А. Марченков. М., 2011. Одной из наиболее известных икон с изображением М. является храмовый образ московской ц. прп. Марона Пустынника в Ст. Панех на ул. Б. Якиманка (находится в центральном приделе, в киоте справа у солеи). Очевидно, икона была написана после 20-х - 30-х гг. XVIII в., когда в этой еще деревянной московской церкви, освященной в честь Благовещения Пресв. Богородицы, появился придел во имя М. В иконографии иконы, на к-рой М. представлен вместе со св. Иоанном Воином, нашло отражение почитание святых, храмы с престолами во имя к-рых расположены по соседству (ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка находится в 350 м от Мароновской ц.). Святые в 3/4-ном повороте к центру предстоят в молении образу «Воскресение - Сошествие во ад». М. (справа) изображен в монашеском облачении (темно-коричневой мантии, охристой рясе, зеленой схиме с красными крестами), куколь лежит на плечах. У него средней длины борода с проседью, разделенная на конце на 4 «космочки», слегка вьющиеся седые волосы. Левая рука в жесте моления, в правой он держит развернутый свиток с традиционной для рус. икон с XVI в. надписью (в 9 строк), представляющей обращение игумена к братии своего мон-ря: «                                            ». В надписи над нимбом М. назван Чудотворцем (        ). Развитие иконографии М. в рус. искусстве связано прежде всего со спецификой его почитания. В прошении 1730 г. священника церкви на Б. Якиманке Сергия Анисифорова имп. Анне Иоанновне о постройке вместо деревянного Благовещенского храма каменного с приделом во имя М. специально упоминаются свойства преподобного как целителя: «...огневицу и трясовицу утоляет и бесы прогоняет и от различных недугов и болезней всяких освобождает» (Краткие сведения. 1903. С. 6). Т. о., храмовая икона является примером отражения также и народных представлений о заступничестве святого в болезнях (в частности, мч. Иоанну Воину молились об обретении украденных вещей); пары святых на полях (вверху Кир (слева) и Иоанн, внизу Евфимия Всехвальная (слева) и Евдокия) не входят в «классический» ряд святых-целителей и могут быть святыми-соименниками заказчиков иконы или их родственников.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

А ученый человек, который умеет языки, знает многия истории, искусен в философских и богословских прениях, хотя доброго хотя злого он исповедания. Моя же речь есть о ученых людях, а не о церковном учении, в книгах заключенном». Родышевский говорил о Прокоповиче: «Чудесам святых, напечатанным в книгах, не верит и говорит: мне- де критика книга верить не велит». Прокопович отвечал: «Говорю и не я один, что лицемеры иногда притворяют святым иконам чудеса, о чем многия обличения суть и недавно на суде синодальном явились» 94 . – Из этих и других объяснений видно, что в мнениях Прокоповича не было ничего еретического, что его неправославие заключалось главным образом в том, что он не смешивал учения веры с предметами знания, непреложных истин с спорными вопросами науки, церковных обрядов с разными, часто суеверными, обычаями. Он постоянно восставал против этого смешения, так как оно составляло основный недостаток древнего периода, когда, в следствие отсутствия образования, к истинам веры примешивалось множество заблуждений, когда многие суеверные обычаи возведены были на степень церковных обрядов, и стремление уничтожить эти заблуждения и обычаи послужило одною из причин раскола. Вина Прокоповича заключалась в том, что он восставал против этих недостатков слишком резко и грубо. Вместе с Дашковым и Родышевским за старые формы церковной жизни и церковного управления стоял директор типографии, Михаил Авраамов (род. 1681 г.). Из автобиографии его видно, что он был человек проникнутый ревностью по вере, но не имел достаточного образования, чтобы правильно судить о делах веры и церкви. Сначала он служил в Посольском приказе, был при посольских делах в Голландии при Матвееве, потом служил в Оружейной палате и наконец в Петербургской типографии, где занимался печатанием книг. Авраамов известен разными проектами, которые он подавал всем государям, начиная с Петра В., Петру II, Анне Иоанновне и Елисавете Петровне 95 . В то время, как старая партия упрекала людей реформы и нового образования в протестантстве, люди нового образования упрекали ее в латинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила). По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом». Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых. В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

