Число людей Божиих быстро увеличивалось: они скоро расселились по Палестине в том же порядке и почти в том же количестве, как и прежде; святой город, верный закону Божию, долгое время процветал в благочестии, наслаждаясь спокойствием под управлением своих первосвященников-князей. Он пользовался славою и уважением ото всех, хотя и находился под властью языческих царей. Многие языческие цари и князья, будучи идолопоклонниками, чтили, однако, Бога Израилева и посылали в Иерусалим храму Господню дары (2 Макк.3:2); они с особенным уважением относились и к первосвященникам; например, Александр, царь Македонский, увидев вышедшего ему навстречу первосвященника Адду, поклонился ему до земли; войдя же в Иерусалим и храм Божий, он принес дары и жертвы Господу Саваофу. Подобным образом поступали и другие языческие цари. Царь египетский Птоломей Филадельф послал множество даров в Иерусалим храму Господню и написал первосвященнику Елеазару, прося его прислать книги святого Писания и сведущих мужей, которые бы могли их перевести с еврейского языка на греческий; преемник Птоломея Филадельфа Птоломей Филопатор, победив сирийского царя Антиоха Великого, пришел в Иудею, и в Иерусалиме, в храме Господнем, принес благодарственную жертву единому истинному Богу. Также и Антиох Великий, победив в свою очередь египтян, пришел в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу; во святом храме он принес множество жертв с благодарственными молитвами и щедро одарил первосвященника и других начальников иудейских. В таком уважении находился Иерусалим и храм Божий у язычников; об этом упоминает и святое Писание, когда говорит, что сами цари почитали место и прославляли церковь великими дарами (ср. 2 Макк.3:2). Подобное отношение со стороны язычников к Иерусалиму продолжалось до тех пор, пока начальники его, пребывая в страхе Божием, соблюдали закон Господень, ведя богоугодную жизнь; когда же они забыли закон Божий, то на них, как и прежде, обрушились многочисленные бедствия. Началом их послужило следующее обстоятельство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вскоре затем Язон имел случай принимать своего царственного покровителя в стенах Иерусалима. В Египте еще в 181 г. до P. X. умер зять Антиоха Великого и шурин Селевка IV и Антиоха IV, царь Птоломей Эпифан. Он оставил двух несовершеннолетних сыновей, Птоломея Филометора и Фискона. Филометор был ближайшим наследником престола. Когда он уже настолько вырос, что мог быть сажаем за стол на видном месте, было устроено большое празднество, на которое и дядя Филометора, Антиох IV Сирийский, отправил своего посла. При этом случае Антиох имел возможность убедиться в значительной отчужденности египетского двора от сирийского. Именно, обладание Килисирией, Финикией и Палестиной было, по-видимому, предметом зависти египтян к сирийцам; возможно, что и сирийская царица-мать, Клеопатра, раздувала вражду, так как она думала, что, благодаря своим брачным отношениям, имеет право на эти провинции, между тем как при египетском дворе охотнее ссылались на гораздо более древний договор между Птоломеем Лаги и Селевком Никатором, заключенный ими до их совместной борьбы с Антигоном. Антиох IV Эпифан принял все меры, чтобы защитить свою страну на случай войны с Египтом. Для этого он прибыл в важный портовый город Иоппе и оттуда в Иерусалим. Язон оказал ему самый блестящий прием. Навстречу ему двинулось из города факельное шествие; его приветствовали и провожали громкими кликами. Насколько продолжительно было его пребывание здесь, в точности неизвестно; первосвященнику, однако, немного помогла вся его угодливость. Как предательски ни поступил он по отношению к своему предшественнику и своему народу, нашелся ему, тем не менее, соперник, значительно превзошедший его в пренебрежении к интересам еврейского народа. 2. Борьба за первосвященство Еврей из колена Вениаминова, эллинист знатного происхождения, известный под греческим именем Менелая, был послан Язоном к царю для уплаты обещанных денег и для сообщения ему положения дел. Брат этого Менелая, Симон, снискал благосклонность Селевка IV тем, что обратил внимание его на сокровищницу Иерусалимского храма, что дало тогда повод к неудачной, правда, миссии Гелиодора в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объединивший, таким образом, большую часть монархии Александра, Селевк открывает собою могущественную эру Селевкидов, с судьбами которой надолго связались судьбы иудейства, в продолжение, между прочим, всего периода Маккавеев. Время