В то время, как восточные Епископы только заявляли желание примириться с св. Кириллом, Раввула оставался верным этому патриарху и извещал его о более важных делах, касавшихся спорных пунктов (Epist. ad Rabulam in Synadica Cassienensi, cap. 108). В конце 432 г., по водворении на востоке церковного мира, Раввула восстановил общение с своим патриархом (Иоанном Антиох.). Приверженцы Нестория перевели сочинения Феодора Мопсюетского и его учителя Диодора Тарсийского на сирский, армянский, персидский язык, чтобы сделать эти еретические сочинения популярными и таким образом распространить этих, странах учение Нестория, как согласное с учением Феодора Мопсюетского, бывшего в большом уважении на востоке. Раввула восстал против таких злохищрений еретиков в вместе с Мелетианским Епископом Акакием написал послание к Епископам Армении с сильным увещанием, чтобы они не принимали еретичекие сочинения Феодора Мопсюетского. Это послание побудило арменских Епископов обратиться к Проклу, Константиноп. Патриарху, и таким. образом новая опасность, грозившая вере, была удачно отстранена. В этом послании, или, может быть, в прежде посланном св. Кириллу находятся важные свидетельства императора Юстиниана, что Кирилл, Прокл и Раввула писали против Феодора и осудили нечестивое его учение. Среди таких религиозных волнений, по древней Едесской хронике, скончался в 435 году св. Раввула. (у Assemani Bibl. Orient. t. 1. р. 403). По свидетельству древних, при гробнице святого Епископа совершались многие чудеса (imper. justiniani Epist. adv. difensores Trium Capitulorum, y Mansi, t. IX. p. 624). От Раввулы осталось собрание церковных праввл, относящихся к самым древним канонам сирийской церкви; но, к сожалению, эти правила не все дошли до нашего времени, или может быть не все напечатаны в сочинении (Ecclesiae Antiochenae Syrorum Nomocanon a Gregorio Abulpharasio Barhebraeo syriace compositus et a iosepho Aloysio Assemano in Latinam linguam conversus, in Maii scriptorum veterum nova Collecti one, (Vaticanis codd, edito, t.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Иеремия ( Иер.26:18 ). Протекло 70 лет после первого вавилонского пленения; умилосердился Господь над народом, услышал его воздыхания и возвратил из плена людей Своих. Сооружается новый храм на месте прежнего, и самый Иерусалим снова восстаёт из своих развалин (в 532 г. до Р. Хр.), несмотря на многие препятствия со стороны самарян и областных правителей. Сменяется благодетельное для иудеев владычество персидское греческим, но Иерусалим продолжает еще испытывать на себе явное покровительство Божие; всемирный завоеватель Александр Македонский приходит в Иерусалим (в 332 г. до P. X.) и приносит жертвы во святилище Божием. Но сыны восстановленного Иерусалима не долго славили Господа за благодеяния Его, и град святой переходит из рук одних властителей к другим (египетских и сирийских царей). Антиох Епифан, царь сирийский, овладевает Иерусалимом и в самом святилище храма ставит идола – Юпитера олимпийского. Тогда восстают Маккавеи на защиту отеческой веры и свободы. Оскорбленный поруганием Своей святыни, Бог посылает им помощь: они освобождают от врагов град Божий и очищают дом Господень от языческой скверны. Иерусалим снова делается столицей царства иудейского. Однако он и теперь не оставляет путей неправды: с одной стороны, в нем открывается увлечение иноземными, языческими обычаями, греческими и римскими, а с другой – у него развивается суемудрие, вызванное непониманием духа Богоданного закона, появляются фарисеи, саддукеи и др. В самой фамилии Маккавеев происходят раздоры, которые приводят ее к гибели и к подчинению Иудеи римлянам (61 г.). Приобретший расположение римлян Ирод-идумеянин занимает престол иудейский. «Князь Иуды оскудел» на престоле Давидовом. Судьба Иерусалима в Новом завете. Наступило время пришествия Мессии, предсказанное пророками от века. В царствование кесаря Августа в Риме и Ирода в Иерусалиме Христос рождается в Вифлееме иудейском. Чудная звезда приводит с отдаленного Востока мудрецов, и они спрашивают в Иерусалиме: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На помощь осажденным поспешил новый царь и Лисий, который повел с собой 120 тысяч войска и 23 слона. В битве погиб один из Маккавеев — Елеазар. Существует знаменитая иллюстрация Гюстава Доре — «Битва Елеазара», он там стоит под слоном, пронзая его брюхо копьем. Слон на него падает, Елеазар совершает героический поступок. Иуда был разбит в этом бою и вынужден был отступить и укрыться в храме. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышав о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу. Однако, настроенный проэллинистически, первосвященник Менелай был увезен в Антиохию и там казнен, как виновник беспорядка. В 162 году в Антиохии воцарился, бежавший из Рима, сын Селевка IV Димитрий Сотер. («Сотер» — в переводе «спаситель») вместо Антиоха V некий Алким из рода Ааронова, домогавшийся первосвященства. Он вошел в сговор с царем и получил от него первосвященнический пост и военную помощь, чтобы подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий выставил против восставших крупные военные силы под руководством полководца Никанора. Но тот пал в битве при Вефароне, а войско его было истреблено. После этого события Иуда фактически возглавляет страну и пытается сделать очень важный политический шаг — заключить союз с римлянами. Впервые мы видим, что посылается делегация (8 гл). Но к сожалению, в 160 году Иуда пал смертью храбрых в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида. Следующий период книги — события после смерти Иуды Маккавея, когда борьбу против Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погибает старший брат Иоанн Маккавей и Ионафан с братом Симоном вновь возглавляют государство, которое им досталось. Они борятся против первосвященника Алкима, который с помощью войск сумел занять Иерусалимский храм. Алким вскоре умер, возможно после инсульта, а Вакхид потерпел поражение и вновь заключил мирный договор с Ионафаном. Происходят постоянные междоусобные войны между иудеями, настроенными против эллинистов и теми, которые были вместе с ними. Была настоящая гражданская война и храм переходил из рук в руки. Мира не было очень долго. Началась борьба за Сирийский трон. Димитрий I и Александр Валлос считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения. Ионафан предпочел Александра Валласа, последний разбил своего противника и стал царем, а Ионафана сделал первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи. Это произошло примерно в 145 году. Во главе Иудеи становится первосвященник, он считался царем и гражданскими, и церковным.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

На помощь осажденным поспешил новый царь и Лисий, который повел с собой 120 тысяч войска и 23 слона. В битве погиб один из Маккавеев – Елеазар. Существует знаменитая иллюстрация Гюстава Доре – «Битва Елеазара», он там стоит под слоном, пронзая его брюхо копьем. Слон на него падает, Елеазар совершает героический поступок. Иуда был разбит в этом бою и вынужден был отступить и укрыться в храме. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышав о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу. Однако, настроенный проэллинистически, первосвященник Менелай был увезен в Антиохию и там казнен, как виновник беспорядка. В 162 году в Антиохии воцарился, бежавший из Рима, сын Селевка IV Димитрий Сотер. («Сотер» – в переводе «спаситель») вместо Антиоха V некий Алким из рода Ааронова, домогавшийся первосвященства. Он вошел в сговор с царем и получил от него первосвященнический пост и военную помощь, чтобы подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий выставил против восставших крупные военные силы под руководством полководца Никанора. Но тот пал в битве при Вефароне, а войско его было истреблено. После этого события Иуда фактически возглавляет страну и пытается сделать очень важный политический шаг – заключить союз с римлянами. Впервые