При жизни он сотворил много чудес и просиявши «в мире благочестия светом», прославился, как церковный писатель или, по выражению Церкви, «благочестивых догматов наставник и мудрых словес сказатель». Он скончался в 595 г. (сн. 30 авг.). 3 . Священномуч. епископа Никомидийского; по М.В.С. и Х.М.: и с ним мучч. диакона, Дроеа, Петра, Зинна, Домны девы и пострадавших за Христа при Диоклетиане в 302 г. Св. Анфим управлял Церковью во время самого жестокого гонения на христиан при Диоклетиане. Для блага своей паствы он некоторое время скрывался в недальнем от Никомидии селении – Семане и оттуда писал послания к христианам, заключенным в темнице, воодушевляя их к мученическому подвигу. Наконец гонители христиан узнали о местопребывании епископа и послали воинов схватить его. В селении воины случайно встретили самого св. Анфима и стали его спрашивать о том, где скрывается епископ христианский. Обещая воинам указать место нахождения епископа, св. Анфим пригласил их в свой дом, радушно угостил их и потом открыл воинам себя. Тронутые незлобием старца, его радушием и мужеством, воины в смущении стали убеждать св. Анфима скрыться, обещая сказать гонителям, что они не могли найти его местопребывания. Но старец строго христиански отнесся к такому предложению язычников-воинов. Указав им, как грешно поступать против правды и как нечестно им, воинам, допускать обман при исполнении своего долга, он успокоил их тем, что они не виноваты в исполнении возложенного на них поручения, хотя бы и незаконного, и мужественно последовал за ними. И дорогою св. старец не переставал поучать воинов и так расположил их сердца к себе и вере Христовой, что воины, подойдя на пути к одной реке, тотчас пожелали креститься. Отдавшись добровольно в руки врагов, св. Анфим после страшных мучений, сопровождавшихся чудесными знамениями, был усечен мечом. Диакон св. Феофил, по урезании уха, был побит каменьями; св. Дорофей усечен мечом; св. Мардоний сожжен; св. Мигдоний живой засыпан землей; свв. Петр, Индис и Горгоний утоплены в море. Все эти мученики были вельможи и царедворцы. Св. Зинон воин усечен мечом; св. Домна девица, из жрицы языческих богов сделавшаяся ревностной христианкой, за погребение тел этих мучеников, и св. Евфимий, за исповедание Христа, подверглись тоже казни. В службе воспевается только один св. Анфим. См. 28 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Я ответил: – Премудрый Сирах учит нас: „прежде, нежели исследуешь, не порицай: узнай прежде – и тогда упрекай“ ( Сир.11:7 ). Ты, Анфим, ещё не выслушал учения православной Церкви и уже „порицаешь“ нас. Это нехорошо. Святая Церковь наставляет нас, в согласии с апостолом, что язычники, не слыхавшие проповеди о Христе, в случае доброй кончины, спасутся по закону своей совести. Об этом в посл. к Римлянам мы читаем: „когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую“ ( Рим.2:14,15 ). Итак, вот каким образом думаем мы о язычниках. Этого нельзя сказать про христиан, не верующих учению нашего Господа. Те непременно погибнут за своё неверие ( Мк.16:16 ) ... – Учению Господа мы веруем, – сказал Анфим. Я возразил: – „Не всякий, говорящий; Господи! Господи! войдёт в царство Небесное“... ( Мф.7:21 ). Необходимо для спасения не говорить только о Христе, но принадлежать к Телу Его или Церкви. Вне этой Церкви люди, как без корабля во дни всемирного потопа: они гибнут в пучине грехов и страстей ( 1Пет.3:20,21 ). Тонете и вы, сектанты, за своё упорное неверие в Церковь Христову!.. – В Церковь Христову мы веруем и к ней принадлежим, – сказал Анфим. Я переспросил сектантов: – Таким образом вы признаёте, что без истинной Церкви Христовой спастись нельзя? Они, после небольшого раздумья, ответили: – Да, для спасения надобно принадлежать к истинной Церкви Христовой. Я сказал: – Значит, весь ваш прежний разговор был одним недоразумением. Слава Богу, что вы приблизились к истине! А теперь я лишь кратко попрошу вас указать, что вы, действительно, пребываете в ограде Церкви Христовой... – Каким родом это можно показать? – спросил Анфим. – А вот каким, – ответил я. Покажите, что ваше общество устроено по-апостольски? Покажите, кто, как и когда поставил вам для руководства духовными делами епископов, пресвитеров и диаконов? От какого апостола получила начало ваша Церковь ?..