П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Протоиерей Владимир Бойков: Made in China, рожден в Австралии, русский ‘Вы, Батюшка, откуда родом’? Это первый вопрос, который каждый человек задает мне, особенно на Украине. Хотя сейчас все привыкли, что такой китаеобразный русский австралиец приезжает к ним — в Дивеево, в Оптину Пустынь, в Питер 17 декабря, 2012 ‘Вы, Батюшка, откуда родом’? Это первый вопрос, который каждый человек задает мне, особенно на Украине. Хотя сейчас все привыкли, что такой китаеобразный русский австралиец приезжает к ним — в Дивеево, в Оптину Пустынь, в Питер Протоиерея Владимира Бойкова не заметить посреди московской улицы сложно. Высокого роста китаец в подряснике — светится радостью. В России он бывает нечасто — путь из Новой Зеландии — неблизкий. К 300-летию православной миссии в Китае Протоиерей Владимир Бойков Родился 28 июля 1966 г. в г. Фэрфильде, пригороде Сиднея (шт. Новый Южный Уэльс, Австралия) в русско-китайской семье. В 1985 году поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США), которую окончил в 1989 г. В 1990 г. женился на Анне Дубланик. В 1990 году был рукоположен в сан диакона и служил в в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), был секретарем архиепископа Чикагского Алипия (Гамановича). В мае 2005 г. назначен настоятелем Воскресенского прихода г. Окланд (Новая Зеландия) и прихода Христа Спасителя г. Веллингтон (Новая Зеландия). В июле 2006 г. назначен благочинным приходов РПЗЦ в Новой Зеландии. Проживает в Новой Зеландии. Made in China, рожден в Австралии, русский «Вы, Батюшка, откуда родом»? Это первый вопрос, который каждый человек задает мне, особенно на Украине. Хотя сейчас все привыкли, что такой китаеобразный русский австралиец приезжает к ним — в Дивеево, в Оптину Пустынь, в Питер — в Иоанновский монастырь. Когда они слышат, что я родился в Австралии — непонятно. Потом слышат, что родители родились в Китае — «а почему вы не китаец»? Многие отмечают, что я по-русски без акцента говорю. Но я этого не понимаю — о каком акценте идёт речь?

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-bo...

Санкт-Петербург. Церковь Трёх Святителей. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. За Андреевским собором располагается небольшое, похожее на обычный дом, поскольку венчающий его небольшой куполок почти не виден из-за высокой двускатной крыши, здание церкви Трёх Святителей. Это редкий для Петербурга случай, когда два храма находятся рядом. В 1740 году прихожане Андреевской церкви обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом теплую каменную церковь. Из-за нехватки средств строительство затянулось. Церковь была построена в 1760 году, почти за тридцать лет до возведения каменного Андреевского собора. 17 сентября 1760 года она была освящена во имя Трёх Святителей, с приделом Благовещения на хорах. Деревянный двухъярусный иконостас и церковную утварь перенесли из разобранной домовой церкви князя Меньшикова. Архитектором церкви, вероятно, был Джузеппе Трезини, во всяком случае, сохранились документы, что он был причастен к ее и деревянного здания собора постройке. Церковь имеет три входа: северный, южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Одноглавая, с явными следами архитектуры барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно, что вид церкви за четверть тысячелетия практически не изменился. Внутри здание церкви разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых. В ноябре 1916 года Трехсвятительская церковь была временно предоставлена для богослужений грузин, которых в Петербурге насчитывалось около 6000 человек, а в январе 1917 года епископы Кирилл и Антоний открыли здесь грузинский приход. Приход Трехсвятительской церкви был закрыт весной 1918 года. В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений России, с 30-х годов здесь размещалась трикотажная фабрика. 15 июля 1991 года собору вернули здание Трёх Святителей Вселенских, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, с уничтоженным внутренним убранством. На пожертвования горожан ведутся восстановительные работы. 12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены церковные службы в отремонтированной Трёхсвятительской церкви. В установленном иконостасе помещены как иконы старинного письма, так и новые, специально написанные. Украшением церкви стали бронзовый запрестольный крест и паникадило, изготовленные в мастерских г. Софрино.

