В другой раз накануне первого октября, когда совершается всенощное бдение в честь Покрова Пресвятой Богородицы, отец Анфим пришел в монастырь святого Пантелеймона едва живой. Встретив известного нам брата, он рассказал ему следующее: " Этой ночью я был возле монастыря Зограф, в пустыне, и молился, стоя на камне. Во время молитвы я узрел, как Божия Матерь сходила с Небес, направляясь в ваш монастырь. Увидев это, я обрадовался и поспешил сюда, чтобы застать Ее здесь и чтобы Она покрыла Своим омофором и меня, грешного, вместе с прославляющими Ее рабами. Но лишь только я отправился в путь, откуда ни возьмись появилась змея, которая бросилась на меня и сильно укусила в ногу. Я понял, что это было просто препятствие, учиненное мне по зависти человеконенавистником, и не придал укусу никакого значения, но поспешил прийти в ваш монастырь " . Брат осмотрел ногу, и, действительно, рана от укуса была серьезной. Великая любовь старца к Богу сделала его нечувствительным к телесной боли. В 1862 году зима на Святой Горе была холодной и снежной. Отец Анфим жил тогда где-то на вершине Афона в пустынном месте в дупле дерева. Снега навалило так много, что он оказался совершенно отрезанным от остального мира. Сорок шесть дней он провел без куска хлеба. Почти всегда перед началом снегопадов он перебирался поближе к монастырю. Когда монахи Пантелеимонова монастыря заметили, что отца Анфима в такую холодную и снежную зиму нет рядом с ними, то забеспокоились. Через сорок шесть дней старец добрался до них, совершенно выбившись из сил и окоченев. Брат, увидев его, от неожиданности и радости закричал: - Ах, отче, это ты? А мы уж думали, что не увидим тебя. Да где же ты был все это время? - А-а-а, сидел в дупле, - ответил старец с улыбкой. - И что ты там ел? - спросил брат. - Брат мой Виктор, сколько я претерпел от бесов и холода, - один Бог знает. Но святой Иоанн Креститель явился мне и спас меня от смерти. Один раз отец Анфим не появлялся на протяжении пяти месяцев. Монахи не знали, что произошло, беспокоились и строили различные догадки, думая, что, вероятно, кто-то из них его обидел и тому подобное. Духовник монастыря знал одного пустынника, к которому отец Анфим имел особое доверие, и попросил его узнать причину столь длительного его отсутствия. Этот пустынник спросил об этом отца Анфима, и тот ответил: " Пока меня будут там превозносить и почитать как святого, я не буду туда ходить... Когда я был там в последний раз, один иеромонах упал мне в ноги и говорит: " Молитесь, отче святый, обо мне, грешном, чтобы мне спастись вашими молитвами... " - Видишь? Как я теперь могу туда ходить, когда меня там почитают как святого? "

http://isihazm.ru/1/?id=789

Экзарх Анфим ответил, что он не может дать ответа без совещания с своим синодом, и вскоре за тем снова отправил (7 апреля) к патриарху двух болгарских депутатов, с тем, чтобы они узнали мнение свящ. синода относительно просимого экзархом свидания с его святейшеством, и вместе с тем просили его предать забвению посланное к пр. Анфиму письмо, если великая церковь желает соглашения и примирения с болгарами. Святейший Анфим снова потребовал прежде всего от экзарха полного повиновения великой церкви, и решительного осуждения поступков болгарских архиереев и народа. Болгарское собрание постановило (8 апр.) сообщить об этом требовании патриарха правительству высокой Порты, а между тем Анфим в третий раз отправил (12 апр.) к патриарху депутацию по поводу просимого им свидания с патриархом, – и также не имел успеха. Испытав неудачу за неудачей, экзарх обратился к патриарху с новою просьбою: он просил дозволения отслужить в первый день пасхи утреню и литургию в болгарской церкви. Патриарх отказал и в этой просьбе. Экзарх после того еще два раза повторил ту же просьбу, и, не получив удовлетворения, воздержался от служения в день св. Пасхи. Не служили и остальные болгарские архиереи в Константинополе в течении всей светлой седмицы. Наконец экзарх Анфим просил письмом п. Анфима снять церковное