Если обойти храм кругом и посчитать статуи между окнами восьмигранной башни, то их окажется не двенадцать, а восемь. Возможно, дореволюционные описатели храма округлили реальное число апостолов до символической цифры двенадцать. По второй версии, недостающие четыре фигуры когда-то стояли на других местах. В выпуске «Подмосковные музеи. Путеводители» 1925 года есть указание на это: «Разделяя грани, стоят на постаментах фигуры апостолов – восемь по углам и четыре вне стенной декорации, перед окнами». Каждый апостол Знаменской церкви в Дубровицах имеет индивидуальные черты, характерный жест и выражение лица. Однако определение имен апостолов не будет простой задачей. В отличие от «подмокловских» статуй, в Дубровицах не видно подписанных имен. Более того, у большинства апостолов со временем отломались предметы, которые они когда-то держали в руках. Можно было бы идентифицировать апостола по этим предметам и без подписи. Каждый апостол в христианской иконографии имеет свои внешние признаки и атрибуты. Можно распознать апостола «физиогномическим» методом. Например, внешне Петр и Павел изображаются лысыми или с редкими волосами и небольшой бородой, Андрей рисуется с густыми и взъерошенными волосами, Иоанн – длинноволосым и безбородым. Художники и иконописцы нередко вольно относились к изображению внешности апостолов, поэтому канон не всегда соблюдался. Надежнее определять апостола по атрибуту, который святой держит в руках. Чаще всего это орудия мученической казни каждого из них. Например, Павел был обезглавлен, поэтому держит в руках меч, Андрей распят на кресте в форме буквы «X», Варфоломей изображается с ножом, Симон Зилот с пилой, а Матфей с копьем. Иоанн – единственный из двенадцати, кто умер своей смертью. Его изображают с чашей змеиного яда, которым апостола безуспешно пытались отравить. Есть и не связанные с мучениями атрибуты. Например, апостол Петр держит ключи от Царства Небесного, а Матфей – мешочек с деньгами, потому что был сборщиком налогов. Среди статуй Знаменской церкви в Дубровицах можно с уверенностью определить трех апостолов из восьми. С западной стороны над входом стоят фигуры Петра и Павла. Нет сомнений, что правая фигура изображает апостола Павла. Святой держит в руках меч – орудие, которым его казнили. У Петра нет атрибутов, но совпадает внешность. Из восьми скульптур это единственный апостол с редкими волосами. На Петра указывает и то, что он обычно изображаются в паре с Павлом. Если обойти храм слева от входа, покажутся другие два апостола. Фигура справа сохранилась хуже всего: не имеет ни правой руки, ни головы. Зато узнаваем стоящий слева апостол Матфей. У него на поясе привязан мешочек с деньгами.

http://sobory.ru/article/?object=00451

апостол Петр проповедовал в Иудее и в Антиохии Великой, а св. Павел обошел, благовествуя о Христе, всю Малую Азию, Македонию и Грецию. В Малой Азии и прилегающих островах провел последние годы своей земной жизни возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, написавший там свое Евангелие и Откровение, там же пострадал св. апостол Филипп, до того обошедший Ефиопию и Аравию. Св. апостол Андрей Первозванный посетил страны будущей России, побывав на Северном Кавказе, проплыв по всему Днепру, водрузив Крест на горах Киевских и достигши до Великого Новгорода, а затем проповедовал на Балканах, поставил первого епископа Византии и окончил жизнь свою в Греции. Евангелисты Матфей и Марк просвещали африканские страны, некоторые из них обошел и ап. Симон Зилот, завершивший свои апостольские труды на Северном Кавказе, возле Сухума. В Месопотамии проповедовал апостол Фаддей, в Армении Варфоломей, посетивший также Северную Индию. А Великую Индию, после проповеди в Греции, обошел Фома, дошедший до отдаленных восточных пределов побывавший в пределах Китая. Так «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс. 18:5 ) и «от восток солнца до запад» ( Пс. 112:3 ) хвалилось Имя Господне. В последовавшие затем века образовались новые народности, молодые сильные племена пришли на