Новом Завете (перечень их на стр. 541–2). 4 Именования апостолов в Евангелиях не вполне устойчивы и ясны. «Добраться до исторического зерна можно, кажется, при предположении, что среди апостолов было три Иуды с именем Симона: Иуда Симон Иаковлев (брат Иакова Алфеева) по прозванию Леввей-Фаддей, Симон Иуда по прозванию Кананит или Зилот и Иуда Симон, по прозванию Искариот (Муретов. ib 558). 9 «Фонетика произношения допускает и от kari, получится: «муж вражды, противления, фанатик, самолюб». В таком случае возможен намек на различие в характере двух Иуд, составлявших одну шестую пару апостолов, так как другой Иуда прозывается «Леввей или Фаддей от lev сердце и hed грудь, т. е. сердечный, душевный, милый, душа-человек» (548). Ср. молчаливое сопоставление двух Иуд ( Ин. 14:22 ): «Иуда, не Искариот, говорит Ему». 13 Ср. мой очерк «Петр и Иоанн, два первоапостола». Paris. 1906. Эта двенадцатерица апостолов представляет собой столь нерушимое единство, что после отпадения Иуды она восполняется новым избранием двенадцатого апостола – Матфия ( Деян.1:16–26 ) 14 Ср. Толкование блаж. Феофилакта, арх. болгарского на св. Евангелие часть IV, Ев. от Иоанна. Казань. 1875, стр. 303. «Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? Потому самому, что он был тать, чтобы отнять от него веяное извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвоил себе подаяние на дело святое». – Можно ли удовлетвориться подобным объяснением? – Но, действительно, назначение Иуды, «вора», казначеем таит в себе какое-то не вполне раскрытое смотрение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Первым записан Симон, с именем Петра, для отличия от другого Симона, называемого Кананеянином (Chananaeus) [Кананитом], из поселения Каны (Ghana) Галилейской, в которой Господь претворил воду в вино . Также и Иакова называет сыном Заведеевым, потому что далее следует Иаков, сын Алфеев. Соединяет также двойственные сочетания апостолов: он соединяет братьев Петра и Андрея не столько по плоти, сколько по духу; [соединяет] Иакова и Иоанна, которые, оставив телесный хлеб , последовали истинному Отцу; [соединяет] Филиппа и Варфоломея, а также Фому и Матфея мытаря. Прочие евангелисты, соединяя имена апостолов, ставят Матфея первым, а затем Фому; при этом они не присоединяют слово мытарь, чтобы не показалось, что они бесславят евангелиста, вспоминая о его прежнем образе жизни. А он сам ставит себя и после Фомы, и, — как мы сказали выше, — называет себя мытарем, так что там, где изобиловала неправда, преизобилует и благодать . Стих 4: Симон Кананит (Chananaeus). Это тот, который у другого евангелиста [или: в другом Евангелии] записан с прозвищем Зилот ибо Кана (Ghana) значит ревность, усердие. Церковная история сообщает предание, что апостол Фаддей был послан в Едессу к Авгарю, царю Озроены; он у евангелиста Луки называется Иудой [сыном] Иакова , а в другом месте — Леввеем что значит: благоразумный человек. Необходимо думать, что у него было троякое имя, подобно тому как Симон назван Петром, а сыны Зеведея названы Воанергес [или: Ванергес=сыны грома] за твердость и крепость их веры И Иуда Искариот, который и предал Его. — Приставку к имени своему он получил, может быть, от города или от селения, из которого происходил, а может быть, от колена Исахаро–ва, так что родился с некоторым предсказанием о своем осуждении, ибо Исахар значит плата, что и указывает на вознаграждение предателю. Стих 5 [окончание] и 6: Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева . — Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа , потому что первое повеление дано до воскресения, а второе — после воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Он совершал апостольское служение сначала в Иудее, затем сопутствовал апостолу Андрею Первозванному в Едессу (древний знаменитый город в Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе, Елевфе-рополе (город Южной Палестины), в Египте и здесь, в городе Остракине (приморский город на границе с Палестиной), кончил апостольские труды свои мученической смертью. 10. Святой апостол Иуда (Иаковлев) – брат Господень, (надо отличать от Иуды-предателя) был братом апостола Иакова Праведного, епископа Иерусалимской церкви, одним из братьев Господа по плоти, сыном Иосифа Обручника от Соломии. По преданию он возражал при разделе земли Иосифом против наделения Иисуса Христа частью надела, не признавая Его своим братом. После, в знак смирения, он не осмеливался называть себя братом Божиим, а называл себя братом Иакова. Он проповедовал учение Христово в Месопотамии, Эдессе, в Армении. Пострадал в Армении в 80 г., вследствие чего армяне считают его своим покровителем. Им написано Соборное послание к христианам первенствующей Церкви. 11. Святой апостол Симон Зилот (Кананит) происходил из Канны Галилейской. Согласно преданию, когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на это торжество он пригласил и Господа с Его учениками и Пречистую Марию. Но так как для гостей не доставало вина, то Господь претворил в вино воду. Будучи поражен этим чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа как в Бога истинного, оставил брачное торжество и самый дом, последовав с усердием за Господом Иисусом. Поэтому он и был прозван Зилотом или «ревнителем». Получив Духа Святого в день Пятидесятницы, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию и Абхазию. Был он также в Британии, где просвещал верою Христовою язычников, за что и был распят ими. 12. Святой апостол Матфий, избранный на место Иуды Искариотского. О нем неизвестно ничего, кроме того, что он вместе с другими апостолами во время земной жизни Господа постоянно находился при Нем, почему и был избран для апостольского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В праздник святых апостолов Петра и Павла в апостольском чтении за Божественной Литургией мы слышим повествование апостола Павла о том, сколько истязаний, побоев и других страданий пришлось ему претерпеть на пути своего апостольского подвига. Такие же труды и испытания понес и первоверховный апостол Петр. Крест этих гонений оба апостола несли до самой своей мученической кончины, вспоминаемой Церковью 29 июня. Оба они пострадали за Того, Кого пламенно и бесстрашно, всем сердцем любили и о ком до конца своих дней проповедовали язычникам и иудеям. История Святой Церкви знает, что и прочие апостолы, прославляемые на другой день, претерпели такие же злоключения и пытки и оканчивали свой подвиг мученической смертью: апостол Андрей Первозванный был распят на кресте с распростертыми руками и ногами; апостол Иаков Зеведеев мученически пострадал через отсечение головы; у апостола Варфоломея после тяжких пыток была содрана вся кожа и отсечена голова; апостол Симон Зилот был прибит к кресту; апостол Фома был пронзен копьем. Из всех двенадцати апостолов один только Иоанн Богослов отошел ко Господу в глубокой старости с миром, но и он на своем апостольском пути был подвержен мукам: его бросали в котел с кипящим маслом и томили в темничном заключении. Так, после духовных и телесных страданий, умирали за Господа святые апостолы Христовы. И вот что говорит от лица апостолов первоверховный апостол Павел: “Мы хвалимся и скорбями” (см.: Рим.5:3 ). И еще: “…нас огорчают, а мы всегда радуемся…” ( 2Кор.6:10 ). Страданиям можно радоваться! Страданиями можно хвалиться! И тот же апостол Павел, всю свою апостольскую жизнь проведший в страданиях и в мучениях отошедший ко Господу, от лица этих посланников Христовых завещает каждому из нас: “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды” ( 1Кор.16:13 ). Это, мои дорогие, ведь не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни. Как нам, мои дорогие, дороги эти святые слова, исходящие из уст и сердец страдальцев!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010