наказание с трех низложенных (за совершение богослужения 6 января) болгарских архиереев, потому что осуждение их было незаконно, так как означенные архиереи, по отправлении богослужения, желали оправдаться в своем поступке, но патриарх не допустил их к объяснению, и они таким образом осуждены заочно, без троекратного по закону вызова их к суду. Когда же и эта просьба осталась без удовлетворения, он нашел себя вынужденным произнесть (23 апреля) в церкви речь, в которой, между прочим, сказал, что так как патриархия не обращает внимания на смиренные просьбы его о низложенных архиереях, то он, экзарх, более не признает их низложения действительным. Со своей стороны патриарх созвал (27 апр.) патриарший синод, на котором присутствовали бывший патриарх Григорий VI и некоторые другие архиереи, не входящие в состав синода, для обсуждения упомянутого послания экзарха о болг.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Я сказал: – В прочитанном месте указан, без сомнения, лишь общий путь, который надобно пройти людям для спасения. Я выражусь ещё сильнее; в тех словах из кн. Деяний, какие ты, Анфим, прочёл, не указано, а лишь предполагается самое главное дело, без которого людям нельзя спастись... – Какое же это дело? – возбуждённо спросил Анфим. Вы уж апостолов поправлять зачали... Я заметил: – Нет, Анфим, не поправляем мы апостолов, а стараемся лишь правильно изъяснить их речи. Для этого мы не берём отрывками слов их, а сносим учение апостольское о спасении по разным местам Библии. Таким родом мы добываем полный ответ на занимающий нас вопрос. – Ну, так рассказывайте, что же нужно христианам для спасения прежде всего? – спросил Анфим. Я сказал: – В ответ на твой вопрос я попрошу тебя прочесть 10 гл. кн. Деяний. Там идёт повествование о Корнилии сотнике. Говорится, что Корнилий язычник был муж „благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу“ ( Деян.10:2 ). Вот смотри: Корнилий делал перед Господом даже больше того, что требовали апостолы от христиан в своём соборном послании ( Деян.15:29 ). Однако за одни свои житейские добрые дела Корнилий не спасся. Ему ангел велел позвать ещё Симона Петра, – велел послушать проповедь этого апостола и по ней спасаться ( Деян.10:6 ). Что же сделал ап. Пётр для спасения Корнилия и его родичей? Он „велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян.10:48 ). Значит, для начала нашего спасения мало одних житейских добрых дел, как показывает жизнь Корнилия. Недостаточно для того и одной веры во Христа. Такую веру, такое правое исповедание, как свидетельствует кн. Деяний ( Деян.8:7 ), имел евнух. Но он не спасся до тех пор, пока, по вере, не сошёл в воду для крещения, вместе с диаконом Филиппом ( Деян.8:38 ). Только после крещения он получил Духа Святого ( Деян.8:39 ). Таким образом, для того, чтобы положить начало нашему спасению, необходимо креститься во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ). Крещение же нужно нам для того, чтобы через погружение в воду войти в царство Божие ( Ин.3:5 ), стать членом Церкви Христовой ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но главным предметом архипастырских трудов Григория VI был греко-болгарский вопрос, возникший в 1860 году и к его времени достигший высшей степени своего развития. Этот вопрос при Григории был решён в неблагоприятном для греческой патриархии смысле. Потеряв надежду удержать болгар в подчинении греческой церкви и не желая служить орудием запальчивых ревнителей греческой народности, Григорий в августе 1871 года отказался от кафедры. Вообще, второе патриаршество Григория VI было менее благоприятно по своим результатам, чем первое, и даже в некоторых отношениях вызывает порицания со стороны греков 13 . Удалившись с престола, Григорий поселился в том же селении, где жил и раньше, здесь и скончался в 1881 году и погребён в местном храме Архистратига Михаила. После первого удаления святейшего Григория на покой, патриарший престол занял Анфим IV, который патриаршествовал также дважды (1840–1841 и 1848–1852 гг.). Анфим Вамвакис был родом из Константинополя, получил здесь достаточное образование, состоял учителем греческой школы в приходе Диплокиония, а потом протосинкеллом патриархии и митрополитом Иконии, Лариссы и Никомидми. В звании патриарха он пользовался любовью народа за кротость своего нрава, и его первое низложение с престола вызвало среди греков большое волнение. Из деяний его можно указать окружное послание, освобождающее священников от присяги, которую они могут заменять свидетельством своей иерейской совести. Анфим скончался в 1878 году на острове Принкипо. Преемником Анфима IV после первого его патриаршества был Анфим V 1841–1842), митрополит кизический, родом из города Редесто. Он был человек строгий и разумный в административной своей деятельности; в звании патриарха он и скончался и был погребён в храме Живоносного Источника. После кончины Анфима V, на патриаршую кафедру был избран Герман VI, который занимал её дважды (1842–1845 и 1852–1853 гг.). Герман родился в Константинополе в 1790 году, служил сперва при патриаршем храме, в 1826 году был избран митрополитом видинским, а в 1835 году – деркским. Он не получил систематического образования, но был большой любитель науки и просвещения, памятником чего служит и ныне существующая богословская школа на острове Халки, в монастыре Святой Троицы, основанная Германом в 1844 году. Кроме того, он отличался большой ревностью в благе греческой церкви и народа, нестяжательностью и добротой. В первое патриаршество он издал несколько распоряжений, из коих главное запрещало митрополитам хиротонисать новых епископов без крайней необходимости, лишь для титула. Во второе своё патриаршество Герман построил вне стен Константинополя национальный греческий орфанотрофий (сиротский дом) и украсил патриарший храм. Он скончался 16 сентября 1853 года и был погребён в храме Живоносного Источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По сему вернее с месяцесловом Василия читать здесь в наших святцах Марции вместо Марии. Пр. Анфим (в греч. минеях). В неаполитанском календаре IX в. 6 июня положена память св. Анфима епископа. Мазохий не мало положил труда для решения вопроса: кто был сей Анфим. Он думает, что это был пресвитер мученик римский, что 11 мая в древних римских мартирологах, не справедливо к неополитанском названный епископом. Но, без сомнении, это пр. Анфим пресвитер монастыря Снудеев в Царьграде, что ныне в греческих памятниках. Что он именно разумеется в неаполитанском календаре 6 июня, об этом с достоверностию можно заключать на основании синайского 1 месяцеслова западновосточного также IX века, сей месяцеслов во многом сходен с неаполитанским, в нем 7 июня есть св. Анфим и называется преподобным. Сей святой также находится в западно-восточном криптоферратском Еклогадионе. В цареградском монастыре Снудеев совершалась память Ермила и Стратоника 13 января Дю-Канж IV. 161. Кириак диакон. На западе он считается одним из 14 пособников: к нему прибегают против злых духов. Муч. Кодрат . В медицейских и туринских минеях ныне положена память муч. Кодрата; без сомнения он же в Петровем синаксаре и других 9 июня, в студийских минеях и других 12 июня. В печатных греч. синаксарях он опущен. Кто же сей Кодрат? В студийских минеях 12 июня (Синод. 167) есть служба, по коей он был камнями отягчаем, ногтям стружен, свещами поджигаем, страдал на древе, наконец усечен. Другие мученики с ним слышали ангелов поющих. В евангелии Румянцов. Музея 80 июня 12 показана местность его деятельности или кончины или мощей после кончины: иже в Риндаке – το ν τ Πυνδκ. Тоже в Нанианском месяцеслове XI века с недопискою слова: Риндак. Города Риндака География не знает. Но была река Риндак в Малой Азии; ныне она Лупати или Лупад; в древности она была в Мизии на границах с Вифиниею. В некоторых памятниках смешиваются два лица апостол Кодрат, пострадавший в Магнезии и мученик Кодрат, пострадавший при Декии и Валериане (у нас 10 марта) в селении близ реки