Князь Андрей Иванович 54) находился боярином при Царе Феодоре Иоанновиче, а в 1587 году удалён Годуновым в Каргополь, где вскоре и кончил жизнь. В том же городе и в том же году кончил жизнь и племянник его боярин князь Иван Петрович, военачальник первостепенный, ознаменованный славою воинскою, отразивший от Пскова самого Великого Степана Батория. Из четырёх сыновей князя Ивана Петровича, старший был Царь Василий Иоаннович; три прочие находились боярами, и с кончиною младшего из них, князя Ивана Ивановича, в 1638 году, пресеклось, в тогдашней России, знаменитое имя князей Шуйских, сохранившееся в Польше. Из ветви Шуйских, в Литву переселившейся, известны были: князь Ян-Александр, хорунжий Бржещанский, от брака с Ядвигою Крживчицкою имевший следующих четырёх сыновей и дочь: 1. князь Владислав-Александр († 1671), также хорунжий Бржещанский, женатый на Юстине Колендзянской, имел двух сыновей: князя Александра († 1714) и князя Франциска, подстолия Бржещанского; 2. князь Константин-Ян, писарь великого княжества Литовского, женат был четыре раза; от 1-го брака с Бржозовскою он имел сына князя Доминика 87 , имевшего двух сыновей: князя Николая и князя NN, и двух дочерей, а) за Пепловским и б) за Выжицким; во втором браке князь Константин-Ян женат был на Конопацкой; в третьем браке на Людовике Сапега († 1687); в четвёртом браке на Анне Копчей, вдове Карла Лужецкого, и от сего четвертого брака имел сына князя Аполлония , старосту Загальского; 3. княжна Анна, за Станиславом Русецким, кастеляном Минским; 4. князь Франциск и 5. князь Василий. Брат вышеупомянутого князя Яна- Александра, князь Константин, имел трёх сыновей: князя Николая, убитого на войне; князя Стефана и князя Юрия-Константина († 1694); сей последний, от первого брака с Петрониллою Мянчинскою, имел сына князя Онуфрия, а от второго брака с Зардецкою, имел сына князя Франциска и двух дочерей: 1. за Тризною и 2. за Туром. Князь Христофор, от брака с Изабеллою Млечко, имел дочь княжну Констанцию, за Яном Черняковским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

КОЛЕНО XIX: Князь Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский КОЛЕНО XX: Князь Семён Дмитриевич Горбатый КОЛЕНО XXI: Князь Борис Семёнович Князь Иван Семёнович КОЛЕНО XXII: Князь Дмитрий Борисович Князь Пётр Борисович Князь Иван Борисович Князь Роман Борисович КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Дмитриевич Князь Иван больший Петрович Князь Данило Петрович Князь Иван Петрович Безсон Князь Владимир Романович Князь Иван Романович КОЛЕНО XXIV: Князь Алексей Иванович Князь Борис Владимирович КОЛЕНО XXV: Князь Юрий Алексеевич Князь Яков Борисович Князь Иван Борисович КОЛЕНО XVI: Князь Алексей Иванович Князь Василий Иванович Князь Фёдор Иванович КОЛЕНО XXVII: Князь Яков Фёдорович; женат на Прасковье Тихоновне Опочининой Князь Дмитрий Фёдорович КОЛЕНО XXVIII: Князь Ипполит Яковлевич † 31 января 1829; женат на Варваре Сергеевне Айгустовой Князь Алексей Яковлевич † 1848; женат 1. на Екатерине Алексеевне Тишининой; 2. на Акулине Ивановне Замяткиной Князь Михаил Яковлевич † 18..; женат на Анне Степановне NN Княжна Анна Яковлевна Князь Дмитрий Александрович 2) служил воеводою в литовской войне при Великом Князе Василие Иоанновиче; четыре правнука его получили, от Царя Uoahha IV , поместья в земле Новгородской; князь Иван Дмитриевич 10) находился воеводою: в Соколе с 1570 по 1578 год, в Почепе в 1579 году, в Пайде с 1580 по 1582 год; в Заволочье в 1584 году, и в Опочке в 1585 году; князь Иван больший Петрович 11) находился, в 1600 году, воеводою в Невле. Трое князей Щепиных-Ростовских владели населёнными имениями в 1699 году. Герб этой фамилии нам неизвстен. 82 Высочайшими Указами 26 и 30 августа 1856 года возвращены: дворянское достоинство Дмитрию Александровичу Щепину-Ростовскому, сыну князя Александра Дмитриевича 29), и княжеское достоинство детям Дмитрия Александровича. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На протяжении всей программы мы вели живой диалог с ребятами, задавали интересные вопросы, чтобы они глубже и более эмоционально воспринимали информацию. К сожалению, по независящим от нас причинам мы не смогли организовать казачий конвой у памятника Цесаревичу, пригласить детский хор Иоанна Дамаскина, которым руководит Ирина Болдышева. Не удалось нам провести и запланированные театрализованные представления.  - Когда состоялось первое путешествие по разработанному вами туристическому маршруту? Откуда он начинается? - Год назад, 18 октября 2020 года, в день именин Цесаревича Алексея мы рассказали детям, как 24 августа 1904 года впервые со времен Петра Великого крестили сына правящего царя. Обряд крещения Цесаревича проходил согласно церемониалу царицы Екатерины Великой. В 11 часов золотая карета, запряженная восьмеркой украшенных белых лошадей, привезла новорожденного престолонаследника к Дворцовому храму апостолов Петра и Павла, который является памятником русской воинской славы. Церковный корпус Большого Дворца был возведен при императрице Елизавете Петровне.  Туристический маршрут начинается с места крещения Цесаревича Алексея. Наш путь проходит мимо царских конюшен, через Зверинские ворота к Готической капелле. В первой половине XVIII века Нижний парк отделялся оградой из кольев от территории зверинца. Сейчас этот парк называется Александрия. При императрице Анне Иоанновне в зверинец для охоты со всей страны привозили медведей, волков, лосей, оленей, зайцев, коз, кабанов, рысей и птиц. Во второй половине XVIII века охота на территории парка была прекращена, из животных сохранились лишь олени. В 1825 году царь Александр I подарил это имение младшему брату Николаю Павловичу.  - Готической капеллой называют храм Святого благоверного великого князя Александра Невского, 800-летие которого мы отмечаем в течение всего 2021 года. - Второе название храма закрепилось благодаря архитектурному решению православной церкви, где молились 4 поколения царской семьи. В 1834 году она была построена как домовой храм императорской семьи Николая I. Фасады здания украшают 43 изготовленные из меди фигуры святых. Восемь башен со шпилями увенчаны вызолоченными православными крестами.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

Настоящим своим устройством и благолепием церковь Чуда Архистратига Михаила обязана Митрополиту Платону. При нём она была возобновлена и внутренность её расписана изображениями чудес Архистратига Михаила и некоторыми событиями Священной истории. Иконостас этой церкви устроен по подобию иконостаса Успенского собора. В южной стороне алтаря сохранилось и место, где обретены нетленные мощи Святителя Алексия. В 1686 году придел Благовещения, находившийся при храме Чуда Архистратига Михаила, перенесён был в новую церковь , сооружённую впоследствии Патриархом Адрианов в честь святителя Алексия Митрополита. Когда сооружена была церковь св. Алексия, то и мощи его перенесены были из Архангельской церкви в новоустроенную. Сами Благочестивейшие Цари Иоанн и Пётр и Царевна София переносили мощи святителя Алексия, торжественно, с крестным ходом, и поставили на место, где они почивают и доныне. По левую сторону мощей его, в киоте за стеклом, хранится драгоценное его облачение, в коем он был погребён, а в ризнице находится драгоценное Евангелие, писанное, по преданию, самим святителем. Кроме церквей Архангельской, Благовещенской и Алексиевской, к Чудову монастырю принадлежала некогда церковь апп. Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в Императорском Николаевском Дворце. В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались Российские Первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, напр., погребены Митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий и знаменитый Патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою; Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII в.. Здесь был погребен блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался в 1731 году, при Императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого, в присутствии своём, приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служил более пяти столетий убежищем иноческой жизни; из него выходили достойные пастыри церкви. Во время Патриархов Всероссийсикх Чудов монастырь назывался лаврою и служил рассадником духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Ноября 9 (-го) отправился я очень рано и, проехав 4 лье, прибыл к обеду в Митаву. Почти за пол-лье от сего города встретился я с генерал-майором Миром, который нарочно был послан Польскою комиссиею мне навстречу для поздравления