смену ушедшим в область истории древним народам. Находясь как бы еще в младенческом возрасте и живя жизнью первобытных народов, они не могли сразу восприять все достижения своих предшественников и питаться возращенными ими уже плодами. Уничтожены были многие сокровища древнего мира, ценность которых была непонятна почти дикарям. Но среди тех сокровищ был один бисер бесценный, который лишь на время мог быть сокрыт в землю. То была Вера Христова, та духовная пища, которой жив человек. Обильные плоды высокого богословия, возросшие от проповеди апостольской, были недоступны и неудобоваримы для той степени духовного развития, на которой стояли народы-младенцы. Для них снова нужна была апостольская проповедь, нужно было вновь сеять семена Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Изысканный слог был у апостола Павла, потому что он был очень образованный человек, он учился при ногах Гамалиила, еврейского законоучителя. Апостол Матфей имеет очень простой слог. Ну, кем он был? Работал на таможне. Его профессия напоминала нечто среднее между обменщиком валюты и судебным исполнителем. Вы видели, какие люди сидят в обменных пунктах. Вот, и он сидел, собирал пошлину, брал взятки, вдруг Господь его призвал, он бросил эти деньги, свой обменный пункт, и пошел за Христом. И он стал другим человеком, новым человеком. Был среди апостолов и один бывший скинхед, это апостол Симон, о нем сказано: «…Симона, прозываемого Зилотом» ( Лк.6:15 ). А кто такие зилоты? Зилоты – это древние нацисты, которые любили нападать на иностранцев, они имели очень скандальную репутацию. Но Господь менял всех этих людей, делал их новыми людьми, людьми с измененным сознанием. А их прежние наименования – «мытарь», «зилот» – сохраняются для того, чтобы и другим мятежным и грешным душам дать надежду на исправление. Дух Святой формирует истинное Евангелие через людей, но Дух Святой не испепеляет их авторских возможностей. Поэтому, если вам дать Евангелие от Иоанна, вы сразу поймете просто по стилю, что это Иоанн. Возьмем Евангелие от Луки или от Марка. Марк очень кратко пишет, вы обратили внимание? Почему? Потому, что эти проповеди апостол Петр произносил для римлян, а у римлян очень лаконичные выражения, говорят четко и по существу. И мудрый апостол понимал, что с этими людьми надо говорить в динамике их языка. Самое, скажем так, замысловатое Евангелие, очень подробное – это от Луки. Почему? Оно для греков писалось. То есть это проповеди апостола Павла среди греческого мира. Потом они были записаны соработником апостола Павла, евангелистом Лукой. Евангелие от Матфея – написано для евреев. Первоначально было написано на арамейском языке. И когда я встречаю евреев, которые интересуются Православием, я советую: – Вот, начните с этого Евангелия. Вам оно будет более понятно. И действительно, все построение повествования такое, что очень подходит для людей с восточным складом ума. Очень подходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Матфей, написавши Евангелие, чтобы увековечить свою устную проповедь, 333 оставил Иудею и пошел в Ефиопию, 334 где подготовлены были ему пути евнухом царицы страны той, окрещенным диаконом Филиппом. По древним преданиям, апостол Иуда проповедовал в Ливии, а Симон Зилот был апостолом Сарматов. Ничего неизвестно об Иакове Алфееве. Быть может, что, следуя по африканскому берегу, где проповедовал брат его Иуда, дошел он до Гибралтарского пролива и переправился в Испанию. 335 Апостол Фома проповедовал Евангелие Парфам, 336 могущественному народу, который властвовал над всеми странами центральной Азии до Евфрата; ему сопутствовал Фаддей, один из семидесяти учеников, и послан им был проповедовать в Армению. В Эдессе царствовал тогда царь Авгар. 337 Властитель этот, услышав о чудесах Иисуса Христа, писал Ему, прося придти исцелить его. Спаситель отвечал, что пришлет к нему одного из Своих учеников, чтобы исцелить его и даровать жизнь ему и его близким. 