Риндака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святой Кирилл Иерусалимский говорит нам, что в его время священник побуждал причащающегося христианина, когда еще влага от Причастия Крови Господней находится на устах, приложить три пальца к устам и ими освятить глаза, уши, лоб и руки 724 . Этот обычай был отменен, потому что часто выполнялся с небрежением; к тому же есть «плат», красная ткань, которой причащающиеся оттирают уста. Каждый раз, когда верующие причащаются, певчие поют: «Вечери Твоея тайныя днесь…» «Во светлостех святых Твоих…» И в Пасхальные дни: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуйа». 190.  Один монах по имени Анфим подвязался в монастыре примерно 20 лет. Затем, с благословения своего игумена и старца ушел в пустыню. На протяжении примерно 10 лет он был совершенно один, и это были очень тяжелые годы. Гораздо позже он стал получать помощь от двух других братьев. На девятом году, зимой, он сильно заболел. У него поднялась высокая температура. Он мучился без огня, без горячего чая, без какой-либо помощи три недели. Однажды утром стукнула дверь и послышалось «молитвами святых отец…». Едва он, обессиленный, успел сказать «Аминь», вошел молодой монах, очень просто одетый, с лицом, сияющим необычайной чистотой… – Отче Анфим, я принес тебе немного рыбы. Приготовим уху, чтобы ты немного поправился… Гость наклонился и поцеловал ему руку. Затем он зажег огонь и, когда келья немного согрелась, стал варить рыбу. Когда еда была готова, он позаботился о больном, прибрал в двух комнатах отца Анфима. Сделав растирания, он дал ему горячего чаю и накормил супом… Так продолжалось две недели, и постепенно отец Анфим начал выздоравливать. Монах сказал, что его звали отцом Паисием и что он подвизался далеко в пустыне. Отец Анфим, когда оправился от болезни, стал приглядывать за молодым монахом и заметил, что во всем у него порядок: он опрятен, исполняет свое правило, бодрствует, поститься и т. д. Однажды утром монах спросил отца Анфима, не хочет ли он причаститься. Тот согласился. На другой день, когда еще не рассвело, пришел всем известный отец Григорий Духовник, и причастил его. Ему помогал отец Паисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После обедни в келье игуменьи собрались все здешние архиереи, кроме лидского, севастийского и неаполийского, и прочее духовенство. По обычаю, подано было варенье, потом ликер и, наконец, кофе. По окроплении розовою водою все разошлись по домам. По дороге я зашел в католический монастырь и осмотрел в нем церковь и все здание, но в келлии меня не вводили. Монастырь устроен хорошо. Церковь изрядная. Есть в ней хорошие картины. Особенно мне понравилась картина явления Господа Марии Магдалине. Господь на облаке, несущемся по земле; Мария хочет обнять его ноги. Весь день проведен мною в выписке нужных сведений из книги патриарха Досифея о патриархах иерусалимских. Известия вечерние суть следующие: 1) Из Газы получено известие от христиан, что тамошние турки жгут их домы. Гонимые просят защиты и помощи. 2) Архимандрит Никифор, служивший сегодня переводчиком для лидского архиепископа Кирилла в разговоре с еврейским хахам-баши, передал о. Григорию в келлии Анфима то, что этот хахам-баши сообщил, именно: «здесь получено известие еврейским обществом, что родственник Ротшильда, Монфиори, едет в Иерусалим для поддержания еврейского здешнего общества против англиканского епископа Александра и будет здесь строить синагогу, больницу для евреев и училища. На расходы Ротшильд ассигнует 1000 золотых лир и Монфиори 1000 золотых флоринов 3) Англиканской миссией обращены уже 10 еврейских семей; но все они были бедные и бесчестные, по мнению самих же евреев. 4) Монах Анфим уверял, что отпечаток другой правой стопы Спасителя вознесшегося, по наущению православных, унесен был православными работниками из Омаровой мечети при починке оной и теперь хранится в монастыре Св. Феклы. Работники, нашедши этот камень со св. отпечатком, выбросили его вместе с мусором за ограду и потом унесли его в патриархию, откуда он и поступил в монастырь Феклы. Это содержится в тайне между православными. 