С 1863 года диакон Петр Борщевский. До 1846 года пономарем был Василий Сергеевич (1772 г.р.), в возрасте 74 лет он был уволен от должности пономаря. Умер Василий Сергеевич в 1847 году, был женат на Прасковье Алексеевне. С 1845 года пономарем служил Егор Степанович Петропавловский (1825 г.р.), он был женат на Анне Ивановне (1827 г.р.). У них были дети: Александр (1847 г.р.), Николай (1851 г.р.), Мария (1861-1863), Алексей (9.03.1863 г.р.) и Яков. Егор Стефанович умер 16.073.1889 года в возрасте 64 лет от водянки, заштатным пономарем. С 1868 года псаломщик Павел Иванович Екатерининский. В 1889 году псаломщиком служит Алексей Егорович Петропавловский. С мая 1861 года священником служит Николай Кутемский. В приходе храма с сентября 1861 года, более 50 лет служил Яков Стефанович Миропольский (1834 г.р.), сын Степана Гурьевича, диакона Покровского храма в селе Белая Гора Чистопольского уезда. В 1860 году окончил Казанскую духов­ную семинарию и рукоположен в священники. Жена Елизавета Иоанновна . Дети: Надежда 2.09.1863 г.р., Антонина 6.01.1867 г.р., упоминается дочь Варвара. У Якова Стефановича был младший брат Александр (1847 года рождения). В 1868 году после окончания Казанской Духовной семинарии он был рукоположен священником в храм села Александровское Чистопольского уезда, а после болезни тестя отца Евгения перешел на службу на его место в село Апазово Казанского уезда. В селе проживали крещенные татары. Протоирей Александр был расстрелян красногвардейцами в ночь с 22 на 23 июня 1918 года. 17.07.2002 года Александр Миропольский был включен в Собор Новомученников и Исповедников русских XX века. День его памяти 6 июля. В 1887 году упоминается псаломщик Егор Стефанович Петропавловский, в 1890 году в Троицкой псаломщики Павел Екатерининский и Алексей Егорович Петропавловский. При церкви села Новотроицкого Чистопольского уезда: прихожан 1427 д.м.п., все русские, земли 33 десятин, жалованья нет, дом церковный. (Известия по Казанской епархии 1894 13) " Село Новотроицкое (Новиковка) церковь каменная, построена в 1791 году на средства помещицы Ан. Сав. Блудовой, двух-престольная, главный холодный во имя Святой Троицы, придел теплый во имя Св. муч. Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=12617

С одной стороны, было положено начало многим образовательным программам и вроде бы в принципе благим делам. Например, в этот период в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия, а в других городах - множество духовных школ. Развивалось и укреплялось Российское государство, Россия получила выход к морю, был создан флот. С другой стороны, Петр I подорвал самые основы русского Православия. Монашество, которое всегда было солью христианства, расценивалось Петром как скопище тунеядцев и дармоедов. Вот как описывает это время митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Православие»: «При Петре I было запрещено основание новых монастырей без специальной санкции Синода, небольшие монастыри были объединены с более крупными, а некоторые вообще упразднены; имущество ряда монастырей было конфисковано. Репрессии против монастырей, начатые при Петре, продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. В 1730 году монастырям было запрещено приобретать земли, а в 1734 году был введен запрет на монашеские постриги кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Монастыри подвергались " разборам " , осуществлявшимся Тайной канцелярией: монахов, постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. Число монашествующих в период с 1724 по 1738 годы сократилось на 40 процентов... В 1740 году Синод решился доложить императрице, что " монашество на Руси стоит на грани полного уничтожения: в монастырях остались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к каким послушаниям и службам, а некоторые монастыри стоят совсем пустые " . С этого времени, по ходатайству Синода, постриги были возобновлены... В 1764 году вышел указ о секуляризации всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей. Более половины монастырей было упразднено: в частности, из 881 великорусского монастыря было упразднено 469. Численность монашествующих в великорусских губерниях сократилась вдвое - с 11 тысяч до 5450 человек».