Он сделал новому сирийскому царю предложение, что он к 300 талантам серебра, которые первосвященник, очевидно, со времени заключения римско-сирийского мира должен был уплачивать вместо вносившихся Птоломеям и еще при Онии II двадцати талантов, – прибавит еще 60 талантов и из другого, имеющего вновь открыться, источника обещал добавить еще 80, если только царь назначит его первосвященником на место брата его Ония. Далее, он предложил еще 150 талантов, если ему будет позволено построить на собственные средства в Иерусалиме гимназию и эфебейон (места для борьбы и состязания юношей), а жителям Иерусалима предоставлены будут права антиохийского гражданства. Неудивительно, что Антиох охотно согласился на эти предложения Язона. Нужда в деньгах достигла тогда в сирийском царстве высшей степени. К тому же своими эллинофильскими проектами Язон шел навстречу горячему стремлению всех эллинизированных царей. Зная характер Язона, можно, конечно, принять и то, что эти проекты были рассчитаны на известное ему желание самого царя. Вместе с этим нельзя, однако, забывать и того, что Язон вовсе не мог бы сделать подобных предложений, если бы он не знал, что за ним стоит большая грекофильская партия. Впрочем, то, что он хотел ввести, еще не было язычеством. В душе он мог легко убедить себя, что начинание, которое он предпринимает, патриотично. Он хотел поднять свой родной город на степень образованности, которая сделала все окружающие греческие города столь цветущими. Он хотел доставить его гражданам права граждан антиохийской столицы. Если он при этом надеялся сам достигнуть высокого и могущественного положения и, несмотря на большую плату царю, приобрести, быть может, и некоторую материальную выгоду, то это, во всяком случае, казалось ему, во-первых, заслуженной наградой за великий труд, а во-вторых, этот труд, как он думал, на другом пути не увенчался бы успехом. Безусловно отталкивающим должно было быть, конечно, в глазах каждого благочестивого еврея, низложение первосвященника, который должен был пожизненно сохранять свой сан и потому, по еврейскому закону, вовсе и не мог быть свергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слабость монархии Селевкидов с самого начала состояла в отсутствии действительного единства. Антиох IV для достижения такого единства вступил на новый путь, который привел его к роковой борьбе с евреями и создал ему печальную известность в истории. Первосвященник Оний III, сын возвеличенного Иисусом Сирахом Симона, к концу своего правления сделался непопулярным, благодаря своей поездке к Селевку IV. Он предпринял эту поездку для того, чтобы оправдаться в разного рода возведенных на него обвинениях. Но он по собственному опыту узнал, как благоразумен был в свое время его дед Оний II, когда, несмотря на настояния своего племянника Иосифа, не отправился ко двору царя Птоломея. Партия, которая оклеветала Ония III перед сирийским двором, истолковала теперь его поездку в Антиохию, как измену своему народу: для того, чтобы оправдаться, Оний неизбежно должен был принести языческому царю жалобы на некоторых евреев. К тому же он, по-видимому, не совсем был угоден сирийскому двору: во время его правления не удалась попытка Гелиодора разграбить храм; он привержен был строгим требованиям Закона, а его противники были близки к греческой цивилизации. Селевкиды, как известно, всегда защищали от нападения язычников особенности еврейских обычаев. Теперь же, когда в еврействе боролись эллинско свободомыслящее и косное консервативное направления, когда, к тому же, эллинизировавшиеся евреи обещали предоставить царю священные сокровища храма, между тем как приверженцы старины ревниво оберегали эти сокровища от чужих притязаний, – именно из-за этого последнего пункта в Иерусалиме дело дошло уже до кровопролития. Теперь Оний III, не смотря на всю свою общепризнанную преданность и набожность, едва ли мог рассчитывать на большой успех при дворе. Мы не знаем, добился ли он чего-нибудь у Селевка IV; но вскоре по воцарении Антиоха IV, брат этого Ония III явился к нему с поразительными, с точки зрения еврея даже, безбожными предложениями. Этот брат Ония III и младший сын прежнего первосвященника Симона по-еврейски назывался Иисусом; знамением времени было уже то, что с этого лица начинается ряд двухименных евреев; как эллинист, он переменил свое имя на греческое и назвал себя Язоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дан.11:5 . И усилит­ся южный царь и один из князей его пере­силит его и будет владыче­с­т­во­вать, и велико будет владыче­с­т­во его. Дан.11:6 . Но через несколько лет они сблизят­ся, и дочь южного царя при­дет к царю северному, чтобы установить правильные отноше­ния между ними; но она не удержит силы в руках сво­их, не усто­ит и род ее, но пред­аны будут как она, так и сопровождав­шие ее, и рожден­ный ею, и по­могав­шие ей в те времена. Из четырех царств, образовавшихся из монархии Александра Македонского, усилились