Двенадцать апостолов ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ (апостол – греч. π στολος, «посланник»), избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. А. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») дается в синоптических Евангелиях ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ) и в Деяниях апостолов ( Деян.1:13 ), причем порядок несколько варьируется; это братья Петр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище – Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был но жребию избран Матфий ( Деян.1:15–26 ), чем подчеркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать (см. ниже). Ученики и спутники Иисуса, призванные Им, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» ( Мк. 3:14–15 ), апостолы фигурируют рядом с Ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки – братья Симон (Петр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака – Иаков Зеведеев и Иоанн ( Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–20 ); Евангелие от Луки содержит также рассказ о «чудесном улове»: рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое множество рыбы»; пораженные, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, Тайная Вечеря. Они присутствуют при Вознесении Христа, и именно им Ангелы возвещают Его грядущее Второе Пришествие ( Деян.1:10–11 ). Когда по случаю дня Пятидесятницы Д. А. собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись Духа Святого, вдруг начинают говорить на незнакомых языках («сошествие Духа Святого на апостолов», Деян. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Рубрики Иуда Искариот 7 мин., 02.05.2013 Поделиться Иуда носил это странное прозвище Искариот, чтобы отличать его от другого Иуды, сына Иакова, по прозвищу Фаддей. Значение прозвища до сих пор служит предметом споров. Самое распространенное объяснение — иш-керийот , то есть «человек из Керийота» (название какого-то селения или городка в Иудее) или просто даже «человек из пригорода». Иногда, впрочем, говорят, что это искаженное слово сикарий (так называли борцов за независимость, а на современном языке террористов, использовавших кинжалы, на латыни сика , для убийства римлян и сотрудничавших с ними иудеев). Есть и другие объяснения, связанные с созвучными арамейскими словами: то ли «красильщик» (профессия), то ли «лживый человек» (характеристика поведения). Последняя версия сомнительна: вряд ли у него с самого начала было такое обидное прозвище. Евангелист Иоанн еще называет его Симоновым — видимо, его отца или старшего брата звали Симон. Если старший брат, то не мог ли это быть один из апостолов? Симон-Петр, брат Андрея, — едва ли, слишком много о нем говорится, чтобы пропустить такую деталь. А вот другой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, в принципе мог. Может быть, оба они даже в свое время принадлежали к «вооруженному подполью», как намекает прозвище Симона, — и тогда Иуда действительно был «сикарием», а не просто «человеком из пригорода». В любом случае, в Евангелиях о нем почти ничего не говорится, за исключением того самого предательства. И еще одного небольшого эпизода: Иоанн повествует, как одна женщина помазала Иисуса драгоценным ароматическим маслом. И тогда Иуда возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» И дальше Иоанн комментирует: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Получается, он был самым обычным вором: просто таскал понемногу деньги, которые люди жертвовали Иисусу и Его ученикам. Интересно, что в версии Марка возмутились «некоторые», то есть не один Иуда, и уж наверняка не потому, что все они надеялись получить часть этих денег себе лично. Но это так легко можно понять: апостолы странствовали по всей Иудее, не всегда им хватало пропитания, а уж удобный ночлег и вовсе казался роскошью... и вдруг какая-то женщина безрассудно тратит в один миг сумму, которую поденщик зарабатывает за год! Они не знали, что странствия их подходят к концу и что Иисус скоро будет подвергнут самой мучительной и позорной казни, и даже хоронить Учителя придется поспешно, в чужой гробнице. Женщина тоже не знала этого, но принесла всё, что могла, в знак своей любви и признательности.