меня с приездом. Пересев в его карету, я приехал в. Митаву в полдень. Четверо из главных членов комиссии тотчас явились ко мне с визитом, и именно: князь епископ вармийский, граф денгофский, генерал литовский, граф Дунин, референдарий коронный, и князь Радзивилл. Они повезли меня обедать к референдарию, где была также вдовствующая герцогиня курляндская 87 , дочь Иоанна, старшего брата Петра I. Генерал Ласси, бывший в Митаве от российского двора, также приезжал ко мне, и я ужинал у него. На другой день, 10(-го) числа, представлялся я герцогине курляндской Анне Иоанновне и был очень хорошо принят от ее высочества. От нее поехал я обедать к епископу вармийскому. Курляндия и Семигалия суть две соединенные области, объявленные в 1561 году наследственным герцогством для дома Кетлера, который, желая поддержать себя, отдался уже тогда под покровительство Польши, завися от нее в виде лена. Дом Кетлера, один из древнейших в Европе, кончится в лице нынешнего герцога Фердинанда, 70-летнего старца, не имеющего наследников. Уже с лишком 27 лет, как он, поссорясь с курляндским дворянством, выехал из своих владений и живет в Данциге. Его дворянство, видя, что герцог Фердинанд не проживет долго по причине глубокой его старости, решилось составить сейм для избрания ему преемника и 5 июля 1726 (года) избрало без всякого прекословия графа Маврикия, побочного сына короля польского и курфюрста саксонского. Граф присутствовал при сем избрании и согласился на него; но Польская республика тут же воспротивилась этому, объявив, что в силу ленного владения и условия, сделанного Кетлером на случай, если дом его угаснет, Курляндское герцогство зависит уже прямо от короля и Речи Посполитой польской. Князь Ментиков, генералиссимус русских войск, немедленно после вышесказанного избрания графа Маврикия приехал в Митаву, где еще находились граф и депутаты сейма, и, полагаясь на свою силу и на имя тогдашней царицы, старался склонить сейм избрать его в наследники герцогу Фердинанду, что, однако же, ему не удалось. Он имел несколько свиданий с графом Саксонским, но не мог получить от него того, чего желал, и все это кончилось условием, чтобы тот из них, кто сделается герцогом курляндским, заплатил другому сто тысяч ефимков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо Мариорицы к государыне не нашлось. Волынской взят под стражу. Дела государственные встали. Остерман и другие объясняют Анне Иоанновне, что спасти государство может только герцог курляндский. По окончании суда над Волынским Бирон приносит государыне на выбор два смертных приговора: партии Волынского и себе. Полу-умираюшая императрица подписывает смертный приговор своему кабинет-министру. На лобном месте, ожидая казни, оказываются и все соратники Артемия Петровича, включая Эйхлера, — почти все, что было благороднейшего в Петербурге. Все они с твердостью принимают смерть. Ледяной дом рухнул, а уцелевшие льдины жители развезли по погребам. М. Г. Обижаева Басурман Роман (1838) События романа начинаются с проводов в Московию Антона Эренштейна, барона по происхождению, приглашенного в качестве врача к великому князю Иоанну III. Но как довелось сыну дворянина стать лекарем в XV b., когда «инквизиция этих всемирных парий жарила тысячами»? Задолго до этого дня, в Риме, во время церемонии закладки собора Св. Петра немецкий барон незаслуженно унизил лекаря Антонио Фиоравенти. Три года спустя судьба привела талантливого врача в дом его обидчика в час, когда главному лицу повествования, сыну барона, никак не удавалось, хотя срок уже наступил, появиться на свет. Одержимый местью итальянец потребовал от барона Эренштейна клятвы связать судьбу первенца с унижающим дворянина ремеслом лекаря. Врачебный гений Фиоравенти был последней надеждой несчастного мужа, и страх потерять красавицу жену вынудил барона дать клятву. Через несколько минут у госпожи Эренштейн родился сын, и она, ничего не подозревая, в благодарность врачу дала ему имя Антон. Через год родители со слезами отдали свое дитя Фиоравенти. Заносчивый барон из честолюбия совсем отказался от сына — мальчику сообщили о смерти отца. Мать же, напротив, всю свою жизнь посвятила милому изгнаннику: ведь тот высказывал во всех своих поступках возвышенность чувств и какую-то рыцарскую отвагу. Так, раз в Праге школьники затравили было собаками еврея. Увидев это, Антон бросился на огромных псов, повалил их замертво кинжалом, а школьников поколотил.