Игорь Алексеев Скачать epub pdf В плену идеологических стереотипов Епископ Андрей (в миру – князь А. А.Ухтомский ) принадлежит к числу тех российских церковных, общественных и государственных деятелей, которых нельзя считать обделёнными вниманием отечественных исследователей. Ещё в советское время за бурное контрреволюционное прошлое его периодически поминали недобрым словом идеологически подкованные «пролетарские историки». Но особый интерес к личности епископа Андрея пробудился у российских исследователей в начале 1990-х гг., когда за свои «прогрессивные» высказывания, он, вкупе со многими «творцами февральской революции», был зачислен в обойму либеральных деятелей «новой России» образца 1917 г., открыто выступивших затем против большевистского режима в рядах белого движения. Вышедшее в 1991 г. в Москве документальное исследование М.Л.Зеленогорского (Гринберга) «Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)», несмотря на явные хронологические «разрывы» и неоднозначность целого ряда оценок, во многом предопределило тон последующих публикаций о нём, как о «епископе-демократе» 1 , который, по известному выражению архиепископа Евлогия (в миру – В.С.Георгиевского), «прогремел на всю Россию» своим либерализмом. Во многом благодаря этой работе в российской историографии уже сформировался устойчивый «демократический» образ епископа Андрея, который, однако, откровенно диссонирует с теми общественно-политическими взглядами, сторонником и активным проводником коих он являлся на протяжении многих лет (и особенно – в казанский период своего пастырского служения). Иными словами, речь идёт о деятельном участии тогда ещё архимандрита (а затем – епископа) Андрея в право-монархическом (черносотенном) движении, о чём ни словом не оговариваются ни М.Л.Зеленогорский (Гринберг), ни другие современные исследователи. Действительно, епископа Андрея, не скупившегося на эмоционально-резкие и порой субъективные оценки деятельности современных ему церковных и государственных институтов, при желании можно назвать и «демократом», и «либералом» (и даже «христианским социалистом»), но отнюдь не в привычно-заезженном ныне западном понимании этих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ III Глава 8. НА РОССИЙСКОЙ ОКРАИНЕ По пути в город Верный После Крестовоздвижения преосвященный Пимен в последний раз спустился по ступеням главного корпуса и вышел во двор Урмийской миссии. Обнявшись с сотрудниками и осенив себя крестным знамением, он в последний раз окинул взглядом двор и строения. Больше он их не увидит никогда, но лишь Богу единому ведомо было будущее. Ночь пути Каспийским морем от Баку до Красноводска, далее Закаспийская железная дорога, соединявшая берег Каспия с Ташкентом. Однажды таким же ранним утром с трапа парохода на этот берег сошёл полковник Н.П. Краснов, державший путь на службу в город Джаркент Семиреченской области. Краснов оставил записки, и мы перелистаем их. Пассажиры, подходившие от пристани к железной дороге, первым делом видели белую постройку станции, за нею такой же низкий, плоский и белый город. Состав из громадных пульмановских вагонов белым видением стоял в розовеющих на солнце песках пустыни. У станции, по высыхающей, блестящей солонцами луже бродили розовые цапли – фламинго. В отличие от полковника Краснова, путешественник, о котором идет повествование, не совершал для себя открытия, вглядываясь в розовых птиц и дрожащие миражи в ослепительном солнце. Не чувствовал себя первооткрывателем, наблюдая туркменов в белых халатах и чалмах, совершавших на ковриках свою молитву. Перемещаясь по азиатскому пространству из одного угла в другой, он фиксировал наметанным глазом особенности Русской Азии. Поезд очень скоро отошёл. Мимо проплыли лужи и фламинго, постройки станции, показались пески и барханы. Колёса вагона выстукивали торжественные марши. Трепетали белые оконные занавески. Иногда вдали мелькало селение – белые постройки, белые стены, вокруг них − чахлая пыльная растительность. Станции были редкими, но так много говорили их названия! Это были вехи пути фон Кауфмана, Скобелева, Анненкова – героев завоевания Россией этого края. Мог ли епископ представить, что через несколько лет одна из выжженных солнцем станций, а именно Теджен, станет местом политической ссылки бывшего начальника Урмийской духовной миссии епископа Сергия. С ним будет коротать срок, прозябая в бедности и праздности, известный в церковно-общественных кругах России епископ Андрей (князь Ухтомский)…