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Сын и преемник Иоанна Грозного Фёдор Иоаннович имел до 5000 воинов – иностранцев, в числе которых находилось иного протестантов. Царь Борис Годунов, по примеру Uoahha IV . ревностно заботясь о распространении в государстве просвещения, неоднократно вызывал из Западной Европы знающих людей, аптекарей и докторов медицины. Благодаря радушному приёму, иностранцы протестанты массами стали переселяться в Московское государство. В 1601 г. в Белом городе для них построена была лютеранская церковь . Смутное время открыло широкую дорогу всем иноземцам, особенно протестантам. Со времени Михаила Фёдоровича переселения иноземцев приняли правильный организованный вид, и число их с каждым годом увеличивалось, тем более, что с этого времени Московское правительство приняло за правило вызывать с Запада иностранцев только протестантского вероисповедания, а «французов и иных, которые папежския веры, не нанимать». При Алексее Михайловиче, когда, по окончании злосчастной тридцатилетней войны, на Западе всюду царили нищета и разорение и множество нищих бродило из края в край, лучшие промышленные и предприимчивые люди стали переселяться в Россию, где они нашли себе второе отечество. С возрастанием числа протестантов, улучшалось их благосостояние и увеличивалось число их церквей. В «Новой иноземной слободе» в Москве, немцы имели уже 4 церкви – одну реформатскую и 3 лютеранские; кроме того, лютеране имели ещё Михайловскую церковь , построенную в 1643 году у нынешних Красных ворот. Существовали также лютеранские церкви в Архангельске, Нижнем -Новгороде и на железных заводах бдизь Тулы. Известно, как благосклонно относился к протестантам Пётр Великий: в 1694 г. он сам положил основной камень, при построении в Москве каменной кирки, вместо прежней деревянной; иногда он и сам посещал кирки и, как видно из одной Gesangbuch, сам пел там церковные песни и был нередко восприемником при крещении детей у немцев. 76 В эпоху немецкого владычества, при императрице Анне Иоанновне, протестантское влияние сделалось, разумеется, еще сильнее: немцы свободно строили в России сбои кирки, выписывали для них пасторов и заводили школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Той же участи еще при Анне Иоанновне удостоилась и Благовещенская башня, когда ее стена с древней чудотворной иконой была намеренно встроена в новый Благовещенский храм, сооруженный у подножия башни внутри Кремля. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест - так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. Теперь же Боровицкая башня принимала на себя функции сносимой церкви - в ее отдельное внутреннее помещение был перенесен престол, снаружи к баше пристроили маленький портик и увенчали его подлинным древним крестом из Предтеченской церкви, который находился там в приделе святого Уара... В 1840-е годы многие деятели культуры ратовали за сохранение первой московской церкви. Однако была еще одна причина, помешавшая защитникам храма спасти его - ветхость древнего сооружения эпохи Василия Темного и Василия III. Ему помешала бы даже обыкновенная быстрая езда на лошадях и в каретах, неизбежная при дворце, а от вибрации и сотрясений мгновенно разрушились бы стены храма. И тогда барон Боде, заведовавший постройкой и изучавший все эти тонкости, предложил поместить на внутренней стене Боровицкой башни каменные таблички с надписями, объясняющими причину перенесения храма, " дабы совершенно отстранить все могущие возникнуть по сему предмету в народе разного рода толки " . Идея получила одобрение, и святитель Филарет составил такие надписи, которые с самоличного разрешения императора Николая I были помещены на Боровицкой башне с перенесенной Предтеченской церковью. Церковь в башне была освящена в мае 1848 года. Однако служба в новом помещении храма с высоким пятиярусным иконостасом проходила всего лишь один раз в году - в день престольного праздника. Хотя церковь и считалась по-прежнему обыкновенной приходской, это было скорее почетным званием ради традиции. Снос церкви не прибавил тому месту красоты. Открылась пустая, неоформленная площадь с пустырями и разными зданиями, еще не приведенными в единый архитектурный ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Три стены соборной Преображенской церкви опоясывает следующая надпись вязью: «Во славу Пресвятые Троицы: Отца сына и Святого Духа, начася сия церковь Всемилостивого Спаса стеноподписанием благоукрашения, повелением Благоверных и Христолюбивых Великих Государей наших, пресветлых Царей и великих Князей: Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в осьмое лето пресветлого Царства их, при их Государской матери, Благоверной Царице, Государыни нашей, Великой Княгине Наталии Кирилловне и при их Государских тётках: Благоверных Государынях и Великих Княжнах: Анне Михайловне, Татиане Михайловне; и при их Государских сестрах, благоверных Государынях и Великих Княжнах, Евдокии Алексеевне, Марфе Алексеевне, Софии Алексеевне, Екатерине Алексеевне, Марии Алексеевне, Федосии Алексеевне, Наталии Алексеевне, и Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Алексеевич а, всея России Царице, Государыне нашей, Великой Княгине Параскевии Феодоровне и благородной дщери их Царевне, Великой Княжне Марии Иоанновне; и Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея России Царице и Государыни