(прп. Нил Синайский , 74, 149). Источник. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть (прп. Нил Синайский , 74, 225). Источник. ...Бдение, и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит он ради ненавистного тщеславия и высокомерия... (прп. Нил Синайский , 74, 333). Гели кто из болезнующих злым недугом тщеславия хочет избежать рук зловреднейшего и злейшего полчища демонов, пусть наложит узду на собственные свои уста... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. ...Уловляемый тщеславием человек не может уже быть в мире ни с самим собой, ни с ближним... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией... (прп. Нил Синайский , 74, 396). Источник. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. ...Тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения (прп. Нил Синайский , 91, 277). ...Гроздь винограда, до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая (прп. Нил Синайский , 91, 277). Тщеславный монах – бесплатный работник – несет труд, а награды не получит (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский , 91, 278). Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз (прп. Нил Синайский , 91, 278). Источник. На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молится в клети своей (прп. Нил Синайский , 91, 278). Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Притча о лукавом рабе ( Мф. 18:23–35 ): схема основная та же; к ней присоединено с правой стороны изображение господина на троне, у подножия которого – лукавый раб; этот раб здесь же заключает в темницу своего должника: Евангелие 74, л. 37; елисаветградское, зач. 77. Такова же притча о злом рабе ( Мф. 24:45 ): Иисус Христос стоит и учит; в стороне сидит господин за столом; перед ним слуга бьет злого раба (Евангелие 74, л. 49; елисаветградское, зач. 103). Притча о талантах ( Мф. 25:14  и след.): Иисус Христос на кафедре, посреди апостолов и народа; подробностей притчи нет. Евангелие 74, л. 50 об., елисаветградское, зач. 105. Греческий подлинник совершенно уклоняется от древнего типа изображения 1460 . Об овце пропавшей ( Мф. 18:12–13 ; Лк. 15:4–6 ); добавления к общей схеме: стадо на лугу, вдали пастух в короткой опоясанной тунике несет на плечах пропавшую овцу; направо – палаты, возле которых стоит пастух и низко кланяется приближающимся к нему гостям. Евангелие 74, л. 142; елисаветградское, зач. 78 Луки; лаврентиевское Евангелие, л. 141; ипатьевское 2 (в Евангелии Матфея). Греческий подлинник: небо; девять чинов ангельских и среди них престол; внизу сошествие Иисуса Христа во ад 1461 . О добром пастыре ( Ин. 10:1–16 ): Иисус Христос на кафедре, перед Ним апостолы и народ.: Евангелие 74, л. 188 и 188 об., елисаветградское, зач. 35–36; в лаврентиевском Евангелии Иисус Христос произносит притчу стоя (л. 190 об.). Древнехристианская форма изображения доброго пастыря с овечкой на плечах, идеализированная в известной мозаике Галлы Плакиды, могла бы служить прекрасным оживлением этой схемы, но ее здесь уже нет 1462 . Греческий подлинник останавливается на дальнейшем разъяснении притчи: «аз есмь дверь» ( Ин. 10:7  и след.), и предлагает совершенно новую композицию: церковь ; в дверях ее Иисус Христос, перед Ним святители, далее народ, ересеначальники и проч. 1463 По этому же шаблону построены изображения: речь Иисуса Христа на вопрос ап. Петра ( Мф. 19:27–30 ). Евангелие 74, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

403. Светов Юрий. Покаяние или новый виток лицемерия?//ЛДПР. 02.06.1998, 10. 404. Комаров Алексей. Без царя в голове. Березовский хочет вернуть Питеру статус столицы?//Версия. 04.06.1998, 1. 405. Волошин Bлaдuмip. Евгений Рогаев, руководитель лаборатории мозга Центра психического здоровья РАМН: Правительство отмахнулось от выводов " решающей " экспертизы//Комсомольская правда. 04.06.1998. 406. ИНТЕРФАКС. Генпрокурор убежден в подлинности " царских " останков//Сегодня. 04.06.1998. 407. Пестерева Ольга, Костиков Роман. Ельцин сам похоронит царя, если договорится с патриархом. Сегодня в 12 часов президент Борис Ельцин и патриарх встретятся в патриаршей резиденции...//Koммepcahmъ-daily. 05.06.1998. 