Антиох Антиох (Аντοχος=противонесущий, противоидущий, противостоящий, противоположный. Имя это носили многие цари сирийские, особенно во времена Маккавеев. В Священном Писании указываются следующие: а) Антиох II, по прозванию «Феос» (бог), сын Антиоха I, «Сотера», царь Сирийский (262–247 г. до Р. Хр.). Он не называется в Св. Писании по имени, но к нему относится пророчество Даниила, Дан.11:6–9 : «Чрез несколько лет (цари: северный и южный, т. е. сирийский и египетский) сблизятся между собою; и дочь царя южного придет к царю северному. Но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и действовать в них и усилится. И богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми увезет в плен в Египет; и на нисколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю». Из истории известно, что Антиох Феос (царь северный, т. е. сирийский) после неудачной войны с Птоломеем Филадельфом (царем южным, т. е. египетским) принужден был развертись с женой своей Лаодикеей, и женится на дочери Птоломея Филадельфа, Веренике. Но, по смерти Филадельфа, Антиох возвратил Лаодикею к себе, ко двору своему, и с детьми ее. Тогда Лаодикея, видя в Веренике соперницу себе и опасаясь непостоянства своего мужа, отравила его, а Веренику с ее сыном предала смерти, и на престол Сирийский возвела сына своего Селевка Каллиника. Это подало повод брату Вереники, Птоломфю III, Евергету, преемнику Филадельфа, в отмщение за сестру свою, восстать против царя Сирийского и он отнял у него Сирию и овладел большей частью Азии. На эту-то неудачную родственную связь между царями египетским и сирийским и их взаимные потом распри указывается у пророка ( Дан.11:6–9 . сн. Дан.2:43 ). См. Церк. Библ. ист. Филар. Пер. 9, стр. 550. Herz. 1. р. 381–382. б) Антиох III, Великий, сын Селевка Каллиника, внук Антиоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Антиох IV Сирийский, по прозванию Благородный (Эпифан), был сыном Антиоха III Великого. После заключения его отцом постыдного мира с римлянами в 189 г. до P. X., молодой Антиох вместе с 19 другими знатными юношами из эллинско-сириийской аристократии прибыл в качестве заложника в Рим. Он получил там воспитание, вполне соответствовавшее его высокому происхождению, и связан был дружественными отношениями с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Но в 176 г. до P. X. его старший брат Селевк IV Филопатор, вступивший на престол после смерти Антиоха III (187 г. до Р.Х.),вызвал его обратно в Сирию и вместо него послал в Рим своего собственного одиннадцатилетнего сына Деметрия. Антиох Эпифан находился еще на пути в Сирию, когда до него дошло известие о смерти его царственного брата. Селевк IV был убит в Сирийской Антиохии. Его убийца, придворный, по имени Гелиодор, – быть может, тот самый, который тщетно пытался увезти по повелению царя храмовую сокровищницу из Иерусалима, – был низвергнут с престола Пергамским царем Эвменом и его братом Атталом, восстановившими, таким образом, права только что прибывшего Антиоха. Мы не будем слишком далеки от правды, если все эти перемены припишем сложному плану римлян. Как бы то ни было, новый царь, в противоположность своему брату, скоро выказал себя деятельным и потому не недостойным своего высокого сана. Сам он, правда, довольно часто предавался неразумным забавам; например, он велел облить кого-то в ванне необыкновенно дорогим бальзамом, в обладании которым тот завидовал ему, и сам присутствовал при этом зрелище; или же он неожиданно присоединялся к незнакомой веселой компании, чтобы, к ее величайшему изумлению, принять участие в ее пиршестве; подобные выходки следует, впрочем, приписать той легкости и игривости греческих нравов, которую вообще усвоил себе тогдашний образованный мир, и если этот самый человек, с другой стороны, требовал, чтобы его восточные подданные признавали и чтили в нем бога, то вина этого странного противоречия лежит менее в нем самом, чем в обстоятельствах, которые существовали до него. Тоже самое противоречие встречается нам почти на каждой странице и тогдашней египетской истории. Но как правитель, Антиох, за время своего пребывания в Риме, очевидно, научился многому. Мы уже видели, как он в области восточного