338 Божественное обетование это, исполнилось во время проповеди Фаддея. Авгарь, услышав о чудесах, которые совершал Апостол во имя Иисуса Христа, подумал, что это ученик, обещанный ему Спасителем. Он послал за ним, а как увидал, то пал к ногам его говоря: «Не ученик ли ты Иисуса, Сына Божия, обещавшего мне твое посещение?» – «Так, отечал Фаддей, и если вера твоя того заслуживает, то исполнится все, о чем ты просил». – «Я веровал в Него, отвечал Авгарь, и когда узнал, что Иудеи Его распяли, то пошел бы немедленно отомстить за смерть Его, если бы не боялся римлян. – Господь наш и Бог Иисус Христос выполнил волю Отца Своего и возвратился к Нему. – Верую в Него и в Отца Его» сказал Авгарь. Тогда Фаддей возложил на него руки и исцелил его. На другой же день Апостол благовествовал жителям Эдессы, собравшимся слушать проповедь его, сопровождавшуюся чудесами. Согласно древнему преданию, Матфей, заменивший в сонме апостолов Иуду Искариота, проповедовал в Ефиопии. В то время, когда апостолы отправились в страны, куда Дух Божий повел их, Савл, по возвращении своем из Аравии, проповедовал в Дамаске. Протекло уже три года с его обращения, но апостолов он еще не видал, 339 а потому решился идти в Иерусалим, где нашел Петра и епископа Иоакова праведного. 340 Савл оставался в Иерусалиме пятнадцать дней, 341 потом пошел в Сирию, а оттуда на свою родину, Киликию. 342 Церквам Божиим в Иудеи он не был еще известен. Они только слышали, что бывший некогда гонителем верующих, ныне благовествует, и прославили Бога. 343 Варнава и Савл в Антиохийской церкви. Верующих стали называть христианами

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Христиане, в первый раз, при открытии Индии, найденные португальцами на малабарском берегу, составляя собою совершенно отдельное общество среди языческого народонаселения, называли себя учениками св. Фомы. Знаменитейшим сотрудником ап. Фомы был Фаддей, один из семидесяти апостолов, основавший церковь едесскую 53 . Что касается места проповеди апостола Варфоломея, то он, действительно, проповедовал в той Индии, которая называется счастливой, то есть, в счастливой Аравии 54 ; это подтверждается соображением рассказов Евсевия о проповеднических трудах Пантена и Оригена со свидетельством об апостоле Варфоломее, сохранившимся между сочинениями блаженного Иеронима 55 . В каких еще странах проповедовал апостол Варфоломей, также – где благовествовали веру апостолы Матфей евангелист, Матфей и Симон Зилот, об этом безошибочно можно сказать только то, что они проповедовали вне пределов римской империи – в Азии: начиная с IV века и далее, разные писатели полагают местом проповеднических трудов того или другого из этих апостолов разные страны, – то Аравию или Индию, то Парфию или Персию, то Армению и Эфиопию или Колхиду; так что нет возможности узнать достоверно и определенно что-нибудь о месте проповеди этих апостолов. Апостол Андрей Первозванный, как свидетельствует Ориген 56 , проповедовал в Скифии. Весьма вероятны поэтому позднейшие предания, что он благовествовал слово Божие в Вифинии и Понте, в Грузии, и вообще – по восточным и северным берегам Черного Моря; далее – народам славянским, жившим между скифами в пределах нашего отечества, также – в Фракии и наконец в Ахаии, где и потерпел мученическую смерть 57 . Благовестнические труды апостола Павла и его сотрудников Самым неутомимейшим из апостолов был, без сомнения, апостол Павел, со времени обращения своего к вере Христовой, всю жизнь проведший в путешествиях для распространения христианства, по преимуществу – апостол языков, то есть, всех народов, кроме иудейского. После времени апостольского собора, в течении трех или четырех лет, он, вновь посетив прежде основанные им церкви, распространил веру Христову почти во всей Малой Азии, Македонии и Ахаии, пробыв полтора года в одном Коринфе, городе, в то время знаменитом сколько образованностью, столько же и испорченностью нравов 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

