Передаем рассказ одного лица, слышавшего о сем первом посещении Сарова от самого о. Антония. «Много хвалили ему обитель эту, как рассадник истинной иноческой подвижнической жизни; много рассказов слышал он о святости некоторых старцев, об их подвигах благочестии, высокой духовной мудрости, нестяжательности и т. д. С другой стороны люди неприязненные монашеству глумились над отзывами благочестивых поклонников и чтителей Саровской пустыни и потрясали его доверие разными клеветами и в особенности обвиняли их в низком лицеприятии уверяя, что они уловляют в свои сети лишь тех, от которых надеются получить пользу. Желая убедиться собственным опытом, он в осеннее дождливое время в рубище нищего явился в обитель (в 1817 г.) и первого встретившегося ему послушника спросил, к кому следует ему обратиться с просьбою о принятии его в число братства? Вопрошаемый подозрительно осмотрел его с ног до головы. Заметив, что грязное рубище слишком резко противоречит всему прочему, послушник, считая его обманщиком и подозревая худые намерения, сказал, что в святой обители нет места таким шатунам, и прибавил, чтобы он поскорее убирался из обители, грозя призвать сторожей, чтобы выпроводить его. Далеко еще не нищий духом, мнимый нищий запальчиво стал обличать послушника за несообразное с его званием лицеприятие и тем еще более убедил послушника в справедливости родившегося в нем подозрения. Но дальнейшие объяснения прерваны были появлением монаха, который, подозвав к себе послушника, увел его для исполнения спешного послушания. Проходящий монастырский работник указал страннику вход к казначею 5 , объяснив, что к нему-то следует обратиться ему со своими нуждами. Казначей занят был делом, и келейник отказался доложить ему. Медведев, услышав в соседней комнате разговаривающих, без доклада вошел туда. Строгим словом остановил казначей дерзкого нарушителя келейного благоприличия. Глубоко и тяжко было разочарование молодого человека, мечтавшего встретить иной прием. Накипевшее чувство выразилось пред изумленным казначеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

29 октября. Резолюция на прошении священника об обращении в пользу церкви найденного им билета Сохранной казны: «Билет мог явиться в церкви двумя способами: или потерян, или положен вкладчиком, который хотел остаться неизвестным. Есть ли не откроется перваго, то надлежит признать последнее» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 50. 9689). Резолюция на консисторском определении об отказе солдату вступить во второй брак по причине безвестной отлучки жены: «В неподаче явочного прошения и в неуказании дня побега жены нельзя винить солдата, бывшаго тогда на службе, потому сия причина к отказу недостаточна Обратить внимание нато, имела ли жена паспорт солдатки, и потому точно ли находится в бегах или в позволенной отлучке по паспорту» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 50. 9690). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о хозяйственных делах Лавры (Письма преподобному Антонию. С. 281. 349). 31 октября. Резолюция на показании священника о времени вызова его в консисторию: «Есть ли священник разрешение брака получил 10-го дня, а указ по консистории по жалобе 28-го дня, то почему в течение 18-ти дней ни брака не совершил, ниже публикаций не сделал? В отвращении дальнейшей остановки брака, поручить благочинному, чтобы публикации были сделаны, и, есть ли препятствия не окажется, брак совершен был, есть ли не чрез сего, то чрез соседняго священника, и о последующем донесено было мне» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 51. 9691). 3 ноября. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о просящихся в богадельню: «Дозволяется отнестись в Владимирскую духовную консисторию для получения уведомления, каких оне лет, какого поведения и нет ли препятствия к помещению их в богадельню» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 74. 9738). 4 ноября. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Обращение Бурятскаго Тайши к Христианству, есть ли совершится с ожидаемыми последствиями, есть великий дар Божий в России. Господь да поможет С. Синоду найти способных делателей для сей новой нивы Господней Не сказать ли Вам новости, которую надлежало бы от Вас услышать? Здесь говорят, что Преосвященный Херсонский 177 будет Екзархом Грузии. Вероятно, что Грузия требует другаго Екзарха, но едва ли сего, которому и по летам поздно учиться Грузинскому языку» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Отзыв о переводе на русский язык книги «О подражании Иисусу Христу» 154 : «С правилом, чтобы верности перевода искать не в словах, а в мыслях и в духе, не безопасно согласиться. Если переводчик не будет держаться возможной точности и в словах перевода, чтобы тем вернее сохранить мысли, а, пренебрегая слова, будет искать духа, то может случиться, что он вставит в переводимое сочинение свой собственный дух, вместо того чтобы найти дух писателя» (Мнения. Т. доп. С. 95. 29). 25 февраля. Мнение о видениях нижегородской мещанки: «Дело от полученных объяснений становится менее благовидным и более темным. Показания, что требовано построить дом Лукиной, а не богадельню, много изменяет вид дела, но против нескольких свидетелей, особенно важный свидетель, вице-губернатор говорит о богадельне и доме. В показаниях недоспрошено иное нужное. Например: кто такой Серебренников? Зачем была Лукина в его доме и молилась в меловом кругу? Кто сие вздумал и для чего? Духовные лица доносили ль в свое время Преосвященному о том, что знали? Если не доносили, почему? Если доносили, какие получили разрешения и наставления? Сведения от Преосвященного также нужны, чтобы яснее и удостоверительнее понять сие дело» (Мнения. 1905. С. 83–84). 26 февраля. Резолюция на консисторском определении о редком служении литургий во время поста: «Священники показали, что служение в Успенский пост производилось обыкновенным порядком, но ежедневного служения не было. Что значит обыкновенным порядком? Не есть ли это под видом запирательства признание, что служение было только в воскресные дни? И есть ли так, то сего нельзя признать удовлетворительным при двух священниках, особенно во время поста» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 9–10. 9608). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Хорошо, что не жаль Вам литографированного перевода Ветхого Завета, но жаль, что он у Вас был. И перевод нехорош, а особенно худы приделанные к нему замечания или введения, противные достоинству священных книг и уничтожающие в них пророчества о Христе. Смотря на сие дело так, как оно теперь открылось, здесь смотрят не столько как на простой недосмотр или недоумение, что делать, сколько как на прикрытие неправославного дела, на получение экземпляров сего перевода и непредоставление их начальству немедленно» (Письма преподобному Антонию. С. 258. 319).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

14 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мир душе Вашей, Отец Наместник, а о мире моей смиренной души сотворите молитву. С скорбями присных моих не так трудно мне было примириться, потому что мне виделось некоторым образом, что Господь скорбями избавляет от больших скорбей. Трудны скорби церковные. Волны восстают, и тишины за ними не видно. Иона, своеволием виновный в буре, обличен, – но буря не хочет оставить в покое сущих в корабле. Молитвами да помолимся Тому, Кто запрещает ветрам и морю» (Письма преподобному Антонию. С. 257. 318). 16 февраля. Резолюция на консисторском докладе с представлением именных ведомостей о делах не решенных присутствием и не исполненных канцелярией: «В перечневой ведомости показано за епархиальным начальством 62 дела и присовокуплено, что большая часть разрешены и сданы в генваре. Но я имею в виду только одно дело, не разрешенное по особенным причинам; и в начале прошедшаго генваря за мною остававшихся дел, кроме необходимаго времени на разрешение и препровождение, в виду не имел. Должно полагать, что Консистория считала за епархиальным начальством дела с той минуты, как они представлены на заключение преосвященному; и как на разсмотрение преосвященным и препровождение ко мне, на разсмотрение мною и на препровождение от меня обратно по необходимости требуется значительное время, то масса дел, ежедневно выходящих из Консистории и до возвращения их в нее и может быть велико. В таком же случае в примечании неизлишне было изъяснить, что дела состоят за епархиальным начальством в значительном числе, по причине неизбежнаго канцелярскаго и почтоваго движения оных» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 9. 