мы видим, что посылается делегация (8 гл). Но к сожалению, в 160 году Иуда пал смертью храбрых в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида. Следующий период книги – события после смерти Иуды Маккавея, когда борьбу против Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погибает старший брат Иоанн Маккавей и Ионафан с братом Симоном вновь возглавляют государство, которое им досталось. Они борятся против первосвященника Алкима, который с помощью войск сумел занять Иерусалимский храм. Алким вскоре умер, возможно после инсульта, а Вакхид потерпел поражение и вновь заключил мирный договор с Ионафаном. Происходят постоянные междоусобные войны между иудеями, настроенными против эллинистов и теми, которые были вместе с ними. Была настоящая гражданская война и храм переходил из рук в руки. Мира не было очень долго. Началась борьба за Сирийский трон. Димитрий I u Aлekcahдp Валлос считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения. Ионафан предпочел Александра Валласа, последний разбил своего противника и стал царем, а Ионафана сделал первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи. Это произошло примерно в 145 году. Во главе Иудеи становится первосвященник, он считался царем и гражданскими, и церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Тимон?, Берилл (ок. 230-240); Максим (до 264 - после 268); Никомах (до 325 - после 341); Антоний (упом. 343-344); Тит (до 363, ум. ок. 378); Багадиос (до 381 - после 394); Евлисий, Антиох (упом. 431); Константин (упом. 448 и 451); Антипатр (? - после 458); Юлиан (до 512-513 - после 518); Иордан (упом. 527); Иоанн (до 539 - после 553); Симеон (2-я пол. VI в.); Досифей; Полиевкт (до 624 - ?); ? (кон. VII в.); Стефан (нач. VIII в.); Николай (упом. 1111); Арсений (упом. 1365); Михаил († март 1389); Иоаким (упом. февр. 1452); Афанасий Даббас (? - до 1612); Косма Даббас (ок. 1612 - май 1619); ? (упом. 1627); Григорий ад-Димашки (до 1653 - после 1673); ? (упом. 1686); Кирилл (1763-1794), Афанасий Матар (1798-1800); Кирилл Фасфус (окт. 1836 - 1858); Игнатий Аккави (1859 - 7 авг. 1870); Василий Хаззар (24 окт. 1871 - 16 июня 1887); Николай Кади (10 февр. 1889 - ?); Захарий (1909 - ?); Василий; Савва (5 июня 1999-). Лит.: Korolevsk ÿ C. Bostra//DHGE. T. 9. Col. 1399-1405; Кондаков Н. П. Археол. путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 103-108; Жузе П. Епархии Антиохийской церкви//СИППО. 1911. С. 481-498; Abel A. Bosra//EI. Vol. 1. P. 1275-1277; Сидорова Н. А. , Стародуб Т. Х. Города Сирии. М., 1979. С. 84-95; Trimingham J. S. Christianity Among the Arabs in Pre-islamic Times. L.; N. Y., 1979. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата

http://pravenc.ru/text/153251.html

Этим указывается их сродство и сходство. Антихрист находится всецело во власти дьявола, является его орудием и его олицетворением на земле. Иоанн видит зверя с семью головами . Этим указывается на седмеричный круг земной жизни. Зверь – это царство сатаны на земле. Голова управляет всем своим телом, поэтому семь голов – это семь царей с их царствами, через которые сатана во все времена осуществлял свое господство на земле и потому полноправно мог называться князем мира сего ( Ин. 12:31 ). Об этих же семи царях мы читаем в 17-й главе. Под первыми шестью царствами можно разуметь: Египет, Ассирию, Халдею, Персию, Греко-Македонию, Римскую империю. Седьмым царством является царство самого антихриста. Из первых шести царств можно опустить Египет и ввести Сирию. Вообще в точном определении первых шести царств у толкователей существуют некоторые расхождения. Царями (головами) именуются: египетский фараон при Моисее, Сеннахирим Ассирийский, Навуходоносор Вавилонский, Кир Персидский, Александр Македонский, Антиох Епифан Сирийский, императоры Рима – Цезарь, Нерон, Домициан, другие и сам антихрист. Христос разрушил шестое царство: Римская империя приняла христианство. От времен первохристианства и до антихристовых сатана лишён своего царства