Иордана положил конец деятельности Гиркана. Свои походы вел он искусно и победоносно, и даже в своем победном шествии он умел благоразумно подчиняться более могучей силе. Римлянин, который не мог, конечно, понимать политические планы этого Антиоха, все-таки назвал поистине царскими его подарки городам и его высокое уважение к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава VI Смерть Антиоха Епифана (ср. 2Мак.9 ) ( 1Мак.6:1–17 ). Жалоба иудейских отступников и сирийского гарнизона Антиоху Евпатору на Иуду и большие приготовления царя к новому походу на Иудею ( 1Мак.6:18–30 ). Осада Вефсуры и битва при Вефсахаре ( 1Мак.6:31–47 ). Осада укреплений горы храма, сдача Вефсуры ( 1Мак.6:48–54 ). Заключение перемирия; вероломство царя и удаление в Антиохию ( 1Мак.6:55–63 ) (ср. Ios. Antt, XII, 9, 3–7 и 2Мак.13:18–27 ). 1Мак.6:1 Между тем царь Антиох, проходя верхние области, услышал, что есть в Персии город Елимаис, славящийся богатством, серебром и золотом, На пути своем через «верхние страны» (см. к III:31 и 37), Антиох «услышал, что есть в Персии город Елимаис», славящийся своим храмом и несметными богатствами, куда и направился… Это выражение, внесенное в textus receptus, что Елемаис – город в Персии, представляет очевидную географическую ошибку, так как в Персии был не город Елимаис, а " Ελυμας – греческая форма евр. имени ... – провинция Персидского царства ( Дah VIII: 2 – область Еламская с престольным городом Сузы). – К наименованию этой «Елемаис» городом могло послужить то обстоятельство, что в оригинале стояло здесь ..., «местность», ошибочно переведенное переводчиком через πλις. К этому побуждало его особенно то, что во 2 и 3 ст. идет речь именно о городе. Но в таком случае правильнее было бы выразиться просто: «слышал (Антиох), что есть ν λυμαδι ν τη Περσδι город…» и т. д. Это, как будто, дают лишь и разночтения текста: ν λυμς (код. Алекс.), ν Ελυμας (Компп.), ν λυμας (Син.), ν λυμας и ν Ελυμαδι (Fritzsche). – Не упоминают имени города и другие исторические свидетельства об этом событии. Так, Поливий говорит лишь, что Антиох, желая добыть денег, предпринял поход «на храм Артемиды в Елимаиде», но цель его не была достигнута (XXXI, 11). Аппиан упоминает, что Антиох грабил τ της Ελυμαας Αφροδτης ιερν (Syr. с. 66). – 2Mak IX: 2 , передавая об этом событии, называет имя города – Персеполь (Persepolis), но это основано на простой догадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Столкновение Филопатора с Антиохом III при Рафии. Возвращение его через ближайшие города ( 3Мак.1:1–8 ). Попытка войти во святилище ( 3Мак.1:9–13 ). Протест всего народа ( 3Мак.1:14–25 ). 3Мак.1:1 Филопатор, узнав от прибывших к нему, что Антиохом отняты бывшие в его владении местности, отдал приказ всем войскам своим, пешим и конным, и, взяв с собою сестру свою Арсиною, отправился в страну Рафию, где расположены были станом войска Антиоха. " Ο δ Φιλοπτωρ… Частица δ в самом начале повествования ( δ μεταβατικν) указывает или на то, что это повествование примыкает к другому известному (как в автобиографии Иосифа Флавия), или заставляет подозревать потерю нескольких стихов, а, может быть, даже и глав – в начале книги. Филопатор – прозвище Птоломея II, усвояемое ему обычно в ироническом смысле – за убийство своих родителей (Иустин XXIX, 1, 5: «Aegyptum patre ас matre interfectis occupaverat Ptolemaus, cui ex faanoris crimne cognoinentum Philopator luit…»). Употребление этого прозвища на монетах и других памятниках времен царя указывает, впрочем, что это прозвище имело и почетный смысл. Время царствования его указывается от 222–202 года, а по другим несколько менее – 221–203 г. В 221 году Антиох III Великий начал свою Келе-Сирийскую войну и успехами своими встревожил Птоломея около 217 года. С этого времени и ведется рассказ книги. Войско Птоломея состояло из 70 000 пехоты, 5 000 конницы и 73 слонов; тогда как в войске Антиоха было 62 000 пеших, 6 000 – всадников и 102 слона (Полив V, 79). – Арсиноя – сестра Птоломея – была вместе и его супруга (Полив V, 83, 3; XV, 25, 2; 33, 11); Ливий называет ее Клеопатрой (37, 4); Иустин – Евридикой (XXX, 1, 7; 2, 6). – Рафия – после Египта – первый Келе-Сирийский город, на берегу Средиземного моря, на пути из Газы в Риноколуру, в Библии только здесь и упоминается. 