408. Соб. корр. " Екатеринбургские останки " : кто заказчик и кому это нужно? 21 мая в Гербовом зале Государственной Думы по инициативе Конгресса Русских Общин и общества " Радонеж " состоялись Слушания по " екатеринбургским останкам "http://Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 409. Рогозин Дмитрий, Никифоров Евгений. Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 410. Монархов приглашают на политическое шоу. Токио//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 411. Рогозин Д.О., Никифоров Е.К. Резолюция общественных Слушаний по " екатеринбургским останкам " . Гербовый зал Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Москва, 21 мая 1998 г.//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 412. Никифоров Евгений Константинович. Все, что связано с именем Николая II, имеет особое историческое значение//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 413. Беляев Сергей Алексеевич. Доказательная ценность данных, содержащихся в представленных в Правительственную комиссию документах Генпрокуратуры. " Сравнительный анализ документов следствия 1918-1924 годов с данными советских источников и материалами следствия 1991-1997 годов " . " Справка о вопросах, связанных с исследованием гибели семьи бывшего Российского Императора Николая II и лиц из его окружения, погибших 17 июля 1918 года в Екатеринбурге "http://Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

414. Рогаев Евгений Иванович. Результаты официального экспертного анализа, проведенного в 1998 году//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 415. Буранов Юрий Алексеевич. Краткий анализ источниковой базы по проблеме " екатеринбургских останков "http://Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 416. Винер Вадим Александрович. Историко-архивные исследования Екатеринбургской трагедии//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 417. Назаров Михаил Викторович. Было ли убийство Царя ритуальным?//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 418. Животовский Лев Анатольевич. Доказательная ценность проведенных генетических исследований по идентификации " екатеринбургских останков " недопустимо мала//Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 419. Заключение экспертной группы ученых Общественных слушаний по " екатеринбургским останкам "http://Радонеж. 1998, июнь, 9 (74). Подписано в печать 05.06.1998. 420. Дмитрук Михаил. Несвятой страстотерпец. Взгляд известного ученого-богослова профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова на проблему канонизации Николая II//Трибуна. 06.06.1998. 421. О екатеринбургских останках//Советская Россия. 06.06.1998, 66 (11655). 422. Степанов Анатолий. Лукавство//Советская Россия. 06.06.1998, 66 (11655). 423. Massie Robert. Let Them Rest in Peace. Russia’s Orthodox Church still refuses to give the Romanov remains a decent buial//Newsweek. 08.06.1998, 23 (Vol. CXXXI). 424. Договорились. Царские останки захоронят без патриарха и президента. Сегодня в 11 утра в Свято-Даниловом монастыре начнется заседание Священного Синода...//Koммepcahmъ-daily. 09.06.1998. 425. Как нам отпевать императора?//Московский комсомолец. 09.06.1998. 426. Кириенко (Израитель) С.В. Письмо Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси//Московский комсомолец. 09.06.1998. 427. Состоялось очередное заседание Священного Синода//Отдел внешних Церковных сношений Московского Патриархата. Служба коммуникации. Сообщение для органов информации от 09.06.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

Рассудительность ...Всякое дело, для того чтобы быть хорошим, требует рассуждения, и без рассуждения мы не познаем естества вещей (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 79). ...Рассуждение есть свет, показывающий тому, кто его имеет, время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, возраст, силу, немощь, произволение, усердие, сокрушение, навык, незнание, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, занятие, воспитание, веру, расположение, намерение, поведение, небоязненность, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность и подобное. Потом естество вещей, употребление их, количество, виды, намерение Божие, заключающееся в Божественных Писаниях, смысл каждого изречения... Рассуждение изъясняет все это, и не только это, но и намерение толкования святых отцов; ибо не то именно нужно, что делается, но для чего делается, говорит святой Нил. И делающий что-либо, без ведения сказанного, может быть и много трудится, но ничего не успевает достигнуть... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 133–134). Признаки рассуждения суть: неложное познание доброго и противного, потом познание Божественной воли, при всех предприятиях (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 144). Получивший, по благодати Божией, дарование рассуждения от многого смиренномудрия должен всею силою хранить это дарование и отнюдь ничего не делать нерассудительно, чтобы, согрешая в ведении, по нерадению, не подпасть большему осуждению. А еще не получивший сего дарования отнюдь не должен утверждать своего разумения, или слова, или дела, без вопрошения (опытных), твердой веры и чистой молитвы, без которых не может он достигнуть неложного рассуждения. Оно рождается от смиренномудрия и имеющему его рождает прозрение... т. е. чтобы предвидеть скрытые козни врага и отсекать прежде времени поводы к ним, по слову Давида: и на враги моя воззре око мое ( Пс. 53, 9 ) (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 144). ...Рассуждение... есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех дарований. Ибо что наиболее нужно человеку, как не то, чтобы видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 146).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. ( Антонов. 1997. 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. 196. С. 74). 12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах ( Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 197-198. С. 74-75). В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II . 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. ( Антонов. 1997. 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. 237. С. 279). В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. ( Антонов. 1997. 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

библ. 21, л. 11; Евангелие 74, л. 19 об., 74 об.; елисаветгр., зач. 23 Марк. Гелат., л. 37 об., 106 об.; лаврент., л. 20; фреска Киево-Соф. собора 1455 ). Никаких существенных отличий не представляет и композиция посольства семидесяти апостолов на проповедь; для примера – гелатское Евангелие, л. 179. Сама проповедь апостолов выражена в миниатюрах парижского 74 (л. 20 и 20 об.) и елисаветградского кодексов, и в псалтирях Общества любителей древней письменности (л. 23–24), годуновской С.-Петербургской Духовной Академии и Чибисова ( Пс. 18 ), по образцу проповеди Спасителя: каждый из двенадцати апостолов сидит на особом троне, с книгой и благословляющей десницей; перед троном одна или две группы слушателей. Без всякого сомнения, в оригинальных рисунках, от которых происходят копии названных кодексов, типы апостолов и народов, а равно и костюмы последних имели совершенно определенные черты, но здесь уже черты эти сглажены; выделяются лишь в Евангелии 74 группы чернокожих нагих с перевязками по чреслам: одни из них в высоких остроконечных шапках, другие – в низких, похожих на византийские диадемы, третьи (группа белых людей) в шапках с меховыми околышами. Общая одежда всех народов – опоясанная туника – длинная или короткая, штаны и сапоги; волосы у одних короткие, у других длинные. Оригинал, явившийся под влиянием наблюдений над действительными народами, что не представляло больших затруднений при известном разноплеменном составе Византийской империи, мог бы доставить хороший этнографический материал, из которого возможно было бы, вероятно, почерпнуть кое-что и для характеристики быта славян; но копиисты ослабили его значение до последней степени. Речь о духовном родстве ( Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:31–35 ; Лк. 8:19–21 ): Иисус Христос на кафедре, перед Ним апостолы и народ. Специфическая подробность: к Иисусу Христу приближается на заднем плане один из апостолов с вестью о Его матери и братьях, которые стоят в стороне. Спаситель неохотно обращает взоры в ту сторону. Так в Евангелии 74 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