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Поэтому монарх  - это всегда выборный институт. Поскольку к этой должности, к этому служению подготовка идет с самого детства, потому что служение сложное. И почему собственно нужна именно семья? На случай подстраховки. Поэтому нужна именно династия, нужна именно преемственность.  Это первый аспект. Что касательно Ветхозаветной истории - промысел Божий относительно древнего Израиля был многообразен. И одним из аспектов этого промысла было установление династии, дома Давида, с которым были связаны мессианские  обещания. Потому что Давиду было прямо сказано, что из его потомков выйдет Мессия. Что мы знаем из Нового Завета.  Н. Б.: Из истории России известно, что помазание на царство Михаила Романова, явилось завершением Смуты. И таким образом Россия, обретя законную власть в лице своего государя, начала новый путь исторического развития. Были времена деградации царской власти, когда царь воспринимался как тиран, злоупотреблял своей властью. Были годы благоденствия -  например, при Александре Благословенном. И годы последнего нашего императора. Известно, чем закончилось это правление -  крахом Российской империи. Можем ли мы делать какие-то выводы на основании того, что некоторые государи изменяли божественному предназначению или даже больше - генеральной линии царской власти? Е. Н.: Вопрос сложный. Но если говорить в целом о династии Романовых, то ее заслуги перед Россией огромные. И поэтому недаром в нашем народе сохранилась благодатная память почти обо всех представителях Династии. Даже об Анне Иоанновне, которая не очень-то себя проявила. С другой стороны, мы не можем сказать конкретно, каков был промысел Божий о нашей стране. Но можно говорить, что Романовы выполнили свою историческую функцию. И наш последний государь мог, конечно, подавить все эти восстания. Но он сделал нравственный выбор, и его пример для нас велик именно как страстотерпца, в том, что он следовал нравственной правде вопреки политической выгоде. И в этом преимущества института монархии -  в том, что она опирается на определенную высшую правду.

http://radonezh.ru/analytics/evgeny-vlad...

Развивалось и укреплялось Российское государство, Россия получила выход к морю, был создан флот. С другой стороны, Петр I подорвал самые основы русского Православия. Монашество, которое всегда было солью христианства, расценивалось Петром как скопище тунеядцев и дармоедов. Вот как описывает это время митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Православие»: «При Петре I было запрещено основание новых монастырей без специальной санкции Синода, небольшие монастыри были объединены с более крупными, а некоторые вообще упразднены; имущество ряда монастырей было конфисковано. Репрессии против монастырей, начатые при Петре, продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. В 1730 году монастырям было запрещено приобретать земли, а в 1734 году был введен запрет на монашеские постриги кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Монастыри подвергались “разборам”, осуществлявшимся Тайной канцелярией: монахов, постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. Число монашествующих в период с 1724 по 1738 годы сократилось на 40 процентов… В 1740 году Синод решился доложить императрице, что “монашество на Руси стоит на грани полного уничтожения: в монастырях остались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к каким послушаниям и службам, а некоторые монастыри стоят совсем пустые”. С этого времени, по ходатайству Синода, постриги были возобновлены… В 1764 году вышел указ о секуляризации всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей. Более половины монастырей было упразднено: в частности, из 881 великорусского монастыря было упразднено 469. Численность монашествующих в великорусских губерниях сократилась вдвое – с 11 тысяч до 5450 человек». Положение монашествующих стало улучшаться только в XIX веке. Количество преподобных в XVI веке – 100, в XVII-м – 66, а в XVIII-м – только 10 человек! Такого в русской истории не было ни до, ни после. Собственно, эту информацию я, как и многие читатели, знал давно.

