Ч.1. С.384-385. 26 Сщмч. Киприан Карфагенский. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.1. 27 Его же. Epist.73-60. Cap.4-5. 28 Его же. Epist.62-69 ad Magnum. Сарр.1-11. CSEL 3. P.759 sq. Русский перевод. Ч.1. С.368-369. 29 Его же. Epist. Firmiliani 75. Cap.18. P.822. Ч.1. С.384. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. P.802-803. Ч.1. С.353. 30 Его же. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. 31 Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.11. P.786. C.338-339. 32 Euseb. H.E. VII.7,5. 33 Pitra. Analekta sakra. T.4. Parisiis, 1883. P.171,414. Творения в русском переводе. Казань, 1900. С.60. 34 Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.75-60 ad Jubajanum. Cap.23. P.769. С.347. 35 Его же. Epist.75. Cap.21. 36 Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.23. 37 Euseb. H.E. VII.9. 38 Epiphan. Expositio fldei cath. 13. PG. T.42. Col.805. Творения в русском переводе. Ч.5. М., 1882. С.338. 39 Святитель Афанасий Великий. На ариан слово I,1,2,4. 40 Там же. II,42-43. 41 Его же. К Серапиону послание I. Гл.30. 42 Весьма характерный случай был на первом заседании VII Вселенского Собора, где долго рассуждали о том, как принимать епископов-иконоборцев. Один диакон хотел было перенести вопрос на почву догматическую и предложил вопрос: " Вновь появившаяся ныне ересь менее прежде бывших или больше их? " Святитель патриарх Тарасий тотчас заметил: " Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить в малом или в великом - это все равно; потому что в том и в другом случае нарушается закон Божий " (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1873. Т.7. С.104). И это говорится при обсуждении вопроса именно о еретическом рукоположении. 43 PL. Т.143. Col.1003B. 44 Е.Е. Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С.551. 45 Его же. История Русской Церкви. Т.1. Ч.2. М., 1904. С.807. 46 De Ludov. VII profectione in Orientem. Ed. Chiffletius. Paris, 1660. P.34. A. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. В.1. Munchen, 1864. S.288. Amn.7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

" Answers to Questions Posed by the Faithful of the Orthodox Parish in Somerville, South Caroline. " 1992 (Архив Синода. File: Ss Cyril & Methodius Orthodox Church). Ibid. Archimandrite Serafim, The Quest for Orthodox Church Unity in America: A History of the Orthodox Church in North America in the Twentieth Century (New York, 1973), 61-62. Архив Синода. Протокол заседания Архиерейского Синода от 25 августа/7 сентября 1972 года. Архив Синода. Там же. Решение от 22 мая/4 июня 1964 года. Цит. по протоколу заседания Архиерейского Синода от 30 июля/12 августа 1965 года. Архив Синода. File: Sobor 2/74. Докладу собору Архиепископа Антония Женевского//Наша Церковь в современном мире. С. 8-9. Архив Синода. Протоколы Архиерейского Собора от 17/30 ноября. File 5/61: Sobor 1962. Архив Синода. Там же. File 3/50: Greek Orthodox Church (USA). Там же. " Ukaze from the Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia to His Eminence Anthony, Archbishop of Western America and San Francisco. " March 18/31 1969. Монах Вениамин (Гомартели). Летопись церковных событий. Часть пятая (1961-1971).. 21 фев. 2006 г. Архив Синода. Протокол от 1-го января 1970 года. Архив Синода. Епископ Григорий (Граббе). Доклады Архиерейскому Собору, Синоду и Первоиерархам Русской Православной Церкви Заграницей. М., 1999. С. 24-25. Архив Синода. " The Mission of the Russian Orthodox Church Outside Russia " File: Sobor 2/74 (3rd). Архив Синода. Заседание Архиерейского Собора от 25 сен. 1974 года. File 2/74: Sobor 1974. Stanford University Library. Department of Special Collections, The Bishop Grigorii Papers [M0964] (Hereafter Stanford), Box 4, Folder 4: Igumeniia Magdelina, 1950-1977. Архив Синода. File: Boston Schism. Fr. N. Palasis. Stanford. Box 3, Folder 7: Grabbe to Various Addresses. Вероятно это письмо о. Георгию Граббе. Архив Синода. Рождественское послание Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви. Православная Русь. 1. 1987. С. 1. Архив Синода. Там же. Там же. Cf. " On Baptism, Against the Donatists, " The Nicene and Post/Nicene Fathers 1 ser.