Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Протоиерей Московской Николоявленской церкви Стефан Иванович Зернов ( – как давний член академической Конференции, неутомимый деятель в области учения и советования духовного, благотворитель нуждающихся студентов Академии), † 1886 г. окт. 17. С 1879 года: Редактор « Московских Ведомостей» и « Русского Вестника» – Михаил Никифорович Катков (21 сентября – как крепкий охранитель и учёнейший защитник дорогих для русского народа начал православия, самодержавия и народности), † 1887 г. июля 20. Михаил (Иованович), митрополит Сербский (1 октября – как достославно довершивший двадцатипятилетнее служение в сане святительском, великий деятель на пользу православной церкви Сербской и Сербского народа), † 1898 г. февр. 6. Анфим (Чалыков), митрополит Виддинский, бывший экзарх Болгарии ( – как достохвально прошедший двадцатипятилетнее поприще служения церкви Болгарской, доблестный страдалец за свой народ), † в 1888 г. —875— С 1880 года: (22 сентября) Оберн Прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (во уважение к глубоко-сочувственным отношениям его к потребностям Церкви и во уважение к заслугам, оказанным науке руководственными его трудами), † 1907 г. март. 10. Главноуправляющий вторым отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, бывший Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода, князь Сергей Николаевич Урусов (во уважение к благотворному для Церкви участию в управлении её делами и к обширной и многоплодной деятельности законодательной), † 1883 г. янв. 18. Протоиерей Иосиф Васильевич Васильев , Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде (во уважение к многоплодному действованию в пользу православной Церкви во время продолжительного служения ей на Западе Европы, ко многим учёным трудам и к неутомимой деятельности по руководительному направлению дел духовно-учебных заведений), † 1881 г. дек; 27. С 1881 года: (1 октября) Директор Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода Иван Александрович Ненарокомов (во уважение двадцатипятилетнего многотрудного и многоплодного служения его благу духовно-учебных заведений), † 1889 г. дек. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

44 . Анфим Чалыков, из болгар, урожденец из Кирк-клиссе, адрианопольской епархии. Родился в 1816 г. В 1836 г. отправился на Афонскую гору, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 году поступил учиться в халкинское богословское училище и через четыре года окончил там курс первым учеником. После сего он был учителем в училище на своей родине. Отсюда через три года отправился в Смирну, где в евангельской школе определен на должность законоучителя и иерокирикса. Между тем, желая получить высшее духовное образование в России, он просил у св. Синода разрешения поступить в одну из духовных Академий. Получив дозволение, Анфим сперва поступил в херсонскую Семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда отправился в Троицкую Сергиеву лавру, где поступил в студенты Академии и окончил курс со степенью магистра в 1854 году. По окончании крымской войны, он проживал в одном из московских монастырей и в 1857 году уехал в Константинополь, и назначен учителем церковно-славянского и русского языков и церковной истории в халкинском училище. В 1858 году Анфим возведен в сан архимандрита и вскоре после того рукоположен был во архиерея и получил титул митрополита преславского (в Болгарии). В 1863 году он назначен ректором халкинской Семинарии. В 1867 г. переименован виддинским митрополитом; в 1872 г. был избран экзархом болгарским. По поводу тягучего болгарского вопроса, Анфим во время святительского служения терпел множество неприятностей, и великих трудов стоило ему выдержать себя пред лицем озлобленной на болгар патриархии. В начале русско-турецкой войны, в 1877 г. Анфим был низложен Портою и сослан в Ангору (Анкиру). По заключении мира в 1878 г. возвращен из заключения; по болезни, постигшей его вследствие множества беспокойств и огорчений, некоторое время отдыхал на родине, а потом вступил в управление виддинской митрополией, которой управлял до избрания в экзарха. Двадцатого курса (1856) 45 . Хрисанв Ретивцев, магистр. По окончании курса определен профессором костромской Семинарии по классу чтения св. Писания. В монашество пострижен в 1857 г. В сентябре 1858 года переведен в казанскую Академию на должность бакалавра основного и полемического богословия. В 1865 году перемещен в петербургскую Академию на кафедру нравственного богословия; в 1866 г. получил сан архимандрита и определен инспектором Академии. В 1869 г. переведен в петербургскую Семинарию на должность ректора; 29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа астраханского; в декабре 1877 г. переведен на нижегородскую епархию. Напечатанные сочинения его:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

