В Санкт-Петербурге прошли торжества в честь 305-летия Полтавской битвы 14 июля 2014 г. 15:07 10 июля 2014 года, в день 305-летия победы в Полтавской битве, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия епископ Царскосельский Маркелл отслужил праздничную Божественную литургию в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга. Владыке сослужили благочинный Большеохтинского округа протоиерей Александр Будников и настоятель собора протоиерей Иоанн Малинин с клиром. На богослужении присутствовали директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров и его заместитель Виталий Пятигорский. По окончании Литургии состоялся крестный ход. У мемориальной часовни была отслужена заупокойная лития по императору Петру Великому, фельдмаршалу Александру Меншикову и воинам, за веру и Отечество живот свой положившим. Были возложены цветы к памятнику государю. Военные музыканты в форме петровского времени играли марш Преображенского полка. Когда процессия вернулась в храм, к молящимся обратился протоиерей Александр Будников. «Сегодня в истории нашего Отечества великий день: 305 лет назад, в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, российское воинство под предводительством великого государя императора Петра I и его главного помощника фельдмаршала князя Александра Меншикова одержали с Божией помощью славную победу над войском шведского короля Карла XII. Историческое значение этой победы в том, что Россия стала великой европейской державой, с которой считался весь тогдашний мир. Слава Богу, что эти исторические даты стали вспоминать в наше время, чтобы мы не стали иванами, не помнящими родства. В России была прекрасная традиция в память побед и других исторических событий воздвигать не какие-то стелы, а храмы или часовни. Этот храм был посвящен преподобному Сампсону Странноприимцу, поскольку именно в день его памяти была одержана победа при Полтаве. Великолепнейший собор, памятник славы сооружен в нынешнем виде при Анне Иоанновне», — сказал отец Александр. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Глебово. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня , Почаевской иконы Божией Матери , Илии Пророка Год постройки:1856. Адрес: 141922, Московская область, Талдомский р-н, д. Глебово Координаты: 56.905041, 37.723263 Проезд: от станции " Талдом " на Полутьево - 30 км. Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от станции " Талдом " на Полутьево - 30 км. Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Кимры и Спас Угол - прямо. В Квашонках направо на Спас Угол. После Дьяконово, по указателю на Кошелево налево. После поворота всё время прямо до Глебово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Богоявления В Кашинской переписной книге за 1678 год указано «за окольничим Петром Ивановичем Матюшкиным село Глебово». Упоминание Глебово как села, говорит о том, что здесь уже был храм. В клировой ведомости 1796 года в селе Глебово отмечается церковь Богоявления, деревянная, построенная в 1703 году, видимо вместо сгоревшего старого храма. Первые сведения о причте и прихожанах церкви относятся к 30-годам XVIII века. Из дела Тверской консистории следует, что 22 августа 1737 года прихожане Глебовской Богоявленской церкви били челом императрице Анне Иоанновне В челобитной говорилось, что в их селе священник церкви Иван Васильев умер 7 марта 1737 года, а священника всё это время нет «и церковь Божия стоит без пения и в приходских мирских требах немалые нужды» и предлагали сделать священником дьячка этой церкви Якова Андреева. В прошении отмечалось, что приход церкви состоял из двух дворов помещичьих и 50 дворов крестьянских. Из описи церкви за 1755 год видно, что священником в ней значится Иван Яковлев. Дьячком в церкви продолжал служить Яков Андреев, а пономарём Степан Яковлев. Священник Иван Яковлев скончался в июле 1756 года. При церкви прихожан было 52 двора. В этом же деле имеется прошение епископу тверскому Вениамину от прихожан-помещиков этой церкви, сообщавших, что после умершего священника осталась семья в 14 человек детей и внучат, а потому они просили о производстве в священники сына умершего Ивана Яковлева Петра Иванова, которому исполнилось 27 лет.

