Медведева, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшин, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, президент Российского фонда культуры, председатель Союза кинематографистов России Н.С. Михалков, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, заместитель Главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Главы ВРНС, председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев, ответственный секретарь ВРНС О.В. Ефимов, а также старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий, председатель Центрального духовного управления мусульман верховный муфтий Талгат Таджуддин, главный раввин России А.С. Шаевич, Посол Ватикана в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини и другие представители религиозных общин России, органов власти и общественных организаций, деятели культуры, образования, науки. В адрес организаторов и участников Собора поступили приветствия Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова. 26 мая 2010 года состоялась работа секций XIV Всемирного Русского Народного Собора: «65-летие Победы. Школа и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения», «Права ребенка, поддержка семьи и национальная традиция воспитания», «Межнациональные отношения в школах и вузах: проблемы и решения», «Русский язык, литература и история.

http://patriarchia.ru/db/text/1170651.ht...

В Московскую духовную академию передадут почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии 19 октября, 2011. Новостная служба Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. 19 октября. ПРАВМИР. Каталог на 26 739 книг из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима передан Московской духовной академии супругой президента России Светланой Медведевой. «Эти книги по истории религии, теологии, философии были собраны представителями Московской духовной академии в разных уголках Италии», — сказала она во время передачи сертификата ректору православной академии архиепископу Евгению. Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. Она напомнила, что в марте состоялось открытие Русского культурного центра в Венецианском университете Ка Фоскари. «Тогда библиотекарь Марчианской библиотеки от лица секретаря по христианскому единству, главного дарителя кардинала Курта Коха передал нам сертификат на книги», — отметила С.Медведева. Сейчас они находятся в Тарквинии, в древней церкви Святого Антония. После каталогизации книг их привезут в Россию, и они будут храниться в библиотеке Московской духовной академии. «Мне очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Воспитывая наших детей, очень важно опираться на традиции и опыт предыдущих поколений, на духовные основы православия, и здесь большая роль принадлежит Русской православной церкви», — сказала Медведева.

http://pravmir.ru/v-moskovskuyu-duxovnuy...

Оно нашло меня больным и не таково было, чтобы мне от него стало легче. Болезнь моя началась 11 дня, и вчера только в первый раз был я в церкви. Да какой же ответ, скажете Вы? – Желание Ваше удалиться принесло мне такой помысл печали, который неохотно разрешается в рассуждения и слова. Можете догадаться, что мне не легко Вас отпустить: во-первых, потому, что по благости Божией вижу Вас весьма полезным для обители, во-вторых, потому, что, имея к Вам полную доверенность и веря Вашей доверенности ко мне, нахожу в сем по управлению много облегчения и успокоения» (Письма преподобному Антонию. С. 54. 249). 13 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Время отвечать и рабу Божию Петру о четыредесятидневном посте. Если он просит благословения на сей подвиг как на такой, на который он уже решился (подобно как если бы богомолец, отходя из Лавры, просил благословения на путь, в который он непременно пойдет), то мой долг рещи от сердца: да благословит Господь подвиг его и да поможет совершить оный со вниманием и смирением, к очищению и просвещению. Но если, прося благословения, он и вопрошает, предпринять ли подвиг, то это дело иное. Думаю, что для разрешения сего вопроса нужно более знать и ближе видеть устроение вопрошающего, нежели возможно мне в настоящем случае, кроме того, что не сужу себя достойным разрешить то, что далеко от моего опыта. Примеры же отцев, сколько знаю, различны» (Письма преподобному Антонию. С. 207. 250). 