2002 Программа Гилярова по герменевтике учитывала данное понятие, но как частный случай символического прочтения Библии. Прообразовательное богословие развивалось в противовес протестантской новой Тюбингенской школе «библейской критики» (Ф. Х. Бауэр). Постулатам последней о презумпции исторического смысла была противопоставлена концепция Божественного Промысла, предлагающая рассматривать историю как цепь прообразов и образов, ретроспекций и проспекций. Ценностный акцент, таким образом, попадал не на «исторический смысл» (прообраз), а на образ, служащий ключом и открывающий подлинный смысл более раннего события. Прообразовательное богословие в России XIX в. развивал прот. П. М. Терновский, а затем и прот. С. К. Смирнов («Предызображение Господа нашего Иисуса Христа...»). После отставки Гилярова именно С. К. Смирнов стал руководить миссионерским отделением (Смирнов. С. 409). 2003 Согласно И. А. Вениаминову и Е. Е. Голубинскому («Воспоминания». Кострома, 1923), источником слуха выступил иеродиакон Анфим (Чалыков), пожаловавшийся будто А. Н. Муравьеву, что якобы Гиляров слишком вольно читает герменевтику. Ср. примеч. 4. 2005 Было: можно ли [способ] сего преподавателя почитать благонадежным. Исправление внесено лично Филаретом. 2006 Фрагмент содержит в себе филаретовскую правку, ужесточившую заключение. Появилось «личное измерение» (Гиляров должен быть уволен), которое объяснимо в контексте Формулярного списка Гилярова. Составленный писарем документ, по которому Гиляров был принят в Академию, содержит в XII-й графе (Характеристика и поведение) личную запись митр. Филарета (Дроздова) : « Хорошего. Исправлен. Надежен». Итоговым абзацем митрополит аннулирует ранее данную характеристику. 2007 Уже с октября 1855 г. преподавателем по дисциплинам, которые вел Гилярова, стал С. К. Смирнов (Смирнов. С. 409). 2008 Академическая конференция – высший орган управления Духовной академии, оценивавший работу учебного заведения, вводивший изменения в список предметов, назначавший ректора, объявлявший прием, утверждавший результаты экзаменов и списки экзаменационных вопросов. Конференция состояла из трех групп людей: Действительных членов – обладали правом голоса и обязаны были участвовать в управлении; почетных членов – не обладали правом голоса и привлекались для придания наибольшего авторитета академическим решениям; корреспондентов – не обладали правом голоса, не участвовали в совещаниях, привлекались в качестве источников инсайдерской информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

289 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 2; докум. 1–3, и д. 1861 г., 4241; лл. 26–31. Копия с сего докум. имеется в библ. с. п. б. д. акад., лл. 149–154, в особом сборнике бумаг митрополита Филарета. 290 Настоящая записка препровождена митр. Филаретом к князю С.Н. Урусову, впоследствие письма его, от 12 августа, за 4604, при коем была доставлена митрополиту депеша князя А.Б. Лобанова-Ростовского, 142. 293 Анфим (Чалыков) родился в 1816 г. в Кирк-Клиссе, адрианопольской еп. В 1836 г. отправился на Афон, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 г. поступил в халкинское богословское училище и, по окончании здесь курса, занимал в разных местах учительскую и законоучительскую должности. Желая получить высшее духовное образование в России, он сперва поступил в херсонскую семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда – в московскую духовную академию, где окончил курс в 1854 г. с степенью магистра. По возвращении из России на свою родину, он в 1858 г. возведен был в сан архимандрита и затем рукоположен в сан епископа, с званием митрополита преславского. В 1872 г. был избран экзархом болгарским, а в 1877 г. низложен и сослан в Ангору (Анкиру), откуда в 1878 г. был возвращен. (Ист. моск. д. акад. И. Смирнова, стр. 447). 294 «Паисий, по прибытии в г. Плевно, был отвергнут народом, и должен был прибегнуть к содействию местных властей для того, чтобы поселиться в епископском доме. Тамошний мюдир принял сторону преосвященного, и до такой степени возбудил против себя насильственными поступками народ, что дело кончилось возмущением, во время которого пострадала сама личность мюдира. Он немедленно уведомил об этом виддинского пашу, который, чрез два дня, прибыл в Плевну с четырьмя эскадронами кавалерии и двумя пушками и усмирил мятеж, при чем убиты четыре человека христиан и более двадцати человек арестованы». См. 95, m.III; док. 120-а. 295 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, m.II; докум. 102–104. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода 1860 г., 2-го отд., 1 ст., по наст. Реестру, 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