http://pravoslavie.ru/68541.html

Различные слухи и толки, волновавшие умы перед восшествием на престол Императрицы Анны, породили множество беспорядков во всех концах России и во всех русских сословиях. Приверженцы старины, ожившие и окрепшие в царствовавание Петра II, надеялись возвесть на престол бабку его, Евдокию Федоровну Лопухину. Первый голос, при избрании наследника Петру II, был в пользу царицы-инокини. Князь В. В. Долгорукий, издавна ей приверженный и близкий по делу царевича, а отчасти и по своей упорной любви к старине, желал поднесть ей корону. Но это предложение отвергнуто было большинством верховных сановников, которые предложили русский престол герцогине курляндской, Анне Иоанновне. Посланные к ней из Москвы депутаты отправились 19-го января. февраля 2-го прочитан был в Верховном Совете рескрипт Императрицы с изявлением её согласия, а 3-го обнародован манифест об её избрании. – 15-го февраля Императрица вступила в столицу. Волнения, приводившие в движение столицу, отозвались в отдаленных концах России. Туда доходили самые смутные слухи. Молва, без сомнения, изменяла и дополняла эти слухи по-своему. Во время самого разгара толков и смут обнародован был манифест о смерти Петра II и об избрании императрицы Анны. В Воронеж пришел манифест 14-го февраля. Местный вице-губернатор Пашков отослал его к преосвященному Льву. Тот ничего не отвечал, а между тем на следующий день – это было первое воскресенье Великого поста – на известном обряде православия велел везде, где надо было поминать имя Государыни, поминать «о благочествейщей великой Государыне нашей Царице и великой княгине Евдокии Феодоровне и о державе их», а потом о благоверных государынях цесаревне и царевнах. Так и сам он вспоминал на литургии, по принятии св. Даров в царских дверях. С того дня и в прочие дни воспоминание во всех церковнослужениях производимо было так же. Пашков 18-го числа послал к нему снова подполковника Барыкова, с требованием обявить манифест по обычаю и назначить, когда этому быть. Епископ обявил, что «церковнаго поминовения о Государе Императоре и молебнаго торжества о ея императорском величестве, без присланного к нему о том особливаго точнаго указа из Синода, собою чинить опасен, разсуждая то, что может быть не сделается ль впредь другой каков отмены». Пашков донес об этом в Москву. У Льва потребовали обяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Роковым для Петра Михайловича Еропкина стало знакомство с кабинет-министром Артемием Петровичем Волынским, который был выдвинут на высокую придворную должность Бироном, но впоследствии стал врагом всемогущего фаворита царицы. Волынский осуждал засилье немцев и иностранцев в окружении императрицы и в жизни страны. Слухи о замысле Бирона женить своего сына на принцессе Анне Леопольдовне – вероятной наследнице российского престола, усилили ненависть Волынского к влиятельному иностранцу. Он считал, что «опасная русскому государства власть Бирона еще более усилится, иноземцы окончательно станут владычествовать над русскими, станут русских отягощать податьми, вывозить казну, истощать государство, и этим подвергнут его страшной опасности, в случае неприятельского нападения». Волынский сочинял проекты реформ государства и читал их в кругу преданных и образованных людей: графа Платона Мусина-Пушкина, Федора Соймонова, Андрея Хрущова, и архитектора Петра Еропкина. Главный манифест Волынского назывался «Генеральное рассуждение о поправлении внутренних государственных дел». Поводом для расправы над Волынским и его единомышленниками стал произнесенный им публично упрек в том, что Бирон, как герцог Курляндский и вассал Польши, больше печется об интересах враждебного народа, чем русского государства. Вскоре после этого Волынский был арестован. Суд обвинил его, Андрея Хрущова и архитектора Петра Еропкина в подготовке мятежа и заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Все трое были приговорены к смертной казни. 27 июля 1740 года Волынский, Хрущов и Еропкин были обезглавлены и погребены без церковных обрядов на Сампсониевском кладбище Санкт-Петербурга. 4 сентября 1937 года настоятель храма Александр Васильевич Владыченский был арестован и впоследствии расстрелян, храм был закрыт и разорён. После войны в здании расположили печи и обустроили городскую хлебопекарню. В левом приделе были обустроены туалет и душевая. Несмотря на поругание, здание ещё поддерживалось в порядке и соответствовало санитарным нормам. Позже, когда сюда въехал склад вторсырья, храм оказался на краю гибели. В 1991 году брошенный на произвол судьбы храм, представлявший жалкое существование, передали общине верующих, после чего началось возрождение святыни. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00765

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010