«Мы должны согласиться с тем, – продолжает автор, – что установление внешней формы публичного богопочитания принадлежит исключительно церкви, церковь же оба обряда – восточный и западный – полагает в равных правах и ни одному из них не дает преимущества перед другим. Добавим к этому мимоходом, что в то время, когда мы, поляки, были еще язычниками, то на славянских землях уже разносилось католическое «Господи, помилуй " ». И, обращаясь к противникам унии, автор заключает: «Такие противники унийного движения, проявляя удивительную непоследовательность, в конце концов, согласились бы на религиозную пропаганду где-либо в Африке или на островах Полинезии, но не в Польше? Почему? Как будто бы польские обыватели имеют меньше прав к познанию истины, всей истины, чем готтентоты и малайцы». Таким образом, с католической точки зрения православный народ в Польше, праздновавший 950-летие Крещения Руси, оказывается в смысле христианском наравне с готтентотами. Такие оскорбления у православных вызывают только чувства глубокой жалости в отношении духовной нищеты Рима. Польский ученый Оскар Галецкий не советует критиковать «восточный обряд», ибо этим портят отношения с таким могущественным фактором и столь важным для Польши, независимо даже «от религиозных взглядов», каким является св. престол. Кроме того, нужно иметь в виду, «что св. престол утверждает теперь, так же как и в прошлые века, что достаточно принятие католических догматов, всякие же обрядовые различия не существенны» 333 . Из всех догматов в конце концов требуется признание только одного – примата папы. Сущность расхождения заключается в понимании назначения «восточного обряда». Он рассчитан вовсе не на Польшу. Польша является только миссионерской областью, на которой должны быть выработаны методы работы, подготовлены кадры и технические средства, изучены практика «восточного обряда» и психология Православия и на живом опыте проверены теоретические построения. Обращение православных в Польше было бы большим достижением, но главная задача в ином: войти в православную религиозную жизнь, приучить народ к себе и дать «восточному обряду» живое дыхание. И на этом пути Рим переходит все границы. В Альбертине одновременно строятся церковь и костел друг против друга, и на реальном опыте православным показывают, что нет разницы между обрядами и что оба эти храма в ограде одной и той же католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

4. Ответ на 1., Михаил Москва: Картина культового режиссёра Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа», затронувшая чувства верующих христиан и вызвавшая критику церкви, но при этом получившая «Оскар», вообще запрещена к прокату в христианских государствахВ каких же? В США крупные сети кинотеатров отказались прокатывать фильм. Официально прокат фильма был запрещен в городах Нью-Орлеан, Оклахома-Сити и некоторых других. Пожалуй, и всё. 3. Не надо бояться слова цензура Думаю, лучшим выходом было бы недопущение до производства сценариев, а также литературных произведений, театральных постановок, оскорбляющих ту или иную традиционную религию России. А я бы ещё добавил: и искажающих историю России, особенно советского периода. И ещё уточнил бы: сценариев не только кино-, но и телефильмов, а также телесериалов. Ибо пора начинать как-то останавливать непрекращающийся поток мутного вранья льющегося с телеэкранов. И не надо бояться слова цензура. Ежели с высоких трибун постоянно звучат заклинания о всяческой необходимости патриотического воспитания молодёжи, то цензура в культуре и искусстве и есть одна из главнейших основ данного воспитания. Нужна законодательная инициатива о создании общественного органа неподконтрольного Министерству культуры и ответственного за чистоту и правдивость с религиозной и исторической точек зрения всех художественных произведений создающихся в стране. Через который проходили бы все сценарии и либретто и без ведома которого не выходила бы ни одна книга, ни один фильм, ни один спектакль. Что-то типа Постоянной экспертной комиссии, куда бы вошли представители РПЦ, искусствоведения и исторической науки. 2. На: " Опасные эксперименты " Спасибо Вам, уважаемый Николай Георгиевич, за Обращение и статью! Видимо, не всё талантливо снятое в кино одинаково полезно людям. А кто сказал, простите, что богохульный фильм снят " талантливо " ? Кто оценил степень таланта? Раскол в обществе, хула на Святого Духа и Святого Царя! Даже если допустить определенную степень способностей Учителя. Ум бывает добрый, и злой, гении бывают добрые и злые. Пожалуйста, Николай Георгиевич, статья проф. В.Е.Семенова и наши комментарии: http://goo.gl/tD1KaB Вам, как депутату Государственной Думы России и сопредседателю Общероссийского Общественного Движения «Бессмертный полк России»: Надо создавать комитет и формировать фронт по спасению нашей культуры и защите наших святынь! И, может быть, лед тронулся. Дай Бог!

