1848 года, месяца мая, 6 дня. Подлинное подписали: Анфим, архиепископ Константинополя, нового Рима, и вселенский патриархлюбленный брат и Богомолец; Иерофей, Божиею милостию патриарх Александрии и всего Египта; Мефодий, Божиею милостию патриарх великого града Божия Антиохии и всего востока; Кирилл, Божиею милостию патриарх Иерусалима и всей Палестины. Константинопольский Святейший Синод: Епископы Паисий (Кесарии); Анфим (Ефеса); Дионисий (Ираклии); Иоаким (Кизика); Дионисий (Никомидии); Иерофей (Халкидона); Неофит (Дерков); Герасим (Адрианополя); Кирилл (Неокесарии); Феоклит (Верии); Мелетий (Писсидии); Афанасий (Смирны); Дионисий (Меленика); Паисий (Софии); Даниил (Лимноса); Пантелеимон (Дриинуполя); Иосиф (Ерсекия); Анфим (Воденов). Антиохийский Святейший Синод: Епископы Захария (Аркадии); Мефодий (Емесы); Иоанникий (Триполя); Артемий (Лаодикии). Иерусалимский Святейший Синод: Епископы Мелетий (Петры); Дионисий (Вифлеема); Филимон (Газы); Самуил (Неаполя); Фаддей (Севастии); Иоанникий (Филадельфии); Иерофей (Фавора). (Перевод с греческого) Патриаршее и Синодальное Послание Епископам, Клиру и Пастве (1895 г.) “Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся” ( Евр. 13:7–9 ) 1 . Глубокою скорбью и великою печалью объемлется сердце каждого благочестивого православного человека, искренно ревнующего о славе Божией, когда он видит, как ненавистник добра, человекоубийца искони, завидуя нашему спасению, не перестает сеять на ниве Господней разные плевелы, чтобы заглушить пшеницу. От него и прежде произрастали в Церкви Божией еретические плевелы, которые многоразлично вредили и продолжают вредить спасению во Христе человеческого рода и которые, как худые ростки и гнилые члены, справедливо отсекаются от здорового тела православной кафолической Церкви Христовой. В последующие же времена враг отторг от православной Христовой Церкви и целые народы Запада, внушив епископам Рима дух чрезмерного тщеславия, породившего разные незаконные и противные Евангелию новшества. Но этого мало: римские папы всячески стараются при удобном случае вовлечь в свои заблуждения и кафолическую, непоколебимо на Востоке пребывающую в отцепреданной православной вере Христову Церковь , просто и без проверки преследуя измышленное ими единение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

8 . Обращаясь к одной игуменье, старец Иосиф писал: «Когда мы пришли на Святую Гору, то не запирали себя в келье, как делают многие, но искали, плакали, кричали, не проходили мимо ни одной горы, ни одной пещеры, желая найти непрелестного путеводителя и услышать не пустые и праздные слова, а слова жизни. Мы искали душевной пользы, иначе бы эти сокровища ушли в Божии сокровищницы, потухли бы эти светильники и мы бы ходили в кромешной тьме». 9 . В России после революции 1917 года многие монастыри были разорены, многие монахи претерпели пытки, а некоторые скончались от них. Подобный горький опыт пережил и старец Георгий. Согласно повествованию его жизнеописателя, однажды он был заключен в темницу и власти решили расстрелять его вместе с другими. Их одели в белые одежды, связали им руки и повели на место казни. Их Голгофа была страшна, потому что находилась среди скал. Всю группу расстреляли. Старцу досталось три пули. Одна из них попала в медальон из слоновой кости с изображением Божией Матери. Этот образок, доставшийся ему от бабушки, старец всегда носил на груди. Вторая пуля царапнула его по шее, не причинив серьезного вреда. Третья попала по ногам и тоже не нанесла ему серьезной раны. Но поскольку отец Георгий был связан с убитыми веревкой, то упал вместе с ними на скалы. Там он потихоньку освободился и таким образом остался в живых. 10 . Для победы над диаволом старец Анфим совершал великие духовные подвиги. Монахини из его монастыря передали нам то, о чем он сам им рассказывал: «Старец не поддавался нападениям диавола, но, напротив, увеличивал свои подвиги. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Помощница, всегда хранила его своею благодатью. Она оберегала его келью, и от нее однажды он услышал сладчайший глас: «Звери, оставьте Моего монашка». С тех пор демон уже не беспокоил его. В другой раз, будучи еще молодым, о.