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В избрании приняли участие явившиеся в Тернов 38 епархиальных избирателей. Кандидатов было трое: Высокопреосвященные Феодосий и Максим, бывшие Скопийские митрополиты, и Преосвященный Анфим, епископ Брегальницкий, викарий Филиппопольской епархии. Преосвященный Анфим получил полное большинство избирательных голосов (38), Преосвященный Феодосий 20 и Преосвященный Максим 18 голосов. Клир и народ провозгласили избранными кандидатами Преосвященных Анфима и Феодосия. Протокол об избрании и избирательные документы чрез Высокопреосвященного митрополита Василия были представлены Св. Синоду в Софию. Св. Синод в заседании 23 октября рассмотрел произведенное избрание, нашел его законным и правильным, и утвердил избранных кандидатов. Из них Св. Синоду, вместе с экзархом Болгарским, надлежало, согласно 44 § экзархийского устава, избрать одного как канонического митрополита. С этой целью были посланы из Софии в Константинополь два члена Болгарского Синода, митрополиты Вратчанский Константин и Софийский Парфений, чтобы, под председательством экзарха, произвести окончательный выбор. 18 ноября в храме при экзархии, после литургии, блаженный экзарх и уполномоченные синодальные члены приступили к этому выбору. Блаженный экзарх в краткой речи к Высокопреосвященным митрополитам и присутствовавшему в храме народу разъяснил сущность и великое значение акта избрания. Единогласно избранным оказался Преосвященный Брегальницкий Анфим, который 8 декабря прибыл в Тернов, где ему приготовлена была торжественная и сердечная встреча. Последние четыре года состоя викарием Филиппопольской епархии, Преосвященный Анфим с редким умением и достоинством исполнял возлагаемые на него по- —577— ручения по управлению епархией, и своим образованием, характером, скромностью и высокой нравственностью оставил наилучшие воспоминания между духовенством и мирянами целой Филиппопольской епархии, что и выразилось в сердечных проводах его из Филиппополя со стороны митрополита, духовенства и гражданских властей 436 . В лице нового митрополита – говорит софийская «Вечерна Поща» – христианское население первопрестольной и обширной Терновской епархии получает редкого по кротости и учености иерарха, вполне достойного преемника незабвенного митрополита Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

h)  Русскую миссию устроить на горе Елеонской или, по крайней мере, в монастыре св. Креста или Илии пророка. i)    Для покупки горы Елеонской и для постройки монастыря на месте Вознесения Господня собрать добровольные подаяния в России. Их будет много» 139 . Но намерения русского правительства и планы о. архимандрита Порфирия не пришлись по вкусу святогробскому духовенству, не ведавшему дотоле над собой никакого контроля. Всесильный в ту пору в патриаршем синоде, служивший, по выражению о. арх. Порфирия, вместо кормила для здешнего синода, монах Анфим первый высказался по этому вопросу. «Назначение сюда духовной русской миссии едва ли было бы полезно, – говорил о. Анфим арх. Порфирию. – Ибо, если случится какая-либо размолвка между греческим и русским духовенством, то от этого произойдет соблазн в породе; пожалуй, враги или чернь будут говорить, что или русские, или греки – еретики, не согласны между собою во мнениях и правилах. При том в случае какого-либо переворота политического, например, в случае войны России с Турцией, падет подозрение и даже гонение на духовенство Гроба Господня. «Нас убьют, а храм сожгут, – говорил Анфим, – за то только, что русские будут жить вместе с нами». Позже тот же о. Анфим признавался иеродиакону Григорию, спутнику арх. Порфирия, что «здешние синодалы давно уже хлопочут о том, чтобы не было здесь русской миссии, ибо они боятся: а) что все славяне православные будут ходить в русскую церковь и смотреть на русских, как на образец (тут есть опасение лишения доходов и влияния на славян), б) боятся открытия злоупотреблений, в) боятся, что патриарх будет возвращен к своему месту, г) боятся, что Россия мало-помалу положит свои лапы на Палестину» 140 . С большей и даже излишней откровенностью по тому же вопросу высказался митрополит вифлеемский Дионисий, находившийся в неладах со святогробцами. «Патриарх и синод не только не желают, но даже боятся русской миссии, как черт ладана, – признавался арх. Порфирию этот митрополит, – по следующим причинам:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Пример одного самозванца увлек было и другого. Некто Анфим – инок из простых мужиков, проживавший в поповщинских скитах, вздумал выдавать себя за священника: люди, очень хорошо его знавшие, не верили сумасброду. Он обратился