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Преступление Адамово последовало не от другого чего, как от того, что он имел все блага в изобилии без труда. Почему Бог за преступление определил нам в поте лица с воего снедать хлеб свой, пока умрем. Если же для настоящей жизни на всех людей наложена скудость, как естественное временное наказание, то всеми неправдами усиливающийся убежать из-под него попадет под вечное наказание. Потому что избежать скудости в настоящей жизни едва ли возможно без хищения, неправды и лихоимства; к тому же счастье и богатство естественно порождают гордость, источник всякого греха, а гордого, стремглав низвергши долу, берет в свою власть срамота, т. е. начинают господствовать над ним плотские страсти – порождения его неразумия и растления в нем здравого смысла (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 72). Бог соделался для нас бедным человеком; должен и ты, верующий в Него, быть подобным Ему, бедным (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 189). ...Те, которые не связаны многоиманием, а довольствуются тем одним, что необходимо для поддержания жизни, нередко же и в этом терпят недостаток, – никакого не встречают препятствия, когда восхотят шествовать путем тесным и прискорбным: им нужно только приложить доброе произволение, чтоб тесное шествие их было богоугодным шествием, и продолжать его с терпением и благодарением, – и праведный Бог введет их в Царство Свое вечное и утешит всеблаженным в оном покоем (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 194). Источник. Того ради Господь благоволил восприять лицо каждого бедного и каждому бедному Себя уподобил, чтоб никто из верующих в Него не возносился над братом своим, но чтоб каждый, видя в брате своем Бога своего, почитал себя меньшим и худшим брата своего, как есть меньше Сотворшего его, и как Сего, принимал его и чтил, и в помощь ему готов был истощить все имение свое, как Христос и Бог наш истощил Кровь Свою для спасения нашего (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 549). Услышьте и возвеселитесь, вы, бедные и убогие! – ибо по причине сего, вы – братья Богу; и хотя бы независимо от вашей воли вы были бедны и убоги, но тем, что будете терпеть и благодарить (Бога), вы сделаете себе это благо добровольным. Услышьте, вы, богатые! – и возлюбите блаженнейшую бедность, дабы вам стать наследниками и братьями Христу, и более родными, чем поневоле бедствующие: ибо и Он добровольно ради нас бедствовал (свт. Григорий Палама , 26, 52).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1277 Ср. олицетворение одного моря в виде женщины с распущенными волосами, также в слабых контурах на иконе того же собр. 121. 1279 Didron, Annales archéol., t. XX, p. 164 sq. Sommerard, Alb., 10-e sér., pl. XXXIII. Labarte, II, pl. CIV. Strzygowski, III, 2. Labarte, Récherches, p. 17. 1281 Древн. Росс. госуд., ч. VI, 30. Г. Стриговский напрасно относит к числу византийско-русских памятников новгородские корсунские врата (S. 29): они западного происхождения. Неверна также и их дата 1336 г. См. цит. соч. Аделунга. Суздальские врата автор отнес к XI в. (S. 21), между тем они едва ли древнее XIII-XIV вв. Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., стр. 72. Опис. их в соч. иером. Иоасафа: Церковно-историч. опис. суздальских достопам., стр. 102 и след, Чугуев, 1857. 1282 Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., табл. XVI-XVII. Крест, изд. Пачиоди см. у Крауза (R. Е., II, S. 843; fig. 490). 1283 Описание их: свящ. Богословский, Опис. музея новгор. земства. Д.И. Прозоровский, Опись музея Импер. русск. археол. общ., СПб, 1869. Д.П. Сонцов, Роспись древн. утвари, Москва, 1857. ЮД Филимонов, Опис. памятн. древн. музея Карабанова, табл. VI. Gori, Thesaur., III, p. 32. Древности Росс. госуд., отд. I, 33. Леопардов и Чернев, Сборн. снимков с предм. древн. табл. 4, 23, Киев, 1890. 1286 У Стриговского изображение это ошибочно отнесено к псалтирным иллюстрациям: VII, 7, cf., S. 34. Изд. Моск. худож. – промышл. музея, 1869: под 6 Января. 1290 На рис. Стриговского из Ев. Раввулы благословляющая десница Христа есть, по всей вероятности, ошибка. 