7 . «Фома Апостол, яко предание пишет, бе от Панеада Дагонлейска; Парфом же и Мидом проповеда Евангелие Христово, Персом же и Германом, Иераканом и Индияном и Виктором и Мавром, и от них копием прободен бысть во граде Каламидстем». 8 . «Матфей Евангелист бяше до Иерусалима. Написа сам Евангелие Христово Еврейским языком, и преложи Богослов от еврейска в греческий язык. В Ераполи же мечем прободен скончался и погребен бысть. Старей (старейшина) мытарем, а во избрании Апостолом бысть. Первый писец Святым тайнам Господа нашего Иисуса Христа». – Греческая минея говорит, что сей Апостол мучен – огнем, но угасил оный своею молитвою; жил после того и скончался в мире. См. Библейскую историю Митрополита Филарета, с. 586). 9 . «Иаков Алфеов, иже и брат Матфеев, купно бо имуще отца. Той языком Христа проповедав семя Божественно именованием обогатися, яко к проповеданию подвижеся. И ненаказанныя соборы крепко обличая, на кресте повешен, Богу Дух предаде». 10 . «Иуда Иаковль, брат же Иакову Господа нашего Иисуса Христа. Тойже в Месопотамии беседова; последи от неверных на древе повешен, и от (них) сострелян скончался». 11 . «Симон Зилот, иже от Каны Галилейския, иже во благовестии Нафанаил. Той всю Мавританию и Африканскую страну пройде. Таже в Вританию дошед и Христа проповедав, распят скончася». 12 . «Матфий же един от 70 ученик, иже причтен бысть ко единонадесяти Апостолом, Иуды место Искариотскаго; проповеда Евангелие Христово во внешней Ефиопии, и ту муку прием от Ефиоплян, на пристанищи». Изображен побиваемый палицами. Вне числа 12 Апостолов внизу иконы изображены: «Иаков, брат Божий (изображен в ризе святительской), первый Епископ в Иерусалиме бысть от Христа рукоположен, от крова церковнаго доле свержен, от иудей камением побиен, в конец же древом белильным ему сокрушиша, и тако скончася». «Стефан же исполнь веры и силы, творяй знамения и чудеса велики в людех. Воставше неций от сонмища стязающеся со Стефаном. Стефан виде Иисуса, стояща одесную Бога (здесь изображен Господь Саваоф на Престоле). Стефан, первомученик, от 7 диаконов, от 70 учеников, от иудей камением побиен, скончася».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Брат его, святой апостол Иуда, называемый также Леввеем и Фаддеем 29 , по одним сказаниям, проповедовал в Ливии, по другим – в Сирии и Армении. От него Церковь имеет одно соборное послание. Святой апостол Симон, по прозванию Зилот, полагают, был брат Иакова и Иуды 30 . Об его апостольских трудах известно только то, что он проповедовал на Востоке. О святом апостоле Матфие, избранном на место Иуды Искариотского, неизвестно ничего, кроме того, что он вместе с другими апостолами во время земной жизни Господа постоянно находился при Нем, почему и был избран для апостольского служения. О месте его проповеди можно сказать только то, что он проповедовал вне пределов Римской империи. § 13. Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век апостольский и причины ее быстрого распространения Апостолы, по слову Спасителя, ходили с проповедью Евангелия ко всем известным тогда народам. Греко-римская империя была центром деятельности нескольких апостолов. А некоторые из них, как сказано было выше, посвятили себя на проповедь Евангелия среди народов варварских, вне пределов римского владычества. Все они исполняли дело своего служения с необыкновенною ревностью. Затруднений и препятствий для них как бы не существовало: голод и холод, преследования, темницы, смерть – ничто не останавливало их. Проходя с проповедью Евангелия, апостолы, за исключением немногих, не оставались навсегда на одном месте, но, устроив церковь в одном месте, переходили в другое и так далее. Результатом их деятельности было то, что во всех больших и важных почему-либо городах Римской империи, например, Иерусалиме, Антиохии, Ефесе, Филиппах, Солуни, Афинах, Коринфе, Александрии, Риме и других, устроены были христианские церкви. Даже во многих малых городах были христианские общины, как это видно из путешествий апостола Павла. Ученики апостолов – особенно Павла и Иоанна, воспитавших целое поколение ревностных учителей и проповедников Евангелия, бывшие по большей части