Для утешения скорбящей души отец Антоний пишет и следующие строки: «Не сетуй на слезы: засуха вреднее дождя. Дождь ли сквозь солнце благодати, ненастье ли житейских печалей или просто набежала тучка и разрешилась дождем – пусть покропит! Засуха не только цвет, но и корень убивает. Как роса для цветка, так слеза для души полезна. Я наблюдал иногда в раннее утро летом, как прекрасно и бережливо сердце цветка хранит каплю росы. Пусть и твое сердце, чем бы оно ни было подвигнуто к пролитию слез, знает, что это вода чистительная, вода, размягчающая жестокость самодовольства и самолюбия». С целью успокоить духовную дочь в тревогах ее совести архимандрит Антоний писал: «Замечала ли ты: когда солнечный луч утром проникает в окно, то мириады пылинок и сору плавают по лучу солнечному на всем его протяжении? Это, радость моя, подобие души, озаренной лучом благодати. Когда благодать касается сердца человека, то в разуме, мыслях и сердце как бы некоторая делается тревога, все выказывается неправильное, как пыль по лучу солнца. И это первое побуждение человека к сознанию своих немощей и смирению. Не тот момент вреден для нас, когда мы смущаемся внутренними нашими неприятностями, а тот, когда мы ничего не чувствуем укоряющего нас. Так не бойся таких минут, когда приводится душа в смятение, но молись с усердием ко Господу Иисусу Христу, говоря: «Твоя я, Спаситель мой, спаси меня!» И волны мыслей твоих стихнут в язвах Господа» (2, с. 34–37). В отношении к ближним отец Антоний более всего внушал иметь любовь – основу всех добродетелей. «Любовь есть искра Божественной силы: она дается человеку Духом Святым и требует жизненной разработки в делах человеколюбия и милосердия». «Что в видимой природе солнце, то в сердце человека любовь. Так же она дает жизнь, так же греет, наслаждает и украшает». «Отними у Неба любовь – и Небо будет адом. Распространи любовь на земле – и земля небесным раем сделается» (2, с. 37–38). Благодаря близости с митрополитом Филаретом архимандрит Антоний знал все церковные дела, и это открывало ему возможность принимать мудрые решения в самых разнообразных ситуациях. Сближение с видными представителями Московской духовной академии позволяло ему следить за развитием богословских наук; беседа со всякого рода посетителями Лавры давала ему многообразные сведения о течении жизни в государстве вообще. Конечно, невозможно было для него беседовать со многими из посетителей Лавры, но все интересное, даже из быта простого народа, передавалось ему иноками, служащими при разных послушаниях. Из бесед с иноками, приезжавшими на время в Лавру, с приходившими паломниками он знал состояние всех известных монастырей и имел подробные сведения о всех замечательных подвижниках. Он и сам читал много святоотеческих книг и духовных журналов, иногда заглядывал и в светскую литературу (3, т. 1, с. 408).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю//., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю//., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Чекмень — короткий полукафтан. Чекмень — короткий полукафтан. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Юфть — бычья кожа особой выделки. Юфть — бычья кожа особой выделки. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Наиболее достоверно выводы «круглого стола» о вине немцев за Катынь подтверждает свидетельство польского поручика Антони Горбика -Антона Горбовского, изложенное в книге партизанского командира Дмитрия Медведева «Сильные духом» (Свердловск, 1952 г.) В ней описывается, как в партизанский отряд Медведева в январе 1943 г. явился польский драгун Антон Горбовский. Он рассказал, что в 1941 он, как военнопленный, находился в лагере НКВД под Смоленском. В июле лагерь захватили нацисты, которые стали предлагать польским офицерам «сначала добровольно, а потом под угрозой расстрела пойти к ним на службу » . Не согласившихся оказалось большинство. Вскоре их стали увозить из лагеря «группами по сто-двести человек неизвестно куда». В одну из ночей настала очередь Горбовского, которого вместе с другими польскими офицерами привезли к огромной яме в лесу. Горбовский удалось незаметно взобраться на дерево и остаться живым, но ему пришлось увидеть, как немцы расстреливали его друзей. Удалось установить, что Антон Горбовский - это польский поручик Горбик Антон Янович, 1913 г.р., до мая 1940 г. содержавшийся в Козельском лагере НКВД для военнопленных. 