нашей, Великой Княгине Евдокии Феодоровне, и при их Государской невестке, Царице, Государыне нашей и Великой Княгине Марфе Матвеевне, и благословением же во святом Духе Отца их Государского и богомольца, а нашего Великого Господина, Всесвятейшего Кир Иоакима, Божиею милостию Архиепископа Царствующего великого града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и всех северных стран Патриарха; тщанием же и подвигом сея же обители Настоятеля Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, в шестое лето настоятельства его, при прежнем келаре, старце Варлааме Докине 41 , казначее старце Филарете Крепышеве и соборных стар. еже о Христе с братиею, монастырскою казною, в лето ЗРЧЗ месяца мая, а совершена в лето ЗРЧЗ (месяца) сентября в 14 день». На железных западных дверях изображены двенадцать Апостолов с кратким начертанием жития их; вверху из надписи на обоих затворах значится, что в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия: ибо что может быть славнее того как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева: ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве Девою? Увенчана славою Славнейшая серафим, как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честию Честнейшая херувим, как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: слава же и честь и мир всякому делающему благое ( Рим. 2:10 ), – говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполнила всю волю Господа, соблюла все наставления Его, сокрыла в сердце Своем все слова Его, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище: ибо сохранила сокровище Своего девического целомудрия столь тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие ( Лк. 1:29 ). Все сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божьим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных: с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! Ты родишь Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак, Она, без сомнения, может быть названа городом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога ( Откр. 21:2 ), скинею Божиею. Высока сия Божия скиния: ибо, родив Царя Христа, Она возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов! А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина , вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Фресковая живопись появилась только в 1854 г. и с тех пор неоднократно поновлялась. «Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 г. граф П.Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 г. церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 г. иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны»/Е. Голубинский/. Собственный иконостас Смоленской церкви был утрачен в 1920-1930 гг. Вместо него в 1956 году был установлен близкий ему по времени создания и по стилю иконостас из разобранного в 1932 году московского храма Параскевы Пятницы. В крипте церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери находится гробница выдающегося иерарха Русской Православной церкви, митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961 г.). Церковь строилась с 1745 по 1748 г.г. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных. В ходе работ в 2013-2015 г.г. выполнена реставрация белокаменного декора на фасадах церкви, реставрация иконостаса, икон, темперная живопись, реставрационно-позолотные работы, реставрация стенописи, устройство гранитных ступеней и площадок крылец, реставрация стен и сводов крипты. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) была построена в 1746-1748 г.г. Эти сведения имеются почти в любом путеводителе по Троице-Сергиевой лавре. Менее известны данные, что ей предшествовала другая – тоже Смоленская, а сначала была устроена Смоленская часовня. На месте, где в настоящее время стоит Смоленская церковь, в первой трети XVIII в. располагалось несколько сооружений, среди которых находились Оружейная палата, кузница, две палаты, в одной из которых размещалась «поваренная для приготовления работным людям пищи», а в другой трапезная, где «тех работных людей кормили пищею». На стене одной из них имелся древний каменный образ Богородицы Одигитрии Смоленской. Считается, что в 1730 г. псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, увидев во сне этот образ, после видения выздоровел. Ввиду особой важности данного события псаломщик даже был представлен императрице Анне Иоанновне. После «чуда исцеления», произошедшего от этой иконы, решено было построить во имя «оного чудотворного образа» храм. Но сначала была устроена не церковь, а лишь часовня, у которой были «две стены дощатые», сооруженная, видимо, специально для названного образа. Возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. А вскоре (между 1735 и 1737 г.г.) две из вышеупомянутых палат были приспособлены под храм.

