74.6) 831 ; в этом таинстве крещаемый умирает и погребается для грехов ветхого человека и совоскресает со Христом в небесном возрождении (De zel. et liv., 14) 832 ; он отлагает ветхого человека (De hab. virg., 23) и облекается во Христа (Christum induere, Ер. 74.5). Кроме того, в крещении человек, рождаясь от Матери-Церкви, усыновляется Богу и становится сыном Божиим (De orat. Dom., 9 833 ; Ad Demetr., 25; De bon. pat., 5; Ep. 63.8 834 ; 74.6–7 835 ). В этом таинстве человеку даруется отпущение грехов (remissio/remissa peccatorum) не только личных, но и прародительского (De op. et eleem., 2; Ep.59.5 836 ; 70.1–2; 73.18; 74.5). Крещаемый произносит символ веры (Symbolum) и отвечает на вопросы (interrogatio quae fit in baptismo), в частности: Веришь ли в жизнь вечную и отпущение грехов через Святую Церковь ? (Ер. 70.2; 76.7) 837 . Очистить грехи и освятить человека вода может только тогда, когда имеет Духа Святого; так что крещение невозможно без Св. Духа 838 ; кроме того, невозможно облечься во Христа без Духа, как и Духу отделиться от Христа (Ер. 74.5). Поэтому прежде крещения вода должна быть очищена и освящена священником (Ер. 70.1) 839 . Свт. Киприан настаивает, что недостаточно крестить во имя одного Господа Иисуса Христа, но крещение должно совершаться во имя Святой Троицы (Ер. 73.5 840 ; 18 841 ). Хотя обычно крещение совершается через погружение, свт. Киприан признает и крещение через обливание, в случае крайней необходимости (например, в болезни, Ер. 76.12) 842 . Возможно также, что во время крещения священником совершались экзорцизмы (см. De idol, vanit., 7; Ер. 76.15). Подобно Тертуллиану , свт. Киприан говорит и о «втором крещении» – «крещении кровью» (sanguinis baptisma), то есть мученичестве, которое намного превосходнее первого (De exhort, martyr., praef., 4 843 ;Ep. 73.22). После крещения крещаемый через молитву предстоятелейи возложение рук принимает Св. Дух 844 и запечатлевается «печатью Господней» (signaculo dominico), т. е., по-видимому, крестообразно (?) помазывается миром (Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Без благодати Святаго Духа никому невозможно не грешить, никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 261). Источник. Явным же признаком того, что обнажен от благодати Святаго крещения, служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 280). ...Как невозможно дому прочно стоять без основания, так душе, верующей во Христа, невозможно явить богоугодное житие, если в нее не вложена будет, как основание, благодать Святаго Духа (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 310). Источник. Блага, высшего для нас, т. е. благодати Христовой, духовно сподобляется душа чрез Святое крещение, ибо как только крещается, тотчас воображается в ней Христос. Но как большая часть не знает приемлемой таким образом благодати, особенно из тех, кои крещены малыми детьми, то мало-помалу со временем происходит в них изменение, и в иных совсем гаснет благодать Божия, а в других остается еще хоть малая ее искра, которая, по великой милости Божией, иногда опять возгорается в них посредством веры, пастырского наставления и руководства. В тех, которые, быв обличаемы и наставляемы, возникнут к вере и упованию спасения, благодать в короткое время опять возгорается и дает ощущать себя в духе. Затем, если кто приложит к сему с радостью и рукояти смиренномудрия и милостыни (смиренномудрия, потому что такая милость не от нас, но от Бога; милостыни, потому что получивший милость всеконечно и сам должен быть милостив), то в нем разгорается великое пламя, которое освещает даже и всех соприкасающихся к нему, – о Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава во веки (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 332). Удостоверение в действенности спасения одно – это духовное чувство благодати Всесвятаго Духа, даруемой от Бога ради веры духовной силе ума. Такую благодать Святаго Духа сподобляются получить во время крещения те, которые веруют во Христа, – иные, чтоб творить знамения и чудеса, большая же часть, чтоб быть неподвижными на зло и легкодвижными на добро и всеусердно, с радостию и веселием проходить богоугодную жизнь. Таков чин у верующих во Христа (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 465).