Миссия на окраинах Российской империи, среди коренных племен Камчатки, предполагала не только просветительскую деятельность, но и социальное служение. Он защищал коряков и чукчей от нечестных торговцев, создал школу для детей из местных племен, перевел на их языки молитвы. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор). По молитвам Иоанна Кронштадтского Николай Анисимов родился в 1885 г. в Вятке, в семье военного чиновника и статского советника Александра Александровича Анисимова и дочери протоиерея Антонины Евлампиевны. Образованная и глубоко верующая мать навсегда осталась для него образцом православной женщины. Под ее влиянием Коля полюбил молитву и богослужение, и с детства мечтал стать священником. Однажды летом, когда Коли приехал из Казани, где учился, на каникулы в Вятку, смертельно заболела его мать. В это время Вятку посещал о. Иоанн Кронштадтский. Проявив необычайную настойчивость, Коля упросил о. Иоанна прийти к ним в дом. Молитва кронштадтского чудотворца, его уверенность в том, что Господь даст просимое, и чудесное выздоровление матери поразили мальчика, и он захотел подражать о. Иоанну. После Казанского реального училища Николай Анисимов поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии, наблюдателем которых был его духовный отец - архимандрит Андрей (Ухтомский). Именно архимандрит Андрей указал Николаю путь камчатского миссионерства. Повинуясь воле духовного отца, в апреле 1907 г. он принял монашество с именем Нестор и в мае того же года, получив в дар священническое облачение и благословение от о. Иоанна Кронштадтского, отправился на Камчатку. «Майгу-поп» и камчатский негр Уровень жизни коренного населения Камчатка начала ХХ века был не высок. Неплодородная почва и девятимесячная зима не давали развиться земледелию. От эпидемий, хронических заболеваний и травм люди умирали тысячами. На Камчатке не было ни больницы, ни школы для детей из местных племен. В закопченных юртах вместе с 10-20 людьми ютилось примерно столько же собак. Попасть внутрь такого жилища можно было только по столбу через отверстие над очагом. Кое-где в деревнях были храмы, но многие жители даже не помнили своих нареченных в крещении имен - священника они видели в лучшем случае раз в два-три года, а в остальное время по-прежнему приносили жертвы духам.

http://pravoslavie.ru/37516.html

     Гражданская война, голод, начало преследования Церкви… Кто и как праздновал Пасху в одну из самых страшных эпох в истории нашей страны? Кто и зачем пытался сделать так, чтобы народ навсегда забыл о Воскресении? Красный значит революционный О том, как праздновалась Пасха в России в дореволюционные времена, можно судить хотя бы по классическому описанию Ивана Шмелева в знаменитом романе «Лето Господне». В полночь начинался праздничный перезвон на колокольне Ивана Великого, к нему подключались колокола храма Христа Спасителя, а затем «малиновый звон» разливался по всей Москве. По всей Москве звонили колокола – это была такая красота, которую сегодня даже не знаешь с чем сравнить! Несколько дней продолжались широкие торжества с участием царской четы и других высокопоставленных чиновников. Все это делало праздник поистине всенародным. Февральская революция 1917 года пришлась на Крестопоклонную неделю Великого поста. В эти дни в храмах пели тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Но, как только свершилась революция, Синод заменил эти слова на новые: «…Победы благоверному Временному правительству на сопротивныя даруя». Иногда это сокращалось до «благовременного правительства», что звучало довольно двусмысленно, но в атмосфере тогдашней эйфории это мало кто замечал. Пасха в 1917 году выпала на 2 апреля по старому стилю (15 апреля по новому). Временное правительство всячески старалось отождествить революцию с пасхальным красным цветом – торжественным, праздничным. Не пройдет и года, и большевики станут противопоставлять революцию и Пасху, а вот Временное правительство пыталось воспользоваться Пасхальным торжеством, вписаться в него, сделать его «своим». Этот же мотив нередко звучал и в проповедях. Священнослужители – например, архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) – критиковали не столько царский режим, сколько Синодальный период, когда Церковь оказалась встроена в систему институтов государственной власти. А особенно часто и недобрым словом поминали Григория Распутина. Этот, как тогда говорили, «лжестарец» был в общественном сознании фигурой более страшной, чем любые царские министры, он серьезно дискредитировал церковный авторитет. И в риторике некоторых проповедников Пасхальные торжества 1917 года иногда совмещались с освобождением от Распутина, с момента убийства которого не прошло еще и полугода.

