Другие архиереи, которые проявляли относительную независимость по отношению к власти, были бывшие эмигранты. Среди них на первом месте следует поставить Высокопреосвященного Митрополита Нестора (Анисимова). Это был архиерей с очень своеобразной биографией. Он родился в 1883 году в городе Вятке в семье небольшого военного чиновника. Затем Николай Александрович Анисимов (мирское имя Владыки) переезжает с семьей отца в Казань, и здесь происходит его знакомство с архимандритом Андреем Ухтомским (впоследствии архиепископом Уфимским), с одним из интереснейших и талантливейших иерархов, каких имела Русская церковь. Архимандрит Андрей тогда заведовал Духовной миссией среди инородцев. Сам человек не кастовый, не из духовного звания (в миру князь Ухтомский), он охотно сближался с религиозными людьми из мирян. Его сразу заинтересовал интеллигентный юноша из дворян. И он стал готовить его к монашеству и к миссионерской деятельности. Далее произошел случай, о котором очень красочно рассказывает Владыка в своих, к сожалению, неопубликованных, ходящих в самиздате, воспоминаниях. Однажды архимандрит получает огромный пакет, запечатанный сургучной печатью. Обратный адрес: Камчатка. Коля заинтересован: «Смотрите, отец архимандрит, откуда пакет — с Камчатки». Отец Андрей вскрывает пакет. И вдруг неожиданность. «Да, с Камчатки. Просят туда миссионера. Знаешь, что, ты туда поедешь». Так оказалось, что в этом пакете была судьба будущего Митрополита. Отец Андрей вскоре постригает Николая Анисимова в монахи с именем Нестора. А затем рукоположенный в священный сан молодой иеромонах Нестор едет на далекий, полуфантастический полуостров. Многообразная, долголетняя деятельность среди камчадалов, тогда совершенных дикарей. Потом приезд в Петербург. Доклад в Обществе духовного просвещения в духе православной церкви на Стремянной улице. Приходят слушать его рассказ о далеком, почти сказочном полуострове Митрополит Петербургский Антоний, многие архиереи, представители общественности. Широкие отклики в прессе. Высочайшая аудиенция у царя и царицы в Царскосельском дворце. Отец Нестор представляет проект организации Общества помощи Камчатке под покровительством малолетнего Наследника Цесаревича. В течение двух часов обсуждаются устав общества и значок общества. Но дело проваливают в Синоде. Обер-прокурор Лукьянов. Дело спасла Императрица Мария Федоровна, которая приняла иеромонаха в Аничковом дворце. Выслушала его рассказ о том, как его проект, уже утвержденный государем, был провален в Синоде и государь согласился с этим. Покачала головой, продекламировала своим низким контральто лермонтовский стих: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Таким образом, в авторитетных изданиях, выходивших на рубеже XIX-XX вв., миропомазание императоров рассматривалось в качестве особой степени таинства миропомазания. При этом указывалось, что эта степень в некотором роде аналогична той, на которую при осуществлении «повторного» таинства священства возводится священник во епископский сан. Однако известна и принципиально иная точка зрения. Её исповедовал один из самых известных в 1910-1920-х гг. своей активной общественно-политической позицией иерархов — епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский). В своей работе биографического характера — «История моего старообрядчества», написанной в сентябре 1926 г. (епископ Андрей в августе 1925 г. официально перешёл в староверие), владыка говорил: «Всем известно, что русские цари при короновании помазывались миром. С точки зрения канонической и догматической это было помазание миром и ни в коем случае не таинством миропомазания . И я лично считал это таинством только будучи гимназистом пятого класса (sic(!), т. е. ок. 1885 г.  — М.Б.), а когда стал разбираться в смысле церковных указаний, то стал уже критически относиться к детским учебникам (курсив наш. — М.Б.). Итак, таинство миропомазания не есть только помазание миром, а есть нечто несравненно большее. Таинство миропомазания есть таинственное введение новорождённого в св. Церковь, в благодатное церковное общество и через это введение — получение новокрещаемыми сугубых даров Св. Духа. Ранее, как известно, таинство миропомазания совершалось иначе: оно состояло в возложении рук (см. [Деян. 8, 4-17]). Поняв это возложение рук как акт введения новокрещаемого христианина в сообщество земной церкви, легко понять, что власть совершать это таинство должна принадлежать исключительно главам земной общины, апостолам и епископам». Есть все основания полагать, что епископ Андрей не был единственным выпускником как гимназии, так и Московской духовной академии (оконченной им в 1895 г. со степенью кандидата богословия), придерживавшимся такой, с позволения сказать, оригинальной точки зрения.