чел. В то же время мн. христиане были спасены местными мусульманами. Эта трагедия стала поводом к вводу в Ливан франц. войск. Османские власти сурово покарали зачинщиков и участников резни. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра Л. Майера. 1804 г. (Нью-Йоркская публичная б-ка) Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра Л. Майера. 1804 г. (Нью-Йоркская публичная б-ка) В эпоху реформ Танзимата также активизировалась борьба болг. патриотов за религ. автономию. После создания болг. церковного прихода в К-поле в 1849 г. его руководители наладили прямые контакты с османским правительством в обход контролируемого греками-фанариотами К-польского Патриархата. С 1860 г. в населенных болгарами местностях духовенство стало отказываться от упоминания имени К-польского патриарха во время пасхальных литургий, началось изгнание греч. духовенства из болг. приходов и епархий. В 1870 г. болг. выборные представители добились султанского фирмана об учреждении Болгарского Экзархата с адм. правами отдельного миллета. В состав Экзархата вошли епархии с преобладающим болг. населением. Согласно фирману, управление Экзархатом вручалось высшему по чину болгарскому митрополиту с титулом экзарха и состоящему при нем Синоду. К-польский патриарх не имел права вмешиваться в духовные дела Болгарского Экзархата. Болг. церковно-народный Собор, прошедший в К-поле, утвердил синодальное устройство Болгарской Православной Церкви. В 1872 г. экзархом был избран митр. Видинский Анфим I (Чалыков) . В ответ Поместный Собор К-польской Церкви объявил болгар схизматиками, обвинив их в ереси филетизма. Создание Болгарского Экзархата было воспринято мн. болгарами как признание особого статуса и прав болг. нации в О. и. и стимулировало дальнейший рост национализма. Второй по численности христ. общиной после правосл. Церкви в О. и. XIX в. являлась община Армянской Апостольской Церкви. С кон. XVIII в. на деятельность К-польского армянского патриарха в качестве миллетбаши (главы миллета) все большее влияние оказывали богатые арм. купцы и откупщики. Рост влияния светской арм. знати способствовал созданию школ, в программы к-рых включали дисциплины по образцу европ. школ. В эпоху Танзимата миряне воспользовались новыми гос. установлениями, регулировавшими деятельность миллетов, и в 1860-1863 гг. разработали и обнародовали национальную конституцию арм. миллета. Согласно ей, патриарх оставался главой исполнительной власти миллета, но должен был избираться Генеральной Ассамблеей в составе как духовенства, так и мирян. Ассамблея могла отстранять патриарха от должности в случае доказанности выдвинутых против него обвинений. Конституция также предусматривала создание провинциальных ассамблей и исполнительных советов. Монополия патриарха на регулирование общественной жизни арм. миллета де-факто ликвидировалась, а миряне получали возможность формировать представительные органы власти и активно влиять на их работу.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Вскоре среди старообрядцев появился новый мнимый епископ Анфим, монах Кременского монастыря, утверждавший, что он будто бы поставлен был в иеромонаха воронежским епископом Иоакимом. За свое уклонение в раскол из прав церкви Анфим осужден был, по тогдашним законам, на ссылку в Сибирь. Анфим успел было убежать, но был пойман и привезен в Москву. Здесь он познакомился со старообрядцами. С помощью денег Анфиму удалось бежать из Москвы на Ветку. В 4 верстах от Ветки, в местечке Боровицы, Анфим, на средства одной московской богатой старообрядки, устроил два монастыря – мужской и женский, построил церковь и начал отправлять в ней священнические службы. Монастыри скоро наполнились; относительно священства Анфима сомнений никто не высказывал. Но на беду Анфиму захотелось быть архиереем. Как раз в это время (в 1752 г.) неподалеку находился и мнимый