Т. 4. С. 246. 9550). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С великим утешением получил я благословение Нямецкой обители и благодарю посредника иеродиакона Макария. Напишите мне, что говорит Нямецкий старец 103 о молитве, и научите меня, хотя не рано О молитве по случаю скудости хлеба говорил я в Св. Синоде, и потребовали справки о распоряжении, какое сделано было в 1833 или 1834 году, но справка не предоставлена, и дело осталось до поста. О повсеместной молитве пред сеянием думаю предложить на сей год, а чтобы приняли сие и благодарение по жатве общим правилом навсегда, сомневаюсь. Возразят, что сего не было прежде» (Письма преподобному Антонию. С. 231. 283). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Внимая себе, не без внимания должны мы взирать на многие окрест скорби от скудости и другие по праведным судьбам посещения Божии. Они должны побуждать иных к терпению, иных к исправлению, иных к благотворению, а посвятивших себя Богу наипаче к усугублению молитв о наших гресех и о людских неведениях. Сего ради, ныне наипаче, братия, убеждаюсь я предложить благому усердию вашему то, что и в другое время было бы приличным и даже должным для обители нашей, – учредить в воскресные дни соборное молебное пение ко Пресвятей Троице и Преподобному Отцу нашему Сергию Если сия мысль встретится с вашим не только послушанием, но и, что еще лучше, с добровольным усердием, то да будет жертва сия благоприятна пред Богом, молитвами Угодника Его» (Письма преподобному Антонию. С. 232–233. 284). 8 февраля. Резолюция на прошении священника и старосты о разрешении им в церковной трапезной устроить теплый придел и иконостас: «Рисунок, мною подписанный, лучше другого. Но над иконостасом лучше бы поставить крест, хотя в малом виде. Вообще в исполнении поступать осмотрительно, чтобы устроение согласно было с приличием и удобством. Например, северная дверь на рисунке узка; и если нельзя сделать шире, то лучше на ея место поставить образ, а ее устроить с северного бока придела» (Резолюции. Т. 4. С. 195. 9446).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вы еще не сказали мне, Отец Наместник, ответа о проповеди, которую я поручил Вам показать о. ректору Академии. Посылаю другую. Прочитайте Вы, и все, скажите мне, надобно ли ту и другую отдать в состав предполагаемого и начинающегося на сих днях издания, или лучше не отдавать» (Письма преподобному Антонию. С. 321. Письмо архиепископу Парфению (Черткову) : «Освящение мною церкви при пересыльном замке подлинно прибавило мне к прежней простуде новую и заставило меня просидеть январь в келлии. Решился же я на оное, уже полубольной, кажется, не от надежды на себя, а от стыда, что, более двадцати лет числясь членом тюремнаго комитета, в тюрьме не бывал, и потому совестно было не пойти и в сей случай, собственно относящийся к моей должности» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 47. 38). 1 апреля. Совершено отпевание графини Натальи Александровны Зубовой, дочери A. В. Суворова (ск. 30 марта) (MB. 1844. 42. С. 263). 2 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Флигель-адъютант Сергий Егорович Кушелев, путешествуя в Грузию, желает поклониться Преподобному Сергию, и притом быть в Лавре не совсем между незнакомыми. Примите его как знакомого и споспешествуйте, чтобы он принес молитву свою в мире, а также и древности Лавры покажите ему со вниманием. Его доброе расположение, надеюсь, сделает Вам приятным общение с ним» (Письма преподобному Антонию. С. 321. 416). 3 апреля. Резолюция на прошении крестьянина о венчании его дочери, возвратившейся из раскола в православие: «Присоединение из раскола к церкви, хотя бы то было и недавно, не составляет препятствия браку» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 94. 10152). Письмо M. М. Тучковой: «Радость земная проницается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворительность земнаго, и потребность лучшаго. Печаль о Господе проницается радостью, потому что душа предчувствует то, что сказано Апостолом: печаль яже по Бозе... спасение соделывает (Кор. 2. 7: 10 ). Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали. Да не страшимся и печали, которая в радость будет ( Ин. 16: 20 )» (Письма к игумении Марии. С. 71. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