к Афиногену, еще епископствовавшему, и просил у него прямо архимандрии. Лжеепископ принял принесенный подарок и, без всякого разбирательства, сделал Анфима архимандритом. Тогда все ему поверили, стали просить у него благословения, – и мнимый архимандрит, поселившись в Польше между Гомелем и Веткою при реке Соже, создал себе обитель. Вскоре захотелось ему и архиерейства: снова он обратился к Афиногену, послал ему в Валахию двенадцать червонцев и просил посвятить его заочно во епископа. Афиноген согласился, назначил для того день великого четверга и даже час, так чтобы, когда один будет читать заочно посвятительные молитвы, другой возлагал на себя архиерейские одежды. Пришел назначенный день и час, Анфим поспешил возложить на себя архиерейское облачение, не воображая, что в этот самый день Афиноген был уже польским воином. Когда истина открылась: Анфим не хотел расстаться с архиерейством, и, встречая мало доверия к себе на прежнем месте, удалился в дальние страны и всюду поставлял для поповцев священников и диаконов. С особенной честью приняли его некрасовские казаки; он освятил им церковь и рукоположил несколько попов. Но спустя немного казаки узнали, кто такой был Анфим, связали его без милосердия и бросили в Днестр, где и погиб самозванец. К изумлению, несмотря на явный обман обоих лжеепископов, многие поставленные ими попы не хотели сложить с себя мнимого священства и, рассеявшись по разным местам, обольщали простых людей, выдавали им Афиногена и Анфима за истинных епископов и таким образом основали было, хотя не надолго, два новые толка в поповщине: афиногеновщину и анфимовщину. Только некоторые из рукоположенных Афиногеном, более совестливые, например – в слободе Борской, оставили поповство и, вместе с прочими жителями, прибегли опять к попу Патрикию, как «во отцех отцу», с униженною просьбою прислать им законного пастыря 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В начале подвига божественного безумствования (юродства Христа ради - перев.), на протяжении пяти лет, он носил одну и ту же старую рясу, от которой вскоре остались одни лохмотья. Позже он стал надевать на себя старый мешок, в котором проделал отверстия для головы и рук, и в таком виде появлялся повсюду. За это его прозвали Мешочником. Но и это одеяние он старался беречь, когда ходил по лесу. Чтобы ветви не рвали мешок, он подставлял под их удары свое собственное тело. Люди, внутренне неглубокие, судившие по наружности, считали его сумасшедшим. Однако время от времени отец Анфим озадачивал их, открывая им их собственные помыслы. Через такое обличение помыслов он духовно наставлял тех, которые имели благое расположение. Христа ради юродивые, имея великое смирение, имеют и великую чистоту, то есть ясность ума, благодаря чему познают сердца людей и тайны Божий. Таков был и отец Анфим, чье чистое сердце было скрыто под старым мешком. Когда он приходил в монастырь святого Пантелеймона, то не входил внутрь, но оставался там, где жили монастырские рабочие. Вместе с ними он и ел. Игумен обители, кажется, что-то прознал о подвижнике и сказал монаху-трапезнику, чтобы тот взял на себя заботу об отце Анфиме. С тех пор этот монах стал относиться к старцу с большим благоговением, во всем помогая ему и ухаживая за ним, благодаря чему заслужил особое расположение старца и смог, общаясь с ним, узнать о некоторых из сокровенных его добродетелей. Одной из множества его добродетелей был дар постничества - он мог ничего не вкушать на протяжении многих дней. Однажды он пришел в русский монастырь перед началом Петрова поста очень изможденным. Трапезник принял его с большой радостью и приготовил ему поесть. Старец стал есть, а трапезник, занявшись своими делами, в то же самое время исподволь наблюдал, как тот ест не отрываясь, и стал его осуждать про себя: " Разве можно такому худому монаху съесть так много! " Смущенный такими помыслами, он ушел в свою келлию. Отец Анфим, закончив с едой, пошел к нему и сел у дверей. Видя своего друга смущенным из-за помыслов, он пожалел его и, желая помочь ему справиться со своими недобрыми мыслями, решил открыть ему причину своего поведения, чтобы тот впредь был осторожным по отношению к другим и не осуждал их, а также чтобы и мы получили урок и избегали осуждения. Итак, взяв его за руку, отец Анфим спросил:

http://isihazm.ru/1/?id=789