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/24/op...

Даже противники римского папизма, разделяющие доктрину нереальной Церкви, являются сторонниками существования, в или ином виде – личного примата. На этой точке зрения стоят Оскар Кульман и А. В. Карташев . Сурово критикуя господствующую сейчас Универсалистическую экклезиологию, о. Н. Афанасьев на одной критике не останавливается. Он показывает, что совсем иное учение о Церкви не только возможно, но было основным в первые века христианства и до сих пор, правда, не будучи достаточно осознано, продолжает жить в глубине Православной Церкви. С самого возникновения христианства, каждая поместная Церковь была вполне самостоятельной и обладала всей церковной полнотой. Эти качества поместных Церквей не были ни исторической случайностью, ни плодом еще недоразвившегося церковного сознания, они соответствовали самой сущности Церкви. В Книгах Нового Завета нет нигде идеи единой Целой Церкви, состоящей из каких-то частей. Единство, самостоятельность, полнота каждой поместной Церкви обусловлены единством Самого Христа, Который не делится на части, а всецело присутствует в каждой Евхаристии. После того, как благословенный хлеб становится Телом Христовым, причастники также являются Христовым Телом, Его Церковью . Неделимость Христова Тела обусловливает неделимость Церкви и ее полноту в каждой Поместной Церкви, где совершается Евхаристия. Ап. Павел, соответственно этому, так и писал: « Церковь Божия, которая пребывает в Коринфе». Независимость же поместной Церкви зиждется на том, что какая-либо власть над нею была бы властью над Христом, в ней Пребывающим. Наличие множества поместных Церквей не может умалить полноту каждой из них. Христос Один и потому Церковь также одна, но эта единая Церковь присутствует и проявляется во всей полноте в каждой Поместной Церкви. Евклидова арифметика тут не применима. Если в материальном мире – один плюс один составляют два, то в мистической жизни Церкви – один плюс один это всегда один. Множественность поместных Церквей не может поэтому нарушить единство Церкви, так же как множество евхаристических Собраний не нарушает единства евхаристии во времени и в пространстве. Евхаристическая экклезиология не отрицает всемирности, универсальности Церкви, но показывает, что это единство Церкви проявляется в разных местах. В Евхаристии дана вся полнота Христова Тела и поэтому, если бы поместная Церковь , бы только частью Церкви, Евхаристия не была бы в ней возможна. Там, где совершается Евхаристия – там полнота Церкви и только там, где есть полнота Церкви, может совершаться Евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Это мультфильмы, которые во всём мире воспринимаются как книги Чехова, Достоевского, Толстого и так далее. Однако надо признаться, что и после уничтожения Советского Союза, оставались режиссёры, которые ещё долгое время работали – Назаров, Хитрук, Норштейн, Хржановский. Казалось бы, никто не может сохранить эту традицию, но Россия всегда парадоксальна, и никто никогда не поймёт, как из насмерть закатанной асфальтом земли вырастают эти белые лилии. И сегодня в отечественной анимации есть такие гении, как Александр Петров из Ярославля, которого мы знаем по совершенно гениальному мультфильму «Сон смешного человека», я показывала его в Цикле «Возвращение на Родину», и который дублировал один единственный человек Александр Леонидович Кайдановский. Это гениальное произведение мировой культуры. Хотя «Оскар» Александр Петров получил за «Старик и море». Здесь я не могу ещё не назвать имя