9606). 17 февраля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора положении провизии на 1842 год: «Хлеб дешевле, а расход едва ли не более прежняго. Не потому ли и не подписали, что стыдно подписать без нужды увеличенный расход?» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 71. 9728). 18 февраля. Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Скажите священнику магистру Загорскому, для чего он, получив литографированный перевод некоторых книг Ветхаго Завета, с явными противностями православию, не представляет его начальству? Для чего не подумает, что сие удержание может его пред начальством подвергнуть подозрению в пристрастии к мнениям неправославным? Разве не получил? Но доказательство, что получил, ясно» (Письма. 1887. С. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

11 февраля. Донесение Св. Синоду о мерах, принятых в Московской епархии при обнаружении неправильного перевода на русский язык некоторых из книг Ветхого Завета: «Получив в одном из трех экземпляров известный Святейшему Синоду из Владимира неподписанный донос о существовании литографированнаго неправильнаго перевода некоторых книг Ветхаго Завета, с примечаниями, далеко уклоняющимися от истиннаго разума слова Божия и толкований святых отец, при уверенности, что по двум прочим экземплярам происходит надлежащее разсмотрение, я немедленно почувствовал себя озабоченным в отношении ко вверенной мне епархии, чтобы не насеялись плевелы. Первою заботливость обращала на себя Академия, в которой при особенном расположении к любознательности особенно надлежало опасаться, чтобы некоторые не были привлечены любопытством к неблагополучной новости» (Мнения. Т. III. С. 52). Резолюция на донесении правления Московской духовной академии о литографированных экземплярах перевода Ветхого Завета: «Дело перестает быть секретным: впрочем, и не нужной гласности во всяком случае надлежит избегать... двенадцать экземпляров представить мне для препровождения куда следует В то же время объявить для предосторожности, чтобы не уничтожали экземпляров сами, потому что представивший ясно показывает действие прямодушное, а объявляющий экземпляр уничтоженным может подвергнуться подозрению, что скрыл» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 83. 9760). 13 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Поскольку открылось, что послушник Бегемотов купил незаконно литографированный и неправославный перевод некоторых книг Ветхого Завета, а из сего открывается потребность предусмотрительного внимания на братию Лавры по сему предмету, то наместнику Лавры поручается тщательно дознать, нет ли у кого из братии сей книги; и, если сие откроется, изъяснить незаконность сего и расположить, не ожидая формального изыскания, представить книгу для представления ко мне и для препровождения куда следует» (Письма преподобному Антонию. С. 256–257. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

14 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Путешествие мое совершилось благополучно, без дождя и без пыли, с малым утомлением. И в церквах по селам был я, и литургию в Братовщине слушал. И потому распоряжение для сего путешествия на сей раз было соответственно надобности» (Письма преподобному Антонию. С. 242. 296). Письмо E. В. Новосильцевой: «Вземлющий грехи мира Господь наш да возьмет грехи наши чрез покаяние и да изгладит их Своею прощающею благодатью: в таинственном же общении Своем да дарует Вам новые силы побеждать неправые помыслы и возрастать в благоугождении Ему» (Письма. 1911. С. 212). 15 июля. Резолюция на мнении епископа Виталия (Щепетева) по прошению 95-летнего священника об увольнении его от должности и о произведении на это место его племянника – диакона: «Священник напрасно делает условие с двоюродным племянником, имея двух сыновей, из которых один, есть ли не оба, священник. Условие о хлебе и деньгах показывает, что престарелый предполагает жить у сына, а с племянника за уступленное место получать оброк. Посему учинить следующее. Престарелаго, по признавемой им самим немощи, от службы уволить. Диакону отказать. Ожидать четыре недели кандидата с избранием помещицы. Есть ли не последует, объявить о месте достойным» (Резолюции. Т. 4. С. 220. 