30 . Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов: Пер. Н. В. Пигулевской//ТИВ. – 1939. – Т 7. – С. 57–78. 31 . Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов»: Пер. и примеч. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской//ВВ. – 1956. – Т. 8. – С. 277–305. 32 . Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г.: Грузин. текст исслед., изд., пер. и арабск. Извлечю прил. Н. Я. Марр//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. – 1909. – Кн. 9. – IV, 82, 67, 66 с. 33 . Антихристианский трактат Георгия Гемиста Плифона «Законы»/Пер. и предисл. И. П. Медведева//Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. – Л.: Наука, 1971. – С. 171–241. 34 . Антология письменных источников//Сорочан С. Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина Х вв.). Очерки истории и культуры/Отв. ред. Г Ю. Ивакин. – Харьков: Майдан, 2005. – Ч. 2. – С. 1232–1584. 35 . Антология письменных источников по истории Крыма VI-XII вв.//Могаричев Ю. М. Византийский Крым (Крым в VI – XII вв.). Учебное пособие. – Симферополь, Ната, 2008. – С. 66–181. 36 . Арефа Кесарийский . Памфлет против Льва Хиросфакта (отрывок)//Музыкальная эстетика... – М., 1965. 37 . Армянские хронисты о падении Константинополя. Пред. и подгот. текста А. С. Анасяна, пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 385–466. 38 . Арсений, епископ. Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. – Юрьев, 1899. – 67 с. 39 . Арсений, епископ. Похвальное слово Георгия Кипрского епископу Евфимию Мадитскому//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад: Извеков, 1889. – 3. – С. 5–68. 40 . Арсений, епископ. Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. – Новгород, 1897. 41 . Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): источник и время. – М.: Индрик, 2004. – 272 с. 42 . Архимандрит Антонин. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1867. – Т. 6. – С. 445–473.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

333 . Александр Великий покоряет Сирию и разрешает Самарянам построить храм на горе Гаризиме. 332 . Александр вступает в Иерусалим, щадит народ и воздает честь храму истинного Бога. 323–203. Палестина подпадает под власть Птололомеев. 203 . Палестина подпадает под власть Селевкидов. 167 . Матафия основывает Иудейскую княжескую династию. 166–160. Правление Иуды Маккавея, сына Матафии. Он возвращает храм служению истинного Бога. 114 . Раздробление Сирийского царства. Антиох основывает царство Дамасское. 65 . Покорение царства Селевкидова римлянами. Помпей овладевает Дамаском. 62 . Помпей вступает в Иерусалим, низводит с престола Маккавея Аристовула и назначает на его место брата его Гиркана. 40 . Вторжение Парфян в Сирию и Палестину. Гиркан низведен с престола и на место его поставлен Антигон. 37 . Ирод овладевает Иерусалимом и господствует под покровительством Рима. 30 . Смерть Клеопатры, последней царицы египетской из дома Птоломеев. Третий период (от Рожд. Хр. до наших дней). В 5508 году по Сотворении мира, в 37-й год правления Ирода и 20-й римского императора Августа родится в Вифлеем Господь наш Иисус Христос. На восьмой день над Ним совершается обрезание и затем следует бегство в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. По смерти Ирода вступает на престол сын его Архелай. 2 . Св. Иосиф возвращается из Египта с Иисусом и Марией и поселяется в Назарете. 6 . Иудея уже управляется римскими наместниками. 33 . Крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа и искупление человечества (на. 19-м году царствования императора Тиверия). 70 . Разрушение Иерусалима Титом. 116 . Восстание Рабби-Акиба. 135 . Его усмирение. 313 . Император Константин провозглашает христианство государственной религией. Матерь его св. Елена воздвигает многие церкви в Святых местах, в том числе два великолепных храма над Гробом Господним и над месторождением Христа Спасителя. 614 . Хозрой, царь персидский, опустошает Палестину огнем и мечем. 636 . Арабы овладевают Иерусалимом. 661 . Моавия I основывает династию Оммаядов и назначает своей резиденцией Дамаск .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А еще там живут христиане. Христианство зародилось в Галилее и Иудее, но культурным и интеллектуальным домом для него очень скоро стала Сирия. Святой Павел посетил Дамаск, и в течение многих столетий Антиох был одним из величайших центров христианства. (Сегодня этот город находится в непосредственной близости от турецкой границы.) Многочисленное христианское население процветало при мусульманских правителях, а затем при османах. Здесь между мусульманским и христианским сообществами всегда были довольно тесные связи. В ковчеге, хранящемся в Великой мечети в Дамаске, по слухам, покоится голова Иоанна Крестителя. С течением времени численность христиан в Сирии серьезно менялась. Около 100 лет назад на территории «Сирии» — в широком смысле — проживало многочисленное и довольно разнообразное христианское сообщество, включавшее в себя католиков, православных и маронитов. В 1920-е годы французы произвольно отсекли те части страны, где проживало множество христиан, и назвали этот район «Ливаном», сделав его столицей Бейрут. Теоретически это разделение должно было провести четкую границу между христианским Ливаном и нехристианской Сирией. Однако после катастрофических событий Первой мировой войны Сирия начала меняться. 1915 год стал годом начала ужасающего геноцида, в результате которого было уничтожено около 1,5 миллиона армян, а также сотни тысяч ассирийцев, маронитов и других христианских групп. После войны христиане стали стягиваться в Сирию, где они находились под защитой французов. Тем не менее, арабские христиане не желали мириться со статусом имперских марионеток. Решительно настроенные избежать повторения ужасов 1915 года, христиане боролись за создание нового политического порядка, в котором они могли бы играть важную роль. Они выступали в защиту арабского национализма — абсолютно светской системы, в рамках которой христиане и другие религиозные меньшинства могли бы не опасаться притеснений со стороны неумолимой силы суннитского ислама. Они хотели, чтобы все арабские народы, независимо от их веры, объединились в стремлении к светскому будущему и панарабскому патриотизму, которые противопоставлялись реакционному исламизму. Пионером в области теории современного арабского национализма был православный христианин, родившийся в Дамаске, по имени Константин Зурейк (Constantine Zureiq). Еще один православный сын Дамаска, Мишель Афлак (Michel Aflaq) стал сооснователем партии «Баас» («Возрождение»), которая сыграла важную роль в новейшей истории Ирака и Сирии.