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН ПЕТАВСКИЙ [Петавийский; лат. Victorinus Petabionensis] (230-303/4; пам. зап. 2 нояб.), мч., еп., лат. экзегет. Жизнь По свидетельству блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 74), В. П. был епископом г. Петавия (Петовиона, лат. Petabium, Poetovio, совр. Птуй, Словения) в В. Паннонии. Блж. Иероним называет его «наш Викторин Петавский» как своего соотечественника (Ep. 36, 16). В своем списке «знаменитых мужей» (De vir. illustr. 74) он помещает его после еп. Анатолия Лаодикийского ( после 282) и до Памфила Кесарийского ( 309/10), однако в нек-рых письмах - после сщмч. Киприана ( 258) и до Лактанция ( между 320 и 330) (Ep. 48. 19; 58. 10; ср. также: Ep. 60. 10). Амброзиастер ставит В. П. после Тертуллиана и до сщмч. Киприана ( Ambrosiaster. In Rom. 5. 14//PL. 17. Col. 96). Точное время епископства В. П. неизвестно. Обычно считают, что В. П. принял мученический венец (inclyto martyrio coronatus - Hieron. Ep. 58. 10) в 303 или 304 г. во время гонений имп. Диоклетиана , однако нек-рые исследователи склонны относить его мученичество к гонениям Нумерана в Иллирике 283-284 гг. ( Dulaey. Victorin de Poetovio. Vol. 1. P. 12). По свидетельству Иеронима (De vir. illustr. 74), В. П. знал греческий гораздо лучше, чем латынь, что может указывать на его вост., т. е. греч., происхождение. Он не получил достаточного образования в лат. словесности, хотя имел глубокие познания и стремление к образованию (Ep. 58. 10; 70. 5; ср.: In Is.//PL. 24. Col. 20), поэтому сочинения В. П. при всей их глубокомысленности написаны весьма грубым стилем (De vir. illustr. 74). Свидетельство Кассиодора о том, что до принятия епископства В. П. был ритором ( Cassiod. De inst. div. lit. 7//PL. 70. Col. 1119), скорее всего ошибочно и происходит от отождествления В. П. с известным рим. ритором, философом и богословом Викторином Марием (IV в.). Сочинения Список сочинений В. П., к-рый приводит блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 74), включает: толкования на кн. Бытие (упом. также в: Ep. 36, 16), Исход, Левит, Книги пророков Исаии, Иезекииля, Аввакума, Книгу Екклесиаста (упом. также в: In Ezech. IV 13), Книгу Песни Песней, Евангелие от Матфея (упом. также в: Transl. Hom. Orig. in Luc., prol.; Cassiod. De inst. div. lit. 7), Откровение; соч. «Против всех ересей» (Adversum omnes haereses). Блж. Иероним подчеркивает неполноту этого списка, добавляя «и многие другие».

http://pravenc.ru/text/158590.html

8. Preobrazhenskiy (1991) – Vasiliy (Preobrazhenskiy), bishop. Besedy na Yevangeliye ot Marka [Conversations on the Gospel of Mark]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, no. 10, pp. 44–46. (In Russian). 9. Voronov (1987) – Voronov L., archpriest. Slovo Bozhiye v zhizni Tserkvi [The Word of God in the Life of the Church]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1987, no. 3, pp. 70–75; no. 4, pp. 61–67. (In Russian). 10. Deruga (1989) – DerugaV. (V.N.Dyshinevich) Slovo Bozhiye dlya belorusskogo naroda (k 470-letiyu izdaniya Biblii) [The Word of God for the Byelorussian people (to the 470th anniversary of the edition of the Bible)]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 4, pp. 70–72; no. 5, pp. 74. (In Russian). 11. Zhila (1989) – Zhila S., archpriest. Problema glossolalii v russkoy pravoslavnoy ekzegetike [The problem of glossolalia in Russian Orthodox exegesis]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 10, pp. 71–74; no. 12, pp. 73–74. (In Russian). 12. Zen’kovskiy (1991b) – Zen’kovskiy V., archpriest. Vera i razum v svete bibleyskogo Otkroveniya [Faith and Reason in the Light of Biblical Revelation]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1991, no. 3, pp. 70–74. (In Russian). 13. Zen’kovskiy (1991a) – Zen’kovskiy V., archpriest. Khristianskaya vera i sovremennoye znaniye [Christian faith and modern knowledge]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1991, no. 2, pp. 70–72. (In Russian). 14. Vendland (1990) – Ioann (Vendland), metropolitan. Bibliya o mirozdanii [The Bible about the Universe]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1990, no. 6, pp. 74; no. 7, pp. 74–75; no. 8, pp. 73–74. (In Russian). 15. Shakhovskoy (1989–1991) – Ioann (Shakhovskoy), archbishop. Sputniki Damasskoy dorogi [Satellites of the Damascus road]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1989, no. 10, pp. 38–39; no. 12, pp. 35–36; 1990, no. 1, pp. 50–51; no. 3, pp. 51; no. 4, pp. 46–47; no. 5, pp. 42–43; no. 8, pp. 52–54; no. 9, pp. 59–60; no. 11, pp. 50–51; no. 12, pp. 50–51; 1991, no. 3, pp. 49–51; no. 4, pp. 44–45; no. 5, pp. 49–50. (In Russian).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

