И т. д. Критерии и стимулы здесь должны быть временные и условные. И это только расчистит почву для абсолютности нравственного творчества и морального труда. Оскар Уайльд где-то хорошо определил англиканскую церковь как такую, где у алтаря стоит не верующий, а идеальный апостол – ап. Фома. Это можно повторить обо всем человечестве. Оно тоже, не веруя, стоит у алтаря вечных ценностей и истин и, как во времена апостолов, требует знамений и премудрости, ищет осязательных доказательств там, где уместно лишь слушаться непосредственных внушений горящего и трепещущего сердца. Ему мало внутреннего самосвидетельства истины и добра, – нужны еще пышные и непреложные подпорки, ему мало, что идеал высок и свят, нужно еще, чтобы он был стихийно необходим, чтобы было гарантировано хилиастическое блаженство. Уверует ли человечество, поставит ли оно свободу и творчество выше необходимости и понимания? И когда? От этого зависят свет и тени будущего. 102 Имеется в виду убеждение Лютера в том, что окончательное спасение человека (или отсутствие такового, т. е. окончательное божественное проклятие) определяется Богом заранее, в силу наличия или отсутствия благодати на данной личности, и никак не зависит от поступков человека в течение его жизни. 104 Нирвана (санскр. – угасание, успокоение) – центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений, слияние с Абсолютом (Брахманом). В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в этом состоянии происходит «устранение» личности как чего-то самостоятельного на фоне Абсолюта. 105 Закрытое торговое государство (нем.) – центральное понятие философии общества Фихте, обозначающее идеальную модель государства. 107 Имеется в виду Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712–1778) – французский писатель и философ, представитель сентиментализма, осуждавший с позиций деизма официальную Церковь и религиозную нетерпимость. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. 109 Критика провиденциалистической философии истории содержится, главным образом, в «Vom anderen Ufer» (T. 5), в «Концах и началах» (Т. 10) и статье об Оуэне (Т. 9 женевского изд.). 111 На это противопоставление «разума» и «сознания» нужно обращать обостренное внимание при анализе мировоззрения Толстого. 112 Соллогуб Владимир Александрович (1813–1882) – граф, русский писатель, автор повести «Тарантас» (1845), содержащей меткие зарисовки провинциального быта. 113 Бердсли (Бердслей, Beardsley) Обри (1872–1898) – английский рисовальщик, создавший своеобразный стиль болезненно-хрупких рисунков, отличающихся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» О. Уайльда, 1894), один из создателей графики стиля «модерн».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

По новому стилю годовщина Бородинского сражения празднуется 8 сентября, как День воинской славы России. По традиции, начатой в 1813 г., празднование начинается в 9 ч литургией во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря. По окончании литургии крестный ход направляется к батарее Раевского, где в 12 ч служится панихида, отдаются воинские почести героям битвы. В этот день вход в музеи Бородина бесплатный. Можайск в Великой Отечественной войне На Можайском рубеже 5-я армия задержала наступление гитлеровцев на Москву на 6 долгих дней. 19 октября 1941 г. немцы заняли Можайск. Но народ не сдался, партизанские отряды в Можайском районе не давали покоя врагу, ещё мечтавшему о быстрой победе. Бывшая работница исполкома с. Уваровка Александра Мартыновна Дрейман в партизанском отряде обучала бойцов подрывному делу. Только в одну ночь обученные ею бойцы взорвали 4 моста. Но из отряда ей пришлось уйти домой, когда приблизились роды. Однажды ночью немцы арестовали Александру. В комендатуре Уваровки немцы избивали беременную женщину; родившегося мальчика закололи штыком. Потом Александру Мартыновну водили в лес, чтобы она показала, где скрываются партизаны. Она не выдала своих, и её расстреляли. В отличие от многих героев той войны, Александра Дрейман не осталась безвестной. В газете «Правда» появился очерк «Мать». Посмертно Александру наградили орденом Ленина. Она стала прообразом украинской партизанки Олены Костюк в повести Ванды Василевской «Радуга». Одноименный фильм режиссёра М. Донского, снятый в 1944 г., получил американскую премию «Оскар». Генерал Макартур после просмотра сказал: «Русские спасли цивилизацию». 20 января 1942 года Можайск был освобожден войсками той же 5-й армии. Сейчас в центре Можайска – мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, где горит вечный огонь. В третье воскресенье октября празднуется годовщина боёв 1941 г. на Можайском рубеже. Праздник включает ритуал отдания воинских почествей павшим за Родину, реконструкцию эпизода боёв, встречи с ветеранами.