Анфим испросил у духовника благословение пребывать во бдении столько, сколько будет ему по силам. И он не ложился спать на протяжении 19 дней. Во все это время раз в два дня он вкушал небольшое количество хлеба и пил только воду. Потом подвижник пришел в божественное исступление, дух его был вознесен на небо, где он слышал пение святых Ангелов. Тело свое он видел брошенным на земле. Потом отец Анфим пришел в себя и не говорил ничего, кроме «Господи, помилуй». По прошествии 19 дней он захотел спать и к нему пришел голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Наконец после многих неудачных переговоров с патриархией турецкое правительство решилось само покончить спор между греками и болгарами, – в 1870 году издан был фирман об устройстве церковных дел в Болгарии, по которому полагалось устроить отдельный болгарский экзархат для всех болгарских епархий и с предоставлением права епархиям смешанным присоединиться к экзархату, если все жители их или, по крайней мере, две трети пожелают этого. Патриархия не приняла этого фирмана, болгары приняли и, образовав свой экзархат, в 1872 году торжественно провозгласили независимость Болгарской Церкви от константинопольского патриарха. Первым болгарским экзархом избран был видинский митрополит Анфим, родом болгарин, но получивший греческое образование и первоначально принадлежавший к греческой партии. Константинопольский патриарх Анфим VI, находившийся под влиянием крайних поборников эллинизма, не согласился и теперь на церковную независимость болгар. В том же 1872 году он составил собор, на котором предал отлучению как нового болгарского экзарха и болгарских епископов, так и всех имеющих общение с ними. Болгарский экзархат тем не менее организовался и в 1878 году состоял уже из 15-ти митрополий, не считая епископий. После победоносной войны России с Турцией, поднятой на защиту болгар от турецких жестокостей, Болгария предбалканская в 1878 году получила и политическую независимость под именем Болгарского княжества. Во время войны в 1877 году болгарский экзарх Анфим был низложен турецким правительством и заточен; на место его был избран Иосиф. Теперь Болгарская Церковь , имеющая свою национальную иерархию и независимое церковное управление, сосредоточивает все свои силы на своей внутренней организации – распространение духовного просвещения и особенно приготовление достойных священников составляет ее главную заботу. Остается только восстановить ей общение с константинопольским патриархом. Сербы, просвещенные окончательно христианством в IX веке, начав государственную жизнь, образовали три великие княжества (жупанства): собственно Сербское, Боснийское и Захолмское, получившее впоследствии название Герцеговины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще более раздраженный сими словами, мучитель приказал привязать святого к колесу и привести ось колеса вместе с ним во вращательное движение, причем тело его жечь огнем. Но когда слуги начали исполнять царское повеление, привязали Анфима к колесу и стали разводить под ним огонь, то они сами внезапно упали как бы мертвыми. Колесо остановилось, и огонь устремился на них и опалил их, и они после поведали мучителю следующее: — Когда мы начали вращать колесо и поджигать привязанного к нему, около нас появились три светоносных мужа и сказали: «Не бойся, раб Божий Анфим!» Когда же они обратили взор свой на нас, напал страх на нас, и огонь под колесом обратился на наши лица и попалил нас. Услыхав это, мучитель был поражен, но всё сие приписал волхвованию. После того святого Анфима сняли с колеса, и царь угрожал ему усечением меча, если он не принесет жертвы идолам. Мученик же, услыхав о том, что ему предстоит усечение мечом, возрадовался и усердно молил Бога, да даст ему скорее отойти к своему стаду, восшедшему к небу путем мученичества прежде него, дабы и он мог сказать: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис.8:18). Но злочестивый царь предварительно повелел ввергнуть святого в темницу и связать железными цепями. Когда Анфима вели в темницу, то он славил и благословлял Бога за всё. — И вот внезапно озарил его с неба свет, цепи его расторглись, а слуги, ведущие его, пали на землю от страха. Но Анфим, подняв их, велел исполнить то, что им было приказано. Дошедши до темницы, святой вошел в нее и остался в ней среди заключенных там злодеев и разбойников; но он радовался, как будто был введен на пир, или брачное торжество. Предложив узникам духовную пищу слова Божия и представив им питие благочестия, он приобрел их Христу и присоединил к Его святой церкви, научив вере и добрым делам; там же в темнице он возродил их водою святого крещения. И стала та темница светлою церковью, исполненной даров Духа Святого, где верующие днем и ночью приносили Богу жертву хваления. Узнав об этом, Максимиан повелел привести к нему святого Анфима и старался ласкательствами склонить его к поклонению языческим богам, обещая сделать его первым из жрецов идольских. Но Анфим с обычным своим дерзновением отвечал царю:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Принесе же их втръ к Соловецскому острову. Б же обычай манастыря того, по грамот великого князя жаловалной: аще кого прикинет ко острову з добытком, игумен з братьею того манастыря от всякого добытка емлют на монастырь десятое. 