http://pravoslavie.ru/120949.html

Благовещенский собор Казанского кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий) , Андрей (Ухтомский)). Содержание История [ править править код ] Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани. Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году. На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов. Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова. Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас. В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Розпочато для видатного й кряшен Миколи 4 лютого 2015 р. 14:54 По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, ученого и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Свидетельства о почитании Николая Ильминского имеют более чем вековую историю. «Верующие кряшены его еще при жизни называли святым человеком, а в наши дни почитание его только усилилось», — заявил руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана иерей Димитрий Сизов. Священник подчеркнул, что ученый и просветитель лично участвовал в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также в подготовке священнических и учительских кадров. Н.И. Ильминского называют «апостолом поволжских инородцев» и «апостолом кряшен». Разработанная им миссионерско-просветительская система, важнейшей частью которой было распространение богослужения и обучения на родных языках, сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации кряшен, чувашей и других коренных народов Поволжья и Приуралья. Ученики и активные проводники системы Ильминского среди чувашей — И.Я. Яковлев (1848-1930), и среди кряшен — В.Т. Тимофеев (1836-1895), почитаются как просветители этих двух народов. Один из наиболее последовательных продолжателей дела Н. Ильминскоого в начале XX века — епископ Андрей (Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей . Учебные учреждения, работавшие по системе Ильминского, были распространены по всему Поволжью и соседним с ним регионах, а в многочисленных храмах, где совершались богослужения на национальных языках, происходило подлинное воцерковление поволжских народов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3982899...

Русская Православная Церковь ХХ век 8 июня В июне 1917 год – В Москве открылся Всероссийский съезд духовенства и мирян. Единственным архиереем на съезде был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Главная тема съезда — Всероссийский церковный Собор, скорейшего созыва которого ждала вся Церковь. На съезде много говорилось о необходимости радикальных перемен в Церкви, о демократизации церковного управления, о нововведениях в богослужении. Делегаты поддержали либеральное направление новой редакции «Всероссийского церковно-общественного вестника» (1917–1918), созданного вместо бывшего «охранительного» «Церковного вестника». Депутаты от юго-западных епархий внесли на рассмотрение съезда декларацию с требованием автокефалии Украинской Православной Церкви. Съезд решительно высказался против замысла Временного правительства отнять у Православной Церкви приходские школы. Прославление св. блаженной Ксении Петербургской на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре. Июнь 1988 г. 1988 год – Поместный Собор Русской Православной Церкви продолжил свою работу. Перед началом утреннего заседания председательствующий – митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) сообщил Собору об имевшем место накануне в Киеве вручении ему документа Совета министров Украинской ССР о передаче Русской Православной Церкви части Киево-Печерской Лавры. С докладом на тему «Духовное образование Русской Православной Церкви» выступил архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев), ректор Московских духовных академии и семинарии, председатель Учебного комитета. Доклад председателя Хозяйственного управления, митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) «Хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви от древности до наших дней (988–1988)» ввиду болезни владыки зачитал секретарь Хозяйственного управления протоиерей Леонид Кузьминов. Центральным событием вечернего заседания явилось обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви. Проект Устава, разработанный по решению президиума Юбилейной комиссии архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым), был рассмотрен и одобрен постоянными членами Священного Синода (22 января 1988 г .), Редакционной комиссией и президиумом Юбилейной комиссии (14 марта 1988 г .), пленумом Юбилейной комиссии (26 марта 1988 г .) и Архиерейским предсоборным совещанием (28–31 марта 1988 г .). Проект Устава был также представлен в Совет по делам религий при Совете министров СССР для выяснения его соответствия действующему законодательству о культах. Совет констатировал, что проект Устава не противоречит нормам гражданского законодательства и может использоваться на территории СССР.