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Прежде всего заметим, что представление Судии мира карающим, и представление Последнего Суда лишь простым возмездием ошибочно с догматической точки зрения . Кроме того, вредно оно и с нравственной, ибо заставляет человека относиться к Богу со страхом. Это не тот страх, который есть начало премудрости и не тот, который спасителен , а тот, которым трепещут бесы и который не может никогда перейти в любовь к Богу, чего требует от своих последователей христианская религия, так как только любящий Бога может прославлять Его и блаженствовать в этом славословии. Об этой цели земной жизни человека: научиться любить и хвалить Господа, святой Григорий Нисский говорит так: «Цель сотворённого та, чтобы во всём творении духовным естеством прославляема была всего превысшая Сила, когда небесное и земное одним и тем же действованием – разумею обращение взора к Богу – соединяется между собою к одной и той же цели. Это действование – обращение взора к небу – не иное что есть, как жизнь, свойственная и сообразная духовному естеству. Ибо как тела, будучи земными, поддерживаются земными снедями, и в них примечаем некоторый род жизни телесной, одинаково совершающейся в бессловесных и словесных: так надлежит предположить, что есть и такая умом постигаемая жизнь, которою естество соблюдается в существовании. Если плотская пища, будучи чем-то притекающим и утекающим, самым прохождением своим влагает некоторую жизненную силу в тех, в которых она бывает, то приобщение истинно-сущего, всегда пребывающего и вечно неизменяющегося, не гораздо ли паче сохраняет в бытии приобщающегося? Посему-то (если свойственная и приличная духовному естеству жизнь состоит в том, чтобы быть причастным Богу) не произойдёт приобщения между противоположными, если желающее приобщения не будет некоторым образом сродно с тем, чего приобщается. Ибо как глаз услаждается светом, потому что в себе самом имеет естественный свет для восприятия однородного с ним, и... никакой другой из членов тела не производит зрения, потому что ни в каком другом члене не заготовлено природного света: так, чтобы соделаться причастником Божиим, совершенно необходимо в естестве приобщающегося быть чему-либо сродному с тем, чего он приобщается... Истинная жизнь души производится приобщением доброго, а при незнании, препятствующем Богопознанию, душа, не будучи причастницею Божиею, лишается жизни» (Т.4,с.340).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Я не решился бы беспокоить редакцию академического журнала просьбой оказать внимание моим посильным наблюдениям над русской жизнью, если бы не сознание глубокой своей ответственности пред собратьями моими в случае молчания. Слишком для меня ощутительна и даже близка общецерковная опасность и чувствую, что в совести своей «биен буду много», если не поделюсь своими предчувствиями. Доселе внешнее положение священнослужителей было в обществе не ясно и во всяком случае, ни им, ни их церковному делу (как бы они его ни совершали) не грозила прямая и непосредственная опасность. Теперь времена резко меняются! Ранее встречавшееся в обществе забвение духовенства и игнорирование им ныне переходит в настоящую борьбу, принимающую иногда совсем резкий характер там, где народ имеет основания быть на стороне этого общества (примером этого может быть весь Кавказ). Вот страшные прецеденты к тяжким временам и обстоятельствам, которые необходимо предвидеть, предусмотреть и по возможности, осилить. Россия сейчас делится на несколько партий, на знаменах которых одинаково написано: народолюбие. И только на этом основании каждая старается навербовать себе более членов. Но странное дело; народ, несомненно, сторонится всех этих своих радетелей. Отыскивая тому причину, мы убедимся, что народ сам представляет из себя огромную «партию» (если уж нужен этот термин), – которая резко отличается от всех иных своей религиозностью. Назовем ее, – церковно-народной. Эта партия, собственно и есть сам народ, по количеству самая многочисленная часть населения России. Около этого, численно подавляющего все иные партии большинства, группируются другие общественные деятели. На народном языке выражаясь, другие партии народолюбцев можно назвать: 