Церковь Трех Святителей Вселенских (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Трех Святителей Вселенских в городе Санкт-Петербург возведена в 1740-1745 годах и перестроенная после пожара в 1760 году. Базиликальное здание с небольшой главкой на коньке кровли, с декором в стиле барокко. На хорах был устроен Благовещенский придел (1761). Содержание История [ править править код ] В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста. Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, чтобы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т. к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм. В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах была лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора , в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца. 19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, был передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся. По мнению известного искусствоведа академика И. Э. Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон. Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора был вывезен, часть икон и царские врата были переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Трех_С...

Заозерье. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Заозерье Торошковической вол. – церковь во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, кон. XVII в., вновь устроена в 1743 г., перестроена (поновлена) в нач. 1860-х гг., закрыта в 1956 г., сохранилась в аварийном состоянии. Деревня Заозерье расположена на левом берегу р. Луги, на дороге Луга – Торошковичи, вдоль восточного берега Заозерского озера. В XVII в. на этом месте была поставлена деревянная Никольская церковь, относящаяся к находившейся неподалеку, на южной стороне озера, д. Щегоща, название которой происходит от новгородского имени Щегость. Существующая заозерская Никольская церковь, согласно клировым ведомостям, была «устроена в 1743 г. неизвестно кем», что противоречит свидетельству о хранившемся здесь подпрестольном кресте с надписью, гласящей, что храм был освящен 1 декабря 1733 г. при императрице Анне Иоанновне священником Яковом Трефильским. На древнее происхождение храма указывает и надпись на антиминсе, который был освящен Ларионом, епископом Корельским, и подписан новгородским митрополитом Иовом. В XVIII в. к северу от церкви возникла жилая застройка, которая постепенно стала самостоятельной д. Заозерье. Ввиду малочисленности прихода, состоявшего всего из двух деревень – Щегощи и Заозерья, церковь была приписной и относилась сначала к вычелобокской Покровской церкви, затем к церкви в с. Романщина. В этих же церквах велись и метрические записи по Заозерскому приходу. К середине XIX в. древняя церковь обветшала. В 1845 г. ее утварь перенесли в Вычелобокскую церковь. Причт упразднили еще раньше, в 1833 г. Только в 1859 г. службу дозволили совершать внештатному священнику. Церковь капитально поновили (перестроили) в начале 1860-х гг. По записям, сделанным со слов старожилов в 1971 г., известно, что поновление заозерской церкви было сделано на средства местных жителей – зажиточных крестьян, прозываемых в народе «помещиками», – Хохлова и Русина. Интерьеры храма украшала роспись по холщовой обклейке.

http://sobory.ru/article/?object=03935

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Берло Андрей Иванович; 70-80-е гг. XVII в., с. Панфилы, территория Переяславского полка - 6.06.1744, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Сын полкового судьи. По фамильному преданию, один из предков А. спас кор. Владислава IV во время битвы от смерти, за что был награжден золотым берлом, т. е. скипетром. Получив образование в Львовской католич. академии и в правосл. Киевской академии, Берло принял постриг в Киево-Печерском мон-ре с именем А., нес послушание трапезного, неск. лет был учителем в грамматическом классе КДА. В 1717 г. состоял архидиаконом при Киевском митр. Иоасафе (Кроковском) , в 1722 г. сопровождал на хиротонию буд. архиеп. Киевского Варлаама (Ванатовича) . В том же году А. был рукоположен во иеромонаха, 1 июня возведен в сан архимандрита киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . Добился разрешения Синода собирать милостыню на восстановление Межигорской обители, пострадавшей от пожара 1717 г. Активно защищал монастырские земли от незаконных посягательств как киевских мещан, так и Флоровского жен. мон-ря , обращаясь за покровительством даже к имп. Петру I . В 1724 г. указом Святейшего Синода ему было поручено проведение следствия по делу о жалобе свящ. Яновича на архиеп. Варлаама (Ванатовича). В 1726 г. А. получил разрешение Синода на постриг в мон-ре «ученых людей», одним из его пострижеников был Сильвестр (Кулябка) , впосл. архиеп. С.-Петербургский. В 1727 г. в Москве А. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . Арсений (Берло), еп. Переяславский Арсений (Берло), еп. Переяславский В дек. 1724 г. кандидатура А. рассматривалась Святейшим Синодом в качестве запасной для представления на одну из вакантных архиерейских кафедр. 8 сент. 1729 г. А. был назначен и 30 янв. следующего года хиротонисан во епископа Могилёвского и Мстиславского. В Варшаве А. был представлен польск. министрам, но королевского привилея на Могилёвскую кафедру не получил. Польск. правительство поддержало притязания на Могилёвскую кафедру униатского Полоцкого еп. Флориана (Гребницкого). Несмотря на неоднократные ходатайства российских властей, 29 июля 1730 г. кор. Август II отказался признать А. как рус. ставленника. Подвергаясь постоянным притеснениям со стороны польск. властей, А. получил из России неск. предписаний покинуть пределы Речи Посполитой, однако вынужден был оставаться там более 2 лет, ожидая исхода переговоров между Варшавой и С.-Петербургом. О своем положении А. сообщал в письме императрице Анне Иоанновне : «Шляхта белорусская продолжает отторгать церкви православные к унии; меня, бедного, нестерпимым ругательствам поносят и архиерейским вотчинам, в которых лишь 30 мужиков имеется, превеликую обиду и разорение чинят».