3Мак.1:2 Тогда некто Феодот решился исполнить свой замысел, взял с собою лучших из вверенных ему Птоломеем вооруженных людей и ночью проник в палатку Птоломея, чтобы наедине убить его и тем предотвратить войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII Воцарение Димитрия Селевка ( 1Мак.7:1–4 ). Отправление им в Иудею Алкима и Вакхида ( 1Мак.7:5–11 ). Вероломство их по отношению к благочестивым книжникам ( 1Мак.7:12–18 ). Возвращение Вакхида и Алкима к царю ( 1Мак.7:19–25 ). Поход Никанора на Иудею, сражение при Хафарсаламе, отступление Иуды ( 1Мак.7:26–32 ). Никанор в Иерусалиме и храме ( 1Мак.7:33–39 ). Битва при Вефороне, гибель Никанора и бегство сирийцев ( 1Мак.7:40–47 ). Радость народа ( 1Мак.7:48–50 ) (ср. 2Мак.14,15 ; Ios. Antt. XII, 10, 1–5). 1Мак.7:1 В сто пятьдесят первом году вышел из Рима Димитрий, сын Селевка, и с немногими людьми вошел в один приморский город и там воцарился. «В 151 г.», т. е. э. Сел. – 161 г. до Р. Х. – «Сын Селевка…», т. е. IV-ro с этим именем – Филопатора, старшего сына Антиоха Великого (см. к I:10). – По смерти этого Селевка, сын его – Димитрий – тогда же должен был бы наследовать его трон. Но так как он был тогда заложником в Риме, то правление царством взял на себя его дядя – Антиох Епифан, который пред своею смертью предоставил царство своему несовершеннолетнему сыну Антиоху Евпатору под регентством Филиппа (VI: 14 и д.). Но Димитрий, узнав о смерти Антиоха Епифана, предъявил перед римским сенатом свои права на сирийский трон, – впрочем, безрезультатно, – вероятно потому, что сенат, в интересах Римского государства, нашел более выгодным, чтобы в Сирии правил мальчик, а не самостоятельный муж 22 лет, каким был тогда Димитрий. Однако, спустя некоторое время, Димитрий все-таки нашел случай уплыть из Рима в Сирию на одном из карфагенских кораблей (ср. Polyb. XXXI, 19–23, App. Syr. с. 47; Liv. Epit. XLVI и Justin, XXXIV, 3, 4–9). – «Приморский город», в котором Димитрий воцарился, был по 2Mak XIV: 1 – Триполис. – «С немногими людьми…» – по Полив. XXXI, 22, 11 – с 8 друзьями, 5 слугами и 3 мальчиками. Это показание не станет в противоречие с 2Mak XIV: 1 , где говорится, что Димитрий приплыл с сильным сухопутным и морским войском – μεταπλθους σχυρου και στλου, если допустить, что в первом случае говорится собственно о первоначальной высадке Димитрия в Триполисе, а во втором – о посадке на корабли в гавани этого города с целью овладения царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIII Поход Антиоха Евпатора на Иудею ( 2Мак.13:1–2 ). Бесчестная смерть Менелая ( 2Мак.13:3–8 ). Приготовление иудеев к битве ( 2Мак.13:9–14 ). Разгром сирийского лагеря. Неудача врагов при осаде Вефсуры. Победа Иуды и заключение мира ( 2Мак.13:15–26 ). Тождество описываемого в настоящей главе похода с описанным в 1Мак.6:28–62 всеми признается. Не столь существенные отличия в некоторых подробностях обоих рассказов – или кажущиеся, или объясняются из различия планов и целей той и другой книги. Очевидная непримиримая неправильность выступает лишь в указании года ( 2Мак.13:1 ) и числа войск неприятельского войска ( 2Мак.13:2 ; ср. 1Мак.6:30 ). 2Мак.13:1 В сто сорок девятом году дошел слух до бывших с Иудою, что Антиох Евпатор идет на Иудею со множеством войска «В 149 году…» э. Сел. – По 1Mak VI: 20–28 и д., этот поход предпринят был в 150 году. Эта разница может быть объяснена только ошибкою писателя нашей книги, может быть, стоящею в связи с другим ошибочным показанием, что запустение храма продолжалось только два, вместо трех, года (Х: 3 ср. с 1Mak IV: 52 ). 2Мак.13:2 и с ним Лисий, опекун и государственный правитель, и у каждого Еллинское войско, сто десять тысяч пеших, пять тысяч триста конных, двадцать два слона и триста колесниц с косами. О Лисии – см. 2Мак.11:1 и к 1Мак.3:32 . Число сил неприятеля (не только в удвоенном, но и в одиночном количестве), очевидно, преувеличено. 