http://sobory.ru/article/?object=00741

Правовое положение раскола при императрице Анне Иоановне: замечания, высказанные на магистерском коллоквиуме 2 октября 1905 года Источник I II III IV   Замечания, высказанные на магистерском коллоквиуме 2 октября 1905 года при оценке диссертации Б.В. Титлинова «Правительство императрицы Инны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви» 1 . О достоинствах вашего сочинения, убедивших меня в том, что оно даёт вам право на получение той учёной степени, какую вы ищете, я говорил более или менее подробно в своём письменном отзыве. Так как последний теперь уже напечатан 2 , то высказанные в нём положения повторять считаю излишним. Сделаю только некоторые дополнения к ним, причём замечу, что если там я судил о вашей работе применительно к целому её объёму, то теперь, будучи призван ещё раз сказать своё слово, ограничусь замечаниями только о некоторых её частях. Я обращусь вот к двум последним главам вашей книги (V-й и VI-й), о которых вы и сами в предисловии делаете оговорку. Но и их я беру не целиком, а лишь в тех частях, предмет которых для меня, по моей специальности, более интересен. Начальная часть VI-й главы у вас носит такое заглавие: «Меры против раскола и заботы о миссионерском деле». Это весьма небольшая часть вашего сочинения, занимающая всего лишь несколько страниц. Подразумеваемая мною часть VII-oй главы «Контроль верховной власти над неисполнением подданными христианского долга» – по объему еще меньше. Тем не менее я прошу у ученого собрания себе некоторого времени, так как считаю предмет не маловажным, а характеристику его в несколько слов – недостаточною. В предисловии к сочинению (стр. 10–11) касательно названных глав вы находите нужным сделать оговорку – в том смысле, что всякое будущее «возражение» о «недостаточной полноте» вами здесь «разработанного» заранее устраняйте указанием на «недостаток» (недостаточность) вашего материала и на то, что «более детальное изложение не прибавляло никаких характерных черт для (?) занимающей нас стороны дела?» Я позволяю себе думать на этот счет иначе. Мне кажется, что вина здесь не в «материале», а в вашем методе его исследования. Материал ваш хотя и не обширен, но и не скуден 3 , а главное – он не бесцветен. Его «детали», часто для вашего предмета очень «характерные», не нашли у вас себе места лишь благодаря способу ведения вами дела.  

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

К истории книжных справ (в связи с проектами документов Межсоборного Присутствия о богослужебном языке) Книжные справы на Руси начались буквально с момента ее Крещения. Именно поновления обеспечивали непрерывное, преемственное развитие церковнославянского языка как лингвосистемы, предназначенной для богослужения и богослужебных книг. Каждая из справ, отличаясь разными историческими и социокультурными предпосылками, опираясь на разные духовно-мировоззренческие и лингвистические концепции, инициировалась определенными целями, главной из которых почти всегда было максимально адекватное понимание богослужебного текста. Осуществление данной задачи никогда не приводило к однозначным результатам, однако непременно обнаруживало неисчерпаемый потенциал церковнославянского языка, справа которого к концу XVII века практически прекратилась. Окончательным ее итогом вполне правомерно назвать Елизаветинскую Библию 1751 года . Еще в 1712 году указом Петра I повелевалось «издать печатным тиснением Св. Библию на славянском языке; а прежде тиснения прочесть ту славянскую Библию и согласить во всем с греческою семидясити переводчиков Библиею». К поставленной задаче петровские справщики отнеслись довольно смело, кроме греческого текста учитывая Вульгату и еврейский, масоретский, текст как оригинал Ветхого Завета. Их труд был окончен в 1723 году, и на следующий год последовало Высочайшее разрешение приступить к печатанию. Преждевременная кончина Петра I, однако, надолго остановила издание. В каждое последующее царствование возвращались к этому вопросу. Он ставился и при Екатерине I, и при Анне Иоанновне, но только в 1751 году, при Елизавете Петровне, долгожданное издание увидело свет. Насчитывается не менее шести комиссий, занимавшихся его подготовкой. Каждый раз работу начинали заново, вначале пытаясь освоить материал петровской справы, часто этим и ограничиваясь. На определенном этапе были обнаружены значительные расхождения текста петровских справщиков с греческой версией, и справщиков обвинили в нарушении воли императора Петра.