11 мая 1940 г. А. Горбик по списку-предписанию УПВ НКВД 059/1 от 5 мая 1940 г. был отправлен из Козельска в Смоленск. Персональная табличка поручика Антони Горбика (Antoni Gorbik, ur. 1913), якобы расстрелянного НКВД в 1940 году, присутствует на стене Катынского мемориального комплекса. Данные об А. Горбике были размещены в польской электронной базе «Indeks Represjonowanych». Было указано, что А. Горбик в мае-апреле 1940 г. был расстрелян в Катыни, а в 1944-45 гг. он же содержался (!) в фильтрационном Осташковском лагере НКВД СССР ( ). После публикаций в 2012 году о нелепостях в биографии Горбика, данные о нем из польской базы были удалены. Но скриншот персональной страницы А. Горбика скопирован и хранится в базе интернет-проекта «Правда о Катыни». После такого свидетельства целесообразно обратиться к 14-летнему расследованию Катынского дела, а точнее уголовного дела 159 «О расстреле польских военнопленных из Козельского, Осташковского и Старобельского спецлагерей НКВД в апреле-мае 1940 г.». Оно было принято Главной военной прокуратурой СССР к производству 30 сентября 1990 г. 21 сентября 2004 г. уже Главной военной прокуратурой РФ это дело было прекращено.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю //., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Далее мемуарист подробно описывает свадебный обряд Нижегородской губернии, включающий в себя элементы мордовской свадьбы. Ср. северно-русский свадебный обряд, включающий гораздо больше элементов: Балашов Д. М., Марченко Ю //., Калмыкова НИ. Русская свадьба. М., 1985. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Полуимпериал — русская золотая монета достоинством в пять рублей серебром. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Барханами называются пески с небольшими неровными возвышенностями; они простираются вёрст на 100, а далее носят название «рын-пески». В наших обыкновенных повозках ездить по барханам весьма затруднительно. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Тезек, или коровий кирпич, служит обыкновенным топливом у киргизов. Чекмень — короткий полукафтан. Чекмень — короткий полукафтан. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Киргизы вырывают не очень глубокие ямы, в которых коптят сырые лошадиные кожи; из этих кож и делают мешки как для твёрдого, так и для жидкого молока. Юфть — бычья кожа особой выделки. Юфть — бычья кожа особой выделки. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Ныне наместник Московской Сергиевой Лавры. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита. Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1797–1877) — в 1831 г. был избран наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

А после заутрени – канон к причащению и молитвы, и, сколько Господь поможет, прочесть Посланий апостольских и Евангелия по главе и поменее, и с верою к дополняющей все благодати приступайте к Чаше Жизни. А чего сверх этого по уставу обители не выполните, восполните смирением, сознавая свою немощь, любовию к Господу и любовию к сестрам. Не смущайтесь тем, что Вы не можете нести трудов общих. Обитель, как и человек, имеет двойственное бытие, то есть состоит из души и тела. Для бытия тела необходимы телесные потребности и отправление трудов внешних; но не менее того для духовной стороны потребны и важны отправления духовные. Так, когда сестры обители трудятся, Вы встаньте помолиться Господу, да подкрепит их силы, да благословит их мужеством и терпением, миром души и здоровьем, и Вы все время вместе с ними трудиться будете, и столь же полезно для обители, сколь полезно трудятся и они. Медленнее спешите уравняться с их подвижническими привычками. Останавливайте и дочь, чтобы не вдруг бралась за то, чего не может. Лучше медленнее браться, но постоянно удерживать взятое, нежели вдруг на многое решиться и оставить. Дом начинают строить не с крыши и не со стен, а со рва, то есть прежде всего роют землю для фундамента, и чем выше намерены строить дом, тем глубже роют для основания. Так и Вы сами, и в дочери прежде всего приучайте и мысли, и рассуждения к смирению. Никого ни в чем не осуждайте. Не верьте худому заключению о ближнем или об обители, – не только мыслям своим или словам посторонних, но даже и глазам своим. Они первые совратили (праматерь) в раю. Главное: веруйте в Промысл о Вас Божий и призвание в обитель. Уповайте на Его безраздельное милосердие и любовь. Любите Его и в сердце, и в мыслях, и в словах; делите с Ним и Ваши скорби, и Ваши радости так, чтобы два сердца Ваших только к Его, третьему, открыты были и надеждою, и любовью, и Вы обретете мир в душах Ваших. Сколько позволят силы, понемногу дочери давайте приучаться к буквальному монастырскому послушанию» (2, с. 31–34). Письма архимандрита Антония его духовной дочери Е.