1291 Относящиеся к иконографии Иоанна Предтечи сочинения указаны выше. Изображение явления ангела Захарии составлено под влиянием композиции благовещения, рождество Иоанна Предтечи по образцу рождества Христова. В иконографии встречаются нередко и другие эпизоды из истории Иоанна Предтечи: ангел отводит Иоанна Предтечу в пустыню для приготовления к проповеди о Христе ( Мф. 11:7 ; Лк. 1:80 ; ср. Niceph. hist. eccles. 1., I, с. XIV. Migne, t. CXLV, col. 676), причем он изображается чаще в виде дитяти (Ев. нац. библ. 74, л. 107; елисаветгр. Ев., мозаика Св. Марка в Венеции: Куглер, Руков. к истор. жив., стр. 179; сийское Ев., л. 50 и 887; икона в Предтеч. параклисе Афонопантел. мон. и др.); Иоанн Предтеча в пустыне, в черной власянице со свитком (гелат. Ев., л. 153; Ев. нац. библ. 914, л. 96); является на проповедь, иногда в сопровождении ангела, вестника слова Божия ( Лк. 3:2 . Ев. нац. библ. 74, л. 110); проповедует и крестит И. Х. и народ; подвергается заключению в темнице (ibid., л. 75 об., 111 об.) и претерпевает мученическую кончину (Ев. нац. библ. 74, л. 28 об., 75 об., гелат. Ев., л. 18; ср. наше опис. гел. Ев. и табл. IV, 2; Ев. нац. библ. 914; минолог. нац. библ. 1528, л. 197. Афоноивер. стеноп. Ср. R. de Fleury, I, pl. LIII. Западные изображения: Beissel, Taf. IX; франц. Библия нац. библ. 2, л. 406 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Характеризуя вводимую никейским собором форму управления по 4, 5 никейским правилам, г. Заозерский попутно хочет установить существенные черты отличия её от раньше существовавшей. Так, анализируя 4 канон никейского собора, говорящий о порядке избрания епископа и о значении в этом деле митрополита, г. Заозерский замечает: «По сравнению с действовавшим дотоле способом, избрания (и) рукоположения епископа настоящий едва отличается, особенно на первый взгляд. Но в существе дела здесь разность весьма важная: прежняя практика (?) и законодательство страдали неопределённостью как в обозначении состава собора, долженствовавшего производить избрание, так и неопределённостью значения, которое должно принадлежать в этом деле примасу. Первый вселенский собор, оставляя неприкосновенным в остальном прежний порядок совершения этого акта, устраняет из него и ту и другую неопределённость» (стр. 231). Итак, всё различие в порядке епископского избрания между вводимой никейским собором и раньше существовавшей формой поместного управления заключается лишь в отсутствии в первой неопределённости по названному вопросу. Различие, как видно относительное, а не существенное. Впрочем, нельзя сказать, чтобы предшествовавшая практика и законодательство в отношении интересующего нас вопроса вовсе не давали ответа. Некоторый ответ на него получается из сопоставления между собой 34, 37 и 74 апостольских правил и VIII книги Постановлений апостольских. В 34 правиле выставляется соборный принцип для решения всех важных дел поместной церкви (чрез участие всего его епископата) и указывается на первенствующих епископов. 37 устанавливает созвание поместных соборов. Правило 74 указывает на эти соборы, как на трибунал, пред которым должны быть судимы епископы. Нужно думать, что и избрание епископа подлежало компетенции тех же соборов, о которых говорится в 34, 37 и 74 апостольских правилах. Из VIII же книги апостольских Постановлений открывается первенствующее значение первого епископа в епископском избрании и посвящении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Всех ево сочинений и переводов, как печатных, так и писменных есть до 40, из которых знатнейшия его труды Грамматика, также переведенная и истолкованная Псалтырь. Но находятся в некоторых рукописях подметныя сочинения, которых св. Максим не писал, и потому сожалеть должно, что достались они монаху Курлятеву, которой был ему друг. Благоволением великого господина Святейшаго правительствующого Синода члена преосвященнейшого Платона архиепископа московского и калужского и свято-Троицкия (л. 300) Сергиевы лавры священноархимандрита поставил сию надпись оныя лавры семинарии ректор и богословии учитель соборный иеромонах Аполос 1808 года декабря 8 дня, а дщицу делал собственным иждивением московский купец Семен Алексеев.» Тропарь препод. отцу нашему Максиму греку . Глас 8. Зарею духа облистаем и пр. то же, что выше стр. XLI-XLII… отечества вождь, странник российским странам… чтущим память свою. Кондак. Глас 8. Богодухновенным писанием и пр., см. выше стр. XLII. Далее (л. 301) следуют выписки из Библии Скорины и пр. 56) Ркп. 1803 (из Олонецкой семинарии). Сборник XVIII в., в числе многочисленных и мелких статей своих имеющий ок. 5 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. 