http://pravoslavie.ru/47372.html

Михайло Ломоносов. Русская комета Пафос, лирика, самоирония. Что главное в поэзии русского просветителя? 19 октября, 2015 Пафос, лирика, самоирония. Что главное в поэзии русского просветителя? День рождения самого человечного из титанов. Ломоносов – неразгаданный гений. Его значение частенько подвергают сомнениям. Пожалуй, главная его ипостась – просветитель. А что может быть важнее? По крайней мере, в середине XVIII века, как и сегодня, Россия нуждалась в форсированном просвещении и помех на этом пути тогда было не меньше, чем сегодня. Правда, власть наследников императора Петра осознавала необходимость просвещения – хотя бы декоративного. В последние десятилетия мы бодро осознанно откатываемся назад – и это также сознательный выбор, продуманная стратегия. Ломоносов бы её не одобрил. «Комет бледного сияния и хвостов причина недовольно ещё изведана, которую я без сомнения в электрической силе полагаю… сие явление с северным сиянием сродно». Ломоносов не только исследовал кометы, но и сам был подобен стремительному небесному телу, оставляющему яркий свет в потемках. Русская комета, не померкнувшая в истории. Что было главным в творчестве Ломоносова – ещё одна неразгаданная тайна. Одно мы можем точно сказать: сила ломоносовского поэтического дарования ощутима и в наше время. При жизни Ломоносова и ценили главным образом как стихотворца. Именно поэтические успехи принесли ему, простолюдину, славу и положение при дворе. Стихи открывали перед просветителем двери в самые изысканные кабинеты всесильных вельмож. Двор чувствовал необходимость не просто в придворном поэте, который способен развлекать и увлекать рифмованным красноречием. Елизавете Петровне хотелось видеть рядом с троном волшебника, чтобы пленял и поражал, как архитектура Растрелли, чтобы ведал про все секреты просвещённого века не хуже французов и немцев. К тому времени в России уже существовала традиция придворной поэзии. Так, Симеон Полоцкий воспевал царя Алексея Михайловича, Феофан Прокопович и Фёдор Журавский вострубили славу Петру Великому. Современник Ломоносова — Василий Кириллович Тредиаковский сочинял велеречивые оды Анне Иоанновне, а однажды выдохнул, как молитву, очень искренние «Стихи похвальные России». Он заступил на поэтическую вахту несколько раньше Ломоносова. Но именно Ломоносов превратил русскую поэзию в искусство номер один, стал главным комментатором эпохи. И значение его од – воспитательное, политическое – было куда выше, чем у предшественников.

http://pravmir.ru/mihaylo-lomonosov-russ...

" Неизвестный труд князя Н. В. Голицына о священнике Савве Дугине " - Т. В. Медведева   Яркая личность воронежского священника Саввы Дугина и его планы преобразований, адресованные императрице Анне Иоанновне, в последние годы заслуженно вызывают интерес исследователей . Однако первым историком, обратившим внимание на «попа Савву», был архивист и археограф князь Николай Владимирович Голицын (1874–1942 гг.), работавший над публикацией о Дугине столетием раньше, в 1915–1916 гг. Труд Голицына остался неизданным по ряду причин, но сохранился в его личном фонде и в настоящее время становится важным дополнением к уже опубликованным современным исследованиям. Выпускник исторического факультета Московского университета князь Н. В. Голицын несколько лет успешно трудился в Московской государственной академии МИД, где работал над архивом Г. Ф. Миллера и документами Константинопольского посольства. Он выступал с докладами в Обществе истории и древностей российских и издал в Чтениях ОИДР несколько своих работ по истории России XVII–XVIII вв. Переехав в 1903 г. с семьей в Петербург, где его ждала работа в Петербургском Главном архиве МИД и в Канцелярии Государственной думы, он продолжал исторические исследования и участвовал в крупных проектах, таких как, например, подготовка «Сборников Русского исторического общества» и тома «Е» Русского биографического словаря. В середине 1910-х гг. Голицын заслуженно стал одной из самых заметных фигур в отечественном архивном деле. С января 1916 г. он возглавил Государственный и Санкт-Петербургский Главный архивы МИД, а в марте 1917 г., на волне революционных событий, фактически, встал во главе Союза российских архивных деятелей: был избран на должность товарища председателя Союза, т. е. заместителя А. С. Лаппо-Данилевского, который руководил деятельностью организации скорее формально. На этом посту Голицын внес на рассмотрение ряд важнейших предложений по реформе архивного дела в России, многие из которых были реализованы позднее в советские годы . В апреле 1918 г. его избрали в состав Центрального комитета управления архивами.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133691/