1) «господская», «барская» (демократы-конституционисты) и 2) «фабричная» (социалистическая), – «отпетый народ», как зовут «фабричных» великороссийские крестьяне, намекая на их безрелигиозность. «Господская» партия, доселе собственно сидевшая на народной шее, что хорошо сознает народ, никогда не будет любима народом и в народе не имеет будущности. Ее прошлое стоит преградой между ней и народом. Да и ее настоящее слишком прозрачно, чтобы в этих «господах» народ заподозрил для себя что-нибудь приятное. Так эти деятели всегда останутся от народа далекими и для него чужими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Заключение В заключении наших мыслей о том, что Страшный Суд Христов по существу своему будет временем полного раскрытия любви Божией к человечеству, приведём слова свв. Антония Великого и Исаака Сирина . Первый из них пишет: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков – о добрых радуется, злых отвращается – на грешников гневается, а когда они каются, бывает милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая, всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по не сходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие не то значит, чтобы Он имел гнев на нас, но то, что грехи не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же и мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий, и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: Солнце скрывается от лишённых зрения (Добротолюбие, еп. Феофана, т. 1-й; св. Антония, Наставл., 150). Эту последнюю мысль о неизменно благостном отношении Бога к человеку даже и грешному, основанном на самой неизменяемости Бога, Который есть любовь ( 1Ин.4:16 ) развивает св. Исаак Сирин , который пишет: «кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви. Бог вразумляет с любовью, а не отмщает (да не будет сего!); напротив того, имеет в виду, чтобы исцелел образ Его, и не хранит гнева до времени. Этот способ любви есть следствие правоты и не уклоняется в страсть мщения» (Из «Слов подвижнических», 85-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Андрей (Ухтомский Александр), еп.б.Уфимский и Мензелинский Родился 26 декабря 1872 года в Ярославской епархии. Окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища, пострижен в монашество 2 дек., а 6 дек. рукоположен во иеромонаха. В 1897 г. – инспектор Александровской миссионерской семинарии. 1899 – наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита. 4 окт.1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, вик. Казанской епархии и назначен завед.Казанскими миссионерскими курсами. Хиротонию совершали: архп. Димитрий, Назарий, еп. Нижегородский; Митрофан, еп. Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г.Казани. С 25 июля 1911 – епископ Сухумский. С 22 дек. 1913 – епископ Уфимский и Мензелинский. В 1918 отлучил от Причастия грабителей чужих имений, написав послание следующего содержания: «Я не могу и не имею права, как епископ молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Всякий грабитель есть оскорбитель святой Церкви, и Церковь на два года отлучает его от святого своего общения, по свящ.канонам. Поэтому и я, как епископ Церкви Уфимской, по данной мне от Господа Иисуса Христа власти вязать и решить грехи человеческие, настоящим посланием своим определяю и объявляю: все воры и грабители, носящие христианское имя и участвовавшие в погроме г.Уфы, отлучаются от св.Причастия, на два года; в случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучаются на один год. Только в случае смертельной болезни эта епитимия может быть снята духовником. Пусть за эти два года все эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении греха своего, да отвратит Господь от нас всех гнев свой, праведно на нас движимый». (Ц.В. за 1918 г., 5, стр.211). Прибавление. В 1921 назначен епископом Томским, но в Управление епархией не вступил. 28 авг.1925 перешел в старообрядческий раскол, приняв от них миропомазание, за что Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Петром был запрещен в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русская Православная Церковь XX век 26 декабря 1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым). Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви. Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