http://bogoslov.ru/article/412404

Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей Андрей был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. К тому же, в настоящее время он одновременно признан «Русской Православной Церковью истинных православных христиан» основателем «самой многочисленной ветви ИПЦ» (так называемых «андреевцев»), от которого в настоящее время «сохраняется апостольское преемство катакомбной иерархии». Судя по «тяжести» формальных аргументов, приводимых в пользу каждого из утверждений о «конфессиональной самоидентификации» епископа Андрея (считавшего себя, кстати сказать, до самой своей мученической смерти уфимским архиереем, каковым он был назначен ещё в 1913 г.), окончательно прояснить ситуацию в этом вопросе вряд ли уже кому-либо удастся. Единственное, по моему мнению, можно утверждать с уверенностью – до конца своих дней он оставался истинным христианским пастырем, не испытывавшим никаких сомнений в своей принадлежности к русскому православию. В постсоветские годы статьи об архиепископе Андрее были помещены во многих словарях и энциклопедиях: в частности, в изданиях «Политические деятели России 1917: Биографический словарь» (1993 г.), «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996 г.) и в первом томе «Татарской энциклопедии» (2002 г.). Однако в них не имеется никаких упоминаний о его общественно-политической деятельности до февраля 1917 г., что, учитывая открытый и достаточно широко освещённый в тогдашней прессе характер последней, является весьма странным. Дабы хоть как-то восполнить этот пробел, позволю себе в контексте краткой дореволюционной биографии епископа Андрея акцентировать внимание на ряде малоизвестных фактов из казанских периодов его жизнедеятельности. «Я пошёл служить Духу...» Будущий епископ Андрей – в миру Александр Алексеевич Ухтомский – родился 26 декабря 1872 г. в родовом имении – селе Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье председателя уездной земской управы Алексея Николаевича Ухтомского (ранее состоявшего на военно-морской службе и непродолжительное время работавшего в Канцелярии Ярославского губернатора).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Николаю (Ярушевичу ; впосл. митрополит), управлявшему тогда не признавшими обновленческого ВЦУ («автокефальными») приходами Петроградской епархии. Еп. Николай полностью оправдал К., а клеветников запретил в священнослужении. В кон. 1922 г. Крестецкий еп. Серафим (Велицкий) вышел из подчинения ВЦУ и встал во главе «автокефальной» Новгородской епархии. В связи с обострением борьбы с обновленцами, поддержанными органами власти в организации репрессий против правосл. духовенства, весной 1923 г. были учреждены новые викарные кафедры. Кандидатами на поставление викарными епископами в Новгородской епархии стали наиболее видные борцы с обновленчеством - К. и настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря архим. Иоанникий (Сперанский) . Еп. Серафим, находившийся под домашним арестом в Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , поручил просить о помощи еп. Андрея (Ухтомского) , ранее совершавшего тайные хиротонии для «автокефальной» Уфимской епархии (в мае 1923 еп. Андрей недолго находился на свободе в Москве после тюремного заключения и перед отправкой в ссылку). Получив обращение из Новгорода, еп. Андрей благословил прибывших в Москву для встречи с ним викарных архиереев Уфимской епархии Бирского еп. Трофима (Якобчука), бывш. насельника Макариевой пуст., и Аскинского еп. Серафима (Трофимова) совершить просимые епископские хиротонии для Новгородской епархии. 3 июня 1923 г. прибывшие в Воскресенский мон-рь епископы Трофим (Якобчук) и Серафим (Трофимов) с ведома и согласия управляющего Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима (Велицкого) совершили хиротонию К. во епископа Макариевского или, по др. сведениям, во епископа Любанского (в ПЭ в ст. «Воскресения Господня мужской монастырь (Макариева пустынь)» было ошибочно указано, что хиротония К. состоялась 4 апр. (ПЭ. Т. 9. С. 440)). 9 июня К. вместе с еп. Трофимом совершил хиротонию архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. В июле 1923 г., узнав об освобождении патриарха Тихона из-под ареста, Крестецкий еп. Серафим направил ему рапорт о хиротонии К., к-рого характеризовал как «достойного и ревностного мужа, пользующегося уважением всего окрестного населения и всего мона[ше]ства, молитвенника и поборника за веру Христову» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 316 об.). Пребывая по-прежнему в Воскресенском мон-ре, К. продолжал вести энергичную борьбу с обновленчеством. В одном из своих обращений в Новгородский губисполком обновленцы просили гражданские власти «парализовать вредное действие, вносящее смуту в массы, епископов «тихоновских» Серафима [Велицкого], Кирилла [Васильева] и Иосифа [Николаевского]… Если их почему-либо нельзя удалить из Новгородской губернии, то желательно было бы их изолировать, чтобы они не могли влиять на темные массы» (ГАНО. Ф. 269. Оп. 1. Д. 5. Л. 66-67).