с течением времени северное (сирийское) и южное (египетское), находившиеся между собою в постоянной борьбе. Расположенная между ними Палестина также была вовлечена в их распри и, как подвластная прежде Александру Македонскому, неоднократно переходила из одних рук в другие: от Сирии к Египту и наоборот. Этих только двух царств, как имевших соприкосновение с народом Божиим, и касается откровение; история двух других – фракийского и македонского оставляется им в стороне. Преемниками Александра Македонского на престолах египетском и сирийском были Птоломей Лагов (323 – 285 г.) и Селевк Никатор. Первый из них, «южный царь», в скором времени стал сильным и богатым государем; впрочем, и Селевк Никатор, владычествовавший от Фригии до Инда, не уступал своему противнику, с которым принужден был вести борьбу, делая попытки привлечь к себе подчиненный Птоломею еврейский народ. Попытка более или менее прочного сближения двух царей, «северного» и «южного», была сделана при преемнике Птоломея Лагова – Птоломее II Филадельфе и втором преемнике Селевка – Антиохе Феосе. Желая положить конец распрям, Птоломей Филадельф выдал за Антиоха свою дочь Веренику, отдав в приданое за нее, между прочим, и Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей – Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред женитьбой на Веренике Лаодика с детьми и была удалена, но после смерти Птоломея Филадельфа вновь возвратилась ко двору и, опасаясь своей соперницы, отравила мужа, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя... не удержала силы в руках своих, не устоял и род ее». Попытка сближения царств кончилась ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сирийский царь Антиох IV (Епифан), в своем смелом безумии, положил запрет на их религию, пытался уничтожить их священные книги, с беспощадною свирепостью принуждал их выполнять языческие обряды, осквернил храм, посвятив его Зевесу Олимпийскому, и воздвиг даже языческий алтарь на жертвеннике всесожжения. 2 Но хуже всего было то, что его нечестивые намерения нашли себе пособников в лице двух отступников-первосвященников, которые превзошли один другого куплею и обесславлением священной должности божественного помазанника. 3 И, не смотря на это, в далеких горах Ефраима 4 Бог воздвиг для них совершенно неожиданную и невероятную помощь. Три года после сего и после ряда блистательных побед, одержанных необученными людьми над цветом сирийской армии, Иуда Маккавей – по истине млат Божий 5 – очистил храм и восстановил его алтари в тот именно день, 6 когда «мерзость запустения» 7 была допущена на сем месте. Во всей их истории самые мрачные часы ночи постоянно предшествовали рассвету утра, и притом более лучезарного, чем все, прежде зачинавшиеся. Происходило это потому, что все их пророки единогласно убеждали их ожидать и надеяться. Предсказания их более чем сбылись относительно прошедшего. Не надлежало ли им осуществиться и относительно еще более славного будущего Сиона и Израиля, которое имело наступить с пришествием Мессии? Чувства эти разделялись не одними только иудеями Палестины, которые составляли в настоящее время меньшинство. Большинство нации состояло из так называемого рассеяния. Слово это, однакож, потеряло свое первоначальное значение изгнания по суду Божию, 8 так как отсутствие из Палестины было теперь совершенно добровольное. Но именно потому, что оно перестало относиться ко внешним бедствиям, 9 постоянное употребление его выказывало глубокое чувство религиозной скорби, общественной изолированности и политической пришлости 10 среди языческого мира. Ибо, хотя, как Иосиф напоминал своим соотечественникам, 11 «не было нации в мире, среди которой не жила бы часть иудейского народа», так как он «далеко был рассеян по всему миру среди его обитателей», 12 тем не менее они нигде не нашли действительного отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

Это был жестокий бич для всей Малой Азии до Тавра, – и он оказывался тем грознее и страшнее, что тамошние мелкие владетели непрестанно вздорили и боролись между собою, а Галатийцы хорошо использовали эти распри при своих наемнических услугах. Они непосредственным опытом научились думать, что тут все зависит от них, как распорядителей Малоазийских судеб на всем пространстве и во всем объеме. Только Сирийский царь Антиох I-й (281–261 г.г.), будто бы именно за это прославленный титулом Сотира (спасителя), дал им серьезный отпор, к чему некоторые (W. J. Woodhouse) относят известие 2Мак. 8:20 «о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов». Впрочем, этот успех не был решительным. Важнее по своим результатам была энергичная оппозиция Пергамских царей, из коих Аттал I-й (241–197 г.г.), прозванный тоже Сотиром, между 240 и 280 г.