епископ Лука. К нему-то Анфим и обратился за рукоположением во епископа. Но самозванец не удостоил Анфима епископского сана, а поставил только в архимандрита. Получив это звание, Анфим однако стал действовать по-архиерейски и многих поставил „в причет церковный“. Поставленных попов он рассылал по разным местам; одного послал между прочим в Гуслицы. Когда же гуслицкие поповцы узнали, что Анфим вовсе не епископ, то воротили попа обратно и велели сказать Анфиму: „почто ты, отец архимандрит Анфим, попов поставляешь“? Этот укор и побудил Анфима во чтобы то ни стало добиться архиерейского сана. Но епископ Лука был в то время уже за границею Польши. Анфим тогда придумал просить Луку о заочной хиротонии. „Служи, писал он Луке, божественную литургию в предстоящий великий четверг в своей церкви, и в положенное время читай молитвы св. хиротонии, аз же смиренный в тот самый час буду возлагать на себя одежды архиерейские“. Так как к письму приложены были деньги, то самозванный епископ охотно согласился на предложение Анфима и уведомил, чтобы он к назначенному времени готовился принять хиротонию. 11-го апреля 1753 года в великий четверг Анфим служил литургию и после малого входа возложил на себя архиерейские облачения, при пении клира „аксиос“, в полной уверенности, что в это время епископ Лука также служит литургию и читает молитвы хиротонии; тогда же Анфим поставил попа и диакона. Когда потом Анфим продолжал ставить попов и диаконов, вдруг разнеслась весть, что в то время, как он надевал на себя архиерейские облачения, епископ Лука не только не служил литургию, но уже и сан епископа оставил и в „католицкий“ раскол перешел и ходил даже в военном мундире. Соблазн произошел в старообрядчестве никогда еще небывалый. Вскоре потом казаки-некрасовцы поймали Анфима и бросили в реку Днестр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

Наступил этот день Анфим начал в Боровицкой церкви служить литургию соборне с своими попами, как архимандрит. После малого входа с евангелием, вошел он в алтарь и стал на колена пред престолом, наклонив голову. В церкви было молчание. Знали, что в эти минуты там, далеко, за Днестром, в ином государстве, епископ Афиноген, положив руку на разогнутое евангелие возглашал молитву хиротонии… Анфим встал, священники подали ему омофор, егколпий, митру, и он надевал их, при пении клироса: «аксиос». Затем взял в руки свечи троеплетенную и двуплетенную, вышел на амвон и осенил предстоящих при громогласном пении «исполла эти деспота». Народ пал ниц пред епископом. Кончая литургию, как архиерей, Анфим тогда же посвятил попа и дьякона. Это было сделано гласно, открыто, торжественно, отнюдь не тайком. Никто не сомневался в правильности обряда, ибо наперед было объявлено, что совершается такой обряд нужды ради, гонительного ради належания от еретик, по примеру Федима епископа, посвятившего некогда подобным образом св. Григория во епископы Новой Кесарии. Анфим достиг цели — был архиереем, был владыкою старообрядцев; ненасытное его самолюбие вполне было удовлетворено. Успокоив совесть примером св. Григория, он искренно верил в несомненную правильность принятого им сана, посвящал много попов и дьяконов и рассылал их по старообрядческим слободам. Михаила Буркина и Иосифа он «дополнил чином», то есть вновь рукоположил, уже как епископ. Уверенных в правильности его архиерейства было много даже в самой Ветке, где так не возлюбили было вначале Анфима; начались толки о том, не следует ли сего «страдальца за древлее благочестие» призвать православным епископом… И вдруг… каково это было узнать Анфиму? Приходит весть, что 11 апреля, когда Анфим в Боровицкой церкви надевал архиерейское облачение, Афиноген не только не служил обедни, но уже был католиком и, обритый, щеголял по улицам Каменца-Подольского в ловко сшитом кунтуше польского жолнера! «И остался Анфим в скорби и печали о неполучении нарекования епископом», — говорит Иона Курносый. Скинуть омофор, торжественно надетый, было несообразно с своенравным характером Анфима; оставаться в литовско-белорусских краях, где все знали, как и в какой именно день посвящен Анфим, было также невозможно. В этих местах никто не поверил бы правильности его архиерейства. При таких обстоятельствах решился он кинуть только что устроенную им Боровицу и ехать подальше от мест, где он возложил на себя архиерейское облачение. Анфим решился ехать туда, где в последнее время находился Афиноген, чтобы вернее узнать, в какой именно день бежал он в Каменец и совершал ли он заочную хиротонию. В случае же неблагоприятных для себя по сему случаю известий он намеревался искать новой хиротонии или утверждения в архиерейском сане от ясского митрополита Иакова.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