9498). Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о том, чтобы эконом Троицкого подворья, келейник, иеродиакон и псаломщик, пользующиеся кружечным от Лавры доходом, причислены были к кружечному доходу С.-Петербургского Фонтаннаго подворья: «Представление сие имеет основание, потому что оба подворья принадлежат Лавре и служащие на них ей же принадлежат и потому что на обоих подворьях домовые церкви учреждены и священнослужители при них поставлены для настоятеля Лавры и, следственно, обе части клира составляют одну свиту сослужащих ему» (Резолюции. Т. 4. С. 248. 9554). 16 июля. Резолюция на прошении ученика семинарии о предоставлении ему священнического места: «При моем испытании просителя в начале чтения недостаток языка обнаружился сильно, а в продолжении – незначительно. Но и временное обнаружение сего недостатка в церковном богослужении может сопровождаться впечатлением вредным для внимания и благоговения предстоящих. Посему необходимо возобновить просителю прежний совет 115 . Разве, может быть, найдет он средство сделать мало приметным сей недостаток; и тогда может просить диаконское место с одобрением прихожан, чтобы не подвергнуться после затруднению жалобы» (Резолюции. Т. 4. С. 220–221. 9499).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Письмо E. В. Новосильцевой: «Бог терпения и утешения да подкрепит вас в послушном судьбам Его терпении скорби и да дарует вам свое благодатное утешение. Прикажите сказать мне о вашем здоровье, потому что прийти и спросить о сем вас ныне не надеюсь, по продолжающейся моей немощи» (Письма. 1911. С. 211). 21 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О Дивеевских писать к Преосвященному 108 не отрекаюсь. Но не знаю, будет ли польза. Теперь спешить сим нет пользы. Если бы и вступило дело летом в Св. Синод, пролежит до осени. Итак, напомните о сем на месте» (Письма преподобному Антонию. С. 236. 287). Письмо матери: «Порфирия Васильевича жаль, но до сих пор не было возможности удовлетворить его. Нельзя было не удовлетворить местами Профессоров, остававшихся без мест и имеющих семейства. Будем ждать помощи от Бога, Который и болезнями посещает, и облегчение дарует, и внешния обстоятельства жизни благоустрояет» (Письма. 1882. С. 356. 413). Письмо архимандриту Филарету (Гумилевскому) : «Советую Вам, отец Ректор, как и себе, пользоваться весною для здоровья. Не захотите ли предпринять путешествие в какую-нибудь семинарию 109 , так, чтобы частию нечто сделать, частию отдохнуть?» (Прибавления. 1884. Ч. 33. Кн. 1. С. 326–327. 22). 22 апреля. Письмо епископу Иеремии (Соловьеву) : «Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Надеюсь, что именую Вас наименованием, уже принадлежащим Вам не только по внешнему наречению, но и по внутреннему запечатлению благодатным даром преосвящения Благое слово в день радости Господней от вас и бывших ваших по Академии сотрудников принял я с любовию, и благодарностию, и взаимным благожеланием» (ДЧ. 1886. Ч. 1. 1.С. 125). Письмо A. Н. Муравьеву: «Прочитайте мою тетрадь, как я Ваши. За сим следуют тетради перевода, который жаль, что предпринят Перевод, о котором говорит, есть вероятно история Досифея» (Письма. 1869. С. 93. 67). 24 апреля. Резолюция на отношении обер-прокурора Святейшего Синода графа H. А. Протасова о том, что правлению Киевской духовной академии предложено уволить регента Подольского архиерейского хора от занимаемых им должностей инспектора и учителя при Подольском духовном училище: «Отнестись от меня к преосвященному Арсению, архиепископу Подольскому, или из Консистории в консисторию, об увольнении учителя Спасского из епархиального Подольского ведомства в Московскую епархию с доставлением о нем послужнаго списка» (Резолюции. Т. 4. С. 256. 9574).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