владычества Селевкидов над Сириею и Палестиною дало одну из наиболее оживленных и плодотворных эпох иудейства, когда борьба с увлечением обычаями эллинскими, возгоравшаяся в лучшей части иудейского народа, не только выдержала блестяще множество нахлынувших бедствий, но и успела на время воскресить счастливые времена лучших царей иудейских. Первые Селевкиды не только не были в большую тягость для Иудеев, но и ознаменовали себя многими по отношению к ним милостями. Так, Селевк Никатор пожаловал права гражданства многим иудеям в построенных им в Азии и нижней Сирии городах, и даже в самой столице своей – Антиохии. Это право поддерживали за иудеями и ближайшие преемники Селевка – Антиох I Сотер (282–262) и особенно Антиох II Феос (262–246). При Селевке Каллинике, преемнике Антиоха II (246–226), Иудея начала переживать много бедствий, сделавшись ареною борьбы Селевкидов с Птолемеями (царями египетскими), вынужденная угождать двум сторонам и расплачиваться одинаково как в победах одной, так и в поражениях другой стороны. Особенной силы достигли эти бедствия Иудеи с выступлением Антиоха III Великого (после Селевка III Керавна, 226–223 г.), увлекшегося в борьбу не только с Египтом, но и Римом (223–187 г.). Сражение с римлянами (при Магнезии, в 189 г.), очень неудачное для Антиоха, вынудило его на постыдный мир с Римом, одним из условий которого было, между прочим, и владычество Антиоха Епифана. Для самого Антиоха Епифана это имело ту добрую сторону, что помогло ему получить надлежащее, хотя и в Римском духе, воспитание, соответствовавшее его будущему предназначению, и завести связи с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Когда Антиох III умер, и на престол вступил Селевк IV Филопатор, старший брат Антиоха Епифана, последний тотчас же был вызван к сирийскому двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3. 1101 Поражение Иудой Маккавеем Сирийских вождей а) Общая характеристика Иуды Маккавея и похвала доблестям его на защиту веры и отечества (ст. 1–9). б) Поражение Иудой сирийского вождя Аполлония , который вышел против него с антиохийским и самарийским войском (ст. 10–12). в)Поражение, нанесенное с малым числом воинов, изнуренных постом, другому сирийскому вождю – Сирону на возвышенностях Вефоронских (ст. 13–25). г) Разгневанный Антиох Епифан поручает военачальнику Лисию отомстить Иудеям, а сам отправляется в Персию, с целью наполнить свою истощенную казну военными добычами (ст. 26–37). д) Вторжение Лисия в Иудею с сорокатысячным войском и с тремя помощниками: Птоломеем, Никанором и Горгием. Вооружение Иудеев после поста и молитвы в Массифе (ст. 38–53). е) Приготовление к сражению и речь Иуды Маккавея к воинам (ст. 54–60). Ст. 31. Антиох Епифан …решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра... Цари Армении и Персии, бывшие данниками Сирии, прекратили взнос податей за религиозные гонения, воздвигнутые Антиохом Епифаном. Посему, сей фанатик решился вооруженной рукой собрать свои подати и, кроме того, имел в мыслях ограбить персидские храмы, знаменитые своим богатством. Ст. 38. …Лисий…, военачальник Антиохов, собравшись вторгнуться в Иудею по повелению своего царя, …избрал себе в помощники Птоломея, сына Дорименова, и Никанора, и Горгия, мужей сильных из друзей царя... Доримен, италиец по происхождению, сражался в качестве египетского военачальника против Антиоха Великого. Сын его, Птоломей, по прозванию – Махрон, будучи правителем острова Крита, принадлежащего Египту, предал его Антиоху Епифану, – за что и сделался его любимцем 1102 . Впавши потом в немилость сына его, Антиоха Евпатора, он отравился. Насчет Горгия и Никанора – см. 2Мак. 10:14; 12:32 и след.; 1Мак. 7:26 и след.; 2Мак. 7:9–10; 14:12 и след. Ст. 40. Воины Лисия …расположились на равнине близ Еммаума... Эго был городок, или местечко, в двух часах пути к северо-западу от Иерусалима, и, притом, отличное от подобнозвучного города Эммауса, о котором говорится в Евангелии 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Как и в беседе после праздника Кущей, следование в десятой главе означает получение спасения. Но если в восьмой главе люди, покинув тьму, должны пойти за светом (8:12), то в притче о Добром Пастыре пастух выводит своих овец на пастбище, и они следуют за ним. Духовная реальность обоих образов одинакова: Иисус тот, Кто даёт жизнь. 139 Ср. 16:25, 29: «Это Я в притчах сказал вам: наступает час, когда я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам... Говорят ученики Ero: Вот теперь Ты открыто говоришь, и притчи Никакой не говоришь». 