57) Ркп. 2840 того же собрания. Копии, сделанныя собственноручно А. Е. Викторовым : а) лл. 1–64, части жития Максима грека – из ркп. В. М. Ундольского 338, б) лл. 65–69, сказаний о Максиме греке – «осьмой убо тысящии из ркп. библиотеки Троице-Сергиевой лавры 201 (к 1843), с вариантами ркп. той же библиотеки 200, лл. 75–76, известия дьякона Исаии из ркп. той же библиотеки 62 (к 853), и в) лл. 71–74, выдержки «из летописныя книги Троице-Сергиева монастыря» – ркп. его 662 (544). См. Отчет музеев за 1883–1885 гг., М. 1886 г., стр. 48, ркп. 7. 58) Ркп. 3010 того же собрания (от Ф. Н. Хитрова). Слова Максима грека , с 26 по 74-е (по оглавлению и на самом деле), в 4°, начала XVII века, на 271 листе. См. Отчет музеев за 1886–1888 годы, стр. 93, ркп. 7. Сказания о Максиме греке никакого нет. Главы те же и следуют в том же порядке, что и в оглавлении, находящемся в ркп. Хлудова 73 и напечатанном А. Поповым в описании сих рукописей, стр. 150–153; только после 73-й главы, той же рукою, в оглавлении, находящемся в музейской рукописи, приписана еще 74-я глава: «сказание о рукописании греховнем», каковая глава и действительно находится в ркп. на последних листах 268–271. Писана другой рукой, чем ркп. Хлудова 73; ширина и длина столбца письма иная, чем в Хлудовской ркп.; в последней по 19 строк, здесь по 20 строк на странице. Записей владельцев никаких нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

5420. ТАРАСОВ Б.Н. Без Бога и любви. (Достоевский о цивилизации и науке). – 1994, 9–10, 121. 5421. ФИОЛЕТОВ Н., проф. Задачи христианской апологетики. Некоторые вопросы естественнонаучной апологетики. – 1991, 8, 74. 5422. ЕГО ЖЕ. Из курса лекций “Основные вопросы современной христианской апологетики”. – 1991, 9, 72; 10, 74. 5423. ФРАНК С. Религия и наука. – 1992, 3, 36. 5424. ЧЕЛЬЦОВ М. , прот. Наука и религия. – 1993, 10, 105. 51.42 Религия и культура 5425. ПИТИРИМ, митр. Культурное наследие и современность. – 1993, 9, 77. 5426. САВИНОВ С. Религия и культура. – 1996, 10, 15. 5427. САЛТЫКОВ А., прот. О православной культуре. – 1997, 3, 88. 51.5 Апология религиозных истин 5428. СВЕТЛОВ П., проф. прот. Афоризмы и мысли верующего. – 1992, 10, 61; 1993, 7, 113; 1994, 9–10, 133. 51.51 Истина Воскресения Христова 5429. ЗЕНЬКОВСКИЙ В., прот. Вера и разум в свете библейского Откровения. – 1991, 3, 70. 51.6 Апология Христианства 5430. ФИОЛЕТОВ Н., проф. Задачи христианской апологетики. Введение к курсу лекции “Основные вопросы современной христианской апологетики”. – 1991, 8, 72. 5431. ЕГО ЖЕ. Из курса лекций “Основные вопросы современной христианской апологетики”. – 1991, 9, 72; 10, 74. 52. Догматическое богословие 52.0 Общие вопросы 5432. ЗЯБЛИЦЕВ Г., свящ. Бог – “Недоведомый” и “Непостижимый”. – 1997, 12, 62. 5433. МИХАИЛ, архиеп. Святость, освящение, святые. – 1987, 10, 63; 11, 67; 12, 68. 5434. НЕКТАРИЙ, иером. (Сербская Православная Церковь ). По страницам богословских трудов архимандрита д-ра Иустина Поповича . – 1984, 2, 47; повторно напечатана 1999, 4, 27. 5435. ШАРГУНОВ А., прот. Мечь херувимский. (Догмат в христианской жизни). – 1994, 4, 24. 52.1 Триадология (Учение о Святой Троице) 5436. БОРОЗДИНОВ В., прот. Бог . – 1990, 1, 50. 5437. СВЯТИТЕЛЬ Григорий Нисский . Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму. – 1992, 1, 44. 5438. ИСТИНА засвидетельствована на земле Духом Святым. – 1987, 5, 31. 5439. СВЯТИТЕЛЬ Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Из огласительных слов. (К 1600-летию со времени преставления). – 1986, 1, 33; 2, 33; 3, 31; 4, 41; 5, 28; 6, 36; 7, 30; 8, 39; 9, 32; 10, 38; 11, 32; 12, 41; 1987, 1, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Вадим Степанов , один из инициаторов принесения мощей святителя в Россию, руководитель отдела по делам молодежи Тверской митрополии. [ Вступление ] . – С.64;   Немного географии: где служил святитель . – С.64-65;   Факты из жизни святого. – С.65-67.   