23 ноября. Резолюция на прошении бывшего инспектора хора о разрешении вступить в брак: «Есть ли проситель находит свои обстоятельства разстроенными, то при сем неблаговременно вступать в обязанности брака не имеющему способов содержать жену и детей. По сему советуется ему зрелее обдумать свое предприятие, чтобы не причинить себе большаго разстройства и затруднения (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 64. 10093). Резолюция на показании пономаря о том, что он ранее был отлучен от места по неумению, потом вновь был определен на это же место для поддержания семейства: «Пономарь читает крайне тупо, и потому один причетнической должности исправить не может, и другому помогать мало способен» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 65. 10094). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «За сообщение мне мысли о указателе на проповеди как и за все, что говорите мне откровенно, благодарю. Чтобы находить в них, чего захотят искать, поможет частию данное им разделение, частию оглавление, в котором содержание многих означено. Может быть, не излишне было бы указание некоторых особых предметов или изъяснений некоторых изречений Священного Писания; но указатель сего рода делать теперь некогда и некому, и нельзя знать, заслужит ли книга такое употребление, чтобы стоило труда составлять указатель» (Письма преподобному Антонию. С. 349. 457). 24 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вчера писал я к Вам, отец Наместник, о рождении у графа Дмитрия Николаевича сына Сергия. Мне хочется послать ему икону, и хорошо было бы, если бы Вы доставили мне освященную при мощах Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 349. 25 ноября. Резолюция на консисторском докладе о хранении частных имуществ в церквах: «Хранение в церквах частной собственности может для церквей увеличивать опасность хищения в случае известности о сем, возбуждая алчность людей, склонных к татьбе. В случае похищения оно подвергает похитителей более строгой ответственности, нежели в том случае, когда похищение сделано было бы не из церкви. Но бывают случаи, в которых допущение хранить частную собственность в церквах и церковных ризницах бывает нужно и с порядком сообразно. Таково, например, хранение в церкви принадлежащей частному лицу иконы, привлекаемой некоторое особенное молитвенное усердие, которой полезнее быть в церкви, в смотрении причта, нежели в частном доме без надзора» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 65. 10095).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Письмо E. В. Новосильцевой: «Принести память Вашу и отшедшаго пред Господа мой долг по многим отношениям. Принесите и Вы Ему молитву о мне, как дар любви к ближнему» (Письма. 1911. С. 218). Письмо E. В. Новосильцевой: «Возвращаю письмо. Благословение мира Елисавете Михайловне. Передайте ей сие. Скажите, что если надобно быть терпению, то надобно быть и скорбям; если надобно быть самоотвержению, то надобно, чтобы не все воздавали нам, что кажется должным» (Письма. 1911. С. 218–219). 14 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Как худой век охотнее верит худому, нежели доброму, то соблазн идет скорее назидания и надобно беречься не только зла, но и небрежности, может быть не много виновной, однако питающей соблазн» (Письма преподобному Антонию. С. 293. 367). 17 марта. Резолюция на прошении священника и увещателя Коломенского городнического правления о его защите по причине оскорбления, нанесенного ему подсудимым во время его увещания: «Служителям алтаря приличнее прощать обиду, нежели при начавшемся уже действии правосудия употреблять особенныя усилия против обидевшаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 112. 9817). 18 марта. Письмо московскому гражданскому губернатору И. Г. Сенявину: «...светским присутственным местам строго воспрещается входить в суждение по делам, духовному ведомству предоставленным; в случае же поступления к ним таковых дел обязываются они обращать их немедленно в духовное правительство Посему долгом поставляю отнестись к в[ашему] п[ревосходительств]у, дабы благоволено было обратить внимание, подлинно ли Волоколамским судом предпринято следствие, по предмету, который разсмотрению его не подлежит, и в сем случае остановить действие онаго, и о последующем уведомить» (ДЧ. 1891. Ч. 1. 3. С. 505). 23 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Когда расположение к недоброму мнению готово, всякий случай, сколько-нибудь неблаговидный, усиливает худое мнение. При таких обстоятельствах никакая осторожность не будет достаточна, но тем не менее нужна бдительная осторожность. Такой осторожности не видно в том, что монашествующие на сырной неделе в немалом числе пришли петь всенощную, хотя бы к больной, но в модное семейство, и потом пить чай и петь за чаем стихи всенощнои, которые во время всенощной петь поленились. На всенощной пели бы для Бога, а за чаем, боюсь, не пели ли для увеселения песнь Господню на земли чуждей» (Письма преподобному Антонию. С. 293. 