5) Монах Анфим, который служит вместо кормила для здешнего синода, говорил о. Григорию, что ежели евреи будут иметь свою защиту в Ротшильде и Монфиори, то крайне нужно было бы и им иметь здесь защитника со стороны России (В это время какой-то диакон моргал, мигал одним глазом о. Григорию и тем дал знать, что не надобно верить Анфиму). Впрочем, прибавил Анфим, назначение сюда духовной русской миссии едва ли было бы полезно. Ибо если случится какая-либо размолвка между греческим и русским духовенством, то от этого произойдет соблазн в народе, пожалуй, враги или чернь будут говорить, что или русские, или греки – еретики, не согласны между собою во мнениях и правилах. Притом в случае какого-либо переворота политического, напр. в случае войны России с Турцией, падет подозрение и даже гонение на духовенство Гроба Господня. «Нас убьют, а храм сожгут, говорил Анфим, за то только, что русские будут жить вместе с нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Здесь он построил старообрядческую слободу Маяки, что ныне город Херсонской губернии. Он и умер впоследствии в Маяках и похоронен там. До сих пор жители этой слободы, считая Феодосия святым, благоговейно чтут могилу этого «епископа кубанскаго и терскаго». Анфим прибыл к некрасовцам в слободу Славу вместе со всеми своими присными: с дьякониссами, с попами Иосифом и Матвеем Буркиными и всем клиром церковным. Сначала он поладил с казаками и, кажется, даже успел помирить с ними Феодосия, освятил для них церковь, наставил попов и дьяконов столько, сколько им хотелось. Некрасовцы тоже были довольны Анфимом и предложили ему поселиться у них и быть «архиепископом всего православия». Анфим не заставил долго просить себя и церковь в слободе Славе сделал своей митрополией, наименовав ее «соборною церковью всего православия». Самых горячих своих приверженцев он пристроил к этой церкви. Матвея Буркина сделал «экономом соборныя церкви всего православия», а брата его Иосифа «логофетом». Сам же принял на себя звание «архиепископа всех старообрядцев», живущих в подданстве турецкого султана и крымского хана. На собор, бывший по этому случаю 20 апреля 1755 года в Славе, приезжал из Маяков и Феодосий. С епископами, находившимися на предгориях Кавказа, на реке Кубани, снеслись заблаговременно, и от них получено было согласие на возведение Анфима в сан «архиепископа». Но Анфим недолго ладил с некрасовцами. Своим характером, своим стремлением подчинить себе всех атаманов до такой степени, чтобы не могли они без его воли ничего предпринимать, своими высокомерными выходками он возбудил всеобщее на себя неудовольствие; притом же отношения его к дьякониссам были слишком явны и производили большой соблазн между Игнат-казаками, которые хотя и не отличались скромностью и целомудрием, однако не могли терпеть соблазна, производимого их архипастырем. Но всего более раздражали их отзывы Анфима о православных греческих архиереях. Мы уже видели, как он искал благосклонности митрополитов ясского, браиловского, редовуцкого, крымского; это узнали некрасовцы и были тем крайне недовольны.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

58 Сам Анфим уверил, что был действительно поставлен в диаконы и попы воронежским епископом Иоакимом («Очерки поповщ.», стр. 190), но свидетельство его никакими другими известиями не подтверждается и потому крайне сомнительно. Вот что напротив, говорит Алексеев, как по всему видно, знавший Анфима лично: «… любоначальством ослеп, нача себе глоголати попа, о чем до того сведущи его ни в мысли имяху» («Ист. о бегств. свящ.» стр. 65). Андрей Иоаннов также называет его просто «… чернецом, не имевшим никакого посвящения, кроме монашества» («Ист. изв. о раск.», ч. 3, стр. 29). В «Сказании» Анфим также называется простым чернецом. Вот какие сообщаются здесь сведения о его жизни до приезда на Сожу: «Сей Анфим, простый старец воронежского монастыря