http://sobory.ru/article/?object=04622

В 1731 г. в Синодальном Казенном Приказе производилось дело об освящении придела св. вмч. Георгия при новопостроенной церкви во мя Спаса Нерукотворенного образа. В прошении, поданном 13 октября 1731 г., граф А. М. Апраксин просил разрешения на освящение предела св. вмч. Георгия и выдаче освященного антиминса, и указал, что настоящая церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа еще не достроена. На прошении последовала резолюция казначея Филагрия: «1731 года 18 октября по указу Ее Императорского Величества и по благословению Святейшего правительствующего синода об освящении предельной церкви и выдаче антиминса выдать указ». Того же года 20 октября из Синодального Казенного Приказа выдан указ Большого Успенского собора протопопу Иоанну Максимову велено: предел вмч. Георгия… освятить на выданном антиминсе по новоисправному требнику и освященный антиминс выдать той церкви попу Василию Федорову. 1 мая 1738 г. граф Федор Андреевич Апраксин подал прошение в Синодальный Казенный Приказ об освящении достроенной церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа и выдать освященный антиминс. Резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать о посвящении указ и антиминс. Вениамин епископ Коломенский, 1738 году мая 12 дня». Того же года 12 мая об освящении новопостроенной церкви выдан указ из Синодального Казенного Приказа Большого Успенского собора протопопу Никифору Иоаннову с братиею, по челобитью камергера графа Федора Андреевича Апраксина, велено в Звенигородской десятине, в селе Иславском, построенную церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа освятить ему, протопопу, на выданном из Синодального дома освященном антиминсе. После смерти графа А. М. Апраксина имение в разных уездах досталось его сыну графу Федору Андреевичу, а от него в 1754 г. перешло к его детям Петру, Александру, Николаю, Михаилу, Матвею, Наталье и Александре, между которыми имение было разделено в 1756 г. Дочери Екатерине Федоровне в приданое и сыну Михаилу Федоровичу досталось село Иславское. В 1779 г. жена И. И. Дурново, вдова Пелагея Павловна, купивши село Иславское у графа Апраксина, заложила его жене И. П. Архарова – Анне Яковлевне и за последней 17 июля 1780 г. утверждено определением Вотчинной Коллегии.