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Меня встретило в Москве благословение обители Преподобного Отца нашего Сергия и Ваш вопрос о путешествии Государя Императора. Я писал Вам о сем из Петербурга. Официального о сем никакого ни извещения, ни поручения не имею, кроме Высочайшаго повеления, чтобы во время Высочайшаго путешествия мимо церквей в ночное время не было при них колокольного звона и духовенство из них не выходило. Сие и Вам надлежит наблюсти, и в посаде наблюсти велите, если бы Государь Император изволил проезжать ночью» (Письма преподобному Антонию. С. 237. 288). 9 мая. Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Хотя полагаю, что ваше Преосвященство будете у меня сегодня по обычаю, однако присказую вам, что мне желательно иметь вас у себя часу в шестом пополудни» (Письма. 1887. С. 58). 10 мая. Резолюция на консисторском определении об отсылке священника в Екатерининскую пустынь на два месяца за неправильное засвидетельствование надписи на заемном письме: «Долговременное и всегда честное служение священника убеждает, что он не имел худаго намерения; а составленным в свое время реестром документов удостоверен был, что засвидетельствовать последний документ есть засвидетельствовать не ложное, но притом сделал неверность в месяце и числе подписи. Принимая сие в уважение и настоящую преклонность лет его, достаточно было бы, ддя очищения его поступка, положить ему в кафедральном монастыре при богослужении по 25 земных поклонов в течение 7 дней. Но по Всемилостивейшему манифесту простить его и обязать подпискою, чтобы впредь и в маловажных, по-видимому, обстоятельствах строго держался чистой истины, не уклоняясь от оной ни под каким видом» (Резолюции. Т. 4. С. 211–212. 9479). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вследствие вновь полученного удостоверения, что во время Высочайшего путешествия по Ярославскому тракту Высочайшая воля, чтобы никаких встреч не было, должна быть исполнена во всей силе сего выражения, поручаю Вам, Отец Наместник, исполнить следующее: 1) Если Высочайшее путешествие мимо Лавры последует не в дневное время, то ни звону, ни выходу духовенства не быть. 2) Если оно будет днем, то не быть предварительному благовесту, а только звону во время самого проезда 3) По звону Лавры должен быть звон при всех церквях посада 4) Впрочем, иметь в Лавре внимание, не последует ли для нее Высочайшего повеления с пути, дабы в сем случае в точности исполнить Высочайшую волю» (Письма преподобному Антонию. С. 238. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

6 декабря. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вчера и сегодня мы были свидетелями важных и радостных событий Августейшего Дома: вчера миропомазания высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича, а сегодня обручения Их Высочеств. Благоверная Княжна произнесла исповедание веры с величественной скромностию и благоговением и таким чистым словом, какого нельзя было ожидать от ее недавнего знакомства с Россиею. Нынешний праздник исполнен был тихосветлой радости. Принесите Господу молитву благодарения и надежды» (Письма преподобному Антонию. С. 226. 278). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Чтобы к житию о. Серафима припечатать бывшее исследование о его житии, о сем нельзя думать. Я думал было предположить, что-бы напечатать вместо предисловия донесение Преосвяшенного Тамбовского, но и сие сделать не оказалось возможным; владыка Новогородский 95 опять восстал с своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона жаловался, что Преосвященный Тамбовский не назвал по имени свидетелей и даже сказал, что больше было свидетелей противного мнения и что Преосвященный утаил сие. Видно, согрешил Саровский игумен, написал к митрополиту Ионе свои несветлые помыслы» (Письма преподобному Антонию. С. 226–227. 279). Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Вчера высоконареченная невеста государя наследника цесаревича прияла святое миропомазание и соделалась дщерию восточной церкви; а сегодня совершилось их обручение. Вчерашнее торжество было умилительно; нынешнее светло обильным, и весьма мирным, светом радости. Благоверная государыня Мария Александровна произнесла исповедание веры с величественною скромностию, таким светлым, чистым, чуждым иноземнаго звука, словом, какого нельзя было ожидать от ея недавняго знакомства с Россиею. Как будто жемчуг падал с ея уст на книгу, которую она имела в руках. Все августейшие здравы и зело возлюбленны Не писал к вам скорее потому между прочим, что с неделю не без труда борюсь с простудою, по случаю внезапно сильных морозов, которые, впрочем, ныне уже кончились» (Письма. 1887. С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