14 февраля. Резолюция на консисторском определении об отказе церковному причту в ходатайстве о признании земли – церковной: «Консистории надлежало в точности исполнить сию резолюцию, имеющую свое основание, именно то, чтобы Консистория решила только первый вопрос, можно ли по сему производить дело и как. Сим предупреждалась запутанность дела и напрасная забота для Консистории, есть ли она станет производить дело, которого производить не следует. Консистория на предложенный резолюциею вопрос не отвечала мне и, выступив за пределы предписанного, спросила причт и постановила определение как бы о деле рассмотренном и решенном, хотя рассмотрение не было полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но при всей дружбе, при всей доверительности, при всем почти сыновнем уважении к архимандриту Антонию митрополит Филарет, неизменный в установках своей административной деятельности, настойчиво требовал, чтобы отец Антоний без его ведома и предварительного разрешения не предпринимал ничего. Подробному обсуждению подвергалось всякое предложение со стороны наместника. «Припадем, отец наместник, – писал святитель Филарет 2 сентября 1847 года, – к истинному настоятелю нашему. Преподобному Сергию, с молитвою, чтобы он устроил и сохранил нас послушниками своими единомысленными и единодушными, чтобы Вам дал мир, не нарушимый моими прекословиями, а меня исправил и удержал от прекословий, когда они погрешительны и несправедливы» (11, с. 339). Правда, в текущих делах по управлению монастырем святитель предоставлял наместнику полную свободу. Первые письма митрополита Филарета, несмотря на благодушие, с каким относился он к новому наместнику, отражают характер настоятеля, ревниво заботящегося как о внешнем, так и еще более о внутреннем благосостоянии обители. Но мало-помалу этот тон меняется, содержание писем становится разнообразнее и круг тем все более и более касается предметов, выходящих из непосредственной компетенции отца Антония. Сначала в словах митрополита проглядывают чувства уважения, но вскоре они переходят в изъявление дружбы, не покидавшей их потом в продолжение всей многолетней переписки. «Узнавая ближе и ближе своего наместника, Владыка хотя не оставляет заботиться по-прежнему обо всем, что относится до благоустройства вверенной ему обители, но уже смотрит на отца Антония не только как на умного хозяина Лавры, благодаря распорядительности которого внешнее ее устройство и благолепие улучшается с каждым днем, но и как на мужа духовной деятельности, опытного в иноческом подвижничестве, умудренного и первоначальным руководством блаженного Серафима Саровского , и собственною практикой в жизни созерцательной» (11, с. 8–9). Архимандрит Антоний действительно был полным хозяином Лавры. Он окружил себя людьми, которые беспрекословно ему повиновались. Сам он входил во все тонкости управления, что же касалось конкретных дел, то буквально ни одного гвоздя нельзя было вбить без его дозволения. Он неутомимо выслушивал доклады подчиненных по всем отраслям хозяйства, делал срочные распоряжения, сам следил за их исполнением. Нельзя было даже представить, что какое-то его приказание останется неисполненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Московская духовная академия получит почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии 18.10.2011 Супруга президента России Светлана Медведева передала Московской духовной академии каталог на 26 739 книг из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима. " Эти книги по истории религии, теологии, философии были собраны представителями Московской духовной академии в разных уголках Италии " , - сказала она во время церемонии передачи сертификата ректору православной академии архиепископу Евгению. Возглавляемый С.Медведевой Фонд социально-культурных инициатив принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. " Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение " , - убеждена супруга главы государства. Она напомнила, что в марте состоялось открытие Русского культурного центра в Венецианском университете Ка Фоскари. " Тогда библиотекарь Марчианской библиотеки от лица секретаря по христианскому единству, главного дарителя кардинала Курта Коха передал нам сертификат на книги " , - отметила С.Медведева. Сейчас они находятся в Тарквинии, в древней церкви Святого Антония. По завершении процесса каталогизации книг их привезут в Россию, и они будут храниться в библиотеке Московской духовной академии. " Мне очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Воспитывая наших детей, очень важно опираться на традиции и опыт предыдущих поколений, на духовные основы православия, и здесь большая роль принадлежит Русской православной церкви " , - сказала первая леди. Переданный Московской духовной академии каталог, в частности, состоит из книг тайных архивов Ватикана, Папского Восточного института, Папского Латеранского университета, Папского Григорианского университета, Миланской семинарии, общины " Сан Фидели " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.10.2011 19:44:10