http://foma.ru/iuda-iskariot.html

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Библия, изложенная для семейного чтения. Сошествие Святого Духа Избрание апостола Матфия Схождение Святого Духа на апостолов Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое. Вознесся Он от мира земного, но не покинул его, а продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им ходатайствующего за людей Духа Утешителя, вдохновляющего последователей Христа исполнять и проповедовать волю Его. Кровь Божественного Искупителя омыла падшее человечество и возвратила его в утраченный рай, на лоно Предвечного Небесного Отца, восстановить и утвердить навеки общение с Ним, нарушенное первобытным грехом. И «не остались сиротами» видевшие Христа восходящим от них на небо, помнили они отрадные слова Его, что Он с ними «во все дни до скончания века» (ср. Ин. 14, 18. Мф. 28, 20). Пребывая все вместе, с радостной верой ожидали они пришествия обещанного им Духа Утешителя, Который просветит их и научит творить заповеданное им дело Господне. Возвратясь в Иерусалим с горы Елеон, избранные одиннадцать учеников Иисуса Христа: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, — взошли в горницу на горе Сион (по преданию, ту самую, где Господь совершил Тайную Вечерю). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». «И в те дни Петр, став посреди учеников, властно сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой (см. Пс. 68, 26; 108, 8).

http://pravoslavie.ru/3174.html

История церкви апостольской 1. Судьбы Христовой Церкви во времена апостолов А. В Иерусалиме 1. Избрание Матфия на место Иуды (Деян. 1:13–26) После вознесения Иисуса Христа, одиннадцать Апостолов, Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда, брат Иаковлев, постоянно пребывали в горнице храма Иерусалимского, и единодушно проводили время в молитве, вместе с Марией Богоматерью, с некоторыми другими женами и с братьями Иисуса. Верующие каждый день посещали их, и разделяли с ними благочестивые упражнения. Раз случилось, что собрание возросло до ста двадцати человек. Петр, ставши посреди учеников, сказал: «Братия! надобно было исполниться тому, что в Писании Дух Святый предрек устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас; и ему предназначено было проходить то же служение, но ему захотелось приобрести землю за цену, добытую неправдой; и, когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его, что стало известным всем жителям Иерусалима. Между тем, в книге Псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст; и да не будет живущего в нем! ( Пс. 68:26 ), написано еще: епископство (достоинство) его, да примет ин ( Пс. 108:8 ). Поэтому надобно, чтобы кто-нибудь из, бывших с нами во все то время, когда обращался между нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем о Его воскресении». И поставили двоих, Иосифа, называвшегося Варсавой, который имел прозвание Иуста (Правдивого), и Матфия. И помолились такой молитвой: «Ты, Господи, Который ведаешь сердца всех! покажи, кого из сих двоих Ты избрал, принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в место, им заслуженное». И дали им жребии; и выпал жребий Матфию, которого и сопричислили к одиннадцати Апостолам. 2. Сошествие Святого Духа на апостолов в день пятидесятницы; и первая проповедь апостола Петра, посредством которой присоединено к церкви до трех тысяч учеников (Деян. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Книга вторая. Апостолы. С 34 – 99 г. I период (с 33 – 37 г.) Апостолы Петр и Иоанн, Иаков, Иаков Заведеев и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матвей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова, во время пребывания своего в Иерусалиме жили все в одном доме. С ними вместе пребывали многие из святых жен, а также и Мария матерь Иисуса с братьями Господними. Братья эти, или скорее двоюродные братья, сыновья Клеопы и Марии, двоюродной сестры Марии матери Иисусовой, как сказано было выше, назывались: Иаков младший, Иосиф и Иуда. Сначала они не веровали в божественное посланничество Иисуса, но, убедившись Его чудесами, теперь также находились в числе учеников, собранных в Иерусалиме. 275 В горнице той находилось около ста двадцати человек. Петр, встав посреди, обратился к ним, сказав: «Мужи братья! надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам, и получил жребий служения этого, но приобрел землю неправедной мздой, и когда низринулся, рассеклось чрево его и выпали все внутренности его. (И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови). В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст и да не будет живущего в нем; и достоинство его да примет другой». Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от Крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресенья Его». Избрание Матфея в замену Иуды Искариота Петр был первым из Апостолов, однако не присваивал себе никакой власти при выборе сотоварища, а обращался к собранию или к Церкви, решение которой было обязательно как для него самого, так и для прочих сочленов. Избрали двоих: Иосифа, называемого Варсавой, 276 который прозван Иустом и Матфея, и помолились сказав: «Господи! Ты сердцевидец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал, принять жребий этого служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место». Бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. Сошествие Святаго Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