6 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О сем я думал, и хорошо, что я не один, – Бог благословит. Иеромонаху Варфоломею быть в ските Бог благословит, как я и прежде сказал, – И Аввакуму» (Письма преподобному Антонию. С. 347. 454). 7 ноября. Резолюция на выписке из консисторского реестра о возможности повенчать отставного капитана с прусской подданной, лютеранкой, если не возникнет препятствий на приходе по ее месту жительства: «Как невеста не принадлежит к православному исповеданию, то не принадлежит и к Николо-щеповскому приходу, и потому публикации в сем приходе не имели бы силы. Надлежит быть браку в приходе, где жительствует жених» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2 С. 62. 10087). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «И душевные расположения братии скита, и расположение служений да управит Господь к миру и спасению. Мысль моя ходит между ими, а между тем жизнь моя проходит в молве, которая, кажется, возрастает и которой конца не видно. Благодарю за слово утешения. – Благо было бы, если бы со дерзновением можно было бы сказать: Ты веси яко люблю Тя, Господи. Тогда нетрудно было бы отдать себя поясать и вести, аможе не хотел бы. Молите о мне Господа, да не совсем лишит меня сего дерзновения, которое Он же дарует» (Письма преподобному Антонию. С. 348. 455). • Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Предложите, отец Ректор, препровождаемую при сем проповедь 214 , цензурному комитету, и не помедлите возвратить с его решением» (Письма. 1888. С.147). 8 ноября. Письмо A. Н. Муравьеву: «Ни от Киевскаго Владыки, ни от Тверскаго ничего не имею. Между тем некоторыя обстоятельства понудили меня отослать в Петербург катехизис, то есть то, что менее важно. От труднаго дня освящения Семинарской церкви занемог, и день Архистратига праздную в келии. Болезнь, однако, менее сделала, нежели угрожала. А угрожала повторением болезни, бывшей летом» (Письма. 1869. С. 146. 106). 9 ноября. Резолюция на объяснении протоиерея, почему он провел катехизическую беседу без представления ее благочинному: «Проповедь не имеет катехизическаго характера, изъяснительнаго и наставительнаго, а начинается прямо обличением, по односторонности понятий подверженным превратному разумению, и неуместным потому, что обращено прямо на господ, тогда как слушатели были, без сомнения, не господа, кроме весьма немногих» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 63. 10088).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но положение Фельдшера не могло удовлетворить такой натуры, какова была у Андрея Медведева. Метко охарактеризовал его архимандрит Михаил в слове, сказанном при погребении его. «Вдали минувшего видится мне юноша не получивший правильного школьного, даже, кажется, домашнего воспитания, но богато одаренный от природы замечательными душевными качествами, юноша с зачатками ума наблюдательного, крепкого, тонкого, острого и игривого, не любящего останавливаться на поверхности, но стремящегося проникнуть в глубь, с зачатками воли сильной, энергической, упругой и гибкой, с сердцем нежным, впечатлительным и восприимчивым, глубоко чувствующим и отзывчивым, с характером бодрым, деятельным, подвижным, с воображением живым, несколько, поэтическим». Несмотря на молодость, к Фельдшеру Андрею Медведеву многие обращались за врачебною помощью, – и не без пользы. За недостатком врачей прикомандированный к готовившемуся в 1812 г. ополчению нижегородскому он получил формальное дозволение на врачебную практику. Немало врачебной практики доставляла ему Макарьевская ярмарка, которая была в пяти верстах от Лыскова. Купцы московские, которых лечил, Медведев, звали его в Москву. Проезжавший по Волге мимо Лыскова князь Кочубей должен был обратиться за врачебною помощью для больной своей дочери к Медведеву, и когда он облегчил ее страдания, приглашал его сопутствовать ему в Крым, обещая после свое покровительство. Но Медведев на опыте испытывал, как тяжело покровительство вельмож, и охотнее склонился на приглашение московских купцов. Вообще переменить свое положение было у него желание, но всего менее приходил на мысль тот путь, на котором суждено было получить ему известность. Но сначала бессознательно для него самого душа его подготовлялась и как бы случайными впечатлениями и самыми обстоятельствами жизни к новому направлению. Однажды случайно забрел он ночью в нижний этаж княжеского дома, всегда открытого для странствующих монахов. В одном углу его, освещенном лишь лампадою, увидал он послушника стоящего на коленях и молящегося. Завязался разговор. Медведев полюбопытствовал узнать, в чем состоит келейное монашеское правило. Странник предложил совершить его вместе. Душа Андрея усладилась именем сладчайшего Иисуса многократно повторяемым и в каноне и в акафисте. В глубине души Андрея сохранилось это первое благодатное впечатление, однако оно не произвело изменения в образе его жизни и служило лишь точкою опоры для блуждающего воображения и помогало, так сказать, откликаться на призывающий к чему-то и куда-то голос Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Мне поручено разделить сии предметы по классам в неделю и назначить в каждое отделение Семинарии Наставников. 