278 Послаша же к ним единого старца имянем Пахомия. Той же рече имъ: «Дайте нам, чада, десятину от добытка вашего, якоже обычай содержит». Они же не хотяху дати десятины, отвещаша тако: «Дадим мало нчто, еже общахом дати Николе на молебен». Той же юноша Анфим скоро притек, рече старцу: «Азъ, господине, от своего добытка дам десятую часть». Старець же благослови его, рек: «Богъ, чадо, исправит добрую твою мысль». Мсто же то от манастыря тринадесять верстъ, идже присташа. Юноша же той, отпустив старца, возлеже почити. И якоже успе, абие слышит нкоего стояще над собою и молитву Исусову творяща. И по молитве рече: «Богъ, чадо, да исправит мысль твою благую, еже добр съвщал еси, да воздасть ти сторицею в нынешний год и въ прочая, да умножатся имниа твоя!» Юноша же, яко услыша, скоро въскочив с мста, на немже лежа, нача зрти прилежно, от кого сие слыша. Абие видит дале старца идуща от него, худы ризы носяща и мала возрастом. И скоро течаша вьслд его, еже бы постигнути. Он же невидим бысть. Анфим же извстився виднием, с радостию отдав манастырю десятину от своего добытка, ничтоже разсужая. Мужие же они, иже скупостию одержими, не восхотша дати десятины манастырю, вкладшеся в насады, 279 поплыша от острова в голомя. И абиа въста буря велиа, и много тружшеся, ничтоже успша, но и насады их съ всм добытком опровергошася въ глубину. И едва сами еле живи спасени Быша от иступлениа. Приплувша на брег, поискавше же добытков и ничтоже обретоша, възвратишася въ своя тщама рукама. Юноша же Анфим отиде по морю стройно, благодатию Христовою и молитвами преподобнаго игумена Зосимы, исторгова добр и придобы доволное богатство по словеси святаго. Чюдо о болнм отрочати Повда ми старец тоя же обители Соловецскые: «Послан бых на службу игуменом и братиею в Великый Новград и тамо о длех манастырьскых упражняющу ми ся. И нкый гость именем Михайло Сысоев позва мя к себ. Сему же Михаилу сын боляше велми, Матфй именем, отроча возрастом шестью лт. Бяше же болезнь тяжка зело: оба прохода занело, и оток прииде на все тло его, и уже лежащу у последняго издыханиа без ответа на долго время; отець убо и мати отчаястася живота его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Двое честолюбцев пытались вырвать власть у Патрикия над Стародубьем, выдав себя за епископов, но это им не удалось. Честолюбцы эти были: беглый иеродиакон Новоиерусалимского монастыря Амвросий и инок Анфим. Амвросий, человек еще молодой и ловкий, явился к Патрикию под именем иеромонаха Афиногена и просил его принять в свое согласие. Патрикий принял его с радостью, полюбил и с великими похвалами отправил в качестве священника в разные диаконовские скиты. Остановившись в Гомеле, Афиноген велел построить церковь в слободе Борской, освятил ее и начал отправлять службу. Недовольствуясь самовольно похищенным саном священника, он стал выдавать себя за епископа, скрывавшего свой сан ради спасения. В Валахии он открыто назвал себя архиереем, рукополагал священников для поповщинских сект и даже хотел рукоположить Патрикия в епископа. Но Патрикий и господарь Валахский узнали истину, и Афиноген должен был бежать из Валахии. Он ушел в Польшу и вступил здесь в военную службу.    Пример Афиногена нашел себе подражателя в Анфиме. Анфим, инок их простых мужиков, проживавший в поповщинских скитах, вдруг стал выдавать себя за священника и за деньги был посвящен Афиногеном в архимандрита. Вскоре ему захотелось и архиерейства: он послал деньги Афиногену и просил заочно посвятить его в епископа. Афиноген согласился и назначил для того день Великого Четверга и даже час, так, чтобы, когда один читал бы посвятительные молитвы, другой возлагал на себя архиерейские одежды. В назначенный день и час Анфим облачился в архиерейские одежды и хотя скоро узнал, что в этот день и час Афиноген был уже польским солдатом, но не хотел расстаться с архиерейством. Не встречая в Стародубье доверия, он удалился к некрасовцам. Некрасовцы приняли его сначала с честью, но потом, узнав обман, утопили его в Днепре. По смерти Патрикия, когда Ветка пала вторично, в Стародубье перевезена была ветковская Покровская церковь и переселились ветковские священники. Один из них, Михайло Калмык, сделался верховным отцом во всей поповщине, и Стародубье заступило в поповщине место Ветки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