...Как вначале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался Человеком совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 296–297). Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага – соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался Богом, и в этого Человека, соделавшегося Богом по благодати, таинственно вселялась Пресвятая Троица. Тот же, кто сподобился столь великих даров, как может после сего грешить..? (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 88). ...Творец естеств для того и соделался естественно (физически) человеком, чтобы естественно (физически) даровать людям благобытие. Чтобы люди могли получить это благобытие, Он пришел, воплотился, пострадал и умер, чтобы верующие могли возыметь Его, яко нечто естественное... т. е. чтоб были любительны, радостотворны, долготерпеливы, благи, милосерды, верны, кротки, воздержны. Ибо эти именно свойства и составляют благобытие. И горе тому, кто не имеет такого благобытия, которое даруется Христом, потому что в таком случае он лишается того великого блага, для которого единого Бог соделался человеком, умер и воскрес. Сего-то лишается и он (ненастоящий христианин) – как лишаются и те, которые не веруют во Христа, чтобы не сказать, что он становится еще и хуже их (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 328). Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего и соединив ее со Своим Божеством, Непостижимым и Неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную Ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со Своим существом и сделал его Своим собственным, так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным Человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой – Приснодевы и Богородицы Марии заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал Человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно – как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, Новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 374–375). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ст. 8 и 9 запрещают подавать в храме челобитныя. Мотив этого преступления указан в 8 ст.: «чтобы оттого в церкви Божией церковному пению смущения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным христианом подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити». Это запрещение было вполне своевременным. Обычай бить челом царю в церкви во время службы Божией, нарушавший благочиние и благолепие священнослужения, нашел себе в указанных статьях Уложения противодействие. По ст. 9. того челобитника, который, «забыв страх Божий и презрев царское повеление, учнет ему, Государю, или или иным властем в церкви Божией во время церковного пения о каких своих делах бить челом: и того челобитчика за то вкинути в тюрьму на сколько Государь укажетъ». Этими тремя видами и исчерпывается вся область церковного мятежа, не сопровождающаяся прерывом богослужения. Некоторые из статей о церковном мятеже появляются в Уложении впервые, a некоторые внесены сюда из византийского права чрез Кормчую. Так источником 2-й статьи Уложения Тиктин указывает вторую половину 74 титула Сборника Схоластика в 87 т., источник которой 31 гл. 123 новеллы Юстиниана 665 : Ε δ ατ τ θεα μυστια α τς θεας λειτουγας ταξει πιτελεσθαι ωλσει, εαλις τιμωεσθω (Anecdota, ed. Heimbach, t. II, p. 230). «Аще же кто божественный тайны и божественную службу смятет, мечем главу его да отсекутъ» (Корм. 2, гл. 42, гл. 74). А для третьей статьи 1-й главы Уложения источником послужила первая половина того же 74 титула, представляющая собою начало той же 31 главы 123 новеллы Юстиниана: Ε τις θεων μυστηων τν λλων γων λειτουγιν πιτελουμνων ν γ εςελθν λησ τ πιοσπ τος ληιος τος λαος τος λλοις πηταις τς λησς βεν τι παγοι, ελεομεν τοτον βασνου πομεναι α ε ξοαν πεμθνι. «Аще кто божественным тайнам или иным святым службам сотворяемом, во святую церковь вшед или епископу, или причетником, или инем слугам церковным досаду нанесет, повелеваем сего муками казнити и в заточение послати» (Кормч. ч. 2, гл. 42 гл. 74).