205 Такую характеристику можно составить на основании приходо-расходных книг Кирилова монастыря (см. рукописи Кириллова монастыря) и отписок изданных во II томе Дополн. к А. И. См. также описи Кириллова монастыря 1601 и 1621 годов. – От воровских людей игумену Матфею пришлось даже лично потерпеть в 1614 (122) году, когда он и старец Филарет Володимерец ехали к Москве «с чюдотворцевою святынею“ (следовательно после 9 июня). Между Переяславлем и Троицко-Сергиевою лаврою их настигли воровские люди и казаки, «розбили самого“ игумена, слуг поранили и ограбили (Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 635 и об.). 206 В октябре 1610 (7119) года «по приказу игумена Матфея и по приговору старцев соборных старец Еустафий Григорьев да старец Феодосий Борков наименовал казаков каменщиков и подъемщиков, около монастыря починивали города и вновь стены вверх прибавливали и того у них в росходе 26 рублей 26 алтын 5 денег“ (Рукоп. Кир. мон. 36– 636, л. 33). – О починке стены около Кириллова и других мерах обороны упоминает и царская грамота от 12 ноября 1614 года: «а в Кириллове де монастыре осада своя, город починивают и острог поставили и ров копали и наряд порох и свинец покупают и стрельцев и пушкарей и даточных людей в осаде держать одною монастырьскою вотчиною“ (Рукоп. Ак. б. А II–47, л. 202). Руководителем постройки стены в 1610 году был, вероятно, покровский старец Исаия, которому, в сентябре 1610 года был выдан рубль денег за городовое каменное дело (Рукоп. К. м. 36–636, л. 31 об.). 209 Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 631 об. 632 (См. приложение к главе I). В этом документе сначала упоминается событие, случившееся в 121 году, а затем следует известие о выше указанном нашествии литовцев, начинающееся словами: «того ж году августа в 20 день“ (см. Рук. Кир. б. 74–1313, л. 631 об.). Таким образом, нашествие, повидимому, отнесено к 121 году 20 августа, т. е. к 1613 г. – Но вернее относить это событие к 1612 году, так как оно было первым нападением на Кириллов монастырь. (Литовцы сожгли 20 августа 2140 чети монастырского хлеба, а игумен Савватий, по свидетельству того же документа, показал в 1621 году, что эти 2140 чети хлеба сгорели «в первой литовской приход“, см. Рук. Кир. б. 74–1313 л. 632 и 595). Если бы указанное нашествие было 20 августа не 1612-го. а 1613-го года, то оно было бы не «первым“, а вторым, ибо в декабре 1612 года к монастырю, несомненно, приходили литовцы. В виду этого событие 20 августа считаем тождественным с событием, упоминаемым у Шевырева, о. с., ч. II, стр. 6. – Неточность в показании рукописи Кир. бел. 74–1313 (л. 631 об.–632) можно объяснить тем, что в ней сначала шла речь о нападении на Вологду в сент. 7121–1612 года, a затем о событии, случившемся лишь месяцем ранее. – Прямое свидетельство о приходе литовцев к Кириллову монастырю в 120-м году см. в Рукоп. Археогр. Комм. 16 112, стр. 943–946, в копии с грамоты от 9 сент. 7121 г., «в прошлом де и во 120-м году приходили... литовские люди... и к Кирилову монастырю приступали“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

AD Titum. Origenes. Fg., 14, 1303–6. Chrysostomus 1–6, 62, 663–700. Theodoras Mops., 66, 947–50. Theodoretus, 82, 857–70. Joan. Damascenus, 95, 1026–30. O_Ecumenius, 119, 241–62. Theophylactus, 125, 141–72. Ad Philemonem. Origenes. Fg., 14, 1305–8. Chrysostomus 1–3, 62, 701–20. Theodoras Mops., 66, 949–50. Theodoretus, 82, 871–8. Joan. Damascenus, 95, 1029–34. O_Ecumenius, 119, 261–72. Theophylactus, 125, 171–84. Ad Hebræos. Origenes, fg., 14, 1307–10. Eusebius, 24, 605–6. Chrysostomus 1–34, 63, 9–236; 64, 479–92. Theodoras Mops., 66, 951–68. Cyrillus Alexandrinus, 74, 953–1006. Theodoretus, 82, 673–786. Gennadius, 85. 1731–34. Joan. Damascenus, 95, 929–98. Photius, 101, 1253–54. O_Ecumenius. 119, 271–452. Theophylactus, 125, 185–404. In EPISTOLAS CATHOLICAS. Euthalius, 85, 665–90. Jacobi epistola. Didymus, 39, 1749–54. Chrysostomus, 64, 1039–52. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1007–12. Hesychius, 93, 1389–90. O_Ecumenius, 119, 451–510. Theophylactus, 125, 1131–90. Petri epist. 1 et 2. Clemens Alexandrinus, 9, 729–32 (I). Eusebius Emesenus, 86, I; 561–2 (II). Didymus, 39, 1755–72 (I); 1771–4 (II). Chrysostomus, 64, 1053–58 (I); 1057–60 (II). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1011–16 (I); 1017–22 (II). Hesychius, 93, I389–90 (I). Ammonius Alexandrinus, 85. 1607–10 (I). O_Ecumenius, 119, 509–78 (I); 577–618 (II). Theophylactus, 125, 1189–1252 (I); 1253–88 (II). JUDÆ epist. Clemens Alexandrinus, 9, 731–4. Didymus, 1755–72 (I); 39, 1811–18. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1023–4. Hesychius, 93, 1391–2. O_Ecumenius, 119, 703–22. Theophylactus, 126, 85–104. JoanNis epist. 1–3. Clemens Alexandrinus, 9, 733–8 (I); 737–40 (II). Didymus, 39, 1775–1808 (I); 1809–10 (II); 1811–2 (III). Chrysostomus, 64, 1059–62 (I). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1021–4 (I). O_Ecumenius, 119, 617–84 (I); 638–96 (II); 695–704 Theophylactus, 126, 9–66 (I); 65–80 (II); 79–84 (III). ApocALYPsis. Andreas Cæsariensis, 106, 215–458. Arethas, 106, 487–786. Anonymus ex æcumenio, 119, 721–26. Dionysius Alexandrinus. Fg., 10, 1237–50 [de canonicitate]. V. – HOMILIÆ ET LIBRI

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

668 Иером. Иоасаф. Церков.-истор. опис. суздальских достопамятностей, стр. 32. Строев. Списки иерархов, стр. 656.... У Амвросия титулы суздальских владык перепутаны...., «и юрьевскими» они называются с 1654 года (Истор. Рос. Иерархии I, 179 стр.), когда Юрьев не принадлежаль суздальской кафедре. 669 Г. И. Перетяткович. Поволжье в XVII–XVIII в. стр. 75, 234–236. Пенза явилась немного ранее 1666 г. (П. Семенов – геогр.-ст. словарь, IV, 9), Инсар до 1671 г. (там же II, 340, ср. Неволин VI, 54), Керенск ок. 1683 г. (там же, II, 571), Саранск ок. 1680 (там же, IV, 466). Корсунь на р. Барыше и Корсунке между 1648–1654 г. (там же II, 522); у Неволина в 1691 г. (?). От Корсуня (Корсунова) нужно отличать Корсун Малый (Погорелое) на р. Корсунке в 12 в. к ю.-з. от города. Этот Корсун тоже Симбир. губ. основан в пол. XVII в. (там же, II, 523). 670 Арх. М. Юст. Патр. Каз. Пр. кн. 74 (1672 г.), л.л. 626–657. По кн. 71 (1671 г.), л.л. 581–586, 593–597, 602–603 значатся те же города, кроме Пензы. Число церквей по некоторым городам значительно разнится, напр. в Корсуне за 1671 г. (кн. 71, л. 595) показана одна церковь , а за 1672 г. (кн. 74, л.л. 550–551) – семь церквей. Впрочем, рядом с Корсунью стоял Малый Корсунь, поэтому количество 7, кажется, обозначает количество церквей двух городов. Увеличение церквей не везде одинаково; в Пензе, напр., в 1672 г. насчитано 5 церквей (кн. 74, л. 651), через 4 года в 1676 г. лишь на одну больше – 6 церквей (кн. 87, л.л. 643–644); и в старых городах заметно увеличение церквей – в Верхнем Ломове к 1656 г. было 2 церкви (кн. 39, л. 503), в 1672 г. – 9 церквей (кн. 74, л.л. 337–338), в Нижнем Ломове вместо 10 явилось 18 церквей (Ср. кн. 39, л.л. 504–505, кн. 74, л.л. 633–635). Одновременно с постройкой церквей и колонизацией края возникали монастыри. В половине XVII к. в русском народе всюду жило старинное убеждение, что смерть в монашеской рясе, надетой перед смертью, верный путь ко спасению. Патриарху Никону краснослободские усердники Андрюшка Агапитов с товарищами подали челобитную и выхлопотали разрешение построить монастырь-пустынь, чтобы было где постригать в монашество умирающих, кто пожелает. Так возникла Спасская пустынь, известная ныне под именем Спасопреображенского монастыря Краснослободск. уезда Пензенской епархии. (Пензенские епарх. ведом. 1883 г. Неофиц. 3, стр. 20–22). При тогдашней архитектуре и убранстве сельских церквей построить церковь ничего не стоило. Простой деревянный сруб, крытый дранью, а то и соломой, кое-как сколоченный иконостас с «деисусом» и навешанными на него образами самой нехудожественной работы, выбойчатая завеса, такие же ризы и облачения на престол и жертвенник, оловянные, а пожалуй, деревянные сосуды – вот и все принадлежности приходского храма. Чит. писцовые-переписные книги церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010