141 Ср.: 6:56 – 57: «Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нём. Как послал меня Живой Отец, и я живу Отцом, – и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною». 142 В 170 г. до Р. Х. сирийский царь Антиох Енгидан завоевал Иерусалим. Были введены жесточайшие законы против иудаизма. Обладание экземпляром Писания и обрезание младенцев каралось смертью. Дворы храма были осквернены, внутренние комнаты превращены в дома терпимости. Антиох превратил алтарь для всесожжений в жертвенник Зевсу. И тогда Иуда Маккавей со своими братьями возглавил освободительную борьбу. В 165 г. храм был убран и очищен, алтарь заново построен, одежды священников и утварь заменены. В воспоминание очищения храма Иудой Маккавеем был установлен праздник Обновления (1 Мак). 143 «Твой были они, и Мне Ты их дал» (17:6), – скажет Иисус в Первосвященнической молитве, а до этого в Прошальной беседе с учениками: «Всё, что имеет Отец, Моё» (16:15). 144 В 81–м псалме Бог обращается к судьям Израиля, которые не справлялись со своими обязанностями: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость, избавляйте бедного и нищего; исторгайте (его) из руки нечестивых. Я сказал: вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы; Восстань, Боже, суди землю». В еврейских Писаниях правители называются богами. Если люди, совершающие зло, когда «судят несправедливо», могут называться богами, то насколько более Иисус, творящий Добрые дела, является Богом. И если «все вы» – «сыны Всевышнего», то насколько же более титул «Сын Божий» применим к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Но Трифон, желая сам достигнуть престола, на который возвел Антиоха, и предвидя сильное препятствие со стороны вождя иудейского, вознамерился погубить Ионафана. Будучи встречен им с сильным войском, Трифон скрыл свою злобу, и с одной тысячей войнов пригласил его в Птолемаиду, обещая сдать ему сей город и всю область его, но едва Ионафан вошел в оный, как был схвачен, и воины его умерщвлены. Коварный военачальник вступил в Иудею с многочисленным войском, ведя своего пленника под стражею, но узнав, что Симон вызвался управлять иудеями, и с согласия народа приготовился к обороне, послал ему сказать, что брат его содержится за деньги, которые должен царю, и обещался освободить Ионафана, если дадут ему сто талантов серебра и в залог двух сынов его. Симон проник в его хитрость, однако, чтобы не иметь нарекания от народа, исполнил требуемое, но Трифон, умертвив Ионафана, удалился. Верный брат принес останки его в Модин, и создал над гробами отца и братьев своих великолепный памятник. Свобода и благоденствие иудеев под правлением Симона Убийство Трифоном молодого Антиоха и тиранство сего похитителя престола принудили Симона обратиться к Димитрию Никатору, который в сие время находился в верхней Азии. Они заключили союз на таком главном условии, чтобы иудеи не давали царям сирийским никакой дани. Таким образом, по прошествии двадцати пяти лет от начала гонения за веру, иго языческое свержено, и сие достопамятное событие положено началом нового летоисчисления, означенного именем Симона Архиерея и Вождя. Вскоре завоевав Газу, и крепость иерусалимскую принудив голодом к сдаче, Симон довершил безопасность отечества 894 . Под его правлением и вместе с ним оно наслаждалось внутренним благоденствием и внешней славой. Дружба со спартанцами и римлянами возобновлена, и последние, в уважение к иудеям, писали о сем к соседственным с ними народам 895 . Иудеи, во свидетельство признательности к заслугам Симона, общим собранием торжественно утвердили достоинство архиерея и вождя за ним и его потомством, и акт сего избрания, вырезав на меди, поставили во дворе храма 896 . Между тем, по взятии Димитрия Никатора в плен парфянами, брат его Антиох Сидет, приглашенный его супругою Клеопатрою на престол и ложе, поднял оружие против Трифона, и, чтобы иметь на своей стороне иудеев, писал к Симону, подтверждая ему прежние преимущества, и дал право делать монету. Правда, благоволение сие оказалось притворным, когда Антиох, с сильным войском, осаждая Трифона в Доре, отверг присланную ему Симоном помощь, и потом отправил Кендевея для покорения Иудеи. Впрочем, ее свободу сохранили Иуда и Иоанн, дети Симона, которым он по причине своей старости вверил войну, и которые обратили Кендевея в бегство. Смерть Симона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Вспомогательные отряды, посланные Веспасианом сепфорянам, под