http://sobory.ru/article/?object=06568

3. Вы утверждаете, что в аннинское время правительственные указы расколе «были грозны лишь на словах, а на деле контроля над раскольниками не существовало» (стр. 428). Между тем ни откуда либо, а именно из вашего материала видно, что при Анне Иоанновне не только внимательно но и более, чем прежде, следили за соблюдением узаконений о расколе, – документы от 13 декабря 1738 года и 11 июля 1739 года свидетельствуют, что теперь по провинциям при Губернских и Провинциальных Канцеляриях были учреждаемы особые Следственные комиссии, которым предписывалось «поступать в следствопроизвождении по указам Ее Императорского Величества беспристрастно, со всяким бодрственным и тщательным рачением непременно 7 . «С одной стороны раскольники должны были нести усиленные денежные налоги, с другой – их всеми мерами, и внешними и духовными старались, обратить к церкви» (стр. 420). Но если «налоги имели цель побудить раскольников оставить свое упорство» (стр. 420), то лишь «отчасти» (стр. 420) и, собственно, только по первоначальному замыслу, на практике же скоро обрисовалась во всей полноте цель совсем другая – раскольнический налог сделался средством для обогащения казны. На почве двойного оклада возникла целая «финансовая политика государства по отношению к расколу» (стр. 420). «Правительство строго наблюдало» именно «за интересами фиска» (стр. 420). Это значит, что главною задачею правительства служила борьба, собственно, против «тайного» раскола, так как укрывательство от платежа двойного оклада наносило ущерб казне (стр. 420–421). Но «вред раскола в глазах верховной власти далеко превышал выгоды двойного оклада» (стр. 422) 8 . Поэтому правительство поступало в борьбу с открытым – «записным» расколом. Борьба ведена была, однако, крайне нецелесообразно, как будто лишь для формы. Во-первых, взимая двойной оклад с записных раскольников, правительство, по-видимому, достигало сразу две цели, – обогащало казну и побуждало раскольников («било рублём») обратиться к церкви. Но на деле достижение последней цели здесь прямо парализовалось, так как при этом сохраняла свою полную силу статья, легализовавшая открытое существование «записного» раскола. Во-вторых, весьма характерен выбор других средств; правительство «понимало всю бесплодность» узаконений против передачи раскола в потомство (стр. 423) – и всё-таки подтверждало их (стр. 422); оно не верило в «особенную плодотворность миссионерской деятельности» (стр. 427), после опытов «почти отчаялось в успехе миссии» (стр. 428) – и всё-таки считало миссионерские «увещевания главным средством обращения» (стр. 424), отводя поэтому «увещевательным целям первое место» (стр.425). «Применялись» ещё гражданские «строгости» (стр. 424), но только «иногда» (стр. 428), когда именно – неизвестно, как неизвестно и то – в чём эти «строгости» состояли, так как «преследованию» правительство «не подвергало записных раскольников» (стр. 422).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

II Отец бабушки Евпраксии Васильевны, Василий Никитич Татищев, который написал «Русскую Историю», родился при Петре I и был лично ему известен. Родился в 1686 году, умер 15 июля 1750 года. Он долгое время жил за границей для своего обучения; провел несколько лет в Германии и службу свою начал на восемнадцатом году от рождения, в военных чинах. Государь к нему благоволил и, сказывали мне, давал ему секретные поручения, и был он посылыван и в Швецию, где учился горному делу, почему впоследствии и в Сибирь его посылали и поручили заниматься рудокопнями и горным производством. При вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны он много выиграл тем, что стоял за самодержавие, которого не желали многие из вельмож. Он был статский советник, а перед коронацией сделали обер-церемониймейстером и после того дали ему чин действительного статского советника; и злодей Бирон был к нему хорош, а он посылал ему из Сибири разные гостинцы, которые тот принимал. Василий Никитич имел только одну сестру, Прасковью Никитичну, которая была сперва в замужестве за Теряевым, а потом за Станкевичем. Вот почему нам те и другие родня. Женат был прадедушка на вдове Редкиной, Анне Васильевне, урожденной Андреевской. что жена Василия Никитича была дважды вдовой: ее звали Анна Васильевна, урожденная Андреевская; это известие находим мы в исследовании Чистовича («Феоф Прок и его время»), который говорит, что Василий Никитич женился в 1714 году на вдове Редкиной, а бабушка говорила, что она была прежде Батвиньева, следовательно, можно полагать, что Анна Васильевна была за Батвиньевым, потом за Редкиным и в 1714 году за Татищевым, который имел от нее: Евпраксию Васильевну (родилась или в 1715, или 1716 году) и Евграфа Васильевича, который родился в 1717 году. Евпраксия Васильевна вышла замуж за Римского-Корсакова при императрице Анне или в конце 1730, или в начале 1731 года, потому что Петр Михайлович родился в 1731 году. В 1727 году Василий Никитич хлопотал о разводе, потому что жена его имела связь с Радищевым.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Синода. Единственное радикальное средство, способное гарантировать государству извлечение всей возможной материальной пользы из церковных вотчин, правительство видело в практическом осуществлении проекта о непосредственном заведовании государства архиерейскими и монастырскими недвижимыми имуществами, с обязательным обеспечением церковных учреждений определенным штатным содержанием, выдаваемым им из доходов, получаемых с отобранных вотчин. Правительственный проект, обязанный своим происхождением Петру I, вполне разделялся и его ближайшими преемниками, постепенно усиливавшими влияние государства в управлении церковными имуществами. В царствование Анны Иоанновны правительство сделало, наконец, решительный шаг в деле практического осуществления проекта преобразователя и передало в непосредственное управление коллегии экономии все вотчины духовенства за исключением только тех, которые были специально предназначены для его содержания Но постановление Анны Иоанновны не было еще окончательным и бесповоротным решением участи недвижимых церковных имений, так как в скором же времени правительство. под влиянием жалоб и просьб св. Синода, отступило от последовательного проведения своих собственных идей, положенных в основу всей предшествовавшей церковной политики, и первоначально (при Анне Леопольдовне) передало управление «заопределенными» вотчинами в ведомство духовных властей, обязав их исправно и бездоимочно выплачивать в коллегию экономии доходы, получаемые с вотчин, а затем (при Елизавете Петровне) и совершенен уничтожило самую коллегию экономии. Восстановление старых порядков в управлении монастырскими и архиерейскими вотчинами сопровождалось возобновлением прежних отношений высшего церковного учреждения к недвижимым имуществам своего ведомства, – отношений, крайне нежелательных для интересов государства, что снова побудило императрицу Елизавету дать участие светской, государственной власти в заведовании церковными имениями 392 . Петр III, менее всего расположенный к русскому духовенству и его интересам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010