изд., с. 312). На правление Галерия и Максимина Дазы приходится гибель предстоятеля Никомидийской Церкви Анфима, который был обез­главлен. Вместе с ним смерти был предан сонм никомидийских мучеников. По словам Евсевия, «никомидийских христиан «из­бивали поголовно без разбора: одних закалывали мечом, другие кончали жизнь на костре... мужья вместе с женами кидались в ко­стер. Множество людей палачи привязывали к лодкам и топили в морской пучине» (Евсевий, цит. изд., с. 293). Правда, сам Евсе­вий относит мученическую кончину Анфима к началу Диоклетиановых гонений. Но, как считает церковный историк А. П. Лебедев , «есть все основания утверждать, что Евсевий в этом случае впада­ет в грубую ошибку. Анфим мученически умер во-первых, не по воле Диоклетиана, во-вторых, не в 303 году, а много позднее» (Ле­бедев, цит. изд., с. 171). В доказательство своей версии А. П. Лебе­дев приводит такие доводы: «Евсевий еще и в другом месте своей истории упоминает о мученической кончине Анфима, но в этом случае, как на одновременного с Анфимом мученика указывет на пресвитера Лукиана антиохийского. А так как сам сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 12 году, то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Макисимине в одном году с Лукианом. Дальше, есть пря­мой факт, указывающий, что Анфим пострадал в указываемое на­ми время: Лукиан из темницы в Никомидии пред своею смертию писал к антиохийцам послание такого содержания: «приветствует вас весь сонм мучеников, возвещаю вам, что Анфим епископ спо­добился мученической кончины» (Лебедев, цит. изд., с. 171–172). Церковь совершает память епископа Анфима вместе с за­мученными при Диоклетиане Петром, Горгонием и Дорофеем, а также другими никомидийскими мучениками: диаконом Феофилом, Мардонием, Мигдонием, Индисом, Зиноном, Евфимием и Домной 3 сентября, а 28 декабря празднуется память 20 тысяч никомидийских мучеников, пострадавших в этом городе в разное время в гонения Диоклетиана, Галерия и Максимина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Выйдя из избы и мысленно призывая молитву на болящего, священник вдруг слышит голос жены Максима, которая просит батюшку вернуться. – Слава Богу, пришел в себя наш больной, – сказала радостно женщина. Священник вернулся в избу, но лишь только подошел к больному, как он снова лишился сознания. На другой день родные больного опять просят священника исповедать и приобщить его, говоря, что он уже в сознании. Батюшка, полагая, что больной, возможно, только у него не может получить напутствования, сам не пошел, а пригласил другого священника. Но и с этим произошло то же самое: до прихода его больной говорил и был в сознании, а как только священник вошел в избу – Максим опять потерял сознание. Так этот бедняк и умер без напутствования Святыми Тайнами. He говорит ли этот случай о том, что мы, христиане, должны почитать духовных пастырей, которые Таинствами и своими назиданиями рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней. Пример повиновения властям Святой епископ Анфим жил в те давние времена, когда христиан преследовали и казнили. По совету своих друзей он удалился из города и скрылся в одном окрестном селении. Оттуда святой посылал письма к заключенным в темницы христианам, ободряя их ввиду предстоящего подвига мученичества. Это стало из­вестно царю, и он послал воинов отыскать Анфима. Долго они искали святого и, утомленные, остановились как раз в том селе, где скрывался святой Анфим. Встретив святого, воины спросили его: – Не знаешь ли ты, где живет Анфим? – Я вам укажу, кого вы ищете, – ответил тот, – а пока войдите в мой дом и отдохните. Святитель предложил гостям трапезу и радушно принял их. После обеда святой встал из-за стола и объявил воинам, что он и есть тот самый епископ Анфим, за которым они посланы. – Берите меня и ведите к пославшим вас властям, – проговорил епископ. Воины были поражены великодушием, кротостью и доброжелательным видом старца, приютившего и угостившего их. Все они стали просить святого Анфима скрыться, обещая донести начальству, что его не нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