От милосердия до брака: история любви волонтеров . О добровольцах службы «Милосердие», молодых супругах Игоре и Наталье Куликовых . Подготовила Валерия Посашко. Фото Владимира Ештокина, Евгения Аксенова, Дениса Покидышева и фото из семейного архива Игоря и Натальи Куликовых//Фома. - – июль 2013. – С.68-73. – (раздел « Люди »). Имеется информационная справка « Православная служба помощи «Милосердие» (С.71).   У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома», Департамент социального развития Тюменской области.   Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – июль 2013. – С.74-75. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы:   Маша. Видеопаспорт 11 hy 5 (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.74-75;   Полина. Видеопаспорт cqox (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.74-75;   Куда обращаться будущим родителям Маши и Полины . – С.75;   Семейный совет:   Лето – время свободы. Чему научиться на каникулах? Отвечает Евгения Андреева , психолог, научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО//Фома. - – июль 2013. – С.75. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »).                       КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-89,97.   Геннадий Смирнов. Ты и Соловки. Место встречи с самим собой . Записала Мария Маноменова . Фото Геннадия Смирнова//Фома. – – июль 2013. – С.76-79. – (раздел « Культура »). Имеется биографическая справка « Геннадий Смирнов » (С.77).   Дмитрий Володихин . Памятник, который ждали 100 лет. 25 мая 2013 года на территории Александровского сада, близ Кремлевской стены, открыт памятник священномученику Гермогену (Ермогену), патриарху Московскому и всея Руси. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2013. – С.80-81. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-123-...

20 Заметим кстати само положение голубя – горизонтальное, как вообще в виз. иконографии (хотя далее укажем и изображение птицы летящей головою вниз), представившее графу Уварову (в его письме к акад. Кунику) любопытные доводы против истолкования известного знака на древнерусских монетах, как голубя слетающего головою вниз. 22 В ст. «Joh. d. Taufer in d griech. Kunstvorstellungen» в «Evangel Kalender» . 1867, p. 59–68. 23 Та же мысль ранее выражена в изображении победного креста в виде пальмы, утвержденной на головах двух драконов, см. ампуллы Монцского собора, изд. у Frisi, Memorie storiche di Monza, т. I, tav. 5, p. 30. 24 Ср мозаику ц. Аполл. Нов. в Равенне: Иуды нет; Христос благословляющий – лицом к зрителю; и Он, и Апостолы возлежат; но тот же стол сигмою, рыбы на блюде и пр. Рис. в изд. Rohault de Fleury, L’ Evangile t. II, 73 pl. Копия в миниатюре Лат. код. Пизы XII в., ibid. pl. 74, 3. 26 Миниатюра Париж. греч. Ев. 74, Rohault de Fleury, ib. pl. 74, 1. «История виз. иск. и иконографии», стр. 239. 28 Patrol, gr. ed. Migne, т. 98, стр. 383–454. Словом «практика» переводим по необходимости выражение «στορα κκλησιαστικ». 30 Ср., впрочем, замечательную греческую филенку слоновой кости, с тою же сценою Распятия и древнехристианским переводом Воскресения, по стилю относящуюся в VI или VII стол. Слепок Арундел. Общ. каталог Ольдфильда, IV с. 31 Странная и непонятная подробность, быть может, случайного происхождения: бородатая голова злого разбойника помещена у него на груди, как бы отрубленная. Игра ли рисовальщика, или случайно сдвинувшаяся краска? 32 Ср. речь Германа, изд. в Patrol, с. с. s. gr. ed. Migne, t 98, p. 288, особенно похвалу Иосифу и Никодиму – истинным гостеприимцам Бога, славнейшим Авраама, в миниатюре оба имеют нимбы. 33 Дидрон, Manuel de l’iconographie, р. 199, прим., указывает, что сюжет сложился по Евангелию Никодима. Вообще, это апокрифическое Евангелие имело значительное влияние на христианскую, и особенно византийскую иконографию. 34 Мозаика Софии Константинопольской: Salzenberg, Die altchr. Denkm. in Const. Bl. 31. «История виз. иск. и иконогр.» стр. 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010