На третий день после призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению Господь Иисус Христос из области Переи отправился в Галилею, в местечко Кану Галилейскую, отстоящую от Назарета, отечественного города Богочеловека, в 8 верстах, на 2–3 часа нетрудного пути. Здесь были у него родные, у которых гостила и Матерь Божия, пришедшая сюда ещё до возвращения Господа и учеников Его с берегов Иордана. Праведного старца Иосифа, её обрученника, в живых в это время уже не было. Он скончался до выхода Спасителя на общественное Его служение. Богоматерь минуты досуга проводила в кругу родных, живущих вне Назарета, с ними она делит свое одиночество, находит у них успокоение для себя и отраду после труда и молитвы. Случилось здесь быть свадебному пиру. Женихом был, по мнению Отцов Церкви, родственник Богоматери Апостол Симон по прозванию Кананиит или Зилот. Это сын Клеопы, брата св. Иосифа и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Христа Спасителя. В торжественном пиршестве принимали участие, как близкие родные, Иисус с Богоматерью и ученики Господа, которые следовали за ним со времени недавнего их призвания к апостольскому служению. Брачные торжества у Еврейского народа происходили в продолжение нескольких дней и при том с особенной пышностью, радушием, гостеприимством и величайшим веселием. Хозяева пира, жених и невеста, не жалели ничего для угощения приглашённых на пир. Даже бедняк показывал себя на этот раз богатым, и полный избыток пищи и питья составлял принадлежность брачной трапезы. Невесту одевали в самые дорогие шитые ткани; с головы до ног покрывали её широким шелковым пурпурного или же белого цвета плащом, края которого подбивались дорогим мехом, а на концах прикреплялись сделанные из золотых нитей и украшенные драгоценными камнями массивные кисти. Все её одежды надушались благовонными ароматами, драгоценные камни придавали им блеск и величие. На ногах виднелись шитые шёлком и золотом туфли. Длинные волосы её, составлявшие драгоценное украшение еврейской девы, намащались драгоценными мастями, заплетались в одну длинную косу, украшались цветами и обвязывались кругом широкой дорогой лентой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Первый век христианства Глава 1. ПРОПОВЕДЬ АПОСТОЛОВ Ныне, когда не столь открыто являются чудеса и пророчества, ознаменовавшие начало Христианства, лучшим свидетельством истины его представляется самое событие, т.е. утверждение Церкви Христовой во вселенной. Посему история Церкви необходимо должна быть предметом благочестивого любопытства и служит для всех убедительною проповедью Промысла Божия о человеках, искупленных кровию Единородного Его Сына, Который обещал пребыть с нами вовеки. С этой мыслью начинаю сказание от того дня, как Господь Иисус Христос вознесся на небо, повелев Своим Апостолам идти научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, и дал им обещание, что всякий, кто уверует и крестится, спасен будет, а кто не поверит, осужден будет; Ангелы же возвестили свидетелям вознесения грядущее второе пришествие на землю Сына человеческого, уже во славе Отчей. 33-й от Рождества Христова Одиннадцать Апостолов, с Матерью Господа и прочими благочестивыми учениками, все вместе не превышая числом ста двадцати, составляли в горнице Сионской зародыш той церкви, которую, по словам Христовым, не могут одолеть и врата адовы. Они ожидали, в непрестанной молитве, сошествия на них обетованного Утешителя, Духа истины, от Отца исходящего и Сыном посылаемого, Который должен был наставить их на всякую истину, воспомянуть им все слова Христовы и сделать из робких рыбаков, ловцами человеков, учителями вселенной. Но еще до сошествия Св. Духа Апостолы восполнили первобытное число свое двенадцать, сопричтя к себе по жребию, одного из двух избранных между учениками, Матфия, который заступил место предателя Иуды Искариотского. Таковы были имена всех Апостолов: Петр, первенствовавший между ними, хотя был равен всем по достоинству, и брат его Андрей Первозванный, Иаков и Иоанн, возлюбленный Господу, сыны Зеведеевы, дети грома по силе