http://sobory.ru/article/?object=07293

В своем завещании 1727 г. Екатерина I повелела: «Никто никогда российским престолом владеть не может, который не греческаго Петр II (7 мая 1727 г.— 18 января 1730 г.), сын несчастного царевича Алексея, равно как и его приближенные, был так тесно связан с консервативной церковно-оппозиционной «старорусской партией», что в его православности не могло быть и тени сомнения. Совсем иначе обстояло дело с императрицей Анной Иоанновной (19 января 1730 г.— 17 октября 1740 г.). Она была выдана замуж за протестанта, герцога курляндского, и провела почти двадцать лет в немецко-протестантском окружении. Неудивительно поэтому, что уже в первых параграфах так называемых кондиций 1730 г. Анне предъявлялось требование исповедовать («содержать») православную веру и распространять После объявления 25 февраля 1730 г. о своем «самодержавии» Анна постоянно была обеспокоена настроением духовенства, и не раз в своих указах требовала от Церкви ежегодных молебнов о своем «богоугодном правлении». Ее Тайная канцелярия жестоко преследовала всех духовных лиц, которые не совершали таких молебнов. Кроме того, все духовенство обязано было в письменном виде клятвенно подтвердить свою верность В манифестах императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г.— 6 ноября 1796 г.) упоминания о ее «православии» и ее усердии в делах православной веры занимают большое На то у нее были веские причины. Во-первых, она хотела подчеркнуть различие между религиозной индифферентностью Петра III, его склонностью к протестантизму и пренебрежительным отношением к жизни Русской Церкви, с одной стороны, и своим правоверием — с Во-вторых, умная императрица полагала, что важно напоминать о своей принадлежности к православию и с психологической точки зрения для большего влияния на народное Вот почему в манифесте от 28 июня 1762 г. по поводу восшествия Екатерины II на престол подчеркивается не государственно-политический, а религиозный момент: «Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналася самым делом, а именно: закон наш православный греческий перво всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что Церковь наша греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменою древнего в России православия и принятием иноверного Коронация Екатерины II произошла 22 сентября, так же скоро, как и Анны Иоанновны, ибо эта церемония обеспечивала новой императрице церковное благословение.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи А. Я. Н. из Владимира в С.-Петербург, чтобы т. о. освятить новую столицу, новую обитель ( Александро-Невский мон-рь ) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей А. Я. Н. произошла 30 авг. 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя А. Я. Н. верхний храм ц. Благовещения Пресв. Богородицы Александро-Невского мон-ря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование А. Я. Н. в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание А. Я. Н. в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий». При имп. Петре II празднование 30 авг. было отменено, а при императрице Анне Иоанновне - восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы А. Я. Н.: 23 нояб.- на погребение бденная служба XVI в. и 30 авг.- на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист А. Я. Н. (СПб., 1853) составлен еп. Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. святые мощи А. Я. Н. были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г. В мае 1920 г. рака со святыми мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи А. Я. Н., обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака - в ГЭ. В мае 1988 г. мощи А. Я. Н. были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Деян 3:11–16 Деяния святых Апостол, зачало 9. Во дни оны, рече Петр к людем: покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших, яко да приидут времена прохладна от лица Господня, и послет пронареченнаго вам Христа Иисуса, Егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих пророк от века. Моисей убо ко отцем рече: яко Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене, Того послушайте по всему, елика аще речет к вам. Будет же, всяка душа, яже аще не послушает Пророка онаго, потребится от людий. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия. Вы есте сынове пророк и завета, егоже завеща Бог ко отцем вашым, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог, воздвигий Отрока Своего Иисуса, посла Его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших. Деян 3:19–26 Деяния святых Апостол, зачало 10. Во дни оны, глаголющым апостолом к людем, наидоша на них священницы и воевода церковный и саддукее, жаляще си, за еже учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых. И возложиша на них руки и положиша их в соблюдение до утрия, бе бо вечер уже. Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять. Бысть же наутрие собратися князем их и старцем и книжником во Иерусалим, и Анне архиерею и Каиафе и Иоанну и Александру, и елицы беша от рода архиерейска, и поставльше их посреде, вопрошаху: коею силою или коим именем сотвористе сие вы? Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Деян 4:1–10 Деяния святых Апостол, зачало 11. Во дни оны, видяще иудеи Петрово дерзновение и Иоанново и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся, знаху же их, яко со Иисусом беста. Видяще же исцелевшаго человека с нима стояща, ничтоже имяху противу рещи. Повелевше же има вон из сонмища изыти, стязахуся друг со другом, глаголюще: что сотворим человекома сима? Яко убо нарочитое знамение бысть има, всем живущым во Иерусалиме яве, и не можем отврещися, но да не более прострется в людех, прещением да запретим има ктому не глаголати о имени сем ни единому от человек. И призвавше их, заповедаша има отнюд не провещавати ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавша к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите? Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати. Они же призапрещше има, пустиша я, ничтоже обретше како мучити их, людий ради, яко вси прославляху Бога о бывшем. Лет бо бяше множае четыредесяти человек той, на немже бысть чудо сие исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Деятели петербургского периода мало почитали старину и национальную самобытную культуру и от многого из наследия предков открещивались. При таких обстоятельствах Троицкий монастырь, ставший уже в это время Лаврой, не мог сохранить своего влияния и притягательности, которыми он пользовался в Московской Руси; теперь высшие круги в нем видели скорее «благородную окаменелость» и не ощущали здесь живого сердца России. Главным и единственным «светильником образования» в России в то время являлся новорожденный Московский университет. Кроме него и церковных школ число тогдашних образовательных средств исчерпывалось четырьмя гимназиями да несколькими военными училищами, основанными при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне 32 . Да и эти немногие учебные заведения находились еще в зачаточном состоянии, не исключая и университета. Исконно русское школьное просвещение было представлено в то время лишь Славяно-греко-латинской академией в Москве, но и академия переживала полосу упадка. В этих необычных обстоятельствах Троицкая Лавра дала нечто ценное для русского национального просвещения – лаврскую семинарию, открытую в 1742 году. Новая Троицкая школа значительно отличалась от семинарий последующих времен, она приближалась старшими классами своими к высшей школе. Не забудем, первый из наших университетов, Московский, основанный на тринадцать лет позже Троицкой семинарии, много лет напоминал, скорее, гимназию, нежели высшую школу. Требовались реформы системы образования в духовных учебных заведениях – это понимал архимандрит Гедеон, но в первую очередь, и это становилось очевидным, надо было укреплять Троицкую семинарию людьми, умеющими отстаивать чистоту веры. И ставку в этом архимандрит делал на молодых. О тогдашнем, не совсем простом положении дел в Лавре рассказал историк И. М. Снегирев . Рассказ помогает понять сложность ситуации, в которой доводилось действовать архимандриту Гедеону. « Случай обнаружил пред набожною императрицею Елизаветою Петровною враждебное племенное разделение в святой обители Сергиевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Елевферий-Симеон Фёдорович, старший сын боярина Бяконта, постригся, в 1313 году, в московском Богоявленском монастыре под именем Алексия; в 1350 году хиротонисан в епископы владимирские (на Клязьме), а в 1354 году возведён в сан митрополита московского; скончался 12 февраля 1378 года, на 85-м году от рождения; православная церковь причла его к лику святых, и святые мощи его почивают в Москве, в им построенном Кремлёвском Чудовском монастыре. Святой митрополит Алексий, кроме блаженной и святой жизни своей, был ещё одним из величайших государственных мужей своего века. Младший брат его, Александр Фёдорович Плещей, был, при великом князе Димитрие Донском, наместником в Костроме (1375) и вслед за тем боярином. Правнук его, Михайло Борисович, находился боярином при великих князьях Василие Темном и Иоанне Великом. Из сыновей его: Андрей Михайлович и Тимофей Михаилович были, при Иоанне Великом, первый боярином, второй окольничим; внук Михайло Андреевич был окольничим при великом князе Василие Иоанновиче; правнуки Фёдор Михайлович и Дмитрий Михайлович находились окольничими при Царе Иоанне IV. Сын сего последнего, Иван Дмитриевич колодка, был воеводою: в Полоцке (1564), в Калуге (1568) и в Муроме (1583), а внук Матвей Иванович служил под начальством князя Д. М. Пожарского, участвовал в избавлении Москвы от поляков, участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; потом был (1614) наместником в Белой. Иван Евстафьевич неудача 184) был воеводою в Верхотурье (16001605). Алексей Романович был окольничим при Лже-Дмитрие и при Царе Шуйском. Четверо Плещеевых, из коих трое именовались Иванами, а четвёртый Григорием, участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Иван Афанасьевич 257) был чашником при Царе Михаиле Феодоровиче, а племянник его, Михайло Львович, находился боярином в правление Царевны Софии Алексеевны и в первые годы царствования Петра Великого. Двадцать пять Плещеевых владели населёнными имениями в 1699 году. Тайный советник Алексей Львович 357) был, при Петре Великом, президентом каммер-коллегии; при Петре II губернатором московским. Тайный советник Александр Алексеевич женат был на графине Анне Ивановне Чернышевой († 1817). Сергий Иванович († 1802) находился, при Императоре Павле, генерал-майором, статс-секретарём, кавалером святого Александра Невского и наконец действительным тайным совнтником, и пользовался особенною благосклонностию Императора Павла; он женат был на Наталие Фёдоровне Веригиной († в феврале 1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Женитьба на Екатерине Ивановне Ромодановской – родственнице великой княжны в будущем императрицы Анны Иоанновны, казалось, укрепило положение Головкина-младшего при дворе, однако судьба вельможи сложилась иначе. Став одним из влиятельнейших людей при малолетнем царе Иоанне Антоновиче, Головкин задумал план заточения в монастырь амбициозной дочери Петра I Елизаветы. Он составил проект устранения конкурентки на престол и отправил его с доверенным лицом во дворец регентше Анне Леопольдовне – матери Иоанна Антоновича. Однако письмо было перехвачено и прочитано Елизаветой Петровной, что позволило ей помешать замыслу Головкина. В ночь перед праздником святой Екатерины сторонники Елизаветы Петровны совершили государственный переворот: Анна Леопольдовна была лишена власти, а вице-канцлер Михаил Головкин был арестован и приговорен к смертной казни. Уже на эшафоте палач зачитал Головкину помилование – казнь была заменена лишением дворянства, чинов и вечной ссылкой в село Германг – ныне город Среднеколымск в Якутии. Екатерине Ивановне Головкиной суд предложил развестись с опальным графом, но она решила добровольно разделить участь супруга и последовать за ним в Сибирь. Ссыльные, как писал Ф. Г. Головкин, с высоты своего величия и «восточной роскоши» упали в нищету, питались на севере дикими кореньями и малоизвестными снадобьями, которые давали им якутские жрецы. Только спустя двадцать три года Е. И. Головкиной разрешили вернуться в Москву (сам граф Головкин давно к этому времени скончался). Слепая, но не утратившая жизненной силы и памяти Е. И. Головкина прожила в палатах своего отца почти до столетнего возраста. Ее племянник Ф. Г. Головкин вспоминал об этом времени так: «Она жила с величавой простотой древних бояр и принимала во всякое время всех, кто желал ее видеть; и все шли к ней, как на поклонение национальной святыне». Изначально храм на этом месте был выстроен из дерева. Как уже было сказано выше, деревянная церковь Святой Троицы была построена в 1694 году в сельце Губцове (что ныне село Троицкое) окольничего Ивана Юрьевича Леонтьева.

http://sobory.ru/article/?object=17656

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010