http://pravenc.ru/text/1840317.html

Сергиевская ц., где служил свящ. Валентин, осталась в канонической Церкви и стала одним из центров борьбы с обновленчеством в Ташкенте. После того как в нач. 1923 г. управлявший Ташкентской епархией архиеп. Иннокентий, опасаясь репрессий со стороны властей, покинул паству и выехал в Москву, свящ. Валентин и прот. Михаил Андреев взяли на себя организацию епархиальной жизни. 27 февр. ими было созвано собрание иереев и церковных старост, оставшихся верными каноническому Православию, на к-ром был создан Союз приходов Туркестанской епархии как замена захваченного обновленцами епархиального управления. Собрание приняло решение о необходимости замещения Ташкентской кафедры и избрало свящ. Валентина кандидатом в епископы. Для содействия в осуществлении архиерейской хиротонии собравшиеся обратились к находившемуся в это время в Ташкенте в ссылке еп. Андрею (Ухтомскому) , назначенному патриархом Тихоном на Томскую кафедру, но не вступившему в управление своей епархией. Еп. Андрей одобрил кандидатуру о. Валентина и совершил над ним монашеский постриг, дав имя в честь ап. Луки, евангелиста, врача и художника. Для архиерейской хиротонии еп. Андрей направил Л. с сопроводительным письмом в Пенджикент, где отбывали ссылку епископы Суздальский Василий (Зуммер) и Болховский Даниил (Троицкий) . 31 мая 1923 г. они совершили над Л. хиротонию в пенджикентской ц. во имя свт. Николая. По просьбе епархиального Совета приходов Л. взял на себя управление Туркестанской епархией. 3 июня Л. впервые отслужил воскресную всенощную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Ташкента. Занимавшие его ранее обновленцы оставили храм. Вступление Л. в управление Туркестанской епархией вызвало немедленную реакцию властей. 4 июня в Ташкентском ун-те был организован студенческий митинг с требованием об увольнении проф. Войно-Ясенецкого. Хотя руководство ун-та отвергло это требование, 5 июня Л. был вынужден заявить об уходе с профессорской должности. 6 июня в газ. «Туркестанская правда» появилась клеветническая статья об архиерее.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

11 апреля по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе осенью 1925 г. Бывший епископ Антонин (Грановский) со свойственным ему своеобразием призывал митрополита Петра «на весь мир громко воскликнуть: Кириллы и Николаи Романовы и вся зарубежная шатия, я от вас отвернулся давно! Я ваш враг, поскольку вы враги новых условий общественности, созданных революцией... Тогда только станет ясно,– продолжал он,– что митрополит Петр не контрреволюционер, а холодное, вежливое признание Советской власти – это скрытая форма контрреволюции» 203 . Хотя Антонин, тогда уже порвавший с обновленческим синодом, говорил это лично от себя, тем не менее стали понятны те жесткие условия, которые выдвигались приверженцами «объединения» своим предполагаемым партнерам. Некоторые из пастырей и архипастырей, скорбевших о церковных нестроениях, все еще надеялись на возможность преодоления раскола, иные готовы были даже пойти навстречу пожеланиям раскольников. В Ленинграде одним из самых ревностных сторонников объединения стал протоиерей Николай Чуков. С призывом к прекращению вражды с обновленцами выступил и сосланный в Туркестан епископ Андрей (Ухтомский), не видевший достаточных оснований для распрей. Московская паства была встревожена позицией митрополита Уральского Тихона (Оболенского), склонного к примирению с обновленцами из-за прежних дружественных отношений с председателем обновленческого синода лжемитрополитом Вениамином. Для успокоения паствы митрополит Тихон на некоторое время удалился из Москвы в свою епархию. Одним из самых непримиримых противников раскола и борцов за чистоту православия был томившийся в далекой северной ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). В письмах и высказываниях, доходивших до верных чад Церкви, митрополит Кирилл предостерегал паству от примирения с раскольниками, похитителями церковной власти и изменниками православия. В ответ на приглашение участвовать в обновленческом соборе епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, выпустил послание к своей пастве, в котором заклеймил обновленцев как раскольников и врагов Божиих, и в частности обновленческого архиепископа Иосифа, также обратившегося к верующим с обновленческих позиций 204 . Непримирим по отношению к раскольникам был тогда и митрополит Нижегородский Сергий, в прошлом присоединявшийся на короткое время к обновленцам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр считал, что речь на переговорах может идти не о соединении, а лишь о присоединении к православной Церкви отпавших от нее после их покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