гениальной Александры Аверьяновой, которая сняла великий мультфильм «Оттенки серого». Каким-то чудом это всё продолжает существовать, но приобрести в свой дом для детей можно только мерзкую, подлую подделку под русские народные сказки и под великую советскую мультипликацию – индустриальную «Машу и медведь». – Не раз на педагогической конференции в Свято-Алексеевской гимназии, где мне доводилось выступать, психологи говорили о разрушительном влиянии на детскую психику мультфильма «Маша и медведь». Это насаждение феминизма, не говоря уже о том, что это разрушение пространства мифологии русского сознания. Ведь медведь – хозяин леса, русский народ обращался к нему «батюшка Медведюшка», и не иначе. А в этом сумасшедшем мультике из медведя сделали недоумка, которым руководит хулиганка. – Через эту индустрию подделок они и убивают русскую культуру. А ведь у нас есть мультфильмы «Жил-был пёс», «Слон и пеночка», «Про солдата», «Солдатская песня», «Путешествие муравья» и многое другое, созданное уже после уничтожения уникальной киностудии «Союзмультфильм». – Елена Владимировна, чем отличается певица от вокалистки? – Певец – это всегда вестник.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/04/...

Ибо с этой именно точки зрения на государство апостол придавал ему высокую цену и значение, заповедовал благоговейно, неукоснительно выражать молитвенные чувства к Богу за верховного главу и представителя государства...» 201 . Рассмотренные версии наиболее популярны и традиционны. Но есть другие мнения по данному вопросу. Джон Стотт предлагает помимо двух указанных третью версию: «...в качестве удерживающего момента имеется в виду Павел и его проповедь Евангелия. Один или двое из ранних отцов Церкви придерживались такого мнения, а Кальвин писал: „Павел заявил, что свет благовестия должен сначала распространиться по всему миру...“. „Сдерживание“ в этом случае – это необходимая „отсрочка“ до тех пор, пока весь мир не услышит Благую Весть. Оскар Кульман подхватил и развил эту тему, подчёркивая уникальную роль Павла как апостола язычников» 202 . Очевидно, один из учителей Церкви, который придерживался подобного мнения, – блаженный Феодорит Кирский , который говорит: «Поскольку божественный апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда придёт конец ( Мф.24:14 ), но видел также, что преобладает ещё служение идолам, то, следуя учению Владыки, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь , и тогда явится противник истины...» 203 . Рассуждая по данному вопросу, Стотт приводит слова блаженного Августина : «Честно признаюсь, я не знаю, что он (апостол) имеет в виду» 204 , указывая на трудность толкования Писания. О мнении русских экзегетов по данному вопросу говорит архиепископ Аверкий (Таушев) : «Наши русские толковники, основываясь на том, что святые отцы под „удерживающим“ понимали Римское царство, считают, что, поскольку Римское царство прекратило своё существование, теперь надо понимать под этим царскую власть вообще, а в частности и в особенности русского царя как православно-христианского государя, единственного покровителя и защитника во всём мире веры и Церкви Православной» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исходя из этого, мы излагаем позицию Штейнера и его учеников. Следует отметать, что в научно–теологическом исследовании имеются единственные только их голоса, которые делают возможным сопоставление Иоанна через Лазаря, кое-что обозначал Оскар Кульмат, К. ф. Вистанхаузен на своих страницах. Поводом для этого есть то, что Иисус Лазаря «любил» ( Ин.11:3,36 : philein; Ин.11:3 : agapan). Основой для этой предпосылки было то, что Лазарь сравнивался с «учеником, которого любил Иисус» ( Ин.13:23–26; 19:26; 20:3–10; 21:7–24 ; «bio mathetes hon egapa»), который в Ин.21:20–24 обозначался как автор Евангелия от Иоанна. Но это сравнение довольно неубедительно. Во-первых, Лазарь нигде не обозначался как «mathetes». Во-вторых, «agapan» касается не только Лазаря, а Иисус «agapan» относил ко всем Своим ученикам ( Ин.13:1.34; 15:9 ), да, наконец, ко всем людям ( Ин.3:16 ; Ин.11:5 : «Иисус любил Марфу, сестру ее и Лазаря»); так исключается особенная характеристика юноши через употребление Agapan. В-третьих, где речь идет о самом Лазаре, употребляется не «agapan», а «philein» использовалось, что обозначало выражение дружественных отношений, – хотя и это касалось не только Лазаря, но также и всего круга учеников ( Ин.11:3.36 : «ho philos hemor»). Четвертое: ученик, которого любил Иисус, нигде не упоминается по имени, поэтому считать, что это был Лазарь, по крайней мере, несерьезно. Как еще одна предпосылка для отождествления Лазаря и «ученика, которого Иисус любил», был назван факт, что ученик, которого любил Иисус «...впервые после воскресения Лазаря. В главах 11 и 12 еще идет речь о Лазаре, потом это имя неожиданно исчезает, а в Ин.13:23 выступает впервые «ученик, которого Иисус любил». Это никак не есть поводом для того, чтобы продолжить идентичность между этими двумя. Во-первых, исходя из уже названных аргументов. Во-вторых: изречение «ученик, которого любил Иисус» в Ин.13:23 было введено через свою усложненную форму изложения (en anaheimenos heis er ton mathelon autou), что едва было бы понятным, если бы он широко подробно описывал Лазаря. В-третьих, в Евангелии от Марка есть параллельный доклад, где речь идет о «двенадцати», которые последний раз принимали участие с Иисусом ( Мк.14:17 ). К этому кругу Лазарь не принадлежал. Четвертое: мы коснемся ( Ин.12:10 ), где упоминается Лазарь, как отдельная личность. Тогда остается лишь неясно, почему он, будучи «любимым учеником Иисуса», неясно пребывает во всех событиях, происходящих на Голгофе ( Ин.19:26–28 ). (Это встречалось бы подобно тому, как «ученик, которого любил Иисус» с «другими учениками») и при этом был бы свидетелем процесса казни Иисуса ( Ин.18:15 , Ин.1:40 ); таким образом, всякая идентичность между учеником и Лазарем полностью исключается. Это есть лишь гипотезой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/antropos...

Гейдельберг — германский университетский город в Бадене. Гейдельбергский университет, основанный в 1386 году, старейший в Германии; в XIX веке он являлся одним из ведущих высших учебных заведений. 149 Бонн — город в западной Германии, славившийся своим университетом, основанным в 1777 году. В 1835–1836 годы здесь учился Карл Маркс. 150 …подружился здесь с Оскаром Бекером, сделавшим себе впоследствии такую печальную известность. — Беккер, Оскар (1839–1868) — сын археолога В. В. Беккера, директора одесского лицея. В 1856–1858 годах учился в гимназии в Дрездене, в 1859 — слушал лекции в Лейпцигском университете. 14 июля 1861 года в Баден-Бадене совершил покушение на Вильгельма I, будучи убежденным в неспособности прусского короля объединить Германию. Приговорен к двадцатилетнему тюремному заключению, но в 1866 году был помилован и изгнан из Германии. 151 …Иосиф Коляр…— Очевидно, имеется в виду Колар, Ян-Юрий (ум. в 1896) — чешский актер, драматург, поэт, беллетрист и переводчик. 152 …рекомендовал сына… своему русскому знакомому…— Речь идет о Герцене (ср. стр. 276). 