на земле («изгнан вон»), – царствует Христос («тысячелетнее царство»). Но царство самого антихриста будет предварено десятью царствами, которые будут одновременно перед пришествием антихриста (17,12). Это означено десятью рогами , которые были на головах зверя. Это видение схоже с тем, которое имел пророк Даниил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» ( Дан. 7:24–25 ). Перед пришествием антихриста будут десять основных государств, три из которых будут уничтожены антихристом, а остальные примут его. Точное перечисление этих десяти царств ныне невозможно, ибо Писание не дает на то никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2Мак.4:20 итак, им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов. Благодаря неточности перевода и, быть может, описке и самого автора книги, мысль в этом стихе лишена всякого смысла. Вместо πεμψεν (послал, а не посланы, как переводит русский текст), некоторые кодексы имеют επεσεν (от ππτω), что всю эту мысль видоизменяет так: «итак, ради пославшего, это пошло (пало, зачислилось) не на жертву Геркулесу, а ради принесших – на устроение гребных судов…» 2Мак.4:21 Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет по случаю восшествия на престол царя Птоломея Филометора, Антиох заподозрил его враждебным себе и начал стараться обезопасить себя против него; посему, отправившись в Иоппию, он пришел в Иерусалим. «Аполлоний сын Менесфея», в отличие от Аполлония сын Фрасея (III: 5, 7 ; IV: 4), может быть – тот самый Аполлоний, который сопровождал снаряженное Антиохом Епифаном посольство в Рим (Лив. XLII, 6). – «По случаю восшествия на престол царя Птоломея Филометора…», δια τα πρωτοκλσια…, слав.: «торжества ради восприятия престола…» Птоломей Филометор и до того времени был царем, но ввиду малолетства состоял под опекою своей матери Клеопатры, а по ее смерти, – вельмож Евлея и Ленея. Описываемое восприятие престола было торжественным празднованием совершеннолетия и самостоятельного вступления в управление государством (в 14 год жизни этого царя – 173 г. до Р. Х.). – «Заподозрил его враждебным себе…», μετελαβν Αντοχος αλλτριον αυτν τν ατου γεγονναι πραγμτων…, точнее слав.: «возмнев Антиох чужда его быти своих вещей», т. е. заподозрив его враждебность своим интересам, озаботился о своей безопасности – κατ αυτν ασφαλεας εφρντιζεν (грубо и нескладно русский текст: «начал стараться обезопасить себя против него…»). Птоломей действительно мечтал о восстановлении оторванной от монархии Лагов при Антиохе III провинции Келе-Сирийской со включением Палестины и Финикии, отданной некогда в приданое за его матерью, и по этому поводу затеял и войну (ср. Полив. XXVII, 17). – Эту-то вражду себе заметив, Антиох и предпринимает свои путешествия – сначала в Иоппию, важный приморский город, чтобы здесь принять меры к его защите, а отсюда и в Иерусалим, чтобы установить расположение этого главного Иудейского города к своему правлению и обеспечить себе его верность. Отсюда Антиох идет в Финикию, очевидно, с тою же целью, с какою шел и в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Mak XIII:2 – представляет военные силы Евпатора и Лисия еще грознее – 110 000 пехоты, 5 300 конницы, 32 слона и 30 колесниц с косами – у каждого. Но это показание едва ли заслуживает большого вероятия – не только потому, что дает по особой армии юному Евпатору и Лисию, но по очевидной невероятности столь больших цифр, особенно – если принять во внимание, что половина сирийских войск должна была еще находиться в Персии с Филиппом, – и что даже Антиох Великий, в битве при Магнезии, мог выставить против римлян не более 80 000 войска – в такое время, когда Сирийское царство было гораздо больше и его сила была еще не настолько истощена, как при Антиохе Епифане; да и, наконец, едва ли Лисий мог набрать в греческих землях столько войска – без того, чтобы не вызвать конфликта с римлянами, в мирном договоре с которыми Антиох обязался не производить вербовок в состоявших под римским покровительством