предстоятелями основанных ими церквей, – были их ближайшими помощниками в распространении христианства. Как быстро шло распространение христианства во времена апостольские, это видно из того, что в самом начале II века, немного спустя после смерти Иоанна Богослова, правитель Вифинии Плиний Младший доносил императору Траяну, что в этой области христианство проникло, по его выражению, как зараза не только в города, но даже в села и деревни, так что опустели языческие храмы и прекратились языческие празднества. Конечно, такое множество христиан в Вифинии появилось не вдруг после смерти апостолов, а увеличивалось постепенно еще при их жизни. Вообще, в век апостольский на пространстве всей империи христиан следовало считать многими тысячами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Чет. Минее Житие и Страдание ап. Петра от Св. Писания и от Метафраста (apud. Surinum) и проч. сокращенно, ап. Павла от Деяний ап. и иных историографов церковных. (Act SS. ad 29 iunii. Mazochii Kal. neap. 779. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 110. Жизнь Ап. Павла в Xp. Чтении 1826 г.) Мес. В. Март. Р. Поклонение вериг ап. Петра 16 янв. В службе каноны Иоанна Дамаскина . 30 Собор свв. славных и всехвальных Апостол двенадцати. Онп суть: 1. Св. Петр, рыбарь из Вифсаиды, брат св. ап. Андрея. Распят в Риме в царствование Нерона. (29 июня.) 2.      Св. Андрей, брат ап. Петра, ученик Иоанна Крестителя, первый апостол. Проповедовал в примории Евксинского Понта в Елладе; распят в Патрах Ахайских. (30 ноября.) 3.      Св. Иаков Зеведеев, брат ап. и еванг. Иоанна; убиен мечом от Ирода. (30 апр.) 4.      Св. Иоанн, евангелист и Богослов, брат Иакова Зеведеева. Проповедовал в Малой Азии; скончался в Ефесе, имея около 100 лет от роду. (20 сент. и 8 мая.) 5.      Св. Филипп, из Вифсаиды, согражданин свв. Петра и Андрея, приведший ко Христу Нафанаила. По преданию, распят в Иераполе Фригийском. (14 ноября.) 6.      Св. Варфоломей. Проповедовал в Аравии, скончался в Албанополе Арменском. Иные почитают его за одно лицо с Нафанаилом. (11 июня и 25 авг.) 7.      Св. Фома, или Дидим (близнец). Проповедовал евангелие в восточной Азии, и умер от копья. (6 окт.) 8.      Св. Матфей, евангелист. Скончался мученически, проповедав Евангелие в Ефиопии. (16 ноября.) 9.      Св. Иаков Алфеев. Скончался на кресте. (9 окт.) 10.      Св. Иуда, иначе Фаддей и Леввей, брат Иакова, брата Божия. Проповедовал в Персии и Армении, где и скончался от стрел. (19 июня.) 11.      Св. Симон Кананит, или Зилот. Скончался на кресте, благовестив имя Господне в Африке и Британии. (10 мая.) 12.      Св. Матфий, причтенный к лику двенадцати после Вознесния Господня. Проповедовал и пострадал в Ефиопии. (9 авг.) Чет. Минея. (Церковно-библейская история митроп. Филарета). Мес. В. В службе два канона: один свв. Апп. Петру и Павлу, другой – двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Во втором послании к одной христианской жене Кирии с ее детьми апостол предостерегает от тех же лжеучителей, не признающих пришествия Христа во плоти (ст. 7), смотрит на них, как на новое явление, не просто как на противников христианства, но как на отступников от первоначального учения и заповедует таких не принимать и в домы свои и не приветствовать их, как христианских братий. Третье послание Иоанново к одному значительному члену неизвестной нам церкви по имени Каию; оно раскрывает нам некоторые особые отношения церковные. Каий был известен деятельной любовью, с какой он принимал чужестранных проповедников веры, когда они посещали его церковь . Но в той же церкви находился властолюбивый человек Диотреф вероятно – предстоятель, который не только сам не оказывал гостеприимства, но и другим препятствовал и даже отлучил за то от церкви самого апостола. Видно, что эти проповедники были из Иудеев; апостол ставит им в особую похвалу то, что они ничем не пользовались от языков (ст. 7). Потому можно судить, что и Диотреф был из противников иудейства, только неправильно действовавшим. Долговременное пребывание