23 марта. Резолюция на рапорте Серпуховского духовного правления по рапорту благочинного, поручившего вести дела другому священнику: «Бестолково присылать мне одни указания на рапорт без показания содержания его, когда у меня рапорта нет» (Резолюции. Т. 4. С. 121. 9289). 25 марта. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора с просьбой об устройстве колокольни на месте семинарской библиотеки: «Право, братия, о таких вешах лучше бы рассуждать на месте. Знаете ли, зачем, между прочим, из-под колокольни перемещена была семинарская библиотека? Затем, что под колокольнею была пропажа книг. Уверены ли вы, что теперь сего не будет? Притом над трапезою не одна библиотека, но и старинный архив: думаете ли его перетаскивать и для чего? – Требую или пояснения, или доклада на месте» (Резалюции. Т. 4. С. 167. 9384). Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора об увольнении лаврского иеромонаха для лечения: «Из прошения иеромонаха Филарета с прискорбием вижу, как он сам себя обличает в долговременном удалении от священнослужения Посему поручить больничному настоятелю и духовнику сделать ему увещание, чтобы потщился умиротворить свою душу прилежным исполнением священномонашеских обязанностей; а собору напоминается не делать послабления нерадению, ко искушению и соблазну немощных» (Резолюции. Т. 4. С. 167–168. 9385). • Резолюция на отношении синодальнаго обер-прокурора о распоряжении касательно доставки генерального отчета по содержанию Московской духовной академии за 1837 год: «...обратить внимание на то, нет ли дел, полученных и мне не представленных; нет ли дел, отданных в канцелярию для справки и не доложенных; нет ли решенных мною и не записанных и не исполненных; нет ли не отосланных куда следует; и есть ли что таковое окажется, немедленно представлять мне» (Резолюции. Т. 4. С. 179–180. 9413). 26 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Послушание, изъявленное Вами в письме от 14 февраля, да благословит Господь всяцем благословением духовным и да дарует Вам благий и блаженный плод, и того, что сотворите в послушании, и того, чем пожертвовали послушанию. Благодарю Вас, кланяясь до земли» (Письма преподобному Антонию. С. 210. 254).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Надеюсь критика об " ухоженных " к Вам не относится. Вы наверное имели ввиду, что-то другое. Прошу прощения за отзыв, но это было мое мнение. Людмила 29 января 2013, 02:02 Статья замечательная! В ней в слова облечены мои мысли и ощущения,что не могли выразиться,сидели под спудом ... Огромная благодарность автору! Ирина 14 января 2013, 22:48 Lurdes: " Лучше бы написали статью о том, что православнутые клуши одеваются как немытые чушки, в мешки. Вместо того, чтоб носить красивую одежду со вкусом. Гораздо приятнее смотреть на красивых женщин в красивой одежде, в платьях, а не на унылых куриц в джинсовых или серых юбках мятых и бесформенных кофточках. Православную за километр можно узнать по ее псевдоблагочестивому виду. Усугубляют и без того серый пейзаж Москвы " . ...странно... не кажется ли, что взгляд на мир зависит от устроения того человека, который смотрит? Не хочу обидеть Lurdes, но я против того, чтобы Lurdes обижал (обижала?) окружающих:)В храме я встречаю чеховских женщин, помните? - " В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли " . Другую картину мне сложно представить. Эпитеты " псевдоблагочестивый, православнутые, немытые, унылые " и ряд образов " чушки, клуши, курицы " говорят прежде всего о том, что " пейзаж Москвы " автора данной цитаты... действительно серый. Желаю ему чистого сердца - от чистого сердца:)Тогда появятся краски в пейзаже и красота людей в храме. Иван Х. 14 января 2013, 20:49 Не могу удержаться от очередной порции ехидства над злобными комментаторами. " Антоний: Мне уже кажется, что Шишову и Медведеву давно самих отправить в дурдом. Такие, как Шишова и Медведева с таким отношениям к окружающим и к молодежи отталкивают людей от церкви ( не удивлюсь, если они это делают злонамеренно) Это говорит о том, что они профнепригодные психологи. Их надо самих лечить " . Уважаемый Антоний, в дурдом разумнее отправлять психиатров (это они имеют дело с подобными заведениями). А если Вы - достаточно квалифицированны в области психологии, чтобы говорить о профпригодности, напишите ряд статей в научную периодику, добейтесь отзыва лицензии оппонентов.