26 Апреля я был у Московского Владыки, поведал ему о данном мне поручении и просил в некоторых статьях наставления. Было много драгоценных речей. Не помню их. Вот что записано только: на мою жалобу о исключении Философии и пополнении Семинарии учениями ничтожными и бесполезными Владыка сказал: “Надобно в чем нибудь и им (светским) уступить, чтоб от нетерпеливости не перепортили всего”. О Философии и Математике Владыка сказал: “Науки сии нужны в Семинарии, как оселок испытания, изощрения и приведения в порядок мыслящаго духа”. О Медицине сказал: “Поверхностное знание Семинаристами Медицины бесполезно, даже вредно. Вместо излечения могут увеличить болезнь. До сих пор Священник приходский есть врач духовный. Всякий совет его приемлется за святость. Когда же он будет лечить болезни телесныя лекарствами земными, то может произойти, что его неудачное лечение лишит его доверия даже и в советах духовных. И смертная болезнь иногда начинается легкими припадками. Затем болезнь растет, усиливается, не уступает лекарствам; человек умирает! Тогда родные скажут: Вот больной заболел легко, но батюшка дал ему какое-то лекарство, и он умер!”» (Казанцев. С. 63–64). 25 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Примите, Отец Наместник, вручителя сего в Лавру и приложите старание устроить его на правый путь монашеского жития. Он был в Сергиевой пустыни, но не возмирствовал, как некоторые другие, находя тяжкими поступки одного из старших, которому Настоятель 66 с избытком, по их мнению, доверяет. О честности его я имею весьма убедительные свидетельства» (Письма преподобному Антонию. С. 213. 257). 27 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Будьте великодушны, Отец Наместник. Приимем посещение суда в уповании, что и милостию посетит и посещает уже, нас Господь. Огнь, хотя вещественный, пришел, думаю, на наши душевные плевы, так о себе думаю, да представим себя очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Помню, как-то владыка присел в кресло, я вышел ненадолго из комнаты, а в это время на подлокотнике кресла уселся наш здоровенный кот. Он был такой большой, чувствовал себя хозяином квартиры и растянулся на подлокотнике совершенно по-хозяйски, свесившись на старенького владыку всем своим немалым весом. А владыка Антоний был наиделикатнейшим человеком. Кот ему явно мешал, но владыка был совершенно не в состоянии просто спихнуть его с подлокотника. Он начал тихонько дуть на нахальную кошачью морду, надеясь, что кот правильно его поймет и сам спрыгнет на пол, но тому, видимо, понравилось это дуновение – типа, еще и вентилятор включили. Так что когда я зашел, то увидел такую картину: владыка деликатно дует на кота, пытаясь его прогнать, а кот жмурится от удовольствия. Это был такой уютный и трогательный момент, который мне ярко запомнился. Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Стефан Павленко с прихожанами Деликатность владыки и его забота о людях Владыка Антоний был настолько деликатен, так боялся потревожить людей, что никогда не приезжал никуда раньше назначенного времени. Я его часто подвозил – он жил очень скромно. Сам себе стирал и готовил, никогда не имел келейника. Помню, мы с ним поехали в один приход примерно в 50 минутах езды от нас. Он задремал, а когда проснулся – мы уже подъезжали к храму, где нас должны были ждать. Он встревоженно спросил у меня: – А сколько времени? – Без четверти час, владыко. – Ой, остановись скорее! Мы же договорились на час ровно. – Владыко, мы уже практически подъехали! – Нет, остановись, нехорошо раньше времени людей утруждать. Таким образом, мы с ним сидели и ждали назначенного срока в ста метрах от храма, без двух минут тронулись с места и подъехали ровно к часу. Владыка Антоний – миротворец Владыка старался всех примирить. Всегда находил какое-то обстоятельство, оправдывающее даже в чем-то виноватого человека. Говорил, что виновный поступил так по обстоятельствам, а не по испорченности. Если была какая-то размолвка, если владыке казалось, что он кого-то обидел – он сразу просил прощения, сожалел, что упустил обстоятельство, которое могло привести к размолвке и обиде, что не предусмотрел всего.

http://pravoslavie.ru/140660.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010