http://azbyka.ru/palomnik/Можайск

Всё остальное на полотне – это буйство красок, передающих величие и напряженность момента Успения Богородицы. Да и сами краски подобраны художником весьма осознанно. Внизу, где стоят апостолы, они темные и бордово-красные в знак сильного отчаяния, охватившего апостолов при расставании с Девой Марией. В середине много белого и голубого цветов – символов спокойствия и надежды. И наконец в самом верху мы видим невероятно яркий и необыкновенный золотистый цвет – символ Божественного света. К слову сказать, рецепт масляной краски, которой писал великий Тициан, не сохранился, и воспроизвести его никому не удалось. Английский писатель Оскар Уайльд, увидев картину Тициана «Вознесение Девы Марии», назвал ее лучшей картиной Италии. Питер Пауль Рубенс «Вознесение Девы Марии», г. Антверпен, 1626 г. «Вознесение Девы Марии», г. Вена «Вознесение и Коронование Мадонны», г. Санкт-Петербург «Вознесение Девы Марии», г. Дюссельдорф Еще один художник в ряду величайших мастеров эпохи Возрождения – фламандский живописец Питер Пауль Рубенс. Если Леонардо да Винчи написал 19 картин, Рафаэль – около 100, Тициан – 130, то Рубенс за свою жизнь создал около 3000 полотен. В Италии его величали «лучшим художником Рима»; у себя на родине, во Фландрии, называли «божественным Рубенсом». Ему заказывали портреты короли и императоры, герцоги и дожи… Настоятель каждого собора в Европе желал, чтобы именно Рубенс написал для него свое полотно. Рубенс писал легко и стремительно, на картину у него нередко уходил месяц-полтора, он создавал портреты, полотна на мифологические сюжеты, громадное количество своих работ художник посвятил сюжетам из Нового и Ветхого Заветов. В 1611 году собор Богоматери в городе Антверпене объявил конкурс на алтарную картину «Вознесение Девы Марии». Естественно, в этом конкурсе победил Рубенс, представивший духовенству свои работы на эту тему 16 февраля 1618 года. Ему и поручается работа над алтарной картиной, которую он завершает в сентябре 1626 года. Удивительно другое: по ходу создания одной картины «Вознесение Девы Марии» художник создает несколько очень похожих и полностью законченных полотен, не считая еще двух десятков незаконченных. Почему так? Многие искусствоведы считают, что мысленно перед глазами Рубенса постоянно стояла знаменитая картина Тициана, о которой мы сказали выше, и Питер Пауль Рубенс невольно по-своему, по-рубенсовски, пытался превзойти шедевр Тициана.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/30/uspeni...