http://pravoslavie.ru/5476.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 26.12.1872, дер. Вослома Рыбинского у. Ярославской губ.- 4.09.1937, Ярославль), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основателей катакомбного движения истинно православных христиан (ИПХ) в России. В 1887-1891 гг. учился в Нижегородском кадетском корпусе им. гр. А. А. Аракчеева. Под впечатлением встречи со св. прав. Иоанном Кронштадтским , под влиянием чтения «Исповеди» блж. Августина и, возможно (по мнению А. А. Золотарёва), под влиянием личной драмы А. Ухтомский принял решение поступить в 1891 г. в МДА, к-рую окончил в 1895 г. со степенью канд. богословия за курсовое соч. «О гневе Божием». Во время учебы в академии А. Ухтомский испытал сильное влияние инспектора архим. (впосл. митр.) Антония (Храповицкого) , бывшего его духовником. Идеи архим. Антония об автономном от гос-ва существовании Церкви, возобновлении Патриаршества и проведении Поместных Соборов оказали сильное воздействие на представления А. Ухтомского о церковно-гос. отношениях. Андрей (Ухтомский), еп. Уфимский Андрей (Ухтомский), еп. Уфимский 9 нояб. 1895 г. при содействии архим. Антония А. А. Ухтомский был определен преподавателем рус. и церковнослав. языков в Казанское муж. ДУ. 2 дек. 1895 г. в Казани архим. Антонием кн. Ухтомский был пострижен в монашество с именем А., 5 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 дек.- во иеромонаха, 7 дек. причислен к братии казанского архиерейского дома с оставлением в звании учителя ДУ. Указом Святейшего Синода от 5 авг. 1897 г. назначен инспектором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС на Кавказе, где много внимания уделял не только христ. образованию детей осетин, но и воспитанию в них патриотизма. 22 окт. 1897 г. еп. Владикавказским Владимиром (Сеньковским) назначен членом Ардонского отд-ния Владикавказского епархиального училищного совета. 9 апр. 1898 г. Святейшим Синодом награжден наперсным крестом, 27 июля 1899 г. возведен в звание соборного иеромонаха ставропольского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/115256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН [Василий] (Веретенников Иван Федорович; 7.09(24.08?).1877, дер. Таремская (Мариинская?) Горбатовского у. Нижегородской губ.- 3.11(31.10?).1937, Новосибирская обл.), единоверческий еп. Саткинский и Керженский (см. ст. Единоверие ). Из крестьянской единоверческой семьи. 6 июля 1893 г. поступил вольнонаемным псаломщиком в Богоявленскую единоверческую ц. в с. Павлово Горбатовского у. Нижегородской губ. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), 2 марта 1904 г. определен исправляющим должность псаломщика, 27 сент. следующего года утвержден штатным псаломщиком в той же церкви и принят в духовное звание, 25 окт. 1906 г. назначен также учителем пения при единоверческой церковноприходской школе в Павлове. 13 апр. 1910 г. принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию к устроенной в 1910 г. в дер. Рудлево Даниловского у. Ярославской губ. единоверческой церкви. 13 июня Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во диакона, 15 июня - во иерея. Во время своего служения в рудлевском храме принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской. В 1912 г. был участником 1-го Всероссийского съезда единоверцев. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Овдовев, в 1913 г. принял монашеский постриг с именем, видимо, в честь прп. Вассиана К-польского, в нек-рых древних месяцесловах названного Василием. В. служил на приходе. 20 сент. 1926 г. рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по нек-рым сведениям, хиротонию возглавил Томский еп. Андрей (Ухтомский) . Прибыл на кафедру в окт. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что В. находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В сер. 30-х гг. Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, В. управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР; архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