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Статья протоиерея Ливерия Воронова представляет собой сокращенный текст доклада на богословском симпозиуме в ЛДА 10 октября 1986 года после присуждения ему ученой степени доктора богословия. Статья не является строго научной, а, скорее обзорной, рассматривающей вопросы Церкви как хранительницы Священного Предания, истории появления Нового Завета, а также современного автору состояния церковнославянского, русского и греческого (традиционного) текстов (Воронов, 1987). Статья митрополита Сергия (Петрова) представляет собой доклад при вручении степени доктора богословия honoris causa Православного богословского факультета в г. Прешове 12 января 1988 года. Указывая на аргументацию «за» и «против» предания о проповеди апостола Андрея скифам, автор рассматривает две гипотезы: основанную на предании и скептическую. При этом он пытается использовать цитаты из Священного Писания в качестве доказательств для подтверждения первой (Петров, 1988). СтатьяВ.Стрельцова посвящена рассмотрению молитвы с точки зрения Священного Писания. Приводится множество указаний Ветхого и Нового Заветов «о необходимости молитвы и ее высоком значении» (Стрельцов, 1989, 74). Поскольку в статье присутствуют практические указания, она, очевидно, имеет просветительскую направленность. СтатьяВ.Шадрина посвящена рассмотрению текста 103-го псалма, с подробным разбором многочисленных символических образов о сотворении мира. Отмечается, что в псалме: мир – это не есть внешний мир, но мир, скрытый за внешними образами, мир Церкви Христовой; земля – «символическое выражение Церкви Христовой»; гора – символ высоты «смиренномудрия душ избранников Божиих … стяжавших Духа Святаго» (Шадрин, 1989, 74). Указывая на то, что «каждый символ Священного Писания несет… двойную нагрузку», автор отмечает, что такая раздвоенность символики «связана с отпадением от Бога денницы и увлеченной им части ангельских существ» (Шадрин, 1989, 74). Делается вывод, что с помощью образного, символического строя 103-го псалма вырисовывается «чёткая картина созидания Церкви Христовой на Богородичном и Апостольском основании, как на горах каменных» (Шадрин, 1989, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Евангелие 74, л. 38, 84, 85, 129. Елисаветградское, зач. 78 (Матф.), 45 (Марк.), 90 (Лук.). Гелатское, л. 57 об., 118 и 119 об. Лаврентиевское, л. 21, 36 об., 39 и 82; Евангелие нац. библ. 115, л. 87 об. 1466 ; беседа с богатым юношей ( Лк. 18:19–25 ): кодекс Григория Богослова 510, л. 87 об. Евангелие 74, л. 86; елисаветградское, зач. 46, гелатское, л. 120; Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 57, suppl. gr. 914, л. 128 об. Ответ на просьбу матери сынов Зеведеевых ( Мф. 20:20–28 ; Мк. 10:35–45 ): Евангелие 74, л. 86 об. Лаврентиевское, л. 41 1467 . Некоторые беседы, притчи и речи Иисуса Христа уклоняются от рассмотренного шаблона; в иконографии их главное внимание художников сосредоточено на их содержании и шаблонная схема устранена. Важнейшие из них с точки зрения иконографической суть следующие. Беседа Иисуса Христа с Никодимом ( Ин. 3:1–21 ). Иисус Христос ведет разговор со старцем Никодимом; оба стоят (сир. Евангелие, л. 172); на левой стороне змей, повешенный на дереве, возле которого стоит Моисей с жезлом; на правой стороне крест. Такова миниатюра Евангелия 74, л. 171 об.; дополнением служат две другие миниатюры на тему о возрождении людей крещением (л. 172). Миниатюрист гелатского Евангелия в одной миниатюре соединил вознесение Моисеем змея на дерево и изображение Иоанна (?), крестящего неизвестное лицо (л. 228). В лаврентиевском Евангелии – шаблон (л. 172). Беседа с самарянкой ( Ин. 4:4  и след.): сюжет имеет древнехристианское происхождение и встречается на разнообразных памятниках искусства 1468 . Фреска катакомб Претекстата 1469 , относимая к ΙΙ– ΙΙΙ вв., представляет первый пример его в духе античного искусства: самарянка – стройная молодая женщина в тунике и паллиуме, с красивой прической, стоит у бассейна; в руках ее небольшая чашка с водой. Перед самарянкой Спаситель в образе молодого человека, красивого, с короткими волосами, в короткой тунике и плаще, накинутом на левое плечо; правая рука Его простерта к самарянке. Сцена эта, поставленная в кубикуле, вместе с добрым пастырем и исцелением кровоточивой, не может быть объяснена иначе как в смысле беседы Иисуса Христа с самарянкой 1470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