предводительством Плацида, состоявшие из 1000 всадников и 6000 пехоты, разбили лагерь на Большой равнине, чтобы здесь разойтись: пехота в виде гарнизона расположилась в самом городе, а конница осталась в стане. Обе части войска постоянными вылазками и набегами на окрестности причиняли Иосифу и его людям, хотя последние находились в покое, много вреда: они разграбляли вокруг все города и отбивали нападения, на которые отваживались жители этих окрестностей. Иосиф, впрочем, напал на город и надеялся покорить его после того, как он сам до отпадения города от галилеян так сильно укрепил его, что даже римляне не могли бы взять его, разве только с большим трудом. Но по этой именно причине он ошибся в расчете: он понял, что не в состоянии победить сепфорян ни силой, ни добрым словом. Его попытка только больше ожесточила неприятеля против страны. Раздраженные нападением римляне, не отдыхая ни днем, ни ночью, опустошали поля, грабили имущество поселян, убивали способных носить оружие, а более слабых продавали в рабство. Убийства и пожары наполняли всю Галилею; никакие бедствия и несчастья не остались неиспытанными, ибо преследуемые не имели другого убежища, кроме городов, укрепленных Иосифом. 2. Между тем Тит быстрее, чем можно было ожидать в зимнее время, переплыл из Ахайи в Александрию и принял под свою команду военную силу, за которой он был послан. Быстро продвигаясь вперед, он скоро достиг Птолемаиды, где нашел своего отца, и присоединил к находившимся при нем двум превосходным легионам (пятому и десятому) приведенный им с собой пятнадцатый легион. Сюда прибыли еще 18 когорт и, кроме них, из Кесарии пять когорт с конным отрядом и пять других отрядов сирийских всадников. Десять из названных когорт имели по 1000 человек пехоты каждая, а остальные 13 когорт - по 600 человек; конные отряды состояли из 120 всадников каждый. Кроме того, был составлен еще сильный вспомогательный корпус от царей: Антиох, Агриппа и Соем выставили каждый по 2000 пеших стрелков и 1000 всадников; аравитянин Малх послал 1000 всадников и 5000 пехоты - большей частью стрелков, так что соединенная армия, включая и царские отряды, достигала 60 000 человек пехоты и конницы. В этот счет не вошел еще обоз, следовавший в громадном составе, хотя последний по знанию военного дела должен быть также причислен к ратному войску, потому что в мирное время прислуга занята всегда теми же упражнениями, что и их господа, а в войне она разделяет опасности последних, так что в опытности и физической силе она никому не уступает, кроме разве своих господ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1879...

38. И вот, говорят, что и тогда, в первосвященство Симона I, при частой смене правителей в Сирии, евреи много страдали. На это последнее замечание справедливо возразить следующее. Правда, Птоломей Лагов из-за Сирии, к которой принадлежала в то время и Палестина, вёл войну с Селевком Никатором, и евреи должны были платить дань то тому, то другому из соперничествующих царей. Но и Селевк Никатор предоставил евреям права гражданства в своей столице Антиохии, и Птоломей Лагов в последние годы своего царствования оказал евреям особенное доверие (им вверил защиту крепостей) и благорасположение (права гражданства в Александрии), которые внушили многим евреям добровольно переселиться из Палестины в Египет. Итак, отношения, в каком стояли к сирийским и египетским царям современные Симону I евреи, не могли оправдать поцитованных выражений гл. 36. Напротив, слова ст. 11 «сокруши главы князей вражьих, глаголющих: несть разве нас» могли относиться разве к таким властителям, как Антиох Феос (противник Филадельфа) или Птоломей Филопатор (3 Маккав. Книга). Итак, второй исторический довод в пользу мнения о раннем написании (за 280Ц300 л. до Хр.) книги сына Сирахова не имеет того значения, какое принадлежит историческому же доводу в пользу мнения о позднем написании книги. Первый довод защитников раннего написания можно назвать филологическим, и нужно сказать, что и он не выдерживает также критики. Слова ν τ γδ κα τραοστ τει нельзя понимать как указание на возраст внука Иисусова; потому что непосредственно следующее за ним выражение π το Εεργτου βασιλως внушает прямо мысль, что указывается год царствования Егергета, а не жизни переводчика; в противном случае между цифрой лет и именем царя стояло бы непременно выражение, определяющее смысл цифры именно другой, чем какой естественно соединять с данным сочетание слов. Единственное, с чем трудно согласиться в аргументации защитников раннего написания книги И. с. С., – это мнение, что предмет похвального слова гл. 50 есть Симон I Праведный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