29 октября 1902 г. священный синод, по просьбе Ефесского митрополита Иоакима, обсуждал вопрос о замещении Анеонской епископской кафедры, в пределах Ефесской митрополии, так как епископ Константин принес своему кириарху отречение от Анеонской епископии. Кандидатами для замещения епископской Анеонской кафедры были указаны: Аркадиопольский епископ Анфим, Клавдиопольский епископ Михаил и архимандрит Агафангел Панастасиади. После канонического голосования в патриаршем храме, на Анеонскую кафедру был избран епископ Анфим Химониос, окончивший курс в Халкинской богословской школе в 1878 году, состоявший иерокириксом Ефесской митрополии и около двадцати лет помощником-епископом в Магнисии, причем пользовался общей любовью. Кир Анфим был вторым епископом Анеонским, после восстановления ее в 1883 году при патриархе Иоакиме III, причем она была выделена из состава Кринской митрополии, с которой была соединена в ноябре 1806 года, когда патриарх Григорий V образовал особую епископию Крипы и Анеон 148 . Димогеронтия Сокион, резиденции Анеонского епископа, но телеграфу выразила Церкви благодарность за избрание епископа Анфима 149 . В виду же того, что кир Анфим, состоявший раньше архиерейским епитропом в Магнисии, в пределах Ефесской митрополии, был перемещен на Анеонскую епископскую кафедру, 5 ноября священный синод по просьбе Ефесского митрополита-геронта Иоакима имел суждение об избрании епископа Ерифрон. Кандидатами были указаны: архимандрит Агафангел Папанастасиади, преподаватель закона Божия в гимназии в Кидониях, архимандрит Фотий Марианки и архиерейский епитроп в Клазоменах Иоаким Леитиди. После канонического голосования в патриаршем храме, из кандидатов был предпочтен ( πρо εκρθη) о. Иоаким 150 . В ноябре в патриаршем храме состоялась и хиротония Иоакима в епископа, при участии митрополитов Ефесского, Воденского и Литицкого и Иринопольского епископа 151 . По просьбе Ксанфского митрополит Иоакима, нуждавшегося в помощнике-епископе, священный синод в заседании 26 ноября 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

31 марта священный синод имел суждение о замещении митрополичьей кафедры о. Имвроса, освободившейся после кончины кир Филофея († 30 ноября 1904 г.). Кандидатами были намечены: Могленский митрополит Иоанникий, Родостольский епископ Анфим и архимандрит Фотий. При избрании в патриаршем храме был предпочтен ( προεκρθη) митрополит Иоанникий, 11 лет успешно управлявший Могленской епархией. По телеграфу митрополит Иоанникий выразил Церкви благодарность за избрание 207 . 5 июня новый митрополит отправился на о. Имврос, снабженный установленными патриаршими грамотами и султанским бератом 208 . 31 марта была замещена и Могленская кафедра. Из трех предложенных кандидатов (епископы Анфим Родостольский, Тимофей Троадский и архимандрит Мелетиий Лукаки) синод остановил свой выбор на первом, так как он с успехом в течении пяти лет служил в г. Саранта-Екклисион и пользовался любовью и уважением жителей. Новый митрополит Могленский принес Церкви горячую благодарность, равно благодарили патриархию Адрианопольский митрополит Кирилл 209 , кириарх его, димогеронтия и общественные учреждения Флорины 210 . 25 апреля митрополит Анфим прибыл из Саранта-Екклисиона в Константинополь, где и были совершены чины наречения с благодарением 211 . В июне митрополит Анфим отправился в свою епархию и был радушно встречен паствой 212 . В начале 1905 года Халдийский митрополит Герасим принес Церкви, вследствие старости, отречение от своей кафедры, которую он занимал с великою для епархии пользой с 14-го июля 1864 года. Священный синод в заседании 10-го мая предложил трех кандидатов для замещения Халдийской кафедры. Это были – Родопольский митрополит Гервасий, Аристийский епископ Иерофей и великий архидьякон патриархии Лаврентий Пападопул. После канонического голосования, митрополиты избрали на Халдийскую кафедру кир Лаврентия, питомца Халкинской богословской школы, 11 лет служившего при патриархии, в должности тритевона, девтеревона и великого архидьякона, неоднократно исполнявшего экзаршеские обязанности и вообще известного своей административною опытностью. 12-го мая были совершены чины наречения и благодарения пред священным синодом и в патриаршем храме 213 . Димогеронтия епархии Халдии и Херриан и члены митрополичьего ее совета по телеграфу выразили Церкви благодарность за избрание митрополита Лаврентия 214 . 22 мая в храме Живоносного Источника в Константинополе состоялась хиротония нового Халдийского митрополита Лаврентия, совершенная святейшим патриархом Иоакимом и членами священного синода митрополитами Кизика, Никомидии, Трапезунта, Писидии, Хиоса, Гапа и Хоры, Силиврии, Дринополя, Колонии и Веллы. Греческий кинот Керасунта через димарха города выразил Церкви благодарность по поводу избрания нового митрополита 215 . В июле новый митрополит отправился в свою епархию, где с большой честью был принят паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010