2Мак.13:3 Присоединился к ним и Менелай, с большим притворством побуждая Антиоха, не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство. Менелай – бывший первосвященник, IV: 24 и д.; V: 15. – «Побуждая Антиоха», т. е. к уничтожению всех правоверующих партий в Иудействе, уверяя, что только этим путем достижимо полное успокоение Иудеи (ср. IV: 8, 10). – «С большим притворством» – поясняется далее через добавление – «не ради спасения отечества, но в надежде получить начальство». От этой должности он отставлен был, очевидно, вместе с восстановлением храма и храмового Богослужения Иудою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии 10.4. Гонение Антиоха Епифана Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии Затем Антиох III (Великий), сирийский правитель, потомок Селевка Никатора, в 199 году выступает против Птолемея и покоряет южную часть Сирии и Палестину, то есть отодвигает границы своего царства фактически до самого Египта. Иудея переходит под власть Антиоха Великого, который, впрочем, оставляет без изменений тот строй, который может быть назван теократическим. Хотя эта теократия уже была не такая, которая была во времена Судей, а уже в более современном виде, когда во главе управления стоят священники; кроме того, народ не был независим. По свидетельству книг Маккавейских, Антиох выделяет субсидии на совершение жертвоприношений и дает распоряжения, подтверждающие запрет язычникам входить в Храм. Все это продолжается до его смерти. Изменения начались, когда воцарился Антиох IV, по прозвищу Епифан. Во дни своей юности он успел побывать в Риме в качестве заложника, и был человеком, пропитанным римской культурой. Когда он воцаряется, то начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщей эллинизации», программу «окультуривания и просвещения диких народов», которые населяли его царства. Делает он это с размахом, достойным римлянина. Поскольку общая культура всех стран, которые ему подчинялись, была также языческая, то больших затруднений он не встречал, потому что языческая культура открыта для синкретизма и легко способна принять в свой пантеон новых богов. Единственным камнем преткновения в его программе оставалась Иудея, которая никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431228/

прот. Александр Мень Второго Храма период Второго Храма период , в библейской науке – эпоха священной истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфические. черты, отличающие его от периода. Второго Храма период начинается с господства над Палестиной иранской династии Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), которая после устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области. После прихода в Сирию Александра Македонского (332) страна включается в его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. подчиняется греко-египетской династии Птолемеев. Около 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей. В 160х гонения Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, которое завершается в 142 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной политической независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э., когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи. В 37–4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус полунезависимого царства. В начале 1 в. н.э. она частично управляется тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокураторами. Последними царями были Ирод Агриппа I (41–44) и Ирод Агриппа II (ок.53–66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, которое кончилось в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма. Второго Храма период характеризуется превращением ветхозаветной Церкви в сплоченную Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников. Со времен Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется уставами Закона и правилами раввинской Иранское правительство, Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерковной жизни Общины, но Антиох IV (175–164) пытался насильственно искоренить веру Израиля. Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию Селевкидов из страны. В тот период разрастается население которое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом. Одно время высоким авторитетом пользуются Великого собора (преимущественно книжники); затем церковная власть переходит к синедрионам (центральный возглавляется первосвященником); синедрионом учителей руководил их «князь» (евр. , наси). Городские синедрионы играли роль муниципально-церковных органов власти. В богослужении все большее значение приобретают где наряду с молитвами звучит Слово Божие и проповедь наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