И.М. относятся к 1870–1874 годам. Госпожа М. хранила их в бархатном переплете с золотым обрезом как драгоценную святыню. О значении для нее этих писем она говорила: «Оставшись вдовой с малолетними детьми, я была убита горем. На меня нашел такой столбняк, что я все молитвы перезабыла. Даже «Отче наш» не могла прочесть. Отец Антоний своими беседами, письмами и частым причащением меня Святых Таин воскресил, оживил меня. Письма его и до сего времени утешают и успокаивают мое сердце и руководят меня на пути к Небесному Царствию». В них отец Антоний говорит преимущественно о едином на потребу, то есть о Боге и вечном спасении. Все они дышат самой нежной любовью отца и друга. Замечательна еще одна черта их: питая с юности особенную любовь к природе, отец Антоний часто для объяснения и подтверждения мыслей берет образы из явлений природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

«Однажды отец Антоний, причащавший братию, видел, как два инока-старца, со страхом приступив к чаше со Святыми Тайнами, причастились из нее небесного огня» (2, с. 24). Привлекая богомольцев своим богослужением, архимандрит Антоний духовно привязывал к себе тех, которые искали беседы с ним. Он обладал обильным даром слова и в своих беседах обнаруживал обширные сведения и мудрость суждений. Беседуя с ним и не зная его прошлого, можно было подумать, что он получил образование в одном из лучших учебных заведений. Весьма крепкая память его сохраняла полученные им сведения, и, обыкновенно, одухотворенная его беседа лилась нескончаемым потоком (2, с. 24–25). При его впечатлительной душе, живом воображении часто и сухие факты, облекаясь в живые образы, обставлялись подробностями, все объясняющими. Если он сочувствовал теме рассказа, то как бы сам становился действующим лицом, мимикой оживляя повествование. Редко встретишь такое выразительное лицо, какое было у отца Антония. Всякое душевное движение, всякую залегшую на сердце мысль человек, хорошо знавший отца наместника, мог легко прочитать в его лице, хотя бы он и пытался скрыть их. Обороты его речи имели своеобразный характер: у него были свои оригинальные выражения – меткие, типичные только для него. Потому, был ли он среди светского общества или среди академического братства, он всегда первенствовал в устном слове. «Мы, – пишет профессор П.С. Казанский , – бывало, теснились поближе к нему, чтобы услышать его интересные беседы» (2, с. 25). Во времена архимандрита Антония произошло стихийное бедствие: в 1838 году пожар истребил здание лаврской гостиницы, и на восстановление сгоревших построек потребовались значительные средства. В первые двенадцать лет своего наместничества отец Антоний главным образом обновлял обветшавшее, восстанавливал то, что разрушалось, исправлял недостатки, допущенные прежде. «В 1843 году мы, – пишет профессор П.С. Казанский , – слышали от него следующее: «Меня обвиняют, что за двенадцать лет истратил 2400400 рублей ассигнациями, не сделав ничего видного в Лавре, не считают того, сколько я убил денег в землю, уничтожая грязь и нечистоту и поправляя ветхости. Если и много истратил, зато увеличил доходы Лавры. Капитала, бывшего до меня, не только я не уменьшил, но и удвоил его» (3, май–июнь, с. 277). 3 марта 1844 года случился пожар в келиях архимандрита Антония, огонь быстро затушили братия Лавры. На рапорте наместника о случившемся митрополит Филарет написал: «Благодарение Богу, сохранившему место от большей беды» (26, л. 2, 2 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

18-го ноября, в субботу, Владыка говорит своему келейному иеродиакону Парфению, что завтра он будет служить литургию в своей домовой церкви и чтобы все было приготовлено к служению. Старик Парфений, отличающийся прямотой и откровенностью, решился заметить Владыке, что он утомится от служения и не будет, пожалуй, служить во Введеньев день 42 , что лучше бы тогда на Введение отслужил. Но Владыка сказал: «Это не твое дело, скажи, что я завтра служу». Он отслужил литургию и в роковое 19-е число скончался» (37, с. 185–186). По преклонности лет святителя каждый день можно было ожидать его кончины. Поэтому еще 24 июля 1867 года отец Антоний, в ожидании этой горестной для него потери, сделал письменное предложение митрополиту о том, чтобы вместо скита, где была