http://pravenc.ru/text/76216.html

Чеберчино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. с. Чиберчино при рч. Чиберчинке. Храмов два: холодный и теплый. Холодный храм каменный, построен в 1798 г. графом Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским; престолов в нем три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: в правом в честь поклонения честным веригам св. апостола Петра и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Теплый храм тоже каменный, без колокольни, с одним престолом во имя Архистратига Божия Михаила. Оба храма обнесены каменной оградой. Церковной земли: 2 дес. усадебной и 67 дес. пахотной. Причт состоит из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков; дома для них общественные. Жалованья от казны: священникам по 300 р., дракону 150 р. и псаломщикам по 100 руб. Прихожан: в селе Чиберчине (н. р. и м.; волост. правл.) в 338 двор. 1179 м. и 1240 ж.; в дер. Голодяевке (при рч. Чиберчинке, в 1 вер.; н. р.) в 116 двор. 435 м. и 445 ж.; всего в 454 двор. 1614 м. и 1685 ж. Начальная народная школа существует с 1872 г. Ближайшие села: Морга в 4 вер., Николаевка в 5 вер. и Петровка в 7 вер. Расстояние от Симбирска 135 вер., от Алатыря 55 вер. Почтов. адрес – с. Промзино (20 вер.). Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск Последней по времени двухбашенной церковью в архитектурных заказах фельдмаршала стала Казанская церковь в усадьбе Чеберчино. Расположенное на восточной окраине нынешней республики Мордовия в конце XVIII века село принадлежало к Алатырскому уезду Симбирской губернии (до этого – Казанской). Чеберчино для Румянцевых имело особое значение. Сюда при Анне Иоанновне был сослан отец фельдмаршала петровский сподвижник А.И. Румянцев. Опала продолжалась три года, с 1731 по 1734. Впоследствии Чеберчино (или Чаборчино, как оно фигурирует в документах) превратилось в доходное имение. Там действовал винокуренный завод. В 1762 г. супруга Петра Александровича Е.М. Румянцева, собираясь отправиться на лечение к водам и находясь в стесненных финансовых обстоятельствах, горестно писала мужу: «Ехать к водам с пустыми руками не можно, надо деревни заложить и продавать, так таких очень мало есть, буде Чаборчино продать, так не с чем и жить».