6 . Старец Епифаний говорил: «Математика Божия совершенно не похожа на математику людей. Для нас два плюс два равно четырем. Для Бога два плюс два может равняться пяти или пятнадцати, или чему бы то ни было». 7 . Старец Анфим с острова Хиос говорил: «Без воли Божией ни камень не сдвигается со своего места, ни лист с дерева не падает на землю». 8 . Евсевий, старец братства «Зои» («Жизнь»), обращаясь к своему духовному чаду, писал: «Когда Бог удалится от человека, тогда человек впадает не только во все виды греха и беззакония, но и теряет свою веру. Ты – Божие творение, и верою в Него и последованием Его воле ты преображаешься и становишься Его чадом, о котором Он всегда промышляет с великой нежностью и заботится о том, чтобы ты стал совершенным». 9 . О способах, которые употребляет Бог , чтобы помочь человеку, святой Анфим говорил: «Благой Бог не перестает давать рассудку человека благие побуждения. То Он просвещает самого человека, то посылает ему утешение через людей, то дает ему какое-нибудь знамение. Любыми способами старается Его безграничное благоутробие помочь человеку прийти к Нему и спастись». И в другой раз добавил: «Бог так помогает человеку: иногда показывает ему какого-нибудь духовника, способного дать совет; иногда через какого-нибудь Ангела его просвещает; иногда помогает каким-нибудь благим помыслом, который Он вкладывает человеку в ум, а иногда каким-нибудь Божественным вдохновением, которое Он дает ему». 10 . Старец Иероним говорил: «Внимайте тому, как проходит каждый день. Свое будущее возложите на Промысл Божий. Бог поможет. Чего желает Бог , то и будет. Не думайте о будущем и не отягощайте ум свой думой о нем. Бог поможет». 11 . Говоря о любви Божией к человеку старец Анфим, новоявленный святой острова Хиос, подчеркивал: «Бог не отделяет праведного от грешного и не сравнивает лукавого с благим. Пчелу, если найдется кусок сахара или чего-нибудь сладкого на куче навоза, не смущают нечистоты, и она прилетит забрать этот сахар или сладость, чтобы изготовить мед. Так же и Бог . Он не видит, где находится человек, во грехе или в добродетели, в добре или во зле. Бог, чтобы помочь человеку, видит только ту минуту, которая приближает человека к Нему». II. Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

g) Анфим предлагал мне, чтобы Россия купила огромное, почти пустопорожнее, место за домом Гефсиманского архимандрита, известное под названием Носокомион Евдокии царицы. Но я молчал и ничего не сказал ему. По его мнению, надобно заплатить за это место 500 тысяч пиастров. h) Здешнее духовенство, по словам Анфима, может прекратить странный обычай арабов беситься около Гроба Господня и во храме в великую пятницу и субботу. Бывали и примеры укрощения их с помощью турецкой власти и русского консула. i) На совет мой о временном устроении подвижного и складного моста с перилами в храме для праздничных церемоний и для раздачи св. огня, Анфим отвечал, что это было бы очень хорошо, но католики не позволят нам сделать этого. Я опровергал это. Видно, что греки сами не податливы на улучшения. Апреля 5 , Середа. Голова болит и худо можется. Апреля 6 , Четверг. Утро пасмурно. Агент Марабути приходил прощаться со мною; он возвращается в Яффу. Между прочим, он говорил, что шейхи палестинские согласились между собою и под присягой поклялись не давать солдат султану. Вечером я посетил архимандрита Никифора. Монах Анфим навязался к нам. Между прочим, он проговорился, что они впускают хаджиев в храм и в великую пятницу. Апреля 7 , Пятница. Утром я поехал в Вифлеем с тем намерением, чтобы отсюда сделать три поездки: одну в Эфам и на пруды Соломоновы, другую к развалинам аввы Харитона и в соседнюю пещеру, третью к развалинам монастыря Феодосия Киновиарха. Прибыв в Вифлеем через полтора часа по выезде из Иерусалима, я выпросил у владыки проводника Ибрагима и тотчас отправился в Эфам (Ортас). На этот раз избрана была прямая дорога. Сперва мы спустились мимо цистерны вглубь долины, находящейся за Вифлеемом, и потом мимо виноградных садов, поднялись на противоположные горы. Виноградники здесь растут и обрабатываются не так, как в Одессе. Они имеют толстый и высокий ствол, от верха которого пускаются молодые леторосли, кои уже начали развивать свои почки. Зимою эти стволы пригибаются к земле, а весною поднимаются и поддерживаются палками.