своего духа; Филипп и Фома, уверовавший в Воскресение прикосновением к язвам Христовым; Варфоломей и Матфей, из мытаря евангелист; Иаков Алфеев младший и Симон Зилот из Каны Галилейской, и Иуда брат Иаков-лев и новоизбранный Матфий. Не было между ними мудрых по плоти, не было благородных и сильных, все они еще недавно бежали от страха, когда был предан их Божественный Учитель, и трикратно отрекся от Него Петр, и не хотел верить Воскресшему Фома; однако же им надлежало проповедать Его по вселенной; они должны были предстать пред лицом князей языческих и за слово истины терпеть узы, мучения и смерть; ибо не другое что-либо обещал им Господь, посылая их как агнцев среди волков. Но, по словам Апостола Павла, исполнение того мы видим ныне, безумное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное, и незнатное, униженное и как бы не сущее избрал Бог, чтобы упразднить сущее тогда царство тьмы языческой словом о Кресте, которое для погибающих есть безумие, а для спасаемых сила Божия; ибо безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие крепче человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Десятый день. Св. апостол Симон Зилот. (О любви к Богу). I. Св. ап. Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны Галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пире, на котором Он и Пречистая Матерь Его находились в числе приглашенных гостей. Зилотом же называется Симон в смысле ревнителя веры, по переводу того же слова: Кана, что на еврейском языке значит – ревность, усердие. На основании преданий предполагают, что он проповедывал веру в Египте и Британии, где и принял мученическую смерть, быв распят на кресте. Св. Димитрий Ростовский полагает, что св. апостол Симон (тот жених, на свадебном пире которого Господь сотворил Свое первое чудо), получил название Зилота потому, что разгорелся ко Христу «такою ревностною любовию», что для него покинул невесту свою, уневестил душу свою бессмертному Христу и был причтен Им к лику Его двенадцати апостолов. II. Пример св. ап. Симона Зилота, возлюбившего Иисуса Христа паче своей жизни и всех ее удовольствий, научает и нас, братие, любить Господа нашего больше всего, ибо Бог прежде возлюбил нас. Бог Отец «так возлюбил нас, яко Сына Своего Единородного дал есть, да всякь веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что для избавления нашего, восприяв на Себя естество наше, «Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти», претерпел уничижения, поругания, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и поносную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою, положил за нас душу Свою, «да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе» ( Евр. 2, 14. 15 ). Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотою нашею, нисходит на нас, оживотворяет нас мертвых прегрешениями, освящает нас нечистых и оскверненных грехами, подает нам «вся божественные силы, яже к животу и благочестию», соделывает нас чадами Божиими и присными Богу. Так возлюбил нас Господь Бог наш, что после этой временной жизни обетовал нам вечное царство и нескончаемое блаженство в небесных обителях Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Память святого апостола Симона Зилота Память 10 мая Сей святой Симон происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на это торжество он пригласил и Господа, с Его учениками, и Пречистую Матерь. Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино (ср. Ин.2:1–11 ). Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа, как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом; поэтому он и был прозван Зилотом, или ревнителем 3069 , так как разжегся столь великою ревностью, что оставил ради любви к Христу и свою невесту, и все свои привязанности, уневестив душу свою Жениху Небесному. За это Симон был причтен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов. Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, то они получили дар языков, так что могли проповедать Евангелие всем народам; и Симон вместе с прочими одиннадцатью апостолами сподобился получить Духа Святого. Получив Духа Святого, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Здесь он просветил верою Христовою многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос 3070 . Кондак, глас 2: Известно премудрости учения, в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас. 3069 «Зилот» и «ревнитель» – подобозначащие слова; «зилот» есть греческий перевод еврейского слова «кананит» (от «кана» – ревность). Существует предположение, по которому Симон Зилот до призвания в апостолы был членом секты зилотов – ревнителей отечественной веры, обращавших особенное внимание на соблюдение обрядовых предписаний закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010