г. несколько раз наносил галльским пришельцам жестокие удары и в конце концов заставил их ограничиться определенной территорией (на севере Вифинией и Пафлагонией, на востоке Понтом, на юге Каппадокией и Ликаонией и на западе Фригией), где они должны были довольствоваться национально-гражданской независимостью, не тревожа других и не вмешиваясь в чужие дела 5 . Эта восточная Галлия и называлась у греков Галлией или Галлогрецией. Так внутри Малой Азии на её возвышенностях образовалась собственно Галатия из прежней Великой Фригии, Каппадокии и даже Пафлагонии. Это была полоса земли длиною с юго-запада на северо-восток более 300 верст и шириною свыше 150 верст. На востоке Галис (λυς ныне по-турецки Кизыл-Ирмак, «красная река»), величайшая водная артерия в Малой Азии, а на западе издавна судоходный (Страбон XII, 3:7) Сангарий (теперь Сакария), протекая по долинам в Черное Море, разделяли эту область почти на три равные части. Это как раз подходило к националистическим группировкам галльских иноземцев. О них сообщается (у Страбона XII, 5:1; 3:1), что – подобно Гельветам (Цезаря De В. G. I, 12) – каждое из трех галльских разветвлений (θνη) распадалось на четыре тетрархии с особым тетрархом, имевшим под собою судью и военачальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Птоломей, по прозванию Лаг, после смерти Александровой получил Египет и царствовал в нем лет: Русс.– 42, Рим.– 40. Другие указывают 44 года От этого Птоломея и прочие египетские цари стали называться Птоломеями, как в древности именовались Фараонами. Птоломей Филадельф, то есть братолюбивый, царствовал лет: Русс.–38, Рим.–38. По другим 47 лет. Он просил Елиазара, иерусалимского архиерея, прислать к нему премудрых мужей и принял 72 старцев, которые перевели ему Святое Писание с еврейских Библий на греческий язык. Птоломей Евергет: Русс.–25, Рим.– 26. Птоломей Филопатор: Русс. – 29, Рим.– 17. Птоломей Епифан царствовал шесть месяцев и лет: Русс.– 17, Рим.– 23. Птоломей Филометр лет: Русс.– 10, Рим.– 35. Птоломей Фискон, брат Филометра: Русс.– 8, Рим.– 26. Далее в русских хронографах следуют цари якобы египетские, но в действительности не египетские, а сирийские, царствовавшие в великой Антиохии, которые отняли от египетской области Иерусалим и подчинили его своей власти. Иерусалим, находясь посредине между Египтом и Сириею, был причиною частых войн между Царями египетскими и сирийскими. Ибо каждый из них желал обладать Иерусалимом; и иногда египетские, а иногда сирийские цари Иерусалимом владели, войной его отнимая один у другого. После вышеупомянутых египетских Птоломеев в Русских хронографах указываются следующие сирийские цари, владевшие Иерусалимом и смешанные с египетскими: Селевк, сын Антиоха Великого ( 2Мак.3,3 ) обладал Иерусалимом лет: Русс.– 20, Рим.– 12. Этот царь послал Илиодора ограбить иерусалимский храм; грабитель был бит ангелами. Антиох, по прозванию Епифан, то есть светлый, брат Селевка ( 2Мак. 4, 7 ), обладал лет: Русс.– 15, Рим.– 12. Он замучил старца Елеазара и Соломию с ее детьми ( 2Мак. 6, 18 – 7, 41 ). Антиох, его сын, обладал лет: Русс.– 23, Рим.– 2. Три сих сирийских царя, обладавших Иерусалимом, в римских хронографах указываются не между египетскими, но между сирийскими царями в особом перечне. После этого опять наступает владычество египетских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ради прекращения многолетней вражды и сближения царь Птоломей Филадельф выдал свою дочь Веренику за правителя Северного царства Антиоха II. В качестве приданного он отдал Антиоху Палестину. Антиох был к этому времени женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей: Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя Лаодика ко времени свадьбы была удалена из столицы, но по смерти Птоломея Филадельфа была возвращена во дворец. Она отравила своего мужа Антиоха II, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на сирийский престол поставила своего сына Селевка Каллиника. Так исполнилось пророчество книги Даниила: – но она [Вереника] не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена (Дан.11:6). Сбылось и другое предсказание: – Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится (Дан.11:7). Птолеемей III Евергет, брат Вереники (отрасль от корня ее), стал мстителем за сестру. Он умертвил убийцу своей сестры Лаодику, и овладел принадлежащими Сирии областями: Палестиною, Киликиею, Памфилиею, Иониею и др. – Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного (Дан.11:8). Птоломей III Евергет захватил огромные богатства: 40 тыс. талантов, 2500 драгоценных сосудов, а также идолов, среди которых находились истуканы, которые ранее были перенесены царем персидским Камбизом из Египта. – Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю (Дан.11:9). Восстание в самом Египте заставило Птоломея III Евергета прервать успешный поход и вернуться в свое царство. Селевк, воспользовавшись этим, возвратил малоазийские области и даже пошел на Египет, но в решающем сражении потерпел поражение и с небольшим остатком войска вернулся в Антиохию. – Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его (Дан.11:10).