http://sobory.ru/article/?object=08098

Домовая церковь вмч. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Домовая церковь вмч. Анастасии Узорешительницы в городе Санкт-Петербург бывшее Ростовское архиерейское подворье, основананное в 1718 году и его домовый храм устроеннный в 1720-х годах, находится на втором этаже, памятник архитектуры местного значения.. Содержание История [ править править код ] Первоначально Церковь Анастасии Узорешительницы построена как Ростовское архиерейское подворье в 1720-х годах на набережной Васильевского острова, по указу Петра I, обязывающему все главные монастыри и епархии возводить в столице свои подворья. Два здания построены по образцовому проекту Д. Трезини. Оба здания представляют собой тип дома для “именитых”. Строительство Ростовского подворья в Санкт-Петербурге связано с именем ростовского епископа Георгия Дашкова из старинного рода Дашковых. Князья Долгорукие хотели восстановить патриаршество в России, а патриархом избрать архиепископа Георгия, но при Анне Иоанновне Гергий Дашков был сослан в Успенский Нерчинский монастырь Иркутской епархии, где и умер. В 1780 году архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, но подворье в Петербурге именуют, как и раньше - Ростовским и лишь с 1820 года о нем говорится уже как о Ярославском подворье. В 1838 году по проекту архитектора Щедрина А. П. на подворье в Санкт-Петербурге проводились большие ремонтные работы при участии академика живописи Д. И. Антонелли, в 1855 году - осуществлялся крупный ремонт под руководством архитектора Н. А. Сычёва. Подворье использовалось Синодом для приезжих архиереев, которые здесь и служили. У ярославцев была развита земляческая благотворительность. “Ярославское благотворительное общество” было старейшим в столице, создавал его председатель учебного комитета при Синоде протоиерей П. А. Смирнов. Обществом были открыты: приют для сирот, убежище для мальчиков, столовая для бедных, а также оказывалась единовременная помощь. В церковь Ярославского подворья поступали различные пожертвования от ярославцев, проживающих в Санкт-Петербурге, в числе пожертвований - серебряные ковчег и дарохранительница.

http://azbyka.ru/palomnik/Домовая_церков...

История связи Крыма с Россией от XVIII века до наших дней В российской историографии крымская тема становится заметна в конце 1730-х годов, когда в ходе Русско-турецкой войны 1735-1739 годов была предпринята попытка присоединения Крыма. В первой подборке в электронной коллекции представлены такие документы, как «Объявление о начале войны с Турцией, взятии Перекопа и вступлении русских войск в пределы Крыма» (1736 г.), доклад Анне Иоанновне в 1737 г. «Реляция о щастливых действах российских войск в Крыме», Ода первого историографа русского искусства Якоба фон Штелин о Победе в сражении на взятие Перекопа 1736 года. Важнейший документ подписала 19 апреля 1783 года императрица Екатерина II – Высочайший манифест «О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую». Манифест был подготовлен князем Потемкиным. В результате Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крымское ханство провозгласило независимость от Оттоманской империи, а в 1783 году Крым официально вступил в состав России. С этого момента началось активное изучение полуострова, как с исторической, так и с естественнонаучной точки зрения. Среди документов – книга Карла Ивановича Габлица, изданная в 1785 году – классический труд учёного, ставший первым геологическим, ботаническим и биологическим описанием полуострова «Физическое описание Таврической области, по ея местоположению, и по всем трем царствам природы». С наибольшей полнотой на данном этапе формирования коллекции в ней представлены исторические карты, отражающие территорию Крымского полуострова. Старейшей из них является карта 1579 г., на которой показаны: Крымский полуостров, Причерноморье, территории, прилегающие к течению Дуная, и территории, прилегающие к Азовскому морю. Интересным изобразительным памятником Крымской войны 1853-1856 годов является карта «Вид Крыма и осады Севастополя с высоты птичего полета» (1853), а также «Топографическая карта полуострова Крыма, гравированная при Военно-топографическом депо» 1842 г.