153 «Макассар» (англ.) — накидка на спинку кресла. 154 Он был в семьях квакеров и ирвингитов. — Квакеры (от англ. quakers, буквально «трепещущие») — христианская протестантская секта в Англии, последователи которой получили это прозвище от характерных движений, которыми они сопровождали выражение своих религиозных чувств. Ирвингиты — сторонники христианской секты, созданной в Англии пастором Эдуардом Ирвингом, пытавшимся в своей общине воспроизвести в точности «апостольскую» церковь по библии, со всеми ее чинами: ангелами, пророками, апостолами и т. д. 155 …обвертел себя листами русской лондонской печати… — Имеются в виду издания Вольной русской типографии Герцена, тайно доставлявшиеся в Россию. 156 …в России каждую минуту могла вспыхнуть революция…— Лесков приурочивает приезд Райнера в Петербург к весне 1860 года, когда в России сложилась революционная ситуация (1859–1861). 157 «Юлия, или подземелья замка Мадзини» и все картинные ужасы эффектных романов леди Редклиф…— Речь идет о произведениях английской писательницы Анны Радклиф (1764–1823), одной из создательниц романа ужасов и тайн. Ее «Сицилийский роман» (1790) во французском переводе получил вымышленное название — «Юлия, или Подземелье замка Мадзини» (1798). Этот роман в русском переводе с французского языка неоднократно издавался в России (М., 1802; М., 1819). 158

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для духовного счастья человеку нужен только Бог, его собственный ум и… все, на этом список заканчивается. All you need is love. Если мы одни — мы не одиноки. Если рядом есть ближние — братия монастыря, родители, дети, жена, прочие родственники, друзья, в любви к ним действует — все та же наша с Богом любовь друг к другу. Если мы любим, то свободны от страстей, от глупых привязанностей к вещам, от зависти, гнева, самолюбования и прочего душевного мусора. Любовь освобождает от социальных предрассудков, устраняет разделение мира на людей, достойных и недостойных ее. Она оправдывает творение и помогает человеку быть в отношении к нему свободным, не-зависимым. «Через нее [любовь] существует и передано всякое научение закона, пророков и Евангелия, дабы мы, возжелав неизреченных благ, вверили наше горячее желание образам [осуществления добродетелей], через любовь к Творцу настолько почитая творение, насколько оно служит Ему и насколько того требует логос естества, устанавливающий в качестве закона равночестие и исключающий из естества всякое неравенство, проявляющееся вследствие предубеждения к какому-либо человеку, поскольку этот логос всех заключает в самом себе единой силой тождества». Оскар Уайльд. «Тюремная исповедь. De Profundis» Видя в начале литературного произведения первые слова 129-го псалма, мы должны спросить: «Что за пошлость? Нет ничего более избитого, чем библейская цитата в заголовке». И правда, это заглавие было расхожим в то время, оно добралось и до «ужастиков»: Артур Конан Дойль назвал так свой рассказ о явлении жене призрака умершего мужа. Но книга Уайльда заслуживает названия, потому что она — редкий случай — рассказ искренне раскаивающегося, раздавленного обстоятельствами, всеми оставленного человека. Это «кейс» пророка Давида. Христианство викторианского аристократа — ленивое, бездеятельное, скорее созерцатальное. Оно восхищается жертвой Христа, мальчика, забравшегося в сад великана-эгоиста, или каменного принца, отдавшего свои глаза-бриллианты, но само не умеет страдать за другого, не умеет отдавать.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-kni...