165 . Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. 166 . Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X – XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081. М., 1977. 167 . Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974. 168 . Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора/ВО. М., 1982. 169 . Литаврин Г.Г. Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-X вв./ВВ. Т. 46. 1986. 170 . Лихачев Н.П. Моливдулы греческого Востока. М., 1991. 171 . Лихачев Н.П. Некоторые старейшие типы печатей византийских императоров. М., 1911. 172 . Лихачев Н.П. Печати патриархов Константинополя. М., 1899. 173 . Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. Л., 1981. 174 . Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977. 175 . Лопарев Хр. Византийские жития святых VIII-IX BB./BB. Т. 17–19. 1911–1915. 176 . Л опарев Хр. Об униатстве императора Мануила КомнинаУ/ВВ. Т. 14за 1907, изд. 1909. 177 . Лопарев Хр. Повесть об императоре Феодосии II/ВВ. Т. 5, вып. 1/2. 1898. 178 . Любарский Я.Н. Михаил Пселл: личность и творчество. К истории византийского предгуманизма.М., 1978. 179 . Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. 180 . Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУвеков.Л., 1976. 181 . Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. 182 . Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. 183 . Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в./ТОДРЛ. Т. 29. 1974. 184 . Митрофанов П. Изменение в направлении IV Крестового похода/ВВ. Т. 4, вып. 3/4. 1897. 185 . Морозов Н.А. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре. М., 1991 (репринт). 186 . Оскар Пио. Из жизни римских императриц2. М., 1991 (репринт). Ко многому изложенному у г. Пио стоит относиться критически). 187 . Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования/Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Примечания Манихеи – последователи учителя Мани (216–277), появились в Персии и быстро распространились от Рима до Китая; были гонимы уже в царствование Диоклетиана (284–305), но просуществовали в разных странах до VI–IX вв., хотя массы народа не были затронуты их ересью. В их учении прослеживаются зороастризм (по другому мнению – гностицизм) с элементами вавилонских религий, христианская идея Мессии и аскетизм, заметно влияние буддизма. Манихеи признавали два противоборствующих царства: света и тьмы, добра и зла, духа и материи, Бога и диавола. Борьба этих двух царств, по их мнению, завершится катастрофой, в которой материя погибнет, а дух освободится. Человек считался творением диавола, а брак, земледелие, торговля – преступлением. Вместо Троицы в манихействе фигурирует седмерица. Роль Мессии Мани брал на себя, Иисусу Христу отводил куда более скромное место. Погиб Мани мученически: был распят персидскими магами. Альбигойцы (от названия г. Альби), или тулузские еретики,– секта, распространившаяся на юге Франции в XI в. и разделявшая взгляды катаров и вальденсов. Альбигойцы считались преемниками манихеев. Вели они строго аскетическую, нравственную жизнь и проповедовали апостольское христианство. Отлучены от Церкви в 1119 г. за отвержение Пресвятой Троицы, Таинств Причащения и брака, смерти и воскресения Спасителя и за проповедь перевоплощения душ. В 1209 г. был начат жестокий крестовый поход против них. В г. Лезьере, взятом крестоносцами приступом, были умерщвлены две тысячи человек без различия исповеданий. Поход вылился в завоевательную войну Франции на юге. Во время другого крестового похода против альбигойцев (1231) была создана инквизиция. Уайльд Оскар (1854–1900) – английский писатель, поэт и критик, эстет, испытавший сильное влияние французского символизма, типичный декадент, сторонник «искусства для искусства». Был склонен протестовать против прозы повседневности и демонстрировать свою оригинальность. Окончил Оксфордский университет, в двадцать семь лет опубликовал первый сборник стихов, через год совершил турне по Америке, где выступал с лекциями по эстетике и опубликовал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Конечно, хотелось бы, чтобы при принятии подобного рода решений уважались чувства не только тех, кому дорог советский режим и советское прошлое, но и тех, которые дорожат священной памятью царской семьи и которые в абсолютном своем большинстве выражали свой протест против этого фильма абсолютно мирными и цивилизованными способами. Напомню, что фильм «Матильда» тоже вышел в год революции, в канун расстрела царской семьи. И для многих стало неприятным сюрпризом то, что такого рода «памятник» был поставлен нашему последнему императору накануне 100-летия его расстрела. Е. Грачева: Владыка, еще одна отечественная картина — фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева номинирована на «Оскар». И ветвь Венецианского кинофестиваля у фильма уже есть. Золотой глобус оставил картину без наград. В этом фильме карикатурно изображен один воцерковленный бизнесмен, превративший жизнь сотрудников в ад. Герои картины носят нательные крестики, в квартире иконы, но при этом не любят ни друг друга, ни Бога. Как показал прокатный опыт на Западе картины «Левиафан», западному зрителю очень нравится такой образ, такая картинка России. Чем Вы это объясняете? Митрополит Иларион: Я посмотрел фильм «Нелюбовь». Фильм глубокий, искренний, который поднимает очень важную проблему, часто остающуюся за кадром, — это проблема развода и того, что происходит с детьми, когда родители разводятся. Этот фильм очень пронзительный. Думаю, что искренность режиссера здесь не вызывает сомнений. Я бы очень хотел, чтобы показ этой картины вызвал широкую общественную дискуссию именно по той главной теме, которая поставлена в фильме. Но я категорически не могу согласиться в творчестве Звягинцева с тем, как он показывает мою Родину и как он показывает мою Церковь. Думаю, что его взгляд на Церковь глубоко несправедлив. Да, Вы правильно сказали, что он карикатурен. В фильме «Левиафан» это было совершенно очевидно. В фильме «Нелюбовь» это завуалировано. Но посыл заключается в том, что Церковь вам ничем не поможет. А другой посыл, который прослеживается во всех фильмах Звягинцева, включая «Левиафан» и включая «Нелюбовь», это то, что в нашей стране все плохо.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5143412...