Каменского (Кременского: ср. «Очер. попов.» стр. 190), и не ведомо каких ради дел взят был в Москву и держался в Синоде три года. И из Синоду тайно бежал и укрывался в Москве у таких же людей, подобных ему, и назывался потом черным… Еще обольстил дом пивовара Михайла Константинова, что на Ольховце, и дочерь его прельстил, еще же и боярыню, и с ними казны много себе получил и сманил их с собою за границу, и на Ветку черным попом приехал, и вселился на Боровицах, в расстоянии от Ветки за четыре версты, и там построил церковь и сам освятил ту церковь, и антиминс в ту его новоустроенную церковь неведомо где он взял, о том не известно». 59 «Многих в причет церковный поставил, и старцев много постриг, такожде и стариц женского полу постриг много, еще и вся архиерейская действовал самовластно («Сказание»). 61 В «Очерках поповщины» приводятся, часто отрывками, части вполне, весьма любопытные документы из «Дела Св. Синода об архиепископе Анфиме». Но по приведенным в этой книге выпискам из дела нельзя определенно решить, действительно ли Анфим получил рукоположение от митрополита Даниила. Известие об этом сообщает в одном из своих писем к ясскому митрополиту Иакову сам же Анфим; но ему, в этом случае, вполне доверять нельзя, и ясский митрополит Иаков, решительно отвергший это показание Анфима, конечно, заслуживает большего доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Множество людей палачи привязывали к лодкам и топили в морской пучине» . Правда, сам Евсевий относит мученическую кончину Анфима к началу Диоклетиановых гонений. Но, как считает церковный историк А.П. Лебедев, «есть все основания утверждать, что Евсевий в этом случае впадает в грубую ошибку. Анфим мученически умер, во-первых, не по воле Диоклетиана, во-вторых, не в 303 году, а много позднее» . В доказательство своей версии А.П. Лебедев приводит такие доводы: «Евсевий еще и в другом месте своей истории упоминает о мученической кончине Анфима, но в этом случае как на одновременного с Анфимом мученика указывает на пресвитера Лукиана антиохийского. А так как сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 312 году, то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Максимине в одном году с Лукианом. Дальше, есть прямой факт, указывающий, что Анфим пострадал в указываемое нами время: Лукиан из темницы в Никомидии пред своей смертью писал к антиохийцам послание такого содержания: “Приветствует вас весь сонм мучеников, возвещаю вам, что Анфим, епископ, сподобился мученической кончины”» . Церковь совершает память епископа Анфима вместе с замученными при Диоклетиане Петром, Горгонием и Дорофеем, а также другими никомидийскими мучениками: диаконом Феофилом, Мардонием, Мигдонием, Индисом, Зиноном, Евфимием и Домной – 3 сентября, а 28 декабря празднуется память 20 тысяч никомидийских мучеников, пострадавших в этом городе в разное время в гонения Диоклетиана, Галерия и Максимина. Недруг Церкви нового времени Э. Гиббон в своих калькуляциях относительно числа христиан, пострадавших в гонение Диоклетиана и его преемников, приходит к заключению, что за десятилетие замучено было приблизительно полторы тысячи человек. Подобный вывод представляется злой насмешкой перед лицом сонма никомидийских мучеников. Для Гиббона церковное предание не имеет ни малейшей достоверности. Но как быть с упоминаемым Евсевием сожжением всех жителей целого города во Фригийской провинции, пускай это был маленький городок и пускай в этом случае более вероятно свидетельство Лактанция, что сожжены были христиане этого города, собравшиеся в церкви, вместе с самой церковью? Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, который собственными глазами наблюдал происходившее тогда в Палестине, писал в книге «О палестинских мучениках», что Максимин, преследуя палестинских христиан, приказал отправить часть из них на рудники в Ливан, а 39 человек казнить усекновением головы (глава 13) .

http://pravoslavie.ru/42737.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010