приготовлена для него могила, избрал он себе место вечного упокоения в Лавре, на южной стороне Духовской церкви 43 (4, с. 75). Кончина святителя Филарета, последовавшая 19 ноября 1867 года, в тот именно день, который он предвидел, поразила архимандрита Антония. Со слезами проводив в вечный покой сердечно любимого и высокочтимого святителя, отец Антоний не мог не почувствовать своего сиротства. В одном письме он писал: «Мы осиротели усопшим Владыкою. Я лишен в смерти его не только отца, но друга и покровителя. Да! Он не только Церкви Российской, но всему христианству был светильник. Россия, как дань любви и благодарности, будет повсюду возносить о нем молитвы» (3, т. 2, с. 725). В другом письме он говорит: «Скорбь моя о лишении отца, и друга, и Владыки тяжело легла во мне. Если бы можно, ушел бы в пустынную келлию, устранясь от дел и людей. Не знаю, что будет далее. К Страстной ждем приезда нового Владыки в Москву. Я давно с ним знаком, но для меня все равно кто бы ни был митрополитом, но отца для меня по Боге в настоящей жизни нет и не будет» (3, т. 2, с. 725). Со всем усердием и любовью отец Антоний предался заботам о погребении и поминовении своего великого благодетеля, друга и отца! Во дни поминовения в Бозе почившего архипастыря вся монастырская площадь обыкновенно наполнялась нищими, которым отец наместник предлагал щедрую трапезу в память усопшего (2, с. 39–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Июля 20 он был рукоположен в иеродиакона, а 22 в иеромонаха. Со времени поступления своего в Высокогорскую пустынь о. Антоний находился под непосредственным духовным руководством Ольги Васильевны. Она приучала его к подвигам иноческим, отсекая всякое излишнее желание. Раз, будучи у Ольги Васильевны сказал он ей, что купил очень хороший себе тулуп из овчин калмыцких. Ольга Васильевна призвала купца продавшего тулуп, и велела возвратить данные деньги сказав: с тебя достаточно и простой овчины для защиты от холода. Не оставлял о. Антоний и общения с Саровскими старцами, для которых путь в Москву или Нижний был чрез Арзамас. По временам бывал в Сарове сам о. Антоний. После того, как в 1820 году, о. Серафим разрешил свой обет молчания, он пользовался его советами и наставлениями. Князь Грузинский примирился с тем, что Медведев оставил его, и даже с доверенностью обращался к нему за содействием в своих семейных делах. Одно такое поручение подало повод или вызвало окончательно решимость о. Антония предпринять путешествие к святым русским местам даже до Киева. Это было в 1824 г. Сбираясь в долговременный путь о. Антоний приготовил особую книжку для ведения журнала своего путешествия, но к сожалению запись прекратилась на первой станции по выезде из Нижнего. Но и немногие страницы этого дневника любопытны, так как дают понятие о настроении его духа в то время. «Давно, пишет он, было у меня желание поклониться св. угодникам Божиим в местах, более известных в отечестве или более мною слышанных от посещавших, и передававших много любопытного и назидательного. Было побуждение навестить и некоторые отдаленные пустыни, где знал я еще живущих пустынников, дабы слышать и видеть ясные пути иноческой жизни в живых буквах. Все это приготовило желание души моей пуститься в путь, имея к тому все нужные способы. И наконец, одно здесь умалчиваемое обстоятельство вытолкнуло меня решиться ехать тотчас и писать, что я уезжаю в половине мая месяца или раньше. Собравшись, устроил все нужное для пути, – повозку и три лошади, наняв доброго и смирного кучера; отслушав раннюю литургию очень рано, приняв благословение от строителя, простяся со слезами с братиею я выехал из пустыни с восходящим весенним солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Последовавшее вскоре за сим случайным образом знакомство с настоятельницею Арзамасской Алексеевской общины Ольгою Васильевною Стригалевой имело более определенное и решительное на него влияние. Алексеевская Арзамасская община, возникшая из семьи учениц Синаксарского настоятеля о. Феодора Ушакова около 1757 года, до конца жизни этого старца († 1791 г.) находилась под его непосредственным духовным руководством и содержала строгий иноческий общежительный устав. Под ближайшим руководством второй настоятельницы этой общины Марьи Петровны Протасьевой (1795–1813 г.), умной и опытной в духовной жизни, возрастала Ольга Васильевна. Дочь богатого костромского купца, на двадцатом году своей жизни она в 1793 г. поступила в Алексеевскую общину и в 1795 г. была