В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте. В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками. Пещера, где жил апостол Симон, Абхазия, Новыи Афон. Фото keeptravel.com Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним. Брак в Кане Галилейской. Фреска. Балканы, Сербия, монастырь Дечаны, XIV в. Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедр и на и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте. Иуда, брат Господень В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

6 . Апостол Фома проповедовал Слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии. Пострадал за Христа в городе Малипура (память 6 октября). 7 . Апостол Варфоломей проповедовал Христа в Армении и Индии, Персии и Ассирии. Он был, по преданию, распят на кресте в городе Албанополе около 71 года (память 11 июня). 8 . Апостол и евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии, Мизии и Эфиопии, где пострадал от князя Фульвиана, который при виде чудес, сопровождавших мученическую кончину апостола, обратился в христианство и стал первым епископом эфиопским (память 16 ноября). 9 . Апостол Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедовал в Газе, Палестине и Египте, где и принял мученический венец (память 9 октября). 10 . Апостол Симон Зилот был, по церковному преданию, тем женихом, на браке которого в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино. Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте, Киринии и пострадал, по преданию, на Кавказе (память 10 мая). 11 . Апостол Иуда, сродник Господень, брат ап. Иакова, первого епископа иерусалимского, проповедовал, по преданию, в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где и пострадал за Христа около 80 года (память 19 июня). 12 . Апостол Матвий, один из семидесяти апостолов. Был избран в число двенадцати на место Иуды Искариотского. Проповедовал Христа в Малой Азии, на Кавказе и в Македонии. Пострадал от иудеев в Иерусалиме около 63 года. Он был побит камнями, а после его смерти ему отсекли голову (память 9 августа). Апостол Павел проповедовал Христа в Малой Азии, Сирии, Греции, на Кипре и в Италии. По преданию, он был также на юге Франции и в Испании. С 60 и по 62 год он жил в Риме и там принял мученический венец в гонение от Нерона в 64 (67) году (память вместе с ап. Петром 29 июня). Апостолы Петр и Павел. С бронзовой медали конца 2 в. из Ватиканского музея. Одно из древнейших известных изображений св. апостолов. Ярко выраженные черты ликов, по всей видимости портретного характера, сохранялись во все последующие века вплоть до наших дней при их изображении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фома  проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября. Матфей  (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября. Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня. Симон Зилот  проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая. Матфий  избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа. Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов. Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный. Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников. После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики. А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт " Школа жизни " и пишет буквально следующее: " В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным " . Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях. И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир). Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