- Ладно, хватит… - Хватит, так хватит. Они вернулась в ресторан. Блом и Ирина уже сидели за столом. Ирина покраснела, встретившись взглядом с Алешей. Время было позднее, и Блом дал команду ехать домой. Вернувшись в город, члены совета быстро решили поставленную перед ними Оскаром задачу. Они составили списки «благонадежных» учеников и тайно оповестили их о предстоящем походе на Маковую поляну. Поход должен был состояться в ближайшую субботу. В пятницу Проповедник пришел домой рано. Он собирался в субботу немного отдохнуть и пойти на рыбалку. Но не успел он разобрать свои нехитрые снасти, как в дверь постучали. Это был послушник монастыря, в котором Проповедник довольно часто бывал. Послушник передал просьбу старца отца Иоанна срочно приехать к нему. Проповедник любил и уважал старца, известного своим даром прозорливости. Поэтому не раздумывая поспешил в монастырь. Старец тепло встретил Проповедника, коротко расспросил о делах и здоровьи близких. Затем внимательно посмотрел на него и сказал: - Завтра «жрец» поведет людей на гибель. Тебе надлежит быть среди них, ибо помочь им больше некому. Проповедник побледнел и спросил: - Как же я помогу им? - Увидишь. И старец обнял и благословил Александра. 3 Утром того рокового дня Проповедник встал рано. Он сразу же стал собираться в дорогу, но сборы его были недолги. Евангелие, кусок хлеба и фляга с водой перекочевали в дорожную сумку. Подумав, Проповедник подошел к книжной полке и взял еще какую-то книгу. Вскоре он вышел из дома и быстрым шагом направился в сторону горы Острозубой. До нее было часа два ходу. Благодаря точным сведениям, полученным от старца, Проповедник без труда нашел место сбора и пришел строго в назначенное время. Увидев его, Оскар удивился, но препятствовать его участию в походе на Маковую поляну не стал. Блом сделал вид, что рад Проповеднику и с напускным весельем сказал: - Что, Проповедник, потянуло все-таки к нам? Ну-ну, присоединяйся, не прогоним… И Блом отошел к голове колонны. Людей собралось довольно много. Проповедник окинул взглядом собравшихся и быстро определил, что участников похода никак не меньше ста. Он пошел в конец колонны, которая уже начала движение, и там обнаружил Светлану и чету Хорошевых. Как выяснилось, отец Иоанн через верных людей передал им, чтобы они последовали за Проповедником.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

История религий (под редакцией академика А. Н. Сахарова). Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Русское слово, 2007. – 320 с. История христианства (под редакцией академика А. Н. Сахарова). Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Русское слово, 2008. – 232 с. На врезках к статье: Свою оценку учебнику «История религий », подготовленному ИРИ РАН, дают: Елена Николаевна Чавчавадзе , вице-президент Российского Фонда Культуры. – С.103; Учитель высшей категории многопрофильной гимназии г. Пензы Наталья Борисовна Королькова . – С.103; Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий . – С.104; Секретарь Вятской епархии, настоятель храма Иоанна Предтечи протоиерей Александр Белыбердин . – С.104; Валиулла хазрат Якупов , заместитель муфтия Татарстана. – С.106. Реклама : С.105. Настоящее прошлое: Коротко. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). О русской образованности . Цитата («Отрывки», 1852-1856): «Древнерусская православно-христианская образованность, лежавшая в основании всего общественного и частного быта России, заложившая особый склад русского ума… и т.д.»//Фома. - – сентябрь 2008. – С.107. – (рубрика « Настоящее прошлое. Коротко »). Кино-театр : Рисую, как дышу. Мультипликатор Александр Петров - о фильмах, картинах и жизни. Беседовала Дарья Рощеня . Фото из архива автора и ИТАР-ТАСС. Ил.: Кадры из фильмов «Русалка» (1996), «Старик и море» (1999), «Корова» (1989), «Моя любовь» (2006)//Фома. - сентябрь 2008. – С.108-115. – (рубрика « Кино-театр »). Имеется биографическая справка « Александр Константинович Петров …» (С.108). Родился в 1957году в селе Пречистое Ярославской области. Все свои фильмы снимает в технике «ожившей живописи», масляными красками по стеклу. Лауреат Государственной премии России за 1990 и 1995 годы. В 2000 году его фильм «Старик и море» удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». Заслуженный деятель искусств РФ. Член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член американской академии.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