http://pravmir.ru/sirijskim-xristianam-g...

Кем она была основана и почему называлась Анастасиевою, достоверно не известно, можно только полагать, что основателем ее был патриарх Иерусалимский Анастасий и что он дал обители свое имя 418 . В конце VI и в первой половине VII века Анастасиева киновия находилась в цветущем состоянии; этим она была обязана настоятелю своему Иустину, который привел ее в полное благоустройство. В ней нашли временный приют иноки Великой лавры, когда в 614 году на эту обитель напали персы и разорили ее. Дальнейшая судьба Анастасиевой киновии неизвестна. Из подвижников ее известны преподобный Иустин и преподобномученик Анастасий Персиянин. Преподобный Иустин долго жил и подвизался в Великой лавре, где хорошо ознакомился со всеми ее порядками. Он усвоил себе дух преподобного Саввы Освященного, его образ жизни и правила. Сделавшись настоятелем Анастасиевой обители, Иустин стал управлять ею в духе преподобного Саввы и своими трудами, и заботами о ее благе довел ее до такого цветущего состояния, что она по внешнему и внутреннему устройству превосходила все современные обители Святой Земли. Опытность Иустина в руководстве иноков на пути подвижничества, особенная мудрость, которую он обнаруживал в этом труднейшем деле, были причиной того, что число братий обители значительно возросло, в нее переходили иноки из других обителей. Даже часть иноков Великой лавры, после разгрома ее персами приютившихся в Анастасиевой обители, осталась в ней навсегда, отдавши себя в полное послушание и руководство ее великому авве-настоятелю. Чин богослужения, введенный преподобным Саввой в Великой лавре, строго и нерушимо соблюдался при Иустине в Анастасиевой обители. Инок Великой лавры Антиох называет настоятеля Анастасиевой обители Иустина знаменитым 419 . Преподобномученик Анастасий (память 22 января), прежде мученичества подвизавшийся несколько лет в киновии преподобного Анастасия при настоятеле ее Иустине, родился в Персии, в селении Раснуни, лежавшем в провинции Разех, и происходил от языческих родителей. Отец его, по имени Вава, был магом и славился знанием волшебных наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов. 14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак». Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики. Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана. Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами. В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство. На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).

http://pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi...