http://pravenc.ru/text/149877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. (Анисимов Николай Александрович; 9.11.1885, Вятка (ныне Киров) - 4.11.1962, Москва), митр. Кировоградский и Николаевский. Род. в семье статского советника Александра Александровича Анисимова, чиновника военного ведомства, и его супруги - Антонины Евлампиевны, дочери настоятеля вятского кладбищенского храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери прот. Евлампия Зотиковича Нагорничных († 1887). А. А. Анисимов служил в расквартированном в Вятке Котельничском резервном пехотном батальоне, а в нач. 90-х гг. XIX в. был переведен с семьей в расквартированный в Казани Свияжский резервный батальон (впосл. полк). В 1898-1904 гг. Н. Анисимов учился в Казанском реальном уч-ще. На время летних каникул дети с матерью приезжали погостить к остававшейся в Вятке бабушке. Летом 1904 г., во время пребывания Н. Анисимова в Вятке, он впервые встретился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , который исцелил его тяжелоболевшую мать. Большое значение в выборе жизненного пути Н. Анисимова имело его знакомство с наместником казанского Спасо-Преображенского мон-ря архим. Андреем (Ухтомским ; впосл. епископ), ставшим его духовником. По окончании реального училища Н. поступил на калмыцко-монгольское отделение Миссионерских курсов при КазДА, которыми заведовал архим. Андрей. Окончив Миссионерские курсы, Н. Анисимов жил как послушник в Спасо-Преображенском мон-ре, исполняя различные послушания при наместнике. В нач. 1907 г. к архим. Андрею обратился Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит) с просьбой прислать миссионера для просвещения отдаленных областей его епархии. После предложения архим. Андрея Н. Анисимов принял решение отправиться на Дальн. Восток в качестве монаха-священника. Он обратился за напутствием к о. Иоанну Кронштадтскому, к-рый прислал свою фотографию и благословил на подвиг миссионерства.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЫХНЫ [Груз. , ], архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии. История Основные исторические сведения о Л. можно почерпнуть на основе анализа архитектуры и живописи церкви, которая была построена на месте древнеязыческого капища. Село Лыхны было летней резиденцией абх. князей Шервашидзе; в средневек. источниках это место называется Зуфу, в более поздних зафиксировано тур. название Соук-су (Холодный родник). Выстроенный вблизи церкви монументальный дворец Шервашидзе представляет собой образец светской архитектуры позднего средневековья (перестроен и расширен в XIX в.). Комплекс Лыхны Комплекс Лыхны Впервые Л. описал франц. картвелолог М. И. Броссе в 1848 г., ученый опубликовал несколько груз. надписей, в т. ч. ныне не сохранившуюся надпись о появлении кометы Галлея в 1066 г., в царствование Баграта IV ( Гиоргобиани. 1976. С. 25-29). В 1821 г. в Л. был похоронен последний владетельный абх. кн. Сафар Али-бей Чачба (Георгий Шервашидзе), его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости. В сер. XIX в. по распоряжению имп. Николая I здесь был устроен мон-рь. В 1855 г. храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. В течение веков на Лыхненской поляне (абх. Лыхнашта) близ церкви устраивали народные сходы. 26 июля 1866 г. в Абхазии вспыхнуло антиправительственное восстание, начавшееся с 7-тысячного схода на Лыхнашта. Были убиты начальник Сухумского военного отдела полковник В. Коньяр и др. представители власти и военные. Восстание было подавлено, резиденция абх. князей разрушена кутаисским ген.-губернатором Д. И. Святополк-Мирским. Слева от церкви в память о Коньяре была воздвигнута часовня. 23 нояб. 1914 г. еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) , в 1911-1913 гг. возглавлявший Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, пожертвовал Л. икону Пресв. Богородицы «Знамение», ставшую местной святыней. Образ в чеканном окладе с эмалью на золотом фоне представляет собой копию чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» 1879 г. Это единственная икона, содержащая надпись на абх. языке, выполненную дореволюционным письмом.

http://pravenc.ru/text/2110946.html

24 февраля 1919 год – Высшее Церковное Управление приняло решение о защите арестованных священнослужителей. Высшее Церковное Управление обязало профессора Н. Д. Кузнецова «принять на себя труд юридической помощи заключенным в московских тюрьмах духовным лицам и для сего войти в состав членов Красного Креста»; «руководство делом материальной помощи тем же лицам» было возложено на членов Высшего Церковного Совета протоиерея Алексия Станиславского и архимандрита Алексия. В их распоряжение высшая церковная власть тогда же назначила 10 тыс. руб. из сумм 5-рублевого попудного свечного сбора «на предмет выдачи пособий духовным и другим лицам, заключенным в тюрьмы, чтобы отпуск сей суммы производился частями, по мере надобности». Епископ Вениамин (Муратовский). В феврале 1920 года – Арестованы руководители сибирского Высшего Церковного Управления. Архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского) и епископа Уфимского Андрея (Ухтомского) обвиняли в пособничестве Белому движению и в антисоветской пропаганде. Вскоре после ареста, 26 февраля, архиепископ Сильвестр умер. Архиепископ Вениамин и епископ Андрей выступили с заявлением, в котором писали: «Мы не способны ни по характеру нашей церковной деятельности, ни по личным нашим наклонностям ни к какой противоправительственной ни явной, ни, тем более, тайной агитации и к существующей власти относимся вполне лояльно, почему и обращаемся с просьбой о нашем освобождении и прекращении наших дел». На основании этого заявления дело епископов было прекращено. Епископ Андрей был освобожден из-под стражи и «направлен в Уфу с тем, чтобы он там находился под надзором своих верующих, которые в случае нарушения принятых на себя обязательств будут отвечать как соучастники». Москва. Храм во имя Святой Троицы в Вишняках. Разрушен после 1923 г. 1923 год – На Лубянке состоялся очередной допрос Святейшего Патриарха Тихона. На допросе патриарху был задан вопрос об изданном указе («доверительном циркуляре») епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении мощей святых от 17 февраля 1919 г . Речь шла о распоряжении патриарха устранить приспособления и оправы, придававшие мощам подобие человеческого тела, нахождение которых в раках могло дать повод комиссиям к «разоблачениям» и смущению верующих. Патриарх говорил, что циркулярные письма архиереям он «писал в доверительном секретном порядке, чтобы это обращение не стало известно широким массам... для того, чтобы в случае вскрытия мощей не было повода к смущению верующих». 1993 год – В Москве состоялось открытие Российского православного университета. 24 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5367.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010