http://pravicon.com/info-3393

Различия в списках объясняются прежде всего тем, что, как мы уже говорили, евреи во времена Иисуса могли иметь два имени или имя и прозвище. Так, например, присутствующий во всех трех списках Варфоломей обычно отождествляется с Нафанаилом, о котором упоминает евангелист Иоанн (в этом случае Нафанаил – имя, а Варфоломей – прозвище, точнее отчество, так как буквально означает «сын Толами»). Симон Зилот и Симон Кананит – одно и то же лицо (стоящее на десятом месте у Луки, на одиннадцатом у Матфея и Марка): прозвище «Кананит» в переводе с еврейского означает «ревнитель», что идентично греческому «зилот» (Лука просто переводит прозвище с еврейского на греческий). Единственная оставшаяся позиция может быть занята только одним апостолом, у которого оказывается три имени: Иуда Иаковлев, он же Фаддей, он же Леввей, прозванный Фаддеем ( Мф. 10:3 ). Очевидно, что Фаддей – это прозвище, а «Иаковлев» – тоже прозвище, указывающее на то, что этот апостол – брат Иакова Алфеева. Этот же апостол упоминается в Евангелии от Иоанна под именем Иуды не Искариота ( Ин. 14:22 ). Он же считается в церковной традиции автором Послания Иуды в составе Нового Завета, где он сам называет себя братом Иакова ( Иуд. 1 ). Он же в церковной традиции отождествляется с Иудой, братом Господним ( Мф. 13:55 ). Мы не будем входить в подробности научной дискуссии о том, одно лицо или два скрываются под именами Иуды Иаковлева, Леввея, Фаддея, и Иуды, брата Господня, поскольку данная дискуссия выходит за рамки нашей основной темы (нас вполне убеждают аргументы тех, кто считает, что речь идет об одном лице). Отметим лишь очевидный факт наличия среди двенадцати апостолов двух людей с одинаковым именем Иуда, широко распространенным в иудейской среде. Это не могло не создавать определенные неудобства при продолжительном общении в достаточно тесной компании. Уже при жизни Иисуса одного из них могли чаще именовать по прозвищу, чтобы отличать от другого. После же того, как Иуда Искариот предал Иисуса и выбыл из числа учеников, его имя быстро стало нарицательным, и евангелисты, говоря о другом Иуде, оставшемся в числе апостолов, либо употребляли различные прозвища вместо его собственного имени (Фаддей, Леввей), либо делали добавления к этому имени (Иуда Иаковлев, Иуда «не Искариот»), чтобы четко отличить его от предателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.10:4 .  Симон Кананит (Chananaeus). Это тот, который у другого евангелиста [или: в другом Евангелии] записан с прозвищем «Зилот» ( Лк.6:15 ). У пер.: с именем – ред. ибо «Кана» (Ghana) значит «ревность, усердие». Церковная история сообщает предание, что апостол Фаддей был послан в Едессу к Авгарю, царю Озроены; он у евангелиста Луки называется Иудой [сыном] Иакова ( Лк.6:16 ), а в другом месте – «Леввеем» ( Мф.10:3 ) что значит: «благоразумный человек». Необходимо думать, что у него было троякое имя, подобно тому как Симон назван Петром, а сыны Зеведея названы «Воанергес» [или: «Ванергес» сыны грома] за твердость и крепость их веры ( Мк.3:16–17 ). И Иуда Искариот, который и предал Его. Приставку к имени своему он получил, может быть, от города или от селения, из которого происходил, а может быть, от колена Исахаро-ва, так что родился с некоторым предсказанием о своем осуждении, ибо «Исахар» значит «плата», что и указывает на вознаграждение предателю. Мф.10:5 . [окончание] и 6:   Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева 191 Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: «Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ), потому что первое повеление дано до воскресения, а второе – после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberent excusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и Самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью. Мф.10:7–8 . А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось царство небесное; немощных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте 192 А чтобы люди простые, не обладающие прелестями красноречия, неученые, некнижные, встретили у всех веру, когда они будут обещать Царство Небесное, Он дает им власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять демонов, чтобы величие обетовании было подтверждено величием знамений [или: чудес]. А так как духовные дары, – если награда за труд бывает средней, – всегда бывают дешевле, то Он присоединяет осуждение скупости в словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье " Что мы знаем о Симоне Кананите? " , благодаря его проповеди " в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство " . В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова. В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой. Мощи святого апостола Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного). Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