Определенные чаяния глобальных изменений были и у языческого мира, разочаровавшегося и не находившего удовлетворения во множественности религиозных культов, не получавшего ответа на вопрос о смысле жизни в философских учениях. И потому задыхавшиеся от духовной пустоты язычники без колебаний отрекались от своих заблуждений и с глубокой верою принимали Благую Весть. В конце человеческой истории ситуация окажется противоположной. Одной из причин неуспехов христианской миссии станет отступление от веры людей Церкви – как мирян, так и священнослужителей Люди последних времен будут нравственно беспечны и духовно слепы, быстры на совершение всякого зла и не способны к восприятию благовестия. Церковь и христианские институты ими будут рассматриваться всего лишь как атрибут истории и культуры. Отчасти одной из причин неуспехов христианской миссии станет отступление от веры людей Церкви – как мирян, так и священнослужителей. Не весь Новый Израиль, не все сыны Авраама, т.е. верующие, будут стремиться к духовным благам, многие предпочтут жизнь по стандартам века сего. Именно об этом говорил Господь: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Нравственный строй общества будет способствовать появлению антихриста, и сама среда сынов противления Богу выдвинет «зверя». И если две тысячи лет назад лучшим даром, которое человечество смогло принести Богу, стала Дева Мария, послужившая тайне нашего спасения, то его худшим «произведением» станет антихрист. Предыдущие «опыты» Зло выдвигает из своей среды того, кто мог бы возглавить сынов противления Богу. Священная история называет нам имена этих людей: это Нимрод, строитель Вавилонской башни, ставшей символом бунта против Всевышнего; это царь города Тир, являющийся прообразом сатаны; это враг Израиля сирийский царь Антиох IV Епифан. Далее церковная история повествует о римских императорах Нероне, гонителе христиан, и Юлиане Отступнике, предпринявшем попытку реставрации язычества в империи. В более позднее время и других земных владык называли антихристами, но они были лишь предшественниками собственно антихриста. Хотя не каждый из них являлся религиозным учителем, их принято называть предтечами финального лжемессии.