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/12/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2010 год Три века непростого пути Вчера и сегодня Попадая сюда, испытываешь странное чувство, что ты здесь когда-то был. Прошлое приходит к тебе, вступая в диалог. Словно небеса открываются, и люди, судьба которых связана с этим местом, выстраиваются рядом... Может быть, потому что стены этого храма — подлинные свидетели жизни святых. Известно, что прихожанкой Андреевского собора была Ксения Петербургская. Ее муж, придворный певчий Андрей Федорович Петров, управлял соборным хором. Здесь молились святой Иоанн Кронштадтский и император Николай II. В старинном облике церкви Трех Святителей вселенских Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова угадывается XVIII bek. Она была возведена при императрице Анне Иоанновне и является редким памятником архитектуры петровского барокко. Строительство храма по проекту Джузеппе Трезини началось в 1740 году и велось в течение 20 лет. В сентябре 2010 года состоялось торжественное празднование 25-летия первого освящения Трехсвятительской церкви. Андреевский храм был построен еще раньше — в 1731 году. Чин освящения совершал архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан (Прокопович) — сподвижник Nempa I, автор Духовного регламента. Утварь и облачения были пожертвованы императрицей Анной Иоанновной, а иконостас принесли из домовой церкви опального князя Александра Меншикова. Две иконы из меншиковского собрания сохранились в Андреевском соборе и до наших дней: святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского. В 1761 году в храм попала молния, и он сгорел до основания. Нынешнее здание Андреевского собора было заложено в 1764 году, а 21 марта 1780 года храм был освящен. После освящения собор продолжали расширять и украшать, поэтому в его облике органично сочетаются черты разных архитектурных стилей, но главным образом классицизма и барокко.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Москва. Донской монастырь. Церковь Захарии и Елисаветы под колокольней. Церковь. Действует.   Престолы: Захарии и Елисаветы Год постройки:Между 1730 и 1755. Архитектор:Дж. Трезини, А.П. Евлашов, Д.В. Ухтомский Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 14. Координаты: 55.714264, 37.600067 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня у западных ворот Донского монастыря. Построена в 1730-1755 гг. Сооружение колокольни началось по проекту петербургского архитектора Д.Трезини. Он возвёл лишь нижний ярус колокольни, расчленённый тосканскими пилястрами. Достраивал колокольню архитектор А.П.Евлашев. В колокольне находится церковь праведных Захарии и Елисаветы. Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II; впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив. После революции помещения храма были приспособлены под жилье, а весь объем храма разделен на этажи. Реставрационные работы, начатые еще музеем архитектуры, вернули первоначальный облик храму, а в 1996 году к Светлому Христову Воскресению в нем начались богослужения. Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами. Вероятно, отсутствие средств заставило отложить начало работ по сооружению новой колокольни почти на треть века. Первое упоминание о новой колокольне относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан. В 1730 году милитийская царевна Дарья Арчиловна пожертвовала на строительство колокольни тысячу рублей, двадцать рублей были пожертвованы графом Головкиным, канцлером А.Б. Куракиным вложено двести рублей на новое строительство. На помин души генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова его родные пожертвовали на строительство колокольни сто рублей. Из дома Льва Нарышкина (1664-1705), владельца Тульских железоделательных заводов, по указу его сына Александра Львовича было отпущено на строение колокольни 100 пудов железа.

http://sobory.ru/article/?object=04544

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители. Зачатьевскии монастырь Москвы      В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей. Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия      Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу. Икона преподобных Иулиании и Евпраксии      Святитель Алексии у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии      После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

http://pravoslavie.ru/134098.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Санкт-Петербург  — мечта о Европе, которая не сбылась 13 мин., 18.05.2012 С XVIII века в России продолжается диалог двух городов, поочередно носящих державный венец столицы. Москва и Петербург давно привыкли оппонировать друг другу. И в сознании миллионов образованных людей их спор представляет собой символическое противостояние двух периодов русской истории, более того, двух маршрутов исторического развития. Двигаясь от Москвы к Петербургу и обратно, страна выбирала не просто одну из точек на карте. Она выбирала себе судьбу. В 2012 году Россия отмечает странную дату — трехсотлетие переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Юбилей празднуется без той роскоши, с которою было обставлены торжества на 300-летие основания Санкт-Петербурга. Фактически он едва заметен. Что ж, отсутствие помпезных затей можно понять. Ведь дата эта очень условна: не существует указа Петра I, где бы шла речь о придании новому городу столичного статуса. Переезд важнейших правительственных учреждений растянулся на много лет. Начался он приблизительно в 1710 году, а 1712-й отмечен в этом затяжном процессе важной вехой: Москву покинул царский двор и посольства нескольких западноевропейских держав. Здесь же, в недавно основанном портовом центре, постепенно создавались доселе невиданные ведомства. Положение главного правительственного средоточия после серьезных колебаний окончательно утвердилось за Петербургом лишь в 1730-х годах, при императрице Анне Иоанновне. Иначе говоря, 1712 год как дата «смены столицы» не то что бы неверная цифра, нет, скорее почти бессмысленная. Технические детали крайне неторопливого перетекания властных функций из Москвы в Петербург ныне могут заинтересовать разве что узких специалистов по политической истории XVIII века. Тем не менее эфемерное «трехсотлетие» отнюдь не пустой звук. Оно как минимум дает повод для разговора о том историческом периоде, который называют «петербургским». Город на Неве сыграл роль живого символа для двух столетий в биографии России. Говоря о нем, невозможно отделаться от впечатления, что одновременно говоришь об Империи. Притом об Империи не столько русской, сколько европейской... Форпост Европы

http://foma.ru/sankt-peterburg-mechta-o-...