http://drevo-info.ru/news/11629.html

Глубокое уважение к подвигам и наставлениям старца Серафима отец Антоний передал и митрополиту Филарету, о чем свидетельствует их переписка. Из ответов святителя Филарета архимандриту Антонию видно, что последний в своих письмах напоминал ему по разным случаям наставления и изречения старца Серафима и что митрополит Филарет относился к ним с великим уважением. Так, 7 января 1834 года святитель Филарет писал архимандриту Антонию: «Суждениям старца Паисия и старца Серафима покоряюсь» (10, с. 95). Еще более ясным свидетельством того, как архимандрит Антоний чтил память старца Серафима и какое благоговение к его памяти успел внушить митрополиту Филарету, служат их взаимные хлопоты об издании составленного архимандритом Сергием 45 первого «Жития преподобного Серафима». Святителю Филарету пришлось пройти через бесконечный ряд препятствий, чинимых синодальными архиереями. Их пугало обилие чудес, присущих этому «Житию» (9, с. 152). 30 апреля 1836 года святитель Филарет писал архимандриту Антонию: «Поверзите меня к стопам преподобного, да испросит мне благое устроение пути; также да благословит, аще изволит, чтобы третьяго года сделанная выписка из сказаний о чудесах его предоставлена чтению верующих. Владыка не спорит, кажется, против напечатания» (10, с. 206). В 1838 году святитель Филарет сообщал отцу Антонию: «А я, хотя через порог, посмотрел в безмолвие, прочитав «Житие отца Серафима», и, как Вам хотелось, поправил несколько слов, где они казались поставлены не совсем правильно. Если думать о напечатании, то затруднение представят некоторые сказания о видениях. Цензура едва ли согласится пустить в свет чудесное в жизнеописании без высшего свидетельства церковного. Но исключить из жизнеописания сказания сего рода, мне кажется, было бы похоже на святотатство. Если хотите, поговорите с цензурою. 2 июля 1838 г.» (10, с. 289). И немного позднее: «Посылаю Вам, отец наместник, просмотренные мною поучения, или духовные наставления, отца Серафима. Я позволил себе переменить и дополнить некоторые выражения, частию, чтоб язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословий. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца. 2 августа 1838 г.» (14, с. 291). В 1841 году после столь долгих хлопот архимандрита Антония и митрополита Филарета, после стольких препятствий «Житие старца Серафима» было, наконец, напечатано, пройдя именно «сквозь узкая врата» (29, с. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Впрочем, я сказал им, чтобы до последней возможности претерпели, а при стесняющей крайности отпустили, кого можно, с надеждою и без опасности. Помочь же им из того, что вверено Вам покойною, властны Вы, если сие находите согласным с ее волею. Конечно, это будет непогрешительное благотворение самой достойной бедности. Только поскольку дивеевские обратились ко мне, то пошлите им триста рублей моих в составе того, что Вы назначаете. Послать же, точно, надобно по почте для безопасности. В руки дал я им на дорогу 100 рублей, а более опасался. Они назвали мне Саровского иеромонаха Илариона, чтобы послать на него. Впрочем, Вы сами знаете, как лучше. Саровское начальство к ним не снисходительно» (10, с. 371–373). Однако благоприятный исход дела был уже недалеко. Оно было, наконец, возбуждено в Святейшем Синоде. 