В 1981 г. по предложению префекта Конгрегации вероучения кард. Йозефа Ратцингера (с 19 апр. 2005 папа Римский Бенедикт XVI) К. вошел в состав Международной богословской комиссии, членами к-рой являлись известные представители постсоборной теологии, в т. ч. Конгар, Х. У. фон Бальтазар и др. В 1982 г. выпустил фундаментальное богословское исследование «Бог Иисуса Христа» (Der Gott Jesu Christi), посвященное основным проблемам совр. богословия: вопросам католич. апологетики перед лицом совр. протестант. богословия и атеизма, христ. богословию самооткровения Бога во Христе, попытке новой формулировки учения о Троице. В 1983 г. вошел в состав редакционного совета ж. «Communio». Тогда же как приглашенный профессор преподавал в Католическом ун-те Америки в Вашингтоне. В качестве специального секретаря участвовал в работе экстраординарной генеральной ассамблеи Всемирного Синода епископов (1985). 4 апр. 1989 г. избран епископом Роттенбург-Штутгартским, 17 апр. того же года избрание было утверждено папой Иоанном Павлом II. 17 июня епископскую хиротонию К. в роттенбургском кафедральном соборе св. Мартина совершил Фрайбургский архиеп. Оскар Зайер. Епископским девизом К. стали слова «Veritatem in caritate» (Истина в любви). В 1991 г. назначен председателем комитета по внешним сношениям и заместителем председателя комиссии по вопросам вероучения Конференции нем. католич. епископов. В 1994 г. стал сопредседателем Международной комиссии по католическо-лютеранскому диалогу. В 1994 г. вместе с архиеп. О. Зайером и еп. К. Леманном подписал открытое письмо с предложением дать возможность находящимся в разводе католикам участвовать в таинстве Евхаристии (Indissolubility, Divorce and Holy Communion: An Open Letter to Archbishop Saier, Bishop Lehmann and Bishop Kasper//New Blackfriars. Oxf., 1994. Vol. 75. P. 321-330). В 1998 г. вошел в состав Конгрегации вероучения и папского совета по культуре. 16 марта 1999 г. папа Иоанн Павел II назначил К. секретарем папского совета по содействию христ. единству и вице-председателем комиссии по религ. отношениям с иудаизмом. В связи с этим назначением 31 мая 1999 г. К. сложил полномочия правящего епископа Роттенбург-Штутгартского диоцеза и перешел на служение в Римскую курию. 31 окт. того же года участвовал в подписании «Совместной декларации относительно учения об оправдании», состоявшейся в лютеранском храме св. Анны в Аугсбурге.

http://pravenc.ru/text/Вальтер ...

Оно часть истории души: какая польза, если вы весь мир приобретете, а душе своей повредите? – сказал Господь. С другой стороны, Господь пришел научить людей, как жить здесь. Евангелие не говорит только о горних высотах – оно пришло небо опустить до земли и землю возвысить до небес. Жизнь, Истину, которую не знали мудрецы, владевшие, как им казалось, Мудростью, – а истина так проста – все мы братья. Все вы братья – здесь Господь дал человечеству как бы тот Архимедов рычаг, которым можно перевернуть весь мир. Христианство хочет Царства Божия не только в загробных высях, но здесь, в нашей больной, серой, плачущей, страдающей земле. Христос принес на землю социальную правду. Мир должен зажить новой жизнью. Почему ангелы пели в рождественскую ночь, почему ночь преобразилась в день? Почему к Христу стали стекаться десятки, сотни, миллионы, а потом весь мир склонился перед Христом? Потому что мир жаждал – жаждал, что станет покрытым не терниями, а теми лилиями Благовещения, что ангел вручил в час великий Приснодеве Марии. И человечество обманулось... Жизнь стала, может быть, печальней после того, как человек услыхал, что может быть другая жизнь, что она жила среди нас, и нет ее... Мир существует круглым счетом после происшествия подвига Христа две тысячи лет, и неправда, жуткая неправда еще наглее существует в мире. Еще жутче тени, еще чернее контрасты после того, как мир прорезал луч от истины Христовой. Эти черные тучи встают над сознанием человека, и человечество не видит солнца, не хочет солнца, говорит, что солнце фальшивое, холодное, сусальное... Да, мир предъявил христианству счет по фактическому исполнению Церковью ее обещаний. Но Христос по-прежнему приковывает взор. Оскар Уайльд написал в своих письмах из тюрьмы, что Христос – это Тот, при одной мысли о Котором даже у того, кто не пригибает колен у алтаря Иисуса, и у того делается легче на сердце. Но христиане не Христовы, Церковь не живет Христом. Это трагедия, это боль, это ужас. Я вспоминаю, четыре года тому назад был диспут: “Воскрес ли Христос?”, участником которого был и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010