http://sobory.ru/article/?object=26214

О лицах замечательных по положению и по заслугам Между членами мирского духовенства самое видное место занимал теперь Феодор Яковлевич Дубенский. По восшествии на престол Елисаветы Петровны, он переведен настоятелем придворной церкви и оставлен духовником Ее Императорского Величества. Он был при дворе в большой силе. Придворные считали его недалеким человеком, но он был гораздо выше тех понятий, какие имели о нем. К императрице он имел доступ и пользовался от нее большим уважением. На Государыню он имел благое христианское влияние. По его представлениям, совершались все перемены в составе духовенства придворного и в вотчинах Императрицы. Государыня, по примерам, бывшим при Анне Иоанновне, объявляла чрез духовника своего разные распоряжения по церковному ведомству. Священник же Ямской Предтеченской церкви Илларион Андреев оказал заслуги во время войны со шведами в Финляндии. Он дошел до священничества из дьячков Петропавловского собора. Два раза судился за непорядочные и продерзостные поступки. В 1735 году, бывши еще диаконом в Ямской, он на заутрени в церкви, во время чтения канонов, повздорил с капитаном князем Иваном Мамонтовым, а в квартире, продолжая ссору, они подрались. За сие Андрееву учинено в духовном правлении наказание плетьми, и был он полгода в подначальных трудах в Александро-Невском монастыре. В сане же священника его командировали в 1741 году в поход с Ингерманландским полком. Там он разделял все труды с полком против шведского войска, был на самом приступе при взятии Вильманстранда, и в других полках, где не было священников, исполнял, не щадя сил и здоровья, все христианские требы. Штаб и обер-офицеры дали ему, за руками, похвальный аттестат. Между тем, домишко его, во время похода, оставался без всякого призрения, домашние – без пропитания, и крохи капитала, которые он собрал было, своей бережливостью, были все издержаны. Преосвященный Никодим в августе 1743 года за сии заслуги и жертвы, опять определил его в Ямскую священником. Читать далее Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тревога в среде духовенства по поводу присяг Императрице и Наследнику Императрица, указом 12 мая 1743 года, объявленным из Святейшего Синода за 1250, повелела приводить к присяге не бывших у оной в 1741 году на верность службы Ей и в 1742 году на признание наследника, не отсылая дел сего рода в канцелярию тайных розыскных дел. По сему случаю, духовенство С.-Петербургской епархии, вспомнив о присягах императрице Анне Иоанновне, испытало сильную, но совсем напрасную душевную тревогу; домовая архиерейская канцелярия потребовала чрез заказчиков сведений, кто, когда и где у присяг был, и кто именно не был и почему. Духовенство епархии – все, от протопресвитеров до пономарей, – с точностью показали, каждый о себе собственноручно, все обстоятельства принесенных ими присяг. Не бывшими оказались только из Шлиссельбургского заказа: села Успенского дьячок Феодор Петров, бывший во время первой присяги в крестьянстве, села Путилова пономарь Иосиф Алексеев и пономарь же села Назья Иван Афанасьев за малолетством. Их вытребовали в домовую канцелярию, отобрали сказки и как противности к исполнению присяг никакой не оказалось, ни в ком, то их отослали в Троицкий собор, где священник Кирилл Иосифов, по определению канцелярии, при чиновнике Иване Сумине, привел их к присяге и присягнувшие собственноручно подписались на присяжных листах. Таким образом, за исключением душевной тревоги, никакого зла присяги сии не принесли. Объявление о принятии Наследником православной веры В бытность императрицы и Св. Синода в Москве, вскоре по объявлении Наследника престолу, было напечатано особливое обстоятельное описание того, как Великий Князь Петр Феодорович изволил принять благочестивую веру греческого исповедания и приобщился св. пречистых и животворящих Христовых Таин. Эти описания присланы были в С.-Петербург и прочитаны во всех церквах для всенародного известия (П. С. З. XI, 713, 8560). Читать далее Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Йованович), митр. Карловацкий. Портрет. XVIII в. (Йованович; 1689, Сентендре, близ Будапешта - 6.06.1737, Белград), митр. Карловацкий. Монашество принял в мон-ре Раковац. На церковно-народном Соборе 1726 г. был избран епископом Енопольским и Великоварадским. На соборе, созванном 15 февр. 1731 г., после смерти митр. Карловацкого Моисея (Петровича) , успешно противостоял попыткам имп. комиссара ген. Локателли разделить Белградско-Карловацкую митрополию на 2 епархии. 22 марта 1731 г. был избран на Карловацкую митрополию. 1 нояб. 1733 г. ввел особые дисциплинарные правила для духовенства, вменил приходам в обязанность ведение метрических книг, ввел в мон-рях общежительный устав. В 1736 г. В. предпринял попытку создать Великий духовный суд в Сремски-Карловци и малые духовные суды (или консистории) во всех епархиях. Активно противодействовал пропаганде унии. Заботился о просвещении сербов, при согласии венского двора открыл лат. школы в Белграде, Сремски-Карловци, Осиеке и Дале, пригласив преподавателей из России. Жаловался российской имп. Анне Иоанновне на притеснения сербов австр. властями. В 1735 г. в мон-ре Раковац построил колокольню и часовню во имя свт. Николая. В Белграде планировал возвести соборную церковь, здания школы, народной б-ки и больницы, но из-за материальных трудностей смог начать лишь строительство храма, в к-ром через 2 года был похоронен. В 1749 г. останки В. были перенесены в мон-рь Раковац и положены в часовне свт. Николая. Лит.: Руварац Д. Живот и архиеп. српског и митр. београдског и карловачког//Српски Сион. Нови Сад, 1893. С. 712; Р. Преглед ucmopuje Карловачке мumponoлuje од 1695 до 1919 г.//Српска Православна Црква, 1219-1969: Споменица о аутокефалности. Београд, 1969. С. 225-227; он же. Шабац и шабачка haxuja (дистрикт) од 1683 до 1739 г.//Шабац у прошлости. Шабац, 1970. 1. С. 316-317; Р. Православна Српска Црква. Београд, Kparyjebaц, 1995. С.120-121. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158470.html