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вследствие особого божественного откровения, рассказывает монах Александр, св. Варнава уже заранее знал день своей кончины и вот однажды, совершивши Божественную литургию и простившись с верующими города Саламина, он прямо от алтаря отправился в иудейскую синагогу и стал там проповедовать о Христе; иудеи, давно уже враждебно смотревшие на его проповедь и ненавидевшие Варнаву, схватили его, заключили в оковы и, после разнообразных и жестоких мучений, сожгли его на костре; но тело его, по рассказу монаха Александра, не было сожжено огнем и не обратилось в пепел, как утверждает это автор «Acta et passio», напротив, чудесным образом оно осталось целым и невредимым и в этом виде было сокрыто верующими города Саламина в одной пещере. Это разногласие между автором «Acta et passio» и автором «похвального слова» объясняется тем, что первый из них писал свое сочинение в то время, когда мощи св. Варнавы еще небыли обретены, тогда как последний жил уже после этого времени и первый из церковных писателей рассказывает об этом событии в своем «Laudatio sancti Barnabae». Рассказ его состоит в следующем. После смерти св. Варнавы верующие города Саламина стали преследоваться тамошними язычниками и иудеями и до такой степени сильно, что все они частью погибли во время этого преследования, частью должны были удалиться в другие страны и города, так что, наконец, в Саламине не осталось ни одного человека, кто бы знал о месте погребения св. Варнавы. Около четырех столетий после этого, место погребения Варнавы оставалось никому неизвестным. Наконец, в конце V века св. Варнава сам явился саламинскому епископу Анфиму и в ночном видении открыл ему ту пещеру, в которой Марк и верующие Саламина положили его тело. Епископ Анфим действительно обрел в этой пещере мощи св. Варнавы и вместе с ними рукопись Евангелия от Матфея. С вестью об этом епископ Анфим отправился потом в Константинополь к императору, который одарил его богатыми дарами. По возвращении в Саламин, на деньги, данные ему императором, епископ Анфим на том месте, где обретены были мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Γεδεν. Σ. 560. 514 Ibid. Σ. 582. 515 Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316. 516 Там же. С. 291. 517 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 365-366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208 518 Κομνηνο Υψηλντος. Σ. 367-369. 519 По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 520 Κομνηνο Υψηλντον. Σ. 369-370; Μακραος. Σ. 210. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 522 Βενδτς. Σ. 88. 523 Μακραος. Σ. 223. 524 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник - Σ. 142- 143). 525 Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111-112. 526 Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485-486; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник - Σ. 140-141). 528 Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник - Σ. 132). 529 Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577. 530 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774-1780); Гавриил IV (1780-1785); Прокопий (1785-1789); Неофит VII (1789-1794); Герасим III (1794-1797); Григорий V (1797-1798); Неофит VII, вторично (1798-1801); Каллиник V (1801-1806); Григорий V, вторично (1806-1808); Каллиник V, вторично (1808-1809); Иеремия IV (1809-1813); Кирилл VI (1813-1818); Григорий V, в третий раз (1818-1821); Евгений II (1821-1822); Анфим III (1822-1824); Хрисанф (1824-1826); Агафангел (1826-1830); Константий I (1830-1834); Константин II (1834-1835); Григорий VI (1834-1840); Анфим IV (1840-1841); Анфим V (1841-1842); Герман IV (1842-1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845-1848); Анфим V, вторично (1848-1852); Герман IV, вторично (1852-1853); Анфим VI, вторично (1853-1855); Кирилл VII (1855-1860); Иоаким II (1860-1863); Софроний III (1863-1866); Григорий VI, вторично (1867-1871); Анфим VI, в третий раз (1871-1873); Иоаким II, вторично (1873-1878); Иоаким III (1878-1884); Иоаким IV (1884-1886); Дионисий V (1887-1891); Неофит VIII (1891-1894); Анфим VII (1895-1897); Константин V (1897-1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов. 532

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010