http://pravoslavie.ru/58306.html

Письмо А. И. Жадовской 28 : «Не нужно Вам изъяснять, сколь много приятно мне письмо Ваше, из котораго узнал о вожделенном здравии Государыни Императрицы и чрез которое, как чрез светлое окно, посмотрел в светоносный круг возлюбленнаго Царскаго семейства» (ДЧ. 1868. Ч. 1. 4. С. 292). 23 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «За угощение странных благодарю Вас, Отец Наместник, только за то не благодарю, что Вы скупитесь за меня и подвергаете ...искушению жаловаться на мою скупость. Булкам надлежало быть крупнее. Тогда в случае нужды и пополам разделить было бы не так скудно» (Письма преподобному Антонию. С. 196. 233). 24 июня. Служение литургии и молебна, произнесено Слово в Успенском соборе в день рождения императора и великой княжны Александры Николаевны (МВ. 1839. 51. с. 343). Письмо матери: «Желаю Вам, Милостивая Государыня Матушка, добраго пути. Братцу желаю облегчения, также и невестке. А всех Вас прошу благодушествовать в уповании на милосердие Божие» (Письма. 1882. С. 34–35. 397). 25 июня. Произнесение Слова в неделю 6-ю по Пятидесятнице: «Верующаго поучать вере не значит ли учить ученаго и не излишний ли это труд? Так может показаться при поверхностном сличении слов, но не так при основательном разсмотрении дела. И ученому нужно возобновлять приобретенныя познания, и приобретать новыя, одним словом, учиться: ибо иначе надлежит опасаться, что и познанное потемнено будет забвением и, остановясь, он отстанет от науки, которая непрестанно идет вперед. Подобным образом, или еще и более, нужно верующему непрестанно поучаться вере, и умозрительно, и деятельно: ибо иначе надлежит опасаться, чтобы и засветившийся в сердце свет веры, без благоразумнаго наблюдения и поддержания, не погас, подобно светильникам известных в притче дев юродивых» (Сочинения. Т. 4. С. 101). 26 июня. Присутствие на годовых экзаменах по Закону Божию в Московском коммерческом училище: задавал вопросы учащимся и преподал им наставление (MB. 1839. 85. С. 622). Письмо A. Н. Муравьеву: «Позвольте доложить, что мы с Святославским худы несколько меньше, нежели Вы думаете. И я не столько плох, чтобы ему позволить распечатывать что-нибудь поступающее ко мне, и он не столько дерзок и безчестен, чтобы распечатывать чужия письма, и перечищать числа. Вот в чем дело: мы, по старому веку, не привыкли на челе письма, над почтительными или дружелюбными воззваниями, ставить число, как будто клеймо на лбу преступника; а всегда ищем числа там, где в старину писывали, и где можно написать наверное: дано или писано, т. е. на конце письма. Тут не нашел я числа, и сказал Вашему родителю, что его нет, а потом когда еще раз стал читать письмо, чтобы отвечать, тогда уже увидел, что число на письме есть. Теперь простите. Надобно покончить дела на дорогу, а у меня кружится голова от того, что сегодня по утру служил в Симонове, а после обеда был на другом конце Москвы на экзамене в Коммерческом училище» (Письма. 1869. С. 70–71. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010