12 марта 1842 года митрополит Филарет извещал отца наместника: «О Дивеевской и прочих общинах Нижегородской епархии дело дошло до Святейшего Синода по движению, данному министром внутренних дел. Полагается утвердить общину, но еще не знаю, как сие совершится. Потребно Высочайшее соизволение» (11, с. 12–13). И утверждение от Святейшего Синода, и соизволение императора не замедлили последовать. Итак, с 1842 года, спустя девять лет по преставлении преподобного старца Серафима, его любимое Дивеевское общежитие получило твердую опору. Из писем митрополита Филарета архимандриту Антонию видно, какое горячее участие приняли они в судьбе дивеевских «сирот»: они помогли им в тяжкую годину, они же способствовали и узаконению самого существования их общины (29, с. 47–48). Пятнадцать лет после того мирно просуществовала Дивеевская обитель, но затем начались в ней искушения. И в это особенно тяжелое время опять пришли ей на помощь святитель Филарет и архимандрит Антоний, твердо помнившие завет преподобного Серафима – не оставить его дивеевских «сирот» в годины испытаний. Нестроения в общине были связаны с тем, что в жизнь обители вмешался ложный ученик преподобного Серафима отец Иоасаф, который стал отменять заповеди преподобного, данные ему Самой Царицей Небесной. Обитель стала принимать другой характер. Иоасаф отстранил от управления обителью «Серафимовых сирот» и возвысил группу своих последовательниц. Между сестрами образовались две партии – расположенные и не расположенные к Иоасафу, вернее, пользовавшиеся и не пользовавшиеся его расположением. К числу последних принадлежали и сменившие одна другую настоятельницы Дивеевского общежития Екатерина Ладыженская и Елисавета Ушакова. Архимандрит Антоний, получивший сведения о том, что делается в Дивееве, сообщил митрополиту Филарету о возникших там непорядках и просил предпринять все возможные меры к их устранению. 9 октября 1857 года святитель отвечал: «О Дивееве я говорил, с кем должно, и нашел мысли, благоприятные обители... Иоасафу не велено ничего делать до усмотрения нового епархиального Преосвященного» (13, с. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

– Посылаю ее к Вам: если не имеете возражения, отдайте, пусть посмотрят, захотят ли печатать. 6 сентября 1852 г.» (12, с. 158). «Ректор желает или его располагают взять в эконома бывшего ильинского священника Флегонта. Этот пожелает должности, но не знаю, пожелает ли его должность. Желаю еще иметь Ваше слово, прежде нежели решусь. Августа 27-го 1853 г.» (12, с. 222). По воспоминаниям профессора П.С. Казанского , отец Антоний способствовал развитию богословской науки. «Глубоко памятна для меня его готовность содействовать моим ученым занятиям. Хотя сам он и не получил никакого образования, но действовал так, что и тени его действий не встречается в тех, которые сами занимаются учеными исследованиями, и тем глубже вздохнем об нем. Не говоря о том, что его [собственная] довольно значительная библиотека была открыта для пользования, он облегчал всячески пользование лаврскою библиотекой и лаврским архивом. Капризов у него тут не было. Встречая иногда затруднение доставать книги из лаврской библиотеки или по болезни библиотекаря, или по собственной болезненности затрудняясь ходить в холодную и неблизкую лаврскую библиотеку, пошлешь ему записку о том, что нужна мне такая-то рукопись или книга, – и требуемое чрез полчаса доставлялось. Однажды для некоторых объяснений мне полезно было побеседовать с каким-нибудь иноком, жившим на Афоне и Синае. Я спросил отца Антония, нет ли у него в Лавре или в скиту старца, желаемого мною. «Постараюсь узнать», – был его ответ. Не прошло часа после того, как я предложил просьбу, как ко мне является из скита иеромонах Самуил, долго живший и на Афоне, и на Синае; Отец Антоний успел распорядиться, чтобы приготовили экипаж и послали за сим иеромонахом. Все это делалось с такою готовностью и радушием, что не чувствовалось, что делается великое одолжение. С утратой такого человека начинаешь понимать вполне его цену» (3, т. 2, с. 733–734). Оценка трудов архимандрита Антония в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры В своих письмах святитель Филарет часто выражал благодарность архимандриту Антонию за труды по окормлению Троицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Резолюция на представление временного ревизионного комитета для проверки отчетов по Дмитровскому и Звенигородскому училищам: «В отчете показано 70 руб. 75 коп. за холст, без обозначения, за сколько аршин: в объяснении сказано, что за сто аршин, без означения, по какой цене, а по расчислению оказывается цена аршина 70 коп. и 3 полушки, каковая дробность, по нынешнему ходу монеты, невероятна» (Резолюции. Т. 4. С. 72. 9216). 10 января. Резолюция на консисторском докладе с распоряжениями по приведению в исполнение проекта Устава духовных консисторий (Резолюции. Т. 4. С. 2–3. 9070). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сейчас я прочитал письмо Ваше, Отец Наместник, и сорадуюсь Вашему слышанию и видению рабов Божиих, подобных древним подвижникам, и что не лишен и я по крайней мере слышания, и за сие благодарю Бога и Вас. И сказание о них, и ответы Петра как будто листы из Патерика. Нова для меня мысль, что человеческие искушения жесточе бесовских. Но изречения таких людей надобно замечать и обращать в наставление, а не испытывать. Если я через Ваше посредство сподоблюсь чем послужить рабам Божиим и они не отринут сего, – я приму сие как милостину от них моему недостоинству и как милость Божию Теперь я пересматриваю и пополняю Катехизис 3 . Помолитесь, да отверзется мне дверь слова проглаголати тайну Христову и нелестное млеко предложить чадам веры» (Письма преподобному Антонию. С. 187. 218). Письмо епископу Виталию (Щепетеву)1: «Не вижу, преосвященнейший, возможности произвесть во священника Световидова 4 . Велите поскорее поискать из заслуженных инспекторов уездных училищ, для вступления на Рождественское (в Палашах) священническое место с поддержанием сиротствующего семейства» (Письма. 1887. С. 34). 14 января. Письмо архиепископу Аркадию (Федорову): «Но недавно сильно озаботило меня сведение, что ваше Высокопреосвященство, приехав в Екатеринбург, остановились не в доме Преосвященнаго, но у какого-то священника, оттуда распорядили свое служение в соборе, что Преосвященный являлся к Вам в дом священника, но не был при служении Вашем в соборе. Если это так: то трудно понять, почему так. Но то верно, что не назидательно было видеть единоверцам такое отсутствие единства между представителями единыя церкви. По моему мнению, лучше было бы Вам сто раз изъявить неудовольствие Ваше викарию письменно или словесно, и, если нужно, довести Ваше неудовольствие до начальства, нежели обнаруживать пред паствою отсутствие единства между вами» (ДЧ. 1877. Ч. 3. 12. С. 527).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

19 января. Письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу H. А. Протасову: «Благочестивые предки наши, по особенному промыслу Всевышняго о любезном отечестве нашем, принявши православную христианскую веру во всей чистоте ея, богодухновенныя книги священнаго писания, на которых она основывается доселе, с благоговением хранила от всякаго нововведения, как драгоценнейшее наследие, как неоцененный дар Божий и залог временнаго благоденствия и вечнаго блаженства. Великая и священная обязанность наша, возложенная на нас Богом, сохранить сей залог и передать потомству нашему во всей его чистоте, дабы не постыдно явиться пред лице Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в день откровения славы Его» (Мнения. Т. Доп. С. 93. 28). 20 января. Резолюция на консисторском определении о переведении запрещенного в священнослужении иеродиакона на послушническую должность за недостойное поведение: «Запрещеннаго иеродиакона... признать заслужившим лишения сана, но дабы он воспользовался Высокомонаршим милосердием, по Всемилостивейшему Манифесту, не лишать его звания, а оставить в запрещении священнослужения на год, с тем, что, есть ли он в сем году в нетрезвости и безчинии не будет замечен, то смотря по степени одобрения, имеет суждение о разрешении ему священнослужения; есть ли в течение сего года вновь впадет в нетрезвость и в безчиние... то, как не воспользовавшегося милосердием, лишить его сана непременно и неуклонно» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 4–5. 9597). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Дивеевские озабочивают меня, Отец Наместник. Прочитайте прилагаемое письмо. Пишут, что акта не заключают на землю без утверждения общежития. Но скоро ли представит Преосвященный об утверждении? И как представит? Надлежало бы акт на землю сделать на имя которой-либо из общежития, имеющей право владеть землею, а она предоставила бы ее в дар общежитию, и таким образом было бы предоставлено о утверждении общежития. Такое представление было бы в порядке и показывало бы, что общежитие имеет способ существовать Мое письмо к Преосвященному Иоанну, видно, немного произвело действия. Следственно, бесполезно было бы писать другое. Не дадите ли по сему наставления Дивеевским? А если с таким положением дела приедут в Петербург, не вижу, что можно сделать» (Письма преподобному Антонию. С. 255. 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010