http://pravoslavie.ru/7015.html

ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕНОН ИКАЛТОЙСКИЙ [Зинон Икалтоели] (2-я пол. VI в.), прп. (пам. 7 мая с прп. Иоанном Зедазнийским и 12 сир. отцами) ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122336_36.html

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас». Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем. Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-istoriya-...

В Д. часто видели созданный рим. полководцем Гнеем Помпеем Великим (ок. 106-48 гг. до Р. Х.) союз независимых городов ( Bietenhard. 1963; Jones. 1971. P. 259), но ни Страбон, прекрасно знавший о деяниях Помпея, ни Иосиф Флавий о таком союзе не пишут ( Parker. 1975). Города Д. применяли разные системы летосчисления: в большинстве городов (Абила, Канафа, Дион, Гадара, Гераса, Гиппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь) использовали варианты дат (64-61 гг. до Р. Х.) эры Помпея (видимо, в память обретенной при нем политической свободы); Дамаск пользовался селевкидской эрой; в Капитолиаде чеканка монет началась только в правление имп. Нервы или имп. Траяна. Судьба городов Д. в эпоху рим. господства совершенно различна, они никогда не вели не только общей, но и согласованной политики. Единый облик городов Д. связывают с общими культурными эллинистическими корнями, к-рые резко выделяли их из окружающей среды: от городов евреев с запада, набатеев с юга и горцев или кочевников с севера ( Bietenhard. 1977. S. 249-252; Rey-Coquais. 1982. P. 9). Города Д., населенные в IV-III вв. до Р. Х. эллинами, управлялись автономно и были организованы наподобие греч. полисов. В них процветали культы греч. божеств и спортивные игры ( Seyrig. 1959; Augé. 1982). Города Десятиградия Города Десятиградия В городах Д. жили известные риторы и ученые, поэты и юристы. Во II в. до Р. Х. Гиппос считали главным культурным центром Юж. Сирии. Из Гадары происходили сатирик Менипп (III в. до Р. Х.); поэт Мелеагр Гадарский (ок. 140 - ок. 70 гг. до Р. Х.), автор одной из первых антологий греч. поэзии, называвший Гадару «сирийской Аттикой»; философ-эпикуреец Филодем (2-я пол. I в. до Р. Х.). В рим. период были известны философ Антиох, оратор Феодор, современник Страбона ( Strabo. Geogr. XVI 2. 29), советник имп. Тиберия, и философ-киник Эномай (II в. по Р. Х.). Из Гадары происходил рим. консул, афинский философ Аспин (ок. 190-250). Философ Ямвлих (ок. 250 - ок. 330), уроженец Халкиды, учил в Гадаре. Среди граждан Герасы Стефан Византийский называл ритора Аристона, софиста Керикоса, юриста Платона, математика и пифагорейца Никомаха (нач. II в. по Р. Х.). Из Пеллы был родом христ. историк Аристон. В архитектуре, скульптуре, живописи городов Д. процветали античные формы, о чем свидетельствуют оформление гробниц рим. периода ( Zayadine. 1976; Barbet. 1982; Vibert-Guigne. 1982), планирование городов, улиц с портиками и колоннадами, театры, фонтаны. Своеобразная культура Д. заимствовала и перерабатывала влияния с Востока ( Seign. 1986. P. 41-53). Языческое население, видимо, было враждебно иудеям, однако язычников было немало в Д., о чем свидетельствует Талмуд. Среди учеников Иисуса Христа также названо «множество народа... из Десятиградия» (Мф 4. 25; Мк 5. 20).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010