– Каково самое значимое для вас произведение Достоевского, самый любимый из его героев, самое важное для вас его высказывание? Дьявол всегда хочет нашей погибели, Бог – нашего спасения, а в центре находимся мы и наша свобода – Свое самое любимое высказывание Достоевского я встретил в произведении, с которого открыл его для себя и которое впоследствии стало моим самым любимым – в романе «Братья Карамазовы». Фраза звучит так: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Если мне не изменяет память, произнес ее Дмитрий Карамазов. Эта фраза содержит очень глубокую мудрость, проистекающую из трудов святых отцов Церкви. Они постоянно напоминают нам о внутренней борьбе с искушениями, которую мы должны вести, чтобы победить их и позволить Божественной благодати наполнить нас и руководить нами. Дьявол всегда хочет нашей погибели, Бог – нашего спасения, а в центре находимся мы и наша свобода. И сочинения святых отцов, и творчество Достоевского могут дать нам нужные средства, чтобы выйти из этого духовного боя победителями. Говоря о своем самом любимом герое, я остановлюсь на Алеше Карамазове. Хотя, конечно, есть и другие герои, которые мне нравятся: старец Зосима, князь Мышкин, Соня Мармеладова и даже такой явно отрицательный персонаж, как Николай Ставрогин. Но именно в Алеше Карамазове Достоевский выразил важнейшие евангельские черты – это его невероятная скромность и простота, его способность любить и не осуждать даже самого низкого и грубого человека. С моей точки зрения, в этом персонаже Достоевский как будто бы собрал все качества, которые при поддержке Бога помогают победить зло. В понимании духовного содержания произведений Достоевского мне близки интерпретации современного исследователя его творчества Михаила Дунаева . – Достоевский является одним из главных писателей-философов мировой литературы. Какие затронутые им философские проблемы лично вам кажутся наиболее важными? Емкие диалоги персонажей Достоевского обладают б о льшей глубиной, нежели пространные сочинения иных философов

http://pravoslavie.ru/142992.html

35 Оскар (1902–1999) – один из крупнейших протестантских ученых, экзегет, создатель т. н. историко-сотериологического метода экзегезы, историк Нового Завета. Большое внимание уделял вопросам христологии. Был активным поборником лютеранско-католического диалога, деятелем экуменического движения, интеллектуально открытым межконфессиональному диалогу. Автор многих работ, наиболее известны: «Христос и время», «Спасение как история». Был приглашен наблюдателем на II Ватиканский собор. 36 Иоахим (1900–1979) – один из наиболее известных немецких протестантских богословов, библеист-историк. Специалист по новозаветной экзегезе. Авторитетный ученый, знаток арамейского языка, занимавшийся «восстановлением первоначального содержания» проповеди Иисуса. Главные работы: «Притчи Иисуса» и особенно «Богословие Нового Завета». 37 Εν μυστηρω – выражение, которое может означать также «скрыто» или «сакраментально». По-видимому, оно употребляется здесь, чтобы дать понять, что некоторые учения сохранялись в христианской общине как тайные, в отличие от Писаний, которые были известны всем. 39 Basilius Caesariensis. De Spiritu Sancto, 27 (66)//PG 32, col. 188a [Василий. Творения. Ч. 3. С. 331–332]. 43 Irenaeus. Adversus haereses, III, 24, 1 [Ириней. Сочинения. С. 312]; англ, пер.: The Ante-Nicene Fathers. Vol. 1. NY, 1925. P. 458. 44 Cp. нашу статью с таким же заглавием: Meyendorff J. Tradition and Traditions: Towards a Conciliar Agenda//SVSQ. 1962. Vol. 6. 3. P. 118–127. 45 См., в части., его послание Петру Антиохийскому: Michael Cerularius. Epistola 3//PG 120, col. 781b-796a. 47 В своих посланиях этого времени папа говорит о сохранении греческой литургии и практики в Константинополе лишь в качестве временно терпимых; см.: PL 215, col. 964d-965a; PL 216, col. 902ab; cp.: Rousseau O. La question des rites entre Grecs et Latins des premiers siècles au concile de Florence//Irénikon. T. 22. 3. 1949. P. 253–254; Jugie M. Le schisme. P. 253. 49 В своей энциклике 867 г. Фотий прибегает к чисто дисциплинарным и литургическим обвинениям латинян (пост в субботу, безбрачие духовенства, миропомазание только епископами). Однако патриарх имел в виду деятельность латинских миссионеров в Болгарии – местности, которую он считал частью своего патриархата и где латинское духовенство отрицало законность греческой практики. Следовательно, нет существенного противоречия между его позицией в 861 и 867 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010