Сретенский монастырь после большого московского пожара 29 мая 1737 года Пожар московский 29 мая утром в 11-м часу начался в Москве «великий пожар». Граф Семен Андреевич Салтыков, который с 1732 года был оставлен главнокомандующим в Москве (после переезда царского двора в Петербург), писал императрице Анне Иоанновне, что «сначала загорелось за Боровицким мостом, на Знаменке, в приходе церкви Антипы Чудотворца, что у Колымажных ворот, на дворе князя Феодора Голицына или у Александра Милославского». От великого и сильного ветра метало «жестоким полымем и искрами» на другие дворы, и сразу же пожар перекинулся в Кремль. Начали гореть потешные конюшни и потешный двор, весь императорский дворец, также соборы, монастыри, подворья и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы. В Китай-городе выгорели гостиные дворы, торговые ряды, дома и монастыри. В Белом городе горело через Знаменку, Арбатскую, Тверскую и по Петровке, и то только те места, которые стояли против Кремля, а потом перекинуло через Неглинку. Горело по Рождественке, по Сретенке и по Яузской, кроме одного пушечного двора, а по Мясницкой и по Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном, горело все. Выгорели новая и старая Басманные улицы, вся Немецкая слобода, слободской дом императрицы Анны Иоанновны, а также госпиталь и Лефортовская слобода. Пожар продолжался «до 4-го часа по полуночи» на 30 мая . Всего в Москве пострадало 102 церкви, 11 монастырей, 4 дворца, 17 богаделен, 2527 дворов, 9145 покоев и прочего, в пожаре погибло 94 человека . В ведомости московской синодальной канцелярии описаны последствия пожара в Сретенском монастыре: «Соборная церковь в целости, в церквях Николая Чудотворца, Марии Египетской утварь в целости, а кровли обгорели; игуменская келья, пятнадцать братских келий, конюшня каменная и теплая трапезная выгорели» . С мая по сентябрь 1737 года монастырь не восстанавливался. Иеромонах Иаков, один из старейших насельников обители, который был принят еще игуменом Моисеем , с братиею Сретенского монастыря подал 26 сентября 1737 года в контору Правительствующего Сената доношение. Он обращал внимание, что игумена в монастыре нет, а во время большого пожара в Москве 29 мая в обители погорели кровли на церквах Божиих, игуменских и братских кельях и в теплой церкви Николая Чудотворца святые иконы и утварь выгорели. Писал, что без кровель от дождевых ливней размыло каменные своды у тех святых церквей и келий «наших убогих старцев» и что внутри церквей и в кельях имеется немалая течь. «Наш монастырь, – писал он, – весьма скуден, крестьян, земель и никаких заводов нет, также и игумена в монастыре нет» .

http://pravoslavie.ru/32647.html

Храм Воскресения словущего в Брюсовом переулке Брюсов переулок — это маленький короткий переулок, который соединяет Большую Никитскую улицу с Тверской. Он начинается прямо от памятника Чайковскому перед консерваторией и через арку выходит на Тверскую. Там, где находится Всероссийское музыкальное общество — я как член этого общества там иногда бываю — некогда стоял пороховой дворец Ивана IV. Иван IV боялся ночевать в Кремле. Он с детства помнил интриги, убийства, покушения, и поэтому подземным ходом из Кремля уходил ночевать под охрану опричников. Пороховой дворец — это артиллерийский арсенал. Там в подвалах хранились бочки с порохом, там были ядра, лежали пищали, т.е. пушки, которые заряжали ядром и они стреляли. В XIX веке этот участок был застроен обыкновенными гражданскими домами. Там был один маленький дом, выходящий за «красную линию» улицы. Когда его раскрыли, из-под поздних наслоений — обнаружился великолепный теремок. Он и сейчас украшает наш переулок. Брюсовым переулок называется потому, что этот пороховой дворец император Петр Алексеевич — Великий — отдал начальнику артиллерийской службы, шведу полковнику Брюсу. Понятно, по принадлежности: раз артиллерист, значит должен жить в артиллерийском доме. А потом этим домом владел его сын, генерал Брюс — уже при Анне Иоанновне и Елисавете Петровне. И так он был Брюсовым переулком до 1936—1937 гг., когда его переименовали в улицу Неждановой, потому что в домах этого переулка жили артисты Консерватории и Большого театра. А в 90-х годах ему вернули прежнее название, хотя Антонина Васильевна Нежданова нам, честно говоря, ближе, чем полковник Брюс. Но историю не переделаешь. Церковь наша — Воскресения словушего — поставлена на месте древнего монастыря пророка Елисея — до сих пор там есть Елисеевский переулок. Рядом было много источников и были московские бани, очень популярные. На этом месте встретились впервые возвращенный из польского плена, из Кракова, митрополит Филарет, будущий патриарх Московский, со своим сыном, уже двадцатилетним юношей Михаилом Романовым, первым царем из новой династии Романовых. И в память об этом поставили деревянную церковь в 1619—1620 годах. А в 1634 году построили каменную. С тех пор она и стоит на этом месте. Вплоть до начала 90-х гг., до массового возвращения храмов, наш был самым «центральным» из не закрывавшихся в Москве.

http://pravoslavie.ru/2001.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010