23.03.2024 Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Иер. 10:11 В 203 г. до Рождества Христова Египет потерял свое господство над Иудеей, она отошла под власть сирийских царей. Время их владычества стало тяжелым испытанием для иудейского народа и, прежде всего, испытанием веры израильтян. Сирия была одним из государств-наследников великой державы Александра Македонского. В ней говорили на греческом языке и чтили греческих богов. Сирийские владыки отличались жестоким упорством в насаждении греческого языка и языческого культа в землях, подчиненных им. Особой жестокостью прославился Антиох IV Епифан, который правил в начале второго века до Рождества Христова. Он считал себя земным воплощением Зевса, верховного бога греков. Этот царь решил окончательно уничтожить религию Иеговы и заменить ее почитанием языческих богов. Вступив в Иерусалим, он ограбил и осквернил иерусалимский храм, место поклонения истинному Богу. Более того, нечестивый владыка повелел возвести в храме Божьем языческий алтарь в честь Зевса Олимпийского. В жертву Зевсу приносились свиньи, животные, считавшиеся у иудеев нечистыми. Иудеям было запрещено читать Священное Писание, соблюдать субботу и совершать обрезание младенцев, как это повелевал закон Божий. Антиох Епифан объявил греческий культ государственной религией, и все под страхом смерти должны были признать ее. Доказательством повиновения царскому указу должно было стать публичное вкушение свиного мяса, что было строжайше запрещено иудеям законом Моисея. Многие повиновались царю, но другие были готовы скорее умереть, чем отступить от истинной веры. Большинство жителей Иерусалима, бросив свои дома, покинули город. В это тяжелое время народ Божий явил удивительные примеры безграничного мужества и верности Богу Израиля. Одним из таких примеров был девяностолетний старец Елеазар, который принял мученическую кончину, но не нарушил заповедей Божиих. Другим примером служит мученичество семерых братьев. Их привели к самому царю, и он то лаской, то угрозами пытался склонить их к измене. Не добившись своего, царь приказал предать страшным пыткам шестерых старших сыновей.

http://pobeda.ru/besedyi-o-duhovnoy-zhiz...

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Р. Хр. иудеи подпали под власть сирийских царей; один из них, Аниох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий – языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свой веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар за свой ученость и добродетельную жизнь был всеми уважаемый 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елеазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он покажет хотя вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучения от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И Он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антюху Епифану женщина, по имени Соломония, с семью сыновьями. Чтобы принудить их к принятью язычества, Антиох приказал сечь бичами и воловьими жилами. Но, несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу и потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение дла жизни вечной. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь ласками и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Наконец приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хотя одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя Moel Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя; не отрекайся от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свой мать, отрок обратился в мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам чрез Моисея. Не быть этому! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь, наконец, что Бог Израилев есть один Бог во вселенной». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до Р. Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010