http://pravoslavie.ru/150900.html

Третья книга Маккавейская имеет предметом своим события из еврейской истории, случившиеся лет за пятьдесят до времен Иуды Маккавея, так что по хронологическому порядку должна бы занимать первое место между книгами Маккавейскими. Она повествует о гонении, претерпенном египетскими Иудеями от царя Птоломея IV-ro Филопатора. Изложив первоначально повод в гонению в злобе царя Птоломея за то, что не был он допущен во Святое Святых храма Иерусалимского (гл. 1–2), книга излагает затем самую историю египетского гонения и задуманный царем Птоломеем план истребления Иудеев слонами (гл. 3–5). В последних же двух главах рассказывается о чудесном избавлении Иудеев от угрожавшей им гибели (гл. 6–7). Последовательное чтение первой Книги Маккавейской Часть первая. Глава 1 1091 . Завоевания Александра Македонского и разделение его монархии. Гонение Антиоха Епифана на религию и национальность Иудейскую а) Покорение Александром Македонским Персии, Мидии, Еллады и многих других стран (ст. 1–4). б) Смерть Александра и разделение им своего царства между своими военачальниками (ст. 5–9). в) Антиох Епифан и союз с ним изменников иудейских (ст. 10–15). г) Завоевание им Египта (ст. 10–19). д) Завоевание Иерусалима и разграбление святилища (ст. 20–28). е) Нашествие (через два года) Аполлония , военачальника Антиохова на Иерусалим, разграбление его и обращение в сирийскую крепость (ст 29–39). ж) Указ Антиоха о введении единоверия языческого (ст. 40–51). з) Мерзость запустения на священ. жертвеннике Иерусалимском, и всеобщее гонение на чтителей закона Моисеева (ст. 52–64). Ст. 1 ... Александр вышел... из земли Киттим,... т. е. из Македонии. Землею Киттим в Писании, вообще, называются острова Средиземного моря и приморские страны к западу от Палестины 1092 . Ст. 6 ... и разделил Александр военачальникам свое царство еще при жизни своей... Хотя он поставил их только правителями областей в своей обширной монархии; но эти правители, по смерти Александра, не захотели уже расстаться с властью и объявили себя независимыми властителями своих областей. Таким образом, вышло, что, как будто бы, сам Александр еще при жизни своей разделил свою монархию на части.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Воспоминается победа над Антиохом Великим. «Царем Азии» называется Антиох, как обладатель Сирии и большей части Малой Азии. После битвы при Магнезии (189 г. до Р. Х.) – все его азиатские области по эту сторону Тавра отошли к римлянам, которые передали потом часть этих областей (а именно, Мизию, Лидию и Фригию) – пергамскому царю Евмению II (Лив. XXXVII, 55; XXXVIII, 39). Тем не менее и после этого сирийские цари Селевкидской династии не переставали именоваться «царями Азии» – вероятно, продолжая и свои притязания на потерянные провинции (ср. 1Mak XI:13, XII:39, XIII:32 ; 2Mak III:3 ). – Антиох выступает на войну против римлян со 120-ю слонами. Это число стоит не в безусловном противоречии с показанием Ливия – XXXVII, 39, что Антиох в битве при Магнезии имел лишь 54 слона. Известно, что этой битве уже предшествовало значительное поражение Антиоха, и значит – при показании что в последнем сражении (при Магнезии) царь имел 54 слона, может быть верным и то, что при начале войны он имел их в большем количестве. – Евмений – царь, которому римляне отдали лучшие из областей, отнятых у Антиоха, много содействовал поражению последнего, приведя его колесницы (в битве при Магнезии) в полное замешательство. Сообщение, что Антиох был при этом взят в плен ( κα λαβον ατον ζντα), стоит в противоречии с повествованиями всех других классических писателей-историков, и распространилось как преувеличение славы римлян. Дань, которую должен был платить Антиох после этого поражения, состояла – по Полив. XXI, 15, 4–6 (Лив. XXXVIII, 38) – из 15 000 эвбейских талантов, из коих 500 уплачивалось тотчас при заключении мира, 2 500 – при ратификации мирного договора, остальные 12 000 в течении 12 лет (по 1000 т. ежегодно); в действительности уплата затянулась на дольше, так что еще Антиох Епифан в 173 г. изыскивал средства для уплаты этой контрибуции (Лив. XLII, 6). – «Дать заложников и допустить раздел…», διδναι μηρα και διαστολν, слав. более точно: «даяти залог и уставление». Смысл подлинника не особенно ясен. Некоторые под διαστολ здесь разумеют изъятую из владений Антиоха часть, отданную Евмению – 8 ст., и, в таком случае, κα в начале этого стиха должно понимать в смысле «именно». – Поименование страны Индийской и Мидии – ( χρα Ινδικ κα Μδεια) в числе отчужденных от Антиоха – ошибочно. Индией Антиох никогда и не обладал, и Мидию он не обязывался отдать, а только провинции по сю сторону Тавра, большую часть коих (Фригию, Мизию и Лидию) получил потом Евмений. Эта неточность должна быть объяснена недостаточными сведениями тогдашних иудеев о народах и странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тем не менее многие иудеи сопротивлялись программе эллинизации. В отличие от большинства других покоренных народов, иудейская нация содержала консервативный элемент, который страстно держался за обычаи предков. Это было движение хаси-деев (евр. «хасидим», т. е. «благочестивые»). Хасидеи были недовольны введением греческого языка и всем, что оно означало. Им не нравилось, например, что у еврейских денди возникла мода носить широкополые шляпы: такими щеголяли язычники, подражая богу Гермесу, каким он выглядел на многих изображениях. Они были против возведения в Иерусалиме гимназия с дорожкой для бегов. Религиозная ситуация становилась все хуже и хуже: на скачки регулярно захаживали даже священники, – а ведь скачки открывались призыванием языческих божеств. В этих утонченных иудеях, воспринявших чужеземные обычаи, ортодоксальные хасидеи видели предателей древних обычаев предков. Неладно было дело и в политике. В 175 году до н. э. на сирийский престол взошел Антиох IV Епифан. Титул «Епифан» означает «Славный». Однако жертвы Антиоха впоследствии прозвали его Епиманом («Помешанным»). Сколь удачным было это прозвище, можно видеть на примере такого случая. В 169 году до н. э., после неудачной попытки завоевать Египет, Антиох возвращался обратно через Палестину. Находясь в дурном расположении духа, он решил отыграться на Иерусалиме. Предательским образом захватив город, он ограбил и сжег его, расхитил храмовую сокровищницу, а многих жителей убил. Что касается почитателей Закона Моисеева, которых Антиох подозревал в неверности Сирии, то он решил покончить с ними раз и навсегда: либо заставить отречься от веры отцов, либо убить. Особенной его мишенью стали хасидеи. Соблюдение субботы, ритуал обрезания и даже хранение свитков с Еврейскими Писаниями – все это он объявил преступлениями, караемыми смертью . Иудейское богослужение было запрещено, а во многих городах Иудеи были воздвигнуты языческие алтари. Царские указы проводились в жизнь с чрезвычайной жестокостью. Впервые в истории мы видим надежные и подробные рассказы о широких и тяжелых религиозных гонениях. Кощунства достигли своей кульминации в 167 году до н. э., когда на великом храмовом жертвеннике для всесожжении была принесена в жертву свинья. 1. Маккавейское восстание 1