землях, не принимать из них ни перебежчиков, ни добровольцев, не приучать более слонов к битве и не приобретать их (Полив. XXII, 23 (26); Лив. XXXVIII, 38). Как бы то ни было, нельзя отрицать, что армия Лисия должна была доходить, по крайней мере, до цифры, указываемой 30 ст. – В самом деле, если Лисий два раза – сначала с 40 000, потом с 65 000 – был разбит 10 000-м отрядом Иуды (IV: 28–35), то теперь, когда Иуда укрепил гору храма и Вефсуру и настолько поднял дух силы своих сподвижников, что предпринял осаду сирийского гарнизона в крепости Иерусалимской, – Лисий должен был двинуть на иудеев еще большее войско, если только он хотел подавить решительно это восстание иудеев и утвердиться снова в Иудее. К этому должны были побуждать его и другие не менее важные соображения. Кроме дел в Иудее, он предвидел затруднения и со стороны Филиппа по его возвращении из Персии, и со стороны римлян, если они в вопросе о престолонаследии выскажутся не в пользу Евпатора, а другого кандидата – его дяди – Димитрия. И то и другое могло достаточно побудить его напрячь все силы Сирийского царства, чтобы создать армию, готовую ко всем предполагаемым затруднениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. Между тем Антиох, все еще пьшавший гневом за неудачи, испытанные им в борьбе с Симоном, проник опять во главе войска в Иудею и осадил Гиркана в Иерусалиме. Тогда Гиркан открыл склеп Давида, бывшего самым богатым царем, взял оттуда 3000 талантов и подарком в 300 талантов склонил Антиоха снять осаду и удалиться; остальную сумму он употребил на содержание чужеземных наемных войск. Он был первый иудей, который это сделал. 6. Для отмщения Антиоху Иоханан воспользовался походом его в Мидию. В том оправдавшемся впоследствии предположении, что главные силы выступили из сирийских крепостей, он бросился на эти последние и взял Медаву, Самею с окрестными городами, затем - Сиким и Гаризин; дальше он покорил хутеян, живших вокруг храма, выстроенного по образцу иерусалимского, а также и немало идумейских городов, в том числе Адореон и Мариссу. 7. Затем он пошел на Самарию, где теперь расположен город Себаста, построенный царем Иродом, обвел ее валом и поручил осаду двум своим сыновьям, Аристобулу и Антигону. Так как последние тесно обложили город со всех сторон, то среди жителей его настал такой страшный голод, что они вынуждены были питаться самым необыкновенным. В своей нужде они обратились за помощью к Антиоху Кизикену, который охотно откликнулся на их зов, но был побежден Аристобулом и Антигоном. Преследуемый братьями до Скифополиса, Антиох спасся бегством; победители же вернулись обратно к Самарии, снова заперли в ней жителей, покорили, наконец, город, срыли крепость до основания и жителей взяли в плен. Переходя от победы к победе и не давая охладеть охватившему их воинскому пылу, они двинулись со своим войском вперед до Скифополиса, разрушили этот город и опустошили всю страну по эту сторону Кармильского хребта. 8. Зависть к счастью Иоханана и его сыновей вызвала внутренние беспорядки. Многие соединились для борьбы с ними и не успокоились до тех пор, пока не вспыхнуло открытое восстание, в котором, однако, заговорщики потерпели поражение. Остаток своих лет Иоханан провел счастливо. Он умер после полного тридцатитрехлетнего правления, оставив после себя пятерых сыновей. И был он в самом деле счастлив во всех отношениях. Весь ход его жизни не дает никакого повода в чем-либо попрекать его судьбу. Иоханану достались все три высших блага: главенство над народом, первосвященство и пророческий дар. Божественное откровение так часто снисходило на него, что ничто из будущего не было от него скрыто. Так, он предвидел и предвещал, что оба его старших сына не останутся долго у кормила правления. Стоит рассказать трагическую историю этих сыновей, тем более что она так резко расходится со счастливой жизнью их отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1877...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010