В законодательстве Юстиниана церквам было дано право давать неприкосновенное убежище преследуемым лицам, даже если они могли подвергнуться законному наказанию . Но уже в житии Симеона можно видеть, что некий разбойник Антиох, по прозвищу Гонат, ищет убежища у святого столпника, который посланным в погоню говорит: «Вместе с Господом нашим Иисусом Христом распяты были двое разбойников, один получил воздаяние по делам своим, второй же унаследовал Царствие Небесное. Если кто может противустать Пославшему сюда этого разбойника, пусть придёт и сам отторгнет его отсюда, а я не приводил этого человека и не могу его прогнать. Пославший его Сам и воздаёт ему, не порицайте меня, смиренного и много труждающегося по грехам своим» . По неизвестной нам причине восточно-римский консул и полководец, одна из заметных фигур в царствование императора Юстиниана Флавий Ардавур Юниор (+471) вначале испытывал неприязнь к столпнику и с помощью своего слуги Юлиана пытался согнать Симеона со столпа, однако потерпел неудачу и был наказан болезнью рук и ног . После кончины святого Ардавур приводит 600 воинов, чтобы сошедшиеся жители не похитили останков святого, что свидетельствует о происшедшей с ним перемене . Проповедь позволяла монахам оказывать очень важное влияние и утверждать свою роль духовных наставников населения. В обществе, где неграмотные составляли большинство, проповедь была гораздо важнее письменного слова, и поэтому она оставалась лучшим средством обращения людей. Житие сообщает, что по субботам и воскресеньям Симеон Столпник обычно давал «знак, что будет благословлять преклонивших колени» . Во время случившихся в окрестностях Антиохии бедствий (сильный ветер, великие моры и землетрясение) святой Симеон обращается к толпам стекавшегося к нему народа с проповедью покаяния: «Братья, все совратились с пути и до единого негодны. Вы не слушаете меня, но если кто кого превосходит, так это в блудодеянии и в несправедливости — их-то в излишке. Подлинно говорю вам, братья: легче мне говорить с Господом, чем с вами, неверными». Бедствия прекращаются после того, как святой указывает на простого земледельца, творящего милостыню, чья молитва услышана .

http://bogoslov.ru/article/6172573

Впоследствии Симон был главным противником первосвященника Ония III, брата Язона. Тем самым духом, который жил в Симоне, по-видимому, был преисполнен и брат его Менелай. Когда Менелай прибыл к сирийскому двору, он сумел повести себя там так же ловко, как вели себя в свое время Иосиф, сын Товия, его сын Гиркан и незадолго до того – первосвященник Язон. Он предложил на 300 талантов серебра больше Язона и таким образом добился первосвященнического достоинства. Так нарушалось одно предписание Закона за другим. Язон впервые подкупом языческого царя достиг невозможного по Закону низложения первосвященника. Теперь же произошло то, казавшееся невероятным, обстоятельство, что человек, который сам не принадлежал к священному колену Левитов, следовательно не имел права совершать в храме даже второстепенные священнические обряды, – сразу путем подкупа достиг высшего священнического сана, доступному по Моисееву закону лишь определенным семьям из рода Ааронидов. Неудивительно, что при таковом решении царя Язон не мог более удержаться на своем посту. Обязанный первосвященническим саном насилию, он лишился теперь той самой царской милости, которая одна лишь и доставила ему знаки первосвященнического достоинства. В противоположность Онию III, очевидно без сопротивления уступившему место своему брату, Язон некоторое время боролся с вытеснившим его Менелаем, пока, наконец, не был изгнан и не бежал в страну аммонитян. Менелай стал первосвященником. Его образ действий был менее всего священническим: он свирепствовал, как кровожадный тиран. Понятно, что для большинства народа Язон был все еще симпатичнее, чем Менелай. Менелай имел верных приверженцев только в роде Товия, давно умершего отца, тогда уже тоже покойного главного мытаря Иосифа. Этому роду также, как и его собственному и как его предшественнику Язону, чужды были религиозные идеалы и рвение к Закону; все честолюбие этих людей направлено было на достижение возможно большего политического и экономического господства. В преследовании своих целей они не пренебрегали никакими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010