У собору 2 лютого 2017 р. 18:57 Торжественная церемония передачи собора в честь святого Сампсона Странноприимца (Сампсониевского) в пользование Санкт-Петербургской епархии состоится 5 февраля 2017 года. В 10.00 начнется Божественная литургия. По завершении богослужения Н.В. Буров, директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», в состав которого ранее входил Сампсониевский собор, передаст настоятелю собора архимандриту Серафиму (Шкредю) ключи от возвращенного Церкви храма. В торжественной церемонии передачи собора ожидается участие членов Правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководителей профильных городских комитетов и других почетных гостей. Сампсониевский собор — действующий православный храм, один из немногих сохранившихся в Петербурге памятников архитектуры и искусства первой половины XVIII века. Освящен в честь святого Сампсона Странноприимца, в день памяти которого — 10 июля — Петр I одержал победу над шведами в Полтавской битве. По замыслу основателя северной столицы Петра I историческая победа под Полтавой должна всегда оставаться в памяти народа. По его указу возле Выборгской дороги (сейчас Большой Сампсониевский проспект) была построена деревянная Сампсониевская церковь, освященная в 1710. Строительство каменной Сампсониевской церкви началось в 1728 и завершилось в 1740 году при императрице Анне Иоанновне. В день 200-летия Полтавской победы, 10 июля 1909 года, напротив колокольни Сампсониевского собора был открыт памятник Петру I работы скульптора М.М. Антокольского и архитектора Н.Е. Лансере. В 1938 храм был закрыт. В соборе размещался магазин готового платья. В 1984 году собор вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В качестве музея он был открыт 2000 году. С 2010 года в Сампсониевском соборе проводятся ежедневные богослужения. В 2017 году собор полностью возвращен в управление Русской Православной Церкви. Настоятель собора — архимандрит Серафим (Шкредь). В соборе совершаются ежедневные богослужения по следующему расписанию: Божественная литургия: понедельник-суббота в 9.00, воскресенье — в 10.00; вечернее богослужение в пятницу и в субботу в 17.00, в воскресенье в это же время совершается акафист. Аккредитация СМИ  на торжественную церемонию передачи собора осуществляется в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии до 16.00 3 февраля. Заявка должна быть оформлена на бланке редакции. Организаторы просят указать в заявке название СМИ, ФИО корреспондента/фотографа/членов съемочной группы, контактный телефон. Аккредитация принимается только по электронной почте. Координатор сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Анастасия Шушунова: mitropolia.sk@gmail.com . Санкт-Петербургская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4797600...