здесь и управление церкви апостола Иоанна способствовало образованию под его отеческим надзором многих достойных пастырей; из них известен Поликарп. Влияние Иоанна на церкви малоазийские открывается и из того, что при последующих спорах о Пасхе, о крещении еретиков, всегда ссылались здесь на его пример. Иаков (брат Иоанна Богослова) скончался в Иерусалиме ок. 44 по Р. Хр. Симон (Зилот), по мнению многих Отцев церкви, брать Иакова Алфеева, по Софронию – епископ Иерусалимский после Иакова (по Евсевию епископом Иерусалимским именовался Симеон, сын Клеопы). По Никифору (2:40) он проповедывал в Египте, Киринее, Мавритании, Ливии, на Британских островах и умер на кресте. Иуда брат Господень и брат Иаковлев, по западным преданиям, проповедывал в Персии и там скончался мученически; по Никифору (2:40) проповедывал в Палестине, Сирии и Аравии и мирно скончался в Едессе. Матфий по Никифору (2:40) проповедывал в Ефиопии, по Софронию – in altera Aethiopia т. е. в Колхиде, по другим – только в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И. Правда, что сии преимущества весьма важны. Но почему Петр, как первенствующий из апостолов, не остался навсегда в Иерусалиме? У. Примечай по сему, что Петр не думал созидать столицы христианства, как вздумали сделать после; а хотел исполнять заповедь своего Учителя: шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Сия-то заповедь довела его, наконец, и до Рима. И. И он не принес с собой первенства Римской церкви? У. Представь себе, что какой-нибудь правитель, посещая свои области, приходит в какой-нибудь отдаленный от столицы город и там умирает: делается ли чрез сие этот город столицей? И. Конечно, нет. У. Петр, не столько правитель, сколько служитель Церкви, проходя весь мир с проповедью Евангелия, приходит в Рим и там умирает. И будто Римская церковь сделалась от того столицей Вселенской Церкви! Вообразим на минуту, что мы находимся в первенствующей Церкви. В 64 году по Рождестве Христовом Петр умирает в Риме. Сделаем епископа Римского преемником Петра, первым в мире епископом, и, если угодно, даже видимой главой Церкви. – Посмотри же, что мы делаем. До конца первого века остаются в живых апостол и евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов, и, в особенности в Иерусалимской Церкви, епископ ее, апостол Симон Зилот, сродник Господень. Так мы отдаем первенство Римскому епископу и над ними? – Я уверен, что ты на сие не согласишься. Но если до конца первого века, доколе в Восточной Церкви остаются в живых апостолы, епископы Римские не будут иметь первенства, то где возьмут они его во втором веке? И. Ты, однако же, прежде сказал и доказал, что самые Соборы отдавали Римскому епископу первенство места. Откуда же оно взялось? У. От самих Соборов. И. Как это? У. Епископы первенствующей Церкви, памятуя слово Христово: иже хощет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф. 20:27 ), без сомнения, почитали каждый себя последними рабами. Должно думать, что вопрос, кому из них принадлежит первенство, никому из них не приходил на мысль, доколе живы были апостолы и доколе не начали собираться многочисленные Соборы. Когда начали собираться Соборы, тогда церкви знатнейших городов, где бывает большее стечение народа, следовательно, и христиан, и притом такие церкви, в которых вернее известно было преемство епископов от апостолов, получили первенство пред окрестными, не столь знаменитыми церквями и сделались их прибежищем. Таковы были Антиохийская, коей епископы происходили от Павла и Петра; Александрийская, коей епископы начинались от евангелиста Марка, и Римская, коей епископы возводили свое происхождение к Петру и Павлу. Порядок требовал, чтобы и из трех епископов знатнейших церквей которому-нибудь дать первенство; и, по словам вселенского правила, «отцы прилично дали первенство епископу града Рима, яко царствующего града». Заметь сие выражение Соборного правила: «отцы дали первенство», следовательно, не апостолы и не Христос дали оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010