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

1Мак.6:2 и в нем – храм, весьма богатый, и есть там золотые покровы, брони и оружия, которые оставил там Александр, сын Филиппа, царь Македонский, первый, воцарившийся над Еллинами. «Оставил там Александр», т. е. в качестве посвященных даров и победных трофеев. – «Первый, воцарившийся над Эллинами». См. к I: 1. 1Мак.6:3–4 И он пришел и старался взять этот город и ограбить его, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям города. Они поднялись против него войною, и он обратился в бегство и ушел оттуда с великою скорбью, чтобы отправиться в Вавилон. «Ушел…, чтобы отправиться в Вавилон». Это не противоречит сообщению Поливия, что Антиох умер в Таве (Tabae), потому что здесь сказано только, что Антиох отправился в Вавилон, на пути куда смерть и застигла его. 1Мак.6:5 Тогда пришел некто к нему в Персию с известием, что ополчения, ходившие в землю Иуды, обращены в бегство, 1Мак.6:5–7 : Краткое изложение Антиоху описанных III: 32 ; IV: 60 событий. – «Пришел некто к нему… с известием…» – απαγγλων τις – это был, вероятно, особый посыльный Лисия. – «Ополчения, ходившие в землю Иуды…», войска Птоломея, Никанора и Горгия (III:38, IV: 1). – «Лисий ходил… впереди всех…», ν πρτοις, слав.: «в первых», т. е. не в смысле – «прежде всех», но – как высший всех как главнокомандующий (IV: 28 и д.). 1Мак.6:6–7 что Лисий ходил с сильным войском впереди всех, но был поражен Иудеями, и они усилились и оружием, и войском, и многими добычами, которые взяли от пораженных ими войск, и что они разрушили мерзость, которую он воздвиг над жертвенником в Иерусалиме, а святилище по-прежнему обнесли высокими стенами, также и Вефсуру, город его. «Разрушили мерзость…» В выражении – το βδλυγμα – писатель влагает в уста язычника-посыльного свое собственное еврейское воззрение. – «Вефсуру, город его» – πλιν ατο – т. е. ему, сирийскому царю, по праву принадлежавший город. 1Мак.6:8–9 Когда царь услышал слова сии, сильно испугался и встревожился, упал на постель и впал в изнеможение от печали, что не сбылось так, как он желал. И много дней пробыл он там, ибо возобновлялась в нем сильная печаль; он думал, что умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010