ЗСО 29 – КР ПСО Вас. Вел. 19 (Суворов 1888, XIII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 31 – КР ПСО Вас. Вел. 20 (Суворов 1888, XIII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 45 – КР ПСО Вас. Вел. 11 (Суворов 1888, XXI; Бенешевич 1987, 122) – см. выше гл. Vl.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 46 – КР ПСО Вас. Вел. 12 (Суворов 1888, XXII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. VII.3. ЗСО и сборник епитимий «Написание митрополита Георгия Русского и Феодоса» В рукописном сборнике ГИМ, Сип. 153 (3) (нач. XV в.), со­ держащем «Пандекты Антиоха», после л. 263 об. помещено аскетико-дисциплинарное приложение для монахов, в котором среди множества разнообразных правил и поучений имеется статья, озаглавленная аповд стхъ оць (лл. 287г – 297а). В составе этой статьи обнаружилось восемь правил из состава ЗСО: это (в порядке следования) ЗСО 10, 46, 15, 47, 19, 26, 34, 51 (лл. 292–293). Согласно исследованию С. И. Смирнова , эти правила, отдельные из которых упомянуты в «Вопрошании» Кирика Новгородца и ответах Новгородского архиепископа Нифонта, входили в состав русского епитимийника «Написание митрополита Георгия Русского и Феодоса» (далее: Напис. ГРФ) (издание: Смирнов 1912, 39–41; ср. там же, 309–319). Митрополит Георгий, грек по происхождению, занимал Киевскую кафедру примерно с 1065 по 1076 гг. (Подскальски 1996, 282–283). По вопросу о личности «Феодоса» мнение исследователей расходятся – одни (К. Ф. Калайдович, А. С. Павлов , митр. Макарий) видели в нем преп. Феодосия Печерского , другие ( Е. Е. Голубинский ) – Феодосия Грека. Исследователь и издатель памятника С. И. Смирнов присоединился к первой точке зрения. Создание Напис. ГРФ Смирнов датировал первой половиной XII в. (Смирнов 1912, 318). Поскольку ЗСО находятся в самом конце Напис. ГРФ, можно полагать, что это вторичное дополнение к первоначальному тексту сборника. Ниже приводится текст правил Напис. ГРФ параллельно с исходными статьями ЗСО, отличия для наглядности подчеркнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Евфимий, Новгородец, старец, 219. Елена, жена царевича Иоанна Иоанновича, 74. Ерофеев, Иосиф, чернец, 302. Ефрем Лосевский, старец, 351. З Зосима Лговский, Троицкий соборный старец, 26. Зуй, Иона, иеродиакон, 39. И Иванов, Аверкий, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Иван Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Васильев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Емельянов, крестьянин, 307. Иван Карпов, Троицкий иконописец, 11. Иван Матвеев, священник церкви архангела Гавриила, что в Москве на Поганом пруде, 323. Иван Онуфриев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Павлов, Троицкий слуга, 316. Иван Семенов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Сергеев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Титов, 306. Иван Фомин, серебряных дел мастер, 43. Игнатий Стоговский, Троицкий соборный старец, 26. Игнатий Фролищевский, старец, 206. Игнатий, Троицкий казначей, 185. Игнатий, Троицкий колокольный мастер, 345. Иларион, митрополит Суздальский, 13. Илисс, доктор, 277. Ирина Михаловна, царевна, 12, 30, 48, 67, 72, 76. Ирина Феодоровна, царица, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 132, 233, 234, 242, 257. Исаак Бирев, инок, 29. Исидор Осипов, государев иконописец, 318. Иоаким, патриарх Московский, 11, 13. Иоанн, курфирст Саксонский, 271. Иоанн Алексеевич , царь, 2, 4, 7, 11, 13, 21, 131. Иоанн III Василиевич, великий князь, 81, 192. Иоанн IV Василиевич, царь, 14, 74, 83, 89, 167, 200, 201, 232, 235, 241, 242, 247, 259, 263, 264, 286. Иоанн Иоаннович, царевич, 74, 83, 89, 232, 241, 242. Иоасаф, митрополит Московский, 134, 135, 176. Иоасаф, Новоторжец, Троицкий архимандрит, 41, 52, 267, 339, 344. Иоасаф, Троицкий казначей, 299, 329, 335. Иоасаф Кирьяков, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Иоасаф, Старичанин, Троицкий старец, 218. Иоасаф, Грек, книгописец, 170. Иов, патриарх Московский, 33, 85, 324. Иов, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Иов Арефьев, чернец, 36. Иона, Троицкий архимандрит, 232. Иона Дашков, Троицкий соборный старец, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010