http://pravicon.com/info-3393

Первая ложь та, что будто бы апостолы учили евреев ненавидеть и презирать своих бывших собратий. Можно ли думать так о тех, которые всецело были проникнуты любовью ко всем, даже к врагам? Если бы апостолы так учили, то, конечно, тогда же заметны были бы враждебность отношения крещенных евреев к некрещенным. Исторически же известно, что евреи, принявши христианство , жили с некрещенными собратами своими в мире, ходили вместе в храм иерусалимский, праздновали иудейские праздники, так что римляне долго не отличали крещеных евреев от некрещенных и только впоследствии начали отличать первых от последних. Затем, явная ложь и то, будто бы апостол, избранный Сангедрином для противодействия распространению Евангельского учения, изменил своему намерению. Ни Талмуд, ни евреи не представляют причины, побудившей Петра поступить так. Из вышеприведенного талмудического сказания видно одно, что Петр действовал не из земных расчётов, при распространении Евангелия; он решается питаться хлебом и водою, наконец умереть, чтобы только сохранить и распространить веру Христову. Что же, спрашиваем мы, побуждало Петра на такой подвиг? Что заставило ревнителя синагоги изменить ей? Талмуд умалчивает об этом, а заводит речь о гибели какого- то апостола Илии, который был будто бы убит в самую минуту Евангельского проповедования. Это сказание уже тем несправедливо, что между всеми 12-ю учениками, из­бранными Господом и посланными на проповедь Евангелия, нет такого имени. Для большего убеждения не лишним считаем здесь нарочно выписать еврейские имена всех 12 учеников, на которых главным образом указывает Талмуд: Петр – Шимон, Андрей – Андре, Иаков – Якойв, Иоанн – Иойхинан, Филипп – Пилапойс, Варфоломей – Бартелумо, Матфей – Матфеу, Фома – Тоймо, Иаков Алфеев – Якойв – Бен – Алпи, Симон Зилот – Шимойн – Акани, Иуда Иаковлев – Иегуда – ахи – Якойв, Иуда Искариотский – Иегуда – иш – Кирьейси. Далее, нельзя не сказать, в опровержение талмудического сказания, относительно небесного поражения Илии, вот что: уж если Илию небо поразило камнем за распространение Евангелия, то почему же Апостол Петр, как первый виновник в деле распространения Евангелия, не был наказан Богом? Как хотите, братия, думайте об этом талмудическом рассказе, а мы вполне убеждены, что он несправедлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Первый известный по имени епископ Томитанский Евгеник подвизался в конце III столетия. На Никейском Соборе представлены были христианские общины Сердики, Том, Гераклеи и Марцианополя, возникшие в этих городах, вероятно, еще в эпоху гонений. Апостол Андрей Первозванный Начало евангельской проповеди в Крыму восходит к апостолу Андрею Первозванному. Его житие отражено в нескольких древних апокрифических сказаниях, самые ранние из которых составлены были через несколько десятилетий после его распятия в Патрах. Резюмируя содержащиеся в этих сказаниях данные, относящиеся к апостольской проповеди апостола в Причерноморье, историк С.П. Петровский писал: «Первыми проповедниками христианства по северному и восточному побережью Черного моря были апостолы Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Симон Зилот и Иуда. Понтийско-Таврическое предание вело апостола Андрея сперва в Иверию… затем в Кардис… и наконец в Тавриду. Колхидо-Меотическое предание гласило, что апостол Матфей чрез область торотов также достигал Таврического полуострова, но преимущественно трудился среди кавказо-меотических племен и в Колхиде… Босфорское предание… приурочивало миссию апостола Варфоломея вообще к Боспорскому царству, в частности к одной из его окраин – Синдии… Все эти предания признают апостола Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову» . С упоминаемым в этих апокрифах (высокий уровень исторической достоверности которых признают многие историки) посещением апостолом Андреем Скифии связано и сложившееся на Руси предание о путешествии Андрея Первозванного вверх по течению Днепра и благословении им места, где позже вырос Киев, ставший крестильной купелью Руси. В 98 году в Херсонес был сослан епископ Рима священномученик Климент вместе со своими учениками. По преданию, ему инкриминировалось обращение членов фамилии принцепса. По словам историка Русской Церкви митрополита Макария (Булгакова), «он нашел здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся, по определению того же враждебного христианству правительства, тесанием и обработкой камней для доставления их во внутренние города империи» .

http://pravoslavie.ru/43460.html

Деян 1:1–8 Светлое Христово Воскресение. Деяния святых Апостолов, зачало 1Б Первую книгу, Феофил, составил я о всем, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесен, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, “о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней”. Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: “Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?”. И Он сказал им: “Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли”. И, сказав это, – пока они смотрели – Он был поднят, и облако скрыло Его из глаз их. И как взоры их были устремлены к небу, во время Его отшествия, вот два мужа предстали им в одеяниях белых, и сказали: “Мужи Галилейские, что вы стоите, глядя на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, отходящим на небо”. Тогда возвратились они в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути. Деян 1:1–12 Вознесение Господне. Деяния святых Апостолов, зачало 2 В те дни возвратились Апостолы в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути. И когда они вошли, то поднялись в горницу, где пребывали, как Петр, так и Иоанн, и Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковлев. Все они были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса, и с братьями Его. И в эти дни, встав посреди братьев, Петр сказал (а собравшихся в большом числе было около ста двадцати человек): “Мужи братья, надлежало исполниться Писанию, в котором Дух Святой предсказал устами Давида об Иуде, ставшем проводником для взявших Иисуса, потому что он был сопричислен к нам и получил жребий этого служения. Итак, надлежит, чтобы один из мужей, вместе с нами ходивших все то время, когда жил среди нас Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, когда Он был вознесен от нас, – стал вместе с нами свидетелем воскресения Его”. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавой, который был прозван Иустом, и Матфия. И помолились и сказали: “Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи, кого Ты избрал, из этих двух одного, принять место этого служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы пойти в своё место”. И дали им жребии. И пал жребий на Матфия, и он был сопричислен к одиннадцати Апостолам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/aposto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010