http://pravoslavie.ru/5688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_5.html

Антоний (Кротевич Борис Николаевич), митр.Ивановский и Кинешемский Родился 1/14 авг.1889 года в м.Шендеровка, Киевской губернии. Окончил Киевскую 2-ю Классическую гимназию, затем был студентом Киевской духовной академии. В 1914 рукоположен во священника к Воздвиженской церкви пос.Пирогов, Киевской епархии. В 1917 г. был священником Екатерининской церк.Лукиановского кладбища г.Киева. В 1919 – настоятель Байково-кладбищенской церкви г.Киева, был благочинным 3-го Благочин.округа. В этом же году возведен в сан протоиерея. В 1931 – настоятель Софийской церкви Набережная р.Москвы. В 1932 награжден митрой. С 17 авг.1932 был настоятелем Христорождественского собора г.Коврова и благочинным церквей Ковровского р-на. В ноябре того же года за представленное сочинение «История страстной седмицы до образования студийского Устава» утвержден в степени кандидата богословия. В 1933 был настоятелем Введенской церкви г.Иваново. В 1934 был настоятелем Орехово-Зуевского собора и благочинным округа. В 1935 разведен с женой. В 1937 – настоятель церкви г.Перова Московской обл. и благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов. В 1944 – благочинный церквей Житомирской епархии. 10 июля 1944 определен постановлением Священного Синода епископом Житомирским, а II авг. пострижен в монашество. 14 авг.1944 хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию совершали митрополит Киевский Иоанн и архиепископ Днепропетровский Андрей в г.Киеве. С 1946 – епископ Костромской и Галичский, временно управлял Ярославской епархией. 25 февр.1952 возведен в сан архиепископа. 16 ноября 1953 года, согласно прошению, уволен на покой. 9 февраля 1954 года возвратился на кафедру и назначен архиепископом Тульским и Белевским. В сентябре 1953 года поручено временное управление Ростовской и Новочеркасской епархиями. 25 февраля 1959 года награжден крестом для ношения на клобуке. I6 марта 1961 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. 5 июля 1961 года уволен на покой. 12 янв. 1962 года митрополит Орловский и Брянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

епископ Андрей (Ухтомский) (07.01.1873–04.09.1937) Воспоминания История Русской Православной Церкви Нравственно-аскетические труды Священное Писание Слова епископ Андрей (Ухтомский) Епископ Уфимский и Мензелинский, миссионер, сторонник примирения со старообрядчеством. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам, расстрелян в 1937 г. Прославлен в лике святых РПЦЗ в 1981 г. Биография В миру князь Александр Алексеевич Ухтомский, родился в деревне Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. Брат академика АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского. Происходил из древнего княжеского рода Рюриковичей. Потомок Рюрика в двенадцатом колене князь Глеб Васильевич владел уделом на Бело-Озере, а в шестом его поколении князь Иван Иванович Каргопольский получил удел на реке Ухтоме, название которой и дало имя княжескому роду. Отец будущего епископа Алексей Николаевич Ухтомский десять лет служил на флоте. По его желанию оба его сына — Александр и Алексей — учились в кадетском корпусе, который закончил он сам и его братья. После службы на флоте Алексей Николаевич служил в канцелярии Ярославского губернатора, но вскоре оттуда уволился и занимался хозяйством в своем родовом поместье в Восломе. Мать Антонина Федоровна, будучи женщиной идеально доброй, никогда никого «ни словом, ни делом не обидела и, мало того, — ей приходилось иногда сглаживать и исправлять те резкости в отношении к людям, которые позволял себе отец», — вспоминал епископ Андрей. Накануне своей кончины значительную часть своего состояния завещала Церкви. С любовью и признательностью князь Александр вспоминал свою няню, Манефу Павловну, бывшую крепостную, до конца дней жившую в доме Ухтомских: «С ее молитвенного шепота я и выучил свои первые молитвы... Я уже архиереем говорил неоднократно проповеди на темы, заимствованные из мудрых наставлений моей няни». Окончив пять классов гимназии, князь Александр поступил в 1887 г. в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого в 1891 г. принят в Московскую духовную академию. Решению поступать в Академию предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским на верхней палубе Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010