Восстание в Соловках, гари, участие старообрядцев в разинщине, образование казачьей старообрядческой " республики», отделившейся от русского государства на переходе от XVII века к XVIII веку, давали правительству достаточно поводов, чтобы преследовать без разбора всех сторонников древнерусской веры. Одной из причин непонимания мышления старообрядцев было то, что, начиная с царя Алексея и до начала царствования Екатерины II, в руководстве русской Церкви великороссы играли все меньшую и меньшую роль. Вначале это были греки, как Паисий Лигарид, затем западно- и южноруссы, выученики Киевской Могилянской академии (где учение шло по-польски и латыни), которые, уезжая для добавочного образования на Запад, нередко временно переходили в католичество или протестантство, как это сделал, например, талантливейший, но " жуткий» 1909 , по словам о. Г. Флоровского , Феофан Прокопович . Не надо забывать, что с 1720-х по 1770-е гг. великороссов в епископы вообще не ставили. Епископат в России был заполнен теми же учениками Киевской Могилянской академии или греками, которые религиозную психологию великороссов не всегда понимали. А что касается иерархов русской Церкви, то тоже следует отметить, что при Петре и Анне Иоанновне немало великорусских епископов было смещено и сослано на Север или в Сибирь. В самом начале 1700-х гг. петровский надсмотрщик над русской Церковью А.И. Мусин-Пушкин добился того, что нижегородский митрополит Исайя, который хорошо относился к приверженцам старой веры, был отрешен от должности Петром; почти что в то же время епископ Игнатий Тамбовский за те же грехи был сослан в Соловки. После создания Святейшего Синода вся Церковь была поставлена под контроль обер-прокуроров, нередко даже из мало верующих и мало интересующихся церковью бюрократов. При Анне Иоанновне совсем распоясавшийся Феофан Прокопович добился ссылки в Сибирь нескольких консервативных русских (из великороссов) епископов. Действительно трудные времена и для старообрядцев, и для русской Церкви длились до начала царствования Елизаветы – но можно все же отметить, что, несмотря на гонения на верных старой вере, в большинстве случаев эти гонения относились к тем, кто старался вести проповедь среди нестарообрядческого населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Князь Андрей Сатыч принял святое крещение в Казани, в 1615 году; получил дом в Москве, и многие поместья, в том числе на реке Пахре и в Дмитровском уезде нынешней Московской губернии. Сын его князь Семён Андреевич был крайним при Царе Михаиле Феодоровиче и боярином при Царе Алексее Михайловиче. Сыновья сего боярина служили также боярами: князь Пётр Семёнович и князь Фёдор Семёнович при Царе Феодоре Алексеевиче; князь Юрий Семёнович и князь Никита Семёнович в правление царевны Софии Алексеевны. Князь Григорий Алексеевич был генерал-поручиком при Императрице Анне Иоанновне и сенатором при Императрице Елисавете Петровне. Брат его князь Василий Алексеевич быль, при Императрице Анне Иоанновне, сперва контр-адмиралом и членом адмиралтейств-коллегии, потом генерал-поручиком. Тайный советник князь Сергий Юрьевич управлял коммерческим банком. Князь Александр Васильевич и князь Николай Юрьевич служили генерал- майорами. Князь Александр Александрович 85) был любителем и знатоком отечественных древностей, и усердным ревнителем просвещения; он подарил Московскому университету целый музей минералов, монет, медалей, мозаик и прекрасную библиотеку; большая часть этого собрания, к сожалению, погибла в пожаре 1812 года. При утверждении Императором Александром I, 23-го июня 1801 года, шестой части Общего Российского Гербовника, род князей Урусовых внесён был в число родов российско-княжеских, со следующим гербом: щит разделён на шесть частей двумя линиями горизонтальными и одною перпендикулярною. В первой части, в голубом поле , всадник скачет влево на белом коне, в левой руке держит стрелу. Во второй части, в серебрянном поле, Татарин держит в правой руке птицу. В третьей части, в золотом поле, лук с летящею вверх стрелою. В четвёртой части, в зелёном поле, золотый лев, пронзённый в челюсть двумя стрелами. В пятой части, в голубом поле, дракон. В шестой частя, в золотом поле, идущий вправо агнец. Посреди герба малый щиток, где, в красном поле, золотая луна, рогами влево, окружена четырьмя золотыми шестиугольными звездами. Щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010