213 Епископ Вениамин (Казанский) был избран на Петроградскую кафедру 24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян: за него проголосовали 976 человек из 1561. В 1918 году возведен в сан митрополита. См. далее рассказ «Избрание». 214 Митрополит Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов, 1858–1920). Родился в семье священника в Рижском уезде. Окончил Киевскую духовную академию, в 1883 году принял монашеский постриг. Преподавал в духовных учебных заведениях. В 1891 году назначен ректором Петербургской духовной семинарии. В 1894 хиротонисан во епископа Новгород–Северского, затем занимал Тульскую, Курскую, Владикавказскую, Самарскую кафедры. С 1914 года – экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода. В ноябре 1915 возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским. После февральской революции 1917 года был арестован, затем уволен «на покой» как ставленник Г. Е. Распутина. Проживал в пределах Владикавказской епархии, на территориях, занятых Вооруженными силами Юга России. В последний период жизни находился на попечении митрополита Антония (Храповицкого) . 216 Архиепископ Андрей (в миру – Александр Алексеевич Ухтомский, 1872–1937) – один из основателей Катакомбной церкви. Происходил из княжеского рода. Окончил Московскую духовную академию. В 1895 году принял монашеский постриг, в том же году рукоположен во иеромонаха. Занимался миссионерской работой среди осетин, татар, абазинов, сванов. В 1907 году хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, затем был епископом Сухумским, Уфимским и Мензелинским. Участник Поместного Собора в 1917–1918 годах. Проводил активную работу по воссоединению со старообрядцами, был председателем Съезда единоверцев. Руководил духовенством Третьей армии А. В. Колчака. Несколько раз был арестован. В 1923 году приговорен к трем годам ссылки. Тайно совершал архиерейские хиротонии, постриг в монахи будущего архиепископа Луку (Войно–Ясенецкого) (см. о нем примеч. 16 к гл. «Крымские подвижники»). В 1925 году стал старообрядцем. В конце 1926 возвратился в Уфу и объявил епархию автокефальной; резко выступил против Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия ( Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. С 1927 года практически все время был в ссылке или в тюремном заключении. В 1937 году расстрелян по приговору «тройки» НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

2 . В составе членов Всероссийского Поместного Собора практически в равных частях были представлены священнослужители и лица духовного звания (48,5%) и миряне (51,5%). Вместе с тем, ведущая роль в рассмотрении и главенствующая роль при принятии решений (Определений) Собора принадлежала архипастырям РПЦ. 3 . Члены Собора имели весьма высокий образовательный статус. 264 чел. (или 46%) имели научные степени в богословии, церковной истории, церковном праве и светских науках. То есть, должны быть оценены как специалисты высшей научной категории. Кроме того – 101 чел. (или 17,5%) имели, в современном представлении, «высшее образование». Таким образом, 365 чел. (или 63,5%) следует отнести к числу высоко квалифицированных, профессиональных специалистов. Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью Всероссийского Поместного Собора в разрезе избранной для исследования темы. 3.2. Миссионерское содержание Определений ВПС 1917–1918 гг. Выше были раскрыты принципиально важные деяния I–V Всероссийских миссионерских съездов, рассмотрены решения съездов монашествующих РПЦ в части развития православной миссии, ее реорганизации на протяжении 30-летней предреволюционной истории Церкви. Решения Поместного Собора 1917–18 гг., в отношении миссионерской деятельности РПЦ, безусловно, имеют эпохальное значение, являются контрапунктом преобразования миссионерской деятельности Церкви и до сего времени играют непреходящую направляющую роль во всей миссионерской жизни. Для рассмотрения вопросов миссионерской деятельности на Соборе был открыт Отдел о внутренней и внешней миссии. Вокруг создания отдела развернулась дискуссия, связанная как с названием отдела, так и со сферами его компетенций. Так, например, предлагалось изменить название на «зеркальное» – о внешней и внутренней миссии, или учредить еще один отдел «Иностранная [православная] миссия». В частности, архим. Гурий (Степанов ; инспектор Казанской Духовной Академии, избран от монашествующих), предложил выделить внешнюю миссию в особый Отдел с. 135]. Такую же позицию занял епископ Андрей (Ухтомский, Уфимский и Мензелинский, присутствующий в Св Синоде, член Предсоборного Совета) с. 139]. Были и другие предложения по разъединению и соединению Отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