тайно пострижена с именем Олимпиады. Еще при жизни Протасьевой, во время отсутствия ее она нередко исправляла должность настоятельницы. Избранная в 1813 году в настоятельницы Ольга Васильевна, несмотря на свою болезненность, была деятельною начальницею почти 400 сестер. Она стяжала глубокое духовное рассуждение. В сохранившихся ее наставлениях и письмах сестрам общины внушается особенно строгое исполнение устава, покорность старшим, взаимная любовь и снисхождение к немощам других и чистая усердная молитва души любящей Господа. Проникнутая вся мыслью о Боге и вечном спасении она сие единое на потребу внушала и всем 2 . Этой-то настоятельнице суждено было иметь решительное влияние на Андрея Медведева. По врачебной практике Медведев бывал и в Арзамасе. Раз из дома одного купца он приглашен был подать помощь тяжко болевшей Ольге Васильевне, подле изголовья которой провел он несколько часов и немало выслушал духовного и назидательного. Ему удалось облегчить болезненное состояние Ольги Васильевны. От нее приглашен был он к болящей блаженной Елене Афанасьевне из рода дворян Дертьевых 3 . Елена встретила Медведева словами «ныне начах: сия измена десница Вышнего ( Пс.76:11 ), потом взглянув на его мирскую одежду, сказала: «хорош паренек, да одежду нужно подлиннее, до самых пяток». Лекарство принимать какое-либо она отказалась. Не понял тогда Медведев слов блаженной, но после видел в них проречение об его иночестве и указание на то, что знакомство с Ольгою Васильевною было началом для него нового поворота в его жизни. Духовный строй светлого и благодатно-просвещенного ума Ольги Васильевны незаметным, но быстрым образом воспламенил молодую, восприимчивую, пылкую душу и открыл ей то, к чему неведомо себе бессознательно стремилась она. Не знаем, о чем были первые беседы Ольги Васильевны с Медведевым, но по ее духовному устроению без сомнения направлялись они к предметам духовным. Нередко бессознательно и незаметно для нас самих западают в душу впечатления бесед или примера жизни и из этого малого семени возрождается новое направление. Так было и с Медведевым. Вопросы религиозные стали волновать мысль его и нередко может быть возникал пред ним образ той жизни, какую проводили в Алексеевской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции, помимо прочих соглашений, Рузвельт и Черчилль согласились вернуть в СССР всех военнопленных и гражданских, которые были освобождены союзниками. Американцы особенно не усердствовали. Некоторые американские офицеры сочувствовали русским военнопленным и, понимая, что их ждет, «закрывали глаза» на побеги из лагерей. Те, кто смог избежать выдачи НКВД, рассеивались по разным странам Европы и Америки. Солдаты из американской 42-й пехотной дивизии у вагона с телами узников концлагеря Дахау      Что касается англичан, то они даже переусердствовали и выдавали не только советских граждан, но и эмигрантов первой волны, которые покинули Россию во время революции и Гражданской войны и никогда не были гражданами Советского Союза. Где хитростью, где насилием, выдавали всех, кто говорил по-русски, причем даже тех, кто отказывался возвращаться (речь, разумеется, не о военных преступниках, которых, конечно, нужно было судить). Как-то он чинил джип, и пронеслась весть, что едет НКВД. Папа сел в джип и уехал, избежав выдачи Кто-то сам хотел вернуться и верил, что на Родине разберутся и не накажут, у других там оставались родители, жены, дети, дома, квартиры... Папа же был гол как сокол и одинок. К тому же он хорошо помнил Сибирь, и как его близких выгружали из теплушек в снег. Он решил, что нового лагеря не выдержит. Многие из тех, кто также не желал возвращения, пережили репрессии 1930-х годов, когда ночами люди не спали в ожидании черных «воронков» – символов арестов и искалеченных судеб их близких. У папы были золотые руки, и сразу после освобождения он стал помогать американцам: чинил автомобили, разную технику. Как-то он чинил джип, и пронеслась весть, что едет НКВД. Папа сел в джип и уехал, избежав выдачи. Потом вернулся. Освобожденные узники концлагеря Равенсбрюк      Моя мама Нужно сказать и о моей маме. Ее девичья фамилия – Медведева. Антонина Ивановна Медведева. Юной девушкой она была принудительно угнана в Германию вместе с другими девушками, как остербайтеры – восточные рабочие. Мама знала немецкий и оказалась на сахарном заводе недалеко от Дрездена. Три года провела в плену.

http://pravoslavie.ru/134067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010