Сколько в отечественной истории было Биронов? Вокруг фигуры Бирона слишком много слухов и литературы, и слишком мало документов… 13 марта, 2014 Вокруг фигуры Бирона слишком много слухов и литературы, и слишком мало документов… Найти в России объективные источники, рассказывающие о Бироне, довольно сложно. Поэтому для начала самая общая информация о семействе Биронов. Дореволюционный Энциклопедический словарь: «Бироны (собственно, Бирены) — небогатый, но, по-видимому, старинный Курляндский дворянский род. Упоминание о нем восходит k XVI веку. В Курляндии он никогда не пользовался любовью, потому что был на стороне герцогов против дворянства. Из того, однако, что один из представителей этого рода заведовал конюшнями Курляндского герцога, нельзя заключать о низком происхождении будущего регента русской империи. Есть указания курляндских источников, что этот заведующий конюшнями был близким другом герцога и спас ему жизнь в одном сражении». Итак, для начала понятно хотя бы то, что фаворит Анны Иоанновны Эрнст-Иоганн Бирон был не простым конюхом (в нашей истории можно встретить и подобные утверждения), а все-таки дворянином. Хотя к лошадям действительно питал наследственную страсть. За что, впрочем, Россия должна ему быть лишь благодарна, поскольку Бирон очень много сделал для развития у нас коневодства. В те давние времена конь был и танком, и трактором, и паровозом. Кстати, Биронов было несколько. Во всяком случае, из тех, кто оставил след в нашей истории. По моим подсчетам, четверо: сам фаворит, два его брата (старший и младший) и сын Эрнста-Иоганна — Петр, которого он долго, но безуспешно пытался женить на будущей правительнице России — Анне Леопольдовне. Сразу же замечу, что два брата фаворита служили России честно и в политику никогда не лезли. Старший, Карл, поступил на русскую службу при Петре Великом , был им отмечен, произведен в офицеры, не раз мужественно сражался за Россию. Однажды попал в плен к шведам, откуда бежал. Сам фельдмаршал Миних — любимец Петра, а позже главный противник фаворита (Бирона-среднего), дал ему такую характеристику: «Ревностен и исправен по службе, храбр и хладнокровен в деле». Совсем недурной отзыв для боевого офицера. Свою карьеру Бирон-старший закончил в должности генерал-губернатора Москвы, а затем вместе с братом-фаворитом абсолютно незаслуженно подвергся гонениям.

http://pravmir.ru/skolko-v-otechestvenno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Благовещение на Житном Дворе Церковь сия на противоположном конце Кремлевского подола у стены Благовещенской башни, на прежнем Житном или Запасном дворе. Этот двор поставила Великая Княгиня София Витовтовна на земле Ивана Фомина. 807 По ведомости в Патриаршей библиотеке 808 значится о строении в 1658 и 59 годах Житного двора, где в трех отдельных зданиях хранился всякого рода хлеб, который привозили из Государевых волостей. В 1737 году пожар истребил большую часть этих строений; остальные сломаны в 1773 г. при закладке новаго двора в Кремле по плану Баженова. Нам не известно, была ли там церковь до построение теперешней в 1731 году Императрицею Анною Иоанновной в честь явленного образа Благовещения Богоматери на внутренней городской стене. Предание гласит, что в царствование Иоанна Васильевича он явился одному узнику в этой башне и освободил его от пытки и казни. Вероятно, какой-нибудь особенный случай служил побуждением Императрице Анне соорудить здесь этот храм в самый год своего вступление на Всероссийский Престол. Из дел разрядного Архива 1737 года, видно что в Троицкой пожар храм сей уцелел, только сгорела при нем караульная изба с сенями. После 1812 года, он долго оставался без служения; наконец был возобновлен доброохотными дателями и причислен к ружным. Квадратное и одноглавое здание этого храма с трапезой примыкает к стене Благовещенской башни, которая заменяет колокольню. В подвалах его помещаются церковнослужители. Самая церковь , довольно обширная, в два света. Алтарный иконостас ея, в четыре пояса, состоит из образов старого письма в Греческом стиле; храмовый образ, писанный по штукатуре масляными красками на южной стене, в великолепном киоте, украшен серебряною ризою. Из вкладов Августейшей храмоздательницы здесь сохранялось напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью 809 , коей теперь в нем не находится: «В лето 1731, Ноября в 3 день, сия св. Евангелие серебряное, повелением благочестивейшия, самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийские, дано в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, которая построена в Кремле городе на Житном дворе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010