31 мая 1923 г. священник Валентин Войно-Ясенецкий был хиротонисан во епископа, что вызвало недоумение в Туркестанском ОГПУ. В июне епископы Лука (Войно-Ясенецкий), Андрей (Ухтомский) и протоиерей Михаил Андреев были арестованы и немногим позже отправлены в Москву для заключения в Бутырскую тюрьму. В это время ВЦУ определило на обновленческую Туркестанскую кафедру женатого «епископа» Николая Коблова, занимавшего пост уполномоченного ВЦУ в Петрограде. Обновленческий «епископ» прибыл в Ташкент в начале июля 1923 г., когда лидеры Патриаршей Церкви уже были арестованы. Деятельность Коблова в Туркестане была направлена в основном на подчинение православных приходов ВЦУ, причём происходило это насильственным образом при поддержке ГПУ НКВД. В ведение обновленческого Ташкентского епархиального управления перешли и крупные ташкентские храмы: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Иосифо-Георгиевский собор, Благовещенский вокзальный собор, Сергиевская церковь. При этом староцерковное духовенство, сопротивлявшееся «обновлению епархиальной жизни», смещалось с настоятельских мест, некоторые священники подверглись арестам и ссылкам . Верующие сообщали Патриарху Тихону о бедственном положении православных Ташкента. В частности, Святейшему в 1923 г. писал Д. Петровский: «Православные церкви ныне запечатаны все до единой и переданы группе верующих “живой церкви”, молящиеся разогнаны — Православная Церковь в Туркестане ныне не существует. Прошу Вас, Святейший Патриарх, принять посильное, в Ваших условиях, участие в судьбах нашей православной церкви и спасти положение всех православных, ныне не имеющих места, где помолиться Господу Богу нашему» . «Епископ» Николай Коблов, обвинив в нелояльности членов обновленческого Ташкентского епархиального управления, включая и протоиерея Григория Брицкого (он являлся и благочинным по Ташкенту и Ташкентской области), отстранил их от работы в управлении. Также Коблов уволил протоиерея Алексея Микулина с должности уполномоченного ВЦУ по Туркестанской епархии. И Микулин, и члены Епархиального управления обжаловали неправомерное действие «епископа» в обновленческом Священном Синоде. Для этого в Москву ездил Брицкий, чтобы подробно доложить Синоду о произошедшем конфликте. В итоге Коблов был переведён в распоряжение Сибирского «митрополита» и покинул Ташкент в феврале 1924 г. «Законное» обновленческое Ташкентское епархиальное управление было восстановлено в своих правах, а вместо уволенного Микулина новым уполномоченным ВЦУ стал протоиерей Григорий Брицкий .

http://bogoslov.ru/article/6175403

7928. Л. 4; Д. 7935. Л. 15; ЦГИА Республики Башкортостан. Ф. И-112. Оп. 1. Д. 189. Л. 1-12; Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 17. Л. 84; Архив УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-19699. Ист.: Двадцатипятилетие священнослужения о. настоятеля Уфимского кафедр. собора прот. Е. В. Еварестова//Уфимские ЕВ. 1912. 14. С. 607-616 (отд. отт.: Уфа, 1912); Список учредителей Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе. Уфа, 1916; Известия Уфимского Губревкома: Газ. 1919. 11 дек. Лит.: Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, прот. Е. Еварестова, прмц. Маргариты (Гунаронуло)//ЕжБК, 1998. С. 223-238; Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Кафедр. прот. Е. В. Еварестов//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Респ. науч.-практ. конф.: Сб. тр. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 26-32; Максимов К. В. Возникновение и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе в 1916 г.//Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 176-183; Зимина Н. П. Общероссийские правосл. святые Республики Башкортостан//Там же. С. 210-269; она же. Еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе (1916-1919 гг.)//Свобода совести в России: Ист. и совр. аспекты: Сб. науч. тр. М., 2005. Вып. 2. С. 211-227. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/187035.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010