2224 Мелетия III, 430. Маты I, 634. (Русский перевод не точен. См. греческий подлинник, 295). Кстати сказать, по достоверным сведениям оказалось, что перевод Маты сделан не профессором И. Е. Троицким как мы наклонны были думать, и как мы замечали об этом раньше (стр. 189), а кандидатом петербургской Академии Сахаровым, некоторое время служившим при афинской миссии. 2225 Гедеона, 32–34. Слич. проф. Е. Е. Голубинского : История русской церкви I, 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII века. Μακραος (Sathas Bibl. Gr. III), 309. 2226 Мелетия, III, 429–430. Мата, I, 633 почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 2228 Попадопуло-Керамевса: «Феофан патриарх константинопольский» (Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1894. Май, стр. 9). 2232 Досифея. История патриархов иерусалимских, 1170. Мелетия III, 418. Маты I, 640–641 (Греческий подлинник, 126–127). 2243 λληνικς φιλολογικς σλλογος (в статье Параники: «По вопросу о перекрещивании, возникшем в 18 веке)», τμος X, σελ. 33. 35. Константинополь, 1877. 2253 Вот хронологический перечень этих патриархов: Софроний II, 1774–80 г.; Гавриил IV, 1780–85; Прокопий, 1785–89; Неофит VII, 1789–94; Герасим III, 1794–97; Григорий V, 1797–98; Неофит VII, во 2 раз: 1798–1801; Каллиник V, 1801–7; Григорий V, во 2 раз: 1806–8; Каллиник V, во 2 раз: 1808–9. Иеремия IV, 1809–13; Кирилл VI, 1813–18; Григорий V, в 3 раз: 1818–21; Евгений II, 1821–22; Анфим III, 1822–24; Хрисанф, 1824–26; Агафангел, 1826–30; Константий I, 1830–34: Константий II, 1834–35; Григорий VI, 1834–40; Анфим IV, 1840–41; Анфим V, 1841–41; Герман IV, 1842–45; Анфим V, 1842–45; Мелетий III, в 1845 г.; Анфим VI, 1845–48; Анфим IV, во 2 раз: 1848–52; Герман IV, во 2 раз: 1852–53; Анфим VI, во второй раз: 1853–55; Кирилл VII, 1855–60; Иоаким II, 1860–63; Софроний III, 1863–66; Григорий VI, во 2 раз: 1867–71; Анфим VI, в 3 раз: 1871–73; Иоаким II, во 2 раз: 1873–78: Иоаким III, 1878–84; Иоаким IV, 1884–86; Дионисий V, 1887–91 и Неофит VIII, 1891–1894 г. Теперь патриархом стал (1895 г.) Анфим VII. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третий день Поучение 1-е. Св. священномученик Анфим (О необходимости для христиан во всех состояниях жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего звания) I. Cb. священномученик Анфим, память коего совершается ныне, был избран в епископы своего отечественного города Никомидии в тяжелое время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклетианом и Максимианом. Главным образом преследовали пастырей Церкви, и потому были приняты меры для розыскания и епископа Анфима, который, по особенному внушению Божию, пребывал в это время в одном окрестном селении и отсюда рассылал письменные увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы. Узнав однако же об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никомидию. Когда воины дошли до того селения, где был Анфим, то, встретив случайно его самого, спросили у него: где тут скрывается христианский учитель Анфим? – Войдите ко мне в дом и отдохните, – отвечал им епископ, уразумев, что час его подвига наступил, я вам укажу, где скрывается тот, кого вы ищете… И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил, а потом сказал им: «Я – тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас». Тронуты были воины незлобием почтенного старца, и смутились, и не решились взять его… – «Постарайся скрыться, – предложили они ему, – мы же скажем, что нигде не могли тебя найти». «Нет, – отвечал им святитель, – великий грех перед Богом – поступить против правды; преступно – обмануть кого бы то ни было, и тем более царя своего, или допустить обман при исполнении долга. Вы же исполните честно то, что вам поручено: вы ведь не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас». И Анфим отправился с воинами. Дорогою он беседовал с ними и так подействовал на их простые сердца, что они во время самого пути, подойдя к одной реке, пожелали немедленно принять Крещение. Анфим же, представ пред гонителями, твердо исповедывал свою веру и с такою же непоколебимой верой перенес все истязания и наконец был усекнут мечом (в 303 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010